Состоит пенсия по потере кормильца. По призыву - пенсия по государственному пенсионному обеспечению. Целью данной работы является исследование порядка назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца, выявление проблем назначения и выплаты

Смерть близкого родственника – трагедия. Пережить это событие тяжелее тем членам семьи, которые находились на материальном обеспечении усопшего. Чтобы оказать этой категории лиц финансовую поддержку, государством устанавливается разновидность пособия – пенсия по случаю потери кормильца.

Что такое пособие по потере кормильца

Пенсия/пособие/выплата по случаю потери (утраты/утери) кормильца (далее – по СПК) – это ежемесячное денежное обеспечение, выплачиваемое государством родственникам, находящимся на содержании умершего гражданина. Претендовать на льготу вправе любой неработоспособный член семьи. Выплата по СПК бывает 3 видов:

  • Социальная пенсия по потере кормильца. Назначается:
  1. если усопший не был официально трудоустроен ни дня и не платил взносы в Пенсионный фонд России (далее – ПФР);
  2. умер вследствие преступных действий лица, которое находилось на его содержании.
  • Государственная пенсия по СПК. Назначается нетрудоспособным родственникам усопшего кормильца, который являлся:
  1. военнослужащим;
  2. космонавтом;
  3. пострадавшим от последствий радиационных, техногенных катастроф.
  • Страховая пенсия по потере кормильца. Назначается бывшим иждивенцам умершего гражданина, если он официально работал хотя бы 1 день и с его зарплаты перечислялись взносы в ПФР.

Нормативно-правовое регулирование

Процедура оказания материальной помощи родственникам и членам семьи, потерявшим кормильца, прописана законодательством Российской Федерации (далее – РФ). Порядок начисления и условия назначения:

  1. страховой пенсии по СПК регламентируется статьей 10 Федерального закона РФ (далее – ФЗ РФ) от 28.12.2013 г. №400-ФЗ;
  2. социального и государственного пособий по СПК регулируются ФЗ РФ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ;
  3. военной пенсии по СПК указаны Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1.

Кто имеет право на получение

Пособие по СПК назначается иждивенцам. Ими считаются граждане, находящиеся на полном денежном содержании другим человеком. К нетрудоспособным родственникам усопшего кормильца относятся:

  • ребенок, пасынок, падчерица, брат, сестра, внуки:
  1. маленькие дети (несовершеннолетние);
  2. студенты дневного отделения высшего учебного заведения (далее – ВУЗ), которым не исполнилось 23 года – после достижения ими этого возраста наступает прекращение выплат по СПК;
  3. совершеннолетние лица с инвалидностью;
  • совершеннолетние лица, ухаживающие за одним из родственников умершего кормильца:
  1. супруг/супруга;
  2. родители, в том числе мачеха, отчим;
  3. бабушка, дедушка;
  4. брат, сестра;
  5. дети, в том числе те, которых усыновили;
  6. внуки;
  • инвалиды, пенсионеры:
  1. родитель;
  2. муж или жена;
  3. бабушка, дедушка;
  4. брат, сестра.
  • иждивение несовершеннолетних доказывать не нужно;
  • нетрудоспособному родителю/супругу усопшего пенсия должна назначаться в любое время с даты смерти кормильца;
  • пособие сохраняется, если его получатель – вдовец/вдова – решил заключить новый брак;
  • алименты, субсидии, единовременные выплаты и компенсации на размер и право получения пенсии по СПК не влияют;
  • неработоспособные члены семьи и родственники усопшего, которым выплачивалось какое-либо иное пособие, вправе перейти на выплату по СПК, если ее размер больше.

Условия назначения страховой пенсии по потере кормильца

Смерть кормильца или решение суда, согласно которому он признан безвестно отсутствующим – это страховые случаи, на основании которых иждивенцам будет назначено пенсионное обеспечение. Для этого должны соблюдаться 2 условия:

  • усопший имеет хотя бы 1 день трудового стажа;
  • ни один из иждивенцев не совершал преступных действий, которые повлекли за собой гибель кормильца.

Порядок и правила оформления

Назначение пособия по СПК имеет свой порядок и правила оформления. Пошаговый алгоритм действий:

  1. Собрать пакет документов.
  2. Заполнить заявление согласно образцу, который размещен на стенде отделения ПФР или на сайте организации.
  3. Подать документы сотруднику уполномоченного органа.
  4. Выбрать организацию-плательщика и способ доставки и уведомить об этом сотрудника ПФР.

Куда обращаться

За назначением пособия по СПК следует обращаться в территориальное отделение ПФР по месту проживания претендента, многофункциональный центр (далее – МФЦ), отделение связи или, если требуется оформить военную пенсию, орган Министерства обороны РФ (далее – Миноборона РФ) с соответствующим заявлением. Заполнить и подать его можно лично, через своего работодателя или официального представителя:

  • в электронной форме в личном кабинете на портале ПФР онлайн;
  • через отделение МФЦ;
  • воспользовавшись почтой;
  • лично:
  1. сотруднику территориального отделения ПФР или;
  2. работнику местного органа Минобороны.

Перечень необходимых документов

Чтобы получать пособие по СПК, следует подготовить пакет требуемых бумаг. Документы для оформления пенсии по потере кормильца:

  • паспорт гражданина РФ / свидетельство о регистрации / вид на жительство;
  • заполненное заявление;
  • свидетельство о рождении или об усыновлении;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС);
  • справка или свидетельство о смерти кормильца;
  • справка о выработке лет, трудовая книжка;
  • прочие документы для уточнения сложившихся обстоятельств:
  1. причин нахождения заявителя на иждивении умершего;
  2. отсутствия родителей/родственников, способных работать и обеспечивать претендента;
  3. факта потери источника дохода и средств к существованию.

Размер пенсии­

Величина пособия, положенного родственнику или члену семьи по утрате кормильца, состоит из 2 частей. В него входят:

  1. Фиксированная выплата (далее – ФВ), устанавливаемая законодательно.
  2. Страховая пенсия по потере кормильца, которую можно рассчитать на основании показателя индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК). С 01.01.2018 г. стоимость 1 балла ИПК составляет 81,49 р.

Гражданам, проживающим на Крайнем Севере или территориях, приравненных к нему, полагается повышение пенсии по случаю потери кормильца. Ее размер корректируется за счет регионального коэффициента (умножается на него) – показатели колеблются в диапазоне 1,15–2 и зависят от субъекта РФ. Применяется только в период проживания иждивенца на территории его действия.

