Плюс состоит в том, что нет необходимости заносить конфигурации в учредительные документы, потому что сведений (индивидуальных данных) о директоре там нет. Проект сергея ходнева

В прошлых постах хотелось донести, что попасть в поле равнодушного или охладевшего человека можно только через вложения, причем не сами по себе вложения, а нужные ему, которые он примет и получит удовольствие (и это удовольствие не нивелируется каким-то грузом). Другого способа сознательно попасть в чужое, закрытое от вас поле нет. Не ищите - нет.

Речь ни в коем случае не идет о том, что вы должны и обязаны лезть кому-то в поле. Нет, конечно! Пусть кому надо, лезут к вам, а вы будете проводить отбор, нужен вам человек или нет. Это вполне себе адекватная позиция, при условии, что кандидатов хватает. И вообще, если в жизни у вас все нормально, приток внимания достаточный (для вас), ресурсы любви, дружбы и пр. заполнены или не заполнены, но вас действительно все устраивает.

Еще лучше вариант - сближаться с кем-то взаимно. Вы ему взгляд, он вам. Вы ему улыбку, он вам. Вы ему знак, что неплохо бы познакомиться, он несмело (и смелей) подходит, и так шаг за шагом, с обеих сторон, вы равномерно сближаетесь, открываете одни границы, потом другие, пока не сливаетесь в огне обоюдной страсти. Или не сливаетесь, а остаетесь на близкой, но комфортной вам дистанции, развивая отношения без страсти, на нежности.

Все эти варианты приемлемы! Каждый из них имеет преимущества и недостатки.

Вас выбирают

Вариант, где вас стараются заинтересовать, имеет плюсом то, что вы сразу же получаете рычаг управления в свои руки, хотите согласитесь, хотите откажетесь, хотите условия определенные поставите, и человек будет что-то в себе или своей жизни менять, переплавлять себя под вас (немного, конечно, сильно не сможет, просто притворится). Ваше положение в отношениях изначально устойчиво, вы рулите (запомните, инициатор в такой ситуации не рулит, он наоборот подстраивается, а рулит тот, кого стараются расположить к себе). Конечно, вами могут и манипулировать исподтишка, но пока значимость человека для вас близка к нулю, это почти невозможно. Так что рулите именно вы.

Минус этого варианта в том, что проявляют инициативу нередко те, кто вас объективно не стоит. Не всегда, но часто, человек готов обхаживать вас, если понимает, что без усилий и стараний, он не имеет даже шанса, что вы обратите на него внимание. Как на улице чаще всего предлагают купить то, чего никто не покупает, а за дефицитом - очередь, так и активным инициатором отношений выступает тот, кто готов признать - да, я должен постараться, чтобы увлечь этого человека, просто так я ему не нужен. И иногда - действительно не нужен, увы, несмотря даже на старания.

В общем недостаток этого варианта в том, что вы сразу же оказываетесь в позиции небольшого плюса в дисбалансе, а это не очень-то приятно, и, как мы помним, минус в искаженном поле всегда кажется более отталкивающим и навязчивым, чем он есть.

Выбираете друг друга

Вариант с обоюдным сближением кажется совершенно идеальным, но он тоже имеет свои недостатки. Главный недостаток в том, что идеально подходящие друг другу люди встречаются только внутри уже существующих хороших отношений. То есть они уже немного переплавились, открылись, настроились друг на друга, поэтому стали идеально друг другу подходить. Никто не имеет нигде свою готовую половинку, зато в процессе гармоничных отношений каждый человек может такую половинку получить. Самую настоящую половинку может получить: это дурацкое и пошлое слово довольно точно отражает суть любви.

То есть минус этого варианта в том, что изначально делается ставка на то, что появится лишь позже. Вас оценят, хотя вы закрыты, и вы оцените другого, пока закрытого человека, вас почему-то поймут, вас почувствуют, и вы сделаете то же самое, хотя пока незнакомы и никакого общего пространства у вас нет, его нужно создавать. Все это тоже бывает, к счастью, но бывает довольно редко. Для этого нужен какой-то поток извне. Нужно оказаться в нужном месте, в нужной ситуации, попасть в резонанс, чтобы внезапно увидеть друг друга, синхронно понравиться и начать равномерно сближаться. В большинстве же случаев один все-таки немного буксует, и это не значит, что чуть позже в нем не включится чувство достаточной силы.

Плюсы такого варианта очевидны. Если вы сразу понравились друг другу, без специальных подстроек и переплавок, сразу же потянулись навстречу друг другу, без промедлений и сомнений, значит, скорее всего, вы изначально очень друг другу подходите, вы одинаково готовы к отношениям, вы искали и ждали чего-то похожего на то, чем являетесь оба. И это изначально довольно гармоничный вариант. Провалить такие отношения тоже можно, на любом этапе, однако, когда все развивается гладко и взаимно с самого начала, это означает, что людям не нужно ничего друг в друге менять, чтобы выстроить общее поле отношений. И это - удача.

Вы выбираете

Вариант, где приходится подстраиваться вам, хорош тем, что вы сами выбираете человека. Обольщаться, конечно, не стоит, редко такой выбор происходит полностью осознанно. Вы находитесь во власти каких-то своих фетишей, незакрытых гештальтов, энергетических дыр и ям, то есть выбор не то чтобы совсем разумный, но этого и не нужно. Главное, что вам понравился этот человек, пришелся лично вам по вкусу, показался нужным, вас к нему потянуло. Это почти гарантирует, что в случае успеха, вы получите в отношения что-то полезное, не с материальной точки зрения (хотя и так может быть), а с точки зрения энергии (эмоций и важных стимулов). А это дорогого стоит. Так же плюс состоит в том, что получая любовь равнодушного к вам человека, вы нащупываете в себе рычаг проактивности, который поможет вам в освоении других ресурсов. И это, пожалуй, самое дорогое в таком варианте.

