Использование камешков марблс в образовательной деятельности воспитателя во второй младшей группе. Использование камешков марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с овз

В отечественных и зарубежных логопедических исследованиях уделяется много внимания вопросам объема, характера и качества речевых навыков, знаний, которые должны быть усвоены детьми с недоразвитием речи. Однако такой важнейший компонент деятельности, как мотивация, признанный исследователями как ее "мотор" (А. Н. Леонтьев, 1956) , нередко оказывается за рамками анализа специалистов.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

По мнению Т.О. Гордеевой, мотивация - объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе) , его направленности и механизмов осуществления. Исследователь так же утверждает, на важность таких мотивационных характеристик, как интерес к выполняемому делу и вера в способность достичь определенного результата.

О значении мотивации мы можем прочесть в работах Е. С. Алмазовой, Т. Г. Визель, В. К. Воробьевой, Ж. М. Глозмана, И. Ю. Козиной, Р. Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой.

Проанализировав виды речевых нарушений, встречающихся в МАДОУ детский сад № 7 г. Наро-Фоминска, выявлено значительное преобладание общего недоразвития речи над другими речевыми патологиями.

Общее недоразвитие речи (ОНР) определяется как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Больший процент детей детского сада, имеющих общее недоразвитие речи так же имеют статус ОВЗ.

Результаты эмпирического исследования, проведенного С.М. Валявко показывают, что определенная часть старших дошкольников с ОНР (18%) , демонстрирует слабую мотивацию к исправлению недостатков своей речи и нуждается в специальной психологической поддержке. Слабо мотивированным дошкольникам с ОНР свойственно преобладание мотива избегания неудачи, а также слабая мотивация к обучению. Это указывает на необходимость индивидуализации в их обучении и коррекции дефекта.

В исследованиях Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Е.Ф. Соботович и др. отмечается, что нарушения звукопроизношения у детей с ОНР имеют стойкий характер, с трудом поддаются коррекции и являются ведущими в структуре речевого дефекта. У таких детей затруднен переход от произнесения поставленного изолированного звука до введения этого звука в слоги, в слова различной слоговой структуры, в связную речь. Важно также учитывать и тот факт, что дети с ОНР имеют определенное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у них под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Ни для кого не секрет, что для обеспечения эффективности процесса автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо многократное повторение скучного речевого материала. В условиях детского сада время на индивидуальные занятия ограничено 15-20 минутами, за которые необходимо успеть затронуть не только автоматизацию звуков, но и другие области. Логопедами придумано огромное множество игр и приёмов для оптимизации процесса автоматизации звуков, для того, чтобы этот процесс стал занимательным и интересным для ребенка. Но мы знаем, что при затягивании процесса автоматизации звуков игры надоедают, перестают радовать ребенка и мотивация к занятию снижается.

Для того, чтобы разнообразить рутинный процесс я использую в своей работе по автоматизации звуков камушки Марблс. Уже многие логопеды оценили эффективность включения их в свою работу, каждый логопед использует их по-разному. В данной статье мне бы хотелось рассказать о том, как я использую данные камешки в работе над автоматизацией звуков.

Что же такое камушки Марблс? Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс – шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно прекрасных предметов, увлекательной игре и коллекционированию их.

Использование этих камушков в работе по автоматизации звуков не требует длительной подготовки к занятию. Все камушки лежат в отдельных контейнерах, необходимо просто выбрать нужный.

Как писалось выше, в первостепенном значении камушки Марблс – это шарики из обточенного камня и обожженной глины, но сейчас можно найти и большое количество видоизмененных камушков, сделанных из стекла или пластмассы и, имеющих различную форму (в виде морских обитателей, фруктов, животных, листочков, бриллиантов и т.д.) . Это и становится подспорьем для создания игр, позволяет получить неограниченное количество идей для создания дидактических игр.

