В россии утвержден список духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание школьников

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

Острая Т.В.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Охрозаводская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области с. Журавка

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут
тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае

они могут тебя предать. Бойся равнодушных
людей - они не убивают и не предают, но
только с их молчаливого согласия существует
на земле предательство и насилие".
/Бруно Ясененский/

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие

социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире на интеллект и чувства ребенка, на формирующуюся сферу нравственности обрушиваются разнообразные источники сильного воздействия.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня

нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Что же такое духовно-нравственные ценности?

Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов .

Подростковый период охватывает возраст 11-14(15) лет. Большинство педагогов и родителей считают данный период самым сложным. На этом этапе важно помочь подростку разобраться с духовно-нравственными ценностями, научить контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. Важно, чтобы школа в лице педагогов и родителей помогла подростку, а именно в формировании духовно-нравственных ценностей у него. Данный процесс очень важен, так как он является первым этапом в становлении подростка как личности. Большое значение в этом процессе играет и социум, так как подростки в своих действиях ориентируются на окружающих. Но их влияние не всегда носит положительный характер. Поэтому во избежание всего этого и негативного влияния социума на подростков, необходимо прививать духовно-нравственные ценности.

Главными целями воспитания духовно-нравственных ценностей являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Воспитание духовно-нравственных ценностей строится на следующих принципах: уважение к своей стране, ее истории, нравственный пример педагога, индивидуально-личностное развитие. Воспитание духовно-нравственных ценностей должно сформировать подростка как самостоятельную личность, способную реализовать свои планы с помощью собственных ресурсов, потенциала.

К источникам нравственного опыта детей школьного возраста, прежде всего, относится учебная деятельность. Педагогу важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, организацию урока. Немаловажную роль в развитии нравственных ценностей играет и личность учителя. Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить своё поведение с поведением героической личности. Большие возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений.

Но самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к своим одноклассникам, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Нравственное воспитание определяется личным примером самого

воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему

подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является

разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные

потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности,

взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и малышей. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.

Отношения с окружающими педагогов – также важный источник нравственного опыта школьников. Для детей отношение воспитателя к окружающим – это нравственный образец отношения человека к человеку, который не может не «заражать» ребят, не влиять на их отношения друг к другу.

Высоконравственное отношение воспитателя к воспитанникам – важный показатель воспитательного процесса и потому, что такое отношение содействует наиболее глубокому, осознанному усвоению растущей личностью идей и требований, которые несёт, утверждает педагог. Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к педагогу. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей.

Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений, в обеспечении своему воспитаннику благополучного эмоционального самочувствия в семье ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в его другой «семье» - детском коллективе. Для этого надо вести специальную работу с коллективом учителей и учащихся, по возможности нейтрализовать отрицательное воздействие неблагоприятных отношений в семье на воспитанника, формируя у него правильные взгляды на характер внутрисемейных взаимоотношений.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из произведений искусства растущая личность черпает конкретную основу разнообразных нравственных представлений, накладывает на собственный опыт отдельные конфликтные ситуации, запечатлённые в художественном произведении, и тем самым обогащает своё нравственное сознание. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

Литература

1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия. [Текст] / В.И. Даль. Москва. 2001.

2. Воловикова М.И. Нравственность в современной России. [Текст] / М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2009. - № 4.

3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. – М.: Просвещение, 1976,с.193.

4.Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007.

5. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 изд. [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва. 1995.

6. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики.- М:изд- во УРАО,2002г.

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Статья из опыта работы. Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Статья из опыта работы.

Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию стаью из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.

Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Это народное изречение Я.А.Коменский избрал в качестве эпиграфа к «Правилам поведения, собранным для юношества в 1653 году», что свидетельствует о большом значении, которое великий реформатор придавал нравственному формированию молодого поколения. Прошли столетия, но духовно-нравственное воспитание остаётся одной из важнейших проблем в современном воспитании.
Работая в этом направлении, перед коллективом педагогов нашей школы встал вопрос: «Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений?». Чтобы это определить, мы предложили младшим подросткам написать сочинение на тему: «Что мы ценим в людях».
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта. Справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Далее мы предложили написать им тест «Незаконченное предложение» -Счастье-это…, доброта-это…, настоящий человек-это…, любовь-это…. Младшие подростки так рассматривают критерии счастья: это радость(50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, хороший классный коллектив (около 10%). Нравственно незрелые подростки счастье видят только в материальных благах (деньги, подарки).
Нужно заметить, что школьники понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было ручки, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»).
Примерно треть школьников затрудняются чётко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу», «дружба это дружба» и т. д.). Понятие любовь многие младшие школьники высмеивают, а о родительской любви, тем более любви к Родине вообще не говорят.
При описании настоящего человека дети отмечали признаки, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества. Но нравственно зрелых ответов было немного. Размышляя об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у подростков разносторонних и устойчивых общественно-направленных мотивов.
В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчивостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны к расширенному толкованию (нравственный человек-это хороший человек), а с другой стороны к суждению этого понятия (нравственный человек- это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых).
Надо отметить, что никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих анкетах встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
Исходя из всех исследований и наблюдений, мы сделали вывод о том, что нужно строить воспитательную систему так, чтобы добиться систематизации и углубления нравственных представлений младших подростков. Необходимо так же, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявленных к подростку требований. Поэтому мы считаем, что развитие духовно-нравственных ценностей – должно стать одним из основных направлений работы нашей школы. При этом необходимо учить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Главной задачей деятельности нашей школы является создание условий для формирования у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
В нашей школе уже много лет существует детская организация «Юность», центром её руководства является комитет самоуправления школы, в который входят обучающиеся 5-11 классов. Все дела, которые проводятся в организации, способствуют формированию духовно-нравственных качеств у детей.
В школе силами учителей и детей восстановлен историко-краеведческий музей. Ребята с интересом его посещают и работают в нём, именно здесь закладываются основы деятельной гражданской позиции. Прошлое достойно уважения. Хотя не всё может вызвать восторг и радость. Разрушение исторического самосознания народа очень опасно для страны. Могучим средством обучения и воспитания, приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей является школьный музей, так как ему присуще множество учебно –воспитательных и социально-культурных функций. Человек, который недрогнувшей рукой выбрасывал и выбрасывает в макулатуру и на свалку старые письма и фотографии, старые вещи, не понимал и не понимает, что выбрасывает не чью-то, а свою родословную, становится духовно нищим.
В нашей школе КСШ и историко-краеведческий музей работают совместно, ребята входят в совет и актив музея. Ими проводится активная поисковая работа по сбору материалов и их систематизации. Собран материал об основных этапах развития села, школы, о первых переселенцах.
К 70-летию Победы была оформлена Книга памяти нашего села, в которую внесены все ветераны Великой Отечественной войны.
Школьный музей является центром воспитательной работы. На его базе проводятся классные часы, беседы, экскурсии, встречи.
