Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Значение эстетического воспитания. Они могут проводиться в форме

ЧТО ТАКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Основными задачами эстетического воспитания являются следующие: 1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту; 2) понимать прекрасное, гармоничное; 3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.

Эстетическое воспитание можно подразделить на категории, называемые эстетическими: 1) прекрасное и безобразное; 2) трагическое и комическое; 3) высокое и низменное.

Существует мнение, что урок, проведенный на лесной лужайке, у холодного ручья, даст несомненно гораздо более положительный эффект в смысле этического воспитания. Общение с искусством приумножает и развивает эмоциональный мир воспитания.

РОЛЬ ИСКУССТВА Искусство – одно из универсальных и оптимальных средств постижения истории. В эстетическом воспитании можно проследить следующую цепочку: достигнув успехов в одном из жанров искусств (живопись, музыка, литература и т. д.), возникает интерес к постижению других жанров. Многие известнейшие люди (М. В. Ломоносов, М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин) обладали талантами в разных областях научного знания. Отсюда можно сделать вывод, что окружение ребенка с детства входит в его подсознание и определяет его дальнейшие внутренние способности. Это интерьер, архитектурный облик городов, поступки людей, взаимоотношения, музыка, которую слушают родители и т. д.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразовательных и внешкольных учреждениях. Некоторые любопытные опыты подобных реализаций: 1) школа радости – вариант идеального совмещения внеклассной и учебной работы (М. Щетинин); 2) единые органы управления имеют художественная, музыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого осуществляется идеальная согласованность в расписании учебных занятий, а также в содержании работы в целом.

КАКОВА ЦЕЛЬ? Развитие творческих задатков, присущих человеку с рождения Эстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления, расширяет кругозор, дает возможность в сложную минуту обратиться к прекрасному и почувствовать его гармонию, помогает выстоять в трудностях и найти верный тон жизни.

ДАР ОТ БОГА Чувство прекрасного всегда жило в народе: простая утварь (горшки и ложки) создана так, что, сделав простые замеры соотношений в формах посуды, мы обязательно обнаружим золотое сечение. Если вернуться к вопросу воспитания, то мы будем утверждать, что окружающие ребенка предметы должны быть красивыми и соотноситься с национальной культурой. Эти предметы должны пробуждать чувство красоты в душе ребенка, что и поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа и, без преувеличения, величайшей культуры.

КОГДА НАЧИНАТЬ? С какого же возраста начинать эстетическое воспитание? Можно с перинатального! Не случайно многие традиции предписывали смотреть беременным только на что -то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы. Мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно, захотеть. Природа, произведения искусства, литература - все это в меньшей или большей мере может дать нам необходимый материал для эстетического воспитания детей.

НАГРУЖАТЬ ИЛИ НЕТ? Самый сложный, но и самый верный путь - все это делать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы он рисовал, - значит, вместе рисуйте, хотите, чтобы пел, значит, пойте, и т. д. Контакт с ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именно поэтому нужно начинать с себя. Не нужно чтобы ребенок думал, что вы можете делать все, и можете лучше, чем он. Он должен понимать, что вы можете не так хорошо рисовать, но вы искренне хотите, чтобы у вас получалось как можно лучше.

В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие этой самой красоты. Для этого очень важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание - это основа накопления восприятия, это первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных родительских задач. Без внимания восприятие невозможно. И мы показываем своему ребенку то, что красочно, необычно, гармонично, привлекательно, и делать это несложно, было бы желание. Смотри, как красиво!

НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ РЕБЁНКА НАЕДИНЕ С ЕГО УВЛЕЧЕНИЕМ Если ясно, к чему у ребенка душа больше лежит, к чему у него склонность, пусть он этим занимается в первую очередь. Но еще нужно дать ему возможность расширения. Многие вещи ребенок может освоить только вместе со взрослым, нельзя оставлять ребенка наедине с его увлечением. Надо постоянно подпитывать его интерес, общаясь на эту тему, и это даст дальнейшее развитие.

Многим кажется, что театр, музей - это так скучно, что классическое искусство нелегко воспринимать. Но на самом деле приобщение к нему чрезвычайно важно. Всё классическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смысла жизни, и приобщать детей к этому поиску обязательно нужно.

