Платок что символизирует на руси. Смысл жизни женщины. Платок или плат - символ женственности и скромности, олицетворение благочестивой жизни женщины. Красный платок - символ революции

Для одних женщин платок является символом их набожности и принадлежности к религии, для других этот аксессуар имеет намного меньшее значение и используется в качестве головного убора, защищающего от холода или добавляющего внешнему облику больше яркости и стиля.

Платок в разные времена и в разных религиях

В античности платок использовался женщинами наравне с вуалью, а страны Востока надолго сохранили эту традицию. Символ подчинения женщин перед мужчинами, а значит и перед Богом, – платок все еще сохранил это значение в Исламе, среди православных и в католицизме.

В Африке у платка совсем другое значение. Женщины носят его на голове для защиты, красоты и как символ. Он защищает своих обладательниц от колдовства, а в зависимости от того как он связан, указывает на социальное положение.

Ношение платка во многих религиях связано со скромным поведением женщин и мужчин. Последователи иудаизма обязывают замужних женщин покрывать голову. Сикхи как юноши, так и некоторые девушки, носят платок, который называется «бандана», прежде чем надеть тюрбан.

На Западе платок является наследием христиан. Замужние женщины западной и восточной Европы долгое время носили платок. Католическая церковь когда-то требовала от женщин, посещающих церковную службу, чтобы они надевали этот головной убор. В православных церквях это требование сохранилось до сих пор наравне с ношением женщинами длинной юбки.

Способы ношения платка часто бывают культурно обусловлены. В России принято завязывать платок у подбородка, а женщины из Чили завязывают его на затылке.

Популярность платка как модного аксессуара

В современном мире платок все чаще оказывается лишен религиозного подтекста. Особенно это касается западного мира. В пятидесятые годы двадцатого века итальянский дизайнер Эмилио Пуччи предложил миру моды коллекцию шелковых платков с рисунком. При этом он подчеркнул исключительно практическое и эстетическое применение головного убора. На эту идею откликнулись многие стилисты мира. Гермес, Версачи и многие другие бренды превратили простой головной убор в высоко ценимый модный аксессуар.

Платки изготавливают из разных тканей и их смесей: шелка, сатина, шерсти, кашемира, флиса, бархата, хлопка и различных синтетических тканей. Существуют тканые и вязаные платки. Самые утонченные – платки из кружева и шифона.

Платок способен сделать женщину более привлекательной, подчеркнуть красивый овал лица и защитить от непогоды.

В карачаево-балкарской этнокультуре особое место занимает бёрк (шапка). Есть специализированный фразеологизм, обозначающий представителя мужского пола: «башына бёрк кийген» – «мужчина»; буквальный перевод этого выражения – «тот, кто носит шапку».

Шапка не только предмет одежды мужчины, но и символ его достоинства. Традиционно считалось, что шапку носят не для тепла, а для чести. По этическим правилам никто не имеет права дотрагиваться до головного убора мужчины, если он надет. В давние времена нарушение этого правила могло привести даже к кровной мести.

Недаром в социуме употребительно следующее высказывание: «Башынгда бёркюнг бар эсе, зат айтып бир кёр» – «Попробуй скажи что-нибудь, если на твоей голове есть шапка».

Есть такое выражение: «Биреуню бёркюн алсанг, бёркюнге сакъ бол». Буквально это означает: «Если возьмёшь чью-либо шапку, береги свою». Смысл данной пословицы: «Если будешь играть с честью кого-либо, береги свою честь».

Рассмотрим и другие пословицы, в которых закодирована связь между головным убором и мужчиной в карачаево-балкарской культуре.

Шапка – показатель респектабельности мужчины: «Бёркю аманны бети аман» – «У кого плохая шапка, у того и вид плохой».

Шапка может выполнять функцию советчика: «Сорур адамынг жокъ эсе, бёркюнге сор» – «Если не у кого спросить, спроси у шапки».

Шапка является и мерилом удальства: «Бёрю атарыкъ бёркюнден белгили» – «Могущего стрелять в волка видно по шапке».

И другие: «Мыйысыз башха бёрк акъыл бермез» – «Голове без мозгов шапка ума не даст».

