«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей средствами культуры и искусства». Индивидуализация личности в аспекте патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников отношение к окружающему миру: представления о нем нося

Дошкольное детство – важный этап в формировании личности и её нравственной сферы. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма, духовности и гражданственности.

В современном мире возрождение патриотизма можно считать первым шагом к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, фундаментом общественной и государственной системы, составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751, система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

«Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяет среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России; формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.

Программа является инструментом реализации образовательной политики государства в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, отраженную в главных нормативных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, возродить духовность, бережно отношение и гордость за достижения Родной страны.

Работу по духовно-нравственному патриотическому воспитанию в МКДОУ детский сад № 325 педагоги начали с создания развивающей предметно-пространственной среды.

Во всех группах были оборудованы патриотические уголки, центры русского быта, творческие мастерские, уголки ряжения. Создана модель русской избы, макеты, лепбуки, разработано перспективное планирование по данному направлению работы, подобран разнообразный демонстрационный и наглядно-дидактический материал (картинный материал, тематические альбомы, наборы открыток, фотографий).

Педагоги детского сада создали картотеки подвижных и словесных народных игр, медиатеку тематических презентаций и музыкального материала для ознакомления детей с историей родного края, достопримечательностями, народными праздниками и традициями.

Центры театрализованной деятельности пополнились новыми видами театра для инсценировок русских народных сказок.

В центрах художественной литературы был систематизирован материал по направлениям «Моя Родина», «Мой город», «Моя семья», «Русские писатели детям», «Русские народные сказки» и др.

Основная форма работы в дошкольном учреждении – познавательное занятие, в процессе которого дети имеют возможность узнать о своем родном городе, истории своей страны, культуре и обычаях русского народа.

Тематические занятия воспитатели проводят с использованием специальной наглядности, применением интерактивных форм работы, компьютерных презентаций, которые значительно обогащают детское восприятие. В процессе познавательной деятельности педагоги решают комплекс образовательных и воспитательных задач: формирование толерантности, уважение к культуре и традициям своего народа, культуре других народов нашей большой многонациональной страны, формирование чувства принадлежности к мировому сообществу, желание лично заботиться о культурном наследии родного края.

Используя разнообразные формы работы с детьми (целевые прогулки, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, вечера досуга, викторины, проектную деятельность), педагоги не только воспитывают в ребёнке патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Продуктивной формой работы с дошкольниками по праву можно считать организацию и проведение экскурсий и целевых прогулок, которые несут в себе высокий познавательный потенциал, подкрепленный детским эмоциональным восприятием. Педагоги детского сада регулярно совершают с детьми реальные и виртуальные путешествия по городу Новосибирску и просторам родной страны, показывая живописные уголки, богатый природный мир, достопримечательности нашей Родины.

Русские сказки – сокровищница народной мудрости. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Сказки развивают у детей нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, честность. А.С. Макаренко большую роль отводил сказке. «Хорошо рассказанная сказка, писал он, это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжной полке в каждой семье был сборник сказок». В нашем детском саду стало доброй традицией не только читать детям русские сказки, но и инсценировать их, давая детям возможность глубже прочувствовать характер и отношения героев, понять смысловое содержание сказки, пробудить в ребенке сопереживание, эмоциональный отклик.

Эмоциональное восприятие окружающей действительности находит отражение в рисунках и творческих работах детей. В творческих центрах и ИЗО студии дети знакомятся с русскими промыслами, учатся изображать родную природу, сюжеты русских сказок, расписывают игрушки и предметы быта по мотивам народной росписи.

Приобщение дошкольников к культуре родной страны и своего народа осуществляется в процессе проведения тематических праздников и развлечений: «Сороки», «Русские посиделки», «Посвящение в богатыри», «Колядки», «Масленица» и др.

Воспитание духовной личности возможно только совместными силами семьи, образовательного учреждения и государства. Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников, вовлечения родителей в образовательную деятельность педагоги используют педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых на основе приемов поисково-исследовательской деятельности. Метод проектов, как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. В процессе самостоятельной деятельности дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

В конечном счете, осуществляя целенаправленный процесс, мы стремимся к определенном результату. В нашем случае – это новообразования дошкольного детства, которые станут прочным фундаментом духовной, нравственной личности.

Патриотизм в современных условиях это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, сохранение культурной самобытности русского народа. Поэтому только планомерная целенаправленная деятельность педагогического коллектива, семьи и социума поможет добиться позитивной динамики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании, сформировать у детей зачатки самосознания истинных патриотов своей Родины.

Литература:

1. Ветохина А.Я. Нравственно-партиотическое воспитанеие детей дошкольного возраста /А. Я. Ветохина - СПб.: Детство-Пресс, 2015.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1989.

3. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /Под ред. Д.. – М.: АСТ, 1995.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/ утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 № 751.

Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем славятся улицы родного города, природные ресурсы, людей, прославивших свой край, свою Родину. Историю своей страны, культуру своего народа, устное народное творчество, народные промыслы, права и обязанности маленьких граждан.