Тут на помощь пришла моя тема по самообразованию: "Создание логопедических игр и пособий с помощью программы Adobe Photoshop", которая подтолкнула к скорейшей реализации идей. Программа позволят создавать игры и материалы, которые будут учитывать интересы каждого ребенка. В центре стоит учёт индивидуально-дифференцированного подхода, без которого эффективная работа логопеда попросту невозможна. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение дошкольников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей, а реализация дифференцированного подхода предполагает, прежде всего, хорошее знание особенностей каждого ребенка, его сильных и слабых сторон с учетом возрастных нормативов психического развития, своевременное выявление тенденций этого развития, их прогноз и коррекцию в ходе учебно-воспитательного процесса.

Индивидуализация обучения возможна за счет такой организации учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, при этом проводятся различные учебно - методические, психолого - педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие этот подход.

Во время проведения первичной логопедической диагностики я обязательно узнаю у ребенка чем он интересуется, какие мультфильмы любит. На основе анализа этих данных и создаются игры-помощники.

Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи, но, не следует забывать и о том, что в работе по автоматизации звуков необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев (формирование щипкового и пинцетного захвата для дальнейшего освоения навыка письма, развитие глазомера) и связную речь.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс:

1)" Четвёртый лишний". Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий

2) "Бродилки и лабиринты". Данная игра создается в программе AdobePhotoshop. Параллельно с автоматизацией звуков мы можем проводить работу над предлогами ЗА-ПЕРЕД. Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.

3) Специально созданные поля в зависимости от вида камушков. Данный вид заданий особенно помогает при автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях. При правильном произнесении всего предложения ребенок может взять камушек и положить его на поле. Помимо автоматизации звуков мы развиваем воображение ребенка. (Варианты полей: помоги Русалочке вернуть морских обитателей, верни листочки на дерево, яблочки поспели, гном и блиллианты и т.д.

4)"Дорожки". Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки) , к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учётом произносительных возможностей ребенка, дабы не вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и прошагать по этой дорожке, проговаривая стихотворение с автоматизируемым звуком.

5)"Тренажёры слов". Данные дидактические игры очень удобны, их легко создавать и использовать. У детей они вызывают позитивную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с учётом автоматизируемого звука и с учётом того, что эти слова должны рифмоваться. В самом начале "тренажёра" картинки располагаются в порядке чередования, а после в хаотичном порядке. Ребенку необходимо среагировать и переключиться на новое слово, передвигаясь от картинки к картинке с помощью камушка Марблс.

6)"Посчитай-ка". В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Ребенок считает заданный предмет и, в случае верного произнесения, выкладывает на цифры камушки.

7)"Сыщики". В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти и назвать на сюжетной картинке все предметы с заданным звуком. Также, вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.

8)"Заполняй-ка". Для данного варианта игры я использую объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.) . Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно - можешь положить камушек, ошибся - камушек остаётся в контейнере.

Выполняя манипуляции с камушками мы просим ребенка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камушки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. За время использования камушков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.

Литература:

  1. Валявко С. М. О мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с ОНР // Психолого-педагогические проблемы развития речемыслительной деятельности детей с особенностями психофизического развития. Материалы международной конференции. - Минск, 2004, с. 4548.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Уч. пособие. - М.: Смысл, Академия, 2006. - 332 с.
  3. Леханова О.Л., Нефёдова Н.Н. О доминирующих мотивах деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: Материалы I междунар. науч. конф. памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 29 ноября 2012 г. / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – С. 230-233
  4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с
  5. Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
  6. Теплов Б.М. Избранные труды Т. ІІ / Б.М. Теплов. – М. Педагогика, 1985. – 360 с.
  7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.) » / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. -223 с.
  8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. // Директор школы. Спецвыпуск. – 2000. – № 7. – С. 72-134

ФГОС ДО предъявляют особые требования к организации РППС детского сада, группы детей дошкольного возраста. (п. 3.3.3.)

Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, творчески осмысляют содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскивают такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Основная задача учителя — логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, умеренно громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью специальных методов и приёмов, направленных на коррекцию речевого нарушения и развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов. Ведущим видом деятельности в детском саду, как известно, является игра, именно в игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Для успешной реализации требований, изложенных в ФГОС, мы должны обеспечить разностороннее развитие детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей, а для достижения этих целей необходимо сформировать чистую, грамматически правильную, выразительную речь.

При планировании работы с детьми с ОВЗ важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается индивидуально в каждом конкретном случае.