Минусов тоже сколько угодно. Вас могут поранить отказом, вы можете потерять часть энергии, причем из области самооценки, то есть почувствовать себя незначительным, некрасивым, ненужным и войти в депрессивное состояние на какое-то время. Когда игнорируют ваши знаки внимания, можно решить, что их просто не заметили, или человек чем-то занят, но когда это не просто знаки с вашей стороны, а реальные вложения и активные шаги к сближению, и вас все равно отвергают, это ударяет намного сильней, и самооценка должна быть очень хорошо прокачана, чтобы совсем не пострадать. Сказать по секрету, самооценка как раз и укрепляется от подобных вещей (отказов, провалов). Но укрепляется она только, если не ломается, выдерживает. А ломается она часто (про самооценку скоро напишу отдельный пост, чтобы было понятно, что значит все эти падает-поднимается, ломается-укрепляется, но интуитивно большинство понимают, о чем речь, и чувствовали все эти процессы на себе не раз).

Еще один минус подобного поведения в том, что приходится на время отказаться от собственных желаний, как бы ненадолго себя предать. В обсуждении постов про подстройки постоянно появляется мысль, мол "а как же я?". Так как человек живет настоящим и не может удовлетворяться идеей, что Я его может быть получит компенсацию чуть позже, когда будет создана база для взаимности, переживать период отказа от себя довольно трудно. И иногда опасно, поскольку есть риск утратить некоторую целостность. В концепции дисбаланса это называется "уйти в минус" или "слить свои границы" с тем, кто сам границы сохранил. То есть пытаясь растворять границы другого, человек может растворить только свои границы, и чтобы этого не произошло, его границы должны быть довольно развитыми и гибкими. В круге Эго это касается локуса контроля, в основном.

Условия выбора

В общем, чтобы красиво, легко осуществлять такой трюк, как в последнем варианте, Эго человека должно быть достаточно сильным. Слабое Эго требует большой осторожности в попытках кого-то в себя влюбить. Это все-таки довольно нелегкий трюк, если делается сознательно.

А вот бессознательно, наоборот, многие делают, и слабые тоже, и получают иногда очень хороший результат. Просто влюбились, просто открылись, просто накрыли человека своим полем и искренне, от всей души, стали одаривать его чем-то, что умеете и любите делать, человек удивился, распахнул глаза, обрадовался, открылся навстречу, и получилась любовь. Пускай первый сделал шаг раньше, но второй очень быстро ответил. И дальше все развивается по схеме взаимного сближения.

Давайте договоримся, что любая специальная работа с полем - это все-таки некий пилотаж, поэтому обсуждая всякие такие трюки, фокусы, приемы, технологии, нельзя переносить это на ситуации сильного энергетического минуса - краха, болезней, упадка, страданий, сильной зависимости. Именно поэтому говоря о сознательном исправлении дисбаланса я уточняю, что возможно это лишь при небольшом минусе, пока устойчивости и самоуважения хватает, хватает реалистичного взгляда на себя и ситуацию, а при сильном минусе человек превращается буквально в энергетическую кашу, полубезумное существо (а иногда и безумное, хоть и обратимо) и вытаскивать себя из этого состояния нужно иначе.

Если же минус небольшой (вас любят немного меньше, чем вы, или вас совсем не любят, но и вы не слишком захвачены чувством) и хочется применить трюк нижней подстройки, важно понимать, что период односторонних вложений ограничен, он не длится бесконечно, это стратегия, сознательная, а не "мне ничего не нужно, лишь бы давать самой" - это нечто прямо противоположное, как раз делается все, чтобы получить ответ, чтобы заинтересовать и расположить. Это ограниченный период, а не переход в режим рабства. Если вы решили кого-то завоевать, но перешли в режим рабства, увы. Вы просто направили свое оружие против себя.

(С) Марина Комиссарова

- Представляем, насколько вы занятой человек. Если б не наша беседа - вернулись бы домой и чем занимались в эту минуту?

Домой-то я нескоро попаду! Сейчас готовился бы к матчу. Такие дни похожи один на другой. Смотрел бы игры ближайшего соперника. А вот во время недавней паузы в чемпионате полетели с Аней и детьми в Тбилиси. Вырвались всего на два дня, но это было прекрасно.

- Если б в тех краях был у вас третий день - куда отправились бы?

В Боржоми.

Зато горы. Этого достаточно для хорошего настроения. Впрочем, идей много. Например, нам не хватило времени на серные бани. Их очень хвалили. В Батуми хочется попасть. Надеюсь, все впереди.

- Кого из старых товарищей повидали?

Лашу Салуквадзе, Нукри Ревишвили, Давида Муджири, Левана Кобиашвили… Узнал, что такое грузинское гостеприимство.

- Вино рекой?

Нет. Больше на еду налегали. Хинкали, хачапури…

- В семье Ревишвили пару месяцев назад случилась трагедия.

Таня, 9-летняя дочка, погибла от удара током. Не дай бог никому пережить такое.

- Самое интересное, что увидели в Грузии?

Очень понравился дом-музей Александра Чавчавадзе в Цинандали. Сад восхитительный, дети бегали с удовольствием по лабиринтам. А в Сигнахи наткнулись на потрясающий домик с терраской. Прямо на холме.

- Большое впечатление?

Восторг! В Тбилиси обошли старый город - просто чудо. Смотришь на полуразрушенные домишки и представляешь, как роскошно это выглядело когда-то.

- В таких местах надо бродить по блошиным рынкам. Можно отыскать настоящие диковины.

Нет, в Тбилиси до блошиного рынка не дошли. Я вообще не любитель. Это Ане нравится. Когда в Японии были, как раз на таком рынке купили удивительные штучки.

- Что же?

Старинные рюмочки с надписью "Ленинград". Представляете, какой путь проделали - из Советского Союза в Японию и десятилетия спустя обратно!

- Были еще в Тбилиси яркие встречи?

О, была история! Сидели с Аней и детьми в кафе на открытой террасе. Мимо проходил дедушка. Увидел нас, подошел. Выяснив, что мы из Петербурга, обрадовался. Сообщил, что жил там когда-то и в знак уважения к этому городу для всех, кто приезжает оттуда, проводит по Тбилиси бесплатные экскурсии. Затем рассказал, что в Питере на улице Ленина, 8 был у него друг детства. Зовут Котэ Бахтадзе. Через много лет пытался найти его, даже подавал в розыск - бесполезно. Аня вспомнила, что у ее подружки, Кати Бокучавы, на той улице - бар.

- Так-так.