Возрождается традиция встреч с тружениками села, ветеранами труда. Праздник урожая, праздник хлеба - это КТД, которые проходят у нас в школе с участием всех классов, приглашаются комбайнёры, водители, работники тока, пекари. На КТД «Хвала рукам, что пахнут хлебом» были приглашены ветераны труда, женщины пенсионерки, которые работали в сельской пекарне в 1970-80-х годах. Такие встречи не проходят бесследно ни для ребят, ни для гостей. Пожилые люди, приглашённые в школу, на встречу с детьми чувствуют свою значимость, им приятно, что о них не забыли, они с удовольствием делятся жизненным опытом с ребятами. Ребята же начинают уважительно относиться к людям любой профессии, пожилым людям.
Уважение к старшему поколению, преклонение перед их героическим прошлым очень важный компонент воспитания. Их жизнь может служить образцом для подражания и этот кладезь духовной жизни необходимо использовать для воспитания юношества. К сожалению, ветеранов Вов в селе не осталось. Поэтому ребята идут к ним сами с подарками и небольшими концертами. В глазах стариков одновременно светится счастье и блестит слеза. Ребята расстаются с ветеранами под большим впечатлением, удовлетворённые выполненным долгом.
В воспитании духовно-нравственных качеств не малую роль играют встречи с участниками локальных войн в Афганистане, Чечне, Дагестане и др. Активом музея собран материал о выпускниках нашей школы участниках Афганской войны. В день вывода войск из Афганистана в школу был приглашён выпускник нашей школы, участник афганской войны Сергеев В.М., награждённый медалью за отвагу и Орденом Красной звезды за спасение командира отряда от душманов. Ребята с интересом слушали героя и гордились тем, что сидят за теми же партами, за которыми когда-то сидел их гость, что живут с ним в одном селе. Они очень много задавали вопросов, каждый хотел постоять рядом с героем, потрогать рукой Орден Красной звезды.
Такие же яркие впечатления произвела на ребят встреча с Гвардии сержантом Константиновым Н.Н.- тоже выпускником нашей школы, участником войны в Чечне, Дагестане, Таджикистане. Николай Николаевич рассказал о трудностях солдатского быта, о дружбе на войне, ответственности, любви к Родине. Так же он передал в школьный музей новые экспонаты - пулемётную ленту, гильзы от снарядов.
В современном мире, когда процветает национализм, мы всё чаще слышим о притеснениях людей тех или иных национальностей очень трудно воспитать и сохранить в детях чувство гордости за свой народ и уважение к людям других национальностей. У нас в школе прошло КТД «Фестиваль народов Сибири». Каждый класс подготовил презентацию народа. Ребята знакомили зрителей с национальными костюмами, традиционными блюдами и культурой народа, который они представляли. Мероприятие вызвало неподдельный интерес, живую реакцию, одинаково воспринимались зрителями русские частушки и немецкие песенки, инсценировка белорусской и казахской сказок. А уж украинские вареники с вишней, казахский бешбармак, немецкие колбаски и русские блины поедались всеми с удовольствием. Привитие детям духовных ценностей невозможно без изучения культуры своей страны, без воспитания молодёжи на национальных традициях. Классные часы, КТД, беседы посвящены культуре русского народа: традиционные праздники, с которыми ребята знакомятся не только теоретически, но и на практике. Во время знакомства с историей празднования Рождества и Нового года разучивают традиционные русские игры, поют колядки, гадают; любят и праздник Масленицы, который завершается весёлыми играми и сжиганием чучела.
На базе музея ребята ведут активную поисковую и научно-исследовательскую работу. Очень активно и с большим интересом дети изучают свои родословные, составляют генеалогическое древо.
С этими работами учащиеся принимают участие в различных конкурсах «Моя малая Родина», «Летопись сибирских деревень», «Корнями дерево сильно», а так же в научно- практической конференции «Поиск». Вот уже несколько лет ребята участвуют в конкурсе «Моя малая Родина» в различных номинациях: собрали материал о мастерах нашего села, охотниках. Создали несколько путеводителей.
Так же классными руководителями используются видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, к сожалению их уже нет, а вот записи сохранились.
Нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается и формируется через систему упражнений в таких поступках. Поэтому педагоги вместе с детьми участвуют во всех делах, являются их соратниками и наставниками. Уборка территории центра села, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, уборка осиротевших могил на деревенском кладбище, благотворительные концерты, встречи с тружениками села, очистка берегов реки от мусора и многое другое - всё это стало общим делом детей и учителей нашей школы. Ведь школа должна успешно содействовать раскрытию с раннего детства свойств и качеств человеческой природы с её способностями к познанию окружающего мира и творению в нём добра и блага для всех людей.