По карачаево-балкарскому этикету мужчины не снимали головные уборы и в помещении, за исключением башлыка. Иногда, снимая шапку, надевали лёгкую шапочку из ткани. Существовали и особые «ночные» шапки – «кечеги бёрк», главным образом у стариков.

Шапка – способ выражение доверия. Обменяться с кем-либо шапками означало проявление самой большой дружбы и доверия.

Шапка – дорогое наследство. Согласно традициям карачаевцев и балкарцев, когда умирал мужчина, его одежда и вещи раздавались близким родственникам, но головные уборы не дарили никому, если было кому носить в семье, а если такого не оказывалось, их преподносили самому уважаемому мужчине в роду.

Виды мужских головных уборов

Их у карачаевцев и балкарцев имеется достаточное количество. Например: башлыкъ (башлык), къалпакъ (шляпа), бёрк, бокка (дет.) (шапка), бухар бёрк (каракулевая шапка), кечеги бёрк (ночная шапка), кийиз бёрк (войлочная шляпа), пес бёрк (феска), чырпа бёрк (папаха), жюн бёрк (шерстяная вязаная шапка), къулакълы бёрк (шапка-ушанка), салам къалпакъ/гетен бёрк (соломенная шляпа). А также тёппе бёрк (букв. – «шапочка для макушки»), которая вполне соответствовала своему названию: её носили на макушке старики, а поверх надевали ещё и меховую шапку; тёппе бёрк имела и другое название: «такъыя» (заимствованное из арабского).

В этнокультурном отношении шапке противопоставляется платок.

Если шапка предназначена для мужской головы, то платок – для женской. В карачаево-балкарском языке она посредством фразеологизма определяется как «башына жаулукъ къысхан» – «женщина»; буквальный перевод выражения – «та, кто носит платок на голове».

Платок в карачаево-балкарской лингвокультуре отмечен рядом позитивных с точки зрения социума этнокультурных характеристик.

Платок – символ мира. Он представляет собой символ мира, примирения. Об этом свидетельствует тот факт, что если женщина бросает платок между выясняющими между собой отношения мужчинами, то они обязаны прекратить противостояние, т. е. платок способен примирить кровных врагов.

Платок – символ непорочности. Белый платок символизирует непорочность. Снятие белого покрывала с головы невесты – «баш ау
алгъан» – являлся одним из главных актов свадебной церемонии, а снявшему его дарили ценные подарки. У многих народов смена головного убора девушки на убор замужней женщины приурочивался к свадьбе.

Платки – обязательное приданое невесты.

Платок – элемент тёплой одежды. Пожилые женщины в холодную пору накидывали тёплую шерстяную шаль «уллу бота», «ауат бота», «суу бота». К престижным головным уборам у карачаевок и балкарок относились также «жюн жаулукъ» и «кёрпе жаулукъ» – шерстяные пледы, которые носили, накинув на плечи. Это было одеждой взрослых женщин, девушки носили их довольно редко.

Женский платок часто упоминается и в карачаево-балкарском эпосе в описании эмегенши: «Башына жюз бла жарым къарыдан кендираш халыдан жаулукъ къысып» – «На голове у неё был платок, связанный из полутора сотни локтей (къары – локоть, старинная мера длины) конопляной нити».

Подготовил Хадис Тетуев

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТКА КАК ВЕЩИ И ОБРАЗА. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА: УЧЕНИЦА 10 КЛАССА А МБОУ СШ №9 Г.ДИМИТРОВГРАДА КОЦЮК ЮЛИЯ РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ СШ №9 МИРОНОВА Л. Н.

2 слайд

Описание слайда:

СИМВОЛИКА ПЛАТКА А задумывались ли Вы, что символизирует платок? Ведь на самом деле - это не просто очередной атрибут женского гардероба, не просто деталь или аксессуар. Современный женский платок - это своего рода визитная карточка и роль, которая ему отводится, становится доминирующей. Не удивительно, что в наши дни платки, палантины, шали и шарфы становятся вновь востребованы, причем старые традиции возвращаются в совершенно новых образах и формах.

