Нравственное воспитание дошкольников. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста - нравственное воспитание

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра управления образованием

Праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа

студентки

заочной формы обучения

Нурдавлетовой Азалии Закиевны

Научный руководитель:

Оценка научного руководителя Работа защищена

__________________________ ________________________

Зав. Кафедрой___________

(научный руководитель)

«___»______________20____г. «___»______________20__г.

Магнитогорск, 2014

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретическое обоснование влияния праздников на духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.........................................................................

      Сущность духовно – нравственного воспитания в дошкольном возрасте

      Значение праздника в духовно – нравственном воспитании старших дошкольников………………………………………………………………

      Воспитательный потенциал праздников………………………………….

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качеств старших дошкольников средствами праздников……………………….

Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качествстарших дошкольников средствами праздников……..

2.1.Исследование уровня сформированностидуховно - нравственных качеств у старших дошкольников………………………………………………..

2.2 Организация работы по формированию духовно - нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием праздников………

2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………………

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Введение

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем духовно - нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности духовно - нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно - нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких духовно - нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играют праздники в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Праздники показывают жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача духовно - нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия самих участников, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои народные праздники, которые связаны между собой.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно - нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Праздники как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы: определить влияние праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: праздники как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы полагаем, что духовно - нравственное воспитание старших дошкольников будет более эффективно при использовании праздников как педагогического средства, если:

    работа по духовно - нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

    будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить влияние праздников на духовно - нравственное воспитание;

Теоретическая основа исследования: теория познавательного интереса (В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, Н. А. Погорелова, Г.И. Щукина и др.); концептуальные положения о развитии познавательных интересов в онтогенезе (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); положения о роли жизненного опыта в развитии познавательного интереса (С. А. Бедрина, Е. Н. Темникова и др.) Также к теоретической основе относятся труды выдающихся педагогов В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский,Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Методы исследования:

1) метод теоретического исследования (теоретический анализ, изучение литературы)

2) изучение педагогического опыта (анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности)

3) математический метод (регистрация, ранжирование, шкалированиеи др.)

Этапы исследования:

1) Подготовительно-поисковый. На основе изучения теоретических аспектов, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

2) Опытно-экспериментальный. На этом этапе разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня сформированности духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

3) Аналитический. На этом этапе осуществляется анализ и систематизация результатов исследования, обобщались результаты эксперимента.

Теоретическая значимость: теоретически обосновано влияния праздников на духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость: в курсовой работе представлены праздники для старших дошкольников.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату и по персоналиям, списка использованной литературы.

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Ступеньки духовно-нравственного становления личности ребенка.

“Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек”.
В. Белинский.