РОЛЬ КНИГ Есть книги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетический вкус. Иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться. Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать» , расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему это еще рано. Так можно загубить интерес. Хорошо иметь дома альбомы с репродукциями и интерьерами и хорошо вместе их рассматривать - что же там так красиво «переливается, светится, виднеется…» . Нужно читать детям хорошие тексты - известных авторов и переводчиков и, конечно, настоящие стихи.

РОЛЬ МУЗЫКИ И музыкальная школа, и курсы по рисованию очень нужны ребенку, хотя для него это непросто. Занятия музыкой и рисунком в единстве дают эмоциональное сопереживание и миропонимание. Кроме того, занятия музыкой или рисованием имеют наиважнейшее воспитательное значение, ведь прежде всего это труд. И если из нашего ребенка не вышел художник или музыкант (впрочем, это и не было нашей задачей), то он сможет оценить труд музыканта

НАЧНЕМ С СЕБЯ С чего начать? Начните с себя. Попробуйте сами отметить красоту мира. Мы нервно ждем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день, или на выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то в детстве. Не упускайте случая показывать ребенку, как удивителен этот мир в его красоте и великолепии, сколько в нем красок, звуков, цветов. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые!

ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Хорошо рассказать про волшебные краски, показать, как можно их смешивать. Помогите ребенку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, при этом очень важно дать ему возможность свободно выразить то, что он хочет выразить и как он того хочет.

ШКОЛЬНЫЙ И СЕМЕЙНЫЙ ТЕАТРЫ Театр благодаря символическому языку образов приближает нас к пониманию внутренних вещей, которые разумом понять не всегда легко. Это дает жизненные ориентиры, этим строится внутренний мир. В немногочисленных семьях есть опыт и семейных спектаклей - это целая школа чувств и творчества, и ее можно было бы перенять! Если мы сможем воспитать в ребенке цельность, если он будет развит и сформирован гармонично - сердечно, разумом, чувством, это даст ему возможность быть свободным и уметь делать выбор. Эстетика нужна не ради эстетики, а ради понимания гармоничного и красивого устройства мира. Это гарантия нашего благополучия… Мы получим благо в наших детях!

КРАСОТА СТРОИТ ВНУТРЕННИЙ МИР Эстетическое воспитание - это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками, оттенками, формами, компас в отношении себя в мире. Понимание того, что мир прекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить для нашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенные потребности, стало общим местом в рассуждениях и малых делах.

Эстетическое воспитание - направление воспитательной работы, сущность которого заключается в организации разнообразной эстетической, художественной деятельности, направленной на овладение эстетическими знаниями, формирование эстетических потребностей, взглядов и убеждений, способности полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщение к художественному творчеству, развитие способностей и умений в том или ином виде искусства.

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности. Эстетическая культура - важнейший компонент духовной культуры личности, характеризующий степень овладения ею эстетическими (художественными) знаниями, потребностями, чувствами, идеалами, интересами, эстетическим вкусом, эстетическим отношением к природе и искусству, а также опытом эстетической (художественной) деятельности.

Эстетическое сознание - совокупность взглядов, идей, теорий, вкусов, идеалов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства. Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное переживание, порождаемое оценочным отношением к эстетическому явлению. Эстетический вкус - это способность оценивать эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

В соответствии со структурой эстетической культуры содержание работы по ее формированию нацелено на развитие эстетического сознания, эмоциональной сферы школьников средствами эстетики, природы и искусства; формирование художественных и искусствоведческих знаний; эстетизацию учебно-воспитательного процесса, окружающей предметной среды, отношений в школьном коллективе, в семье; приобщение детей и учащейся молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитие и реализацию их творческого потенциала, выработку умений и навыков организации среды обитания, учебной и трудовой деятельности с учетом эстетических ценностей и норм.

Воспитание эстетической культуры предполагает организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности (художественно-исполнительской, познавательной, исследовательской, трудовой, природоохранной, конструкторской, эмоционально-оценочной и т.п.) учащихся. Средствами эстетического воспитания являются также искусство (разные его виды и жанры), литература, природа, эстетика окружающей жизни, труда, быта, эстетика урока и всей школьной жизни, эстетика взаимоотношений между людьми и эстетика поведения, эстетика внешнего вида.

В основе художественной культуры личности лежит ее отношение к искусству: потребность в общении с искусством, знания в области искусства, умения воспринимать произведения искусства и дать им эстетическую оценку, а также способность художественно-творческого самовыражения в том или ином виде искусства.

