Мастер-класс на родительском собрании «Как занять ребенка дома? Родительское собрание «Организация занятости ребёнка во внеурочной деятельности с целью недопущения их участия в несанкционированных акциях

Чем и как занять ребенка дома

Вместе мы играем – нашу память развиваем

Система современного образования требует от детей известного нервного напряжения, волевого усилия, достаточного объема памяти. К сожалению, многие дети приходят в школу с низким уровнем готовности к школьному обучению, в том числе с низким уровнем развития памяти. Начинать развивать память необходимо с самого раннего возраста. И, конечно, в первую очередь, в работу по развитию памяти у детей включаются родители. Занимаясь с ребенком, нужно обязательно соблюдать несколько условий. Во-первых, чтобы игры и упражнения были ребенку понятны, а главное – интересны. Во-вторых, не нужно их превращать в дополнительные занятия. Многие игры можно организовать, например, во время приготовления пищи, поездок в транспорте, прогулки, ожидая очереди к врачу. Предлагаем игры, которые помогут вашему ребенку развить память и с пользой провести время.

Игра «Забывчивый художник»

На листе бумаги изобразите предметы различного цвета. Картинку закройте, а ребенок пусть вспомнит, какого цвета был мячик, зонтик, кошка. Или другой вариант – что было желтого цвета, что синего. Количество предметов увеличивайте в зависимости от успешности запоминания их ребенком.

Игра «Заколдованный узор»

Выложите на столе узор из спичек, удалив при этом серые головки. Ребенок должен внимательно рассмотреть и запомнить узор. Затем он открывает глаза, а вы изменяете узор на столе. Ребенку нужно восстановить узор.

Игра «Угадай-ка»

Пальцем нарисуйте у ребенка на спине солнышко, цветочек, букву, цифру и попросите угадать, что нарисовали. Или попросите с закрытыми глазами на ощупь назвать предмет, который вы ему дадите в руки.

Игра – шутка «Исправь меня»

Читая или рассказывая сказки детям, поменяйте местами героев – «перепутайте» их имена, события. Пусть малыш попробует разобраться в этом. Не так важен результат. Важны радость, смех, хорошее настроение вашего ребенка.

Игра «Узнай сказку»

Перечислите героев какой-либо сказки, известной вашему ребенку (дед, бабка, мышка, золотое яичко), попросите угадать, что это за сказка.

Игра «Не ошибись»

Ребенок ловит мяч «на слова», в которых есть звук «С», или «ловит» слова, обозначающие животных, рыб и т. д. Вариантов может быть много. А если нет с собой мяча, то в нужные моменты ребенок может просто хлопать в ладоши. Эта игра тренирует слуховую память, малыш учится не пропускать информацию «мимо ушей»

Проводит такие игры можно по 10-15 минут. Играйте вместе с ребенком, малыш будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задание не один. Нужно хвалить ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит стимулом к дальнейшим занятиям. А главным достижением их будет формирование у ребенка уверенности в собственной успешности.

Вместе мы играем–внимание развиваем.

Внимание - важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к определенным отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Вот некоторые игры и упражнения, которые помогут в развитии концентрации внимания. Чтобы ребенку было интересно, время от времени меняйтесь с ним ролями: пусть теперь он будет ведущим.

«Шапка – невидимка»

Для игры понадобится любой головной убор и несколько знакомых ребенку предметов. В течение 3 секунд необходимо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их. Для малыша 3 лет достаточно 3-4 предмета. Чем старше, ребенок, тем больше предметов прячется под шапкой.

«Угадай, что изменилось»

Покажите ребенку несколько предметов., лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов переставьте или уберите. Ребенку надо сказать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

«Найди отличие»

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.0 и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Ласковые лапки»

Подберите 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выложите на стол. Предложите ребенку оголить руку по локоть. Объясните, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры» «зверек» будет прикасаться к щеке, колену и т. д.

«Сделай, как я!» (со спичками)

Первоначально у каждого играющего по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну – две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем игроки меняются ролями. При успешном выполнении условия, количество спичек постепенно увеличивается до 12-15 (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Примечание: не забудьте зачистить спички от серы, прежде чем дать их ребенку!


Родительское собрание «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей».

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности, показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры.
Участники: Воспитатель, родители.
Форма проведения: Круглый стол.

