Ольга хухлаева - терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми. Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых Использование сказкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками

Сказкотерапия как метод психологической коррекции - одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для сего процесса отдельный термин. Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом .

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушается или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка. Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Вы можете выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можете придумать свою. Создать психокоррекционную сказку не сложно главное следовать алгоритму:

1 в первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период. Так Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует по отдельно взятым детским проблемам:

1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных Ещё один плюс этого метода - развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни. Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни

Психотерапия при помощи сказки не только учит ребенка различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет воспитателям и родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей. Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремиться

Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. Также посредством обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в нужную сторону, формировать положительные черты характера и избавляться от отрицательных .

Таким образом можно сделать вывод: сказка оказывает огромное влияние на коррекцию психических процессов детей, влияет на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад.

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми младшего возраста.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширение сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого, забота о душе и есть терапия).

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь.Наблюдая за судьбами героев, воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего периода.

По мнению Ш.А.Амонашвили, например «…добрый человек не может не проявлять щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным».

В системе методов и средств воспитания добрых чувств сказка играет не последнюю роль по многим причинам: дети любят героев, они становятся им близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Нетрадиционный подход к сказке дает возможность воспитателю

и ребенку уяснить, что в ней или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея- все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребенка.

Достоинство сказок неоспоримо и в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает ее эффективным психотерапевтичеким и развивающим средством.

Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. Изучая сказку «Репка», конечно, мы говорим о силе коллектива, о том, что в коллективе важна даже самая малая величина!

Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями.

Основная часть

Сказка же – это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию».

«Целью сказки, - писал П.М.Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – это дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

В своей работе я использую сказочную тематику. Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогами – новаторами.

Приведу примеры приемов, которые я использую на практике.

1. Моделирование сказочного сюжета.

Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают наглядно представить какой – либо объект, но и модифицировать(видоизменять) его, экспериментировать с ним.

1 вариант «Символизация»

Рассказывая сказку, стараюсь сопровождать повествование условными картинками – символами.

2 вариант « Карты Проппа»

Замечательный фольклорист. В.Я. Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Основных, главных функций Пропп выделил 20.Они используются в работе с детьми при составлении сказок.

Целесообразность карт состоит в том, что они стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей.

«Подготовительные игры»

а) «Чудеса в решете». Дети выявляют происходящие в сказках

различные чудеса: как и с помощью чего осуществляется

превращение, волшебство.

б) «Заветные слова». Ребята осуществляют попытку вычленить

самые действенные, значимые слова в сказке. Это могут быть

как волшебные слова, сказочные приговоры, так и слова,

несущие основную смысловую нагрузку.

в) «Что в дороге пригодится?»

(скатерть – самобранка, сапоги – скороходы, аленький

цветочек, меч – кладенец)

г) «Волшебные имена». Как имена повлияли на характер

персонажа, в чем это отражается?

д) «Что общего». Предполагает сравнительный анализ

различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и

отличия между ними. Например, чем похожи сказки

«Теремок» и «Варежка».

ж) «Хороший – плохой».В процессе этой игры осуществляют

попытку выявить позитивные и негативные черты характера

героев, оценить их деятельность.

з) «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом

два предложения, содержащие прямо противоположные

В своей работе я использую сочинение сказок.

Сказки наизнанку

Прием инверсии достаточно распространен в литературе.

1. «Свойства наоборот».

Берется любая знакомая сказка и ее героям приписываются прямо противоположные свойства.

2. « Все наоборот»

3. «Задом наперед». То есть, рассказывание сказки не сначала, а с конца.

4. « ИЗ собственного опыта»

Сказки в заданном ключе

1. «Введение в названные сказки нового объекта».Например, «Колобок и воздушный шарик».

2. « Я - герой сказки»

3. «Смена места действия»

4. «Открытые сюжеты»

5. «Изменение сказочной развязки»

6. «Перевирание сказки»

7. «Анализ ситуаций и ресурсов»

8. «Фантастический анализ сказочных персонажей»

9. «Эмпатийное повествование»

10.«Ролевые диалоги»

11. «Цветные сказки»

Беседы с персонажами сказок

Игра – беседа становится особенно острой и интересной, если положительный герой выглядит непривлекательно, а отрицательный будет иметь нарядный вид.

Салат из сказок

1. «Объединение» «Красная шапочка» и «Мальчик- с- пальчик»

2. «Опорные слова»

Цветок, ласточка, крот, жаба, девочка, нора.

3. «Добавление»

Фея, мачеха, горошина, принц, туфелька, тыква.

4. «Сказочный треугольник»

1 группа рисует доброго героя.

2 группа рисует сказочного персонажа.

