Может ли русская девушка надеть хиджаб. Однако русский народный хиджаб покрасивее будет. Народный костюм русских женщин xix - начала xx в.в

Многие из людей, не следующих канонам шариата, путают религиозный аспект в одежде мусульманки с национальным. Очень часто задают вопрос такого характера: «Почему ты не носишь паранджу как это делают девушки на востоке? ведь они там истинно верующие!»

В ответ на этот вопрос, прежде всего, хочется сказать, что национальность к религии не имеет никакого отношения и не стоит считать, что только арабы истинные мусульмане, а их одежда самая правильная. Рассмотрим разновидности хиджаба…

Начнем пожалуй с России. Вы удивитесь, но русские женщины издавна носили хиджаб, состоявший из ткани. На Руси платки под названием «плат» играли крайне важную роль в одеянии женщины. В далеком прошлом прекрасная половина вместо перемены причесок, постоянного перекрашивания волос просто-напросто меняли головные уборы самых разнообразных стилей и расцветок, а также способов их повязывания.Существовала такая традиция, как «развязывание ума», когда маленькой девочке дарились юбка с платком. Но носить платок ей было не обязательно до полового созревания, когда ей уже полагалось носить и венок, и ленту, и платочек, из-под которого были видны волосы, заплетенные в косу.

Когда же, наконец, наступала свадьба, которая происходила на протяжении всей недели, в свадебных обрядах также неуклонно участвовал платок, который, к примеру, надевался на девушку ее отцом. Во время венчания невесте менялась и причёска - заплетались две косы, на которые надевалась кика. Все родственники также обменивались подарками в виде платков. Затем, всю свою жизнь замужняя женщина уже никогда не могла появиться без платка, не покрытая. Головной убор ее состоял теперь из повойника, сороки и уличного платка.

Далее отправимся в Турцию. Хотя Турция считается светским государством, но исламской одежде отдают предпочтение почти 20% молодых турчанок от 15 до 23 лет. Ношение хиджаба можно ассоциировать с подростковым бунтом, ведь они меняют одежду в более современном стиле на исламскую в знак протеста против очень вольных нравов в выборе одежды их сверстников. По мнению многих турецких женщин мусульманский платок придает уверенность в себе, чувство защищенности, поднимает самооценку и даже позволяет занять более высокое положение в турецком обществе.

Турчанки предпочитают такой вид хиджаба, как «тюрбан». Это платок, повязанный причудливым способом, часто декорированный аксессуарами, украшенный цветами и т.п. «Все чаще в стамбульских парикмахерских можно увидеть женщин в хиджабах, которые пришли туда не для того, чтобы сделать стрижку, а чтобы красиво «уложить» свой платок. В прайс-листах салонов красоты даже появилась графа «укладка тюрбана». Как правило, клиентки таких салонов ведут активную социальную жизнь и хотят, чтобы их внешний вид был презентабельным. Женщины придают своим платкам причудливые формы: закручивают, декорируют, украшают. Одной из первых женщин, которая стилизовала свой тюрбан, стала Хайруниса Гюль, жена нынешнего турецкого президента. Стиль первой леди Турции разрабатывал турецкий модельер, известный также и на Западе, Атил Кутоглу.

А это Паранджа? (синоним бурка, реже чадра) - женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности Центральной Азии и на Ближнем Востоке, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывавшей лицо волосяной сеткой - чачван.

Чадра (тур. ya?mak) - легкое женское покрывало белого, синего или черного цвета. Надевается при выходе из дома и закрывает фигуру женщины с головы до ног. Чаще всего вы ее можете увидет на фотографиях из Афганистана или Пакистана.

В регионе Аравийского полуострова женщины в основном носят абаи. Абая – это традиционная верхняя одежда арабских женщин. Она представляет собой тонкую мягкую, обычно черную, плащ-накидку, или похожа на свободное платье. Городские дамочки полуострова и Ближнего Востока одевают преимущественно черные абаи, отказавшись от ярких отделок и пестрых цветов. Они еще до знаменитой Коко Шанель, придумавшей маленькое черное платье, открыли силу черного цвета, его глубину, выразительность, таинственность, женственность и торжественность.

В Саудовской Аравии женская традиционная одежда богато украшена племенными знаками, монетами, бисером, нитями. Покидая дом, саудовская женщина обязана прикрыть тело абайей.

Абайя (араб. ????? ‎‎) - длинное традиционное арабское женское платье с рукавами. Не подпоясывается. Предназначена для ношения в общественных местах. Обычно чёрного цвета, но встречается также разноцветные. Часто абайя обильно разукрашена вышивкой, бисером, стразами. В некоторых арабских странах обязательная одежда мусульманок, надеваемая вместе с хиджабом или никабом.

А сейчас мы узнаем что носят мусульманки в Малайзии. Вообще исламский мир чрезвычайно консервативен, но в Малайзии любовь к ярким краскам все-таки смогла преодолеть строгость Ислама. И хоть все в рамках канона, тем не менее женщины выглядят ярко и празднично. Высокая мода и каждодневная одежда малаек конечно не одно и то же. Но общее представление о местных вкусах и обыкновениях можно составить.

В основе нарядов лежат фасоны баджу кебайя и баджу куронг. Баджу курунг — состоит из свободной блузы до колен с длинной юбкой, украшенной сбоку складками. Баджу курунг может быть сшит из традиционных тканей, например, батика или сонгкета. Часто дополнением к нему служит шаль селенданг или головной платок тудунг.

Что касается детей, то здесь не принято облачать девочек в традиционную одежду и головные платки. За исключением особо религиозных семей в штате Келантан, например. Тем не менее в коллекции были представлена и вот такая детская серия.

Кстати к слову, фото с показа мод в Малайзии. Модели здесь далеко не все малайки. Так что не удивляйтесь чартам лица и белизне кожи. Яркость расцветок и многоцветие для малайской одежды типично. Не только на подиуме, но и в обычной жизни.

А это национальный азербайджанский «хиджаб» .

К сожалению, сейчас там так мало кто ходит. Поэтому фото постановочные. Но суть костюма видна:

Теперь хотелось бы рассказать про никаб. Никаб — мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани черного цвета. Закрывает все лицо, кроме глаз. Состоит налобной повязки (полоски из плотной ткани, завязывающейся на лбу с помощью тесемок сзади) и пришитых к налобной повязке двух прямоугольных платков. Один платок пришивается к повязке снизу и лишь по краям - он должен ниспадать на лицо таким образом, чтобы оставалась прорезь для глаз. Второй большой платок пришивается без всяких прорезей - он должен полностью закрывать волосы женщины.