Коррекционно – воспитательная работа строится с учётом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.

Основной формой обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями речи является коррекционная деятельность, где осуществляется развитие языковой системы, с помощью традиционных и нетрадиционных методов и технологий.

В течении нескольких лет разработала, апробировала и внедрила в педагогический процесс авторское пособие «Звучарики», как одно из средств развития фонематического восприятия детей с ОВЗ. Прямая цель моей игры состоит в восприятии и дифференциации шумовых различий. (Т.е в нахождении пар одинаково звучащих игрушек). Пособие было представлено с публичным докладом в НИПКиПРО на региональной педагогической научно-практической конференции «Стандартизация образования обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы» в ноябре 2015 года. И на городской августовской педагогической конференции в августе 2016 года.

Еще одна из нетрадиционных логопедических технологий, активно используемая мной в коррекционной деятельности — это разнообразные игры с шариками Марблс и камешками-кабошонами. Марблс — это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») оказались очень удобны в применении, они не перекатываются, ребенку легко выкладывать их на поверхность. Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей. В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных шариков и камешков разного цвета и размера. На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с шариками марблс и камешками — кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Как учитель-логопед, я подбирала определенные коррекционные цели и задачи в устранении речевого дефекта в зависимости от возраста ребенка и его заинтересованности в игре. Уверена, что специалисты другого профиля с легкостью найдут применение этому современному и достаточно новому пособию. Действительно, о практической ценности работы с представленным пособием еще мало что известно в педагогике, но, оно однозначно, может быть успешно использовано в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом индивидуальных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

В настоящее время появились камешки, очень необычной формы и всевозможной расцветки, которые я стала активно использовать в своей деятельности. Например, набор «Осенний» пригодился при изучении лексической темы «Осень». За правильные ответы на вопросы дети получают «награду»- желудь или листик, ведут учет, выявляется лидер. Использовали их в качестве фишек в играх – ходилках. Соотносили количество предметов с цифрой и правильно произносили (согласовывали числительное с существительным).

Коррекционные цели в играх с камешками марблс:

  • Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • формировать правильный захват шарика кистью
  • Упражнять в ориентировке на плоскости
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие и фантазию ребенка
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца, заинтересованности в игре.

Основная часть пособий была создана мной, а некоторые заимствованы, к ним подбирались коррекционные задачи, необходимые для реализации логопедической помощи.

Используя данный материал в логопедической работе с детьми на протяжении 2 лет, я получила следующие результаты: из 25 выпускников в 2017-2018 году количество детей, выпущенных в школу с чистой речью составило 13 человек (52%), со значительными улучшениями в речи – 12 детей (48%.). С высоким уровне м подготовки к школе выпущено 13 человек (52%,), со средним – 6 (24%). Эти дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития.

Игры:

«Парочки»

Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Вариант для детей младшего возраста или ребенка с низким уровнем речевого развития).

«Парочки — 2»

Перед ребенком лежит лист форматом А4, на котором изображено нечетное количество картинок. Задача ребенка, выкладывая одинаковые камешки на парочки, найти картинку, у которой нет парочки. (Отрабатываем поставленные звуки).

«Заплатки»

Задача: закрепление изученных звуков в игровой форме.

Например, ребенок называет слова, начинающееся с гласного звука и кладет камешек на пустое место на картинке. Каждому ребенку индивидуально подбирается картинка (с большим или меньшим количеством заплаток)

«Заплатки — 2»

Задача: в игровой форме автоматизировать поставленный звук. Ребенок называет слово с заданным звуком и кладет камешек на пустое место.

«Ходилки»

Ребенок называет слово с заданным звуком, кидает кубик и ходит камешком. Эффект соревновательности хорошо помогает. Каждый стремится выиграть.

Игра «Буква»

Задача: Выложить букву по контурам, по образцу, или самостоятельно.

Игра «Предложение»

Ребенок составляет предложение с заданным словом, количеством слов или по картинке. При этом выкладывает определенное количество камешков.

Игра «Раздели на слоги»

Ребенок делит слова на слоги и выкладывает такое же количество камешков.

Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

«Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

«Место звука в слове»

Ребенок определяет место звука в слове с помощью схемы.

Например, робот- звук р- в начале слова, корова – звук р- в середине слова, забор – в конце.

«Мягкий /твердый?»

Ребенок определяет характеристику заданного звука, берет камешек нужного цвета и кладет на картинку.

«Назови ласково»

Поможем Герою (он выбирается индивидуально) добраться до домика, построить дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Контур»

Задача: Заполнить картинку камешками, выполняя при этом индивидуальные задания. Например, подбор слов по лексической теме или автоматизация поставленных звуков.

«Закрой картинки»

Задача: найти слова с отрабатываемым звуком и положить на них камешки. Закрыть альбом и вспомнить все названные слова.

Сенсорная коробка с камешками марблс – является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные — разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

«Рассказ»

Ребенку даётся 10 минут на составление картинки. Затем он составляет рассказ или предложение, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.


«Что это»

Ребенок с закрытыми глазами ощупывает предмет (камешек) и определяет, что это.

Здравствуйте, друзья!
Несмотря на приближающиеся каникулы, не будем забывать о необходимости развивающей и коррекционной деятельности. Поэтому сегодня мы поговорим об удивительном нетрадиционном способе упражнений, помогающем семьям с подобными затруднениями, расскажем, как применить камушки марблс в работе логопеда. Предлагаемые методики просты и могут применяться родителями в домашних условиях. Ведь речь – в числе самых важных свойств человеческой психики, без нее невозможна правильная коммуникация, трудности в общении не позволяют детям полноценно социализироваться, вписаться в компанию сверстников и взрослых.

Для любого человека полезны речевые тренировки, а если малыш испытывает трудности и имеет нарушения речи, то коррекционная работа должна быть длительной и регулярной. Ведь задержка развития языка и речи (ЗРР) приводит к нарушению межличностного взаимодействия, развития интеллекта, мышления. По данным статистики от разнообразных нарушений речи страдает каждый четвертый! Не устраненные проблемы на дошкольном этапе постепенно дадут осложнения в школьной деятельности: неуспеваемость, слабое владение материалом, и как следствие – утрата интереса к учебе и низкая мотивация и самооценка.

В магазинах сувениров или флористических отделах можно увидеть стеклянные вазы, наполненные красивыми переливающимися стеклянными округлыми или овальными предметами разной величины. Это и есть марблс. Название свое они получили от английского слова, означающего «мрамор». Ведь во времена Древней Греции камушки для забавы изготавливали именно из этого материала, хотя иногда их делали из глины и керамики. В настоящее время популярны стеклянные. Современные дизайнеры широко используют их для декорирования и оформления интерьеров, цветочных композиций, сервировки стола.

Еще они применяются в аквариумистике, для наполнения и создания красивой атмосферы в аквариумах, ведь в воде необычная окраска переливается перламутром. Но благодаря своей гладкой лакированной поверхности и насыщенным ярким цветам стеклянные шарики так привлекательны для развлечения. Занимается этим не только детвора, но и взрослые, устраивая настоящие соревнования и мировые чемпионаты. Промышленностью выпускаются специальные коллекционные экземпляры, полупрозрачные, с рисунком или специальными включениями в виде травинок, насекомых и т.д.

Марблс бывают объемными шаровидными и плоскими – овальными или круглыми, прозрачными как слеза и мутными, окрашенными и в разводах, для использования в логопедии подойдут любые камешки.

Речевые методики тесно связаны с формированием мелкой моторики, стимуляция кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические ощущения направляют и координируют действия всех систем организма: костно — мышечной, нервной. Умение управлять своими пальцами, выполнять точные движения формируется постепенно, начиная с периода новорожденности.

Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы, связанные с тактильной чувствительностью, массажными движениями помогают тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.

Важно! Причин ЗРР множество — от психологического замедления темпов до тяжелых неврологических заболеваний, тугоухости и т.д. Поэтому, как только вы заметили отставание у вашего крохи – сразу же обращайтесь к специалистам: педиатру, неврологу, психологу, логопеду. Чем быстрее будет поставлен правильный диагноз и начнется всестороннее комплексное лечение, тем успешнее будет результат.