Большие возможности для воспитания эстетической культуры школьников предоставляет содержание всех предметов учебного плана средней общеобразовательной школы. Однако, в первую очередь способствует формированию художественной культуры учащихся группа предметов, составляющая образовательную область «Искусство» (музыка, изобразительное искусство), а также литература и технология. Эстетическое воспитание осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.

Основными методами и формами эстетического воспитания являются: беседы, лекции, круглые столы, клубы друзей искусства, кружки, фестивали, экскурсии, посещение театра, художественных, выставок, встречи с работниками искусства, конкурсы исполнительского искусства, литературные вечера и другие. Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.

Формирование эстетического отношения к природе, общечеловеческим нравственным ценностям, развитие образного мышления учащихся, фантазии средствами различных видов искусства.

Формирование эстетического отношения к природе через практическое участие в эстетизации окружающей среды (уход за растениями, животными, бережное отношение к естественной природе). Использование искусства в формировании представлений учащихся о красоте природе. Формирование эстетических чувств, эмоционального отношения, любви к родной природе в процессе приобщения детей к поэзии, литературе, изобрази-тельному искусству, архитектуре. Внимание эстетике поведения и внешнего вида детей. Сведение к минимуму бесед общего, разъяснительного характера. Проведение игр, театрализации, практикумов, утренников, викторин, встреч и т.п. с широким привлечением литературы, музыки, изобразительного материала, видео- , киноматериалов, а также детской самодеятельности.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕ-ШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребенок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, свое понимание происходящих событий, проявить творческую активность.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного-творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умения выразительно и четко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условности, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьником чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления, стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой, к самовоспитанию.

Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест; Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, кинолюбителей, художественного слова, живописи, графики, скульптуры, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии. Основные задачи кружковых занятий: научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. Пение, занятия в оркестре, в хореографических коллективах, художественных студиях пробуждают у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащают духовный мир учащихся, формируют их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, четкое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача - духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.

В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные, художественные студии.

В творческих фондах - писателей, художников, композиторов, кинемато-графистов, театральных деятелей -- активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей и подростков, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыковедов; устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей, например:

«Художники - малышам», «Пейзажи Родины», «Земля и люди», «Тема труда в изобразительном искусстве»; проводят праздники детской книги, театра и кино.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музеи детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну. В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

Истоком эстетических интересов ребёнка, по нашему убеждению, должно быть воспитанное с раннего возраста эстетическое отношение к родному языку, к родному слову. Думается, что и сегодня по-прежнему очень современны слова К.Д. Ушинского: "Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка..." Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996. С. 170.

На наш взгляд, начинать воспитание эстетического отношения к языку можно очень рано, в полтора-два года, когда ребёнок ещё только учится говорить. И основным средством такого воспитания может стать поэтическая речь, стихи родных поэтов. В раннем возрасте ребёнок учится слышать поэтическую речь, привыкает к ней, вживается в образную стихию поэтического языка. В прежние годы огромными тиражами издавались поэтические сборники русских поэтов. Скорее всего, следует начинать (как в этом я убедилась сама) с чтения стихотворений таких поэтов, как К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто. Мир их поэтических образов понятен маленькому человеку. Созвучия, рифмы, поэтическая интонация помогают ему ощутить гармонию речи, учат чувствовать юмор, добрую насмешку, осуждение, восхищение. Ну, кто из нас не помнит относящиеся к воспоминаниям раннего детства стихи К. Чуковского: "У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон. Что вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего..." А "Мойдодыр"? А "Федорино горе"? А "Айболит?"

Эти поэты писали специально для детей, прекрасно понимая психологию детского восприятия поэзии. Однако приобщая ребёнка к поэтической речи, надо вводить в его духовную жизнь и огромный пласт русской классической поэзии, созданной для взрослого читателя. Чем раньше войдёт эта поэзия в круг детского чтения, тем значительнее и ощутимее будет её влияние на духовную культуру человека, тем меньше будет людей, которые, став взрослыми, признаются без особенного огорчения в своей нелюбви к поэзии.

Во второй половине восьмидесятых годов и ранее появилось немало поэтических сборников русских поэтов-классиков. Они обычно издавались скромно, в мягких обложках, невелики по объёму. В этом их доступность и простота в обращении: их легко можно брать в деревню, на дачу, на прогулку в парк. Сам отбор произведений в этих сборниках позволяет сравнивать изображение одних и тех же явлений, -- а в основном, это явления природы, -- разными поэтами. Родителям вовсе не надо быть специалистами-литературоведами, чтобы обратить внимание своего ребёнка-слушателя на то, как по-разному можно увидеть одно и то же явление и по-своему об этом рассказать.