3 слайд

Описание слайда:

Несколько месяцев назад в одной из голландских средних школ разгорелся нешуточный скандал по поводу того, что одна из учениц надевала на уроки религиозный платок. В результате происшествия девочку отстранили от занятий, а ее родители вынуждены были обратиться с жалобой в соответствующие инстанции. Женщинам, придерживающимся мусульманского вероисповедания, запретили носить хиджаб в общественных местах, однако это решение не было однозначным. Стоит отметить, что данная проблема существует не только в Нидерландах, запрет на ношение хиджаба был введен в ряде европейских государств. Первой закон приняла Франция, объясняя его как необходимую меру профилактики террористических актов. Оценив все преимущества, ее примеру последовали другие государства. Сейчас в СМИ идет бурное обсуждение.

4 слайд

Описание слайда:

Хиджаб (араб. حجاب‎‎ - покрывало) в исламе - любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок. Наряду с дискуссией о целесообразности преподавания основ разных религий в светских (государственных) школах, в обществе, и не только в российском, нет единого мнения, допускать ли ношение хиджаба в светских образовательных учреждениях (школах, техникумах, институтах).

5 слайд

Описание слайда:

Законодатели Ставропольского края, например, приняли решение, опротестованное краевым прокурором, о введении единообразной формы одежды для учащихся при нахождении в стенах школы. Детские и юношеские впечатления и переживания самые стойкие. Поэтому тысячу раз прав Евгений Ямбург, говоря в своей книге «Школа и её окрестности», что «Школа – это место, где мы должны усиливать то, что объединяет, а не разделяет людей»

6 слайд

Описание слайда:

Почему конфликт из-за ношения хиджаба в 140 миллионной России становится темой для такого острого обсуждения? Потому что, как показывает практика, именно проблема хиджаба оказывается узловой для современных светских обществ. Дискуссия подняла много вопросов, связанных с такими темами как светскость, религиозность, либерализм, мультикультурность, гендер и права человека. Обязательно ли покрывать голову платочком или это атрибут устаревшей «деревенской» моды? Еще не так давно, когда в градах и весях почти не оставалось храмов, верующие женщины не задавались вопросом, покрывать ли голову платком или можно пренебречь им. Все свято чтили старинную русскую традицию и ходили на службу в платочках.

7 слайд

Описание слайда:

ОПРОС В 10 А КЛАССЕ Я провела опрос в 10 А классе. Исследуемые вопросы: Как вы относитесь к тому, что девочки-мусульманки посещают школу в хиджабах(мусульманских платках)? Что, по вашему, символизирует платок в христианской вере? В каких произведениях, прочитанных вами, есть образ платка (шали) как вещи и образа, и какую функцию в произведении он выполняет?

8 слайд

Описание слайда:

«КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО ДЕВОЧКИ-МУСУЛЬМАНКИ ПОСЕЩАЮТ ШКОЛУ В ХИДЖАБАХ(МУСУЛЬМАНСКИХ ПЛАТКАХ)?

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

В КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ПРОЧИТАННЫХ ВАМИ, ЕСТЬ ОБРАЗ ПЛАТКА (ШАЛИ) КАК ВЕЩИ И ОБРАЗА, И КАКУЮ ФУНКЦИЮ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ОН ВЫПОЛНЯЕТ?

11 слайд

Описание слайда:

Обязательно ли покрывать голову платочком или это атрибут устаревшей «деревенской» моды? Еще не так давно, когда в градах и весях почти не оставалось храмов, верующие женщины не задавались вопросом, покрывать ли голову платком или можно пренебречь им. Все свято чтили старинную русскую традицию и ходили на службу в платочках. Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Русская литература представляет много примеров, где платок(шаль) выступает как образ многогранный, разносторонний, и каждый писатель, поэт понимает его по – своему. Это и символ женственности и утончённости, символ гармонии и теплоты, женской доли.

12 слайд

Описание слайда:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ (от франц. detail - подробность, мелочь, частность) - одно из средств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении. Художественная деталь может воспроизводить черты быта, обстановки, пейзажа, портрета (портретная детализация), интерьера, действия или состояния (психологическая детализация), речи героя (речевая детализация) и т. п.; она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и окружающую их среду. Эффективность использования художественной детали определяется тем, насколько значима эта деталь в эстетическом и смысловом планах: особо значимая с художественной точки зрения. Художественная нередко становится мотивом или лейтмотивом текста.