Никаб бывает не только черного цвета. он вообще может быть каких угодно цветов.

кстати если заметили -при никабе можно носить перчатки,а можно и не носить.

А вот такие фото мусульманки обожают ставить в качестве аватарок. По идее - это тоже никаб.))

Ислам - вторая по значению религия в республике Индия (после преобладающего индуизма). По имеющимся данным, в Индии живет 150 миллионов мусульман, которые составляют 14% от общего населения этой страны. Иначе говоря, численность мусульман в Индии превышает население большинства исламских государств, что говорит о том, что индийские мусульмане могут играть эффективную и влиятельную роль в этой стране и во всем исламском мире. Ислам имеет богатое прошлое на Индийском полуострове.



Ислам в Китае. По историческим запискам, ислам проник в Китай примерно в 7-м веке через мусульманских купцов, приезжавших торговать в Китай. По «Шелковому пути» и из-за моря Китай часто посещали арабские и персидские купцы-мусульмане. Вслед за распространением в Китае ислам постепенно принял китайскую традиционную культуру, и таким образом, возникла религия с китайской спецификой.

Исламский купальник - вот это последний писк мусульманской моды. Не так давно, не желая оголяться при людях, религиозные женщины старались избегать пляжей. Идя купаться, мусульманки целиком закрывают тело. На узенькую шапочку одевают костюм, сверху - накидку, что прикрывает женщину от шеи до щиколоток. Турецкие журналисты смеются над исламским купальным костюмом, и обзывают его глупым и безвкусным, хотя это вообще не сказывается на продажах.

Европа тоже не отстает в плане моды. Вот например Islamic Design House - британская компания, сделавшая невозможное. Дизайнеры этой фирмы совместили казалось бы несовместимые вещи и создали целую коллекцию очень удобных и практичных спортивных абай. (сама в такой хожу))).

А недавно в Германии появилась еще одно интересное и довольно-таки новаторская дизайнерская линия исламской одежды - Styleislam®. Ее создатель Мелих Кесмен. Все началось с футболки, которую он сделал для себя в время бунтов против карикатур на Пророка Мухаммеда (с.а.с.). Он напечатал на ней надпись: «Я люблю своего пророка». Поскольку он не мог идентифицировать себя с теми мусульман, которые сжигали флаги, протестуя так против карикатуры, он намеревался заявить о своем протесте творчески, но интеллектуально, чем и стала его футболка. Всякий раз, когда он был в футболке, к нему подходили люди и задавали вопросы о надписи на ней. Это и стало отправной точкой для создания Styleislam®, продукция которых пользуется растущей международной популярностью с тех пор. Эта линия одежды для всей семьи:

Муфтий Египта шейх Али аль-Джум’а (Даруль Ифтаа аль-Мисрийя) отметил, что в отличие от крестов, которые носят некоторые христиане, или головных уборов, надеваемых евреями, хиджаб - это не «символ» Ислама, правильное понимание заключено в том, что «Ислам приказывает совершеннолетней женщине носить хиджаб в качестве обязательной одежды для верующей».

Это часть религиозной практики каждой мусульманки. Современный хиджаб - это не «стандартное» широкое платье-балахон, а огромное разнообразие модных, красивых и при этом скромных вещей. Вы можете выглядеть привлекательно и современно, и при этом соблюдать правила Ислама. Кофты и кардиганы, блузы, туники, водолазки - все это должно быть в гардеробе мусульманки в наши дни. Широкая длинная юбка отлично сочетается с водолазками, кофтами различного фасона, кардиганами, туниками и блузами. К брюкам тоже можно без затруднений подобрать подходящий верх - например, красивая кофта с вышивкой, необычной отделкой, достаточно длинная и просторная будет прекрасно гармонировать как с классическими, так и с расклешенными брюками.

Хиджаб - это «естественная» одежда женщины. Как видим,его можно найти практически везде, в любом уголке мира, если не в наши дни, то в истории, в традиционных костюмах.

В Персии:

В Туркменнии:

Узбекистане:

Казахстане:

Дагестан:

В христианстве:

Ислам как самая совершенная религия подарил женщинам умеренный хиджаб, избегая всякой крайности в этой связи. Ислам полностью знает тонкости в характере женщин и мужчин и их психологические свойства. Поэтому он формулирует точные предписания для женского и мужского полов, в частности, предписывая действенные меры по сохранению их ценностного призвания в семье и обществе.

Российский востоковед и поэтесса Людмила Авиева говорит: «Хиджаб служит средством для защиты женщин от похотливых мужчин, которые рассматривают женщин как потребительский товар».

Британская исследовательница Льюджи говорит: «Не будет преувеличением сказать, что мусульманские женщины живут гораздо свободнее, чем европейские. Мусульманка свободна в настоящем смысле слова. Она знает, что такое свобода. Но сегодня, европейцы, впав в крайность в использовании свободы, «попали из огня да в полымя». Следовательно, хиджаб не только не противоречит свободе, но и приносит свободу».

Профессор Мортеза Мотахари говорит по этому поводу: «Соблюдение покрывала, установленное исламом для женщин, не означает, что женщины не имеют права выходить на улицу. Ислам не агитирует заключение женщины в домашнюю тюрьму. Хиджаб женщин в Исламе означает то, что женщины должны в общении с мужчинами покрывать свое тело, избегать кокетства и выставления себя напоказ.

Американский историк Уилл Дюрант в своей книге «История цивилизации» пишет: «Женщины на опыте осознали, что необузданность приносит им унижение и упреки. Они осознали, как дорого и ценно то, что человек ищет, но не находит. Исходя из этого, они начали обучать своих дочерей стыдливости». Некоторые биологи также признают наличие своего рода чувства стыдливости и застенчивости у человека, особенно у женского пола.

Опростоволоситься (устар.) – снять с себя головной убор; остаться с непокрытой головой; в русском крестьянском быту женщине снять с себя публично головной убор считалось неприличным. Ведь немного больше века тому назад по всей России для женщины считалось неприличным показывать волосы из-под головного убора или платка.

А сегодня в России идут нешуточные дебаты вокруг женской одежды или, если быть точнее, то вокруг так называемых хиджабов .

В учебных заведениях девочкам запрещают одевать платки и длинные юбки, а других отказываются брать на работу из-за их скромного вида. В большинстве своём жертвами данной ситуации становятся девушки-мусульманки.