3 группа рисует какой – либо пейзаж (лесной, городской)

5. «Сказочная путаница»

Надо разговаривать с ребенком, рассказывать, сочинять, писать, произносить вслух интересные слова, спрашивать ребенка о том, что он слышит в том или ином слове. Долго и каждодневно.

Ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинить.

В мире много сказок,

грустных и смешных,

И прожить на свете нам

нельзя без них.

Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные элементы, воспитатель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными.

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к сказкам, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, чувство юмора, формирую умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадный), рождает умение удивляться, видеть необычное в обычном.

Симпатии детей на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки воспитывают детей.

«Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!»

Мир персонажей необычно разнообразен. Центральное место в сказке занимают положительные герои, персонажи первого ряда – герои – богатыри или «иронические удачники» (Иванушка – дурачок, Емеля – дурачок), наделяемые силой, мужеством, смелостью, упорством, в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью.

Во втором ряду располагаются помощники героя, без которых не обходится ни одна сказка. Это могут быть люди, животные, фантастические существа, чудесные предметы (волшебный ключик, шапка – невидимка, дубинка).

В третьем ряду находятся противники героя – коварные, завистливые, жестокие и неблагодарные. Ими могут быть люди или фантастические существа (змей, кощей Бессмертный, царские зятья).

Задача воспитания: помочь каждому ребенку открыть для себя нравственные ценности, заложенные в сказке, научить его сопереживать сказочным героям. Волшебные образы, рожденные сказкой, способствуют формированию у детей лучших качеств характера, прививают любовь к чтению и литературе. Сказка считается всегда милой и родной. Сказка родилась с человеком и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она – светлячок перед сном в колыбели. И для малого, кто слушает, и для старого, кто сказывает.

В своей воспитательной работе я использую следующие игры:

1. «Сказочное лото»

2. «Решение сказочных задач»

Задача «Царь – девица»

Василий – царевич ухватился за куст и выдернул его с корнем. Под тем кустом меч – кладенец, боевая палица и вся богатырская сбруя: узда в три пуда, седло в 25 пудов, боевая палица в 150 пудов. Сколько килограммов весит вся богатырская сбруя?

Задача «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»

Выезжает чудо – юдо двенадцатиголовое. Все 12 голов свистят, все 12 огнем – пламенем пышут… Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду – юду 3 головы.

Сколько голов осталось у чуда - юда? Во сколько раз у чуда – юда осталось больше голов, чем срубил Иван?

Конкурс «Доска объявлений»

1.Нужен золотой инкубатор для золотых яиц.

2.Куплю кольчугу трехворотниковую последнего размера.

3.Утеряна вставная челюсть, нашедшего прошу срочно вернуть. Озолочу!

«Сказочный словарь»

Придумайте новое небывалое слово и по возможности забавно объясните его, нарисуйте то, что обозначает это слово.

Задание феи:

Цветик – семицветик

Меч – кладенец

Ковер – самолет

Сапоги – скороходы

Одолень – трава

Палочка – выручалочка

Шапка – невидимка

Гусли – самогуды

Жилище Бабы – Яги – избушка

Давайте сами попробуем сочинить сказку:

Сказка про …

Шел________ . По дороге он нашел ___________, взял и понес царю. Пришел _______во дворец. Кругом слуги царские с топорами, да копьями. Испугался ________, хотел было______, как вдруг_________ из – за _________ выскочил_________ и давай_________. Поблагодарил царь умного _________ и он отправился домой.

Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют русские народные сказки. На вопрос, любят ли дети сказки, дети отвечают утвердительно, но почему сказки называют сказками, да народными, отвечают не все. Вот почему необходима тесная связь с библиотекарем. Я знакомлю детей с понятием «сказка» и признаками, отличающими сказку от рассказа, повести.

Элемент сравнения очень удобен.

Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе, всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.

Сказка получила свое название от слова «сказ». Сказ – это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.

Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых закщитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.

Сказка помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость.

Затаив дыхание, слушают дети сказки. С первых же слов сказка вводит их в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают их язык, герои отправляются в путешествия, где их подстерегают опаснейшие испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки.

Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их занимательность. В.Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, воображение, формирует эстетические чувства.

Например, рассказываю русскую народную сказку «Лиса и волк».

После задаю вопросы:

Понравилась ли вам сказка?

Что запомнилось? В чем основной смысл сказки?

Какой в сказке изображена лиса?

А каким изображен волк?

Какими они показаны в других сказках?

Сказка является прекрасным искусством звучащего слова. Раскрываю особенности языка сказки, например:

1.Как начинается сказка?

2.Надите выражения, которые встречали в других сказках.