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – это абсолютная диалогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную анти духовную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Нравственное развитие - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …
Духовно – нравственное развитие – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе её нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе. Духовно – нравственное воспитание является объективной необходимостью в настоящее время.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.
“Школа (скале) - есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения. Возвышения души ”. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне него» - говорит Ш.А. Амонашвили.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина справедливо указано, что именно в “школе” должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь.
Работая в дошкольном учреждении, начинаю искать, узнавать о том, как помочь каждому ребенку подняться по лестнице духовного восхождения, как вложить в каждого ребенка искорку важных, духовно-нравственных ценностей.
Начала свою работу с трех заповедей:
1. Верить в безграничность ребенка;
2. Верить в себя;
3. Верить в силу гуманной Педагогики.
Узнавая новое, делюсь с детьми. В совместной деятельности читаю сказки, но не просто сказки, а философские, которые учат детей рассуждать, примерять роль героя и находить духовно-нравственные ценности в окружающем их мире и самих себя.
Следующим этапом становится главный праздник каждого ребенка – день рождение. В детском саду он начинается с подарка-пожелания имениннику от каждого ребенка. Сначала детям очень сложно было дарить пожелания, так как они не могли отделить материальные ценности от духовных. Но с каждым поздравлением подарки становились разнообразнее, дети говорили о добром сердце, о любви, о честности, благородстве души. К подготовительной группе дети не желают богатства в будущем, а хотят видеть благородного человека, наполненного нежностью, преданностью и любовью. Это ли не первая ступень духовно-нравственного становления личности Ребенка?!
На развивающих занятиях иду вместе с детьми к новым знаниям, думаем, решаем поставленные цели и добиваемся результатов. Каждое занятие начинаем с приветствия, которое в ходе работы сделали ритуалом.
Читаем и обсуждаем на каждом занятии сказки А. Лопатиной, М.Скребцовой – Начала Мудрости. Заканчиваем занятия арт. - упражнением, с помощью которого дети отражают свои чувства и эмоции от приобретенных знаний. Использую методы и приемы Гуманной педагогики, предложенные академиком Ш.А.Амонашвили такие как: «Шепни на ушко», «Опусти голову на стол», «Подари мудрость» и другие, позволяют каждому ребенку научиться думать, рассуждать, искать ответы на вопросы.
На занятиях добротолюбия, человечности и сердцеведения дети познают и обогащают свой внутренний мир такими духовно-нравственными ценностями как: Красота, Вера, любовь, Долг, Ответственность, Совесть и другие. Именно через такие понятия происходит воспитание ребенка. Воспитание – питание духовной оси человека, то есть на занятиях через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности.
«Надо открыть Ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь» (Ш.А.Амонашвили)
Главная доминанта в дошкольном детстве – это семья. Именно поэтому работа с родителями – неотъемлемая часть в работе по формированию духовно-нравственного воспитания.
На родительских встречах провожу анкетирование, организовываю день открытых дверей, показываю мастер-классы с целью обогащения внутреннего мира взрослых.
Предлагаю задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей, составляют философские сказки, дарят книжки-малышки, предлагают интересные варианты кроссвордов.
Таким образом, мои выпускники, уходя из дошкольного учреждения, уносят с собой частицу добра, любви, веры и благородства души.
Литература:
1. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
2. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш. Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
3. А.Лопатина, М. Скребцова – Начала Мудрости. 5-е изд. – М.: - 304 с. (Серия - беседы о воспитании)
4. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. /
Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012. – 248 с.
5. Основы гуманной педагогики. Учитель./М.: Амрита – Русь,2013,280 с.

Кистер Г.Н., дошкольное структурное подразделение (филиал) МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района Саратовской области».

Современные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

«Воспитание – великое дело;

им решается участь человека».

В. Белинский

Проблему духовно-нравственного воспитания следует отнести к одной из самых актуальных в современном образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Вызвано это, прежде всего тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложил педагог в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Духовно-нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.

Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, детского сада, школы. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Своё предназначение, как педагога дошкольного образования, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности маленького человека. Насколько актуальны на сегодняшний день мудрые слова Н. Шелгунова: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку».

Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования. На сегодняшний день обозначился ряд проблем, которые необходимо решать для полноценного духовно-нравственного воспитания.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание. Поистине вспомнишь слова В.Г.Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Как следствие этой проблемы - необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Так же среди основных проблем духовно-нравственного воспитания детей выступает недостаточное кадровое обеспечение. Ставки психологов, педагогов дополнительного образования сокращены, в детском саду их просто нет. Выход из этой ситуации только один – расположить к себе ребенка самостоятельно без помощи психологов, сделать так, чтобы маленький человек стал доверять воспитателю и открылся ему. В своей работе с детьми я не испытываю затруднений при установлении контакта и общения с ними, скорее всего потому, что искренне люблю детей, а они это чувствуют. Это и есть секрет воспитателя. Когда ребёнок доверяет взрослому, он ведёт себя открыто, непосредственно, он предстаёт совершенно в другом образе: доброжелательный, многогранный.

Немаловажной проблемой в духовно-нравственном воспитании является проблема политическая. Государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую.

