Диагностика по программе добрый мир. по духовно-нравственному воспитанию. Уровень развития интегративных качеств

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)» является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011).

Он разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо - плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (СД - диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования второго поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.


М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

В сборнике методических материалов представлены: 1. Концептуальное обоснование Содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей»; 3. Методические разработки занятий. В Приложениях представлен справочный материал.

Отбор содержания произведен с учетом ФГОС дошкольного образования (2013г.), федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г.), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры по авторской программе «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов в 55 регионах РФ в 2004-2011 гг., ставшей основой программы экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») (2009 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования.

Методическое пособие входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» (в составе 8 пособий). Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Раздел 1. Общая характеристика программы.

Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей»
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет.
2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)»
2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет.
2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования.
2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

П р и л о ж е н и я
Приложениe 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир».
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир».
Приложение 3. Возрастные особенности детей.
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования.
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев.

Литература для детей.

Литература для воспитателя.

Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Х Р Е С Т О М А Т И Я В 4 К Н И Г А Х

КНИГА 1. Прогулки по дням творения
Наш красивый добрый мир. Тропинки прогулки. «Что мы видим на прогулке?»
Прогулка первая: «Свет. День. Ночь».
Прогулка вторая: «Небо».
Прогулка третья: «Земля. Вода. Растения».
Прогулка четвертая: «Солнце. Луна. Звезды».
Прогулка пятая: «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Прогулка шестая: «Человек. Животные».
Прогулка шестая: «Человек».
Прогулка седьмая: «День отдыха (покоя)».
Кто сотворил наш красивый, добрый мир?

КНИГА 2. Хорошо - плохо
Рассказ первый: «Что хорошо и что плохо?»
Рассказ второй: «Будь послушным!»
Рассказ третий: «Помоги!»
Рассказ четвертый: «Не спорь! Прости!»
Рассказ пятый: «Будь скромным! Не хвастайся».
Рассказ шестой: «Не кради! Не обманывай!»

КНИГА 3. Устроение отношений в нашей жизни
Рассказ первый: «Моя семья. Наш род».
Рассказ второй: «Моя Родина».
Рассказ третий: «Православный храм».
Рассказ четвёртый: «Наши меньшие друзья».

КНИГА 3. Ценности жизни христиан
Чему мы радуемся? Православные праздники.
Праздник Воскресения Христово. Пасха.
День Ангела. Небесные покровители.
Воскресный день.
Окончание путешествия. Благодарение.

Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используется в комплекте с другими пособиями.

В рабочей тетради представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий. Взаимосвязь заданий указана символическими обозначениями, соответвующими рубрикам «Путешествие с книгой» и «Рисуем», с указанием номера страниц книг-хрестоматий.


Н А Г Л Я Д Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы

Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.

В пособии представлены наглядные материалы для иллюстрации темы «Православный храм» (книга-хрестоматия 3, страницы 42-55).

В наглядных материалах представлены иллюстрации и фотографии произведений иконописи, памятников церковной архитектуры, рисунки детей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Людмила Фадеева
О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников.

Программа Шевченко Л . Л. «Добрый мир » --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников , одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно -нравственная культура (православная культура ) » основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

Разработана программа «Добрый мир » в соответствии с Федеральным Законом «» Об образовании ». Она прошла апробацию в 55областях РФ.

Редакционный совет программы возглавляет Антонова Л. Н., бывший министр образования Правительства Московской области .

Эта программа создана для обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно -нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно -нравственная культура народов России» .

Это часть единой авторской программы «Духовно -нравственная культура. Православная культура » для 1-11 классов общеобразовательной школы , обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей. Следовательно, наши выпускники получат необходимый багаж знаний для продолжения обучения в школе по программе «Духовно -нравственная культура. Православная культура ».

Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир » в области духовно-нравственного и православного образования . Как и дети, радуюсь каждому занятию-общению : это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному воспитанию дошкольников программа «Добрый мир » самая глубокая и богатая по подбору материала.

Положительные стороны программы (из опыта работы) : детям нравятся прогулки и занятия , на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал : поэзия и проза духовно-нравственного , православного и эстетического направления ; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно) ; родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение ! Сильная и художественно оформленная методическая база : методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск.

Трудности в проведении занятий : нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников , приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду : познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество; не вся классическая музыка, особенно романсы, понятна детям.

В завершение хочу подчеркнуть : нам, воспитателям, необходимо формировать духовно -нравственные личности для спасения человечества от гибели и верным и надёжным путеводителем на этом пути для нас служит программа «Добрый мир » Шевченко Л . Л.!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 8»

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проект

по духовно-нравственному воспитанию

детей подготовительной к школе группы

«Добрый мир»

(срок реализации 1 год).

Проект разработан воспитателем:

Фониной Натальей Владимировной

«Ничто не обходится так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М. Сервантес.)

Сформированность духовно - нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания мы уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения?

Ведь жизненные условия, в которых находится ребёнок (влияние радио и телевидения, литературы, музыки, общения), требуют постоянного внимания к подрастающему поколению.

В программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, есть раздел социально-личностного направлении работы с детьми, но он не входит в сетку занятий. Поэтому воспитатели иногда упускают этот раздел, как воспитательный. Но ведь он является одним из главных. Если ребёнок не станет великим математиком - это не беда, но если он не станет добрым, отзывчивым, внимательным, предупредительным, то зря мы его учили всему остальному.

Проект составлен на основе программы Шевченко Л.Л. «Духовно-нравственная культура «Добрый мир».

Целью данной проекта является дополнение основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи: Духовно-нравственное развитие детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания. Послушания родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.

Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: не обижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами этики, не осуждая других.