Объясните, что означают выражения:

ни в сказке сказать, ни пером описать (очень красиво)

долго ли, коротко ли(неизвестно когда)

пир на весь мир (обильное, веселое угощение)

3.Найдите повторы близких по смыслу слов

(жили- были, в путь – дорогу, крепко – накрепко)

4.Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок

трава (шелковая)

лес (дремучий)

народ (честный)

молодец (добрый)

ведьма (злая)

5.Замените выражения оборотами из сказок:

быстро (во весь дух)

никуда не отходит (ни на шаг)

При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказок. Все это помогает глубже осознать ребенку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Например, по сказке «Заячья избушка» я провожу следующую беседу:

Кто герои этой сказки?

Кто и из какого материала построил себе дом?

Чей дом красивее, а чей прочнее?

Что случилось весной с домом лисы?

Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?

Что задумала лиса и как она стала себя вести?

К кому обратился за помощью зайка и почему большие и сильные звери, пообещав, отказались от помощи?

Кто помог зайцу и что он придумал?

Что же сделала лиса?

Почему зайка пустил лису в дом?

Чем отплатила лиса за гостеприимство?

Почему слабый петушок не побоялся лисы?

Какую мысль проводит эта сказка?

Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде.

Он живет по пословице « Своя рубашка ближе к телу» С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом. Только настоящий друг выручит в беде.

Народная сказка – это результат воображения, выдумки и фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

Схема построения сказки о животных

1.Герои- звери, птицы, насекомые, домашние животные.

2. Сюжет действия строится, как цепочка событий.

3.Троекратное повторение встреч.

4.Песенка как обязательная деталь раскрытия героя.

5.Усиление героев от встречи к встрече.

В работе использую драматизацию сказки. Драматизация сказок, как правило, нравится детям, они охотно включаются в игру, и отработка верной интонации речи их не очень затрудняет.

Сказки помогают узнать, как видели мир наши предки, посмеяться над приключениями незадачливого волка, хитрой лисы, узнать о верной дружбе зверей.

Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.

Список литературы

1.Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль «Академия развития» 1998.

2.Изотова В.А. «Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного творчества русского народа».Начальная школа № 5, 2000.,с.20-25.

3.Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция».М.: Просвещение, 1994.

4.Кумарина Г.Ф. «Коррекционная педагогика в начальном образовании», М: Академия, 2001.

5.Львова М.Е. « Русская народная сказка на уроке и внеклассном занятии», журнал «Начальная школа», № 12, 2001.

7.Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей».Ярославль «Академия развития», 1997.

8.Пузанова Б.П. «Коррекционная педагогика», М.: Асадема, 1999.

9.Синицына Е. «Умные сказки», М.:1998.

10.Щербинина Г.К. «Сказка как средство воспитания».Журнал «Начальная школа», № 3,

Елена Макеева

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей дошкольников с нарушениями в поведении и эмоциональном развитии. По данным статистики у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка, наблюдается неадекватное поведение и дети испытывают большие проблемы в общении со сверстниками.

Такая же проблема существует и в нашем детском саду. Ежегодно увеличивается количество детей с нестабильным эмоциональным состоянием среди воспитанников. Как помочь таким детям?

Я изучила психологическую литературу и работы ведущих психологов по работе с детьми , имеющими проблемы в эмоциональной сфере. Так, например, Хухлаева О. В. предлагает сборник психологических процедур (упражнений, игр и сказок , которые направлены на снижение тревоги, налаживание отношение с окружающими, на повышение уверенности в себе.

Короткова Л. Д. предлагает свои авторские сказки и методические рекомендации для работы с использованием сюжетов сказок , которые дают возможность психологу заниматься коррекционной работой . По ее мнению, через сказку можно апробировать психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку можно познакомить детей с законами мира, в котором он родился и живёт, и помочь понять и принять их.

Вачков И. В. отмечает, что одним из эффективных методов, используемых в работе с такими детьми , является метод сказкотерапии .

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что сказка , является специфической деятельностью ребенка, обладает невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. И потому ее необходимо использовать в работе с детьми . Так же она считает, что ребенок, воспринимая сказку , отождествляет себя с положительным сказочным героем . Сказка позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, оказывает позитивную поддержку его возможностей и помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Я посчитала, что моим детям, которые испытывают некоторые проблемы в эмоциональной сфере на помощь тоже может прийти сказка . Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, и найти выход из трудной жизненной ситуации, быть более уверенным в себе и т. д.

Передо мной стояла цель :

С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Задачи :

С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,

Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе.

Ожидаемый результат :

Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я» .

В начале каждого учебного года по результатам диагностики формировались группы детей, нуждавшихся в психокоррекционной помощи . В коррекционные группы входили дети с повышенной агрессией, тревожностью, страхами, застенчивые, с проблемами в общения, гиперактивные, с неадекватным поведением.