Занятия от года до трех

В возрасте от 1 года до 3-х преимущественным направлением становится сенсорика и звукоподражание. На данном этапе важно заметить низкие темпы психического и психологического прогресса и направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов. Правильно и своевременно организованная коррекционно – педагогическая и логопедическая помощь дает возможность ребятишкам с задержкой в развитии догнать своих сверстников. Приведем некоторые примеры игр с камушками марблс.

  • В просторную емкость насыпьте разноцветные стекляшки. Предложите перекладывать каждый в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
  • Среди блестяшек спрячьте маленьких пластмассовых или резиновых животных. Пусть малыш запустит руку и найдет фигурку на ощупь. Вытаскивая – называйте животное, рассказывайте как оно говорит, стимулируйте кроху произносить следом за вами. Можно побеседовать о том, где живет это животное, чем питается, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы – образовать новые слова.
  • «Покорми меня» — расставьте фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложите покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение». Для деток постарше можно усложнить задание, предлагая выбирать в каждую тарелочку угощение заданного цвета.
  • Если у вас стеклышки разной величины – используйте для формирования понятия «большой – маленький», сортируя по размеру в несколько стаканчиков.
  • Начало математических знаний в раннем дошкольном периоде: соотношение «один – много», обыграйте с помощью вырезанных из картона птичек: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а другой?».
  • Из плоских овалов удобно строить дорожку – красного, желтого, синего цвета или с чередованием двух или более и соблюдением последовательности – такое задание хорошо тренирует внимание.
  • Выложите различные простые геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник.
  • Совместите игру с лепкой – вдавливать в пластилин или глину гладкие блестяшки очень весело и полезно для пальчиков, а если слепить фигуру, то можно ее еще и украсить.

Важно! Не позволяйте маленьким детям оставаться без присмотра родителей. Особенно если ваш сынок или дочка любят все тянуть в рот. После занятий обязательно убирайте в недосягаемое место, во избежание проглатывания.

Игры для старших деток

После трех – четырех лет можно сделать упор на правильность произношения, совершенствование фонематического слуха, изучение состава слов, составление предложений. В этот период усиливается познавательная активность, усваиваются и закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким, нарабатываются предпосылки к обучению в школе.

  • «Волшебная корзинка» — доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному, называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый – солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).
  • «Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо развивает пространственную ориентацию.
  • Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.
  • Состав слова: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек. Подсчитывать сколько слогов в слове.
  • Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с этим звуком.
  • «Мастер — ремонтник» — выложите часть изображения, дайте возможность дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать» сочетания букв.
  • «Крестики – нолики» — каждому участнику выдаются фишки определенного цвета. На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и опережая соперника.
  • «Веселый тир» — установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию, из ряда.
  • Покатайте шар друг другу: родитель или педагог называет предмет в единственном числе, ученик – во множественном.
  • Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей, одежды и т.д.
  • Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание, понятия больше – меньше.
  • Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами ножек.

Подобные упражнения с шариками марблс используются не только в логопедии, но и при оказании психологической поддержки. Ведь игра с гладкими блестяшками завораживает, успокаивает, создает позитивный настрой и приятные эмоции. Отвлекаясь на разноцветные шарики мы забываем наши проблемы и тревоги, а на поверхности ладони много нервных окончаний. Упражняться следует ежедневно, однако постарайтесь не перегружать детвору, обилие новой информации может утомить и привести к потере интереса, чередуйте пассивные и активные действия.

Ведь самое главное – испытать взаимное удовольствие от общения, создать эмоциональный доверительный контакт. Вы и ваши сын или дочка научитесь лучше понимать и чувствовать друг друга. Только в такой доброжелательной обстановке ребенок легко осваивает информацию, а воспоминания о проведенных минутах с мамой или папой навсегда останутся самыми светлыми моментами в его жизни. Применять наши советы вы можете и дома, занимаясь со своим крошкой самостоятельно.