Масло в огонь подливают высказывания разных региональных чиновников типа: «Раньше в Татарстане так не одевались»; «хиджаб - это не дагестанская одежда…»; «такой традиции не было в нашей стране» и т.д.

Но если просто заглянуть в историю нашей страны и изучить культурные традиции народов России, оказывается что все женщины на Руси носили одежду, которую сегодня принято называть словом «ХИДЖАБ». Иллюстрации к данной статье прекрасно об этом свидетельствуют.

Проблема в том, что не все понимают значение слова «хиджаб». Одни думают, что это – арабская одежда, другие – афганская чадра, и не многие знают, что слово означает «завеса» и любая одежда, которая закрывает тело женщины, кроме лица и кистей рук, является хиджабом.

Бывает и так, что даже закрытую одежду, соответствующую нормам Ислама, на улице не все назовут хиджабом.

Например, если девушка оденет зимнюю меховую шапку, из-под которой видно только лицо, шарфом закроет шею, оденет брюки под туникой, она, в принципе, будет в хиджабе. Или девушка в национальном славянском костюме идёт по улице и все восхищаются, но никто не знает что её наряд тоже классифицируется как хиджаб.

Получается, что как таковой проблемы с хиджабом в России не должно быть. В чём же тогда проблема? Или это чьё-то не желание видеть девушек, одетых скромно, носящих длинные юбки и покрывающих голову платками. Вопрос остается открытым…

Центральная Россия, Московская губерния

Если говорить о религиозной стороне вопроса, то форма одежды для мусульманки имеет очень большое значение. Согласно нормам Ислама, мусульманка должна покрывать своё тело при посторонних людях, разрешается открывать только лицо и кисти.

Для мусульманок требование опростоволоситься является жесточайшим нарушением прав, по другому это и не назовёшь. Если бы речь шла о каких-то желательных атрибутах, символизирующих отношение к религии, как ношение кулона в виде большого креста или же звезды Давида, то можно было бы в учебных заведениях их не носить. Но хиджаб – это обязанность, по отношению к которому не может быть альтернатив.

Девушка в русском национальном костюме

Для решения сложившейся проблемы предлагается возврат к школьной форме, работа по этому направлению уже идёт. Надеемся, что после того, как введут школьную форму, мусульманкам не запретят носить платки вместе с формой и брюки под юбкой с учётом национальных особенностей национальных республик, тем более о необходимости учитывать национальные особенности в регионах говорил и президент страны Владимир Путин.

Татарская национальная одежда


Северная Россия, Тверская губерния

Зарекалась вообще когда-либо поднимать тему ислама в отдельно взятом Египте. Но пришло время рассказать об одном из аспектов, сопровождающих проживание иностранок в АРЕ - о поголовном принятии ислама. Хотите знать ПРАВДУ? Вы же сами все видите, да? Каждая вторая в хиджабе. Надетом в двадцать пять, тридцать, пятьдесят лет. Каждая пятая внезапно становится исключительно религиозной, соблюдающей и всячески благообразной. Каждая десятая... Впрочем, все по порядку. Я впервые расскажу, почему так делается.


Дисклеймер: данный материал содержит исключительно персональное мнение по нижеизлагаемому вопросу. Не имеет отношения к исламу как религии, не подразумевает обобщения, не имеет отношения к богословской тематике. Не носит оскорбительного или официального характера, а также не характеризует каким бы то ни было образом нацию, религию или отдельных личностей. Создан для ознакомления с особенностями шариатских правовых основ светской конституции АРЕ.

Пролог

Муж мусульманин?
- Нет, я не замужем.
- Собираешься замуж за мусульманина?
- Нет.
- Так зачем тогда пришла?
- Принимать ислам, - тридцатилетняя Вера обстоятельно отвечала на вопросы «Единой исламской службы» в Санкт-Петербурге и пыталась понять, почему для вступления в ряды мусульман принципиально быть замужем или стремиться к брачным узам. А просто так, без мужика нельзя? Не принимают?

Шейх с сомнением покосился на барышню, чистыми синими глазами взиравшую на него в ожидании. И на всякий случай задал пару вопросов по исламскому этикету. Лучше бы этого не делать, когда умудренного опытом богослова поражает детальными рассуждениями дамочка, по виду только что выпорхнувшая из какого-нибудь средней руки офиса, это надо переваривать без ужина.

Впрочем, шейх не знал, что тем временем профессура МГИМО вовсю решает судьбу другой барышни, семнадцатилетней Ани, которая пришла на вступительные экзамены в хиджабе. Аня мечтала стать востоковедом-арабистом, самостоятельно по интернету начала обучение языку и грезила о карьере в каком-нибудь Катаре или Эмиратах.

Таким экземплярам в альма-матере радоваться должны, подрастают кадры, идеально подходящие для работы в "особых" странах, но конституционные, светские и просто жлобские стандарты категорически не разрешают принимать в стены института личностей, демонстрирующих принадлежность к какой-либо религии. В общем, или хиджаб сними, или иди в другой университет. Да, мы разбрасываемся ценными кадрами, такие мы редиски.

Аня и пошла. Через пять лет уехала в Катар, чтобы работать переводчиком при нефтяном короле. Он ее вместе с коллекцией хиджабов упер, завывая от нереального счастья. А кто еще будет с русскими разговаривать, как не улыбчивая барышня исключительно славянской внешности, только модно одетая по-мусульмански.

Первый период принятия ислама

В жизни русских девушек первое столкновение с исламом происходит обычно в подростковом возрасте. Страна, несмотря на нервные попытки рьяных богословов, остается светской и многоконфессиональной. Ислам - одна из официально признанных религий, а во многих регионах - преобладающая. Литературы в свободном доступе - больше чем достаточно. Ничего предосудительного в самой религии нет (не берем в расчет отдельно взятых баранов, которые способны любую идею извратить и превратить в жуть, в том числе, подорвав мечеть пророка Мухаммеда в Мекке - что стало последним доказательством наличия огромной пропасти между исповедующими ислам и радикальными исламистами).

В силу нерелигиозности и советского наследия родителей принятая при рождении конфессия, чаще всего православие, в голове не откладывается. И когда в подростковом возрасте начинаются поиски религии, методично перебираются щедро рассыпанные по прилавкам книжки. Каждая конфессия как на ярмарке райских облигаций старается поярче оформить свои рекламные проспекты, каждая старательно выпускает брошюры, высылает на бой с атеизмом терпеливых проповедников. К восемнадцати-двадцати годам, реже в более позднем возрасте "созревают" все, кто долго и упорно занимался поисками ответов на метафизические и сакраментальные вопросы.