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблема патриотического воспитания дошкольников актуальна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит редкое расслоение общества, наблюдаются враждебность и эгоизм, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 общеразвивающего вида городского округа – город Нововоронеж»

Формирование

нравственно-патриотических

качеств у дошкольников

Воспитатель: Величко Т. Н.

«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому

Надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

Познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В. А. Сухомлинский

Основой концепции своей работы с детьми дошкольного возраста я считаю необходимость показать, что дети являются частью великого русского народа и поэтому они должны знать места, где живут, чем славятся улицы родного города, природные ресурсы, людей, прославивших свой край, свою Родину. Историю своей страны, культуру своего народа, устное народное творчество, народные промыслы, права и обязанности маленьких граждан.

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблема патриотического воспитания дошкольников актуальна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит редкое расслоение общества, наблюдаются враждебность и эгоизм, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В последние годы все заговорили о патриотическом воспитании, так как возникла необходимость в формировании подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу отечества и готовность к его защите.

Было время, когда в силу разных причин патриотическому воспитанию уделялось мало внимания и, как результат этого, выросло поколение нетерпимых к людям другой национальности и вероисповедания, не уважающих старших, не знающих историю своей страны.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. «Любовь к родному краю. Родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Исходя из этого, я ставлю следующую цель – воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств. Как сострадание, сочувствие, находчивость и любознательность.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Формирование чувства привязанности и любви к своей семье, к своему дому,

Детскому саду, друзьям в детском саду, к городу.

Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на

Основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Формирование представлений о России как о родной стране.

Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России.

Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения

Гражданской символики России (герб, флаг, гимн).

Задачи патриотического воспитания я решаю:

  • в непосредственной образовательной деятельности;
  • в беседах о деятельности детского сада, родном городе, городах России и т.д.;
  • в ходе целевых прогулок, экскурсий к памятным местам;
  • во время игр;
  • при ознакомлении с художественной литературой;
  • при рассматривании иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
  • через использование аудио- и видеозаписей, прослушивание музыкальных произведений о родной земле, о друзьях, дружбе и т.д.;
  • в ходе подготовки тематических выставок и акций, посвящённых памятным датам;
  • в процессе продуктивной деятельности (рисование, аппликация, изготовление поделок и сувениров);
  • в процессе подготовки и участия в праздничных днях: «День города», «День матери». «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы» и др.;
  • через наглядную информацию для детей и родителей.

Источники (нормативные документы) по патриотическому воспитанию

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан

Российской Федерации на 2005 – 2010гг»

Закон РФ «Об образовании»

Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России»

Закон РФ «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества»

Национальная доктрина образования в РФ»

Конституция РФ

Конвенция о правах ребёнка.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С. Лихачев

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками - экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно — развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Белгородчины, Ровеньского района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Край родной Татарстан» Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2. «Мы славим город свой » Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. «Быт и традиции» Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

4. «Флаг, герб и гимн Российского государства» Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

5. «Моя дружная семья» Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

6. «Великой Победе посвящается» Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

7. «Как чуден наш родной язык» Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской и татарской культуре, рассказываю русские и татарские («Сказка о козе и баране», «Сертотмас үрдәк» , «Бияләй») народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские, татарские народные песни, заучиваем потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства. Смотрим мультфильмы на двух языках. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Науруз», «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день», «Сабантуй» ,«День защитников», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. – 2000. — №1. – с. 100.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. – 60 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Кокина Лариса Константиновна

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада №15 «Ручеек»

Россия, Нижегородская область, город Сергач.

Аннотация: Статья посвящена духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности дошкольников. Представлен личный опыт по формированию личностных качеств детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

Ключевые слова: духовно-нравственное, патриотическое, воспитание, дошкольники, музыка, музыкальная деятельность.

Music as means of formation of spiritual and moral and patriotic qualities of the identity of preschool children

Kokina Larisa Konstantinovna

musical director of the highest qualification category

MBDOU kindergarten №15 "Trickle»

Russia, Nizhny Novgorod region, Sergach.

Annotation: the Article is devoted to spiritual, moral and Patriotic education in the process of musical activity of preschool children. Personal experience on formation of personal qualities of children of preschool age on musical occupations, holidays and entertainments is presented.

Key words: spiritual and moral, Patriotic education, preschool children, music, musical activity.

«В душе и сердце ребенка должны быть поселены святые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремление к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения... »

Шалво Амонашвили

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности ребенка. Именно в дошкольном детстве формируется внутренняя система общечеловеческих ценностей, которая ляжет в основу всей дальнейшей жизни ребенка.

Духовно-нравственное воспитание человека – процесс трудный и долгосрочный. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая должна проходить в совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Музыкальное искусство является богатейшим и действенным средством духовно-нравственного воспитания, обладает большой силой воздействия и воспитания чувств человека. Музыка наилучшим способом позволяет развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – благодарная и вместе с тем важная задача.

Музыкальный руководитель детского сада формирует у ребенка - дошкольника основы музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности. Для достижения поставленной цели, через организацию музыкальной образовательной деятельности решаются следующие задачи:

Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с произведениями музыкального искусства и фольклором;

Накапливание опыта восприятия народной музыки;

Воспитание духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, к родному краю, родной стране; культуры поведения средствами музыкально-эстетической деятельности. [ 1, 13 ]

Для решения этих задач используются формы работы: праздники и развлечения, комплексные занятия в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества, беседы - концерты, родительские собрания и конференции, литературно-музыкальные гостиные.