13 слайд

Описание слайда:

ИКОНА « ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» ПОКРО́В - УСТАРЕВШЕЕ НАЗВАНИЕ ПОКРЫВАЛА. ИНОСКАЗАТЕЛЬНО - ЗАЩИТА, ЗАСТУПНИЧЕСТВО Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

14 слайд

Описание слайда:

РОЛЬ ПЛАТКА В РУССКИХ ОБРЯДОВОЙ ПОЭЗИИ Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался "покровителем свадеб" и девичьим праздником: "Придет Покров, девке голову покроет». Идеалом для христианок всех времен был образ Пресвятой Богородицы, которая с малых лет облачалась в скромную, подобающую женскому полу одежду и покрывала Свои власа длинным покровом-омофором. Выбор темы моей исследовательской работы неслучаен. Русская литература представляет много примеров, где платок(шаль) выступает как образ. многогранный, разносторонний, и каждый писатель, поэт понимает его по – своему. Это и символ женственности и утончённости, символ гармонии и теплоты, женской доли.

15 слайд

Описание слайда:

Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Платки играли важную роль в традиционных русских обрядах. Закрывать лицо платком, считалось защищать невесту защищают «от порчи и сглаза». Также было принято на свадьбе обмениваться жениху и невесте платками, одаривать платками гостей, а гостям в свою очередь дарить молодоженам завернутые в платки подарки.

16 слайд

Описание слайда:

С древности считалось для женщины позором показывать волосы. "Светить волосом" якобы предвещало несчастье. Именно поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, было достаточно сорвать с её головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло «опростоволоситься», то есть «опозориться».

17 слайд

Описание слайда:

Алёна Дмитриевна - жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем. Ее характер предопределен семейно-родовым укладом. Замужняя женщина блюдет покой и быт семьи: встречает мужа, обихаживает детей, ходит в церковь и ведет замкнутый образ жизни, строго определенный обычаем. Образ Алёны Дмитриевны играет в поэме исключительно важную содержательную роль. Степан Калашников изумлен, видя свою жену «простоволосой», т. е. без платка на голове, без фаты, прикрывающей лицо, с расплетенными косами, растрепанными волосами. Появление замужней женщины в неубранном виде - позор для мужа и намек на ее грешные приключения. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «ПЕСНЯ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА »

18 слайд

Описание слайда:

Искушение, которому подверглась Алёна Дмитриевна, воспринимается ею как дьявольское наваждение и разбойничье нападение («Живым пламенем разливаются / Поцалуи его окаянные...» ; «И остались в руках у разбойника...») . Обычай требовал, чтобы родственники вступились за оскорбленную женщину, но Алёна Дмитриевна «сиротинушка» и ее единственный защитник - муж. Но не только «честную, непорочную» Алену Дмитриевну осрамил и опозорил царский опричник. Он позарился на честь чужой семьи, и купец Калашников не мог стерпеть такой обиды. Решил он выйти на смертный бой, «до последних сил» с Кирибеевичем, не побоявшись силы и удали любимого бойца царя. И бой свой Калашников начал с гневных слов, обличающих подлость противника: А родился я от чеснова отца, И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены, Не разбойничал ночью темною, Не таился от свету небесного.

19 слайд

Описание слайда:

Говоря о шали, мы представляем, что это большой вязаный или тканый платок, разного вида и размера, часто с красочным узором. Лексема шаль известна в русском языке с конца 18 века. Особую популярность слово получает после 1820 года, когда появилось стихотворение А. С. Пушкина «Черная шаль»: Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль… В данном стихотворении шаль играет главную роль – символ горя и утраты, переживания человека.

20 слайд

Описание слайда:

БОРИС ЕКИМОВ « ПРОДАЖА» Сюжет рассказа прост. Мать и дочь, возвращаясь домой, в поезде столкнулись с жестокостью - при живой матери продают ребёнка. Они проявляют сострадание, свойственное простым русским женщинам, и берут девочку на воспитание, тем самым предотвращая продажу живого ребенка. Писатель в портретном описании подчёркивает: «…мать и дочь…в пушистых серых платках, спущенных на плечи, они похожи: сероглазые, круглолицые, пшеничного цвета волосы тяжелым узлом поскручены на затылке…» Пуховый платок здесь не только бытовая утилитарная вещь, но и как предмет, органически связанный с внутренней жизнью человека и имеющий при этом символическое значение. Пуховый платок становится символом доброты русской женщины, благополучия и домашнего уюта.