РПЦ умудряется радикализмом и засильем бешеных попов отвадить от себя огромную часть потенциальной паствы. Одни бабушки чего стоят со своими обрядными суевериями: не бери свечку левой рукой, это грех! Ты чего ее поджигаешь от другой? Это грех! Да зачем ты вообще в церковь зашла, профурсетка?

Молодежь, ищущая логику в мировой несправедливости, обращается туда, где не будут так громко шипеть с порога. И где богословы могут объяснить чуть больше, чем покачивающийся от кагора и плотной трапезы поп, у которого на каждый второй вопрос ответ один: "Выброси из головы ересь, это все от лукавого, пути господни неисповедимы!"

Так пополняются ряды молодых мусульман, католиков, буддистов, кришнаитов, адвентистов и, если не повезет, отчаянных атеистов.

Дорога на Восток

"От меня в метро шарахались", - объясняет мне Аня, приехавшая в Каир с катарской делегацией. У нее перерыв, и мы сидим в Старбаксе, угощаясь гигантскими порциями мегасладкого карамального латте. - "Любая женщина в хиджабе для москвичей - это как прокаженная".

Аня не держит зла на бывших соотечественников, она прекрасно понимает, какой имидж создали всем мусульманам мира гашенные на голову шахидки. Имеющие к религии такое же отношение, как слон к морковным котлетам. Но после множества событий, так или иначе связанных именно с образом мрачной женщины в хиджабе в Москве стало невыносимо жить.

"Со всех сторон до меня докапывались. За день, можно было спорить на сотку, обязательно минимум пять человек прямо на улице подойдет и спросит что-нибудь в духе "а вы мусульманка, да? С таким лицом, как будто я бородатая женщина, и у меня интересуются, настоящая у меня растительность на щеках или с утра обстоятельно наклеила".

В аэропортах к ней особенно активно придирались. Допрашивали. Пару раз заставили опоздать на рейс. В паспортном столе, несмотря на наличие закона, позволяющего фотографироваться в хиджабе, уперлись и попросили принести справку о принятии ислама, заверенную чуть ли не в МИДе. Хотя права не имели.

Аня сказала, что уехала бы жить на мусульманский Восток, даже если бы не планировала изначально работать именно в Катаре и именно в нефтяной сфере. Просто потому что в регионах, максимально исповедующих ислам, ее образу никто бы не удивлялся. И жить проще.

Вера уехала в Египет. В тридцать пять. Не по зову души и не из-за гонений со стороны соотечественников. Как говорится, случайность. Вера поскользнулась на ступеньке бассейна, неудачно упала и разбила ногу с повреждением крупного сосуда. Море крови, визг, трясущийся от страха отельный доктор, не знавший, что делать, и мееедленная египетская скорая...

Владелец отеля, уже неоднократно получавший жалобы на тупую конструкцию этих самых ступеней, уже пару лет чесал обширную лысину на тему перепланировки. Но мозгов египетской инженерии не хватало на толковые предложения. Вера, пока скучала в клинике (на всякий пожарный оставили на пару дней), изобразила детальный чертеж новых установок. Отельер был сражен наповал. И Веру буквально выцарапал на должность главного инженера и менеджера по качеству. Через год уже замахнулся на строительство аквапарка, который никак не мог доверить египтянам без должного инженерного технадзора.

Будущий муж Веры был сильно удивлен, узнав, что его супруга - уже давно и прочно мусульманка, и лет семь как имеет соответствующий сертификат из петербургского представительства единой службы ислама в России.

"Русским мусульманкам фактически приходится уезжать из России в поисках мужа, - поясняет мне Вера, с которой мы уже в Хургаде балуемся нубийским чаем на набережной, - По религиозным канонам женщина-мусульманка не может выйти замуж за представителя другой конфессии. А женихов где искать? Ну теоретически в Казани, например. Или в Уфе. Но ты можешь себе представить москвичку или петербурженку, которая поедет в Татарстан или в какой-нибудь, паче чаяния, Узбекистан искать себе пару? Не поймут же. С арабами проще. И выбор богаче". Все просто.

"А у тебя просто нет выбора"

Это у вас в России свобода совести, будь хоть буддистом, хоть иеговистом, главное, УК соблюдай, - объясняла мне Елена, русский юрист в Каире. - В Египте не так, здесь необходимо в каждой бумажке указывать религиозную принадлежность. Это важно, так как для представителей различных конфессий действуют разные нормы права. Например, христиане не могут развестись, а мусульмане хоть три раза на дню, если деньги есть. Эти моменты указываются в содержимом брачного контракта, который заключается при свадьбе. Тоже обязательное условие при международном браке.
- Лен, ну я не христианка и не мусульманка. А в синагогу даже с экскурсией ни разу не заходила.
- Это никого тут не волнует. Если ты собираешься замуж за египтянина, тебе надо принадлежать официально к одной из трех конфессий: мусульманской, христианской или иудейской. Тебе не принципиально, кем быть?
- Мне лично вообще по большому счету все равно, кто я де-юре.
- Тогда пиши, что мусульманка.
- Почему?
- А конституцию кто составлял, напомни мне? - прищурилась Елена.
Вопрос был с подвохом: последний раз "главный документ страны" менялся при правлении Мохаммеда Морси, представителя рьяной касты запрещенной ныне радикальной группировки. А тогда ничего, президентствовал. И за год своего правления умудрился полностью переосмыслить содержание государственных законов, вылепив из конституции почти что свод шариатских правил. Что вызвало немало гражданских волнений в 2015 году, однако документ был принят, и пришедшие к власти вояки не спешат эти законы менять. Согласно некоторым особенностям конституции и шариатских правил, действующих в суде, "если пофигу, что выбирать", действительно стоило предпочесть мусульманскую, а не христианскую сторону...