И наконец, среди основных проблем можно выделить отсутствие системы общественного духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знает, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

Список литературы

  1. Брутенц К. Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия / Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.
  2. Воловикова М. И. Нравственно-правовые представления в российском менталитете// Психологический журнал, 2004. N 5.
  3. Воспитание и социализация личности: Материалы областных педагогических чтений. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. - 2011.
  4. Данилюк, А.Я/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - М.: Просвещение,2010.
  5. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников /под ред. А.Я. Данилюка - М.: Просвещение, 2011.
  6. Кудрявцев Л. Д. Современное общество и нравственность. М., 2000
  7. Оболонский А. В. Этические ценности – «спасательный круг» в меняющемся мире// Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008.

Мы подробно рассмотрим эту тему, а также поговорим о ключевых средствах и методах.

О чем идет речь?

Для начала заметим, что нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста - это обширное понятие, которое включает в себя целый комплекс воспитательных методик, обучающих ребенка моральным ценностям. Но ребенок и до этого постепенно повышает свой уровень воспитанности, включается в определённую социальную среду, начинает взаимодействовать с другими людьми и осваивать самовоспитание. Поэтому немаловажно и нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста, о котором мы тоже будем говорить, ведь как раз в этот период происходят значительные изменения в личности.

С давних времен философов, ученых, родителей, писателей и педагогов интересовал вопрос нравственного воспитания будущего поколения. Не будем скрывать, что каждое старое поколение отмечает падение молодежи. Регулярно разрабатываются все новые и новые рекомендации, цель которых заключается в повышении уровня морали.

Большое влияние на этот процесс оказывает государство, которое фактически и формирует определенный набор необходимых качеств человека. Для примера рассмотрим времена коммунизма, когда больше всего почестей имели труженики. Превозносились люди, которые были готовы в любой момент прийти на помощь и четко исполнить приказ руководства. В некотором смысле личность угнеталась, в то время как коллективисты ценились больше всего. Когда вышли капиталистические отношения на первый план, ключевыми стали такие черты человека, как умение искать нестандартные решения, креативность, инициативность, предприимчивость. Естественно, всё это отразилось на воспитании детей.

Для чего нужно нравственное воспитание детей дошкольного возраста?

Многие ученые по-разному отвечают на этот вопрос, но в любом случае ответ неоднозначный. Большинство исследователей всё же сходится на том, что воспитать такие качества у ребенка невозможно, можно лишь попытаться привить их. Точно сказать, от чего зависит индивидуальное восприятие каждого ребенка, довольно сложно. Скорее всего, это идет от семьи. Если ребёнок растёт в спокойной приятной обстановке, то «разбудить» эти качества в нём будет проще. Логично, что ребенок, который живёт в атмосфере насилия и постоянных стрессов, будет хуже поддаваться попыткам воспитателя. Также многие психологи говорят и том, что проблема кроется в несоответствии воспитания, которое ребёнок получает дома и в коллективе. Такое противоречие может со временем вылиться во внутренний конфликт.

Для примера приведем случай, когда родители пытаются взрастить у ребёнка чувство собственности и агрессии, а воспитатели - привить такие качества, как доброжелательность, дружелюбность и щедрость. Из-за этого ребёнок может испытывать некоторые трудности в формировании своего собственного мнения на счёт той или иной ситуации. Именно поэтому очень важно маленьких детей учить высшим ценностям, таким как добро, честность, справедливость, независимо от того, какими принципами на данный момент руководствуются его родители. Благодаря этому ребёнок будет понимать, что есть некий идеальный вариант, и будет уметь составлять своё собственное мнение.

Основные понятия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Первое, что надо понимать - это то, что обучение должно быть комплексным. Однако в современном мире мы всё чаще наблюдаем ситуацию, когда ребёнок, переходя от одного воспитателя к другому, впитывает совершенно противоположные ценности. В таком случае нормальный процесс обучения невозможен, он будет иметь хаотичный характер. На данный момент детей дошкольного возраста заключается в полноценном развитии как качеств коллективиста, так и отдельной личности.

Очень часто воспитатели используют личностно-ориентированную теорию, благодаря которой ребёнок учится открыто выражать своё мнение и отстаивать свою позицию, не вступая в конфликт. Таким образом формируется самооценка и значимость.