Чтобы использовать в своей работе с детьми новую технологию , я подобрала цикл авторских сказок , разработала перспективные планы на старшую и подготовительную группы, составила конспекты занятий. Всего их по 16 занятий на каждый возраст . Занятия проходили раз в неделю. Длительность занятий 30-35 мин.

Основные принципы моей работы :

Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

От сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка ;

сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки , с созданием сказочной атмосферы ;

Постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активного

участника творческого процесса создания сказок ;

Структура занятия :

1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д.

2. Вхождение в сказку . Оно осуществлялось с помощью волшебных слов : «Время сказки подошло - началось волшебство» ; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись » ; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую , умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов : ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией» . Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила» , по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера.

3. Чтение сказки . По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки , обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации.

4. Выход из сказки осуществлялся , так же как и вход. Произносились волшебные слова : «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора» . «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад ». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке , как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир.

5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу , решенную с помощью сказки .

6. Рисование по прочитанной сказке . Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой .

7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать : «Я тебя люблю» .

Начиная работу с детьми с использованием метода сказкотерапии , учитывая сложность поставленных задач, я определила этапы работы :

1 этап - подготовительный (адаптационный)

Цель : Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.

Задачи :

1. Объединить детей в группу;

2. Снизить эмоциональное напряжение;

3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;

4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней;

Первый этап занимает три занятия и является подготовительным. На первом занятии оговариваются «правила и права» общения детей в группе, среди которых ставится условие «не драться и не обзываться в игровой комнате» , или же право ребенка позаботиться о себе и не говорить на тему, неприятную для него и т. д.

На первом этапе мы работали по сказкам , которые по большей части, не направлялись сразу на решение серьезных проблем у детей. В подготовительных группах - это «Сказка о подсолнечном семечке» , «Как Кенгуренок стал самостоятельным» , «Сказка о маленьком Чике » , в старших - «Сказка про сказку » , «Путешествие в мир сказки » , «Лесная школа» . Эти сказки были направлены на создание комфортных условий для каждого ребенка, налаживание контакта между детьми и психологом , привыкание к новой и незнакомой для них ситуации, развитие эмпатии.

Для создания игровой сказочной атмосферы , мной была изготовлена кукла Сказочника . Я надеялась, что в общении с куклой у детей проявятся те эмоции, чувства и состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. Ведь в диалоге ребенка с куклой происходит «замена» реального контакта со мной, и кукла начинает выступать в роли профессионального персонажа или субъекта. Здесь происходит великий значимый контакт, играющий роль в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.

Когда дети уже привыкли к ситуации в игровой комнате и познакомились друг с другом, и, благодаря созданному положительному настрою, произошло групповое сплочение детей в группе начался основной этап работы .

Второй этап - основной.

Цель :

Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.

Задачи :

1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.

2. Корректировать поведение с помощью игр;

3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;

4. Формировать моральные представления;

5. Снять эмоциональное напряжение;

6. Тренировать психомоторные функции.

7. Учить самостоятельно, принимать верные решения.

Были использованы методы и приемы :

Чтение сказок .

Работа над сочинением продолжения сказки .

Работа над сочинением сказки .

Принятие роли сказочного героя на себя .

Игры, упражнения и беседы, загадки.

Арттерапия : рисование.

Использование наглядных пособий : рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов.

Детям читались сказки : «Смелый гномик» , «Медвежонок и баба-Яга» , «Приключение медвежонка» , «Белочка-припевочка» , «Георгин и бабочка» , «Сказка о песике по имени Тобик» , «История со счастливым концом» , «Цветик семицветик» . Так сказка «Белочка-припевочка» была направлена на несамостоятельность ребенка. Он всегда говорил «Помогите мне, я не умею» . В конце сказки детям задавались вопросы, но большее внимание я уделяла именно этому ребенку. Ему задавались такие вопросы : «Почему так получилось, что Припевочку стали звать неумехой? Что помогло Припевочке достать орешки из шишки?» Отвечая на мои вопросы, ребенок задумался, и ответил : «Она сама придумала, как доставать орешки из шишки. И у нее это получилось».

Читая сказку «Сказка про ежика Витю » , которая направлена на трудности в общении со сверстниками, чувство неполноценности.

Эти сказки были направлены на преодоление страхов, неуверенности в себе, корректировку неадекватных форм поведения, изменение неадекватной самооценки. Также эти сказки помогли мне научить ребенка регулировать свое поведение в коллективе, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

После прочтения сказки детям задавались проблемные вопросы, которые побуждали детей искать решение сказочной проблемы :

Что почувствовал герой в определенный момент?