Я взяла паузу. Даже для "де-юре" нужно было основательно подумать. Настолько ли мне важно это долбанное замужество, чтобы ради него городить такой огород, в котором мне же потом всю жизнь грядки пропалывать? Тем более, я неоднократно видела последствия поспешных шагов "ислама ради хабиба". Окончательно запутавшись в мыслях, написала махараджам махачкалинской "епархии"...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Преамбула
Продвижение хиджаба в светском и многоконфессиональном Российском обществе - это попытка его раскола по религиозному признаку

Тема ислама изрядно перегрета как в средствах массовой информации, так и в обществе - и отнюдь не в положительную сторону . Связано это с продолжающимися последние лет 20-25 боевыми действиями, проводящимися по всему миру бородатыми людьми под тем или иным вариантом исламского знамени. Верными спутниками поступающей информации об этих «правоверных борцах» являются черный цвет, большие неряшливые бороды мужчин, головные уборы женщин-мусульманок, крики «Аллаху акбар!», разрушения и смерть.

В свете происходящего, среднестатистическому россиянину очень сложно сформировать к исламской атрибутике положительное отношение. Безусловно, все понимают, что во всех религиях и у всех народов есть негодяи и хорошие люди, но человек ничего не может противопоставить шквалу поступающей ему ежедневно негативной информации связанной именно с мусульманской тематикой. В голове у каждого человека, как в кино, проносятся аналогии между агрессивной настойчивостью и активностью поборников джихада в массмедиа и исламом как религией «вообще». Ислам? Мусульмане? Значит будут кричать, уличать в не толерантности и требовать , а если в чем-то не согласишься - могут разрушить твой быт или жизнь. Поэтому, любой мусульманский атрибут воспринимается настороженно и без радушия.

Ислам за пределами России и агрессия почти уже стали синонимами

В массовой информации в России с настойчивой периодичностью всплывает тема ношения мусульманками хиджаба. Дескать нам надо, мы требуем, мы хотим, дайте-разрешите: без этого атрибута мусульманка не мусульманка, ислам - наполовину ислам, обидимся и не будем дружить и т.д. и т.п. Такое впечатление, что активные представители российского ислама не улавливают настроение в умах и душах не мусульман. Они настолько воодушевлены и ослеплены самим фактом расширения сферы влияния своей религии, что легко и незаметно для самих себя становятся на путь навязывания своего образа жизни - куй железо пока горячо! И именно в этот момент хиджаб становится камнем преткновения.

Строго говоря, хиджаб, в современном его внешнем виде и идеологической наполненности, не характерен для российского ислама. Например, Ислам Бердиев, руководитель отдела мусульман республики Карачаево-Черкесия на территории Ставрополя, сказал в телефонном интервью для РИА «Новости»: «Мы сами против того, чтобы наши женщины носили хиджабы, такой вид одежды носят женщины в арабских странах , но он не является традиционным для народов Кавказа». Получается, что в российский ислам кто-то привносит арабскую составляющую, а значит происходит тихая и вкрадчивая арабизация российского ислама и российских мусульман.

Происходит арабизация российского ислама и российских мусульман

Кому и зачем это надо? Не в пору ли говорить о попытке неких внешних сил переформатировать религиозную культуру , ментальность и стереотипы мышления российских мусульман?

Говоря более точно, мода на хиджаб в российский ислам пришла из таких стран как Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Как ни покажется странным, но именно эти две страны являются последовательными политическими сторонниками США - главного геополитического противника России. Причем, именно Саудовская Аравия была триггером для развала СССР путем резкого демпинга на нефтяные цены по просьбе Вашингтона. Эти две страны - совсем не друзья России. Более того - Саудовская Аравия это страна в которой основной религией является ваххабизм, так всем хорошо известный по военным телерепортажам из стран Востока. Ваххабизм известен своей непримиримостью и жестокостью к инакомыслию среди мусульман-единоверцев и другим религиям.

Современная исламская мода идет в Россию из недружественных ей стран

Почему вдруг именно сейчас тема хиджаба стала восприниматься российским исламским духовенством и обществом как нетолерантность и угроза исламу? Что может быть результатом арабизации исламской культуры в России в столь сложный период сплошных войн на Ближнем Востоке? Кто, используя ангижированность темы ношения хиджаба, раскручивает механизм противостояния в российском обществе?

На фоне ослабления позиций православия в России и христианства в мире «вообще», последовательная настойчивость исламских активистов в продвижении их образа жизни и внешнего вида в светской России очень похожа на перехват инициативы в религиозном влиянии на российское общество. Мало того что это очень похоже на перехват, так он еще и осуществляется по не российским традициям и арабским лекалам . «Хиджабизация» становится очень похожа на средство достижения цели в таких широко известных политических методиках как «метод салями» и «окна Овертона». Когда переформатирование общества, его ценностей и образа мышления производиться исподволь, посредством незначительных на первый взгляд вещей, с помощью постепенных маленьких уступок и последовательного снятия эмоциональных и социальных табу.

Задача одна - изменить в нужном себе аспекте целевое общество

Особо следует понимать отношение русских к такой «тихой» арабизации российского ислама. И связано это, ни много ни мало, с темой украинизации и украинства. Последствия украинства как образа жизни и украинизации как средства достижения этой цели очень хорошо знакомы русским. Ибо с помощью этого, внешние страны в лице Польши, Германии и Австрии осуществили раскол русского общества изнутри . Незаметно навязав «нерусскость» русским живущих на окраине России они преследуют своей целью дробление на маленькие куски и ослабление большого русского народа. Начиналось все с незначительных мелочей 150 лет назад.

Именно поэтому, настойчивое навязывание хиджаба, как метод арабизации российского ислама, становится очень похожим на украинизацию окраин России начавшуюся в 19 веке. Такое вот «своевременное» привнесение не свойственной российскому исламу культуры напрашивается на аналогию - сделать российских мусульман «не российскими» . Ну а потом, как в случае с нынешней гражданской войной на Украине, использовать мусульман России как таран против российской государственности, но только не снаружи, а изнутри.

Арабизация российского ислама - это таран против российской государственности

С этой точки зрения, настойчивость в «хиджабизации» расценивается русскими как попытка «второй украинизации». Ведь русские уже ощутили на себе один раскол: они потеряли часть своего народа и часть своей территории . Теперь русским вполне резонно представляется, что хиджаб это источник первоначального раскола российского общества. Этот раскол даст трещинку, в которую хлынет набор требований по следующим уступкам. Таким образом незначительный на первый взгляд факт осуществит раскол российского общества на мусульман и «не мусульман».

А любой социально-нравственный раскол в обществе является питательной средой для последующих попыток уничтожения государства - как это сейчас происходит на Украине, где псевдоправославные униаты греко-католики активно атакуют православие и разжигают межнациональную ненависть.