Формула расчета

Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца вычисляется при использовании одной из двух формул. Выбор варианта вычисления зависит от статуса усопшего в момент кончины. Если умерший был пенсионером, применяется формула ПСПК = ИПК(1) х СПБ, где:

  • ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент усопшего кормильца, примененный для расчета его страхового пособия на дату назначения;
  • ПСПК – суммы выплаты по СПК;
  • СПБ – стоимость одного пенсионного балла в рублях на день назначения пособия.

Если кормилец на момент смерти не являлся пенсионером, пособие по СПК вычисляется при использовании формулы ПСПК = ИПК(2)/КИ х СПБ, где ИПК (2) – индивидуальный пенсионный коэффициент, наработанный умершим на дату его кончины. При расчете следует учитывать следующие нюансы:

  1. ИПК умерших родителей суммируются, если вычисляется размер пенсии, назначаемой сиротам.
  2. Величина ИПК может быть умножена на региональный коэффициент, если выплата оформляется иждивенцем, проживающим на Крайнем Севере или территории, приравненной к нему.
  3. ИПК увеличивается вдвое, если пособие по СПК рассчитывается на ребенка умершей матери.

Вычисление размера страховой пенсии по СПК базируется на статичном комплексе прав, которые умерший уже заработал в течение своей жизни. Перерасчет возможен, если произошло увеличение стоимости ИПК в результате индексации, обоснованной повышением уровня инфляции, и объема потребительской корзины. Его производят согласно формуле ПСПК = стПСПК + (нИПК/КМ/КИ х СК), где:

  • ПСПК – пособие по случаю потери кормильца после перерасчета;
  • нИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент усопшего, рассчитанный на основании страховых взносов, не учтенных на дату его смерти;
  • стПСПК – размер предыдущих выплат на 31.07 года, в котором осуществляется перерасчет;
  • КМ – коэффициент отношения нормативной продолжительности (в мес.) трудового стажа умершего на дату его кончины к 180 месяцам;
  • КН – количество иждивенцев на 01.08 текущего года;
  • СК – стоимость ИПК на дату перерасчета.

Социальная доплата до прожиточного минимума в регионе

Если пособие по СПК является единственным доходом получателя, а его суммарный объем ниже прожиточного минимума (далее – ПМ) в регионе, пенсионеру назначается один из 2 типов надбавки. Региональная социальная доплата – РСД – полагается гражданам, зарегистрированным в субъектах РФ с высоким уровнем цен и ПМ выше, чем его общий российский показатель (например, в Москве). Федеральная социальная доплата – ФСД – назначается жителям регионов с установленными в них размерами ПМ ниже среднего значения.

Величина фиксированной выплаты

Под ФВ понимают социальную пенсию по случаю потери кормильца и часть полного пособия по СПК. Минимальный размер ФВ на 01.04.2018 г..

В рамках реализации стратегии досрочного развития пенсионной системы Министерством труда и социальной защиты были разработаны совершенно новые принципы начисления пенсии. В новом правовом регулировании пенсионной системы отсутствует понятие «трудовая пенсия» . Она заменена на две не зависящие друг от друга выплаты: на страховую и накопительную .

На сновании Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» выделяют три вида страховых выплат :

  1. по случаю смерти кормильца;

Для назначения всех вышеперечисленных выплат необходимо наличие определенных условий.

Так право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют все нетрудоспособные члены его семьи, которые состояли на его обеспечении. Родственники признаются иждивенцами, если они находились на полном содержании умершего и его помощь была их основным источником дохода. Такая пенсия выплачивается все время пока лицо признано нетрудоспособным, в некоторых случаях бессрочно.

Безвестно отсутствующие лицо приравнивается к умершему кормильцу, если документально подтверждено его отсутствие.

Страховые выплаты по старости назначаются при достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55. Кроме возраста необходимо наличие не менее 15 лет трудового стажа (к 2024 году) и значение индивидуального пенсионного коэффициента больше 30 (к 2025 году). При выполнении этих условий данное пенсионное обеспечение назначается до конца жизни.

Право на выплату страховых средств по инвалидности имеют граждане, признанные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидами I, II и III групп. Для установления такого вида пенсии не имеет значение наличие трудового стажа, также не играет роль и причина наступления этой нетрудоспособности. В случае полного отсутствия страхового стажа назначается социальная выплата . Страховое пенсионное обеспечение по инвалидности назначается до дня установления права на пенсию по старости.

Кому положена пенсия по потере кормильца?

Такой перерасчет осуществляется по формуле:

СП 2 = СП 1 + (ИПК i /К/КН xСПК),

  • СП 2 - итог перерасчета;
  • СП 1 - изменяемый размер выплаты;
  • ИПК i - индивидуальный коэффициент погибшего, с учетом дополнительных страховых взносов;
  • К - отношение количества месяцев страхового стажа умершего кормильца на день, с которого назначается пенсия, к 180 месяцам;
  • СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента;
  • КН - количество иждивенцев.

В отношении детей такой перерасчет имеет ряд особенностей: для детей, потерявших обоих родителей ИПК погибших суммируются, для детей, у которых был один родитель - удваивается.

Минимальная пенсия в 2017 году

Как установлено законодательно, пенсионное обеспечение гражданина не может быть ниже установленного прожиточного минимума (ПМ). Если по каким-то причинам страховая выплата оказывается меньше его, то вместе с ней устанавливается еще и социальная доплата . Она может назначаться до уровня регионального ПМ, если в регионе проживания он выше, чем на федеральном уровне. Она назначается вместе с пенсией и действует на протяжении всего пенсионного обеспечения. Законом «О федеральном бюджете на 2017 год» установили величину ПМ для назначения социальной доплаты на уровне 8540 рублей .

Если у погибшего кормильца не было ни дня трудового стажа, то иждивенцам назначается социальная пенсия . Минимальный размер такой выплаты составляет - 4959,85 рублей , для круглых сирот - 9919,70 рублей.

Порядок выплат пенсионного обеспечения по потере кормильца

Выплаты пенсии в связи со смертью кормильца производятся каждый месяц после назначения. Деньги пенсионер может получать как лично, так и через доверенное лицо (для этого необходимо оформить доверенность), или же на счет в банке.

  • За ребенка деньги может получать один из родителей или опекун.
  • Однако, при достижении 14 лет, несовершеннолетний вправе получать денежные средства самостоятельно.