В музыкальном зале детского сада созданы условия для формирования и развития основ музыкальной культуры и творческих способностей детей. В наличии имеются записи классических музыкальных произведений, произведений русского народного творчества, детские песни, портреты композиторов, дидактические игры, презентации по ознакомлению детей с народным творчеством, с народными обрядовыми праздниками и обычаями, с русской природой, и также с современными патриотическими праздниками. Методический материал постоянно обновляется и пополняется новыми разработками. Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала соответствует ФГОС ДО.

Работа строится поэтапно, согласно возрастным особенностям детей, строго соблюдая содержание воспитательно - образовательного процесса МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк».

Активное формирование духовно-нравственных качеств начинается с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте посредством прослушивания песен, разучивания характерных танцев и музыкальных игр формируются знания о семье, доме и детском саде. К среднему возрасту происходит активная социализация, расширяются знания об окружающей жизни, о своей малой Родине. Большое внимание уделяется здесь традициям и обычаям, самобытности и национальному колориту родного края.

В старшем возрасте формируется гражданская позиция ребенка, приобщение к музыкальной культуре родной страны, воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию.

Большие потенциальные возможности духовно-нравственного и патриотического воздействия заключаются в народном творчестве. Фольклор ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, бытом и трудом русского народа, с бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

Произведения народного музыкального творчества, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Народные песни способствуют развитию у детей младшего возраста первоначальных певческих навыков.В старшем возрасте их можно использовать в качестве распевания. Большое разнообразие народной музыки широко используется для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, инсценировок. Так же она постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

С целью формирования у дошкольников любви к малой родине, в план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент - знакомство с татарским и мордовским музыкальным творчеством - это вариативная часть основной общеобразовательной программы.

Одним из средств реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания стало проведение народных праздников. Праздники проходят в игровой форме, где дети закрепляют знания с декоративно-прикладным искусством: дымкой, хохломой, гжелью, русской матрешкой. Большое изобилие народных игр, плясок и хороводов не дают заскучать ни взрослым, ни детям. Гости, родители и дети являются непосредственными участниками мероприятий ДОУ.

Празднование государственных праздников России также является неотъемлемой частью воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств дошкольников: день защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, день России, день народного единства, день матери. Они способствуют развитию у детей дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину.

Доброй традицией стала ежегодная ярмарка «Сергачский перезвон», которая проводится в виде родительской конференции и является подведением итогов прошедшего учебного года. Сценарий конференции строится на взаимосвязи народной культуры и семейных традициях.

Праздники формируют у детей представление о праздничной культуре, знакомят с традициями празднования, приобщают к общечеловеческой культуре. На этой основе у дошкольников воспитываются моральные, нравственные качества, художественный вкус, формируется активная жизненная позиция. [ 1, 304 ]

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

По словам Д.Д. Шостаковича «...Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества...» [ 1, 12 ]

Используемая литература:

1. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Особенности формирования

нравственно – патриотических качеств

у детей дошкольного возраста

«Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». (В.А. Сухомлинский)

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание – взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.




Задачи нравственно-патриотического воспитания

  • воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • формирование элементарных знаний о правах человека;

  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;

  • воспитание уважения к труду;

  • воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);

  • воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;

  • становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.



Принципы:



Возрастные особенности нравственного развития дошкольников
  • раннее детство (до 6,5 лет)- «золотое время» в эмоциональной жизни ребенка (спонтанность выражения чувств, эмоциональная бесконфликтность, подверженность быстрым сменам одномоментных впечатлений, свобода выражения чувств);

  • пик развития моральных качеств, которые уменьшаются с возрастом: душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность, сострадание ;

  • отношение к окружающему миру: представления о нем носят одушевленный характер-весь мир для ребенка полон жизни;

  • дошкольное детство-период наибольшей обучаемости и податливости педагогическим влияниям;

  • повышенная восприимчивость к социальным воздействиям, подражаемость;

  • потребность в общении-важная социальная потребность;

  • врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых.


Формы работы



Средства нравственно-патриотического воспитания



Методы и приемы



Механизм нравственного становления личности:



Условия реализации
  • создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)

  • опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);

  • эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;

  • взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

  • организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

  • сотрудничество с семьей


Ожидаемые результаты

Становление личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • знает народные игры и играет в них;

  • использует в активной речи фольклор;

  • умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами;

  • осмысленно и активно участвует в проведении календарно-обрядовых праздниках;

  • знаком с былинными и сказочными героями, узнает их в произведениях изобразительного искусства;

  • знает государственную символику;

  • умеет различать изделия народных промыслов;

  • знает историю родной улицы, города, края;

  • знает свои права и обязанности;

  • проявляет заботу о сверстниках и взрослых;

  • трудолюбив



«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С.Михалков



Литература:

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети.- М., 1985.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. -М., 1990.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.

Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.

Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2012.