Некоторые сборники, объединившие писателей-классиков, самими названиями как бы наталкивают на то, чтобы пробудить в ребёнке чувство удивления от того, каким разным может быть одно и то же явление природы, сколь оно многообразно, многолико -- и в этом красота окружающего мира: во множестве красок, звуков, предметов.

Само чтение и слушание стихотворений воспитывает чувство ритма, которому подчинена поэтическая речь, понимание её лаконизма и выразительности, неисчерпаемости. Разумеется, родителям так же, как и учителям в школе, важно избежать нарочитости, дидактизма при чтении поэтических произведений, назойливого приставания с вопросами, призывов понять, как "красиво написано". Так можно воспитать стойкую неприязнь к поэзии. Иногда надо просто читать, читать… И учить ребёнка слушать. Поэзия должна войти в его мир естественно: как входит речь, природа, обыденный мир…

Читать ребёнку нужно разных поэтов: классиков и современных, весёлых и грустных, пишущих в традиционной манере и непривычных для восприятия. Ребёнок интуитивно начинает постепенно различать поэтическую интонацию, своеобразие ритмической организации стиха, необычность и неожиданность рифмы, образа, метафоры, сравнения.

Фантазия маленького ребёнка безгранична, она допускает самые невероятные события, превращения, действия.

В отличие от нас, взрослых, многому переставших удивляться, ребёнок приходит в мир, где всё открывает впервые, где столько неожиданного, нового, странного, непонятного.

Вводя в годы дошкольного детства в мир ребёнка поэзию, мы, естественно, не должны пренебречь стихотворениями зарубежных поэтов, и дать первоначальные знания о поэтических переводах. И Чуковский, и Маршак, и другие поэты были прекрасными переводчиками. Так, к примеру, известные стихи о том, как "Робин Бобин Барабек скушал сорок человек", дети с удовольствием слушают, смеются, от души радуются забавному сюжету. Однако есть разные переводы стихотворения, и их целесообразно сравнить. Можно читать переводы из английской и шотландской народной поэзии (С. Маршак, И. Токмакова), весёлые стихи М. Карема (М. Кудинов), сказку Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" (Б. Заходер) и др. Прочитанные в детстве стихи поэтов других стран запоминаются надолго и входят в духовную культуру человека.

Помимо поэтического слова средством воспитания эстетического интереса ребёнка может стать окружающая его природа, как сельская, так и городская. Неисчерпаемое многообразие форм, красок, звуков, природных ритмов, запахов, проявлений жизни можно показать ребёнку ещё до школы, открыть ему неисчерпаемую красоту природы, городского и деревенского пейзажа. Требуется ли на это время? Скорее всего, нужно лишь стремление взрослого дать толчок эстетическому восприятию природы ребёнком, умение отца или матери заполнить время совместных прогулок и игрой, и наблюдениями за окружающим миром.

Воспитанное у ребёнка эстетическое отношение к природе становится впоследствии условием нравственного отношения к ней. Впрочем, в ребёнке изначально заложено нравственно-эстетическое отношение к миру природы: он спокойно берёт в руки лягушку, червяка, рассматривает их, у него нет к ним отвращения, чувства брезгливости, для него они интересны так же, как пробивающий землю гриб, необыкновенный камешек, найденный на берегу речки, или ракушка, или ёжик, пробирающийся огородом к свои ежатам.

Эстетический интерес предполагает и специальные знания: о видах искусства, о жанрах литературы, живописи. Разумеется, сами родители в этом случае должны восполнить полученные в школе знания путём обращения к литературе. Например, с ранних лет ребёнок слышит имя Пушкина, ему читают его стихи и сказки. Издания его книг открываются, как правило, его портретом. Но что мы можем рассказать об этих портретах? Не очень многое. Но вот в наших руках книга Лидии Кудрявцевой "Себя как в зеркале я вижу..." (Л., 1986). Адресована она школьникам младшего возраста. Автор популярно рассказывает об искусстве портрета и о нескольких портретах поэта. Несмотря на популярность изложения, книжка ценна именно этим единством познавательного и эстетического элементов и, как нам кажется, полезна и взрослым для бесед с детьми о портретах Пушкина. Или же "Художники детской книги" того же автора (М., 1998). Здесь рассматриваются работы лучших отечественных мастеров (В. и Ю. Васнецовых, М. Добужинского, В. Конашевича, Т. Мавриной, Е. Рачева, Л. Токмакова, Н. Чарушина) над популярными детскими книгами.