В случае, если ребенок является круглым сиротой и находится в специальном учреждении, то выплаты переводятся на его лицевой счет.

Получатель страховой пенсии сам выбирает способ доставки назначенных ему денежных средств. Способы доставки пенсионного обеспечения:

  1. почта России;
  2. банк;
  3. доставочная организация.

Все вышеперечисленные учреждения предоставляют на выбор несколько способов получения денег (лично в отделении, на дому, банковская карта и т.д.).

Пенсионер может в любое время поменять организацию и способ доставки денежных выплат, для этого необходимо с заявлением обратиться в ПФР.

Прекращение и приостановление выплат

На основании статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» выплаты могут быть приостановлены , если:

  1. Получатель пенсионного обеспечения в течении 6 месяцев не получает положенные ему средства.
  2. Ребенок достиг совершеннолетия и отсутствуют документы, подтверждающие его обучение в государственных учреждениях на очной форме.

В этих случаях получение пенсии может быть возобновлено при устранении вышеперечисленных ситуаций (подача справки об обучении на очном отделении и т.д.), для этого нужно написать заявление в ПФР и предоставить необходимые документы.

На основании статьи 25 закона «О страховых пенсиях» выплаты могут быть прекращены в случае:

  1. Смерти пенсионера, а также признание его безвестно отсутствующим.
  2. Истечения 6 месяцев со дня приостановления выплат.
  3. Утраты пенсионером права на пенсию (достижения 18 лет, возобновление трудовой деятельности).
  4. Отказ от получения выплат.

Стоить иметь в виду, что при изменении обстоятельств, связанных с прекращением выплат пенсии, перевод денежных средств может быть восстановлен .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования Московской области

«Университет «Дубна» -

Дмитровский институт непрерывного образования

Отделение среднего профессионального образования

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ Р А БОТА

Тема: Страховые пенсии по случаю потери кормильца

Дмитров, 20 16

АННОТАЦИЯ

Страховые пенсии по случаю потери кормильца. Дмитровский институт непрерывного образования государственный университета «Дубна», 2016 год.

Изложены теоретические и методические основы страховой пенсии по случаю потери кормильца. Проанализировано установление размера страховой пенсии по случаю потери кормильца. Дана краткая организационно-правовая характеристика ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области. Проанализирована деятельность ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области по назначению и выплате страховых пенсий по случаю потери кормильца. Выявлены проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца (на примере членов семей военнослужащих, сотрудников полиции, судей и других категорий лиц). Рассмотрены проблемные аспекты установления повышенного размера пенсии по случаю потери кормильца.

Выпускная квалификационная работа содержит: 62 страницы текста (без учета приложений), 2 приложения, список использованных источников - 52 наименования.

  • Введение
  • Глава 1. Правовые основы установления страховых пенсий по случаю потери кормильца
  • 1.1 Понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца
  • 1.2 Установление размера страховой пенсии по случаю потери кормильца
  • Глава 2. Осуществление назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца ГУ - Управлением ПФР № 39 по городу Москве и Московской области
  • 2.1 Краткая организационно - правовая характеристика ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области
  • 2.2 Оценка деятельности ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области по назначению и выплате страховых пенсий по случаю потери кормильца
  • 2.3 Проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца (на примере членов семей военнослужащих, сотрудников полиции, судей и других категорий лиц)
  • Глава 3. Проблемные аспекты установления повышенного размера пенсии по случаю потери кормильца
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы проводимого исследования не вызывает сомнений, поскольку правовая политика любого социального государства, каким на конституционном уровне (ст. 7) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. провозглашена Россия, предполагает не только регламентацию, но и практическую реализацию конституционного права на пенсионное обеспечение. С позиции простого обывателя нужно признать, что рано или поздно каждый из нас столкнется с обозначенным конституционным правом и, надеемся, никаких проблем при этом не возникнет. От того, насколько эффективно и своевременно оно будет обеспечено, прямо зависит уровень жизни, так как пенсионное обеспечение.

Обратимся к некоторым показателям в этой сфере. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), общее количество пенсионеров, которые состоят на учете в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - ПФ РФ) и получают пенсию, на 1 января 2009 года составило 38 598 000 человек, 2010 год - 39 090 000 человек, 2012 год - 40 162 000, 2013 год - 40 573 000 человек, 2014 год - 41 019 000 человек, 2015 год - 41 456 000 человек, 2016 год - 42 729 000 человек, из них получали пенсию по случаю потери кормильца на 1 января 2009 года составило 1 716 000 человек, 2010 год - 1 523 000 человек, 2012 год - 1 401 000 человек, 2013 год - 1 362 000 человек, 2014 год - 1 344 000 человек, 2015 год - 1 331 000 человек, 2016 год - 1 395 000 человек.

Считаем, что приведенные показатели не только подтверждают актуальность избранной нами для исследования темы, но и говорят о том, что на современном этапе государственно - правового строительства имеются определенные сложности в области реализации права на пенсионное обеспечение. Полагаем, что это свидетельствует и о недостаточном уровне пенсионного обеспечения в контексте размеров конкретных пенсий. По официальным данным Росстата, средний размер пенсий составлял на 1 января 2010 год - 6 177,4 рублей, в 2012 году - 8 272,70 рублей, в 2013 году - 9 153, 60 рублей, 2014 году - 10 029,7 рублей; 2015 году - 10 888,7 рублей, в 2016 году - 12 080,90 рублей Официальная статистика // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 12.06.2016). . Как мы видим, происходит ежегодное увеличение размера пенсий. Однако, по нашему мнению, такой размер пенсий вовсе не достаточен, и проблемы в данной сфере не теряют своей актуальности. Этот факт не оспаривается ни на государственном уровне, ни обычными гражданами.

Объектом исследования являются страховые пенсии по случаю потери кормильца. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца.

Целью данной работы является исследование порядка назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца, выявление проблем назначения и выплаты страховой пенсии по случаю потери кормильца, предложения решений выявленных проблем при назначении и выплате страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Задачи работы:

1) исследовать понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца;

2) проанализировать установление размера страховой пенсии по случаю потери кормильца;

3) дать краткую организационно-правовую характеристику ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области;

4) проанализировать деятельность ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области по назначению и выплате страховых пенсий по случаю потери кормильца;

5) выявить проблемные аспекты назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца (на примере членов семей военнослужащих, сотрудников полиции, судей и других категорий лиц);

6) рассмотреть проблемные аспекты установления повышенного размера пенсии по случаю потери кормильца.