Позвонила. Поинтересовалась, знает ли она человека по имени Котэ Бахтадзе. "Еще бы! - услышала в ответ. - Сосед мой. Когда бар открылся, собирался из-за шума жаловаться на меня в прокуратуру. Но узнал, что я грузинка, и передумал". Номер мы передали дедушке.

- Созвонились?

Да! Оба были счастливы. Я подумал - как тесен мир. Грузин всю жизнь искал друга. Потом случайная встреча - и за десять минут вопрос решился.

- Знаем, в Японии вы были в хорошей компании.

Да, с Сергеем Игнашевичем и его женой Наташей. Я наслаждался путешествием.

- Что поразило?

Внимание японцев к мелочам. Воспитание. Никогда не нарушат чужое жизненное пространство. Ты едешь в лифте, кому-то надо войти - они извинятся, что потревожили, отвлекли тебя. В традиционном японском отеле ты понимаешь, что у каждого предмета существует свое место. Телефон не видишь, но точно знаешь - он будет в том углу. А возле него непременно лежит карандаш. Все просто, но удивительно подано. Завернуто, красиво упаковано. От булочки, купленной на вокзале, до принадлежностей в ванной.

- Вы когда-то мечтали о кругосветке. Какая точка особенно манила?

Патагония и Новая Зеландия. Манят по сей день. Вот подрастут дети - сразу и отправлюсь.

- Эти подрастут - новые появятся.

Нет уж. Хватит!

- У каждого было неудачное путешествие.

Почему? У меня не было. Хотя… Пожалуй, вы правы.

- Что вспомнили?

Совсем другого ожидал от Антигуа. Думал, будет что-то невероятное, воображение нарисовало бурную растительность. А там - порт да несколько отелей. Но это проблема не острова, а моих ожиданий.

- Зато пиратские маршруты, что-то из "Капитана Блада".

Вот-вот, книжки из детства! Потом перебрались на Барбуду - а там шикарный пляж. Розовый песок, нереальное небо. Глубокое-глубокое, синее-синее.

Анюков

- Мы бы с радостью говорили лишь про путешествия и блошиные рынки. Но придется еще и о футболе.

В чем проблема?

- В какой момент сказали самому себе: "Да, я готов к работе в ?

Так вопрос никогда не стоял. Для меня в этом смысле гораздо важнее были первые полгода в "Уфе". Нужно было понять - могу работать главным на уровне премьер-лиги или ошибся дверью. Здесь все зависело не только от результата.

- Еще от чего?

Да миллион нюансов. Как выстраиваешь отношения с игроками. Последователен ли в принятии решений. Умеешь ли быть жестким в каких-то ситуациях. И так далее. Через полгода осознал: профессия сложная, но безумно интересная.

- Извините за неприятные воспоминания - ваши мысли при счете 0:4 в Минске?

Непонимание! Счет-то абсолютно не вытекал из логики матча. Случаются такие дни. Игра была не лучшая, но уж не на 0:4. Что могло залететь, то и залетело.

- В прошлой вашей жизни такое бывало?

Я же участвовал с ЦСКА в игре против "Мольде". Разгрома ничто не предвещало. Вдруг удаление - и посыпались, 0:4. Был на поле, когда проиграли золотой матч "Локомотиву" 0:1. Ужасно обидно! Как и матч со сборной Украины, его-то помнят все. Опустошение после таких поражений страшное. Но футболисту пережить все это проще, теперь я точно знаю.

- Жена у вас способна на тонкий комментарий. Что сказала после 8:1?

Когда вернулся домой - ничего. Аня спала.

- А потом?

Проснулась, услышав, как я разговариваю по телефону: "Да, спасибо, спасибо…"

- Она не смотрела матч?

Нет, и счет не знала. Рассказал - удивилась, обрадовалась.

- Поражает, сколько народа счастливо персонально за вас?

Да. Я обычный человек, который только начинает путь в сложном деле. Но и Бердыев, и Гаджиев, и другие тренеры звонят с добрыми словами, переживают, поддерживают.

- Как Бердыев прокомментировал 8:1?

Немногословно. Хотя позвонил: "Серега, очень рад. Молодцы!"

Раздевалка "Зенита" после победы над "Динамо" (Минск) со счетом 8:1. Фото ФК "Зенит"

- Вам не кажется, что основной вратарь Лодыгин и Лодыгин в запасе - голкиперы разного класса?

Нет. Вы даже не представляете, какая это серьезная проблема - подготовить и удерживать в хорошем состоянии футболиста, который долго не играет. Сложнейшая задача для тренера! При мне Лодыгин пока провел всего один матч…

- Запустив четыре.

Я и Юре, и Мише Кержакову говорил: "По одной-единственной игре глобальные выводы делать не буду. Плохой матч может быть у каждого". В Минске ниже своего уровня сыграла вся команда. Но когда полевые ошибаются в простейших ситуациях, это не бросается в глаза. А любой промах вратаря замечают все.

- Второй вратарь с большими амбициями - это мина замедленного действия.

Когда футболист получает мало практики, у него всегда есть выбор - уйти в другую команду, где будет больше играть. Юра может подойти и сказать, если что-то не устраивает. Как и Миша.

- Ни от Лодыгина, ни от Кержакова вы таких слов не слышали?

Нет. Оба хорошо тренируются, по отношению к делу к ребятам нет претензий.

- Анюков легко с вами перешел на "вы"?

Вообще без проблем. Саша - настоящий профессионал. Никаких обид, что не всегда выходит на поле. Он мне сразу сказал: "Сколько нужно, столько и буду играть".

- Да какие обиды? Вы вернули его в основной состав. Можно сказать, вторую жизнь подарили.

Анюков себе сам ее подарил - отношением к делу. Я тут абсолютно ни при чем. Если по уровню игры футболист соответствует "Зениту" - значит, должен быть в команде.

- Анюков - уникальный?

Саша из тех людей, кто не выставляет свою жизнь напоказ. Лишь близкие знают, что это личность, многими поступками которой можно гордиться. Помню, однажды в Удельную на базу "Зенита" приехал отец Анюкова. Я увидел его - и пазл в голове у меня сложился.

- То есть?

Взгляда было достаточно, чтоб понять - перед тобой удивительно светлый человек. Добрейший, честнейший. Вот и Саша такой же. Понятно, в кого.

- Мы многих спрашивали - "Самый светлый человек, которого встретили в футболе?" Кто вас знает - называли сразу же.

Это они плохо со мной знакомы!

- Не думаем. А вы кого назвали бы?

Сережу Перхуна. Парень был скромный и очень порядочный. Чудесных людей немало - просто в наше время примеры со знаком минус звучат громче. Я знаю многих, кто не афиширует добрые дела.

- Ну и зря.

Спорный вопрос. Я думаю - правильно делают.

- Вы же тоже не афишируете?

Разумеется. Мне не нужно.

Сергей Семак и Александр Анюков. Фото ФК "Зенит"

Мат

- В "Уфе" мат у вас был под запретом. В "Зените" наверняка тоже. Кто из футболистов особенно аргументированно с вами дискутировал на эту тему?

Я не слышал серьезных аргументов за мат. Честно вам говорю. Хотя взрослые люди сами вправе решать, как им разговаривать. Только уточнишь: "Ты с ребенком дома так же общаешься?" - "Нет" - "А здесь дети приходят на тренировку, девушки. Что ж при них ругаешься?"

- Даже интеллигентнейший Гаджиев в раздевалке периодически излагал матерно, прорывалось. С вами случалось?

Никогда!

- Мы поражены, Сергей Богданович.

Чему?!

- В том же Минске цифры на табло - 0:4 не в вашу пользу. Неужели про себя-то не проговаривали всякие слова?

Нет. Кстати, легионеры первым делом в России учат матерные слова. Чтоб избежать злых шуток. Но в "Уфе" удалось сделать так, что почти не ругались.

- В "Зените" санкции за это есть?

Нет.

- В "Уфе" были?

Да, но пользовались крайне редко. Суммы такие, что вообще не били по карману.

- 100 долларов за высказывание?

Меньше. Это штришок небольшой - но все равно дисциплинировало.

- Последний случай, когда соприкоснулись с обманом?

С обманом - не помню. Воровство было.

- Тоже ничего.

Велосипед у дочки стащили на днях в Сестрорецке.

- Прямо от двери?

Оставила на улице, у нас закрытый двор. Вернулась - велосипеда нет. А сам я столкнулся с воровством в Бразилии. 1998 год, ездил со сборной на товарищеский матч. На Копакабане-то жуликов полно!

- Как же вы проглядели?

Так мы не просто оставили вещи - рядом стояли люди из нашей же компании. Вроде присматривали. Чуть переместились, отвлеклись на секунду. Все, нету! Подчистили! Я остался без часов, бумажника… Хорошо, паспорт в отеле лежал.

- Когда пару лет назад под машину попали - страха не было?

Вы и об этом знаете? История-то забавная.

- Ну и определение.

Всего-навсего испорченный отпуск. Сбили-то меня в самый первый день. Случайно, на переходе.

- Где?

В Париже. Первая мысль - у меня больше нет ноги. Ха!

- Все драматичнее и драматичнее.

Участливые прохожие окружили, проявили заботу. Усадили, дождались "скорую", полицию. Какой-то невнимательный водитель ошибся. Даже двое.

- Это как?

Один притормозил практически на пешеходном переходе, потом сообразил - сделал что-то не то. Решил проехать вперед на красный свет. А второй, который стоял за ним, подумал, что загорелся зеленый - и по газам. Резко рванул с места. Чтоб поскорее проскочить, потому что светофор "короткий". Вот у меня нога между двумя машинами и застряла.

- Оставались в сознании?

Да, голова-то не пострадала. А ногу мог потерять. Повезло, отделался испугом. Через часик смотрю - вроде шевелится, ходить могу. Написал в полицейском протоколе: "Претензий не имею".

Сергей Семак в форме "ПСЖ". Фото AFP

- Никто вас не узнал как бывшего футболиста "ПСЖ"?

Только шофер "скорой". Сверился с документами, всплеснул руками: "О, "ПСЖ", Семак!"

- А что было с водителем?

Ничего - подвез меня в аэропорт. Я должен был встретить Аню. Планы на отпуск пришлось подкорректировать, но любви к путешествиям инцидент точно не убавил.

- Мы наслышаны.

Играя во Франции, очень много перемещались на машине. Из Москвы в Питер часто мотаюсь на автомобиле. К родителям в Луганскую область прежде тоже ездил за рулем. Не десятки тысяч километров, но полторы - не в тягость. А тысяча так вообще в радость. Пользуюсь каждой возможностью.

- Самый живописный городок, который для себя открыли в таких путешествиях?

Меня завораживает Прованс. Маленькие городишки, скорее, даже деревеньки на холмах. Огромное удовольствие это видеть.

- Хоть про одно такое местечко подумали - "Хочу здесь остаться"?

Никогда. Смотреть и остаться - совершенно разные вещи. У меня уже был опыт жизни за границей. Поначалу с восторгом все воспринимаешь, а время спустя выясняется - куча подводных камней.

- Гинер нам когда-то рассказывал: его личный рекорд - 318 километров в час на автобане в Германии. У вас ведь тоже была история в тех краях с Евгением Ленноровичем?

Я еще за ЦСКА играл. В Берлине надо было обследоваться, так друзья Евгения Ленноровича взялись меня опекать. Возили по городу. И вот последний день, пора улетать. Рано утром спускаюсь из гостиницы, стоит "Мерседес" - а за рулем Гинер! Улыбается: "Решил прокатиться, подбросить тебя в аэропорт". Приятно.

- Довез со скоростью 318?

Нет. Рекорд точно был поставлен не тогда.

- У вас-то за рулем рекорды были?

Однажды на пустом МКАДе разогнался до 220. Но чувствовал себя не очень уверенно. Подумал - любое препятствие, и все, костей не соберешь. Дал по тормозам. С той поры не гоняю.

- Что за машина тогда была?

- "Ауди". А первый мой автомобиль - древний "Мерседес", каждую неделю ремонта требовал. То одно отвалится, то другое.

- Смешные машинки на вашей памяти у футболистов были?

В "ПСЖ" вратарь Летизи на "Смарте" ездил. А я вообще на "Ситроене С2".

- Вот это неожиданно.

Изначально клуб предоставлял игрокам служебные автомобили. Потом какая-то накладка случилась. Знакомые предложили свой "Ситроен". Думаю - почему нет? Для Парижа - то, что надо, с парковкой меньше хлопот. Но на базе на фоне дорогущих моделей моя выделялась не в лучшую сторону. Ребята шутили: "Сергей, оставляй машину за воротами. Не позорь клуб!"

Спаллетти

- Один из футболистов ЦСКА сокрушался - переживал за вас. Уверял, что в клубе столкнулись с профессиональным унижением.

Да? Как интересно! Расскажите.

- Описывал так. Году в 2004-м стали не нужны Газзаеву. С его подачи вручили вам чистый бланк контракта, словно юниору: либо подписываешь его, либо едешь в "ПСЖ". Вы второе выбрали - и с того дня вариант с возвращением в ЦСКА не рассматривался.

Никогда такого не было. Никто мне юниорский контракт не предлагал. Даже то, что я "не нужен" Валерию Георгиевичу - тоже не слышал. Да, в предыдущий сезон не всегда попадал в стартовый состав. Вдруг звонят из Парижа: "Приезжай, посмотри. Не понравится - вернешься". Так что никто из ЦСКА меня не выдавливал. Другой вопрос, в каком качестве я мог остаться. Вот и решил уехать.

- У вас есть ответ на вопрос - почему вы, классный игрок, в тот состав не проходили?

- "Классный", "не классный"… У каждого свое видение! Знаю одно: тренер - не враг себе, чтоб оставлять игрока сильнее в запасе. Значит, был кто-то лучше.

- Нам это странно.

А мне - нет.

- Свои старые игры пересматриваете?

Зачем? Лучше включу матчи наших соперников.

- Может, даже забыли, как забивали три тому же "ПСЖ"?

Нет! Вот это помню! Прекрасный день…

- Был матч, который вытянул из вас все силы?

Самое страшное - психологическая усталость. Хоть 120 минут отбегаешь - физически организм тебе не даст умереть. У человека есть ресурсы и на большее. Если дойдешь до предела, просто ноги сведет. Можно и на морозе играть. В Казани как-то на предыгровой тренировке было минус 25! В день игры потеплело - вышли на поле при минус 17. Но это был ужас.

- Ощущения?

На бегу ноги отмерзают. Мимика пропадает. Тяжело дышать ледяным воздухом.

- Вратарь "Рубина" Рыжиков вспоминал, как в день игры с "Барселоной" вы спросили: "Сережа, колени затейпировал?" - "Зачем?" - "Чтоб не тряслись…"

Конечно, матч на "Ноу Камп" стоит для меня особняком. Одна команда заведомо слабее другой, и вдруг - победа! Меня тогда поразили Иньеста и Хави.

- Не Месси?

Нет. Про него я и так все понимал - человек из другой галактики.

Сергей Семак в матче против "Барселоны". Фото REUTERS

- Раздевалка на "Ноу Камп" большая?

Да все они одинаковые. Даже во Франции - бетонные стены, скамеечки. Для меня главное - размер! Чтоб было, где размяться!

- Какая сразила габаритами?

Вот были в Оренбурге. Всё впритык, не хватает места, чтоб стол поставить. В Ростове на старом стадионе то же самое. Или Перми. Да и в Уфе крошечная! Хорошо, в премьер-лиге не осталось таких, где вместо унитаза дырка в полу. В мое-то игровое время было сплошь и рядом.

- Роман Широков говорил: "Меня Спаллетти ничему не научил. Все умел до него". А вас?

Я многому научился! У Лучано интересное видение футбола. Есть фишка, которую повторяет в любой команде. В зависимости от футболистов, конечно. Если присмотреться - заметишь. Необычайно внимателен к мелочам. Как-то на сборах играем контрольный матч. Спаллетти говорит: "Сергей, летит мяч - а ты спиной к чужим воротам. Принимать крайне неудобно. Зачем стараешься его остановить? Это сложно! Не получится - отрежешь группу своих игроков. Лучше пропусти". Я задумался - действительно, полно примеров, когда человек пластается, все делает, чтоб мяч не ушел. И начинает атаку на свои ворота.

- Вы же доехали до итальянского дома Лучано.

Прекрасное ранчо. Настоящее семейное гнездо. А как он готовит!

- С душой?

Феноменально. А еще целый склад футболок, под них выделена отдельная комната.

- На чью фамилию сразу упал взгляд?

На Месси, конечно! И на собственную. Лучано это доставило море удовольствия. Указал: "Смотри-ка, что у меня есть!" - и предъявил майку с фамилией Semak. Может, заранее вывешивает футболки тех игроков, которые к нему приезжают, на видное место?

- Кажется, он молотки собирает.

Вот это характеризует Спаллетти лучше всего.

- Почему?

А потому что обожает все делать своими руками. Ранчо его в глубине страны, самое сердце Тосканы. Вокруг холмы. Где-то час езды от Флоренции. Вот сейчас думаю: а ведь Лучано единственный тренер, который приглашал к себе в гости…

- К Капелло вполне могли заскочить по пути.

Так он не в Италии живет. В Швейцарии.

- У нас Виллаш-Боаша не распробовали, а человек-то интереснейший. Судя по страсти к мотоциклам и маршрутам путешествий.

Ему не хватало адреналина, поэтому на сборах умудрялся усаживаться на велосипед и выдавать такую скорость, что всем становилось не по себе. Настоящий гонщик! Мотоциклы, велосипеды, машины - его страсть. Просто фанат. В нем много удивительного.

- Угнаться за Боашем пытались?

Это нереально. Ехал я быстро, но Андре моментально исчезал из виду. Причем гнал вниз, под гору. Только и думаешь: лишь бы не упал, доехал… Хиддинк и Капелло тоже любят велосипед. Но такую скорость не развивал никто.

- Мотоцикл в вашей жизни был?

В детстве. Ездить-то и сейчас могу, но семья такая большая, что лучше не рисковать.

- Когда-то вы рассказывали нам о мечте - прыгнуть с парашютом. Сбылась?

Нет. Хотя был близок. Я еще в Москве жил, вроде обо всем договорились. Прыгать собирался в Монино. Уже выехал - тут звонок: "Извините, сегодня вылеты отменены". Подумал - значит, не судьба. А теперь и не тянет. Тарзанки хватило.

- В Парке Горького?

Да. В те же времена. Хотел перебороть страх высоты. Поехал с друзьями, они не рискнули, а я прыгнул.

- В нервном поту?

Да нет - меня же в прудик окунули. Позже вновь в Парк Горького забрел - решил повторить. Второй раз оказалось страшнее.

Сергей Семак и Андре Виллаш-Боаш. Фото ФК "Зенит"

Монах

- Хохлов и Радимов удивляются, почему до сих пор не попробовали вино из вашей коллекции. Что ответим?

Я думал, они удивляются, почему меня еще не уволили. А вино… Коллекции-то уже давно нет. Ну и не беда. Что-нибудь другое попробуем, когда встретимся. Я их угощу, пусть не тревожатся. Если на это намекают.

- Куда ж коллекция подевалась? Все выпили?

Что-то выпили, что-то раздарили, что-то пропало.

- Легендарную бутылку 1981-го года употребили?

Вот это было отличное вино - как раз оно и пропало. Очень жалко.

- Вовремя не успели открыть?

Пробка рассохлась и провалилась. Когда жизнь кочевая, следить не успеваешь. Раньше надо было выпить.

- Самое фантастическое вино, которое пили?

Да это же всего-навсего вино! Я отношусь проще: от него получаешь удовольствие, когда находишься в правильном месте с правильными людьми. Тогда и вино воспринимаешь. Вот перед моим назначением в "Зенит" побывал в Москве на дегустации, устраивал винный журнал. Ребята пригласили попробовать белое вино. Из Бордо и Бургундии.

- На дегустации принято пробовать и выплевывать?

Совсем необязательно. Глоточек-другой можно сделать. Если не понравилось - выплевывай на здоровье.

- Вы какие предпочитаете?

Сухие. За вино я никогда не отдавал больших денег. Разве можно при таком условии называть все это "коллекцией"?

- Сколько отдавали?

150-200 евро за бутылку.

- Вкус водки, наверное, уже забыли?

А вот и нет, помню! Пошли мы вместе с Боашем…

- Начало изумительное.

Андре казалось, что водку в России пьют, словно вино. Присматривался к нам - ничего такого не увидел. Не выдержал, уточнил: "Почему вы не пьете водку?" - "Где?!" Я объяснил, что употребляют ее у нас по случаю, под особенный стол. Нужна закуска - селедочка, соления. Как-то пошли в музей водки на дегустацию. Дальше продолжили в соседнем ресторане, "надегустировались" вдоволь.

- Ваш младший брат Николай стал монахом. В какой момент у него случился перелом в сознании?

Он в прошлом футболист. Отучился в интернате ЦСКА, играл во второй лиге за "Истру", "Реутов", "Нику". Завершив карьеру, решил все кардинально поменять. Пришел к Богу.

- Как его теперь зовут?

Иеромонах Александр. Обитель - Антониево-Дымский монастырь под Тихвином.

- Бывали там?

Не раз. Помимо монахов в монастыре живут послушники, которые только начинают свой путь к Богу. Еще есть трудники - люди, приезжающие туда поработать.

- В келью брата заглядывали?

Да. Обычная келья, как у всех монахов. Условия скромные, спартанские. Ничего лишнего.

- До пострига в монахи он жил один?

Да. Ни жены, ни детей.

- Значит, в душе был монахом задолго до ухода в монастырь?

Возможно. Если честно, мы никогда не говорили на эту тему.

- Вы чувствуете, что ему хорошо в монастыре? Или он заставляет себя думать, что ему хорошо?

Нет-нет, мне кажется, ему хорошо. Ни о чем не жалеет. Я за брата очень рад. Он выбрал путь, который делает его счастливым.

- Вот вы себя помещаете в эти же обстоятельства. Главная сложность лично для вас?

Терпение. Послушание. Плюс тяжелейший физический труд.

- Хоккеист Виталий Прохоров, который два года провел на Валааме, рассказывал нам: "Я поражался своей работоспособности, иногда целыми сутками колол дрова…" Брат в монастыре тоже окреп?

Внутренне - сто процентов! А внешне как был худым, так и остался. Объем мышц не всегда определяет их силу. Брат, кстати, там не только дрова колет, еще и готовит, печет просфоры, хлеб.

Таня

- Детская проделка, которая вас всерьез расстроила?

Ох, чего только не случалось! Как-то дома с братьями волосы масляной краской вымазали. Потом растворителем еле-еле отмыли. В другой раз одному из них монету в рот закинул.

- Случайно?

Я сказал: "Открой рот". Подбросил монетку, попал, а он вдруг хоп - и проглотил. Как же я перепугался! Слава богу, все обошлось.

- Вообще-то мы имели в виду проделки ваших детей.

А-а… Ну, они уже вышли из возраста, когда рисуют на обоях или еще какие-то безобразия придумывают. Так что сейчас больше радуют, чем огорчают.

- Два года назад вы удочерили девочку с синдромом русалки. Как у нее дела?

Все хорошо. Учится в частной школе, вчера там организовали мастер-класс стеклодува. Прихожу забирать Таню - а она сидит, выдувает из стекла сердечко, потом на шею повесила. Пока в Уфе жили, скалолазанием занималась, сейчас на скейтборде вовсю гоняет. Бесстрашный ребенок.

- Таня - и скалолазание?!

Ну да. На руках. Они у Тани сильные.

- Скейтборд как освоила?

Сидя. Управляет руками. Девочка очень активная, энергия бьет через край.

- Каким видите будущее Тани?

Хочется сделать счастливым ее настоящее. Каким окажется будущее, пока не знает никто.

- Мы слышали, еще до Тани вы усыновили 13-летнего мальчика.

Нет-нет. Саша жил у нас какое-то время. Это сын наших знакомых, к футболу они отношения не имеют. Мама умерла, папы нет, а у родственников с жильем были проблемы. Когда все разрешилось, переехал к ним.

- Каким был конец вашей фирмы, которая сдавала в прокат лимузины?

Закрылись. На первых порах дела шли неплохо, эта ниша была практически пуста. Затем конкуренция резко возросла, а спрос упал.

- Что за бизнес у вас в Крымске?

Цех по переработке риса.

- Страшное наводнение в 2012 году коснулось?

Пострадал двухэтажный дом старшего брата, Андрея. Подвал и первый этаж затопило полностью.

- Пришлось новый дом строить?

Нет, живут в том же. Просто сделали ремонт.

- "Шапки с характером" жена еще мастерит?

Сейчас у Ани творческий отпуск. Идей-то много. В свое время создала компанию, которая выпускала шапки из натуральной пряжи. Стильные, удобные. Говорила, что каждая модель отражает характер наших друзей.

- Кому дарили?

Да многим. Спаллетти, Виллаш-Боашу, их ассистентам. Разлетались шапки, как пирожки.

- Гаджеты часто меняете?

Нет. За новинками не гонюсь. Сейчас у меня то ли пятый, то ли шестой айфон. Правда, он уже давно своей жизнью живет. Вот его точно менять пора, да все руки не доходят. Плюс второй телефон есть. Кнопочный. Я бы вообще только им и пользовался. Но смартфон необходим для работы.

- Кому из знакомых удалось особенно удивить вас подарком?

Жена вычитала о желании отправиться в кругосветку и вручила кожаный чемодан. Винтажный, с металлическими креплениями. Внутри лежала футболка с воздушным шаром, какие-то принадлежности для путешествия.

- Мило. Судьба чемодана?

Стоит в углу, ждет своего часа. А в этом году на день рождения Аня сюрприз устроила. Мы в Уфе были. Говорит: "Давай в кафе заедем. Тортик надо забрать". Что-то меня насторожило. Ладно, заехали. Сидим, ждем. Внезапно распахивается дверь, из соседнего зала выскакивают человек 20. Цветы, подарки, поздравления…

- Обрадовались?

С одной стороны, не люблю отмечать дни рождения. С другой - это возможность собрать старых товарищей, которых давно не видел. А то у каждого семья, работа, вырваться куда-то без повода получается все реже.

- Как у вас с фантазией?

Ой, это не про меня. Мыслей-то много, но никак не могу воплотить. Всё откладываешь, откладываешь. Заканчивается тем, что бежишь за подарком в последний момент, когда время уже поджимает. Ну и покупаешь что-то банальное.

Ахматову читал давно, до отъезда в "Уфу". С того дня, как "Зенит" возглавил, времени нет ни на стихи, ни на прозу, ни на балет. Вот какое-нибудь семейное кино с женой и детьми еще могу посмотреть.

- Что из последнего понравилось?

- "Лев", "Чудеса с небес", "Заплати другому".

- А из наших?

- "Аритмия". Очень сильный фильм. Пробирает. Смотрел в Москве со старшим сыном, Ильей.

- Последние слезы в вашей жизни?

Когда узнал о трагедии в семьи Нукри Ревишвили. Такие ситуации выбивают почву из-под ног. Но бывают и слезы радости. За успехи детей.

- Например?

Семен написал трогательное сочинение на тему "Моя школа". Рассказывал про все, где учился - в Казани, Петербурге, Уфе. Я испытал невероятную гордость за сына, который в 13 лет настолько четко, грамотно излагает мысли на бумаге. О каких-то вещах я и не догадывался.

- Это о чем же?

Внутренние переживания ребенка. Отношение к друзьям, желание учиться в серьезном вузе. Парень самостоятельный, дисциплинированный. Перед школой каждое утро гуляет с собакой, с уроками справляется без помощи взрослых. Записывается в разные кружки. Творческая личность.

- Кем же он будет?

Может, писателем?

- Последняя книга, от которой не могли оторваться?

Если вы о художественной литературе, то я уже забыл, когда в руках такую книжку держал. Сейчас читаю лишь то, что может пригодиться по работе. Биографии Фергюсона, Анчелотти, Моуринью.

- Познавательно?

Весьма.

- А нам показалось - пресновато. Со "Свистком" Харальда Шумахера не сравнить. Вот это была "бомба". Ознакомились?

Конечно.

- Еще чьи честные мемуары вам бы хотелось прочитать?

А стоит ли писать настолько откровенно? Понятно же, святых людей не существует. У всех в шкафу свои скелеты.

- Там оставаться и должны?

Это личное дело каждого. Я бы выносить не стал. Так что моих мемуаров не ждите.

Телесные усилия - даже то пение, которое нам кажется легким и привольным, на самом деле результат сложной телесной работы. Более того, нередко оперному певцу необходимы качества, обычно ассоциирующиеся у нас скорее со спортом: тренированность, выдержка, умение владеть мускулатурой и чисто физическая выносливость.

Дебелый косматый богатырь, одетый в бутафорские латы и со столь же бутафорским величием задрапированный плащом: благодаря фотографиям мы знаем, как выглядел на сцене первый вагнеровский Тристан, Людвиг Шнорр фон Карольсфельд. Немножко, конечно, смешно, но зато сам вид внушает спокойствие - уж такая глыба наверняка вытянет едва ли не самую изнурительную теноровую партию во всей оперной литературе, что ему станется.

Он, конечно, вытянул: один раз спел, другой, третий. А потом умер. А несколькими годами ранее, когда Вагнер пытался поставить «Тристана» еще не в Мюнхене (где в конце концов состоялась формальная премьера), а в Вене, тенор Алоис Альдер, на которого композитор тоже с уверенностью возлагал надежды, после энной репетиции объявил, что потерял голос и что партию петь не сможет. А потом сошел с ума.

Нет, разумеется, это совпадения, хотя понятно, с каким удовольствием их смаковали в прессе недруги Вагнера: убийца голосов! мучитель певцов! Но факт остается фактом: вагнеровские оперы с их колоссальным оркестром и безжалостной для солистов драматургией (это не номерная опера, где спел свою арию - и отдыхай себе) нагружают вокальный аппарат до предела, требуя не только силы, объема, стенобитной звучности, но и тяжелоатлетической выносливости.

Тут очень велик соблазн провести параллели с тем, что происходило в музыкальной эстетике в целом и особенно с тем, что поздний романтизм привнес в звучность оркестровую и инструментальную. Это тоже было исследование пределов, тоже погоня за насыщенностью и массивностью; можно вспомнить, до какой степени расширилась по сравнению с началом XIX века номенклатура медных духовых, а можно элементарным образом сравнить могучий концертный рояль привычного нам образца и старенькое «молоточковое фортепиано» - та же разница. Однако инструмент можно механическим образом усовершенствовать, как всякое изделие, а человеческий голос - как его усовершенствуешь? Оставалось только, как в спорте, требовать все новых и новых усилий.

И кажется, что эта спортивная интенция - так контролировать возможности своего тела (в данном случае певческие), чтобы на их пределе продемонстрировать феноменальное «быстрее-выше-сильнее»,- на самом деле появлялась в оперном вокале все время. Собственно, оперному вокалу она даже предшествовала: понятное дело, вряд ли до появления «Орфея» Монтеверди никому не приходило в голову, что певец может исполнять трели и колоратуры. Как и в спорте, усилия эти могут быть совершенно разными, так сказать, по профилю, и сумма физических требований в каждом случае для одного, казалось бы, знаменитого и успешного певца может быть запредельной, а для другого - в самый раз. Кому-то легко и красиво дается мелкая техника, кто-то в совершенстве владеет дыханием и мастерски выпевает какие-нибудь бесконечные распевные легато в среднем регистре, которые только кажутся необременительными. Ну а кто-то берет силой и выносливостью - там, где они-то и нужны в первую очередь.

Только со стороны все это может представиться безобидным и безопасным - тоже мне усилия, отрывай рот да пой, не штангу же поднимать. Как и в спорте, в вокале тоже бывают травмы, бывают профессиональные заболевания и патологии, возникающие именно из-за повышенных нагрузок и неправильного подхода к ним,- от банальных ларингитов до полипов и хронических воспалений с тяжелыми последствиями, когда для карьеры, а когда и для организма в целом. Как и в спорте, здесь важны не только природные данные, но и тренированность, режим, адекватная подготовка и самоконтроль. И опять-таки, как в спорте, зрителю до всех этих невидимых миру слез обычно нету дела - для него победное верхнее до в «Di quella pira» из «Трубадура» возникает не как результат долгой и муторной учебно-профессиональной рутины, а как эффектное чудо, которое может даже немножко потерять в эффектности, если нудно объяснить, как оно достигается и чего оно стоит.

Против того, чтобы оперное искусство злоупотребляло этой настойчивой физкультурностью, чуть ли не в каждом поколении возражали многие, и, в общем, как театральное произведение, опера действительно не выигрывает от хладнокровно и механически поданных трюков - хотя бы и блестящих. Но аналогия со спортом все-таки важна. Пение, даже самое одухотворенное,- процесс телесный; мы не всегда отдаем себе в этом отчет, когда видим певца или певицу, которые стоят себе столбиком или, напротив, изображают на сцене бурную увлеченность каким-то положенным по роли занятием, но на самом-то деле в этот момент именно в вокал вовлечена изрядная часть певческого организма. Огромное количество мышц (лицо, шея, гортань, грудь, диафрагма), легкие, складки слизистой оболочки, хрящи и даже кости - пазухи черепа тоже являются резонатором. Естественно, тут нужна координация, хотя бы и ставшая в силу привычки почти бессознательной. Естественно, этот процесс в силу своей сложной телесности довольно уязвим - тут уже вступает в дело психосоматика; достаточно едва ощутимого стресса, чтобы эта совокупность органов и мускулов перестала реагировать так, как нужно.

Роль и значение вышколенного человеческого тела в балете для нас очевидны: там из явно нам показанных физических движений, собственно, и рождается само вещество театра. С оперой же все сложнее: мы воспринимаем звук, который нам кажется бестелесным, и соотносим его с вещами, с тем, как жестикулирует певец, как двигается, как ведет себя в чисто актерском отношении. Но все это вещи внешние, только футляр для невидимого нам сложного телесного механизма, функции которого на самом деле и определяют самое существенное в нашем восприятии этого театра.

могучий рыцарь

Тристан («Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера, 1865)

Печальные анекдоты о первых Тристанах можно отставить в сторонку, но партия действительно nec plus ultra, к ней так просто не приступишься: часы и часы пения, ансамблевого и сольного, да еще поверх неукротимой сонорной мощи оркестра. Крепкому драматическому тенору «общего профиля», даже с некоторым вагнеровским опытом, стоит несколько раз подумать, прежде чем браться за такое предприятие,- так, отважный Пласидо Доминго, певший и Лоэнгрина, и Тангейзера, и Парсифаля, Тристана решился спеть только в студийный микрофон.

могучая гейша

Чио-Чио-Сан («Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, 1904)

«Я уже старая!» - кокетливо прибавляет Чио-Чио-Сан, сообщив, что ей целых 15 лет. Зная эту партию только по шлягерной арии «Un bel di vedremo», можно и не отдавать себе отчета в том, что на самом деле партия хрупкой юной гейши требует, конечно, не старческого, но чрезвычайно взрослого, крепкого и сильного голоса. Ей отведено в общей сложности почти два часа сценического времени (хотя и с небольшим перерывом), которые требуют, помимо актерских задач, изрядного вокального напряжения.

могучий гренадер

Тонио («Дочь полка» Гаэтано Доницетти, 1840)

Эпоха бельканто - золотая пора для теноров, наконец-то выдвинувшихся на первые роли; композиторы соревнуются в самых разнообразных испытаниях для их диапазона и техники. Рекордом остается верхнее фа в «Credeasi misera» из «Пуритан» Беллини: взять эту ноту полным голосом, а не фальцетом для многих певцов решительно невозможно. Ария Тонио, свежеиспеченного офицера гренадерского полка из оперы Доницетти, требует дотянуться «всего-то» до верхнего до - но зато девять раз, причем почти подряд, да еще на протяжении примерно одной минуты.

могучий слуга

Осмин («Похищение из сераля» Вольфганга Амадея Моцарта, 1782)

В XVIII веке чрезвычайным испытаниям в совершенно стандартном режиме подвергались возможности сопрано и меццо (в основном по части колоратурной техники) - это всем известно, и Моцарт тут не исключение: в его «Похищении» есть сопрановая ария «Martern aller Arten», десятиминутная череда экспрессивных и сложнейших фиоритур. Но изредка доставалось и басам. «Ha, wie will ich triumphieren», ария Осмина (клеврета паши Селима), тоже тот еще кунштюк: огромные скачки и рулады на высоких скоростях при совсем не лирической тесситуре вплоть до экстремального глубокого «низкого ре».