Ход собрания:

Вступительная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Я начну собрание со слов педагога Д.В.Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». И тема нашего собрания звучит так: «Игры и игрушки как средство интеллектуально-познавательного развития детей».
И эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на интеллектуальное развитие наших детей. Это очень важная тема, так как ведущей деятельностью ваших детей этого возраста является игра.
Мы тоже немножко поиграем с вами сегодня. Начнем с игры с мячом. Вы должны будете поймать мяч и ответить на мой вопрос.

Игра с мячом.


Вопросы:
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку об играх своего детства?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Какие игрушки любимые у ребенка?
9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

Вопрос для обсуждения:
Чему обучается ребёнок в игре?
(Ответы родителей).

Обобщение:
1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
3. Осознавать своё реальное место среди других людей.
4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
5. Уважать себя и верить в себя.
6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
7. Свободно выражать свои чувства.
8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.
9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
10. Делать выбор.

Вопрос для обсуждения:
В чём, по–вашему, состоит воспитательное значение игр?
(Ответы родителей).

Обобщение: В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Доклад «Роль игры в воспитании и развитии ребёнка»

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнок органично развивается, учится взаимоотношениям между людьми и т.д. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, театрализованные.
Одни развивают мышление и кругозор, другие - ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!
Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

«А у нас, в детском саду, мы играем»

(Просмотр презентации)
1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
2. Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Вопрос для обсуждения:
Любая игрушка должна быть какой?
(Ответы родителей)

Обобщение:
1. Эстетичной.
2. Безопасной (в плане краски, качества материала).
3. Развивать.
4. Развлекать ребенка.

Виды игрушек.
1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.
2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.
3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.
4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.
5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.
6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.
8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

Практическая часть «Давайте вместе поиграем».
Упражнение «Я начну, а вы продолжите»
- «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно …).

Игра «Четвёртый лишний».
Игра на развитие логического мышления.
1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель - хвойное дерево)
2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)
4. Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Игры на кухне
- А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)
- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Советы родителям.
1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.
Игра с ребёнком научит нас:
Говорить с ребёнком на его языке;
Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);
Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
Любить детей такими, какие они есть!

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

Мы знаем – время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его …
Н. Заболоцкий
Цели
1. Создать условия для рефлексии организации собственного свободного времени и свободного времени детей
2. Проанализировать основные проблемы, связанные с организацией досуга детей и взрослых
3. Помочь определить приоритеты в общении с собственными детьми

Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам большое за то, что вы нашли силы и время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвящаем очень важной проблеме свободного времени наших детей.
Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития.
Свободное время (досуг) - обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.

«Я - позиция» Причина «Я - позиции».
(Родители отвечают на вопросы по кругу)
1. Считаете ли вы, что вы и ваши дети умеете распределять свое свободное время?
Спасибо за ваши ответы, а я хочу обратиться к словам Л.Фейербаха «Ничем не может человек распорядиться в большей степени, чем временем»
2. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы вы проводили больше времени вместе? Если сможете, то объясните почему?

Принято считать, что современные дети настолько перегружены, что фактически не имеют свободного времени. Однако анализ данных социологического опроса, проводимого среди учащихся, не подтвердил этого утверждения.
В ходе исследования была поставлена задача изучить соответствие проведения досуга с потребностями школьников. С этой целью школьникам было предложено оценить по 10-балльной шкале степень удовлетворенности проведением свободного времени:
Результаты исследования показали, что

    54 % обучающихся удовлетворены проведением досуга (9-10 баллов).
    Только 5% школьников не удовлетворены проведением свободного времени.
    Предпочитаемые виды отдыха:
    Просто отдыхать - 31
    Смотреть ТВ, играть на компьютере - 66
    Заниматься любимым делом – 11
    Читать – 16
    Ухаживать за домашними животными – 19
    Проводить время в Интернете – 3

А вот ответы детей на вопросы по теме «Свободное время»:
1. Свободное время – это … (время, не загруженное делами и проблемами; время, которое я могу потратить на отдых от повседневных дел и т.д.)
2. Мое любимое занятие. (Гулять, общаться с друзьями, смотреть телевизор, заниматься спортом, рисовать, играть в компьютер и т.д.)
3. Как проводите свободное время с родителями? (смотрим телевизор, разговариваем, ходим в гости, ездим на дачу т. д.)
4. Устраивает вас это или нет? (большинство – да, несколько человек – нет, почему – больше уделять время нам, а не работе; мало куда уезжаем отдыхать – на природу).

Что говорить, проблема досуга детей стоит остро. Им действительно часто нечем заняться. И все-таки причина, которую приводят ребята, скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, клубов, мы решим детские проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами.