При работе над темой исследования мы опирались на нормативную правовую базу Российской Федерации, регулирующую порядок назначения и выплаты страховой пенсии по потери кормильца: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Правилами определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг») Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» (вместе с «Правилами определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг») (в ред. от 28.10.2013 № 968) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 27. - Ст. 3744; 2013. - № 45. - Ст. 5807. и др.

Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов как Арутюняна Р.Э., Батуриной Н.И., Богмацерой Э.В., Болговой В.В., Борисова А.Н., Голодена О., Грищенко Н.Б., Диветайкиной Т.Е., Ермакова Д.Н., Ефремова А.В., Жеребцовой Е.Е., Захарова М.Л. и многих других.

Структура определена характером поставленной цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

1.1 Понятие страховой пенсии по случаю потери кормильца

страховой пенсия правовой кормилец

Страховая пенсия, предусмотренная Федеральным законом «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 29.12.2015 № 385 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965; 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5. в полном объеме начала формироваться по новым правилам у граждан, которые начали работать в 2015 году.

У граждан, же имеющих страховой стаж до 2015 года, все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и, гарантированно, будут исполняться. При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент», которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой заработной платы до 2,3 от среднероссийской заработной платы максимальное значение годового ПК достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной заработной платы, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2015. - С. 124. .

По оценкам, сегодня почти 40 млн. человек из 86 млн. трудоспособного населения в России никаких взносов не платят, пенсионных прав не формируют Голоден О. Сказка о потерянном населении // Труд. - 2013. - 5 апр. - С. 2. .

Исходя из вышеуказанных задач и особенностей действующего порядка пенсионного обеспечения российских граждан, были определены и установлены базовые параметры новой пенсионной формулы, а также правила исчисления размера страховой пенсии Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965. . Назовем некоторые из них.

Экономические механизмы, направленные на обеспечение учета в страховой пенсии всех компонентов, формирующих пенсионные права застрахованных лиц, а именно стажа и размера заработка (дохода), с которого вносились страховые взносы. Это положение основополагающее, ибо оно нацеливает работника, во - первых, на выведение зарплаты (дохода) из «тени» и уплату страховых взносов с ее полной суммы. И, во - вторых, на увеличение страхового стажа, т.е. периода, в течение которого уплачиваются страховые взносы.

Законодательно установленные нормативы новой пенсионной формулы: а) наличие страхового стажа при выходе на пенсию не менее 15 лет. Правда, эта норма начнет действовать с 2025 года. В 2016 году страховой стаж еще должен составлять 7 лет, а затем ежегодно будет увеличиваться на один год; б) наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30; в) уплата страховых взносов в ПФР с заработной платы (дохода) не ниже минимального ее размера, ежегодно устанавливаемого правительством. На 2016 год он составляет 12 408 руб. (2 МРОТ) в месяц Федеральный закон от 14.12.2015 № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 51 (часть III). - Ст. 7247. .

Экономические механизмы, стимулирующие работника к более позднему выходу на пенсию и активному участию в формировании своих пенсионных прав за счет оптимизации вносимых страховых взносов.

Новая пенсионная формула, как уже отмечалось, базируется на балльных технологиях. Их содержание и особенность состоят в том, что при установлении пенсионных прав застрахованных лиц, при исчислении размера страховых пенсий используются не конкретные стоимостные (денежные) или натуральные показатели, скажем, накопленный капитал в рублях, стаж в годах и т.д., а расчетные коэффициенты, оцененные в баллах (зарплатные, стажевые и др.). Так, вклад застрахованного лица в пенсионную систему оценивается величиной индивидуального пенсионного коэффициента. Его величина рассчитывается по специальной методологии, она может равняться 1, 10 и т.д. Поэтому сама новая пенсионная формула предполагает целый ряд формул, по которым рассчитываются и устанавливаются соответствующие коэффициенты.

Новая пенсионная формула установлена Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях». С первого января 2015 года и в дальнейшем страховая пенсия устанавливается и рассчитывается по этой формуле, независимо от периода, когда формировались их права - до 2015 года или после 2015 года. Все уже сформированные пенсионные права на страховую пенсию (полностью или частично) до 2015 года, отраженные (учтенные) на лицевом счете застрахованного лица, сохраняются. Соответственно они будут пересчитаны в баллы и приняты в расчет при назначении страховой пенсии. Формирование пенсионных прав по новой пенсионной формуле будет осуществляться тем застрахованным лицам, которые свою трудовую деятельность начнут с 2015 года и в последующие годы, а также которые уже частично сформировали свои пенсионные права еще на старой законодательной базе и продолжат их формирование в соответствии с новыми правилами до выхода на пенсию Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2015. - С. 125. .

1.2 Установление размера страховой пенсии по случаю потери кормильца

Говоря о размере страховой пенсии, необходимо учитывать, что она, как и до реформы, по - прежнему состоит из двух частей:

- собственно страховой пенсии, исчисляемой по новой пенсионной формуле;

- фиксированной выплаты к страховой пенсии (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии). Размер выплаты установлен Законом и подлежит ежегодной корректировке по основаниям, установленным законодательством.

Федеральным законом 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» в качестве базовой установлена следующая пенсионная формула для установления страховой пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца и исчисления ее размера:

СП = ИПК х СПК,

где СП - страховая пенсия соответственно по старости, по инвалидности, по потере кормильца; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента на день, с которого назначается страховая пенсия Казанбекова Д.Р. Рассмотрение судами споров, связанных с пенсионным обеспечением: научно-практическое пособие / отв. ред. Е.Е. Уксусова. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - С. 14. .

Как следует из приведенной формулы, определяющим (базовым) параметром, на основе которого устанавливается страховая пенсия и исчисляется ее размер, является индивидуальный пенсионный коэффициент (если он меньше 30 на момент выхода на пенсию, то страховая пенсия не назначается). Дело в том, что в реформированной пенсионной системе объем прав застрахованного лица определяется размером страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд работодателем или им самим, на страховую пенсию, продолжительностью страхового стажа, а также отказом на определенный период от получения страховой пенсии после ее назначения. Для количественного учета объема сформированных пенсионных прав застрахованного лица используется индивидуальный пенсионный коэффициент, одновременно устанавливающий вклад застрахованного лица в пенсионную систему. Его размер определяется суммой внесенных страховых взносов на страховую пенсию. Эта сумма зависит от размера зарплаты (дохода), с которой уплачиваются взносы, и продолжительности страхового стажа, т.е. периода, в течение которого уплачиваются взносы. Тем самым в формуле реализуется один из базовых принципов пенсионного страхования: зависимость размера пенсии от размера зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы на страховую пенсию. Логика здесь простая: больше взносов - больше пенсия. Необходимо также отметить, что размер ИПК у каждого застрахованного лица, в силу неодинакового размера зарплаты (дохода), с которой уплачивались страховые взносы в ПФР, разный.