Надеемся, что описанные логопедические способы и приемы будут вам интересны и полезны, даже если ваш карапуз не имеет никаких логопедических проблем. Возможно, вы не только узнали о ранее незнакомых методиках, но и, вооружившись новыми идеями, придумаете свои — необыкновенные и неповторимые. Заглядывайте, подписывайтесь на обновления. Мы вас ждем в гости.

Логопедические игры с
применением марблс в
индивидуальной работе с
дошкольниками.
Павлова Е.Н.
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад №3»
П. Ракитное

У дошкольников с речевой патологией отмечается выраженная
общая моторная недостаточность. Уровень развития речи
находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить,
необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат,
но и развивать мелкую моторику.
Коррекционно­развивающая работа по преодолению речевых
нарушений, выявила проблему разработки принципиально новых
подходов к развитию моторных навыков
старших дошкольников. Одним из самых интересных и
Актуальность:
инновационных приемов можно назвать
применение шариков «марблс»
(плоские камешки – «кабошоны»)
игры с использованием марблс
­ стимулируют речевое развитие
путём тренировки пальцев рук,
­ увеличивают на 100% активность,
интерес детей на занятии,
­ улучшают результат коррекции речи,
­ вариативны и удобны в применении.

Предмет, приковывающий к себе
внимание, помогает мысленно

сконцентрироваться.
Длительное рассматривание цветного
камушка придает мыслям стройное течение.
Тибетские и монгольские ламы в своих практиках
применяли каменные пирамиды, шары,
чётки и массажёры.
Систематические упражнения для пальцев не только
стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению
М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения
работоспособности головного мозга».
У ребенка формируется
быстрота нервных импульсов
от рецепторов руки к центру речи.

На основе анализа исследований по
проблемам речевого развития детей,
развития речи:
выделили следующий методический принцип

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и
речевого развития детей базируется на понимании речи
как речемыслительной деятельности, становление и
развитие которой тесно связано с познанием окружающего
мира.
Речь опирается на сенсорные представления,
составляющие основу мышления. Развитие речи
нельзя отрывать от развития
сенсорных и мыслительных процессов.
Использование марблс является
совершенно новой идеей
в логопедии.


ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НАД
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ

Развитие тонкой ручной моторики у детей с
нарушением речи посредством марблс
В «муфту» из капроновой сетки поместить
марблс и выполнять перекатывания
шариков рукам. Варьировать речевые
задания: автоматизация звуков, повторение
чистоговорок. Шарики не раскатываются,
оставаясь в «муфте».

Предлагаю игры и игровые упражнения с
марблс
ЦЕЛЬ
- закреплять звуки, слоги, слова, чистоговорки, потешки;
-упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки
ребенка;
-упражнять в ориентировке на плоскости листа;
-работать над дифференциацией;
-упражнять в счете;
-обогащать словарный запас;
-развивать фразовую речь;
-формировать и закреплять
правильный образ буквы.
Игры легко применить в
индивидуальной
логопедической работе со
старшими дошкольниками.

Вариативность применения
камешков МАРБЛС
Предлагаю использовать картинки, аппликации, звуковые дорожки и ячейки
для выкладывания камушков разного цвета.
Игры для ориентации на плоскости,
развития тактильных ощущений,
сложнокоординированных движений
пальцев и кистей рук; профилактики
оптико­пространственных
нарушений.

Картотека игр с камешками
марблс
- «Колобок»
- «Золушка»
- «Лабиринт»
- «Сухой бассейн»
- «Сорока - ворона»
- «Чудесные узоры»
- «Ходит цапля по болоту»
- «Весёлые капли дождя»
- «Что изменилось?»
- «Звуковые дорожки»
- «Мы насыпали шары…»

Игра «Чудесный узор»
Кто больше придумает
слов с заданным звуком?
Автоматизация звуков
в словах с одновременным
выкладыванием узора.
Каждое слово – камешек.
Игра развивает творчество,
воображение, ориентировку
на листе, мелкую моторику.
Автоматизация звука в начале слова,
средине, конце.
.
и

«Мухоморы» «Зеленые
листочки»
Закрепляем звук [Р],украшаем шляпки. На веточках распустились
Стихотворение «Мухомор» зеленые листочки. Подбираем
В красной куртке мухомор, зеленые камешки.
Закрепляем
Гордо сел на косогор, чистоговорку:
Нам не нужен мухомор, Ра-ра-ра - распускаться
нам пора
Не пойдем на косогор.