Разбивка на группы

На спинке ваших стульев приклеены карточки разного цвета, пожалуйста, возьмите эти карточки и сядьте в группы в соответствии с цветами.

«Я – позиция» и общественно значимая норма. (Работа в группах )

Задание 1.

Ребенок пытается поговорить с отцом, но тот увлеченно смотрит футбол, не слушает ребенка. Мама разговаривает по телефону, отмахивается от сына. Мальчик уходит на улицу, где встречает подростков, которые ему «сочувствуют» и предлагают «забыть» о проблемах с помощью сигарет, наркотиков.
(обсуждение в группах 1,5-2 мин., выступления групп)
Подведем итоги. Ребенок остался один на один со своими проблемами. Преодолению трудностей не научен.

Задание 2.
Проанализируйте и выразите свое отношение к мыслям древнего мудреца Сенеки:
« Не упускай ни часу, удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего»

Чем же занят досуг наших детей? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью данных, полученных в результате социологического исследования.
- В свободное время я делаю то, что хочу, - часто можно услышать ответ на вопрос: «Что ты делаешь в свободное время?» Здесь мы имеем широко распространенное, но совершенно неверное понимание категории «личное время».
В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.
По данным исследования уровня занятости учащихся во внеурочное время можно сделать вывод – чем старше становятся учащиеся, тем меньше они заняты в кружках и секциях дополнительного образования.

Послеурочные часы дети довольно часто заполняют бесцельной прогулкой. «Пойдем, походим» - так определяется форма досуга. Такой досуг характеризуется вялостью, отсутствием физической нагрузки.
Усилить внимание к досугу своих детей чрезвычайно важно, тем более что регулирование поведения таких «гуляющих» школьников весьма затруднительно. Но без контроля невозможно сформировать личность. Пословица гласит: «Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет».

Задание 3.

А сейчас я предлагаю Вам творческое задание: в течение 5 минут каждая группа постарается разработать рациональный режим дня для ребенка 8 – 10 лет таким образом, чтобы он не был перегружен и интересен ребенку. У вас на столах лежат листы и маркеры.
Дискуссия (разворот в круг)
10 минут.

Рефлексия (в круге). 3-5 минут

Сегодня я узнал…
Для меня стало полезным…
Я смогу применить…
Я желаю…

Свободный выбор. Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т. д. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор и подсобное хозяйство тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко.
Заканчивая наш разговор, хочется прочитать вам слова знаменитого педагога и врача, тонкого психолога, знатока семейных отношений Бенджамина Спока:
«Я давно знаю крепкие семьи, где какие-нибудь общие увлечения, будь то занятия спортом, туризм или коллекционирование пластинок, марок, монет, помогает сохранить дружбу и взаимоотношения между отцами и детьми. Но успех придет только тогда, если взрослые действительно увлечены этим: любая искусственность скоро выдаст себя и разочарует сына или дочь. Подросткам не очень нравится, когда «старики» при их друзьях стараются играть в молодых. Здесь надо точно чувствовать ту грань в общении, перейти которую нетрудно, но вернуть пошатнувшееся доверие и уважение уже сложнее».

Памятки родителям
Принципы отношений родителей с детьми
1. Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
2. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
3. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
4. Я часто забываю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
5. Я знаю много об окружающем мире. Поэтому Я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
6. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
7. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.


Выходные – это для ребёнка не только свобода и возможность выспаться. Зачастую это ещё и неумение занять себя, ужасная скука, нулевое настроение. Как же помочь? Какое развлечение (кроме телевизора и компьютера) предложить? Итак, родительское собрание: чем занять ребенка. Чтоб без вреда здоровью и с взаимным интересом. Есть как минимум 32 способа.


1. Займитесь вместе готовкой.

Есть куча простых рецептов, которые вы сможете испытать со своими детьми. Если вы боитесь прибегать к помощи духовки (ребёнок может случайно обжечься) то почему бы не попытаться сделать, например,что-нибудь вкусненькое? Холодильник не травмоопасен.

Если дети любят бутерброды, то почему бы не позволить им придумывать различные их варианты? Результаты могут быть самыми неожиданными (например, бутерброд с вареньем, вареной колбасой и сыром), но вы, по крайней мере, весело проведёте время. Попутно объясняйте ребёнку, какие продукты можно совмещать, а какие – нет.
Возраст: Как только ребёнок сможет дотянуться до стола.

2. Пойдите запускать бумажного змея.