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Особенностью программы является многократное закрепление ценностей в рамках различных видах деятельности детей: слушании текстов, играх, рисовании, пении театрализациях, решении проблемных ситуаций нравственного выбора.

Реализация проекта по нравственному воспитанию предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Весь материал систематизирован. Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию детей представлена в следующих блоках:

Устроение отношений в мире.

Будь послушным! Трудись!

О милосердии, любви, заботе.

О прощении, упрямстве.

Будь скромным! Не хвастайся!

Не кради! Не обманывай1

Отношения детей и родителей.

Православный храм в жизни человека.

Наши меньшие друзья.

В рамках представленных блоков распределены темы содержания работы, чтение и обсуждение художественных произведений; работа с иллюстрациями; игры: дидактические и подвижные, рисование, слушание и пение песен.

Проект рассчитан на детей 6-7 лет

Срок реализации -1 год .

Ожидаемые результаты : дети должны быть добрыми, послушными, заботливыми, честными, трудолюбивыми.

Формой подведения итогов дополнительной образовательной программы является карта уровня усвоения детьми данной программы (прилагается).

Учебно-тематический план.

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

Наш красивый добрый мир.

Добрый помощник.

Умеем ли мы дружить.

О милосердии любви, заботе.

О трудолюбивых и ленивых.

Как мы можем потрудиться.

Когда бывает скучно.

Щедрость и жадность.

О моём друге.

Наши добрые дела.

Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных.

Как следует относиться к людям.

Мои друзья.

Почему что-то не получается.

Кто сильнее: кроткий или сердитый.

Кто самый главный.

Спор в мире животных.

Скромность и гордость.

Чужое и своё.

Моя мама.

Мужчины нашей семьи.

Рождество Христово.

День ангела.

Наши меньшие друзья-птицы.

Забота человека о животных.

Методическое обеспечение и условия реализации проекта.

Название

темы

Форма работы

Цель

Способы

Средства

I Устроение отношений в мире.

Наш красивый,

Добрый мир.

Беседа

Выяснить у детей их представление о поступках.

Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

Чтение. Обсуждение. «Как отличать добро от зла». Чтение. Обсуждение. «Отчего зло».

Заучивание главных правил жизни добрых детей.

Рисование, добрые правила жизни «Радуга».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо-плохо»,

Что есть добро, а что есть зло.

Обсуждение

Развивать способность понимать действия, изображённые на картинке, и умение характеризовать их.

Проявлять доброту к окружающим.

Игра «Какими должны быть дети».

Чтение «Добродетели», «Благородство».

Рассматривание иллюстрации «Добрые дела».

Разучивание песенки «Если добрый ты».

Аудиозапись песни «Если добрый ты».

Добрый помощник.

Дать детям понять, что люди большей частью не бывают злыми или добрыми всегда и во всём, что злой человек может стать добрым, может измениться.

Обсуждение поговорки «Добро не умрёт, а зло пропадёт».

Чтение стихотворения «Совесть подсказала».

Чтение «Как Ваня хорошее делал».

Рисование «Дерево добра».

Игра «Аптека добрых дел».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Умеем ли мы дружить?

Обсуждение

Чтение. Обсуждение. Стихотворение «Дружба».

Заучивание скороговорки «С кем поведёшься, от того и наберёшься».

Игровая деятельность: «Дружно», «Как сделать мир добрее».

Слушание песни «Дорога добра».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Дорога добра».

II Будь послушным! Трудись!

II Будь послушным! Трудись.

II Будь послушным! Трудись.

О милосердии, любви.

Размышление

Продолжать формировать умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам произведений, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества: послушание взрослым.

Обсуждение сказки «Колобок», рассказа «Непослушный сын».

Творческая работа. Рисуем по сюжетам произведений.

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Цветные карандаши,

О непослушании в рассказах и творениях.

Формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (причины поступка героя и наступившие последствия).

Чтение. Обсуждение коротких рассказов «Дерзкая молодая муха», «Воробышек и огонь», «Три златогривые рыбки», «Непослушный мишутка».

Работа с иллюстрацией «Слушайся маму».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

О трудолюбивых и ленивых.

Обсуждение

Воспитывать в людях трудолюбие, желание помогать, быть нужным другим людям.

Чтение. Обсуждение. «Мудрый царь», «Стрекоза и муравей».

Обсуждение пословицы «Терпение и труд всё перетрут».

Драматизация басни «Стрекоза и муравей»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Костюмы для драматизации

Как мы можем потрудиться.

Подвести детей к пониманию, уважение других человек заслуживает своим трудом.

Замечать образные слова и выражения, чувствовать музыкальность, ритм и рифму песни.

Обсуждение поговорки «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай».

Чтение стихотворения «Приглашение к труду».

Пение песни «Антошка».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Антошка».

Когда бывает скучно.

Чтение-обсуждение

Учить детей понимать иносказание, побуждать к высказыванию оценки поступков героев произведений.

Обсуждение пословиц: «Не будет скуки, коль заняты руки», «Доброе дело два века живёт».

Чтение. Обсуждение коротких рассказов «Трудолюбивый и ленивый брат», «Утренние лучи», «Маленький садовник», «Старик», «Две тучки», «Лентяй и солнце».

Игровая деятельность «Ленты тянутся».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Атрибут для игры «Ленты тянутся»

III

III О милосердии, любви, заботе.

III О милосердии, любви, заботе.

Щедрость и жадность.

Воспитывать у детей доброту, об отношении к сироте.

Обсуждение «Все мы

делим пополам»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

О моём друге.

Обсуждение

Воспитывать у детей доброе, гуманное отношения к друзьям.

Чтение. Обсуждение. «Божий фонарик»

Задание «Зажги фонарик в своей душе».

Слушаем и учим песню «Вот что значит настоящий верный друг».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Вот что значит настоящий верный друг».