21 слайд

Описание слайда:

Цитаты: « Старшая женщина прикрыла девочку своим пуховым платком». «Среди сошедших были две женщины со спящей на руках девочкой, укутанной в в теплый пуховый платок».

22 слайд

Описание слайда:

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ « ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения. Зелёный драдедамовый платок фигурирует в «Преступлении и наказании». Его носит Соня Мармеладова, что подчёркивает жертвенные мотивы девушки. Этим же «общим», «фамильным» платком укрываются дети, а Катерина Ивановна в нём выбегает на улицу, после скандала, устроенного Лужиным, обвинившим Соню в воровстве. Символичен и цвет платка. Е.Ю. Бережных пишет следующее: «Из народной символики зеленый перешел в христианскую как символ надежды и жизни, отсюда крест Христов как символ надежды и спасения часто представляется зеленым».

23 слайд

Описание слайда:

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ « ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

24 слайд

Описание слайда:

СИМВОЛ ПЛАТКА В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО « ГРОЗА» Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение - свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет - это божество, благо, жизнь. Белый означает полный покой, безмятежность, тишину, целомудрие, сосредоточенность. Белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. Белый платок символизирует чистоту, свет, мудрость, высоту духа. Писатель вводит в произведение такой символ добра и нравственности, чтобы показать робкие несмелые шаги, совершая которые, Катерина обрекает себя на страдания. Она противопоставляет мир чистоты и нравственности царству тьмы и измены, в который женщина приходит добровольно.

А задумывались ли Вы, что символизирует платок ? Да, да, женский платок, который в традиционном понимании принято носить на плечах или повязав на голову? Ведь на самом деле - это не просто очередной атрибут женского гардероба, не просто деталь или аксессуар. Современный женский платок - это своего рода визитная карточка и роль, которая ему отводится, становится доминирующей.

Не удивительно, что в наши дни платки, палантины, шали и шарфы становятся вновь востребованы, причем старые русские традиции возвращаются в совершенно новых образах и формах. Зарубежные дизайнеры - производители Франции, Италии и Китая позволили нам взглянуть на привычный платок с позиций современной моды, привнеся нотки романтичности и воздушности, динамичности и, возможно, некоторой агрессивности. Сегодня облик современной женщины определяется не только ухоженностью волос, прекрасным маникюром и гордой осанкой. Яркая женщина непременно имеет в своем гардеробе не один платок известных зарубежных брендов, причем данная деталь гардероба требует к себе особого внимания, а главное - умения грамотно её использовать. Ведь по сути своей, любой современный палантин или платок имеет массу не только эстетических, но и практических функций, позволяя своей обладательнице выделяться из массы и привлекать к себе неподдельное внимание окружающих.

А материалы из которых изготавливают платки и палантины? Иногда фантазия зарубежных дизайнеров переступает все мыслимые и немыслимые границы, представляя нашему вниманию самые настоящие произведения искусств, зачастую выполненные в единственном числе. Это может быть изысканный, воздушный шёлк, обрамлённый тяжелым, и достаточно простым по исполнению хлопком. А возможно - нежный кашемир с меховой отделкой или китайский шёлковый платок с ручной росписью. Но самое главное - данная деталь женского туалета уже не является его дополнением, это исключительно самостоятельная единица, которая способна создать совершенно новый, неповторимый образ своей владелицы.

Разве в былые времена на Руси допускалось повязывать платок на бёдра или завязывать его на шее? Нет! Ведь свое историческое шествие по России, основываясь на первоисточниках, платок начал приблизительно с конца 17 века. Правда на тот момент он был неотъемлемым элементом исключительно головного убора, поскольку традиции обязывали женщину покрывать свою голову. Платок был лучшим подарком, знаковым предметом, приданным и ценился он, зачастую, не меньше чем украшение.

И что самое удивительное - в наши дни ценность и востребованность платков в различном исполнении не менее актуальны, чем в старину. Правда их предназначение корректируется самим временем, предоставляя «прекрасной» половине человечества возможность проводить смелые эксперименты над этой деталью гардероба, происхождение которой у каждого народа весьма и весьма символично.