Методическая разработка «Цикл развивающих занятий с элементами психологического тренинга «Готовимся к ЕГЭ. Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Место проведения: Минск, Мележа 1, удобные тренинговые залы нашего центра и партнеров.

В течение ноября можно присоединиться в действующие группы.

Сегодня всё более заметен кризис классической системы образования, которая готовит детей к дню вчерашнему, всё больше попыток создать альтернативные системы обучения (частные школы, домашнее обучение и т.п.). Мы предлагаем доступный по цене и времени вариант, дающий необходимую «добавку» ребенку, чтобы использовать школьную среду, как полезную для формирования практического опыта.

Самый основной вопрос для родителей сегодня - как подготовить ребёнка к тому, что будет завтра. Мир стремительно меняется, на наших детей обрушивается огромный массив информации. Дети перестают читать, не умеют фокусироваться, трудно общаются в реальном мире. Появление новых технологий сводит на нет эффективность вчерашней системы образования.

Мы сами небезразличные родители, потому ищем решение.

Наш продукт - годовой цикл детских и молодежных развивающих занятий под общим брендом-названием «Смелей!» . Он построен на анализе воспитания творческих личностей, изучении опыта развития человечества, формирующих определенные навыки успешного человека. Данный подход позволяет не просто сделать набор «модных» тем занятий, собрав их в один цикл, но сформировать гармоничный системный комплекс знаний, навыков и умений.

Практической основной данного цикла послужил наш многолетний опыт работы с детьми в формате детских выездных лагерей, краткосрочных игровых занятий, детских и подростковых тренингов. Мы работаем в этой сфере уже более 10 лет, являемся одной из первых компаний в этом сегменте рынка.

Цель занятий: подготовить ребенка к самостоятельной жизни в стремительно меняющемся мире, за счет освоения необходимых навыков всех 6 исторических этапов развития и переходов между ними. В результате ребенок сможет не только реагировать на изменение жизненных обстоятельств, но и заранее предполагать эти изменения, действовать на опережение, самостоятельно определяя своё будущее.

Цикл будут вести 6 тренеров, имеющие разнообразный педагогический и психологический опыт и участвующие в регулярной тренерской работе нашего центра по созданию этого цикла. Кроме них также будут привлекаться на отдельные занятия внешние специалисты, прошедшие наш отбор и подготовленные к этой работе. При этом у каждой группы будут свои кураторы - пара тренеров, которые будут закреплены за конкретной группой и сопровождать процесс обучения детей.

Формат программы: 7 учебных блоков (месяцев), каждый из которых состоит из 8 занятий по 1часу 20 минут и 1 выездного занятия (вне рамок центра). Наличие выездных регулярных занятий (раз в месяц) по разным темам является одной из «фишек» этого цикла, позволяя выстраивать мостик между обучающим пространством центра и реальностью.

Программа цикла отличается для трех возрастных групп:

Возраст указан примерно, в зависимости от психологического возраста возможно определение ребенка в группу старше/младше.

Размер групп: не более 15 детей в группе.

Расписание занятий будет сформировано исходя из заявок.

Возможны форматы по дням недели (уточнять для каждой возрастной группы):

  • вторник, четверг;
  • суббота (2 пары).

Возможны форматы по времени смотрите в программах для разных возрастных групп.

Выездные занятия будут проходить по согласованию в выходной день в течение учебного блока (месяца).

Форматы указаны предварительно, просьба отправляя заявку указывать все приемлемые для вас варианты в примечании.

Высылайте заявки, менеджер обязательно свяжется с вами в ближайшее возможное время!

Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений, подготовку детей к обучению в школе.
Материал может быть использован педагогами – психологами, воспитателями и старшими воспитателями дошкольных учреждений.

Пояснительная записка

Актуальность. Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Для взрослых, работающих с детьми 6-7 лет, актуальным становится вопрос психологической подготовки детей к школе. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие познавательных психических процессов.
Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимости между причиной и следствием, обладать достаточно хорошо развитой памятью, произвольным вниманием и др.