Наши добрые дела.

Воспитывать у детей нравственного чувства, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи.

Чтение. Обсуждение стихотворений «В дороге», «Посидим в тишине».

Рассматривание иллюстрации «Хорошо ли поступает мальчик».

Пение песни «Как положено друзьям, всё мы делим пополам»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной».

Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных

Воспитывать у детей нравственного чувства ответственности, заботы о людях.

Чтение. Обсуждение. «Собака и тень», «Три малыша», «Сказка о пчёлке –«Мохнатке».

Обсуждение поговорки «За чужим погонишься, своё потеряешь».

Пение песни «Когда мои друзья со мной».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Когда мои друзья со мной».

IV О прощении, упрямстве.

IV О прощении, упрямстве.

III О милосердии, любви, заботе.

IV О прощении, упрямстве.

Как надо относиться к людям.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения. Вырабатывать в детях навыки хорошего поведения по отношению к взрослым и сверстникам.

Чтение. Обсуждение. «Обида», «Прощение».

Работа с иллюстрациями «Обида-радость».

Чтение. Обсуждение. «Как лучше общаться с друзьями».

Игровая деятельность «Как лучше общаться с друзьями».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Мои друзья.

Слушание музыки

Расширять представления детей о взаимоотношениях людей, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям.

Слушание и разучивание песни «Улыбка».

Заучивание правила «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты относись к ним».

Игровая деятельность «Хорошо - плохо».

Творческая деятельность: «Рисуем улыбку».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Цветные карандаши, бумага.

Почему что-то не получает-ся.

Познакомить детей с понятием, упрямство. Учить чувствовать образный язык басни.

Чтение. Обсуждение. «Бараны».

Работа с иллюстрацией к рассказу.

Чтение. Обсуждение басни «Лебедь, рак и щука».

Работа с иллюстрацией к басне.

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Кто сильнее: кроткий или сердитый

Обсуждение

Развивать способность самостоятельно устанавливать причинно - следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний. Формировать желание подражать нравственным поступкам героев.

Чтение. Обсуждение. «Ветер и солнце»

Рисование «Доброе солнце, злой ветер».

Пение песни «Улыбка».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Улыбка».

V

V Будь скромным! Не хвастайся!

IV О прощении, упрямстве.

V Будь скромным! Не хвастайся!

Кто самый главный.

Обсуждение

Раскрывать общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, выделять слова автора (гордо хвастался, скромно стоял и т.д.), характеризующие самих героев, и их поступки.

Чтение. Обсуждение. «Кто самый главный».

Работа с иллюстрацией «На что похожа рука»

Чтение. Обсуждение. «Как поспорили части человеческого тела».

Игровая деятельность «Посмотри - угадай».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Спор в мире животных.

Чувствовать образный язык рассказов, сказок, стихотворений. Понимать: зависть и хвастовство – наказуемо.

Чтение. Обсуждение. «Галка в чужих перьях».

Рисование по сюжету рассказа.

Чтение. Обсуждение» Лягушка и вол».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Скромность и гордость.

Дать понятия о таких нравственных качествах, как скромность и гордость через художественные произведения.

Чтение. Обсуждение. «Пылинка и капелька».

Работа с иллюстрацией «Расскажи, что нарисовано».

Чтение. Обсуждение. «Море и лес».

Загадка «Как следует относиться друг к другу»

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

VI Не кради! Не обманывай!

VI Не кради! Не обманывай!

VI Не кради! Не обманывай!

Чужое и своё.

Беседа - обсуждение

Воспитывать у детей нравственное чувство стыдливости совершения безнравственных поступков: не кради, не обманывай.

Заучивание правила «Не кради, не лги».

Чтение. Обсуждение. «Вору - зло, а доброму добро», «Косточки».

Игровая деятельность «Капуста».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Откуда ложь? Как с ней бороться.

Чтение. Размышление

Продолжать формировать у детей представления о таких понятиях, как ложь, честность.

Чтение. Обсуждение. «Ложь».

Игровая деятельность «Ложь-гора».

Обсуждение поговорки «Шила в мешке не утаишь».

Задание «Угадайка, чего боится хитрая ложь».

О злых сёстрах - Лжине и Хитрине.

Чтение-обсуждение

Раскрыть общественную значимость описываемого явления, взаимоотношений героев, выделять слова автора (хитрость, зло, совесть, стыд, добро), характеризующие самих героев, и их поступки.

Чтение. Обсуждение. «Как Наташа у сестры хитринку купила».

Работа с иллюстрацией.

Чтение. Обсуждение. «Почему заплакал Петя».

Сочиняем сказку «Как злые и добрые сёстры ходили в гости».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо».

Добрый человек - счастливый человек.

Обобщать правила доброго. Вежливого поведения. Проявлять доброту к окружающим, умение предвидеть последствия поступков для окружающих.

Чтение. Обсуждение. Стихотворение «Заповеди».

Работа с иллюстрацией «Кого и чем я могу порадовать».

Чтение. Обсуждение. «Счастливый человек».

Пение песни «Доброта».

Книга 1. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Хорошо -плохо». Аудиозапись песни «Доброта».

VII Отношение детей и родителей.

VII

VII Отношения детей и родителей!

Формировать представление о мире семьи. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.

Чтение. Обсуждение. «Мой род».

Музыкальная деятельность «Родной дом».

Чтение. Обсуждение» Седьмая дочка».

Игровая деятельность «Проверь своё отношение», «Правильно -неправильно».

Моя мама.

Чтение-обсуждение

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться о ней и помогать.

Чтение. Обсуждение. «Мама», «Какая твоя мама», «Три солнышка».

Заучивание пословицы «При солнышке тепло, при матери добро».