ФОТОГРАФИИ КОЛЛЕКЦИИ ШАБЕЛЬСКИХ ИЗ СОБРАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

2. Северная Россия, Архангельская губерния

3. Северная Россия, Архангельская губерния

4. Северная Россия, Архангельская губерния

5. Северная Россия, Новгородская губерния

6. Северная Россия, Архангельская губерния

7. Южная Россия, Тульская губерния

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКИХ ЖЕНЩИН XIX - НАЧАЛА XX В.В.

8. Северная Россия, Архангельская губерния

Традиционный русский костюм в XIX в. на фоне европейской культуры представлял собой самобытное явление. Женская традиционная одежда была чрезвычайно разнообразна, но главное различие заключалось в особенностях севернорусского и южнорусского типов костюмов. Эти два комплекса одежды были основными и бытовали на большинстве территорий России.

9. Северная Россия, Архангельская губерния

Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян. Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику. В XIX веке шло его проникновение в южные губернии России.

10. Северная Россия, Вологодская губерния

Праздничные рубахи для сарафанного комплекса изготавливали из дорогих покупных тканей: полупарчи, шелка, кисеи (15, 22). Их шили с широким, длинным, почти до пола, рукавом, который сужался внизу. На большинстве фотографий Н.Л. Шабельской, запечатлевших одежду северных и центральных губерний России, можно видеть, что такой рукав сосбаривался на руке, и это придавало ему большую пышность. Запястья поверх рукавов нередко украшали накладными манжетами из картона, покрытого дорогой тканью: бархатом или шелком, - вышитой золотной нитью, рубленым перламутром, жемчугом (3, 5, 6). Иногда в рукаве, в области запястья, делалось отверстие для кисти, и тогда конец рукава ниспадал до пола (13, 60, 62). На Русском Севере такими делали свадебные рубахи: просватанная девушка, причитая об уходящей девичьей воле, ходила по избе и размахивала длинными рукавами. Самобытными были праздничные рубахи Нижегородской губернии: здесь их шили из тонких хлопчатобумажных тканей белого цвета, с двойным сужением на рукаве, выше и ниже локтя (19).

11. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Сарафаны имели несколько типов покроя. С рубежа XVIII-XIX вв. наибольшее распространение получил косоклинный распашной сарафан (9, 11, 13, 31, 40, 47, 52). Его шили из двух передних и одного заднего полотнища, с косыми клиньями по бокам. Спереди полы застегивались сверху донизу на множество пуговиц с воздушными петлями. В некоторых локальных традициях полотнища сарафана собирались в вертикальные складки, образуя плиссе (3).

12. Южная Россия, Тульская губерния

Распашные сарафаны изготавливали из самых разных тканей домашней и фабричной выработки. Однотонные сарафаны из холста, кумача, китайки украшали по подолу и вдоль распаха хлопчатобумажной или шелковой тесьмой (45, 60). Сарафаны из полупарчи, бархата, разных видов шелков декорировали позументом или золотным кружевом (2, 6). К середине XIX в. повсеместно у русских стал популярен сарафан, который назывался «прямым», «круглым» или «московским» (5, 10, 14, 15, 17, 29, 43, 56). Он изготавливался из нескольких полотнищ ткани, сшитых и собранных наверху в сборку, которая обшивалась по кругу тесьмой; узкие лямки пришивались на груди и спине. Круглые сарафаны, как и косоклинные, шили из разнообразных домашних и покупных тканей.

13. Центральная Россия, Ярославская губерния

Обязательным элементом костюма обычно являлся пояс, обхватывающий сарафан по талии (12, 43, 45, 47), но нередко, чтобы уберечь дорогостоящую ткань от трения и порчи, пояс повязывали по рубахе под сарафаном.

14. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Поверх сарафана надевали передник (62) или другую нагрудную одежду разных видов. Распашная однобортная одежда на узких или широких лямках, имевшая несколько типов покроя, называлась «душегреей» или «коротёной» (4, 5, 10, 15, 17, 29, 52, 55). Эта одежда была известна еще в ХVI -ХVII вв. в боярской и купеческой среде. Душегреи изготавливали, по большей части, из дорогих фабричных тканей: бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка - и украшали полосами позумента, бахромой из металлической нити, меховой опушкой; бархатные душегреи декорировали с помощью золотного шитья. С сарафанным комплексом носили также распашную однобортную одежду с длинными рукавами, известную в городской среде еще в XVII в. и называвшуюся «шугаем» (18, 20, 24, 50, 51, 57, 63, 65). В XIX в. шугаи шили разной длины: до начала или середины бедра, до колена. У шугая имелся широкий круглый воротник, нередко он был накладным. Обычно шугаи изготавливали из парчи или дорогих узорных шелковых тканей со сложной фактурой. Края воротника, нижнего края и рукавов украшались бахромой из металлических нитей. Шугаи могли подбивать ватой и, реже, мехом.

15. Северная Россия, Архангельская губерния

Для холодной погоды существовали такие виды одежды, как «епанечка» - недлинная накидка без рукавов (8); шубка или кафтан (25, 28, 56); подбитая мехом шуба (26, 64). Для тепла использовались также накладные меховые воротники (1, 24, 64, 65). На голову надевали меховую шапку с платком (25).

16. Северная Россия, Олонецкая губерния

Девушки в комплексе с сарафаном носили открытые сверху головные уборы типа повязки (15, 21) или венца (2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 14, 16,17). Такие головные уборы зачастую имели налобные поднизи из жемчуга или рубленого перламутра, а сзади от них по спине спускались лопасти из дорогих материалов (3). В некоторых местностях существовали специальные венчальные головные уборы, которые по своему типу были девичьими: такова, например, вологодская «коруна» (10). Женщины, преимущественно молодые, носили твердый головной убор, называемый «кокошником». Кокошники были очень разнообразны по конструкции, форме и характеру украшений, но всегда плотно охватывали голову женщины и закрывали волосы (1, 8, 22, 24,26, 28, 29, 31, 42, 43, 46, 47, 50, 52, 53, 55, 64, 65). К очелью многих кокошников обычно крепилась налобная сетка-поднизь из жемчуга или рубленого перламутра. Из тех же материалов делались височные украшения, спускающиеся от головного убора (50, 57). Изготовлением кокошников занимались мастера-специалисты в городах, торговых селах, при монастырях. Материалами для изготовления и отделки служили дорогие ткани: парча, бархат, шелк - а также позумент, жемчуг, перламутр, металлические вставки со стеклом и камнями, фольга. Кокошники часто украшали в технике золотного шитья. В некоторых локальных традициях бытовали также мягкие головные уборы типа «сороки», с жесткой основой внутри «кичкой» (56, 57, 60, 62, 63). Девичьи и особенно женские головные уборы зачастую носили с платком, шалью, головным покрывалом из кисеи или шелка (16, 18, 21, 27, 28, 44, 52, 53, 63). В качестве головного убора могли использоваться один или два платка. Как правило, это были платки из шелка, обильно украшенного золотным шитьем (20).