Для чего герой так поступил?

Как бы ты поступил в такой ситуации? и т. д.

Если у сказки был очень большой текст, то я её пересказывала , сохраняя стиль и тонкую авторскую атмосферу. У каждой сказки свой неповторимый дух, свои особенности. На занятиях я использовала много наглядного материала, подбирала музыкальное сопровождение в соответствии с содержанием сказки .

Во время работы со сказкой детям предлагалось проиграть конкретную сказочную ситуацию , в которой наглядно представлялась проблема. Детям предлагались роли в такой последовательности : роль смелого и бесстрашного героя предлагалось разыграть детям испытывающим страх и тревожность. Детям застенчивым предлагались роли царя или царевны, где громким голосом они могли отдавать «приказы» . Такой прием использовался с целью принятия ребенком роли героя на себя, ведь в своей жизни он не может быть медвежонком, цветиком-семицветиком, белочкой-припевочкой, хвастливой чашкой или подносом. Так оказавшись на месте хвастливой чашки, ребенок прочувствовал ее гордость и обиду, показав это вербальными и невербальными эмоциями. Детям легче было найти выход из ситуации, побывав в той или иной роли.

Так же детям предлагалось самим закончить начатую автором сказку , прослушав начало и только после слов «И вот однажды.» дети по очереди сочиняли недостающий текст. В сказках сочиненных детьми можно увидеть скрытые проблемы ребенка или уже самостоятельно им решенные. Вместе с волшебным изменением образа, вызывавшего страх, изменяется и сам автор. Если у сказки получился счастливый конец, а чаще всего так и бывает, то вместе с ним и

жизнь детей становится полнее, радостнее, что благотворно отражается и на эмоциональной сфере детей.

Кроме того, детям читались сказки , содержащие ситуативную проблему. Например, нужно было спасти осень из темницы Кощея Бессмертного. Для сочинения детьми сказок использовались картинки : Буратино, Осень, Царевна лягушка, Кощей бессмертный, Емеля и т. д. Дети должны были придумать продолжение сказки . Почти все сочиненные детьми продолжения были похожи на стандартную сказку . Чтобы отойти от традиционного конца, я помогала детям, направляла с помощью подсказок , например, как они представляют Осень, в виде девушки или другого героя? Когда осень освободилась от ледяного замка, как она себя проявила? Чем одарила народ?

Так сказка для меня стала и показательным тестом для кроющихся в душах детей негативных переживаний и дана возможность спланировать работу на будущее .

На этом этапе использовались различные беседы и упражнения, где дети учились говорить о своих негативных переживаниях. Например - страх, тревога.

Дети по желанию рассказывали о ситуациях , когда им было страшно. Я каждый раз просила поднять руки тех детей, у кого было что-то похожее. Обговаривали все возможные страхи : темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т . д. Затем дети под спокойную музыку рисовали свой страх, и по желанию рассказывали , что страшное они изобразили. Рисунки оставались в кабинете на ночь, а на следующем занятии необходимо было сказать , присутствует ли еще этот страх у ребенка.

На следующем занятии проводилась беседа «Все ли страхи плохие?» Бояться - это хорошо или плохо? Бывает ли страх хорошим? Например, если мама боится за тебя - это плохо? Бывают ли полезными страхи?

Звучало много предложений : выбросить, порвать, смять, закрасить весь рисунок.

С помощью такого приема, решалось сразу несколько проблем : снижался страх, понижалась тревожность, дети научились говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников. Не сразу, постепенно стало формироваться социальное доверие.

В конце занятия я давала детям возможность выразить свои мысли, чувства, эмоции через рисунок. Данная часть занятия является самой ответственной и увлекательной для детей. А для меня эти рисунки имели диагностическое значение. На примере рисунков ребёнка можно выявить индивидуально- личностные особенности, характер взаимоотношений («гладкий» или имеет много друзей и др.).



огда я увидела, что неуверенные дети могут самостоятельно выбирать роль, без помощи взрослого вступать в диалог и показывать невербальную ту или иную эмоцию, когда я услышала, что дети начали выбирать слова и действия по отношению к другим, то я перешла к 3-му этапу.

Третий этап - заключительный.

Цель : Формирование нового опыта взаимоотношений .

Задачи :

1. Прививать адекватные формы поведения.

2. Работать над выразительностью движений;

3. Регулировать поведение в коллективе.

Сказки , используемые на этом этапе, также носили проблемный характер и касались либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивностью, детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т. д.

На этом этапе я вовлекла в работу родителей . Они дома вместе с детьми изготавливали «Цветы» ласковых имен. Которые нужны были на последующем занятии. Родителям необходимо было на каждом лепестке цветка подписать ласковое имя своего ребенка в нескольких вариантах. Некоторых родителей это ставило в тупик.