Игра – наиболее значимая, а поэтому необходимая для ребенка дошкольника деятельность. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое дошкольник ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются другие виды деятельности (в том числе и учебная); игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. Многие психологи и педагоги обеспокоены тем, что дошкольники приходят в школу «не наигравшись». А ведь целенаправленное использование игры не только позволяет подготовить детей к школе, но и сделает этот процесс «подготовки» интересным. Специалисты отмечают, что дети, имеющие в дошкольные годы обширную игровую практику, в отличие от мало играющих, успешнее адаптируются в школе, взрослея, лучше справляются с жизненными проблемами. В игре формируются навыки и развиваются качества, без которых обучение не возможно. В.А. Сухомлинский, отмечая ведущее положение игры у детей дошкольного возраста, писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Эти замечательные слова великого педагога можно в полной мере отнести к интеллектуально-развивающим (дидактическим играм).
«Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр
с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника»(3,с.47). Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Учитывая эти факты, составлен цикл коррекционно-развивающих занятий «Дорожка к школе». Это не стандартные обучающие занятия, а комплекс игровых упражнений, который соответствует старшему дошкольному возрасту.
Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;
Развитие познавательных психических процессов;
Развитие волевых качеств личности;
Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;
Развитие мелкой моторики рук;
Повышение мотивационной готовности детей к школе.
Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из 10 занятий, направленных на развитие интеллектуальной и мотивационной готовности к обучению в школе.
Занятия могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия - 30 минут.
Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики.

Представлены циклы занятий с детьми 5-7 лет, направленные на развитие у дошкольников способности управлять своей деятельностью и поведением, составленные с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатов классических и современных исследований по детской психологии , а также данных, полученных в процессе многолетней педагогической практики.
Материал разработан на основе принципа амплификации как необходимого условия обогащения развития и разностороннего воспитания ребенка в процессе освоения им образовательных областей посредством участия в специфически дошкольных интегративных видах деятельности.
Пособие предназначено воспитателям и специалистам ДОУ всех типов.

Подробное описание

Введение

Развитие способности управлять собой является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования. Данная способность рассматривается в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования как одно из интегративных качеств, которые дошкольник может приобрести в результате освоения программы.

Новые условия обучения в школе требуют от ребенка новых способов самоорганизации своей деятельности. Поэтому умение управлять собой является одним из центральных показателей готовности к школьному обучению и условием успешного вхождения ребенка в новую для него образовательную ситуацию. (Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова). Кроме того, произвольность выступает важнейшей характеристикой личности и показателем ее развития.

По утверждению А. Н. Леонтьева, развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Д. Б. Эльконин, называя предпосылки учебной деятельности (умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу), фактически выделяет параметры произвольности, формирующиеся к 7 годам, являющиеся условием успешного обучения в школе и освоения ребенком структуры учебной деятельности.

Именно с данным умением связывается уровень обучаемости, который приобретает ребенок к 7 годам (У. В. Ульенкова).

Произвольная сфера при поступлении в школу, как подчеркивает Н. В. Гуткина, должна быть развита настолько, чтобы ребенок мог действовать в соответствии с принятым намерением, кроме того, необходима произвольная организация познавательной деятельности.

Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри ведущей, учебной, деятель-ности, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Вместе с тем, как показали наши исследования, как подтверждает современная практика обучения детей в начальной школе , современные старшие дошкольники имеют низкий уровень развития произвольности. У многих из них преобладают импульсивные реакции, характерна двигательная расторможенность. Целенаправленное действие угасает сразу, как материал теряет новизну. Свои потребности, эмоции, мотивы, знания оказываются недостаточно осмысленными дошкольниками. Они затрудняются в действиях по алгоритму, в обеспечении самоконтроля, вербализации способов и результатов деятельности.

То есть к моменту перехода в школу структура собственной деятельности оказывается недостаточно осознанна. Дети не принимают указания на способы деятельности: выполняют не так, как требует взрослый, а как хотят сами, или как получится. Следовательно, и качество результата деятельности оказывается достаточно низким. Такому ребенку трудно подчинять свою деятельность указаниям учителя, выполнять задания в общем с другими детьми темпе, осуществлять самопроверку.

Итак, задача развития произвольности является очень актуальной для современного дошкольного образования. В данном пособии предлагаются авторские циклы занятий для детей 5–6 и 6–7 лет по развитию умения управлять собой. Циклы занятий предполагают сочетание групповых и индивидуальных форм работы с дошкольниками Их можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Циклы занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях № 15 и 135 г. Мурманска и показали свою высокую эффективность. В Приложении содержится стимульный материал к каждому занятию, который можно использовать как самостоятельные в развивающих целях и как взаимодополняющие в коррекционных целях.

Пособие предназначено для педагогов-психологов, учителей-дефектологов и воспитателей ДОУ.