Слушание песни «Пусть всегда будет мама».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Пусть всегда будет мама»

Мужчины нашей семьи.

Вызывать желание подражать в достойном поведении. Знакомить с произведениями о взаимоотношениях между ребёнком и отцом в семье.

Чтение. Обсуждение. «На работу с папой», «Отец и сыновья», «Отец».

Игра «Дружная семья».

Музыкальная деятельность: придумывание дополнительных припевов к песне «Солнечный круг».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Солнечный круг»

Старшие члены семьи - бабушка, дедушка.

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях. Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.

Чтение и обсуждение:

Поговорки «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»;

Текстов «Почитай старых, сам будешь стар»,

Стихотворений «Бабушка», «Мамина мама - моя бабушка».

Работа с иллюстрациями «Старый дедушка», «Бабушка и внучка».

Игровая деятельность «Баба и пирожок».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Православный храм в жизни человека.

VIII Родина.

VIII Родина.

Православный храм и православные праздники.

Беседа-знакомство

Познакомить детей с храмом. (Экскурсия в храм). Обсудить с детьми, как человек становится христианином? Значение храма для человека.

Рассматривание иллюстраций, изображение театров, магазинов, музеев. Рассказ о православном храме. Смотрим иллюстрации.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись «песни о России».

Цветные карандаши, бумага.

Рождество.

Знакомство - обсуждение

Познакомить детей с понятием православный праздник. Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Рассматривание иллюстрацией о Рождестве.

Музыкальная деятельность: слушание песни

« Рождественская елочка».

Творческая деятельность: рождественские подарки, выставка рисунков «Ангелы».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм» .Цветные карандаши, бумага.

Формировать понятие о празднике. В общих чертах рассказать о смысле праздника.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Цветные карандаши, бумага.

День ангела

Беседа - обсуждение

Формировать понятие: о небесных покровителях. Обсуждаем-размышляем. « В честь кого я назван? Чем порадовать близких людей».

Чтение и обсуждение именин, играем,

«Каравай»

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Православный храм»

Аудиозапись: песенка про ангелов.

IX Наши меньшие друзья.

IX Наши меньшие друзья.

IX Наши меньшие друзья.

Когда человек понимал животных.

Познакомить детей с понятием: что такое доброе отношение к животным. Подвести к пониманию, что в отношении к животным проявляется культура человека.

Чтение и обсуждение: «Как человек давал имена животным», «Язык зверей».

Творческая деятельность: сочиняем, рисуем по сюжетам стихотворений «ответы» человеку.

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Цветные карандаши, бумага

Наши меньшие друзья-птицы.

Учить детей внимательно, по-доброму, правильно относиться к птицам.

Чтение и обсуждение: «Воробей», «Голодная птичка», «Покормите птиц», «Добрая девочка».

Работа с иллюстрацией: «Птичьи враги», Лесной доктор».

Музыкальная деятельность: слушание А. Алябьев «Соловей».

Игровая деятельность: «Птичка».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись музыки «Соловей» А.Алябьева.

Забота человека о животных.

Чтение - размышление

Показать, как люди заботятся о природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказывать ей посильную помощь.

Чтение и обсуждение: «Находка», «Котёнок».

Работа с иллюстрацией «Друзья», «Кошка смотрит в окно».

Музыкальная деятельность: пение песни «Пропала собака».

Творческая деятельность «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Аудиозапись песни «Пропала собака».

Краски, бумага.

Как человек должен относиться к растениям, к рыбам и другим творениям.

На конкретных примерах (героев художественной литературы) формировать представление о доброте, учить детей заботиться о природе.

Чтение и обсуждение: «Растите колокольчики».

Отношение к рыбкам в произведениях «Форели»,

«Мальчик и рыбки».

Беседа «Что такое «Красная книга»

Рассматривание иллюстраций «Люби, жалей».

Книга 2. Шевченко Л.Л. духовно-нравственная культура «Добрый мир», «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья».

Использованная литература для воспитателя.

1. Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС».2011. - 192с.

2.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2009. - 96с.

3.Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2012. 208с.

Используемая литература для детей.

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно - методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012.176 с.

2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2012.96 с.

3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга3.Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно - методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.96 с.

Мониторинг детского развития

Группа детского сада:

Дата проведения мониторинга:

Воспитатели:

Фамилия

ребёнка

Уровень развития интегративных качеств

Умение правильно оценивать поступки героев художественных произведений, характеризовать нравственные качества

Умение оценивать поступки товарищей

Умение оценивать свои поступки

Представление о семье

Представление об обществе

Отношение к природе

Знание пословиц, поговорок на этическую тему

В - высокий

Д - достаточный

С - средний

Елена Гаранина
Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Прогулка по дням творения» (по прогр. Л. Шевченко «Добрый мир»)

Прогулка по дням творения

Задачи :

1. Закрепить представления детей о Боге - Творце мира , знакомить детей с Библейским повествованием о сотворении мира , показать величие и могущество Творца .

2. Формировать интерес к познанию мира, показать Землю, как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формировать чувство благодарности за данные людям блага и красоту.

3. Воспитывать любовь к Богу , к природе как творению Божиему . Способствовать развитию желания выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе .

Предшествующая работа :

Наблюдения на прогулках за небом , облаками, тучами, дождём, снегом, растениями, птицами, насекомыми.

Экскурсии к водоёму, в лес, в парк, на луг, на огород.

Беседы с детьми, чтение художественных произведений, заучивание стихов.

- Рисование на темы : «Облака – белогривые лошадки» , «Радуга-дуга» , «Золотой дождик над полем» , «Солнце и звёзды» , «Зимние деревья» , «Яблонька» и др.