«Горошек» «Веселые капли
дождя»
Помоги мышке собрать горошек
Цели:
- развивать общую моторику;
- развивать ритм, темп;
- развивать речь.

Цель: автоматизация звуков в связной речи у детей
Цель:
дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ
ЗАДАЧИ
­ автоматизация звука в слогах;
автоматизация звука в слогах;


­ автоматизация звука в словах;
­ автоматизация звука в словосочетаниях;
автоматизация звука в словосочетаниях;
­ автоматизация звука во фразе;
автоматизация звука во фразе;
­ автоматизация звука в речи.
­ автоматизация звука в речи.

Варианты игровых упражнений
Роса на листочке
у
Украсим ёлочку
Виноград
Готовим угощение

КАМУШКИ МАРБЛС НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Терешкова Анастасия Владимировна

Учитель-логопед, МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

г. Челябинск, Ленинский район.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

(В. А. Сухомлинский)

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Применение камушков «Марблс» (от англ. - мраморный) - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи при 650 градусах Цельсия. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки, например, добавляя кобальт, получают синие шарики, селений - красные.

После выхода из печи расплавленную массу режут на небольшие кусочки, с помощью механических роликов им придается сферическая форма, после чего получившиеся шарики в течение суток охлаждаются.

Коррекционные цели, с которыми используются камушки марблс:

Формировать правильный захват кистью руки

Развивать координацию при выполнении мелких движений пальцев рук

Развитие памяти ребенка (запоминание и соотнесение цветов)

Развитие и/или коррекция оптико-пространственных представлений

Обогащение словарного запаса

Профилактика дисграфии

Примерный краткий перечень игр с использованием марблс в НОД и свободной деятельности:

Выложи по контуру

Анализ слова (с какого звука начинается слово, где находится звук, сколько гласных и согласных звуков в этом слове и т. д.)

Волшебный мешочек

Лабиринты

Зеркало или буквы-модницы (профилактика и коррекция дисграфии) и др.

Применение той или иной игры в соответствии с лексическим материалом, подбирает педагог по своему усмотрению, и дополняет в зависимости от индивидуальных возможностей детей и их заинтересованности заданием.

Конспект НОД в старшей логогруппе с использованием камушков марблс. Тема: насекомые.

Коррекционно-образовательная:

Учить детей преобразованию глаголов единственного числа в множественное число

Коррекционно-развивающие:

Упражнять детей в отгадывании насекомых;

Развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

Закреплять употребление предлогов при составлении предложений.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Оборудование: плакат с изображением лесной полянки; предметные картинки с изображением насекомых, 2-3 набора камушков марблс красного, зеленого, синего цветов, пособия для проведения игр с камушками (волшебный мешочек, листы плотного картона с изображением клетки для «мухи», листы плотного картона с изображением гусеницы-модницы), аудиозапись «на лесной поляне» и проигрыватель, зеркала по количеству детей для проведения артикуляционной гимнастики.

Структура НОД:

Минутка тишины (орг. момент): Дети удобно располагаются в группе (кабинете логопеда) на ковре. В свободном и удобном для них положении, закрыв глаза и максимально расслабившись. Логопед дает прослушать детям запись не более 1-2 минут, затем обращаясь к каждому ребенку по имени (активизация внимания и фонематического слуха), собирает детей в кругу.

Развитие общей моторики: «Жук»

На лужайке. По ромашкам

(полуприседая, вставая, взмахи кистями рук, согнутых в стороны.)

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-у-у, (поворот вокруг себя, полуприсед)

Я с ромашками дружу. (тоже в другую сторону)

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны туловища вправо-влево)

Низко, низко наклоняюсь. (наклоны вперед, вниз)

Развитие мелкой моторики: «Муравей»

Каждый знает: всех сильней

Наш трудяга-муравей.

Только малого он роста

И сразиться с ним не просто. (дети изображают усики муравья).