История развития народов, наций и цивилизаций доказывает, что преодоление сложности мира и его освоение осуществляется с опорой на духовность и веру. Целесообразно обратить внимание на то, что на современном этапе развития общества среди ученых наблюдается неоднозначное отношение к воспитательному идеалу и содержанию духовно-нравственной темы. школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.

Школьная практика воспитания доказывает, что никакие педагогические системы, никакое программное преподавание морали не могут заменить личного учителя на ученика. Судьба будущего нации всегда определяется значимостью интеллигенции, которая держит в своих руках развитие образования, науки и культуры.

Воспитывают не знания, а люди

Учителя, как некоторые из представителей элитного слоя общества, рядом с учеными, врачами, художниками могут способствовать расцвету нации и обогащать духовно-нравственное воспитание школьников. второго поколения должен ускорять эти процессы.

Воспитывают, как правило, не знания, а люди, которые несут эти знания. Учитель, как может вырастить высокодуховную личность только в том случае, когда, во-первых, в государстве изменится его социальный статус (общество должно понять исключительное значение профессиональной миссии учителя - возведение собора детской души); во-вторых, процесс целенаправленного, планомерного, систематического самосовершенствования станет необходимым, жизненно важным условием существования учителя, это будет способствовать раскрытию его духовно-нравственного потенциала как человека, как гражданина и как профессионала.

Религиозность и патриотизм - главные источники воспитания

В последнее десятилетие все больше политических и культурных деятелей, учителей, родителей, проводя духовно-нравственное воспитание старших школьников, обращаются к христианским моральным ценностям как наиболее устойчивым, универсальным, не подверженным политической и идеологической конъюнктуре.

Переходный период, который переживает сегодня общество, глубокие и системные реформы в отечественном образовании - это вызов для светских и духовных воспитателей по поиску новых концепций, путей и подходов, методов и средств в решении сложных проблем построения высокодуховного гражданского общества. Поэтому формирование духовного мира детей и учащейся молодежи, духовности как ведущего качества личности - большое и сложное задание, стоящее в центре внимания широкой педагогической общественности.

Прогрессивные педагоги все острее ставят на первое место в образовании - духовно-нравственное воспитание школьников. Мероприятия, проводимые с целью поднятия религиозности и патриотизма у детей - главные источники духовного воспитания со времен Киевской Руси. Служение Богу и Отечеству - две абсолютные ценности славянского народа.

Духовно-нравственная парадигма

Постепенный рост теоретических знаний на протяжении второй половины XX столетия можно проследить на примерах изменения парадигм и концепций образования, обучения, воспитания. Парадигма - модель, система теоретических, методологических и аксиологических установок, принята за образец для решения научных задач членами определенного научного общества. Духовно-нравственная парадигма воспитания определяет основным источником развития личности ее духовность, в ее основе - взаимодействие учителя и учеников, основанное на системе христианских ценностей.

Цель - Служба Богу и Отечеству. Эту задачу в обучении как одну из основных определил Всероссийский интернет-педсовет. Духовно-нравственное воспитание школьников - это создание таких условий жизнедеятельности ребенка, в которых он мог бы достичь вершин в своем развитии, вершин своей духовности и нравственности, интеллекта и чувственной сферы, физического состояния и творческих достижений через утверждение христианских ценностей в жизни, через приобщение к ценностям культуры. Духовно-нравственная парадигма воспитания - это целенаправленный духовно-ориентированный процесс становления у ребенка иерархического мира ценностей, который определяет цель и смысл собственного бытия.

Принцип построения современного воспитательного процесса

Анализ педагогического наследия позволяет утверждать, что улучшилось духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС дает четкое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания:

  • национальная самоидентификация личности;
  • единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды;
  • религиозная образованность;
  • соотношение общей цели с задачей развития духовности ребенка;
  • интеграция ума и веры.

Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как ученику, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать вектор личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.

Содержание данной модели воспитания ставит цели духовно-нравственного воспитания школьников по овладению абсолютно вечными, христианскими, национальными, гражданскими, экологическими, эстетическими, интеллектуальными ценностями бытия. Механизмом функционирования духовно-моральной парадигмы выдающегося педагога в современных условиях организации и функционирования учебно-воспитанного процесса является ценностно-смысловое духовное высоконравственное личностное ориентированное взаимодействие учителя и учеников. Эти положения требуют своего дальнейшего обоснования, что позволит создать систему методов, приемов и средств, видов и форм профессиональной деятельности учителя и окончательно решит проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагог как ключевая фигура

Ключевой фигурой современных процессов модернизации системы национального воспитания, бесспорно, является педагог. Уровень профессиональной и личностной культуры педагога должен на должном уровне обеспечивать духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС влечет новые требования к профессиональной и личностной культуре педагога, рекомендует проводить существенные изменения в методологии, содержании, технологии непрерывного педагогического образования, а также привести их в соответствие с образовательными и культурными реалиями. Однако главным все же остается вопрос профессиональной и личностной компетентности учителя по вопросу качества организации воспитательного процесса в современном общеобразовательном учреждении.