Индивидуальный пенсионный коэффициент определяется ежегодно и учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, исходной точкой установления и исчисления страховой пенсии является исчисление ИПК за каждый год трудовой деятельности застрахованного лица. Принципы и порядок его определения установлены Федеральным законом.

При определении величины ИПК в расчет принимаются все периоды, в течение которых формировались его пенсионные права независимо от законодательной базы, на основе которой они устанавливались. Таких периодов выделено два: период до 2015 года и период с 2015 года. Следовательно, у застрахованных лиц, которые до 2015 года частично заработали свои пенсионные права и продолжат их формирование с 2015 года до выхода на пенсию (уже по новой формуле), индивидуальный пенсионный коэффициент, используемый для исчисления страховой пенсии, будет представлять собой сумму ИПК за период до 2015 года и ИПК за период после 2015 года. Этот общий ИПК увеличивается на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента в случаях, предусмотренных законодательством Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2015. - С. 125. . Таким образом, определение величины ИПК за конкретный год производится по формуле

ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,

где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 2015 года; ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за период после 2015 года; вСП - коэффициент повышения размера страховой пенсии по различным основаниям, установленным законодательством.

Данная формула будет действовать на протяжении всего переходного периода (до 2025 года). К этому времени отпадет необходимость в определении индивидуального пенсионного коэффициента за период до 2015 года, так как все застрахованные лица, частично сформировавшие свои пенсионные права ранее 2015 года, выйдут на пенсию. Формула его расчета, следовательно и пенсии, упростится Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2015. - С. 125. .

Учитывая, что законодательные базы, на основе которых формировались пенсионные права застрахованных лиц в период до 2015 года и после 2015 года, разные, то и правила, по которым устанавливается величина ИПК в каждом из этих периодов, тоже разные.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую - либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти. Однако в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2015 № 358-ФЗ, с изм. от 29.12.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 51. - Ст. 4831; 2015. - № 48 (часть I). - Ст. 6724. .

Таким образом, можно сделать вывод, что положения нового закона о страховых пенсиях мало чем отличаются от положений об условиях назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца статьи 9 ранее действующего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА ГУ - Управлением ПФР № 39 по городу Москве и Московской области

2.1 Краткая организационно - правовая характеристика ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области

ГУ - Управление ПФР № 39 по городу Москве и Московской области является юридическим лицом, обеспечивает выявление, регистрацию и учет страхователей в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, своевременное назначение (перерасчет) трудовых пенсий на основе персонифицированного учета, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации, а также их своевременную выплату и доставку. Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области осуществляет ряд социально значимых функций, в том числе:

- учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

- назначение и выплата пенсий. Среди них страховые пенсии (по старости (по состоянию на 01.06.2016 обратилось 355 человек, по инвалидности - 51 человек, по случаю потери кормильца - 24 человек), пенсии по государственному пенсионному обеспечению - 21 человек, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих;

- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.;

- персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

- взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов;

- выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

- управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

- реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

Структура ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области представлена в приложении.

В ГУ - Управлении ПФР № 39 по городу Москве и Московской области организационная структура строится на принципах ценности человеческих ресурсов, соблюдения норм трудового законодательства, стабильности трудовых отношений, понимания ответственности кадровых служб за функционирование всей системы Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимости привлекать к работе в ПФ только лучший персонал, эффективно его использовать, способствовать его развитию и профессиональному росту, а также устанавливать нужные направления работы персонала с определенными целями в соответствии с рыночными требованиями, то есть правильное понимание тех психологических, социальных и производственных факторов, которые влияют на решение сотрудников о закреплении на рабочих местах.

ГУ - Управление ПФР № 39 по городу Москве и Московской области в своей работе использует:

- Инструкцию по делопроизводству в центральном аппарате Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правления ПФР от 21.12.2004 № 239р;

- Инструкцию по делопроизводству Отделения Пенсионного фонда России по городу Москве и Московской области Инструкцию по делопроизводству Отделения Пенсионного фонда России по городу Москве и Московской области // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.06.2016). ;

Инструкцию по делопроизводству в государственном учреждении - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области Инструкцию по делопроизводству в государственном учреждении - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.06.2016). ;

Государственный стандарт Российской Федерации: ГОСТ Р 6.30 - 2003, распространяющийся на организационно - распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно - распорядительной документации (УСОРД) ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст). - М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. .

- Основные правила архивов организаций, изданные Федеральной архивной службой России совместно с Всероссийским научно исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) в 2003 году Основные Правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). .

- Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 № 125 - ФЗ Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 02.03.2016 № 43-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 43. - Ст. 4169; 2016. - № 10. - Ст. 1317. .

Начальник ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области возглавляет Управление и руководит его деятельностью, в соответствии с Положением, взаимодействует с руководством Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, с территориальными фондами социального и обязательного медицинского страхования, Управлением налоговой службой Российской Федерации, Управлением Федерального казначейства Российской Федерации, статистическим управлением, экономическими и другими ведомствами, профсоюзными органами, органами исполнительной, законодательной, административной власти, правоохранительными органами, средствами массовой информации по вопросам деятельности Управления Пенсионного фонда.

Контролирует деятельности комиссии по размещению заказов. Непосредственной курирует деятельность отдела учета поступления и расходования средств, экономического отдела, группы по кадрам, юридического отдела, отдела автоматизации и административно - хозяйственной группы, отдел по ведению делопроизводства.

Структура, численность и штаты клиентской службы определяются штатным расписанием ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области.

Клиентская служба создается приказом начальника ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области, имеет печать для документов с обозначением своего наименования.

Клиентская служба в своей работе руководствуется:

Конституцией Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. ;

Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации; постановлениями и распоряжениями Правления ПФР; приказами Исполнительной дирекции ПФР, правилами, инструкциями и положениями; приказами и распоряжениями управляющего Отделением и начальника Управления; положением об Управлении.

Деятельность клиентской службы основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранении и обработки информации.