Введение 3

Старшая группа 9

Конспекты занятий 9

Стимульный материал 27

Подготовительная группа 97

Конспекты занятий 97

Стимульный материал 125

Литература 241

(модификация психологической игры Щепелевой Н. П. )

Базарова Ольга Германовна,
педагог-психолог федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

Групповая сплоченность - необходимое условие осуществления и эффективности работы группы, в частности, класса. Наличие сплоченности в группе позволяет ее участникам высказывать собственное чувства и мнение, обсуждать спорные вопросы, конструктивно относиться к критике, что является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позиции участников. Создание в группе комфортного эмоционального микроклимата способствует уверенности всех ее членов, повышает мотивацию к деятельности учебного или творческого характера. Один из наиболее эффективных способов создания подомного микроклимата - игровые технологии.

Данная психологическая игра рассчитана на 4 занятия по 45 минут. Целесообразно проводить после окончания начальной стадии формирования группы (класса).

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи:

1. Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

2. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

3. Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

4. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы:

— небольшой мячик;

— макеты материков (5 штук);

— карточки для жребия;

— ватман с изображением голубой планеты;

— музыка;

— материалы, необходимые для рисования;

— ручки у каждого участника;

— карточки с названиями чувств;

— памятки с названиями чувств и эмоций для обозначения морей и океанов;

— макеты островов

Этап игры

Длительность (мин.)

Занятие 1. Создаем материки

Вступление

Упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…»

Упражнение: «Создаем материки»

Презентация материков

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Рефлексия

Занятие 2. Называем моря и океаны

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Упражнение «Покажи чувство»

Упражнение «Называем моря и океаны»

Упражнение «Добрые слова»

Рефлексия занятия

Занятие 3. Создаем острова

Приветствие. «Приветствуем своих»

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Упражнение «Создаем острова»

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Рефлексия занятия

Занятие 4. Я, и мы, и все, кто рядом

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

Упражнение «Оживим планету»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Упражнение

Рефлексия занятия

ЗАНЯТИЕ 1. СОЗДАЕМ МАТЕРИКИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

Ребята, что вы ожидаете от занятия? (ответы кадет)

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»

Перед началом упражнения убрать один стул из круга.

Ведущий: « Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Сделаем это так: водящий (сначала это буду я) стоит в центре круга и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого зеленые глаза", — и все, у кого зеленые глаза, должны поменяться местами. При этом водящий должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится новым водящим».

Общие признаки: поменяйтесь местами те, у кого есть сестры; ... любит мороженное; … умеет плавать; … у кого есть собака; … учится в 5 классе; … любит рисовать.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали друг о друге?

Основная часть. Упражнение «Создаем материки»

Ведущий показывает слайд № 2 презентации: «Как вы думаете, на что это похоже? ». После ответов кадет ведущий запускает визуальные эффекты в презентации.

Ведущий: « Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА». Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.

Ведущий: «Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие, что их даже в теле-скоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете».

ЭТО ПЛАНЕТА ВАШЕГО ВЗВОДА.

Так называет сегодняшнее наше занятие и проект, который мы создадим в течение трех занятий. Чтобы лучше выполнить этот проект, нужно разбиться на группы.

Участники разбиваются на 5 групп при помощи карточек жеребьевки.

Ведущий: «На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково их количество - это зависит только от вашей фантазии.

Ребята, большинство из вас познакомились друг с другом только в этом учебном году. Общаясь, вы узнали и продолжаете узнавать друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.

В Кадетском корпусе главной вашей работой является учеба. Следующий материк - МАТЕРИК УЧЕНИЯ.

У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, игры, книги, фильмы, коллекционирование - это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.

Вы любите развлекаться: играть, смотреть фильмы - у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.

А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых».

ВКЛЮЧИТЬ ТРЕК № 1

Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты (3 минуты).

Презентация материков

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Материки размещаются на планете.

Ведущий: «Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО ВЗВОДА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом».

Заключительная часть. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: «Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Церемония проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий кадет, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Рефлексия занятия

4. Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

ЗАНЯТИЕ 2. НАЗЫВАЕМ МОРЯ И ОКЕАНЫ

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Кадеты сидят в кругу. Ведущий пожимает руку сидящему слева и говорит: «Здравствуй!». Рукопожатие передается дальше по кругу, пока не вернётся к ведущему. Делать это нужно как можно быстрее, ведущий засекает время на секундомере (первый круг может быть тренировочным). В заключение все хором говорят «Здравствуйте!».