Дыхательная гимнастика: «Комарик»

Встать прямо, выполнить полный вдох носом, на выдохе тихо с постепенным повышением голоса, длительно произносить «З-зз-з-зз-з».

Прилетает по ночам. Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется. Только в руки не дается.

Артикуляционная гимнастика:

Хоботок, комарик кусает (иголочка), бабочка летает вокруг цветка (вкусное варенье), кузнечик (качели), пчела – язычок чашечкой поднять к верхним бугоркам (альвеолам) и пытаться произнести «джжж» протяжно.

Объявление темы:

Дети остаются на своих местах. Логопед предлагает игру «Назови одним словом»: бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. Ответы детей: насекомые!

Логопед: мы с вами отправляемся на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают. Логопед вывешивает плакат с изображением полянки.

Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?» Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, пчела, комар, стрекоза, жук, муравей, кузнечик, шмель и др.

Порхает (кто?) - …..(Бабочка.) Жужжит, звенит, собирает мед, жалит, ползает, прыгает и т. д.

Логопед: а теперь, давайте проверим, как вы запомнили названия насекомых, а поможет нам в этом волшебный мешочек с цветными камушками.

Игра «Волшебный мешочек»:

Каждый ребенок по очереди достает камушек из мешочка и в соответствии с цветом камушка, должен подобрать насекомое похожего цвета и полным ответом объяснить свой выбор: это пчела, она желтая с черными полосками. Мой камушек тоже желтого цвета и т. д. Если ребенок затрудняется построить свой ответ, логопед помогает ему наводящими вопросами.

Логопед: Ребята! Мне кажется, что на нашей поляне очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Я буду называть одно насекомое, а вы будете отвечать так. Как будто их много.

Игра «Один-много».

Муха, а много …(Мух) бабочка, а много…(Бабочек.) Комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Игра «Веселый счет».

Логопед показывает картинки насекомых и дает задание: положите перед собой столько камушков, сколько лапок у комара….глазок, крылышек, усиков, пятнышек….. у бабочки, пчелки, стрекозы, жука, шмеля, кузнечика, мухи т. д.

Логопед: молодцы ребятки, а теперь к нам в гости пришла гусеница-модница (логопед достает лист плотного картона, с изображением гусеницы). И привела с собой своих друзей муху, шмеля и жука (выставляет картинки). Модницу надо украсить камушками, но не просто, а выполнить задание, составить схему слова из камушков.

Звуковой анализ слов муха, жук, шмель и выкладывание схемы из камушков в соответствии синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук, красный – гласный звук.

Вам понравилось играть с цветными камушками? Можете выбрать себе по одному камушку, который вам нравится больше всего. И напоследок предлагаю вам еще одну интересную игру.

Игра «Муха в клетке».

Логопед раздает детям листы плотного картона, расчерченные в крупную клетку.

Ваш камушек сейчас превращается в маленькую муху, а это клетка, в которую она попалась (помещают камушек в центр клетки).

Я буду вам указывать направление, в котором нужно будет двигать камушек-муху, и так мы поможем ей выбраться из клетки (Логопед дает задания двигать камушек на одну клеточку вниз, вправо, влево, вверх, учитывая при этом возможности каждого ребенка ориентироваться на листе бумаги, и оказывая небольшую помощь, если ребенок будет затрудняться.)

Итог, каких насекомых мы встретили сегодня на лесной поляне. Что вам в них больше всего понравилось? Как нужно относится к насекомым и тем местам где они обитают?

Библиографический список.

    Гомзяк, О.С. Говорим правильно в 5-6 лет конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе III период обучения [Текст] /
    О.С. Гомзяк // Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М.: Издательство ГНОМ, 2014.

    Жукова, Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева // Учимся играя - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999.

    Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Практическая логопедия – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

    Кузнецова. Е. В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова // Серия «Программа развития» - М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е. Ф. Черенкова // Учимся играючи, Азбука развития. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век, 2010.

    Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников [Текст] / В. И. Ковалько // Мастерская учителя – М.: ВАКО, 2005.

Терешкова

Анастасия

Отчество

Владимировна

Наименование образовательного учреждения

МБДОУ «ДС № 332 г. Челябинска»

Занимаемая должность

Учитель-логопед