Компетентность

Компетентность рассматривается педагогической наукой как концепция духовно-нравственного воспитания школьников, а также как способность личности учителя квалифицированно и эффективно действовать не только в стандартных условиях, но и решать профессиональные задачи в ситуациях, требующих творческого подхода.

В большинстве стран показателем осуществления учителем своей профессиональной миссии является компетентность как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, сочетающий в себе мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Задачи духовно-нравственного воспитания школьников включают в себя методологическую, психолого-педагогическую, специально-предметную и методическую составляющие. Однако все они являются производными от его мировоззренческой компетенции, определяют вектор личностного роста учителя как человека, гражданина и профессионала.

Комплекс сформированных ключевых мировоззренческих компетенций представлен в жизни учителя социальной, экономической, поликультурной, информационно-коммуникативной, политико-правовой, а также компетентностью в сфере личностной жизни.

Одним из центральных понятий педагогики является понятие личности. Учение о личности - методологическая основа любой педагогической системы. Современный учитель должен понимать, что формирование личности ребенка касается не только развития ведущих психических процессов, но в первую очередь это духовно нравственное воспитание школьников. “Картинки о добре и зле”, которые сегодня преподносятся в современной светской педагогике, носят относительный характер, в христианской религии зло нельзя оправдать и эстетизировать.

Мировоззренческая эрудиция

Мировоззренческая эрудиция учителя заключается в формировании особого духовного стиля общения и отношений, и влияет на духовно-нравственное воспитание школьников. ФГОС в новой редакции дает толчок учителю к стремлению стать высокодуховной личностью, воспитывать в себе ряд качеств, которые характеризуют его жизненную позицию как постоянное преобладание духовных ценностей над материальными, стремление к лучшему, что особенно должно быть заметно по его высоконравственной деятельности, направленности на развитие собственных способностей, таланта, творческих сил, осознания критерия выбора ценностей - христианская мораль, национальная культура, расширение возможностей постижения счастья.

Духовно-нравственное воспитание школьников: мероприятия

  1. Становление нравственности, стремление личности к духовному совершенству (неизменное следование нормам морали в любых жизненных ситуациях).
  2. Овладение содержанием духовной культуры народа (глубокие знания в области искусства, мифологии, мировой и отечественной литературы, широкая эрудиция, самостоятельные оценочные суждения, компетентность в области национальной культуры, ее религиозной составляющей: иконопись, храмовая культура, духовная музыка; интерес к внутреннему миру личности, интерес к философским и религиозным учениям).
  3. Становление гражданственности, (глубокие знания истории и традиций своего народа, своей семьи, развитое чувства долга и ответственности перед своей страной и народом, гражданского достоинства и т.п.).

Путь развития профессиональной компетентности

В гармонии душевного состояния учителя заключается главная концепция духовно-нравственного воспитания школьников. Гармоничность надо понимать не как развитие всех свойств человека до одинакового уровня, а как некую целостность, при которой каждая способность занимает то или иное место в связи с ролью ее в жизнедеятельности.

Гармония жизни современного учителя

  1. Гармония в отношениях с другими людьми, с внешней средой. Она достигается через христианское понимание любви - относись к ближнему так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. В сфере взаимодействия учителя и ученика этот уровень предполагает равноправие субъектов и утверждает в повседневной жизни чувство собственного достоинства. Практическим воплощением его являются благотворительные поступки учителя и учеников.
  2. Гармония с собственной совестью, что обеспечивает внутренний душевный комфорт личности. Если учитель дорожит собственной внутренней гармонией, он справедливо относится, когда злится; говорит правду, когда выгодно обмануть; честно выполняет свою работу, когда можно сделать по-другому.
  3. Гармония с Абсолютом Добра - любить добро и противостоять злу. В профессиональной деятельности такого учителя доминирует доброжелательность, человечность, вера, надежда, любовь, эмпатия, милосердие и оптимизм.