Многие дети знают артиста цирка Ю. Куклачева, выступающего со своими питомцами -- кошками и, конечно, будут рады прочитать его книгу "Килька, Стрелка, Ромашка и клоун Юрашка" (М., 1992) Текст этой книги органично связан с иллюстративным материалом (фотокомпозиции С.Ткаченко, рисунки Г.Савицкого). Рассматривая книгу вместе, мы можем помочь ребёнку оценить её эстетическое оформление, сравнить, как художник и фотохудожник передают характер артистов-кошек.

Огромное значение для воспитания эстетического отношения, эстетического интереса имеет собственная творческая деятельность ребёнка. Именно в семье могут быть созданы условия для творческой самореализации личности. Оставшись один на один с бумагой, пластилином, песком на берегу речки, с солдатиками, конструктором, куклами, ребёнок становится создателем волшебного мира, воображаемых ситуаций, сказочного города, таинственных пещер с переходами и запрудами, рисунков не на заданную тему. Не поправляемый взрослыми, не видя перед собой заданного образца, он творит, постигая самостоятельно пространство бумажного листа, комнаты, песчаного берега, часть стола, соотнося предметы друг с другом, интуитивно постигая их пропорции, соотнесённость частей задуманного целого, домысливая недостающие элементы в этом целом или заменяя их какими-нибудь неожиданными деталями. Я имею в виду обычного ребёнка, у которого нет ярких художественных способностей. Однако в любой деятельности может присутствовать творческий элемент, и если удаётся дать соответствующий толчок, то творческое начало вносится ребёнком и в другие виды деятельности. Он начинает ощущать радость созидания. "В играх дети развивают свои силы -- физические и психические, они как бы "начерно", в безопасной обстановке игры, но не теряя из виду реальности, решают те самые задачи, которые взрослым приходится решать всерьёз" Веселкин А.С. Эстетическое воспитание ребенка в семье // Домашнее воспитание, 2003, № 2. С. 44..

Среди различных направлений воспитания в дошкольном возрасте особняком стоит эстетическое воспитание детей. Именно оно развивает у ребенка чувство прекрасного и тягу к красоте.

Общие принципы эстетического воспитания

Под законами красоты подразумевается стремление к совершенству и гармонии, к внутреннему и духовному развитию.

В целом под эстетическим воспитанием детей подразумевается усвоение ими правил образцового поведения, доброжелательное отношение к людям, а также развитие желания приобретать культурные ценности. Если говорить на менее глобальном уровне, то эстетическое образование детей помогает развивать их творческие способности, прививает ребенку художественный вкус, вырабатывает тягу к «прекрасному».

Разнообразие методов и средств, применяемых в эстетическом воспитании детей, помогает выбирать наиболее оптимальные и подходящие к конкретным условиям способы. Выбор метода зависит от многих условий:

  • Объема художественной информации;
  • Качества художественного материала;
  • Формы организации деятельности;
  • Вида деятельности;
  • Возраста ребенка.

Кроме того, не последнюю роль в эстетическом воспитании детей играет уровень подготовки педагога дошкольного образования, его способности и мастерство.

Каналы поступления эстетической информации разнообразны. Это и социальная среда, и природные явления, и мир предметов, и художественные произведения, поэтому очень важен целостный метод восприятия сюжета сказки, картины или музыкальной пьесы. Педагог целенаправленно обращает внимание ребенка на наблюдение за отдельными персонажами, их поведением и повадками, чтобы помочь ему увидеть детали (звуки, краски, формы).

Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Классификация методов эстетического образования детей достаточно трудна, так как все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим два основных направления, по которым можно классифицировать методы эстетического воспитания:

По способу получения информации эстетического характера выделяют наглядные и словесные методы. В наглядных методах ребенок непосредственно знакомится с каким-либо произведением искусства, слушает песню или музыкальную пьесу, рассматривает картины или музейные экспонаты. Словесный метод – это получение информации через воспитателя, который сначала рассказывает и объясняет, а потом задает вопросы.

К перечисленным методам эстетического воспитания предъявляются определенные требования. Например, исполнение музыкальных и литературных произведений должно быть эмоциональным и художественно-выразительным, в противном случае встреча с искусством окажет меньшее влияние на ребенка или не окажет его и вовсе.