Обсуждение пословиц, размышления : «Язык - не лопатка, знает, что горько, что сладко» , «У слепого глаза на пальцах» , «Не видна душа, а всем телом ворочает» , «Платье - на год, тела – на время, а душа – на век» и др.

Слушание музыкальных произведений : М. Мусоргский «Прогулка » из цикла «Картинки с выставки» ; П. И. Чайковский «Осень» , «Осенняя песня» , «Подснежник» , «Мой садик» , «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» ; РНП «Как у наших у ворот» , «Светит месяц» ; Ю. Пастернак «Чудесная песенка» ; Л. Марченко «Ангел» ; В. Кузьменков «Пасху радостно встречаем» и др.

Материалы к занятию :

Мультимедийная презентация для детей «Прогулка по дням творения » ;

Карточки с изображением всех семи дней творения ;

Ход занятия:

Дети сидят полукругом перед экраном.

Воспитатель рассказывает и сопровождает свой рассказ показом мультимедийной презентации.

Всё, что нас окружает, называется миром. (Слайд №1) Это земля, люди, солнце, луна, звёзды, моря, океаны, птицы, рыбы и животные. Как же устроен наш мир? Давайте посмотрим вокруг. Мы видим нашу улицу, по ней едут машины, вдоль улицы стоят дома. Кто создал эти машины? Кто проложил дороги? Кто построил дома? Всё это создано человеком.

А что мы увидим, если посмотрим наверх? (Слайд №2) Мы видим голубое небо, светит солнце, летают птицы. Но всегда ли продолжается день? (Слайд №3) Нет, день заканчивается, но земля не остаётся в темноте : (Слайд № 4) на смену солнцу приходит луна, загораются звёздочки. Кто же создал солнце, луну, небо, звёзды, кто устроил разумный порядок их работы? Мог ли всё это сделать человек? Как же возник наш мир? Об этом рассказывается в книге, которая называется Библия. Мир сотворил Бог . Бог очень добрый . И он сотворил мир , чтобы он тоже был добрым .

Вот как это было. Сейчас есть земля. На ней живут люди и мы с вами. Светит солнце, которое даёт нам свет. А раньше ничего этого не было. И всё сотворил Бог . И сказал Бог : «Да будет свет!» и стало светло. (Слайд № 5) Бог отделил свет от тьмы, Он назвал свет днём, а тьму – ночью. Так в первый день Бог создал день и ночь. (Воспитатель предлагает одному из детей подойти к, взять нужную карточку с изображением первого дня творения и прикрепить ее к доске).

Во второй день Бог создал наше небо – облака и воздух. (Слайд № 6) . Из облаков и туч порой идёт дождь или снег. (Следующий ребенок берет карточку с изображением второго дня творения и крепит ее к доске ).

На третий день Бог создал (слайд № 7) землю, (слайд № 8) моря и океаны. А потом Он повелел вырасти (слайд № 9) растениям : деревьям, цветам, травам. (слайд № 10) Земля зазеленела и стала красивым садом. (Крепят к доске карточку с изображением третьего дня творения ). Давайте мы с вами в этом саду поиграем в игру, которая называется «Яблочко» . (Дети с помощью считалки выбирают водящего. Затем становятся в круг и берутся за руки, водящий выходит в середину. Дети идут по кругу и говорят слова :

«Яблочко, яблочко, розовый цвет.

Ветер подул и яблочка нет.

Падает с ветки, берегитесь, детки!»

Когда произносятся слова : «Ветер подул» , дети бегут по кругу. А со словами : «Берегитесь, детки!» - все должны быстро присесть на корточки. Кто из игроков быстро не выполнит команду, сделает хотя бы один шаг или упадёт, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется трое игроков, они считаются победителями.) после игры дети возвращаются на места и беседа продолжается.

В четвертый день мира Бог создал небесные светила : (слайд № 11) солнце, луну и звезды. Солнце и луна не только освещают землю. Благодаря им на смену ночи приходит день, потом лето и осень.

В пятый день мира по велению Божию появились (слайд № 12) рыбы, птицы и различные мелкие насекомые : жуки, бабочки, стрекозы. (Крепят карточку с изображением пятого дня творения ) .

Сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Рыбаки и рыбки» . Все дети – рыбки, а двое рыбаки. Рыбаки, взявшись за руки, бегают за рыбой, чтобы обхватить её свободными руками. Пойманные «рыбки» тоже становятся «рыбаками» , объединяясь в пары. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все рыбки.)

В день щестой (слайд № 13) Бог сотворил больших и маленьких четвероногих животных (зверей) : слонов и мышек, оленей и лохматых львов, пятнистых жирафов с длинными шеями и угрюмых волов. А ещё тех, кто ползает по земле. Это, например, змеи.

Земля была очень красивой. Все творения замерли в ожидании : кому же Бог подарит землю. И тогда на шестой день Бог создал человека (слайд № 14) . Тело его Он сотворил из глины . И вдунул Бог в человека душу. Бог создал человека похожим на себя (по Своему образу) . И назвал Бог первого человека Адамом.

Но Адаму было грустно одному. И Бог создал для него жену, чтобы она была его помощницей. Адам назвал её Евой.. (Крепят карточку с изображением шестого дня творения ) .

И увидел Бог, что всё, что Он сотворил в шесть дней , замечательно (слайд № 15) . В седьмой день Бог отдыхал от трудов своих. И благословил Творец седьмой день , и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.

Вот и подошло к концу наше маленькое путешествие. Бог создал этот прекрасный дом, где мы с вами живем и создал всё, что нас окружает. Он обо всем позаботился, во всем установил порядок, чтобы всем было хорошо. Ну, а мы должны любить и оберегать всё, созданное Богом, и сохранять окружающий нас мир!

Публикации по теме:

Задачи: Образовательные: Познакомить детей с образом Богородицы-Матери Божией; ввести детей в круг основных праздников и духовно-нравственного.