Принципы духовного воспитания

Опыт воспитания показывает, что нельзя организовать духовную жизнь человека через развитие его психофизиологических функций. Нельзя прийти к духовному росту через развитие только интеллекта, только свободы или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется развитием этих составляющих.

Человек от природы имеет склонность к наращиванию собственного духовного поля независимо от того, какими глазами смотрит на мир - глазами христианина или материалиста. Существенной особенностью духовности является то, что ей всегда присуща определенная направленность - нацеленность на идеал, в основе которого лежит вера в него.

Вера - естественная потребность человеческой души, которая является источником положительной мотивации поведения человека; она - основа процесса воспитания, фундамент убеждений личности. Главный вопрос о том, во что может и должен ребенок верить, в чем искать духовную опору. Целостность воспитательной деятельности основывается на взаимодействии веры и ценностей, единство которых убедительно показывает практика народного воспитания. Ценности присваиваются человеком прежде всего через веру, потому что она принадлежит к инструменту духовного познания.

Системы ценностей

Воспитание духовности школьников в рамках светского подхода требует становления системы ценностей как основы смысла человеческой жизни, стремления к вечным идеалам Добра, Истины и Красоты. Если общество состоит из людей, испытывающих гармонию души, то оно само становится уравновешенным, гармоничным, поскольку в целом моральное состояние общества определяется моральным состоянием его членов.

Только благодаря самопознанию учитель осознает собственную значимость и благодаря самосовершенствованию достигает высот человеческого достоинства, душевного обновления, приходит к истинной вере и активной жизнедеятельности.

Следует всегда помнить наставления "Ваши дети всегда будут жить в достатке, когда получат от вас хорошее воспитание, способное упорядочить их мораль и поведение. Поэтому не старайтесь сделать их богатыми, но заботьтесь о том, чтобы вырастить их благочестивыми хозяевами своих страстей, богатыми добродетелями".

#духовность #нравственность #ценности #семья #воспитание

В статье «Духовно-нравственные ценности личности в семейном воспитании», рассматривает роль семьи в формировании духовно- нравственных ценностей личности.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, семья, ценностно- ориентационная структура, источниками нравственности, духовная культура личности.

Социально-экономические преобразования значительно изменили уровень жизни населения, что отразилось на ценностных ориентирах подрастающего поколения.

В среде современной молодежи осуществляется ориентация на потребление материальных ценностей. В этих условиях особенно остро возникает необходимость формирования духовно-нравственных ценностей личности, основой которых является гуманное отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу, природе. Приоритет формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они как предельные высшие смыслы человеческой жизни выполняют функцию регуляторов нравственного поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно- исторических изменений цивилизации. Духовно-нравственные ценности не существуют изолированно. Они накладываются на все виды ценностей, облагораживая их, придавая человеческой деятельности духовно-нравственный характер. Формирование духовно-нравственных ценностей происходит в течение всей жизни человека, однако наиболее благоприятным периодом является ранний возраст. В раннем возрасте происходит становление сферы морального самосознания, обретение мировоззренческой позиции. Особый интерес для нас представляет философско-религиозная литература, обосновывающая истоки человеческого бытия и духовности. В работах Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского, В. В. Розанова, В. С. Соловьева рассматривается духовная и психологическая сущность феномена человека, основа его нравственного бытия.

Исследования психологов и социологов Л. С. Выготского, Л. Н. Кагана, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Б. О. Николаичева и др., раскрывающие сущность духовной деятельности человека, составляют базу для изучения психологических механизмов формирования духовно-нравственных ценностей личности. Это позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания личности в современной социокультурной ситуации. В работах О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Мясищева, Н. Д. Никандрова, З. И. Равкина, С. Л. Рубинштейна, В. П. Тугаринова и др. духовно- нравственные ценности выступают важнейшим регулятором социально значимого поведения человека.