17. Северная Россия, Тверская губерния

В комплексе с сарафаном чаще всего носили кожаную обувь, но в некоторых местах использовали и плетенные из лыка лапти, если костюм был из тканей домашнего производства (40).

18. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Девушки и молодые женщины, наряжаясь в праздничный костюм, обязательно использовали украшения: серьги (11, 22, 31, 43, 58, 60) и ожерелья из рубленого перламутра (5, 16, 22, 29, 58 и др.), стеклянные бусы (1, 39, 40, 45, 60), металлические цепи (46) и гайтаны из бисера, иногда с крестами (12, 30, 62). Специфическими являются такие севернорусские шейные и нагрудные украшения, как «ошейник» на жесткой основе (24, 31) и мягкий «язык» типа манишки (50), декорировавшиеся золотным шитьем, жемчугом, стеклянными вставками. Сугубо девичьими украшениями были «косники», которые вплетались в конец косы. В северных и центральных губерниях России они представляли собой твердую подвеску треугольной или сердцевидной формы из дорогих тканей, с внутренней прокладкой из холста или картона. Поверхность косников расшивали золотной нитью, перламутром, жемчугом, металлической бахромой, кружевом (2, 6, 10, 11, 15).

19. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Типичным праздничным аксессуаром костюмов девушек и молодых женщин была «ширинка» - квадратный или прямоугольный кусок холста или шелка, украшенный вышивкой (5, 11, 14, 16, 31, 50, 63).

20. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Более архаичным, чем сарафанный, являлся комплекс одежды с понёвой - поясной одеждой, которую носили только замужние женщины. Ученые считают, что основные элементы этого комплекса - рубаха, понёва и сочетающийся с ними головной убор - входили в состав женского костюма уже в VI-VII вв., в период существования древнерусской народности. В XIX в. костюм этого типа бытовал в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской - и частично в центральных и западных губерниях: Московской, Смоленской.

21. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Для комплекса с поневой, по большей части, была характерна рубаха с косыми «поликами» - трапециевидными плечевыми вставками, которые спереди и сзади имеют вид треугольников (36), но все же встречались рубахи и с прямыми поликами, что более характерно для северной традиции (34, 59).

22. Северная Россия, Новгородская губерния

Рубахи изготавливали из льняного или конопляного домашнего холста; в XIX в. при шитье частично использовали фабричные ткани. Праздничные рубахи украшались на плечах, вокруг ворота, на рукавах и подоле. Декор в зависимости от локальной традиции выполнялся в разных техниках: вышивка, узорное тканье, нашивание лент, аппликация, - а также с помощью комбинирования разных приемов. Техника декора рубахи, его орнаментика и место расположения являлись четким маркером каждой локальной традиции.

23. Южная Россия, Рязанская губерния

Понёвы шили из домашней шерстяной клетчатой ткани простого полотняного переплетения. Преобладали поневы в синюю клетку, но были также и в черную и реже - в красную клетку. Поневы почти каждого села или группы сел имели свои отличительные особенности в размере и форме клетки, в сочетании цветов, в декоре. Реже встречались также поневы в горизонтальную полосу или с другим орнаментом и однотонные, отличавшиеся более сложными техниками тканья. По конструкции различались два основных типа поневы: распашная из трех сшитых полотнищ, собранных на вздержку для крепления на талии, и с прошвой, напоминающей обыкновенную юбку на вздержке, только при ее изготовлении, кроме полотнищ из клетчатой ткани, использовалось одно полотнище из однотонной ткани темного цвета, чаще всего хлопчатобумажной фабричной (7, 41). При надевании поневы прошва находилась впереди или чуть сбоку; обычно ее не было видно под передником. Праздничные поневы, особенно молодых женщин, по подолу и на стыках вертикальных швов ярко украшали (35, 61). В зависимости от локальной традиции для декора использовали полосы кумача, шелковые ленты, тесьму, позумент, металлическое кружево и блестки, вышивку разноцветными шерстяными нитками и стеклярусом. Декор поневы и его количество зависело от ситуации, при которой надевался костюм. У каждой женщины были комплексы одежды на случай великих, больших и малых праздников; для нескольких дней свадьбы, для разных степеней траура, на смерть. В целом, готовясь выйти замуж, девушка готовила на будущее до 10 - 15-ти комплексов одежды.

24. Северная Россия, Новгородская губерния

В костюме с поневой, согласно местной традиции, носили один, два или несколько поясов. Способы их повязывания были разными: спереди прямо или сбоку, по бокам, сзади.

25. Северная Россия, Тверская губерния

Затем надевали передник и/или верхнюю нагрудную одежду (34, 35, 41, 49). Передники шили из домашнего холста или из покупной ткани. Праздничные передники богато украшались вышивкой, узорным тканьем, нашивками из покупных тканей, тесьмы, кружева.

26. Северная Россия, Тверская губерния

Южнорусская нагрудная одежда, имевшая в разных локальных традициях свое название (навершник, нагрудень, насов, шушка, шушпан, шушун), по своему происхождению является очень древней (33, 35, 37, 41, 49). Чаще она бывала туникообразного покроя. В южнорусских губерниях нагрудную одежду шили до талии, до бедер или до коленей; с длинными или короткими рукавами или вовсе без них; глухой или распашной. Обычно для такой верхней одежды использовали материалы домашней выработки: белый или окрашенный в синий цвет холст; шерстяную ткань белого, горчичного, красно-коричневого или черного цвета; белое или черное сукно. Праздничная нагрудная одежда украшалась клиньями и нашивками из кумача, вышивкой, позументом, блестками, бахромой, полосами узорного тканья, прошивками из коклюшечного кружева.