Цель: Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций. Задачи: -Вызвать у детей интерес.

Конспект занятия-досуга по духовно-нравственному воспитанию «Давайте жить дружно» Цель. Формировать представление о значении слов «дружба», «друзья». Развивать у детей понимание, что дружбой надо дорожить. Продолжать воспитывать.

Цель: формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения друг с другом. Формировать у детей умение играть дружно.

Одной из важнейших государственных задач современности является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями исконно русской православной культуры. Понимание того, что без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры, высказывается на высоком государственном уровне. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, справедливости, патриотизме, представления о человеке в целом.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Именно этим целям в общеобразовательной школе посвящен предметный модуль «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного с 1 сентября 2012 г. по поручению президента РФ Д. А. Медведева.

Однако начинать какое-либо воспитание необходимо еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрастном периоде идет активное накопление нравственного опыта, активного познания мира и человеческих отношений, происходит обращение к духовной жизни. Как отмечает С.Куломзина, «в эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» 1 . Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает гармоничное формирование его личности, а «отсутствие в образовательном процессе ценностных смыслов дискредитирует трансляцию культурного опыта человечества, сводя образование и обучение к передаче информации и научению, а воспитание — к нравоучению и морализации» 2 . К сожалению, многие родители и педагоги забывают об этом, превращая с раннего детства воспитание лишь в подготовку к учебе в школе.

Министерство образования Московской области плодотворно взаимодействует с Московской епархией Русской Православной Церкви, закрепив сотрудничество договором от 12.11.2001 г. , а с 2002 г. функционирует соответствующий Координационный совет.

Одной из таких программ, реализующих духовно-нравственное воспитание дошкольников, является программа Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». Она представляет собой содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования, дополняя ее обязательную часть новой образовательной областью, тем самым обеспечивая достижение духовно-нравственного развития детей, их готовность к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования « Духовно-нравственная культура народов России», а также преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования (программа является вводной частью авторской общей программы «Православная культура для 1-11 классов»). Отбор содержания программы произведен с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 23.11.2009 г. № 685), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры в 55 регионах РФ. По замыслу автора, в программе «Добрый мир» сохраняется культурологический подход изложения религиозной культуры, она носит культурологический развивающий творческо-игровой проективный характер — маршрут духовного краеведения. Введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни — задача семейного воспитания, невыполнимая в системе светского образования.

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада (от 5 до 7 лет). Учебно-методический комплект «Добрый мир. Православная культура для малышей» состоит из восьми пособий: 1) Книга 1 «Прогулки по дням творения»; 2) Книга 2 «Хорошо — плохо»; 3) Книга 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья»; 4) Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники»; 5) наглядные материалы; 6) рабочая тетрадь; 7) методическое пособие для учителя (программы, планы, разработки уроков); 8) CD-диск. Музыкальное сопровождение занятий.

Цель программы определяется как развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей 3 .

В основе программы лежат фундаментальные положения святоотеческого наследия о закономерностях духовно-нравственного развития личности, о методах и формах духовно-нравственного воспитания в соответствии с возрастными возможностями, о принципах отбора учебного материала, а также исследования научной психолого-педагогической отечественной школы о закономерностях развития и методах воспитания дошкольника, государственные документы в области образования, обобщение практического педагогического опыта духовно-нравственного воспитания и образования в РФ.

Основными содержательными компонентами программы для дошкольников являются знания о религиозной культуре как о добром, красивом мире творений Божиих; о нормах устроения отношений в мире как системе духовно-нравственных отношений человека к Богу, к обществу, к людям, себе и миру вещей, к миру природы; о ценностях жизни христиан, отразившихся в традициях православных праздников 4 . Соответственно построено и содержание учебников. В книге 1 «Прогулки по дням творения» рассказывается о сотворении мира, проявлении воли Божией о мире и человеке в устроении мироздания. Пособие является базовым в освоении главных понятий православной культуры, которые будут углубляться в следующих книгах. В книге 2 «Хорошо — плохо» углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни — послушание, трудолюбие, любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определяется как зло. В книге 3 «Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья» углубляется этическая тема, показываются примеры благочестивой жизни — того, как эти нормы проявляются в устроении повседневных отношений жизни христиан. Книга 4 «Чему мы радуемся? Православные праздники» рассказывает о счастье жизни христиан, о христианской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества и Воскресения Христова, Дне ангела как основании и завершении пути Божественного спасения человека.

По замыслу автора, в программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольника формы совместной с воспитателем групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки-путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.). Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной 5 .

В детских садах Мытищинского муниципального района работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию организована с сентября 2012 г. и проводится в двух формах: 1) в рамках организованной образовательной деятельности (ООД) как дополнение к основной общеобразовательной программе дошкольного образования по образовательным областям «Познание. ФЦКМ», «Коммуникация. Развитие речи. Общение», « Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество», « Социально-личностное развитие. Социализация» и др.; 2) в рамках дополнительного образования по выбору родителей (кружковая работа).

В течение года проведения работы по духовно-нравственному воспитанию наметилась следующая тенденция:

на 01.09.2012 г.

на 01.03.2013 г.

на 01.09.2013 г.

Кол-во дошкольных
образовательных
учреждений
внедряющих программу
«Добрый мир»

34 (из 48)

45 (из 48)

48 (из 48)

Реализация в рамках кружковой работы (кол-во ДОУ / кол-во детей)

18 / 391

21 / 467

36 / 1080

Реализация в рамках ООД (кол-во ДОУ / кол-во детей)

16 / 452

24 / 701

12 / 432

Таким образом, количество детей, с которыми ведется работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Мытищинского муниципального района в рамках кружковой работы за год увеличилось на 63,8%, а в рамках ООД уменьшилось на 4,5%, переходя в кружковую работу.