Педагогический аспект воспитания моральных ценностей раскрыт в работах Н. И. Болдырева, Е. В. Бондаревской, И. П. Подласого, В. А. Сластенина, К. Д. Ушинского, И.Ф.Харламова, Н. Е. Щурковой и др. Формирование духовно-нравственных ценностей личности является основным фактором в нравственном развитии личности в период ее становления. Воспитание и образование должны выступать не просто как желание формировать кого-то или что-то, а как возможность создавать такие условия, в которых личность могла бы совершенствоваться. Именно на это указывает в своих работах Э.М. Молчан . Итак, духовно-нравственное состояние современного общества является актуальной проблемой философии и многих социально-гуманитарных наук. От решения этой проблемы в значительной степени зависят направления социальной политики государства, образования, культуры в целом.

В условиях современного общества среди множества факторов, влияющих на состояние духовно-нравственной сферы личности, важное место имеет семейное воспитание. Исходя из этого предложенная тема статьи, является актуальной. Цель статьи: раскрыть роль семьи в формировании духовно-нравственных ценностей личности. Семья является древнейшим институтом воспитания и развития человека. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья — это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности человека в любви, заботе, ласке, уважении и общении . В настоящее время русский мир переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодежи часто искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у молодежи формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Всё это свидетельствует о кризисе в отечественном образовании и воспитании. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей . Педагогические традиции семьи, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Современный динамично меняющийся мир нуждается в личности, готовой к постоянной смене имеющихся знаний, умений на те, которые необходимы для дальнейшего научно-технического и социального развития общества. В связи с этим особо значимой проблемой становится выработка новых ценностных ориентаций у подрастающего поколения, которое оказалось в ситуации, когда разрушилась прежняя устойчивость приобретаемых человеком в процессе социализации знаний и умений.

Ими уже невозможно пользоваться в течение достаточно долгого времени. Появляющиеся новые продукты материальной и духовной культуры требуют регулярного обновления тех ценностей, норм, правил, которые еще недавно обеспечивали успешную трудовую, семейно- бытовую, общественную деятельность человека на протяжении всей его жизни. Духовно-нравственные ценности представляют определенную систему координат, в которой закодированы нравственная культура человека, мировоззрение. Указанная система являет собой некий идеальный образ-эталон отношения, деятельности, взаимодействия, общения, отражающий объективное состояние действительности. Анализ научной литературы позволил нам выделить следующие ценности: нравственные, эстетические, религиозные, ценности знания. Однако ни в одном из направлений духовно-нравственные ценности не предстают в своем «чистом» виде, что позволяет сделать вывод об их тесном взаимодействии с другими. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций.

Современный этап развития общества характеризуется стремительным ростом перемен во всех его сферах. Кардинальные социально-экономические, политические и духовно- нравственные изменения все более настойчиво подтверждают мысль о том, что наше общество вступило в качественно новое состояние, где существующие противоречия представляются весьма сложными и многообразными. Особенно заметно это проявляется в коренной ломке системы ценностей, которая в большей мере отражается в кризисе семьи и семейных отношений. Семья всегда составляла существенное звено в цепи социального бытия. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей друг другу, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также, с духовно-нравственными, правовыми и психологическими отношениями. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое .

Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь человек впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители — самые дорогие и самые близкие ему люди.

Первые жизненные уроки человек получает в семье. Его первые учителя и воспитатели — отец и мать. Давно установлено, что для человека общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи — это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека. И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее. Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как «кормилец семьи». А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад в семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки.

Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен. Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли. В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах. Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. Стать

мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы — вот условия духовного воспитания в семье. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации или специально создавать ситуации для познания эмоциональных состояний людей, их нравственных ценностей, деловых и личностных качеств, возможностей в различных видах деятельности . Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости. В отличие от других воспитательных институтов семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни. Вот почему без преувеличения можно сказать: только то государство имеет будущее, в котором семья окружена вниманием и заботой и рассматривается как высшая первичная ценность государства.