Дети с радостью несли сделанные ими и их родителями цветы. На занятии мы рассмотрели цветок каждого ребенка и каждому приклеили по божьей коровке, на тот лепесток, на котором написано его самое красивое имя. С отождествлением этого имени дети рисовали автопортрет. После рисования дети спешили рассказать про себя по нарисованному портрету, какой он стал хороший, добрый, внимательный к другим детям и взрослым. Кто-то стал смелым и решительным, кто-то заботливым, кто-то уже не боится темноты и врачей, а кто-то приведения, которым, оказывается была лампа на ножке.

Подводя итоги, проделанной работы , я сделала вывод : дети научились прямо

говорить о своих чувствах, желаниях, потребностях; научились налаживать

взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Сказка помогла наладить климат в группе. Дети стали более доброжелательными, открытыми, сопереживающими и помогающими друг другу.

Для того, чтобы педагоги грамотно могли использовать сказку в работе с детьми , я предлагала для них мастер - классы и консультации, не которых они знакомились с самим методом сказкотерапии , как можно его использовать в работе с детьми .

Развивать эмоциональную сферу ребенка невозможно только в детском саду, поэтому необходимо было привлечь и родителей для решения моих задач.

Для этого был организован родительский клуб «Гармония» , где заинтересованные

родители получали теоретические и практические знания о том, как правильно выбрать сказку для своего ребенка , как с ней работать дома , для чего необходимо читать детям сказки и т . д.

Результатом целенаправленной работы , является положительная динамика, в развитии эмоциональной сферы воспитанников.

Таким образом, специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем, вызванных с проблемами в эмоциональной сфере, а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке.

Меня радует, что мои воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки . У них развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки , эмпатии по отношению ко всему живому, созданному Природой.

«Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски,

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило царство Сказки .

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает ,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства

Сказку любит ,

Тот в жизни злым уже не будет!»

Литература :

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии »

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии »

3. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет »

4. Хухлаева О. В. «Лабиринт Души»

Ольга Хухлаева, Олег Евгеньевич Хухлаев

Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми

© Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., 2012

© Издательство «ФОРУМ», 2011

Введение

Давайте вспомним, как улыбается ребенок. Радостно, беззаботно и доверчиво. Или как-то по другому?

Что для вас детская улыбка? Весенняя листва. Шепот моря на мокрой гальке. Солнечный лучик в уголке зеркала. Может быть, что-то свое?

Что значит улыбка для ребенка? Мир в душе. Возможность расти и развиваться. Желание узнавать новое, действовать, ставить цели и добиваться их.

Почему же не все дети часто улыбаются? Вероятнее всего, нарушено их психологическое здоровье. Многие взрослые считают, что главное для ребенка – его физическое здоровье. Здоров – значит счастлив. Но не менее хрупким является душевное или психологическое здоровье ребенка. Именно оно требует особого внимания взрослых. Не зря сегодня все громче и громче говорится о взаимосвязи психологического и физического здоровья человека и болезнях как следствии эмоциональных трудностей.

Какой самый быстрый путь к душе ребенка?

Конечно, сказка. В данной книге приведены сказки, которые помогут укрепить психологическое здоровье детей и при необходимости его «вылечить». Они наполнят внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.

Сказки в основном рассчитаны на младших школьников, но некоторые могут быть понятны дошкольникам, интересны и полезны подросткам.

Чтобы знать, когда, в какой ситуации взрослым нужно «бить тревогу», сказки предваряет описание нарушений психологического здоровья и их поведенческих проявлений, способов их диагностики. Пусть взрослых не пугает, что при этом используются понятия «агрессия» и «страх». Стоит уйти от стереотипного восприятия агрессии и страхов как ассоциальных или абсолютно нежелательных проявлений. Агрессия и страхи являются «языком», при помощи которых ребенок сообщает о душевном неблагополучии. Поэтому они бывают разными как по своей причине, так и по поведенческим проявлениям. Сказки в книге сгруппированы в соответствии с формами и содержанием агрессии и страхов детей.

Завершают книгу краткие методические рекомендации, рассказывающие, как работать со сказками. Но они не являются обязательными. Взрослые, которые находятся в контакте со своей интуицией, безусловно, найдут свои способы. А главное, сами получат удовольствие в работе с ними.

В подготовке отдельных сказок принимали участие студенты – психологи МПГУ, МОСУ и МГППУ. Спасибо им.

Книга предназначена для психологов системы образования, педагогов и родителей.

Психологическое здоровье как цель психологической поддержки детей

Давайте представим себе психологически здорового человека. Какими качествами он обладает?