Основная часть

Ведущий: «На прошлом занятии мы создавали планету вашего взвода, и вы наполняли ее материками. На вашей планете появились материки общения, учения, развлечения, интересов и мечты. Посмотрите, что получилось. Но материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе, Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее? Умеете ли вы передавать и узнавать чувства другого человека?»

Упражнение «Покажи чувство»

Ведущий: «Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке».

Кадеты по очереди показывают чувства на выбранной ими карточке, остальные пытаются отгадать.

Упражнение «Называем моря и океаны»

Ведущий: «А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, находясь во взводе, общаясь с друзьями и товарищами. Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на планете 52 взвода».

Кадеты самостоятельно разбиваются на 5 групп. Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках. Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.

Упражнение «Добрые слова»

Ведущий. «Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг».

Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.

Ведущий : «Посмотри на своего соседа справа, а он пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова:

«Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.

Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции».

Рефлексия занятия

1. Какое настроение было у вас во время занятия?

2. Что понравилось больше всего?

3. Было ли что-то, что не понравилось?

ЗАНЯТИЕ 3. СОЗДАЕМ ОСТРОВА

Приветствие. Упражнение «Приветствуем своих»

Каждый из участников получает записку, в которой написано название племени: «мумба», «тумба» или «юмба». Никто не должен говорить, какое слово у него написано. Далее ведущий объявляет, что эти три группы различаются способами приветствия: члены племени «мумба» «дают пять», «тумба» кланяются, а «юмба» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками). Цель участников игры - найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Кадеты сидят на стульях и передают по кругу мяч. Тот, у кого в руках мяч, называет имя соседа, сидящего слева и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву его имени. Если кадет затрудняется подобрать позитивное качество, то группа и ведущий помогают.

Памятка «Черты характера»

Аккуратный
Активный

Артистичный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый

Дальновидный
Деликатный

Деятельный

Дисциплинированный
Добродушный
Доброжелательный

Душевный

Естественный

Единомышленник

Единородный

Единственный
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый

Идейный
Изящный

Инициативный
Интересный
Искренний

Исполнительный

Компанейский

Конкурентоспособный

Контактный
Красивый

Креативный

Культурный

Ласковый

Ловкий
Любопытный
Милый

Миролюбивый
Молодец
Мужественный
Надежный

Наблюдательный
Напористый
Настойчивый

Невозмутимый

Нежный
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный

Ответственный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный

Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Самостоятельный
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый

Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный

Юморной
Юркий

Упражнение «Создаем острова»

Кадеты выполняют данное задание в мини-группах. Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения. Затем острова наклеиваются на материк.

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия занятия

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Чем это занятие было полезным для вас?

ЗАНЯТИЕ 4. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

При выполнении данного упражнения участники не должны разговаривать или обмениваться жестами. Кадеты сидят на стульях. Ведущий называет число, которое меньше, чем число кадет. Задача участников заключается в том, чтобы быстро встало столько человек, сколько назвал ведущий.

Упражнение «Оживим нашу планету»

Ведущий. «Ребята, посмотрите на планету 52 взвода. Из созданного проекта видно, что жизнь во взводе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это.

Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.

Давайте же теперь заселим и оживим нашу Планету. Изобразите свое растение на чистой заготовке. Напишите на нем свое имя.

Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на Планете, где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало обласканным и озаренным светом. Итак, планета вашего класса и наполняется жизнью. Это здорово!»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Ведущий: « Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего взвода».

Затем кадеты отвечают на вопросы; чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником?

«Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она существует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям».

Звучит музыка.

«В течение всех встреч вы открывались и друг другу, и нам, взрослым»

Рефлексия:

1. Что нового вы узнали на занятиях? Чем занятия были для вас полезными?

2. Что вас удивило?

3. Что было приятно? Что было неприятно?

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»

Методическая разработка: «Цикл развивающих занятий с элементами психологического тренинга «Готовимся к ЕГЭ»

Номинация: Развивающая работа в образовательном процессе

Пояснительная записка:

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с:

особенностями восприятия учеником ситуации экзамена;

недостаточным уровнем развития самоконтроля;

низкой стрессоустойчивостью;

отсутствием навыков саморегуляции.

Все эти трудности могут быть преодолены с помощью предлагаемых занятий по формированию психологической готовности к ЕГЭ.