И, наоборот, там, где семья предается забвению, где она играет второстепенную роль среди других социальных институтов — у того государства нет и не может быть будущего, а у народа — перспектив на свое благополучие и процветание. Поэтому любое пренебрежительное отношение к семье ведет не только к снижению ее престижа, но и, как следствие того, потере духовно-нравственных традиций, формированию эгоистического сознания, потребительского отношения к миру, разрушению гуманитарной сферы отечественного образования. К сожалению, все это — печальные реалии нашей действительности. Сегодня, как указывает в своих работах О.М. Потаповская, можно сформулировать общие стратегические принципы, которые должны быть положены в основу духовно-нравственного воспитания. - Традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании подрастающего поколения. - Принцип системности, основанный на объединении отечественных традиций семейного и общественного воспитания в целостный развивающий процесс на основе единых социокультурных ценностей и технологий эффективного взаимодействия, ориентации родителей на обеспечение предпосылок для психофизического развития и духовно-нравственного становления личности. - Принцип интерактивности, предполагающий использование личностно- ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учётом реального состояния и запросов семьи. - Принцип культуросообразности, способный содействовать обеспечению преемственности отечественных социокультурных традиций, утверждению их в качестве основной духовно-нравственной опоры и главных ценностных ориентиров в перспективе личностного и цивилизационного развития. - Принцип освоения педагогами, родителями и детьми ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, знакомство с феноменом русской цивилизации, общим контекстом её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики, приобщение к ценностям и «смыслам» отечественной культуры, развитие внутреннего духовного мира. - Принцип социокультурной и психологической адаптивности содержания воспитательных программ и программ взаимодействия образовательных учреждений с семьёй, предполагающий соответствие программного содержания запросам семей образовательных учреждений как участников воспитательного процесса. Эти принципы, с точки зрения О. Потаповской, являются приоритетными в создании развивающейся системы «ребёнок — воспитатель — родитель», различные характеристики которой могут варьироваться в зависимости от особенностей образовательного учреждения, региона, специфики социального заказа .

Сегодня, как никогда, актуально просвещение семьи в вопросах духовно- нравственного воспитания, начиная с первых лет жизни, а также взаимодействие системы образования и здравоохранения по насущным проблемам молодой семьи, создание приближенной к традиционным устоям воспитания предметно-развивающей среды, возрождение традиций грудного вскармливания детей, использование в воспитании младенцев богатого арсенала фольклорных средств (колыбельные, потешки, пословицы, пальчиковые игры и др.) . В средствах массовой информации, профессиональных учебных заведениях, семейных объединениях очень востребованы учебные курсы, посвящённые русскому святоотеческому педагогическому наследию, потому что, только воссоздав педагогическую культуру, мы сможем восстановить и духовно-нравственное, и телесное, и социальное здоровье семьи и детей. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие стран в современных условиях. Критерием систематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: - патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); - социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); - гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); - семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); - труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); - наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - религия; - искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); - природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); - человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но также для организации жизни в любой стране. Эта система определяет самосознание народа, расставляет приоритеты общественного и личностного развития, определяет характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни . Итак, подводя итог можно отметить, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества и семьи, как ячейки общества — той среды, в которой живёт человек, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и которым живут родители — люди, составляющие ближайшее социальное окружение человека, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира человека в процессе становления его личности.

Литература

1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». Политиздат 1985 г.

2. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996 г.

3. Дереклеева Н. И. «Азбука классного руководителя». Начальная школа. Москва, 2008г.

4. Кон И. С. «Ребёнок и общество». М., 1988 г.

5. Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992.

6. Молчан Э. М. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников: диалогический аспект / Э. М. Молчан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. №- 2007. - С. 281-284.

7. Потаповская О.М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции / О.М. Потаповская // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2013. Вып.1 (28). С. 27-50

8. Панкова Т. А. «О становлении нравственных и гражданских позиций школьников. Социологические исследования» 2002 г.

9. Патрушева И. Н. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 192-197

10. Соловцова И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И. А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. — 49 с.

11. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения. Педагогика». Том 1-3, 1981 г.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: В 4-х томах. — М.: Генезис, 2003.

13. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 1996 г.

14. Хонекер М. «Семья как фактор формирования личности подростка». М., 1979 г. 15. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.