В нашем понимании психологически здоровый человек прежде всего в целом удовлетворен собой и своим окружением. Встречающиеся жизненные трудности он умеет преодолевать без приобретения психологических травм, а использует их как опыт в последующей жизни. Его развитие не останавливается с прекращением школьного обучения и осуществляется до последних дней пребывания на земле в рамках, принятых данной культурой и обществом. И конечно, такой человек может успешно выполнять необходимые ему по возрасту и внешним условиям социальные и семейные функции, т. к. он не только адаптирован к окружению, но и в силах творчески изменять его. Исходя из этого, можно сказать, что психологическое здоровье – это а) наличие гармонии (согласованности) как между различными аспектами внутри человека (эмоциями и интеллектом, душой и телом, рациональностью и интуицией), так и между человеком и обществом;

б) возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

в) стремление развиваться, т. е. становиться лучше в различных жизненных сферах;

г) сформированность основных возрастных новообразований;

д) возможность полноценного функционирования, т. е. выполнения необходимых по возрасту социальных и семейных функций.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека можно рассматривать как эталон. А в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него. И это нормально. Однако нередко мы замечаем достаточно сильные нарушения психологического здоровья. Подробное обсуждение причин этого в рамках данной книги не представляется необходимым. Заметим только, что существенный вклад в появление отклонений вносят современные социально-культурные условия. Однако кратко привести возможные наиболее вероятные нарушения психологического здоровья здесь следует, поскольку они могут потребовать помощи взрослых.

Типология нарушений психологического здоровья

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, боязни окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Такие дети вспыльчивы, часто дерутся. Минимальная обида приводит к конфликту. При этом они с трудом успокаиваются. Считают, что окружающие относятся к ним недоброжелательно и несправедливо. После драк нередко оправдываются словами: «Они первые лезут».

Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся боязнью темноты, остаться одному дома и т. п. Такие дети тревожны в особенности в новых ситуациях, стремятся их планировать, контролировать. Спрашивают взрослых: «А что будет потом?» Нередко видят страшные сны. Взрослым о своих страхах не рассказывают, чаще их даже отрицают.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте(1–3 года). Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, свободному проявлению своих желаний, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи: боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявление гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Дети с деструктивной агрессивностью стремятся к нарушению правил. Часто не слушаются неавторитарных взрослых. В присутствии авторитарных – затихают. В свободное время громко хохочут, особенно при употреблении «туалетной» лексики. Неорганизованны, склонны к забывчивости. Приготовиться к уроку для них нередко бывает большой проблемой. Могут обкусывать ручки, терять вещи. Иногда деструктивная агрессивность принимает косвенные формы. Это могут быть побуждение к агрессивным поступкам других или действия исподтишка. Основная функция агрессии здесь – это стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма – разрушение чего-либо, что позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Дети с социальными страхами, напротив, очень нормативны, стремятся быть хорошими учениками, ставят себе высокие планки. Они чувствительны, сильно переживают из-за оценок и из-за страха огорчить родителей, поэтому склонны к психосоматике. Очень волнуются на контрольных работах, могут выполнять их хуже, чем текущие. Почти никогда не злятся. Окружающие считают их добрыми, послушными детьми. Однако самим детям очень тяжело жить в тех «рамках», которые они сами же себе и выстроили. «Рамки» – это не результат наказаний или страха родителей. Наоборот, с родителями у таких детей теплые отношения. «Рамки» – это слишком сильное желание детей быть всегда и во всем хорошими.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам иметь близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Стоит помнить, что фактически ребенок может быть окружен огромным количеством искренно любящих его взрослых, но не владеющих языком игры. А дошкольник именно через этот язык сообщает о своих потребностях и тревогах. Отсутствие около ребенка играющего взрослого может явиться причиной формирования у него чувства одиночества. Тогда в активном варианте ребенок прибегнет к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами.

Демонстративная агрессивность, как уже говорилось, проявляется в том, что дети всеми силами стремятся привлекать к себе внимание. Поскольку легче получить негативное внимание, то они делают именно это, т. е. выкрикивают, говорят глупости, кривляются, нарушают дисциплину. В особо тяжелых случаях могут наблюдаться лживость и воровство. Наказания только закрепляют демонстративное поведение.