Однако следует учитывать, что если кружковая работа предполагает посещение детьми занятий вне основного времени и с согласия родителей, то организованная образовательная деятельность предполагает участие всех детей без исключения в течение дня. Следовательно, в таком случае в программе делается упор на нравственную и другие составляющие, опуская при этом духовную составляющую курса из соображений толерантности по отношению к детям маловоцерковленных или вообще невоцерковленных родителей. Таким образом, к сожалению, задачи духовно-нравственного воспитания в рамках ООД в полной мере не реализуются. Тем не менее, количество детей, посещающих занятия «Добрый мир» в рамках кружковой работы, где духовно-нравственное воспитание реализуется соответственно программе в полной мере, на 1 сентября 2012 г., согласно проведенному мониторингу, составляет 10,4% от всех воспитанников 5-7-летнего возраста ДОУ Мытищинского района, а на 1 сентября 2013 г. — 28,7% соответственно, что на 18,3% больше, чем в прошлом году.

Также следует заметить, что работа по духовно-нравственному воспитанию проводится не исключительно по программе Л. Л. Шевченко. В качестве дополнительных к основной воспитателями используются такие программы, как «Путь в храм», автор А. Г. Уралова; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Философия для детей в сказках и рассказах», автор М. А. Андрианов; «Оберег», автор Е. Г. Боронина; « Байки-побайки» , автор Е. В. Сальникова и другие подобные. Однако их содержание вызывает сомнение в истинном решении задач духовно-нравственного воспитания, подменяя его патриотическим или фольклорным элементом, порой противоречащим православным традициям. Подмена духовно-нравственного воспитания гражданско-патриотическим прослеживается на многих занятиях педагогов.

Базовой характеристикой личности являются понятия «духовность» и «нравственность». Современная светская педагогическая мысль связывает духовность личности с гуманизмом и нравственными ценностями, проявлением «человеческого в человеке», полагая, что «жить по совести — это значит быть личностью духовной» 6 . С точки зрения православного мировоззрения духовность — это «качество личности, способ ее существования, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 7 . Духовный человек всегда ощущает свое несоответствие этому идеалу и постоянно стремится совершенствоваться.

Если духовность характеризует высшие, «вертикальные» устремления личности, то нравственность — сфера ее «горизонтальных» устремлений: отношений с людьми и обществом. С точки зрения православной педагогической мысли нравственная жизнь неотделима от духовного мира человека, поскольку является способом «практической ориентации поведения личности, которому соответствует внутренняя направленность на Абсолютные ценности» 8 . По мнению Л. Л. Шевченко, «христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом общего образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников, формирования их гражданской позиции. Это находило отражение в определении задач образования, мировоззренческих установок, составляло основу анализа деятельности и отношений людей» 9 .

Таким образом, целью и объектом духовно-нравственного воспитания, по мнению Т. И. Петраковой, «является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, и от эстетического — целью и объектом которого являются чувства…» 10

Действительно, «если ориентировать подрастающего человека на так называемые общечеловеческие ценности, которые весьма размыты и относительны, где отсутствует определенный идеал, ни о каком развитии подлинной духовности не может быть и речи» 11 .

Тесно связано с духовно-нравственным воспитанием гражданско-патриотическое. Как подчеркнула в своем выступлении на IX Московских областных Рождественских образовательных чтениях Л. Н. Антонова, патриотическое воспитание направлено на формирование социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу, выполнению своего конституционного долга 12 . Все эти качества имеют большое значение для нравственного укрепления личности, поскольку «на основе чувства патриотизма, уважения к национальным святыням укрепляется любовь к Родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества» 13 . Однако гражданско-патриотическое воспитание требует восполнения духовно-нравственным, которое имеет первостепенное значение.

Неверная расстановка акцентов в ряде случаев говорит о некомпетентности педагогов дошкольных учреждений в области духовно-нравственного становления личности ребенка. В связи с этим повышению квалификации уделяется большое внимание. Так, в 2012/13, а также в 2013/14 учебных годах в ДОУ Мытищинского района проводились педсоветы и консультации для педагогов на тему духовно-нравственного воспитания в ДОУ и семье; консультации для родителей на тему «Система духовно-нравственного воспитания в семье». На районном уровне — семинар для педагогов, внедряющих программу «Добрый мир»; круглый стол по проблеме реализации программы «Добрый мир» с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния.

Однако, как показала статистика, высококвалифицированных специалистов крайне мало. Несмотря на то что краткосрочное обучение по программе «Добрый мир. Православная культура для малышей» на базе МГОУ прошли 45 педагогов района, этого недостаточно. Педагогу, тесно соприкасающемуся с душой ребенка, необходимы не только соответствующие знания, но и личный глубокий опыт жизни в православной культурной традиции, который приобретается не сразу. Вспомним слова В. А. Сухомлинского, который предъявлял достаточно высокие требования к личности педагога: «Мы должны быть… примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» 14 . Пожалуй, главным для преподавателя православной культуры должно быть осознание необходимости собственного духовного возрастания, когда «определяющим становится сознательный выбор мировоззрения, который обуславливает и мысли человека, и его поступки» 15 , а также ответственный подход к преподаванию данного предмета 16 .

Кроме того, некомпетентными в данной области являются и большинство родителей, воспринимая зачастую данный курс интуитивно и в общих чертах. Условием посещения детьми кружка во многих случаях является уже знакомый родителям педагог, которому можно довериться, а не профессиональный специалист и содержание курса.

Тем не менее, известны и противоположные положительные примеры. Так, в детском саду поселка Пирогово Мытищинского района существует многолетняя традиция проведения подобных занятий с участием священника и творческой инициативой родителей.