Цель: формирование психологической готовности к ЕГЭ

Задачи:

Познакомить с особенностями и процедурой ЕГЭ;

Повысить сопротивляемость стрессу в результате:

  1. ознакомления и освоения на практике основных способов снижения тревоги в стрессовой ситуации

    возрастания уверенности в себе, в своих силах;

Развивать навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

Цикл занятий рассчитан на работу со старшеклассниками, в группах по 10-12 человек.

Большая часть описанных методов в занятиях - более или менее известные психологические игры, упражнения, методики, модифицированные для решения поставленных задач.

Условия проведения и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки для учащихся; свеча и спички
(на заключительное упражнение)

Каждое занятие имеет четкую структуру :

Разогрев - короткое динамичное упражнение, задачи которого - повысить энергию группы.

Презентация темы - краткое объяснение того, о чем пойдет речь на занятии и почему это важно. Задача презентации - заинтересовать учащихся.

Информирование - сообщение необходимых сведений, которые обязательно должны проигрываться и подкрепляться в содержательной части занятия

Рефлексия занятия

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1,5 часа.

При проведении занятий особое внимание уделяется следующим моментам :

созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта учащихся, обогащению этого опыта;

взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;

бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения учениками занятий по данной программе, предполагается сформировать у участников программы навыки психологической подготовки к экзаменам:

понимание процедуры прохождения экзаменов;

развитые навыки регуляции своего эмоционального состояния;

понимание себя;

уверенность в своих силах;

умение пользоваться разными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций.

Занятие №1. «Что такое ЕГЭ и что он значит для меня?»

Цель: ознакомление учащихся с особенностями ЕГЭ

Разогрев.

Упражнение «Ассоциации» (выполняется с мячом)

Ведущий предлагает участникам назвать любые ассоциации, возникающие на слово «экзамен».

Преимущественно, подростки называют слова, имеющие негативную эмоциональную окраску (ад, ужас, катастрофа и т.д.), поэтому, обобщая высказывания, ведущий задаёт следующий вопрос: какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Экзамен? Важно дать возможность подросткам перевести свои внутренние ощущения в вербальную плоскость. Как правило, речь идёт о волнении и страхе.

Презентация темы.

Упражнение «Шкала согласия»

Инструкция. У нас здесь обозначено 2 полюса:

полюс «СОГЛАСИЯ» - у окна, полюс «НЕСОГЛАСИЯ» - у двери. Я читаю утверждение и прошу занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с этим утверждением.

Варианты утверждений:

Я много знаю о процедуре проведения экзаменов.

Экзамены предоставляют школьникам новые возможности.

Сдать экзамены мне не по силам.

Я смогу правильно распределить время и силы во время экзаменов.

Считаю, что результаты экзаменов важны для моего будущего

Я волнуюсь, когда думая о предстоящем экзамене

Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

Чувствую, что сдать экзамен мне под силу

Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Я понимаю, какие качества могут мне помочь при сдаче экзаменов

Думаю, что у экзаменов есть свои преимущества

Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Я хорошо представляю, как проходит экзамен.

Информирование (важно: отсутствие информации повышает тревогу!)

ЕГЭ - это система бесплатных экзаменов по отдельным предметам. Результаты ЕГЭ одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы. При проведении этих экзаменгв на всей территории России применяются однотипные задания и система независимой внешней оценки (в том числе с помощью компьютера), основанная на использовании единой шкалы и критериев оценки. Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех различных типов. В процессе сдачи ЕГЭ требуются: высокая мобильность, переключаемость; высокий уровень организации деятельности; высокая и устойчивая работоспособность; высокий уровень концентрации внимания, произвольности.

Проигрывание (важно: чтобы каждый из ребят нашел для себя какой-то смысл в ЕГЭ)

Мозговой штурм «Что может дать мне ЕГЭ?»

Инструкция: необходимо дать как можно больше ответов на вопрос «В чем плюсы ЕГЭ для меня?»

Затем, в течение трёх минут мы обсуждаем полученные ответы.

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Цель: настроить на успех!

Инструкция: Посидите несколько мгновений в тишине и подумайте о том, чего бы вы хотели достичь? Чему вам хотелось бы научиться? Подумайте, как вы могли бы без слов, с помощью мимики и жестов, рассказать группе об этом? Задача остальных: догадаться, о чем идет речь.

Анализ:

Трудно ли было выбрать важную цель?

Как вы себя чувствовали, когда рассказывали без слов о своей цели?

Верите ли вы, что сможете достичь этой цели? Что нужно сделать для этого?