Однако чтобы добиться максимальных результатов, методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста должны подбираться обдуманно и целенаправленно.

Подходы

Есть несколько подходов, которые используются для формирования нравственных качеств. Они реализуются через игру, труд, творчество, литературные произведения (сказки), личный пример. При этом любой подход нравственного воспитания оказывает влияние на целых комплекс его форм. Перечислим их:

  • патриотически чувства;
  • отношение к власти;
  • личностные качества;
  • отношения в коллективе;
  • негласные правила этикета.

Если воспитатели хотя бы немного работают в каждом из этих направлений, то они уже создают прекрасную базу. Если бы вся система воспитания и образования действовала по одной схеме, навыки и знания, наслаиваясь друг на друга, формировали бы цельный комплекс качеств.

Проблемы

Проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключаются в том, что ребёнок колеблется между двумя авторитетами. С одной стороны - это воспитатели, а с другой - родители. Но и в этом вопросе есть положительная сторона. Учреждения дошкольного образования и родители, действуя сообща, могут добиться отличных результатов. Но, с другой стороны, несформировавшуюся личность ребёнка можно сильно запутать. При этом давайте не забывать, что дети на подсознательном уровне копируют поведение и реакции того человека, которого считают своим наставником.

Пик такого поведения приходится на первые школьные годы. Если в советское время все недостатки и ошибки каждого ребенка выносились на всеобщее обозрение, то в современном мире подобные проблемы обсуждаются за закрытой дверью. Более того, ученые давно доказали, что воспитание и обучение, строящиеся на критике, не могут быть эффективны.

На данный момент публичную огласку каких-либо проблем трактуют как наказание. На сегодняшний день родители могут пожаловаться на воспитателя, если они не удовлетворены его методами работы. Отметим, что в большинстве случаев это вмешательство неадекватно. А ведь при нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет авторитет воспитателя. Но учителя становятся всё менее активными. Они остаются нейтральными, пытаясь не навредить ребёнку, но таким образом и ничему его не обучая.

Цели

Цели нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста заключаются в:

  • формировании различных привычек, качеств и представлений о чем-либо;
  • воспитании гуманного отношения к природе и окружающим;
  • формировании патриотического чувства и гордости за свою страну;
  • воспитании толерантного отношения к людям другой национальности;
  • формировании коммуникационных навыков, позволяющих продуктивно работать в коллективе;
  • формировании адекватного чувства собственного достоинства.

Средства

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и приемов, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно.

Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором формирования здоровой психики. Для начала заметим, что времяпрепровождение на природе всегда наполняет не только ребенка, но и любого человека силами. Наблюдая за окружающим миром, ребенок учится анализировать и понимать законы природы. Таким образом малыш понимает, что многие процессы естественны и не стоит их стесняться.

В-третьих, деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения. Кроме того, благодаря этому малыш учится общаться.

Немаловажным средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является обстановка. Как говорится, в корзине с гнилыми яблоками и здоровое скоро начнет портится. Средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста будут малоэффективны, если в коллективе не будет нужной атмосферы. Переоценить важность окружения невозможно, так как современные учёные доказали, что оно играет огромную роль. Заметим, что даже если человек особо ни к чему не стремится, то при смене среды общения он заметно меняется в лучшую сторону, приобретает цели и желания.

Во время нравственно-патриотичного воспитания детей старшего дошкольного возраста специалисты прибегают к трем основным методикам.

Это для взаимодействия, которое строится на уважении и доверии. При таком общении даже при столкновении интересов начинается не конфликт, а обсуждение проблемы. Второй метод касается мягкого доверительного влияния. Он заключается в том, что воспитатель, имея определённый авторитет, может влиять на умозаключения ребенка и корректировать их, если это необходимо. Третий метод заключается в формировании положительного отношения к конкурсам и соревнованиям. На самом деле, конечно, понимается отношение к конкуренции. Очень важно сформировать у ребенка правильное понимание этого термина. К сожалению, у многих он имеет негативный окрас и ассоциируется с подлостью, хитростью и нечестными действиями в сторону иного человека.