Подобные примеры делают необходимым выстраивание последовательной работы педагога с родителями и семьей в целом. Например, может оказаться целесообразным подбор интересных заданий по пройденной теме для совместной домашней работы родителей и детей; организация выставок работ детей для демонстрации родителям; вывешивание информационных содержательных листов (например, «Как определить День ангела ребенка?»), а также информационных листов с темой и целью пройденного занятия. Подобная примерная работа с родителями предлагается автором курса «Добрый мир. Православная культура для малышей» в методическом пособии.

Итак, продолжая анализировать проделанную работу в Мытищинском районе за 2012/13 уч. г. и подводя итоги результатов проведенных диагностик, отметим, что у детей старшего дошкольного возраста в рамках программы на занятиях формировались культурологические знания и представления о смысле праздников Рождества Христова, Пасхи, Дня ангела; базовые моральные чувства, такие как умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира как гармоничного, красивого творения Божия; различать добрые дела и плохие поступки; находить хорошие качества в друге; различать в себе добро и зло (выделять в себе недолжное); видеть и понимать действия и последствия послушания-непослушания; иметь представления о дружбе, трудолюбии и лени, щедрости и жадности, милосердия и заботы о ближнем; иметь представление о действии прощения, гнева-кротости, скромности-хвастливости, честности и воровства; видеть действия и последствия правды и лжи.

В качестве итоговых мероприятий с детьми проводились конкурсы рисунков «Рождество Христово», «Рождественские кружева», «Зимняя фантазия», «Подари улыбку миру»; конкурсы детских поделок «Ангелочек и Я», «Добрый ангел», ко Дню Матери; районный отборочный тур Международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Пасхальное яйцо 2013»; конкурсы чтецов «Моя страна — моя Россия», «Мир встречает Рождество»; праздники и досуги: «Зимние забавы», «Рождественские колядки», «Крещенские посиделки», «Пасхальная сказка», «Масленичные гуляния»; на районном уровне — конкурсы детского творчества.

Несмотря на существующие трудности, работа в данном направлении продолжает развиваться. При управлении образования Мытищинского муниципального района создана рабочая группа для разработки учебно-тематического планирования, планов-конспектов занятий, анкет-опросников, диагностики уровней усвоения программы. В планах на будущий год:

— проведение круглых столов с участием представителей духовенства Мытищинского благочиния на тему «Актуальные вопросы по преподаванию модуля „Православная культура для малышей“ в рамках реализации программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »; «Обогащение знаний педагогов о духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста посредством использования модуля программы „Добрый мир“ Л. Л. Шевченко »;

— районный семинар на тему « Ценностно-содержательная основа модуля „ Духовно-нравственная культура“ (представление педагогов о формировании у детей старшего дошкольного возраста основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор)»;

— организация работы районного методического объединения по реализации программы «Добрый мир» и др.

Еще раз возвращаясь к цели данного курса и содержанию организованной работы Министерства образования Московской области в данном направлении, хочется подчеркнуть, что сегодня очень важно формировать нравственное начало, приобщать подрастающее поколение к духовным и национальным традициям, вовлекать в деятельность по сохранению культуры, обеспечивать тесное взаимодействие семьи и образовательного учреждения. Вслед за протоиереем В.Зеньковским отметим, что духовно развитый человек — это «не тот, кто только понимает, но тот, кто и правильно оценивает, и верно действует» 17 . «Духовно и нравственно развитый ребенок живет с ощущением своей духовной „сопричастности“ к жизни окружающей его действительности, он имеет живой интерес к происходящим событиям, искренние и добрые чувства по отношению к окружающим людям, сердечные устремления к Богу, а также чувство ответственности за свои действия, слова и мысли… При этом ребенок реально проявляет чувство милосердия и сострадания к ближним, поскольку воспринимает их как духовно близких людей» 18 .

Л. И. Мумрикова
канд. пед. наук,
старший преподаватель кафедры
общей педагогики ПСТГУ

Список литературы:

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сб. науч. тр. и материалов по итогам науч.конф./ Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

2. Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождест-венских образовательных чтений http://www..

3. Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. 239 с.

4. Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. 194 с.

5. Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. 154 с.

6. Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. 192 с.

7. Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

8. Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С. 6-11.

9. Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. 96 с.

10. Склярова Т. В. Личностная характеристика

и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

М., 2005. С. 684.

11. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. 224 с.

12. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. 202 с.

13. Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. 119 с.

    1 Куломзина С. Наша церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире. М., 2007. С. 38.

    2 Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: Сборник научных трудов и материалов по итогам научой конференции / Н. М. Борытко, науч. ред. Волгоград, 27-30 сент. 2004: В 2 ч. Волгоград, 2005. Ч. 1. С. 238.

    3 Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. М., 2012. С.7.

    4 Там же. С.30.

    5 Там же. С. 8.

    6 Никитин А. Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. № 1-2. С.6-11.

    7 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 109.

    8 Там же. С. 114.

    9 Шевченко Л. Л. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса. М., 2003. С. 12.

    10 Петракова Т. И. Духовно -нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М., 2004. С. 5.

    11 Дивногорцева С. Ю. Духовно -нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М., 2008. С. 146.

    12 Выступление министра образования Московской области Л. Н. Антоновой на торжественном открытии IX Московских областных Рождественских образовательных чтений http://www..

    13 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 119.

    14 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М., 1983. С. 22.

    15 Склярова Т. В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя

    «Основ православной культуры» // XIV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы.

    М., 2005. С. 684.

    16 Мумрикова Л. И. Образ учителя Православной культуры: профессиональные, нравственные

    и духовные качества // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика и психология. М., 2012. № 2 (25). С. 17-23.

    17 Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 1996. С. 8.

    18 Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учеб. пособ. М., 2004. С. 104.