В погожий ветреный день можно с азартом побегать за летучим змеем. Вы можете купить такой в игрушечном магазине или попробовать сделать свой собственный. Правда, для этого стоит заглянуть в книжки – есть определённая технология. Но зато ребёнок будет счастлив получить в результате своего особенного и неповторимого змея.

Это развлечение «затягивает» и многих взрослых. Зачастую родители всерьёз увлекаются игрой и даже устраивают настоящие совместные соревнования. Это очень полезный способ развлечься самим и занять своего ребёнка.
Возраст: 5 +

3. Научите их вышивке крестиком.

Звучит странно, но этот вид занятия очень полезен. Это и развитие мелкой моторики, и воспитание усидчивости, и приобщение к искусству и ремеслу. Вы можете купить специальные наборы по вышивке для детей, таким образом, они не будут ранить себя иглами, а образцы рисунков будут гораздо легче. Более старшим детям можно дать попробовать вышить рисунок посложнее.

Возраст: 7 +

4. Сделайте бумажные самолётики.

Включите свою фантазию и создайте армию из бумажных самолётиков. Тогда вы сможете устроить захватывающую битву прямо дома. Можно придумать, как поинтереснее их раскрасить. Можно сделать их разного размера и формы.

Устройте соревнование на дальность полёта. Или разместите на стене «цель» и по очереди пытайтесь в неё попасть. Можно даже завести журнал, куда будут вноситься очки. Также не лишним будет определить приз для победителя.
Возраст: 5 +

5. Напишите сказку.

Используйте свое воображение и напишите сказку вместе. Это не должно быть высокохудожественное произведение. Например, можно предложить ребёнку придумать другое окончание к его любимой сказке. Или создать свою, в которой главным героем будет он сам.
Ещё можно попробовать написать сказку вместе по частям. Например, вы пишете начало, потом озвучиваете только последнее предложение. Ребёнок продолжает дальше. Затем окончание пишет второй ребёнок или папа (бабушка, дедушка). Прочтите целую сказку вслух – это обычно довольно забавно.
Возраст: 6 +

6. Устройте танцы.

Пригласите некоторых из друзей вашего ребёнка, возьмите компакт-диск с их любимой музыкой и позвольте им танцевать всё, что они пожелают. Все, что вы должны будете сделать, обеспечить их напитками и закусками.
Возраст: 8 +

7. Дайте ребёнку устать.

Имеется ввиду снятие запрета на прыжки, бегание и лазание. Пусть ребёнок порезвится в своё удовольствие. Было бы неплохо устроить прямо дома игровой центр. Составьте вместе стулья и пусть под ними будет тоннель. Положите на пол покрывало, а на него – несколько подушек. Это – вместо матов для прыжков. Да, это звучит странно, даже страшно. Но поверьте: ваш ребёнок будет в восторге! И к тому же, физическая активность полезна! Конечно, можно просто отправить ребёнка гулять на улицу. Но это подходит только более старшим детям. А как же малыши? Да и дома гораздо безопаснее.
Возраст: 4-12

8. Покрасьте одежду.

В голове сразу возникает образ хиппи, но этот способ развлечения не имеет с ним ничего общего. У вас наверняка есть куча старой одежды, которую ни вы ни ваш ребёнок уже не носите. Обновите её! Есть специальная краска для ткани. Вы можете смешивать их, придавая старому облачению совершенно новый облик. Импровизируйте! Смейтесь! Ваш ребёнок будет просто счастлив.
Возраст: 9 +

9. Откройте «сезон охоты» на вещи.

Придумайте список забавных вещей, которые ребёнок должен будет найти. Можно предварительно хорошенько их спрятать. Пусть малыш будет охотником. Или сыщиком. Суть в том, чтобы ему стало интересно отправиться на поиски. Охотиться можно вокруг дома или вашего сада. Можно и во дворе многоэтажки, но тогда следите за ребёнком, не упускайте его из виду.

Возраст: 8 +

10. Сделайте солнечные часы.

Расскажите вашему ребёнку, как в древние времена люди имели обыкновение определять время по солнцу. Как придумали солнечные часы. Все, в чем вы нуждаетесь – это компас, чтобы определить, где север. Впрочем, есть много способов сделать это и без компаса. Затем поместите палку в основание круга (его можно нарисовать на земле или на бумаге) и нанесите разметку, как на обычных часах. Теперь можно вместе отслеживать теневое положение, соответственно движения солнца.
Возраст: 7 +

11. Посадите вместе растение.