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми группы компенсирующей направленности (из опыта работы). «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребѐнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари. Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. Задачи применения сказкотерапии: - развивать речь детей (пересказывание сказок; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу; сочинения сказок); - выявить и поддержать творческие способности; - снизить уровень тревожности и агрессивности; - развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций. Пользуясь зашифрованным в сказках опытом прошлых поколений, дошкольники проникают в мир бессознательного и на внутреннем уровне могут разглядеть мир собственных чувств и переживаний. Поэтому не случайно сказки успешно используют в своей практической деятельности и педагоги, и психологи, и логопеды. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времѐн. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребѐнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребѐнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказкотерапия это – - процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нѐм; - процесс переноса сказочных символов в реальность; - созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего. - процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки; - терапия средой, особой сказочной обстановкой; Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребѐнка. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всѐ это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приѐмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжѐлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи: Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование предложения; слоговой структуры совершенствование слова; связных уточнение высказываний структуры (строить распространѐнные предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности: Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приѐмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре. Следует отметить особенности выбора сказки: * используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д. * сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей; * возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком; В атмосфере открытыми к сказки восприятию дети раскрепощаются, действительности, становятся проявляют более большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через использование сказки, еѐ сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счѐт включения эмоционального компонента в образовательный материал. Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия: -наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, ТСО, канцтовары); -практические педагогического материалы, процесса при разработанные использовании для обеспечения метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.) ; -консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки); Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются: -диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребѐнка на основе сказки; -взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки; -насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки; Основные этапы применения сказкотерапии. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тѐплую задушевную атмосферу в доме. - Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии. - Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово). Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок. Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов: - Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица - Групповое рассказывание сказок - Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения - Групповое придумывание сказки При использовании сказкотерапии в развитии речи создаѐтся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребѐнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Сказка помогает ребѐнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять еѐ героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребѐнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретѐнным опытои и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Сказки имеют запахи. Это проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов. Окружающий нас мир имеет необыкновенно богатую ―палитру‖ запахов. Рассказывая сказку, мы подбираем по возможности каждому из ее персонажей запах, с которым тот или иной герой ассоциируется у детей. Это может быть один определенный запах и сочетание нескольких разных запахов (душистый горох, гвоздика, цедра лимона и т.д.). На основе сказки можно играть. Сравнение прочитанного. Например, предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Здесь дети учатся не только анализировать языковую информацию и оперировать ею, но и взаимодействовать со сверстником. Узнавание почувствовать детьми стиль иллюстраций. автора, развивает Это дает возможность эстетическую память. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя. Любимая сказка. Умение выделить любимую сказку из прочитанных или прослушанных. В данных беседах ставится цель развития монологической речи: инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстников, соблюдать очередность, обобщать имеющийся опыт в форме текста. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий педагога и детей, когда один начинает фразу, а другой ее завершает. Игры-беседы детей с персонажами сказок. Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания. Игры-драматизации. Игра-драматизация важна для развития диалогического общения еще и потому, что в ней, принимая на себя роль, ребенок встает в позиции сказочного персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Сказкотерапия тесно связана с игротерапией. Применяя сказкотерапию, можно одновременно использовать игры и упражнения, направленные на формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия. Это может способствовать активизации познавательных способностей детей. Например, игра: «Домики для друзей - зверюшек» (по сказке «Теремок»). Для детей озвучивается цель: нужно построить новые домики для зверюшек, кто жил в теремке; с помощью конструирования, развивается сенсомоторная координация и логическое мышление (для медведя – большой домик, для мышки – меньше). По сказке «Заюшкина избушка» с целью развития общих речевых навыков, а именно силы голоса, можно провести игру: «Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу». Ребята, таким образом, учатся повышать и понижать силу голоса. С целью развития слухового внимания проводятся следующие игры: «Угадай сказку по первому слогу», «Топни, если услышишь ошибки», «Расколдуй сказку» (кепка- репка, коробок – колобок и др.). С целью развития лексико-грамматических категорий (например, употребление существительных в родительном падеже, понимание и правильное употребление предлогов, образование уменьшительно- ласкательных суффиксов) можно провести игру: « Кого встретил в лесу колобок», «Где пряталась Маша от медведей?», «У кого просила помощи Аленушка, когда искала Иванушку?», «Назови лаковые слова из сказок» и др. С целью развития памяти, внимания и воображения ребятам предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок можно использовать картинки с изображением героев сказок. Развитие связной речи происходит путем договаривания отдельных слов в известной сказочной фразе; произнесения отдельных фраз сказочных героев; рассказывания сказки, а также выполнения некоторых упражнений («Назови сказки, где есть дед, бабка…..», «Из какой сказки фраза?», «Назови сказку по предмету», «Отгадай сказку по отрывку», «Расскажи сказку по слогам» и т.д.) Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на: - сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки), - снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики); - формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику). Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учѐта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся: - осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания; -формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения; -развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное; - активизировать и обогащать словарный запас детей; - развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы; - развивать интонационную выразительность и силу голоса; - развивать мелкую моторику рук; - укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое. Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.