Программы нравственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают развитие гармоничного отношения к себе, окружающим людям и природе. Невозможно развивать у человека мораль только по одному из этих направлений, иначе он будет испытывать сильные внутренние противоречия, и в итоге склонится к конкретной стороне.

Реализация

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста строится на некоторых базовых понятиях.

В воспитательном учреждении нужно дать ребенку понять, что его здесь любят. Очень важно, чтобы воспитатель мог проявлять свою ласку и нежность, ведь тогда и дети будут учиться этим проявлениям во всем многообразии, наблюдая за поступками родителей и воспитателей.

Не менее важно порицать недоброжелательность и агрессию, но при этом не заставлять ребенка подавлять свои настоящие эмоции. Секрет в том и состоит, чтобы научить его правильно и адекватно выражать как позитивные, так и негативные эмоции.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста строятся на необходимости создавать ситуации успеха и учить детей реагировать на них. Очень важно, чтобы малыш научился правильно воспринимать похвалу и критику. В таком возрасте большое значение имеет наличие взрослого человека, которому можно бы подражать. Часто в детстве создаются неосознаваемые кумиры, которые во взрослой жизни могут оказывать влияние на неконтролируемые поступки и мысли человека.

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста во многом опирается не только на общение с другими людьми, но и на решение логических задач. Благодаря им ребенок учится понимать себя и смотреть на свои действия со стороны, а также интерпретировать поступки других людей. Конкретная цель, которая стоит перед воспитателями - это развить способность понимания своих эмоций и чужих людей.

Социальная часть воспитания кроется в том, чтобы все этапы ребенок проходил вместе со сверстниками. Он должен видеть их и свои успехи, сопереживать, поддерживать, чувствовать здоровую конкуренцию.

Базовое средство воспитания детей дошкольного возраста строится на наблюдениях воспитателя. Он должен проанализировать поведение ребенка за определённый период, отметить позитивные и негативные тенденции и сообщить об этом родителям. Очень важно делать это в корректной форме.

Проблема духовности

Важная часть нравственного обучения часто теряется, а именно - духовная составляющая. О ней забывают как родители, так и воспитатели. А ведь именно на духовности строится мораль. Ребенка можно научить тому, что такое хорошо и плохо, а можно развивать у него такое внутренние состояние, когда он будет сам понимать, что правильно, а что - нет.

В детских садах религиозной направленности очень часто в детях воспитывают чувство гордости за свою страну. Некоторые родители самостоятельно прививают детям религиозную веру. Нельзя сказать, что ученые поддерживают это, но в некоторых случаях это действительно очень полезно. Однако в большинстве случаев малыши теряются в сложных перипетиях религиозных течений. Если и учить детей этому, то делать это надо очень корректно. Не стоит давать несформировавшемуся человеку какие-то специализированные книги, так как они с легкостью собьют его с пути. Гораздо лучше при помощи образов и сказок рассказать об этой теме.

Гражданский уклон

Во многих детских обучающих заведениях делается уклон на гражданские чувства. Более того, многие воспитатели считают такие чувства синонимом нравственности. В детских садах тех стран, в которых наблюдается резкое классовое неравенство, воспитатели очень часто пытаются привить малышам безусловную любовь к своему государству. При этом полезного в таком нравственном воспитании мало. Неразумно прививать безрассудную любовь, гораздо лучше сначала обучить ребенка истории и помочь ему со временем сформировать собственное отношение. Однако уважение к власти воспитывать надо.

Эстетика

Важной частью воспитания детей является развитие чувства прекрасного. Сформировать его просто так не получится, так как у ребенка должна быть какая-то база из семьи. Она закладывается еще в раннем детстве, когда ребенок наблюдает за своими родителями. Если они любят гулять, посещать театры, слушать хорошую музыку, разбираются в искусстве, то ребенок, не понимая того сам, впитывает это все. У такого малыша будет гораздо проще вызвать чувство прекрасного. Очень важно научить ребенка видеть что-то хорошее во всем, что его окружает. Скажем прямо, что не все взрослые владеют этим.