Выращивание растений является не только увлекательным занятием, но и хорошим психологическим уроком. Ребёнок научится понимать, что растение – это то, что требует ухода. Что оно тоже растёт, питается и более при неправильном уходе. Это очень полезно для ребёнка наблюдать за тем, как оно меняется, постоянно видеть плоды своего труда. Есть много растений, которые даже маленький ребенок сможет вырастить без особых усилий. Это может быть как маленькое деревце, так и трава.
Если у вас нет сада, то коробка или маленькие горшки – выход для вас. И не будет иметь значения, в какое время года вы занимаете этим ребёнка. Попытайтесь вырастить такие травы, как базилик, петрушка или кресс-салат. Это несложно, к тому же вы сможете впоследствии их съесть.
Возраст: 5 +

12. Займитесь спортом.

У большинства центров досуга есть масса возможностей занимать детей различными спортивными играми – от боевых искусств до бадминтона, от плавания до тенниса. К тому же, они обычно обеспечивают спортивное оборудование и форму, таким образом вы не должны будете всё это покупать.

Если же подобных центров в вашем городе нет или просто нет времени туда пойти – займитесь спортом дома! Включите музыку и проделайте несколько простых упражнений. Устройте из пластиковых бутылок боулинг. Или поиграйте в настольный теннис книжками и маленьким мячиком. Или погоняйте в футбол во дворе. Вариантов великое множество. Главное – включите фантазию и отбросьте лень.
Возраст: 7 +

13. Создайте червячную ферму.

Если вам удалось заинтересовать своего ребёнка садоводством, сделайте следующий ход – создайте ферму червей. Это будет нужно для получения компоста – удобрения для вашего мини-сада. К тому же, дети будут в неописуемом восторге от собирания и содержания подобной живности. После дождя наилучшее время, чтобы охотиться на червей. Как только вы собрали их достаточно – поместите их в большую коробку или другую ёмкость с небольшим количеством почвы. Не забудьте проделать отверстия в крышке, таким образом черви смогут дышать. Вы сможете кормить отходами пищи червей, включая яичные скорлупы и растительные очистки. Черви сделают компост, который Вы будете использовать в вашем саду.
Возраст: 7 +

14. Поиграйте в скульпторов.

Какой ребенок не любит пачкать руки? Возьмите немного глины для моделирования, пластмассовый нож и форму. Вы можете даже купить самоукрепляющуюся глину, если вы хотите надолго сохранить полученный «шедевр». Импровизируйте! Пусть ребёнок подключит свою фантазию. Поверьте, он будет заниматься этим с неподдельным интересом.
Возраст: 8 +

15. Почитайте книжки из личной библиотеки.

Всегда действенный способ отвлечься. К тому же, это может быть полезно, если ребёнок будет читать сам. Можете читать по очереди. Или посоревноваться в выразительности. Идеальный способ провести время с ребёнком в скучный зимний вечер или просто перед сном.

Возраст: 6 +

16. Сыграйте в настольную игру.

Это будет вдвойне интереснее, если игроков будет много. Подключитесь к этому всей семьёй. Есть очень интересные настольные игры, от которых трудно оторваться даже взрослым.

В чём главная польза от коллективных игр? В умении проигрывать! Ребёнок должен этому учиться и понимать, что проигрыш – неотъемлемая часть игры.

Возраст: 7 +

17. Пойдите на прогулку.

Живете ли вы в городе или в деревне, всегда можно найти интересное место для прогулки. Например, сходить туда, где вы никогда не были прежде. Или гулять по привычным местам, глядя на них глазами туриста. Как будто вы никогда здесь ещё не бывали. Или представить себя следопытами, исследователями различных аномалий и тайн природы. А можно просто прогуляться, рассматривая всё, что находится вокруг чуть более пристально, чем обычно. Так интереснее и обязательно захватит вашего ребёнка.
Возраст: 6 +

18. Сходите в зоопарк.

Даже если вы живете в городе, есть возможность побыть наедине с природой. Ребёнку будет интересно посмотреть на зверей с разных уголков планеты, особенно если вы будете попутно рассказывать о каждом из них. Это также большая возможность встать близко к дикой природе, если единственный предыдущий контакт вашего ребенка был с кошкой или собакой.
Возраст: 4 +

19. Сходите в кино.