Чему вы научились, узнав о том, к чему стремятся другие участники?

Не слишком ли глобальны ваши цели? Или, может быть, слишком мелкие? Или как раз достижимые?

Упражнение "Снежки"

Рабочее пространство комнаты делится на 2 равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись "на первый - второй". Газетные листы надо скомкать в "снежки". По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала "Стоп" окажется меньше снежков.

Рефлексия

Как вы себя чувствуете?

Что нового для себя узнали?

Занятие №2. «Память и запоминание»

Цель: знакомство с характеристиками памяти человека, обучение работе с текстами, приемам запоминания; отработка полученных навыков.

Разогрев

Упражнение «Дорисуй и передай»

Инструкция: Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Информирование:

Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Для записи информации в память необходимо придать мыслям упорядоченную структуру. Любая организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания). Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие приемы. И наше сегодняшнее занятие - это иллюстрация того, что я только что сообщила вам.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом , такие как:

Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

План — совокупность опорных пунктов.

Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

« Методы активного запоминания»

Метод ключевых слов.

Ключевое слово - это своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как вспомнится вся фраза. Этот метод можно применить и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.

Метод повторения И. А. Корсакова(основные принципы)

Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

1-й день —2 повторения;
2-й день — 1 повторение;
3-й день — без повторений;
4-й день — 1 повторение;
5-й день — без повторений;
6-й день — без повторений;
7-й день — 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а число повто-рений сокращается. Для этого разбейте большой по объему текст на разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

При запоминании вы можете воспользоваться приемами зрительной памяти : для запоминания какого-либо предмета или коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание.

Проигрывание:

Упражнение «Работа с текстом» (в группах)

Каждой группе предложен текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема.

Когда задание будет выполнено, результат демонстрируется всей группе.

На выполнение задания дается 15 минут.

Обсуждение:

Что вызвало трудности и как их можно преодолеть?

Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему?

Какие приемы больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии, истории и т.п.

Упражнение «Пустой стул»

Инструкция: рассчитайтесь на первый, второй. Участники под номером 1 садятся на стулья в круг, по номером 2 - встают за стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника стоящего за свободным стулом, взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним - задержать его.

Рефлексия:

Подводится итог занятия. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Как вы себя чувствуете?

Что понравилось и что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Занятие №3. «Как справиться со стрессом на экзамене?»

Цель: знакомство выпускников с основными способами снижения тревоги во время экзаменов.

Разогрев:

Упражнение «Самое трудное»

У меня в руках мяч, я буду бросать вам его по очереди, того, у кого окажется мячик, я попрошу продолжить фразу « Экзамен для меня - это …» (1 круг), « Для меня самое трудное на экзамене …» (2 круг), после ответа вы передаёте мячик следующему участнику.

Участники выполняют задание.

Отлично, мячик вернулся ко мне. Каждый из вас сказал то, что чувствует. Некоторые ответы совпадали, а в некоторых случаях ваши мнения разошлись. Но важно, что вы сказали о своих переживаниях.

Презентация темы:

Упражнение «Состояние тревоги и покоя»

Закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у вас тревогу или волнение. Обращаем внимание на то, что происходит с физическим самочувствием. Затем вспомнить ситуацию, в которой они не волнуются и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении упражнения обсудить его результаты и составить «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». (тревога сопровождается напряжением, а спокойствие расслабленностью)

Информирование:

Беспокойство - одна из главных причин плохой работы памяти и концентрации внимания при сдаче экзамена. Каждому человеку нужно знать психологические способы снижения тревоги. Простой, но очень эффективный способ - аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Упражнение «Формула аутотренинга»

Аутотренинг помогает человеку создать определённый психологический настрой, добиться спокойствия и уверенности. Он работает на уровне подсознания. Но и у него есть свои правила .

Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Запрещается употребление частицы «не», слов «постараюсь», «буду стараться» и т.д.

Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени.

Давайте попробуем составить фразу для аутотренинга. Например, «У меня всё хорошо. Я уверен и спокоен. Я сосредоточен. Я знаю весь материал».

Состояние тревоги (стрессовое) обычно связано с мышечными зажимами. Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Иногда, для того, чтобы успокоиться, необходимо просто расслабиться. Такой способ называется релаксация. Можно проводить как мышечную, так и дыхательную релаксацию.