Клиентскую службу возглавляет руководитель клиентской службы (отдела), назначаемый начальником ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области.

Задачи Клиентской службы:

Основными задачами клиентской службы являются:

- обеспечение своевременного и полного рассмотрения поступивших в государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда письменных и устных обращений граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей, поручений вышестоящих органов ПФР, связанных с обращениями граждан, по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

- осуществление мероприятий по совершенствованию форм и методов работы с обращениями на основе применения современных программно-технических средств и внедрение новых информационных технологий;

- создание в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации системы единого централизованного учета письменных и устных обращений;

- формирование системы оперативного и регулярного информирования Отделения и руководства ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области о количестве и характере получаемых обращений.

Клиентская служба для решения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

Учет и регистрация поступающих в клиентскую службу письменных и устных обращений застрахованных лиц, страхователей, пенсионеров, организаций по всем вопросам, относящимся к компетенции ПФР, в том числе представителей негосударственных пенсионных фондов и организаций, заключивших с ПФР соглашения о взаимном удостоверении подписей. Формирование по ним архивных дел в соответствии с номенклатурой дел и их последующее хранение в течение установленного срока;

Ведение ежедневного приема по вопросам, относящимся к компетенции ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области, в том числе по вопросам: пенсионного обеспечения; установления, выплаты и доставки ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ), ДЕМО и других выплат социального нестрахового характера; пенсионного страхования; персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц; инвестирования средств пенсионных накоплений; конвертации пенсионных прав застрахованных лиц; получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; оплаты проезда к месту организованного отдыха и обратно на территории РФ неработающим пенсионерам; получения правопреемником средств пенсионных накоплений умершего застрахованного, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета;

- предоставление консультаций застрахованным лицам, страхователям, пенсионерам, организациям по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, в том числе НПФ и организациям, заключившим с ПФР соглашения о взаимном удостоверении подписей, по вопросам, относящимся к компетенции ПФР по отдельным правовым вопросам;

- предоставление консультаций граждан по вопросам установления, выплаты ЕДВ, в том числе и лицам, которые состоят на учете в Министерстве обороны и других силовых ведомствах, ДЕМО;

Осуществление приема документов, представленных в целях пенсионного обеспечения, выплаты ЕДВ, выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, пенсионного страхования, персонифицированного учета, приема документов по выбору инвестиционного портфеля (управляющей компании), НПФ или на осуществление формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР, а также документов правопреемников умерших застрахованных лиц;

- осуществление правовой оценки представленных документов и правильности их оформления;

- регистрация принятых документов;

- передача принятого пакета документов в соответствующие структурные подразделения ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области;

Выдача пенсионерам и застрахованным лицам: пенсионных удостоверений (дубликатов); страховых свидетельств (дубликатов); выписок из индивидуального лицевого счета; пенсионных книжек при передаче средств пенсионных накоплений в НПФ; справок о размере пенсий, ЕДВ, ДЕМО, периоде и суммах уплаты страховых взносов, начисленных суммах пенсии, ЕДВ, ДЕМО, неполученных в связи со смертью пенсионера и т.д.;

- внесение изменений в пенсионные удостоверения;

- оформление запросов на высылку пенсионных дел из других управлений;

- формирование выписок из лицевого счета застрахованного лица;

- информирование застрахованных лиц о результатах рассмотрения их заявлений о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании), о передаче их накопительных средств из ПФР в НПФ и обратно;

- своевременное и полное рассмотрение письменных и устных обращений граждан и запросов организаций, носящих разъяснительный характер в рамках действующего законодательства.

- организация приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей руководством ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области, руководителями структурных подразделений;

- организация контроля за рассмотрением устных и письменных обращений носящих разъяснительный характер в установленные сроки;

Обобщение и анализ вопросов граждан и организаций, поставленных в письмах и на личном приеме, выявление причин возникновения обоснованных жалоб граждан, подготовка предложений руководству ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области об устранении этих причин, а также составление оперативной и периодической информации для руководства о количестве и характере обращений, ввод информации в программу комплекса АРМ «Клиентская служба»;

- подготовка и своевременное представление в Отделение отчетности по установленным формам и базы данных по обращениям;

- осуществление организационного взаимодействия с другими структурными подразделениями Управления;

- выполнение установленных требований по защите информации;

- решение других вопросов, отнесенных к компетенции Клиентской службы, в соответствии с действующим законодательством и инструктивно - методическими документами ПФР и Отделения;

Возложение на Клиентскую службу функций, не предусмотренных Положением и не относящихся к работе с гражданами, не допускается.

Так, например, в клиентскую службу ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области часто обращаются граждане по вопросу назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью супруга (супруги). Однако не по всем таким обращениям устанавливаются пенсии по случаю потери кормильца, или устанавливается в размере, отличном от размера пенсии, получаемой кормильцем.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» право на установление пенсии по случаю потери кормильца имеет, в частности, неработающий супруг (супруга), находящиеся на иждивении умершего кормильца или утратившие источник средств к существованию.

Общий размер получаемой пенсии состоит непосредственно из страховой пенсии и устанавливаемой к ней фиксированной выплаты (общий размер пенсии = страховая пенсия + фиксированная выплата). Фиксированная выплата определяется в твердом размере, однако ее размер не одинаковый для пенсий по старости и пенсий по случаю потери кормильца. Так, на 1 июля 2015 года размер фиксированной выплаты по старости составляет 4 558, 93 рубля Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5. , а размер фиксированной выплаты пенсии по случаю потери кормильца - 2 279 рублей. Именно из - за разницы в размерах фиксированных выплат установление пенсии по случаю потери кормильца может быть не выгодно для получателя пенсии по старости, или же установленный размер пенсии по случаю потери кормильца является ниже, чем размер пенсии получаемой кормильцем на дату смерти.

Приведем два примера:

Умерший кормилец на дату смерти получал страховую пенсию по старости 12 481,89 рублей (в т.ч. 4 558, 93 рубля - фиксированная выплата, 7 922,96 рублей - страховая пенсия). Размер страховой пенсии по старости его супруги составлял 10 745,29 рублей (в т.ч. 4 558,93 рубля - фиксированная выплата, 6 186,36 рублей - страховая пенсия). В случае обращения супруги за установлением страховой пенсии по случаю потери кормильца, ее размер будет составлять 10 202,43 рублей, в том числе: 2 279,47 рублей - фиксированная выплата (в размере предусмотренном для страховых пенсий по случаю потери кормильца), 7 922,96 руб. - страховая пенсия (в размере страховой пенсии умершего кормильца). В приведенном случае, очевидно, что установление страховой пенсии по случаю потери кормильца (10 202,43 рублей) не выгодно для супруги, поскольку ее размер будет ниже получаемой ею страховой пенсии по старости (10 745,29 рублей) на 542,86 рублей.