DVD в наше время достать проще простого, но ничто не сравнится с кино. На детские сеансы билет обычно дешевле, а удовольствия ребёнок получит выше крыши. Обсудите с ним увиденное, поделитесь своими впечатлениями. Кино – это удивительный мир, впечатления, которые останутся с ребёнком на всю жизнь. Поверьте, это так.
Возраст: 7 +

20. Сходите на реку.

Наверняка рядом с вашим городом есть река. Сходите туда вместе. Вода – это замечательный реклаксант. Вы расслабитесь лишь от одного пребывания рядом с бегущим водным потоком. Ребёнок всегда найдёт себе занятие у реки. Самое простое – попускайте кораблики. Поищите на берегу затерянное сокровище. Пособирайте интересные камешки, ракушки. Понаблюдайте за рыбками или рыбаками. Вам ни за что не будет скучно.
Возраст: 5 +

21. Найдите старые развалины.

Замки, заброшенные руины, пещеры и овраги - волшебные места. Они захватывают воображение большинства мальчиков и девочек. Они любят пересекать рвы, бегая вверх и вниз по винтовым лестницам и смотря на орудия. Если в вашей местности нет никаких исторических мест – придумайте свою историю! Например, пусть пруд на окраине станет волшебным озером доброй феи. Или сосна в овраге – превращённым когда-то злой колдуньей принцем. Фантазируйте! Найдите интересное место и прогуляйтесь там с ребёнком.
Возраст: 6 +

22. Посетите музей.

Мы знаем, что музеи навевают скуку на многих людей, но многие музеи теперь предприняли большие усилия быть интересными для детей. К тому же, такой поход очень полезен. Ведь где ещё можно узнать об истории своего края, его самобытности, традициях, животном и растительном мире. Сходите – вам будет интересно.
Возраст: 7 +

23. Возьмите их к своим бабушке и дедушке.

Большинство детей любит такие поездки. Им нравится общаться с престарелыми людьми, потому что те сами становятся с возрастом ближе к детям. Почему бы не предложить вашему сыну или дочери спросить их, как они жили, когда были детьми. Что они делали, чтобы интересно провести время? Каковы были их любимые игрушки? Они смотрели телевизор? Ваши дети будут удивлены ответами.
Возраст: 9 +

24. Организуйте поиск сокровищ.

Спрячьте что-нибудь ценное (по мнению ребёнка) где угодно в доме или во дворе. Затем напишите несколько подсказок, или карту, или систему знаков, указывающих на место, где спрятан клад. Побольше фантазии! Но не перестарайтесь со сложностью заданий. Ведь если ребёнок не сможет отгадать ни одной подсказки – он потеряет интерес к игре, а то и вовсе расстроится. Составляйте задания, исходя из возраста ребёнка. Придётся приложить некоторые усилия, но результат вас порадует. Ребёнок будет просто счастлив.
Возраст: 5 +

25. Сыграйте в боулинг.

Эта игра доставит массу удовольствия не только детям, но и взрослым. Устройте боулинг у себя дома! Используйте подручные средства: кегли – пластиковые бутылки, мяч – любой предмет, который можно катить. Заведите журнал для записи очков. Определите главный приз. Лучше, если к игре подключится вся семья. Так веселее и интересней.
Возраст: 6 +

26. Устройте соревнование по караоке.

Компакт-диски с караоке стоят очень недорого и есть во всех музыкальных магазинах. Есть и диски с детскими песнями. Пусть ребёнок выберет сам, что ему хотелось бы спеть. Позвольте ему проявить себя. Не подшучивайте, не критикуйте, не высмеивайте. Пусть даже у него не будет получаться слишком хорошо, зато будет весело. К тому же, не факт, что у вас самих получится лучше.
Возраст: 8 +

27. Займитесь оригами.

Древнее японское искусство оригами в упрощённой форме может служить отличным развлечением. Вы можете свернуть листок бумаги по заданному образцу – и вот уже готовы самые разные фигуры и предметы. От возраста ребёнка зависит и сложность сделанной им фигуры. Оригами – увлекательнейшее занятие. При правильном подходе оно может воспитывать в ребёнке эстетические понятия и чувство прекрасного.
Возраст: 8 +

28. Сделайте некоторое «моделирование барахла».

Соберите груз вещей таких, как старые коробки, пластмассовые бутылки, нерабочую технику и позвольте детскому воображению сотворить из этого хлама что угодно. Это может быть корабль или машина, замок принцессы или космический корабль. Главное – полёт фантазии.
Вы только должны будете обеспечить своё чадо клейкой лентой, ножницами, клеем и следить за его действиями. Мало ли что.
Возраст: 6 +

29. Понаблюдайте за звездами.