Методы эстетического воспитания детей по форме организации деятельности – это второе направление в нашей классификации. Здесь также два основных метода: педагог показывает и дает точные указания на художественных занятиях или предлагает детям найти приемы исполнения самостоятельно. Например, чтобы разучить стихи или песни, требуется предварительное исполнение их взрослыми, проведение беседы о произведении, а при необходимости и применение наглядных пособий. Примером самостоятельного исполнения может служить художественная лепка, рисование или аппликация. Воспитатель лишь косвенно участвует в этом процессе (напоминая, побуждая к действиям, исправляя ошибки).

Также стоит отметить, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста отличается от эстетического воспитания школьников. Если малыши приобщаются к прекрасному через зрительное восприятие и понимание важности чистоты и порядка, то старшие дети уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством взрослого. Школьники должны не просто наблюдать и оценивать, а уметь сделать гербарий, оформить игровой уголок и т.д. В зависимости от возраста ребенка, его степени подготовленности, роста стремлений и запросов методы эстетического воспитания усложняются.

Как видно, слагаемых, определяющих характер эстетического воспитания детей, очень много. Используя их в комплексе, чередуя и усложняя, мы добиваемся того, что ребенок начинает видеть красоту окружающего мира, приобретает творческую жилку и учится искусству созидания и понимания прекрасного.

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.

На человека воздействует не только искусство, но и эстетические стороны действительности: труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

В жизни человека прекрасное всегда выступает как мощный духовный стимул. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники стремятся к общению с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.

Прекрасное, безобразное, комическое, трагическое представляют собой важные стороны самых различных явлений в жизни общества и природы. Поэтому необходимо, чтобы каждый ребенок сегодня научился адекватно эмоционально и рационально реагировать на подлинную красоту, на нетерпимое, безобразное, пошлость и ложную красивость, на явления, заслуживающие осмеяния, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня нельзя представить вне эстетического переживания и оценки. Нравственные представления, переживания, искания, порожденные общественными отношениями в жизни и отраженные в произведениях искусства, оказывают эффективное влияние на формирование убеждений и жизненного идеала.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить "по законам красоты".

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  • – формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
  • – воспитание эстетической культуры;
  • – овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • – формирование эстетического отношения к действительности;
  • – развитие эстетических чувств;
  • – развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
  • – формирование эстетического идеала;
  • – формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Эстетическое воспитание выполняет в общей системе всестороннего развития человека прежде всего свои прямые функции. Во всех видах деятельности оно выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает в средство эстетического развития, образования, формирования человека. В интеллектуально-речевой деятельности вычленяется красота искусства слова, умственного труда, объективных сторон действительности, художественной речи. В трудовой деятельности подчеркивается красота целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой деятельности. В нравственноправовой деятельности особое внимание уделяется прекрасному в общественных идеалах, в человеке, в его стремлениях и поведении. В процессе изобразительной деятельности детям раскрывается красота видимого мира в его формах, красках, линиях, соотношениях и композициях – красота, отраженная, преображенная и запечатленная в художественных образах изобразительного искусства. В музыке перед детьми раскрывается красота гармонического звука, созданных человеком звуковых композиций. Через основы физической культуры и гигиены ребенок познает красоту человеческого тела, физкультурных, спортивных действий и т.д.

Эстетическое воспитание, формируя отношения к действительности и искусству, вносит свой вклад в осуществление других видов воспитания и всестороннего развития. Своим содержанием оно способствует формированию нравственности человека. Расширяет его познания о мире общества и природы. Многообразные творческие занятия детей в художественной самодеятельности способствуют развитию их мышления и воображения, формированию трудовых навыков и умений, нравственных качеств: целеустремленности, воли, мужества, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Вовлечение детей в импровизацию формирует у них творческий подход к любому виду деятельности, критический взгляд на привычные представления, продукты творческого труда.

Органической составной частью эстетического воспитания являются художественное воспитание и образование. Художественное воспитание – целенаправленный педагогический процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развития у них художественно-творческих способностей в процессе их собственной творческой деятельности. Центральным звеном художественного воспитания является художественное образование, имеющее целью обогащение детей знаниями, умениями, навыками в области искусства, формирование мировоззрения средствами различных видов искусства.