Следующий пример, общий размер страховой пенсии по старости умершего супруга составлял 11 631,97 рублей, в том числе: 4 558,93 рублей - фиксированная выплата, 7 073,04 руб. - страховая пенсия. Общий размер пенсии по старости супруги на дату смерти кормильца составлял 8 071,66 рублей, в том числе: 4 558,93 рублей - фиксированная выплата, 3 512,73 рублей - страховая пенсия. Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца в случае ее установления составит 9 352,51 рубль, в том числе: 2 279,47 рублей - фиксированная выплата, 7 073,04 руб. - страховая пенсия. В данном случае перевод на страховую пенсию по случаю потери кормильца выгоден для заявителя, поскольку ее размер будет выше получаемой ею страховой пенсии по старости на 1 280,85 рублей.

О целесообразности перевода со страховой пенсии по старости на страховую пенсию по случаю потери кормильца в каждом конкретном случае можно узнать, обратившись на прием в клиентскую службу ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области.

2.2 Оценка деятельности ГУ - Управления ПФР № 39 по городу Москве и Московской области по назначению и выплате страховых пенсий по случаю потери кормильца

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение - лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца имеют:

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию;

- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет;

Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации (по направлению в соответствии с международным договором), до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые обязаны их содержать;

- нетрудоспособные родители и супруг, не состоявшие на иждивении у умершего кормильца, независимо от времени, прошедшего после его смерти, если они утратят источник средств к существованию;

Один из родителей, супруг, дедушка, бабушка умершего кормильца, а также брат, сестра или ребенок умершего кормильца, достигшие 18 лет, если они не работают и при этом заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. В этом случае право на данный вид страховой пенсии возникает независимо от факта нахождения на иждивении у кормильца.

Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми.

Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а пасынок и падчерица - наравне с родными детьми при соблюдении определенных условий.

Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимо обратиться в ГУ - Управлении ПФР № 39 по городу Москве и Московской области в любое время после возникновения права на нее без каких - либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами необходимо подать в ГУ - Управление ПФР № 39 по городу Москве и Московской области по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ). Если проживание по адресу, не подтверждается регистрацией, то необходимо обратитесь в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя (доверенное лицо) непосредственно в территориальный орган - ГУ - Управление ПФР № 39 по городу Москве и Московской области, по почте или через МФЦ. При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ - дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). Гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР.

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца в ГУ - Управление ПФР № 39 по городу Москве и Московской области необходимо предоставить:

- заявление о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;

- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

- свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

- документы о смерти кормильца (свидетельство о смерти);

- документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;

Документы, подтверждающие продолжительность страхового стажа; Документы, подтверждающие периоды работы и другие периоды, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи;

- другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого недостающие документы будут предоставлены не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления. Документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Приказ Минтруда России от 19.01.2016 № 14н Приказ Минтруда России от 19.01.2016 № 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41131) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.02.2016. .

Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:

- наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);

- наступление смерти кормильца не связано с совершением нетрудоспособным членом семьи умышленного уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке.

Заявление о назначении пенсии ГУ - Управление ПФР № 39 по городу Москве и Московской области рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления последнего недостающего документа в течение трех месяцев со дня дачи соответствующих разъяснений специалистом территориального органа. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение за указанной пенсией последовало в течение 12 месяцев со дня смерти кормильца. В этом случае ее назначение происходит со дня смерти кормильца. Если прошло больше 12 месяцев - то на 12 месяцев раньше дня обращения. Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого заявитель считается нетрудоспособным, в том числе бессрочно.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Подобные документы

    Порядок и условия назначения государственных пособий. Размер пенсии по случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию членам семей погибших военнослужащих (военных пенсионеров). Пенсии по случаю потери кормильца для отдельных категорий граждан.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Иждивение и стаж работы кормильца. Размеры пенсий и право на пенсию усыновленных. Ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из фонда социальной защиты населения или государственного бюджета.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Потеря кормильца как правовое основание для назначения государственной пенсии. Размер и порядок начисления государственной пенсии по случаю потери кормильца. Рассмотрение основных правовых проблем пенсионного обеспечения семей, потерявших кормильца.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2018

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии по случаю потери кормильца, их размеры. Назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих: условия, субъекты права на пенсию.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Понятие и правовое регулирование пенсии по случаю потери кормильца. Проблема нарушения прав граждан, допущенных в процессе назначения и выплаты пенсий. Мониторинг решений КС РФ, вынесенных по вопросам регламентации права на пенсионное обеспечение.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Круг лиц, имеющих право на назначение пособия по случаю потери кормильца. Выявление основных проблем в процессе выплаты и назначения пособия по случаю потери кормильца. Размеры, суммы к выплате по пенсионному обеспечению нетрудоспособных граждан.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2017

    Условия назначения и выплаты трудовой пенсии по случаю потери кормильца, категории граждан, имеющих право на получение данной пенсии. Нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Федеральным Законом. Размер страховой части трудовой пенсии.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2016

    Порядок назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет пенсий и установление группы инвалидности. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Усыновленные дети и их право на пенсию по случаю потери кормильца.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2012

    Основные условия предоставления трудовой пенсии по случаю потери кормильца и категории граждан, имеющих право на данный вид пенсии. Документы, необходимые для назначения пенсии данного вида, структура, размеры и порядок ее начисления и перерасчета.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2015

    Нормативно-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих. Виды пенсий: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Условия и порядок назначения пенсий. Право военных пенсионеров на трудовую пенсию в дополнение к военной пенсии.

Трудовая пенсия по случаю утери кормильца — денежная ежемесячная выплата нетрудоспособным членам семьи, в случае потери человека, на содержании которого они находились. Данная социальная выплата регламентирована законодательно. Новая редакция ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, которая начинает действовать с 1.01.2015 г. В документе подробно расписаны условия и порядок начисления пенсии, а также размеры для различных категорий.

Кому назначается пенсия?