Пристальное вглядывание в ясное ночное небо может быть удивительным опытом и развлечением. Особенно интересным это может быть, если вы сможете сказать вашему сыну или дочери, что за созвездие он видит, какая видна планета и т.д. Почитайте пару статей заранее, чтобы суметь ответить на элементарные детские вопросы.
поиграйте в игру «на что похоже». Глядя на звёздные скопления, поделитесь своими фантазиями, на что они похожи. То же самое можно делать днём с облаками.
Возраст: 8 +

30. Научите ребёнка вязать.

Это, вероятно, больше подойдёт для девочек, хотя некоторым мальчикам могло бы быть интересно. Вязание – лучший способ воспитать усидчивость, внимательность и фантазию. Придумайте свои узоры, модели одежды для кукол, красивые салфетки и мягкие игрушки. Есть много книг на эту тему, которые помогут вам подойти к вопросу более профессионально.
Возраст: 7 +

31. Постройте логово.

Все, в чем вы нуждаетесь – это большое одеяло, лист картона и несколько подушек. Притворитесь, что вы находитесь в тропическом лесу или где-нибудь на необитаемом острове. Большая коробка – также прекрасная идея для пещеры. Это, вероятно, развлечет ребёнка в течение многих часов.
Возраст: 5 +

32. Составьте генеалогическое дерево.

Насколько хорошо ваши дети знают свою семью? Они знают что-нибудь о родителях ваших родителей? Мало того, что рисунок генеалогических деревьев является забавой, но это также преподает им немного истории. Вы можете раскопать некоторые действительно интересные факты о своей собственной семье. То, чего вы никогда не знали. Постарайтесь восстановить историю своего рода насколько сможете. Это будет полезным занятием и интересным развлечением для вашего ребёнка и вас самих.

Возраст: 7+

В конце нашего родительского собрания «чем занять ребёнка» хочется отметить, что развлекать можно чем угодно. Главное – проявлять интерес к тому, что делаете. Чтобы ребёнок видел вашу заботу, вашу заинтересованность и любовь. Без этого никакое занятие не принесёт ему радости. Да и вам самим, поверьте, тоже.

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости организованного досуга ребенка, предупредить об опасностях
«бездельного досуга», дать рекомендации по решению проблемы организации свободного времени ребенка.
Ход собрания
I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.
Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Добро пожаловать на нашу новую встречу, продиктованную проблемами
взросления ваших детей. Сообща, мы сможем найти ответы на все вопросы. Хочу лишь напомнить, что в нашем
разговоре важно и ценно мнение каждого. Надеюсь на конструктивный и полезный разговор.
Тема его такова: «Не сладок плод бездельного досуга...» Чем заняты ваши дети в свободное от уроков и домашней
работы время? Какие ошибки совершают родители, пытаясь организовать досуг ребенка? Правы ли родители,
отдающие свободное время ребенка в его собственное распоряжение? Все эти вопросы ждут вашего решения.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете
себе не проконтролировать, не проверить, не спросить... Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о
том, что интересоваться жизнью ребенка по­прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!
Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты
анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).
Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной
теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили
68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в
компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции
(18 %), а также читали книги и журналы (17 %).
Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских
установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в
самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с
ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном
случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:
– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;
– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.
Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых
родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют
организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка –
золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких­либо учреждениях, но с обязательным
условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических
перегрузок.
Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю,
опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?
Мнение 1.
Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с
детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот,
кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после
чего свое мнение высказывает психолог).
Психолог.* Одна из самых больших трудностей, с которой сталкивается ребенок, – это распространенный миф о том,
что конкуренция полезна для того, чтобы стать «самым – самым» – сильным, смелым, ловким. Ведь семья и школа
разделяют это опасное заблуждение. Принято считать, что стремление делать что­то лучше других – необходимое
условие успеха и становления характера. Ученые Дэвид и Роджер Джонсоны обобщили результаты многих
сравнительных исследований значимости конкуренции. И только 8 исследований из 122 подтвердили полезность
конкуренции. Вдумайтесь в цифры: только 8 из 122!
Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между
собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно
деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся
похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время

оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к
травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый
человек рожден для побед и высоких результатов.
Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья
ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с
ровесниками и взрослыми.
Любите ребенка и никогда не сравнивайте его с другим. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Всегда. Пример:
«Сегодня ты написал гораздо лучше, чем месяц назад. Посмотри!» Если вы будете верить в своего малыша, если будете
принимать его таким, какой он есть, если станете мягко направлять его рост, хвалить за успехи, пусть маленькие, вы
обретете уверенного в себе доброго друга. Однажды это непременно произойдёт.
Мнение 2
Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается, чуть ли
не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в
элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в
крайнем случае, вооружить методичкой бабушку – пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на
то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Нужно ли это?
(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)
Психолог.** Подмена понятий «развитие» и «образование» чрезвычайно вредна.
Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии.
Считается, что человек во столько­то лет научается говорить, во столько­то лет становится готов к школе, а во
столько­то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он
достаточно обоснован.
Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами.
Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом?
Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом?
Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в
военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!
Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с
раннего возраста проявляют большие успехи в какой­либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных
успехов на каком­либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые
признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка:
– это любознательность во всех ее проявлениях;
– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;
– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;
– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как
установки взрослых им надоедают и раздражают.
Мнение 3
Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что
мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?
Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел
бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может
произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды,
возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему
значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.
Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все­таки часто остается делом самого
ребенка. Что интересует современных детей?
Психолог.*** Часть своего досуга (небольшую) современные дети посвящают чтению. Об уровне читательских
интересов позволяют судить ответы на вопрос о любимых героях. Согласно данным исследований, половина
опрошенных детей либо сказала, что любимых литературных героев нет, либо не ответила на этот вопрос. Из названных
героев половина – это персонажи литературных произведений, изучавшихся в рамках школьной программы. Другая
половина литературных героев – это персонажи книг, любимых с самого раннего детства (по большей части, сказок –
Кот в сапогах, Василиса прекрасная, Иванушка­дурачок), а также литературной классики для детей (Том Сойер,
Карлсон, Геракл). Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на
досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.

Много времени подростки проводят у экрана телевизора. В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается
наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в
перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно
широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их
отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно
подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им
нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно­популярные, образовательные
программы (28 %). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая
часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом,
телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет,
многообразии: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый
третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания подростки находят среди
«звезд» западных кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле­ и киноэкранах.
У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это
компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.
Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке
или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает четкое ощущение, что если
раньше читающий подросток брал книги везде – дома, у друзей, в библиотеке, так теперь играющий подросток также
использует все возможности поиграть и обменяться играми со своими друзьями. В «игровом репертуаре» представлен
практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры
учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и
быстрым действием, играть в которые гораздо более увлекательно. Большая часть опрошенных – 49 человек –
написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего128 упоминаний)! При этом большинство из
них – американские, и их названия написаны по­английски.
Все семьи разные, требования, предъявляемые к детям и образ жизни в каждой из них очень отличны друг от друга.
Поэтому интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории 10–15 %) они
многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовной
бедностью, у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».
Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?
Психолог
1. Интересуйтесь жизнью своих детей.
Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в
свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.
2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.
Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они
не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы
воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 %
предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).
3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.
Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией в наше
время, ответила: «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим... агрессивный, и
культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где­то
свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая­то очень едкая».
4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует
огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.
5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время,
если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите
музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с
пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите
ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.
У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда
посетителей в лавке не было, а хозяин куда­то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать.
Бритва
(сказка)

Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим
весенним днем.
Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам
домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой
неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.
– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете!
Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки
неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь­ка я от него в укромном
местечке. С той поры ее и след простыл.
Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего
добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво
оглянулась вокруг.
Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда­то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более
солнечных лучей.
– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он
радовался и гордился моей ра­ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и
покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!
Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои
способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой
человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной
невежества, разъедающей плоть и душу.Леонардо да Винчи
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета для учащихся
1. Как ты любишь проводить свободное время?
2. Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких­
либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т. д.)
3. Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал сам? Или по совету родителей? Или по настоянию
родителей?
4. Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?
5. Любишь ли ты ничего не делать?
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы, что ребенок обязательно должен посещать какие­либо учреждения дополнительного образования?
2. Чем вы руководствуетесь при выборе секции или кружка для своего ребенка?
3. Должно ли у ребенка быть время, свободное от организованного вами и педагогами?
4. С какой целью вы записываете ребенка в какие­либо кружки и секции? (Хотите, чтобы он научился чему­то новому,
развил в себе какие­то качества? Стремитесь уберечь от влияния улицы? Не терпите безделья?)