Воспринимается лучше то, что понятно, о чем имеются какие-либо знания. Это относится прежде всего к таким, не всеми в должной мере воспринимаемым видам искусства, как музыка, живопись, скульптура, отчасти литература. Без знания законов художественного постижения мира, без понимания языка и изобразительных средств искусства оно не пробуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Вот почему надо научить ребенка глубоко разбираться во всем многообразии видов искусства, с тем чтобы он мог безошибочно отличать истинно прекрасное, возвышенное, художественное от низкопробного, уродливого, антихудожественного.

Воспитательное значение искусства двояко. Оно доставляет человеку глубокое наслаждение, эстетически развивает его и вместе с тем является важным средством познания жизни. Для успешного осуществления эстетического воспитания в школе важно правильно понять его задачи. Цели эстетического воспитания состоят в развитии у детей эстетических чувств и суждений, умении видеть прекрасное и наслаждаться им.

В. А. Сухомлинский отмечал: "Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе" .

Школа не только учит ребенка видеть прекрасное в искусстве, в поступках людей, в трудовой деятельности, в результатах труда и наслаждаться им, но и воспитывает в нем стремление и умение создавать это прекрасное в повседневной жизни.

Задача воспитателя в том, чтобы при помощи искусства повлиять на моральные убеждения ребенка, расширить сто кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает нс только под влиянием учителя. При самостоятельном чтении детьми книг и стихов, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни.

Физическое воспитание. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенка в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Задачи физического воспитания можно сформулировать следующим образом:

  • – укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • – повышение умственной и физической работоспособности;
  • – формирование правильной осанки, красивой походки;
  • – развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • – формирование гигиенических навыков;
  • – формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
  • – развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Физическое воспитание выступает в единстве с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и гигиеническим воспитанием.

Тесная связь существует между физическим воспитанием и умственным. Достигаемое в итоге физического воспитания гармоническое, морфологическое и функциональное развитие организма создает реальные предпосылки для повышения работоспособности, предупреждает переутомление в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, воспитывает упорство, настойчивость в достижении успеха.

Занятия физической культурой и спортом вооружают опытом нравственных отношений, которые составляют основу формирования у учащихся целеустремленности, дисциплинированности, стойкости, смелости, решительности, настойчивости, воли, ответственности, коллективизма и других моральных качеств.

Как известно, в основе трудовой и двигательной деятельности лежат движения различного рода. Именно это сближает по своим основным задачам и механизмам физическое и трудовое воспитание. Физические упражнения и движения активно содействуют обучению школьников трудовым умениям и навыкам. Совершенствование двигательного аппарата воспитывает точность, быстроту и экономичность движений, столь характерные для современного человека.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эстетическом развитии детей. Разумное и целесообразное выполнение физических упражнений раскрывает красоту и выразительность движений, воспитывает хорошую осанку, внешнюю культуру, ловкость, быстроту двигательных реакций, способность к эстетическим переживаниям.

Физическое воспитание вносит большой вклад в организацию санитарно-гигиенического режима учения, труда, быта и отдыха учащихся. Сюда входят правильное чередование умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью, поддержание гигиены тела и одежды, режима питания и сна, двигательного режима.

Основные средства и методы физического воспитания учащихся. К основным средствам физического воспитания школьников относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются осознанные движения, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. При правильном проведении они укрепляют здоровье, содействуют нормальному физическому развитию и закаливанию детей, формируют и совершенствуют у них естественные двигательные навыки и умения.

Диапазон применения физических упражнений исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей и задатков в беге, прыжках, гимнастике, тяжелой атлетике и т.п. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, пребыванию на солнце и свежем воздухе, купанию, участию в различных спортивно-массовых мероприятиях и состязаниях и пр., все это так или иначе связано с физическими упражнениями. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкость, развить физическую силу, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.д.

Физические упражнения реализуются в гимнастике, играх, спорте и туризме.

Гимнастика. Различают гимнастику утреннюю, гигиеническую, спортивную, художественную, лечебную и основную. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся преимущественно занимаются основной гимнастикой (построения и перестроения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами – мячами, палками, скакалками, флажками, лазанье и перелезание; равновесие; ходьба; бег; прыжки; метание; элементарные акробатические упражнения).

В итоге развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива.

Игры. Они занимают особое место в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В играх ребенок формирует личные качества, получает удовольствие, учится дружбе, коллективизму, взаимопомощи. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших – спортивные.

Спорт. Задачи укрепления здоровья в спорте сочетаются с борьбой за достижение высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно- технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Массовые соревнования, спортивные праздники обычно охватывают учащихся разных возрастных групп. Соревнования и праздники четко организуются, проводятся с эмоциональным подъемом, хорошо оформляются, являются одним из видов комплексного воздействия на личность школьника.