Существует поговорка «Клин клином вышибают», и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Следующее упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу, или сидя на стуле. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

Ещё одно упражнение, которое, я уверенна, вы делаете довольно часто. Упражнение "Гора с плеч" выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Участники выполняют упражнение.

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте . Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

Участники выполняют упражнение.

Какие ощущения возникли после упражнений?

Ответы участников.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз: вдох-пауза-выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.Участники выполняют упражнение.

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

То есть, изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

Наиболее простой способ, и вы с ним знакомы, это дыхание на счёт . Примите удобную позу, сосредоточьтесь на своём дыхании. На четыре счёта делаем вдох, на четыре счёта - выдох. Открывайте глаза. Какие ощущения возникли сейчас?

Ответы участников.

Есть ещё один способ, который поможет справиться с тревогой и стрессом - медитация. Медитация - это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние поможет обрести равновесие и покой.

Выберите любой, из имеющихся на столе, предмет (ручка, часы, пенал, резинка…) и положите его перед собой. Попробуйте в течение 3 минут удерживать своё внимание на этом предмете, внимательно его рассматривайте, старайтесь не отвлекаться ни на что. Как изменилось ваше состояние?

Рефлексия:

Мы с вами попробовали на себе некоторые способы снятия тревоги и стресса. Скажите, какой способ вам понравился больше, и какой подходит именно вам?

Важно! Не существует единственно правильного способа справиться со стрессом. Каждый должен выбрать то, что подходит именно ему!

Занятие №4. «Контролируем свои эмоции»

Цель: профилактика тревожных состояний в предэкзаменационный период.

Разогрев:

Упражнение «Паровозик»

Инструкция: встаньте и постройтесь друг за другом, руки на плечах стоящего впереди. Стоящий впереди выполняет роль машиниста локомотива. Он с открытыми глазами, а остальные с закрытыми глазами.
Машинист ведет состав.
По команде начинается движение, вначале медленно, а потом ускоряется. Выполняющий роль машиниста должен провести состав так, чтобы вагончики, остальные участники, не разомкнули сцепку.
Упражнение можно повторять два, три раза, меняя машиниста.

Информирование:

Правила, помогающие контролировать свои эмоции:

Заполните свой ум мыслями о спокойствии, здоровье и надежде, ведь «Наша жизнь - это то, что мы о ней думаем».

Никогда не пытайтесь свести счеты с вашими врагами, потому что этим вы принесете себе гораздо больше вреда, чем им. Воспользуйтесь советом генерала Эйзенхауэра: «Никогда не думайте ни минуты о людях, которых вы не любите».

Вместо того, чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Помните, что единственный способ обрести счастье - это не ожидание благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Помните, что благодарность - эта такая черта характера, которая является результатом воспитания и ей надо учиться.

Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.

Не подражайте другим, найдите себя и оставайтесь собой. Помните, что зависть - это невежество, а подражание - самоубийство.

Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим («Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе»)

Каждый день помните слова Т.Драйзера «По этому пути я пройду лишь один раз. Так пусть же я сейчас совершу какой-либо достойный поступок или проявлю доброту. Пусть я не отложу и не упущу случая это сделать, ибо по этому пути я никогда больше не пройду»

Научитесь расслабляться!

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжить работу, мешают собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда Вы уже испытываете эти эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, поговорив с теми людьми, которые поймут и посочувствуют. Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце - это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

Произвести любые спонтанные звуки - напряжение может быть "заперто" в горле.
Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.

Проигрывание

А сейчас мы выполним несколько упражнений на снятие эмоционального напряжения:

Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

Слегка помассируйте кончик мизинца.

Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Аааааа". Представьте себе, что при этом из Вас "вытекает" ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук "Ааааа" все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут Вас полностью.

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене - произносите его то выше, то ниже (30 сек.) Вы заметили, что сохранили свои силы?

Упражнение "Стряхни".

Учащимся сообщается : " Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: "Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену". Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: "Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?"

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе - слетает с Вас как с гуся вода.

Потом отряхните свои ноги с носков до бедер. А затем потрясите головой.

Будет еще полезнее, если Вы будете издавать какие-то звуки. Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется Ваш голос, когда трясется рот.

Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее.

После проведения упражнения - обсуждение самочувствия.

Упражнение «Поза кучера»
Инструкция: теперь пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.
Попробуйте принять следующую позу: центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами, как у кучера, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение «Полное дыхание»
Инструкция: дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.
Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.
Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение «Штрих»

Инструкция: вспомните все плохое, что произошло за день. И начните чертить на бумаге так, как вам захочется, выплескивая весь негатив на листок. Закончите, когда захотите. Лист выбросите (можно его порвать) - и почувствуйте облегчение.