Благодаря именно таким основам, заложенным с детства, вырастают талантливые дети, которые меняют мир и оставляют свои имена в веках.

Экологическая составляющая

На данный момент экология очень тесно переплетается с воспитанием, так как невероятно важно воспитать поколение, которое будет гуманно и разумно относиться к благам земли. Современные люди запустили эту ситуацию, и вопрос экологии волнует многих. Все прекрасно понимают, чем может обернуться экологическая катастрофа, но на первом месте все равно стоят деньги.

Перед современным образованием и воспитанием детей стоит серьезная задача по взращиванию у детей чувства ответственности за свою землю и экологию. Представить комплексное нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста невозможно без этого аспекта.

Ребенок, который проводит время среди экологически сознательных людей, никогда не станет охотником, никогда не станет разбрасывать мусор на улице и т. д. Он научится с самых ранних лет беречь свое пространство, и передаст это понимаие своим потомкам.

Подводя итоги статьи, скажем о том, что дети - это будущее всего мира. Именно от того, какими будут следующие поколения, зависит то, есть ли вообще будущее у нашей планеты. Воспитание нравственных чувств у ребенка дошкольного возраста - это посильная и благая цель, к которой должны стремиться все воспитатели.

Нравственное воспитание детей - неотъемлемая часть комплексного воспитания ребёнка. Основы духовности и нравственности необходимо прививать с ранних лет. В этой статье мы опишем все особенности духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье и дошкольных заведениях.

Воспитание ребёнка - длительный и сложный процесс, который состоит из множества аспектов. Родителям необходимо уделить внимание каждому из них:

  • физическому развитию;
  • психологии;
  • эмоциональному состоянию.

Не стоит забывать и о духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Многие специалисты говорят о том, что приобщать малыша к духовной сфере необходимо ещё в первые годы его жизни. Такая особенность вызвана рядом причин. В возрасте 1-3 лет малыш переживает формирование своей личности. В это время он познаёт мир.

Ребёнок осваивает основные стороны окружающего мира, узнаёт, что хорошо и что плохо. В такие моменты родителям необходимо формировать у него принципы морали и нравственности. От этого зависит поведение и характер ребёнка в будущем.

Участие родителей в духовном воспитании ребёнка обязательно. Нравственные и моральные принципы младшего члена семьи создаются на примере поведения мамы и папы.

Духовное воспитание дошкольников берёт своё начало в семье. Именно родители закладывают основы морали и духовности у ребёнка. В достижении таких целей помогают различные методы и способы:

  • поддерживайте индивидуальность малыша: ребёнок будет уважать свои личностные качества только тогда, когда родители будут уважать его личность;
  • приобщайте ребёнка к культуре: произведения искусства благотворно повлияют на его мышление и поведение;
  • общайтесь с ребёнком, разъясняйте ему, что хорошо и что плохо, и почему так;
  • истребляйте эгоизм: воспитывайте в ребёнке милосердие и бескорыстие, желание помогать и приносить пользу людям;
  • помогайте вместе тем, кто нуждается в вашей помощи: людям, бездомным животным;
  • подавайте личный пример: нравственное поведение родителей - наиболее надёжный метод воспитания моральных принципов у ребёнка.
Мама и папа закладывают основы духовного воспитания ребёнка. Позже большой вклад в достижение такой цели вносит дошкольное образование.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание и поощрение культурного поведения ребёнка, понимание им законов и принципов морали. Внедряемые программы дают возможность применить различные методики в процессе обучения, игры, отдыха, выполнения физических упражнений и занятий.

Такой подход позволяет воспитать в ребёнке ключевые составляющие нравственности:

  • уважительное отношение к другому человеку;
  • умение сострадать и оказывать бескорыстную помощь людям;
  • уважительное отношение к окружающей природе;
  • традиционное мировоззрение, восприятие окружающего мира.

Духовно-нравственное воспитание даёт возможность сформировать у ребёнка модель культурного поведения в обществе. Кроме того, такой подход позволяет воспитать сильный, волевой характер.