Туризм. Это организованные кратковременные или длительные путешествия (прогулки, экскурсии, походы), совершаемые в целях ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, природными богатствами нашей страны, расширения общего кругозора учащихся. В туристических мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде.

Природные факторы (солнечные лучи, воздух, вода). Это факторы, которые могут сопутствовать физическим упражнениям (во время похода дети купаются, загорают), использоваться и как специальные процедуры (во время пребывания в детском оздоровительном лагере специальное время в режиме дня отводится на купание, воздушные и солнечные ванны). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.

Гигиенические факторы. Сюда относятся: режим дня, гигиена жилища, одежды, обуви и т.п. Режим дня – это рациональное распределение времени на все виды деятельности в течение суток (сон, гигиеническая гимнастика, прием пищи, труд и отдых). Режим обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, разумное распределение времени, воспитывает у ребенка дисциплинированность, аккуратность, точность и организованность, чувство времени, самоконтроль.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Но есть ряд правил, обязательных для всех. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований в школе и дома дает возможность ребенку совершать физические упражнения наиболее продуктивно (своевременная влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий и др.).

Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно-гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.

Организация физического воспитания в школе. Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминутки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа, физическое воспитание в семье.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой и включают подвижные игры, гимнастические и легкоатлетические упражнения в комплексе. Это обеспечивает разностороннюю общую физическую подготовленность учащихся. Уроки физической культуры повышают функциональные возможности организма – его двигательную активность, жизненную емкость легких, обмен веществ, мышечную силу.

Наряду с общим физическим развитием уроки физической культуры воспитывают у детей дисциплину, культуру поведения, смелость, мужество, инициативу.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Она должна проводиться каждым ребенком. Если семья приучит ребенка выполнять гигиеническую зарядку, да еще вместе с родителями, эффект физического воспитания будет более заметным.

В школе до занятий проводится гимнастика, которая способствует организованному началу учебного дня, создает доброе и эмоционально приподнятое настроение. Наибольший эффект гимнастика дает в том случае, когда она проводится на пришкольной площадке, на свежем воздухе. Гимнастика включает ходьбу и общеукрепляющие упражнения, бег, прыжки, игры. Если погода не позволяет, гимнастика проводится в помещении.

Физкультурные минутки. Их основная цель – снять накопившееся утомление, обеспечить детям кратковременный отдых от напряженной работы, сохранить хорошую осанку. В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (выпрямляющие, типа потягивания), другие – для мышц ног, третьи – для мышц туловища. Для учащихся 1–4-х классов дополнительно проводятся упражнения для рук и пальцев. Физкультминутка в начальных классах обычно проводится учителем в середине урока или по мере утомления детей. По времени она занимает 1,5–2 мин.

Организованное проведение перемен. Основным условием эффективной умственной деятельности является целесообразная смена видов деятельности ребенка. Это требует от учителя, чтобы после умственного труда был организован активный отдых. Дети во время перемены должны выйти из класса, классную комнату обязательно следует проветрить. Во время большой перемены, если позволяют погодные условия, дети играют на пришкольной площадке. Но это активное пребывание детей на воздухе не должно их утомлять и перевозбуждать. Активность детей во время перемены может быть самая разнообразная: игры, прыжки со скакалкой, мячом и др. В помещении можно проводить коллективные подвижные игры, хороводы.

Внеклассная работа по физическому воспитанию. В системе этой работы в школе организуются физкультурные кружки и спортивные секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристские походы, праздники и спартакиады.

К руководству внеурочной работой по физическому воспитанию привлекаются родители, старшеклассники. Внеклассная работа по физическому воспитанию проводится в тесном контакте с учителем физкультуры, организатором внеклассной работы.

В практике воспитания в школе и семье все его составные части так тесно переплетены, взаимосвязаны, что расчленить их не представляется возможным. Нельзя сначала решать задачи умственного или физического воспитания, а затем переходить к трудовому и эстетическому воспитанию. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы. Только комплексное воздействие на личность дает по-настоящему положительные результаты.

Руководствуясь общей целью, учитель ставит перед коллективом и перед каждым учеником конкретные задачи в каждой конкретной ситуации. Результаты воспитательной работы будут тем выше, чем полнее будут использованы возможности комплексного подхода к воспитанию.

  • Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975.