Пенсию по утере кормильца могут дети, внуки, братья и сестры, за которыми ухаживал умерший в случаях:

  • несовершеннолетние, до 18 лет, факт досмотра за данной категорией не нужно доказывать, нахождение на иждивении изначально предполагается по законодательству;
  • студенты-очники любого учебного заведения до 23 лет при наличии подтверждения факта обучения справкой с данного учебного заведения;
  • старше 23 лет — нетрудоспособные инвалиды, при этом нетрудоспособность по инвалидности появилась до 18-летия ребенка, в случае отсутствия трудоспособных родителей.

Данный вид пенсии начисляется также детям, у которых оба родителя умерли. Получить выплату могут дети умершей матери-одиночки.

Условие назначения

Данный вид выплат назначается нетрудоспособным иждивенцам, если документально признан факт смерти кормильца или подтверждено, что лицо без вести пропало. Установление факта пропажи без вести производится согласно законодательству.

Под иждивением понимают полное содержание членов семьи одним лицом и оказание им материальной и физической помощи, при этом данный вид помощи является единственным средством для существования их. Содержание должно выполняться на постоянной основе достаточно долгое время. Основной она считается только в случаях, когда объем этой помощи значительно выше, чем доход остальных членов семьи.

Иждивенец может не проживать совместно с кормильцем, но систематически получать от него финансовую помощь, которая является средством для существования. Законодательно не урегулирован факт оказания и неоказания помощи иждивенцу непосредственно перед смертью кормильца. Поэтому, если кормилец оказывал материальную помощь длительно иждивенцу, но за некоторое время до собственной смерти перестал по различным причинам, то при наличии доказательств оказания помощи факт нахождения на иждивении будет признан.

Пособие по безработице не является доходом. Порядок начисления лицам, которые зарегистрированы в центре занятости и содержащим малолетних детей, не урегулирован.

Подтверждать факт ухода документально нет необходимости детям умершего, которым не исполнилось 18 лет, либо ставшими дееспособными. Рассчитывать на выплату могут дети, которых усыновили. Пасынок и падчерица получают данный вид социальной помощи, если их содержал кормилец, и факт подтверждается документами. Усыновители могут рассчитывать на получение социальной пенсии, если содержали умершего ребенка 5 лет и более.

Для подтверждения нужно представлять соответствующие документы. Первоочередно пенсию получат дети, усыновленные дети, вдова/вдовец и усыновитель. Ко второй очереди принадлежат братья и сестры, внуки, дедушки и бабушки. Социальная пенсия назначается каждому члену очереди в равных долях независимо от того, почему умер кормилец.

Исключение — смерть вследствие уголовного преступления, совершенного умышленно.

Факт такой смерти подтверждается судом.

Страховой стаж умершего не учитывается, исключение — полное отсутствие стажа. На выплату могут рассчитывать дети родителей, которые не оформили законный брак, только если отцовство признано решением суда либо объявлено родителем.

Если иждивенец получал какой-либо вид пенсии совместно с помощью кормильца, после смерти кормильца при желании он может перейти на получение пенсии по утери кормильца. Право получения выплаты сохраняется, если супруг(а) оформил брак после смерти кормильца. Получать пенсию могут родители умершего при утрате трудоспособности независимо от времени смерти их ребенка-кормильца. Нетрудоспособными они считаются при достижении пенсионного возраста.

Детям до 18 лет, которые ухаживают за братьями и сестрами, выплату начисляют только после достижения 18 лет. При этом выплата не начисляется, когда младший ребенок достиг 14 лет. Дети до 18 лет, которые признаны дееспособными согласно законодательству, не могут получать данный вид пенсии.

Перечень документов для оформления

Перечень документов утвержден законодательно Постановлением N 16/19па от 27.02.2002 г. Согласно нему к заявлению для назначения социальной пенсии прикладывают:

  • Паспорт либо документ, подтверждающий личность, гражданство РФ, возраст, место жительства.
  • Свидетельство о смерти кормильца.
  • Справка о страховом .
  • Справка о доходах умершего кормильца за 2000 - 2001 гг. либо 60 месяцев подряд до 1.01.2002 г.
  • Документы, подтверждающие родство с умершим.

Если умер пасынок или падчерица, которые досматривали усыновителей, необходимо представить справку жилищных органов, справки о доходах всех членов семьи, а также другие документы по обстоятельствам при необходимости.

Дополнительно для назначения пенсии по утрате кормильца могут быть запрошены и другие документы по обстоятельствам, например, подтверждающие:

  • полномочия усыновителя либо опекуна, право получения социальной выплаты;
  • факт ухода и досмотра нетрудоспособного родственника умершим кормильцем, в том числе мачехи (отчима), факт одинокой матери;
  • статус студента-очника любого образовательного учреждения, потерю дохода;
  • подтверждающие досмотр нетрудоспособным лицом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, которые не достигли 14 лет, а также отсутствие доходов;
  • обо всех претендентах на социальную выплату либо получателей, зарегистрированных в связи со смертью этого кормильца;
  • подтверждение проживания в пределах РФ либо постоянно за границей.

Размер пенсии

Пения начисляется только при наличии пакета документов и подаче заявления. Пенсия по потери кормильца начисляется с помощью двух составляющих: берется фиксированная базовая и страховая часть. Базовая составляющая имеет утвержденную минимальную сумму, а страховая рассчитывается по формуле с учетом накопленной кормильцем страховой части и количества иждивенцев:

Пенсия = ПК / (М? К) / КИ + БЗ , где

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего, которая учена на день его смерти;

М — ожидаемый период выплаты пенсии по старости в месяцах (п. 1 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях);

К — отношение страхового стажа в месяцах умершего к 180 месяцам. Если кормилец на день смерти не достиг 19 лет, страховой стаж составляет 12 месяцев, его постепенно увеличивают до 180 месяцев по 4 месяца ежегодно, начиная с 19 лет;

КИ — количество иждивенцев;

БЗ — фиксированная базовая часть социальной пенсии.

Сколько составляет базовая часть пенсии?

Фиксированная (базовая) часть пенсии на 01.04.2014 г. составляет:

  1. для детей сирот, у которых умерли оба родителя или мать-одиночка — 3910,34 рублей;
  2. для нетрудоспособных иждивенцев, которые потеряли кормильца — 1955,17 рублей.

Если через год после смерти кормильца за назначением пенсии обращается нетрудоспособный иждивенец, который не учитывался при расчете, сумма выплаты ему не может назначаться меньше той, которая рассчитана для других членов семьи.

Вопрос по перерасчету и повышению пенсии по потери кормильца: