Методические рекомендации. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации Желает власти над родителями и сверстниками

Журнал для родителей

по использованию арттерапии

в процессе формирования креативных качеств личности

у детей младшего дошкольного возраста

Сказкотерапия. Куклотерапия

С К А З К О Т Е Р А П И Я

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия.

Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В помещении не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание детей.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю, 15–20 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и быстрой адаптации к детскому саду. Сказкотерапия проводится по подгруппам. Состав каждой из них не должен превышать 12 человек. Оптимальное количество участников – 8–10 человек. В этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться наиболее ярко. В играх, которые присутствуют в сказкотерапии, должны участвовать дети с разными чертами характера, что динамизирует ход сказкотерапии. Нежелательно, чтобы в группе было более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Так как детям нравятся повторения, целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии. В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться. Когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Следует уделить больше времени упражнению в напряжении и расслаблении под музыку. Если у детей возникает утомление, взрослому необходимо прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки. Это способствует развитию литературной способности детей.

В дальнейшем применяется сказкотерапия с направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Здесь используются большей частью творческие игры с элементами поиска, наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).

Разновидностью сказкотерапии является К У К Л О Т Е Р А П И Я.

Куклотерапия наиболее часто используется педагогом в процессе социальной адаптации и развития театрально-игровых способностей детей. Например, педагог берет красивую, нарядную куклу и выходит с этой куклой навстречу ребенку. Начинает общение от лица куклы. «Здравствуй, меня зовут Катя. Я каждый день хожу в детский сад и никогда не плачу. Мне очень нравится здесь. Мы играем, занимаемся, рисуем, поем разные песни, танцуем, ходим в физкультурный зал, гуляем, кушаем. Хочешь поиграть со мной в одну очень интересную игру? Пойдем, не бойся. Я возьму тебя за руку, и мы вместе с тобой пойдем в группу, я покажу тебе, где мы играем.

Кукольный персонаж привлекает внимание ребенка, и он, открыв рот, слушает и готов пойти за ним. Воспитатель берет ребенка за руку и ведет в групповую комнату. И все также от лица куклы начинает знакомить его с помещением. Затем в процессе наблюдения за детьми в период адаптации выявлется проблема, которая впоследствии устраняется с помощью куклы или другого персонажа путем обыгрывания этой проблемы. Если ребенок стеснительный, робкий, сначала воспитатель сам обыгрывает эту проблему, а потом предлагает ему: что бы ты сделал до завтрака, после занятий, на прогулке. При обыгрывании той или иной ситуации следует учитывать следующее: кукла или персонаж должна быть не очень ярким, но привлекать внимание детей, большим, красивым. Обычно воспитатель придумывает мини-этюды с похожими проблемами и разыгрывает со всеми детьми от лица той самой куклы или персонажа.

Литература:

Венгер Л.А. «Как ускорить процесс понимания сказки». Журнал «Дошкольное воспитание». 1991 г. №5. Стр. 45-49.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998 г.

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы». ЦГЛ, Москва, 2003 г.

Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – ТЦ Сфера, Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный журнал для родителей

Повышение компетентности родителей, расширение их музыкального кругозора, просвещение – без этого трудно организовать семейное музыкальное воспитание. Ежемесячно я готовлю для родителей буклет "Музыка...

Журнал для будущих и молодых родителей "Бутончик"

Название «Бутончик» возникло не случайно. Мы говорим – «дети – цветы нашей жизни» - и насколько бережно, с теплотой и любовью посадишь зернышко, как терпеливо и внимательно будешь за ним ухажива...

Презентация пректа "Интеллектуальный журнал для детей и родителей "Занимательные игры"

Увжаемые педагоги! Вашему вниманию предоставляется презентация проекта "Интеллектуальный журнал для детей и родителей "Занимательные игры" с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича. Главными уч...

«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: - Различать добро и зло; - -решать проблемы; - -предвидеть результаты своего выбора; - -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков. Воспитание чувств: - любовь к человеку и окружающему миру; -совестливость и порядочность; -умение прощать и не помнить зла; -сопереживание, сочувствие; -патриотизм; -смирение и терпение; -уважение родителей; -мужество, справедливость.


Используя приёмы сказкотерапии, педагог получает возможность снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность. Роль педагога: Умение понимать истинный смысл ответов детей; Проявить сострадание, сочувствие к ребёнку; Быть наблюдательным; Осторожность в словах и суждениях; Умение любить ученика;



ФОРМЫ РАБОТЫ ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П. Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра- ции, поделки, проигрывание.


ПРИЁМЫ РАБОТЫ Приёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работы После чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации и т.д. Рисунки по мотивам сказки или поделки из природного материала. Выявление причинно- следственных связей в сказке: почему герой поступил так. Проигрывание эпизодов сказки, «сыграть» эмоции героев и понять их. Проигрывание вариантов решения ситуаций.


Программа Духовно- нравственное воспитание средствами авторской сказки. Короткова Л.Д. Цели программы: Дать ребёнку возможность: Почувствовать и осознать своё место и свою нужность в этом мире, свою необходимость для близких людей; Понять душевную и духовную связь с родителями, учиться их понимать, уметь сопереживать близким людям; Развивать в себе духовно- нравственные качества;


Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»








Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…» Работа со сказкой. Цели: 1-й этап. Способствовать, опираясь на метафоры сказки, оценочному отношению детей к своему поведению в природе; Воспитывать любовь, уважение к природе, способствовать пониманию средств и способов охраны родного края. ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная со всеми детьми класса. ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.


2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?


ПСИХОГИМНАСТИКА: - Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься! - Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью. - А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком. - Солнышко устало светить целый день. Отдохни! - Ложись на облачко, укройся им и поспи. - Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.


Развитие мышления и воображения: Как понимать выражение: «Всё у Матвейки перевернулось в душе в этот день»? Какие ещё испытания мог встретить Матвейка? За что он расплачивался? Придумай, кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка. Сказка и экология: Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал? Почему нужно беречь и охранять природу? Что нового вы узнали о лесе и его обитателях? Как можно беречь и охранять лес?


Вопросы к Земле: Почему на Земле так много грустных деревьев? Какая боль сильнее: тела или души? Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему. Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней. В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!


«Сказка лечит, сказка греет, сказка
учит жить…» Л.Д.Короткова

Опыт работы учителя начальных
классов МОУ «Соболевская средняя
школа» Елиной Ольги Михайловны

«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский

Задачи:
Воспитание ума это значит уметь:
-любовь к человеку и
-
Различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты
своего выбора;
-понимать связь между
поведением человека и
его последствиями для
самого человека, других
людей и потомков.
-
Воспитание чувств:
окружающему миру;
-совестливость и
порядочность;
-умение прощать и не
помнить зла;
-сопереживание, сочувствие;
-патриотизм;
-смирение и терпение;
-уважение родителей;
-мужество, справедливость.
«Цель сказки – воспитывать в ребёнке
человечность…» К.Чуковский

Используя приёмы
сказкотерапии, педагог
получает возможность
снять эмоциональную
напряжённость,
возбуждённость,
тревожность,
агрессивность,
недоверие к себе и
другим, помочь ребёнку
обрести уверенность.
Роль педагога:
Умение понимать
истинный смысл ответов
детей;
Проявить сострадание,
сочувствие к ребёнку;
Быть наблюдательным;
Осторожность в словах и
суждениях;
Умение любить ученика;

Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.

Литература:
Л.Д.Короткова
Сказкотерапия в школе.
Методические
рекомендации-М.;2006.
Л.Д.Короткова
Сказкотерапия для
дошкольников
младшего школьного
возраста. –М.; ЦГЛ 2003.

Короткова Л.Д.
Духовно-нравственное
воспитание
средствами
авторских сказок.
Методическое пособие
М.;ЦГЛ,2006.

Короткова Л.Д.

Духовнонравственное
воспитание детей
дошкольного и
младшего
школьного
возраста
средствами
авторской сказки.
МонографияМ;ЦГЛ, 2006.
Короткова
Л.Д.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Индивидуальная –это
прежде всего работа в
семье. Чтение, поделки,
иллюстрирование
сюжетов, обыгрывание и
т.д.
Групповая- используется
с подгруппой детей (5-7
человек). Чтение,
разыгрывание сказки,
обсуждение, «оказать
герою помощь» и т. П.
ФОРМЫ
Фронтальная –
используется на
традиционных занятиях
с детьми, где читается
литературное
произведение, а затем
проводится
запланированная
работа: беседа по
вопросам; речевая
зарядка; развитие
мышления и
воображения,иллюстрации, поделки,
проигрывание.
РАБОТЫОбъяснительно-иллюстративный.
Проблемно-поисковый.
Эвристический.
Практический
Игровой.

10. ПРИЁМЫ РАБОТЫ

После чтения сказки обсудить
поступки героев, сами
ситуации и т.д.
Рисунки по мотивам сказки
или поделки из природного
материала.
Выявление причинноследственных связей в
сказке: почему герой
поступил так.
Проигрывание эпизодов
сказки, «сыграть» эмоции
героев и понять их.
Проигрывание вариантов
решения ситуаций.
ПРИЁМЫ
РАБОТЫ
Приёмы
работы со
сказкой могут
зависеть от
цели работы

11. программа

Цели программы:
Дать ребёнку возможность:
Почувствовать и осознать
своё место и свою нужность в
этом мире, свою
необходимость для близких
людей;
Понять душевную и духовную
связь с родителями, учиться
их понимать, уметь
сопереживать близким
людям;
Развивать в себе духовнонравственные качества;
Духовнонравственное
воспитание
средствами
авторской сказки.
Короткова Л.Д.

12.

Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов,
«нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов
отчаяния при встречи с трудными жизненными
ситуациями;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и
отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей
природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать
негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и
чужой душе, не забывая, что слово «экология»
относится и к ней.

13.

Сказка – для светлого ума закваска.
«Три денежки», «Катюшкина краюшка»
2часа
Семья – семь я.
«Поминальный блинок», «Висляткин ключ»,
«Клад большой – семейный покой», «Фёкла –
Грязный хвост»
7часов
Всякому человеку разбогатеть
хочется, да не всякому можется.
«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка»,
«Богатство даром не даётся», «Висляткин
ключ»
5часов
Чем я могу помочь близким.

14.

«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«Одинокие сердца друг к дружке тянутся»,
«Чужое взять – своё потерять»
12часов
Тень и свет в жизни человеческой.
«Шурик-поросёнок», «Телячий остров»,
«Берёзкин дом»
5часов
Емелина неделя.
«Серебристый туман», «Найда», «И по телу
дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла –
грязный хвост»
8часов
Родительский дом –
начало начал.

15.

«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
позёмка», «Катюшкина краюшка»,
«Клад большой – семейный покой»
7часов
Бережёного Бог бережёт.
«У тихой заводи», «Долги хуже грехов»,
«Фёкла – грязный хвост», «Телячий
остров»
10часов
Экология природы –
экология души.
«Призван для вразумления», «Две ужинки»,
«Чужое взять – своё потерять»,
«Лодчонка – самоплавка»
11часов

16.

«Страшные сказки»
Страх как ответная реакция на опасность бывает разной,
в авторской сказке легко отыскать различные способы
разрешения трудных и страшных ситуаций, которые
подсказывают ребёнку, как можно поступить.
«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;
«У тихой заводи»;
«Поминальный блинок»;
«Лодчонка – самоплавка»;
«Фёкла – Грязный хвост»;
«Призван для вразумления»;
«Бережёного Бог бережёт».

17.

Почему ребёнок поступает так?
«Серебристый туман»
«3 рубля,28 копеек с полушкою»
«Катюшкина краюшка»
«Сарафан со смородинными
веточками»
«Три денежки»
«Грязные деньги»
«Чужое взять себя потерять»
«Пустой человек»
«Ждёшь короны золотой, а там
лишь хвост с чешуёй»
«Шурик – поросёнок»
«Чистый родник»

18.

Желает привлечь к себе внимание!
«Висляткин ключ»
«Стоющее лечение»
Желает отомстить за
что-то взрослому!
«Иная месть не убережёт честь»
«Сёмка Мокрый»
«Оторви да брось»
«Возле всякого плетня не
посадишь кабеля»
«Конфеты в блестящих
обёртках»

19. Желает власти над родителями и сверстниками

«Деньги и власть – не всегда
всласть»
«Серебряные часы со звоном»
«Рождественское чудо»
«Ждёшь короны золотой – а
там лишь хвост с чешуёй»
«Кочан капусты»
«Такая жуткая история»
«Яркая ленточка»
Желает власти
над родителями и
сверстниками

20. Желает избежать неудачи

«О плохом мечтать – счастья
не видать»
«Фёкла – Грязный хвост»
«Чужой оговор для души не в
укор»
«Телячий остров»
«На всякий случай»
Желает избежать
неудачи

21.

22. Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…»

Работа со сказкой.
Цели: 1-й этап.
Способствовать, опираясь на
метафоры сказки, оценочному
отношению детей к своему
поведению в природе;
Воспитывать любовь,
уважение к природе,
способствовать пониманию
средств и способов охраны
родного края.
ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная
со всеми детьми класса.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.
Л.Д.Короткова «А
то бы так обормотом и жил…»

23.

2-й этап.
Цели:
Способствовать устранению выявленных у детей
затруднений личностного и поведенческого плана путём
проигрывания эпизодов сказки;
Добиваться частичного перенесения страхов и чувства
незащищённости на поделки, выполненные руками
детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной
самооценкой, конфликтные в отношениях со
сверстниками, а также робкие, с заниженной
самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.

24.

25.

СОДЕРЖАНИЕ:
Чтение
сказки с
показом
иллюстраций картин
родной природы,
леса и его
обитателей, беседа
по содержанию
сказки.

26.

Вопросы по содержанию сказки:
1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей
на хорошо знакомую?
2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он
встретил в лесу? Почему?
3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по
какой не всякий пройти сможет?»
4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?
5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?
6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?
7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?
8.Что значит причинить боль другим?

27.

Нравственный урок:
Всё познаётся в сравнении.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Воспитание добрых чувств:
Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой
тропинке?
За что был так наказан мальчик?
Речевая зарядка:
Как понимаете выражение «светлая душа»?
Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?
Как иначе можно назвать эту сказку?
Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу
деревом?

28.

-
ПСИХОГИМНАСТИКА:
Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи,
как ты на неё сердишься!
Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам,
муравью.
А вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком.
Солнышко устало светить целый день. Отдохни!
Ложись на облачко, укройся им и поспи.
Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день!
Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.

29.

Развитие мышления и воображения:
Как понимать выражение: «Всё у Матвейки
перевернулось в душе в этот день»?
Какие ещё испытания мог встретить Матвейка?
За что он расплачивался?
Придумай, кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка.
Сказка и экология:
Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал?
Почему нужно беречь и охранять природу?
Что нового вы узнали о лесе и его обитателях?
Как можно беречь и охранять лес?

30.

Вопросы к Земле:
Почему на Земле так много грустных деревьев?
Какая боль сильнее: тела или души?
Итог урока: А сейчас мы с вами попадём в сказку и
встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она
покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но
каждый из вас пройдёт её по-своему.
Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней.
В жизни главное понять свои ошибки и не делать их
больше. Пусть следующая тропинка будет для вас
лёгкой!

31.

32.

СКАЗКА Л.Д.КОРОТКОВОЙ
«ТРИ ДЕНЕЖКИ»

33. Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы.

34. Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились»

НРАВСТВЕННЫЙ УРОК.
Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда.
Видно птицу по полёту.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ.
Справедливо ли были
награждены девушки?
Кто вам симпатичнее?

35. По делам и награда…

Награда для Дуняшки и
для Наташки.
Поделки из природного
Материала.
По делам и награда…


«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский Задачи: Воспитание ума - это значит уметь: Различать добро и зло; -решать проблемы; -предвидеть результаты своего выбора; -понимать связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.


ФОРМЫ РАБОТЫ Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.


Развивать в себе духовно-нравственные качества; Развивать в себе духовно-нравственные качества; Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными ситуациями; Видеть смысл в повседневной жизни; Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих; Ощутить единство с живыми существами окружающей природы; Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении; Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Сказка – для светлого ума закваска. Сказка – для светлого ума закваска. «Три денежки», «Катюшкина краюшка» 2часа Семья – семь я. «Поминальный блинок», «Висляткин ключ», «Клад большой – семейный покой», «Фёкла – Грязный хвост» 7часов Всякому человеку разбогатеть хочется, да не всякому можется. «Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка», «Богатство даром не даётся», «Висляткин ключ» 5часов Чем я могу помочь близким.


«На всякий случай», «Призван для вразумения», «На всякий случай», «Призван для вразумения», «Одинокие сердца друг к дружке тянутся», «Чужое взять – своё потерять» 12часов Тень и свет в жизни человеческой. «Шурик-поросёнок», «Телячий остров», «Берёзкин дом» 5часов Емелина неделя. «Серебристый туман», «Найда», «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла – грязный хвост» 8часов Родительский дом – начало начал.


«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – «Поминальный блинок», «Эх, позёмушка – позёмка», «Катюшкина краюшка», «Клад большой – семейный покой» 7часов Бережёного Бог бережёт. «У тихой заводи», «Долги хуже грехов», «Фёкла – грязный хвост», «Телячий остров» 10часов Экология природы – экология души. «Призван для вразумления», «Две ужинки», «Чужое взять – своё потерять», «Лодчонка – самоплавка» 11часов


«Страшные сказки» «Страшные сказки» Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить. «И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»; «У тихой заводи»; «Поминальный блинок»; «Лодчонка – самоплавка»; «Фёкла – Грязный хвост»; «Призван для вразумления»; «Бережёного Бог бережёт».


Почему ребёнок поступает так? Почему ребёнок поступает так? «Серебристый туман» «3 рубля,28 копеек с полушкою» «Катюшкина краюшка» «Сарафан со смородинными веточками» «Три денежки» «Грязные деньги» «Чужое взять себя потерять» «Пустой человек» «Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй» «Шурик – поросёнок» «Чистый родник»


Желает привлечь к себе внимание! Желает привлечь к себе внимание! «Висляткин ключ» «Стоющее лечение» Желает отомстить за что-то взрослому! «Иная месть не убережёт честь» «Сёмка Мокрый» «Оторви да брось» «Возле всякого плетня не посадишь кабеля» «Конфеты в блестящих обёртках»


2-й этап. 2-й этап. Цели: Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого плана путём проигрывания эпизодов сказки; Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей. ФОРМА РАБОТЫ: Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.


Вопросы по содержанию сказки: Вопросы по содержанию сказки: 1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую? 2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил в лесу? Почему? 3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?» 4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой? 5.Как удалось Матвейке пройти этот путь? 6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне? 7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели? 8.Что значит причинить боль другим?


Нравственный урок: Нравственный урок: Всё познаётся в сравнении. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. Воспитание добрых чувств: Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку по этой тропинке? За что был так наказан мальчик? Речевая зарядка: Как понимаете выражение «светлая душа»? Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке? Как иначе можно назвать эту сказку? Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?