27. Центральная Россия, Нижегородская губерния

Головные уборы, входившие в костюм с поневой, состояли из трех или более деталей и имели самую разнообразную форму. Форму всему головному убору придавала внутренняя твердая основа из простеганного холста, которая называлась «кичка». Наиболее ранние по происхождению кички имели форму рогов (23, 49), но в XIX в. были распространены также кички в форме конского копыта, лопаты, седла, котелка, овала и др. На кичку сверху надевался собственно головной убор, представляющий собой чехол по форме основы. Он назывался чаще всего «сорокой» и изготавливался из украшенного вышивкой холста или покупных тканей: кумача, бархата, шелка, шерсти. При соединении боковых частей сороки головной убор приобретал форму закрытой шапочки (32, 40, 48, 49, 59). Очелье сороки украшалось вышивкой (36, 40, 45), золотным шитьем (23, 48, 49, 59), блестками, шелковыми лентами (7). Сзади, прикрывая затылок и шею, крепилась деталь, которая называлась «позатыльник» (33). Его изготавливали из ткани или из бисерной разноцветной сетки на тканевой основе. Нередко в состав головного убора входила полоса ткани украшенная позументом, золотным шитьем или бисером. Эта полоса накладывалась на лоб, верхний ее край заходил под сороку; называлась она «налобником» (7, 32, 59). К позатыльнику или налобнику крепились височные украшения из бисера, шелковой или шерстяной нити, длинные или не очень (23, 40, 59). До середины XIX в. головной убор дополнялся холщовым полотенцем, украшенным вышивкой (23, 40). Позже вместо полотенец стали использовать платки и головные покрывала (48).

28. Северная Россия, Тверская губерния

С поневным комплексом носили кожаную обувь, с шерстяными чулками, вязанными до колена, или лапти, плетенные из лыка, с онучами (33,35).

29. Северная Россия, Тверская губерния

Девушки и женщины праздничный костюм дополняли различными украшениями. В ушах носили серьги; исключительно южнорусским наушным украшением являются «пушки» из гусиного пуха, которые крепились к ушам или к головному убору (23, 36, 37, 49). Шейные и нагрудные украшения делали преимущественно из бисера (12, 37), лент (7, 48); популярны были также бусы, которые носили по много низок и нередко вместе с украшениями другого типа (36, 40).

30. Центральная Россия, Костромская губерния

В областях бытования поневного комплекса девушки до свадьбы ходили в лишь рубахе и верхней нагрудной одежде; в некоторых местах в качестве девичьей одежды получил распространение сарафан, а головной убор, как и везде у русских, являлся открытым (12, 37).

31. Северная Россия, Олонецкая губерния

На фоне двух основных типов русского костюма, с сарафаном и поневой, существовали и другие комплексы женской одежды, имевшие узкое локальное распространение. Одним из таких является наряд с полосатой юбкой (38, 42, 54).

32. Южная Россия, Рязанская губерния

Этот комплекс женской одежды включал в себя рубаху, шерстяную полосатую юбку, передник, пояс, нагрудную одежду, головной убор типа кокошника. Такой костюм в XIX - начале XX в. носили женщины в тех селах Воронежской, Калужской, Курской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тульской губерний, где жили потомки однодворцев - служилых людей, присланных в ХVI - XVII вв. для защиты южных границ Русского государства. Во все эти места комплекс с полосатой юбкой был принесен из граничащих с Белоруссией, Польшей и Литвой западнорусских районов, откуда вербовались служилые люди.

33. Южная Россия, Рязанская губерния

Отличительной особенностью однодворческих рубах были широкий отложной воротник, широкие рукава, собранные в сборку у запястья, с пришивньми или накладными манжетами в виде длинной оборки из шелковых лент и покупного широкого кружева. Рубахи шили из белой мелкоузорной домашней ткани или покупного красного кумача.

34. Южная Россия, Рязанская губерния

Юбку изготавливали из пяти-семи полотнищ домашней шерстяной ткани в яркую полосу: красную, белую, зеленую, синюю. Кое-где ее украшали аппликацией из черного плиса, вышивкой крупными стежками шерстяными нитками.

35. Южная Россия, Рязанская губерния

Поверх юбки по талии повязывали широкий, до 30 - 40 см, пояс домашнего тканья из шерстяных ниток. Пояса обычно бывали полосатые или с абровым орнаментом, ярких цветов. Реже встречались однотонные пояса, обильно вышитые разноцветными шерстяными нитками (54).

36. Южная Россия, Рязанская губерния

Нагрудная одежда в комплексе с полосатой юбкой по типу являлась жилеткой и называлась «корсеткой». Ее шили из черного плиса или из другой дорогой фабричной ткани. Спереди или сзади корсетку украшали вышивкой из разноцветных ниток или выкладывали по фону ткани орнамент из яркой тесьмы.

37. Южная Россия, Тульская губерния

Головным убором служил твердый кокошник из позумента в форме, приближающейся к цилиндрической (38, 54). На Смоленщине в качестве головного убора использовали полотенце (42).

38. Южная Россия, Курская губерния

В однодворческом костюме очевидно сочетание элементов разных комплексов одежды: западного (юбка, рубаха, нагрудная одежда), южного (широкий тканый пояс, нагрудные украшения из бисера, лент и наушные «пушки» из гусиного пуха), северного (жесткий головной убор).

Сегодня мы с большой душевной теплотой представляем издание редких фотографий из довольно большого свода любовно собранных Натальей Шабельской и хранящихся в Российском этнографическом музее.

39. Южная Россия, Пензенская губерния

Читатель, открыв это собрание, сможет взглянуть на лица русских красавиц, позировавших в костюмах, которые скорее можно назвать произведениями искусства последней четверти XIX века, а не просто портняжным мастерством.


40. Южная Россия, Курская губерния

41. Южная Россия, Рязанская губерния

42. Западная Россия, Смоленская губерния

43. Центральная Россия, Владимирская губерния

44. Центральная Россия, Московская губерния

45. Южная Россия, Пензенская губерния

46. Южная Россия, Пензенская губерния

47. Южная Россия, Курская губерния

48. Южная Россия, Тульская губерния

49. Южная Россия, Тульская губерния

50. Северная Россия

51 . Южная Россия, Орловская губерния

52. Северная Россия, Тверская губерния

53. Центральная Россия, Костромская губерния

54. Южная Россия, Курская губерния

55. Центральная Россия, Костромская губерния

56. Центральная Россия, Ярославская губерния

57. Центральная Россия, Калужская губерния

58. Северная Россия

59. Южная Россия, Тульская губерния

60. Северная Россия, Тверская губерния

61. Южная Россия, Воронежская губерния

62. Центральная Россия, Московская губерния

63. Центральная Россия, Московская губерния

64. Центральная Россия, Владимирская губерния

65. Центральная Россия, Костромская губерния