Упражнение «Песня»

Участникам предлагается вспомнить и спеть строчки песни, например «Жили у бабуси два веселых гуся». Затем предлагается заменить все гласные в этой песне на одну, например «а» и спеть куплет. Заменять можно любой гласной.

Рефлексия

Подводится итог занятия. Учащиеся отвечают на следующие вопросы:

Как вы себя чувствуете?

Что понравилось и что не понравилось?

Что нового для себя узнали?

Занятие №5. «Уверенность на экзамене»

Цель: повышение уверенность в себе, в своих силах

Разогрев:

Игра «Передача хлопка»

Необходимо друг за другом хлопнуть в ладоши не делая пауз.

Информирование:

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как ты выглядишь. Внутренне состояние уверенности можно обрести с помощью техники аутотренинга и релаксации, которые мы уже осваивали. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно, когда ведешь себя таким образом, то ощущение тоже меняется. Кроме того у каждого есть свои собственные ресурсы на которые можно опираться в стрессовой ситуации

Проигрывание:

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Инструкция: Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуру, которая будет называться «Уверенность и неуверенность». Сейчас мы все попробуем себя в роли скульпторов. Нужно разбиться на две команды. Одна команда строит скульптуру «Уверенность», а другая «Неуверенность». В скульптуре должен быть задействован каждый. Через 4 минуты вы должны продемонстрировать свои скульптуры. Затем необходимо подвести итоги упражнения и сформулировать образ уверенности. Записать на ватмане, какие особенности присущи образу уверенного человека, и прочитать.

Упражнение «Мои ресурсы»

Инструкция: Разделите лист бумаги на две части. В одной напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая чатсь упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа: «Чем это мне может помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты.

Упражнение «Приятно вспомнить»

Инструкция: это упражнение следует выполнять в том случае, если вы чувствуете неуверенность в своих силах при решении какой-либо задачи. Проанализируйте опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом и твердо скажите себе: «Я решал задачи и посложнее. Решу и эту!»

Упражнение «Образ уверенности»

Инструкция: Закройте глаза и представьте, какой образ мог бы для вас символизировать состояние уверенности. Представили? теперь нарисуйте этот образ или символ.

Анализ: Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ может помочь? (можно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности)

Упражнение «Преодоление»:

Инструкция: встаньте в любой точке помещения так, чтобы чувствовать себя комфортно. Закройте глаза. Представьте себе экзамен, в каком - либо образе. Может это будет огромная скала, или чудовище, или извергающий лаву вулкан…Рядом представьте себя. Пауза. Теперь силой воображения уменьшайте образ экзамена до мизерного состояния. Пауза. Снимите цвет.. Пауза . Пусть это будет маленькое, серое практически бесформенное нечто. По мере уменьшения образа - изменения происходят и с вами: вы растёте, набираете силу и мощь. Пауза . И вот вы уже с лёгкостью переступаете через экзамен и с победной улыбкой на лице уверенно и легко идёте вперёд.

Кто готов - делайте уверенный шаг вперёд.

Вы справились. У вас получилось. Запомните это ощущение. Откройте глаза.

Упражнение «Передача уверенности в успехе»

Успех в работе во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону (слева направо).

Рефлексия:

Продолжите фразу: «Уверенность для меня - это …» и несколько слов в заключение.

Упражнение «До встречи на экзаменах!» (со свечой)

Психолог: Уменя вруках горящая свеча, и я хочу, чтобы в ваших руках все всегда спорилось, горело и получалось как надо. Давайте передавать ее друг другу, и тот, у кого в руках окажется свеча, может сказать всем нам о том, что принесли ему наши занятия, что он узнал нового.

Я благодарю вас за участие и желаю оставаться спокойными и уверенными в себе, в любой ситуации. Удачи!

Список литературы:

Психолого-педагогическое сопровождение ЕГЭ: профилактика экзаменационной тревожности/сост. М.А.Павлова, О.С. Гришанова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 201 с.

Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009.

Как подготовить ребенка к экзамену: тренинги, тесты, игры, упражнения / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Т. Ф. Илларионова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 137 с.

И.В.Вачков. Основы технологии группового тренинга. ― М: Издательство "Ось-89", 1999 г.

3. К. Фопель « На пороге взрослой жизни». М., 2008 г.