Маленькая нога в китае. Древние традиции: китайские «лотосовые ножки» как гарантия счастливого замужества

Описание: Лотосовые ножки являлись основным объектом гордости девушек в Китае средних веков. Несмотря на жуткие муки, которые им приходилось терпеть, мало кто отваживался воспротивиться обряду. Но известны случаи, когда девушки сами приступали к калечащему бинтованию собственных ног.

Про легендарные «лотосоподобные ножки» китаянок слышал практически каждый. Большинство людей этот обычай бинтования ног, который в действительности сродни методам компрачикосов, видит обыкновенным бинтованием ножек, вследствие чего они больше не растут, сохраняя детский размер и форму. Однако такое представление весьма далеко от реальности: древность изобиловала разными методами, из-за которых стопы деформировались ужасающим образом.

История появления обычая

Этот древний ритуал бинтования стоп девушек принято относить к средневековью Китая, но достоверно неизвестен период появления этого ритуала. Предания гласят, что некая дама, по фамилии Ю, была знаменита своей грацией и высоким владением искусством танца. К одному из своих выступлений эта артистка сделала туфельки, напоминающие цветы лотоса, а их размер был столь маленьким, что от силы вмещал несколько сантиметров. Дабы поместиться в туфельки, Ю обмотала стопы полосами шёлка. Именно в таком виде дама предстала перед публикой. Её крошечные шажочки, колебания тела не просто превратились в легенду, а также заложили фундамент многовекового обычая.

Удивительная стойкость такого жестокого ритуала поясняют стойкость культуры Китая, что хранил собственные устои не одно тысячелетие. Специалисты подсчитали, что за последнюю тысячу лет, которая прошла с мгновения зарождения традиции, через ритуал «бинтования ног» прошло порядка 1 млрд дам. Ведь идеальная красавица средневековья обязана была обладать ножками, напоминающими бутоны лотоса, иметь семенящую походку и покачивающуюся на ветру фигуру. Лишь такая девушка могла рассчитывать на удачное замужество.

Как проходил ритуал бинтования?

В Китае средних веков малышкам начинали забинтовывать стопы с четырёхлетнего возраста, поскольку новорождённые девочки ещё не могли претерпевать страдания от сдавливающих бинтов, калечащих их ступни. Итог таких страданий: к десятилетнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», размер которой редко превышал 10 см. Далее ещё на протяжении 2-3 лет они учились искусству «взрослой» ходьбы и лишь после этого обретали статус девушки «на выданье».

Размеры ноги являлись значительным критерием для заключения браков. Девушки со здоровыми, однако «большими» стопами постоянно претерпевали унижения, поддавались насмешкам, как простолюдинки, которые вынуждены работать в полях, а значит, не могли позволить себе бинтовать ноги. Если попытаться описать сам процесс, то он выглядел приблизительно так:

  1. Предварительно стопы китаянок отмачивали в тёплом травяном настое либо крови животных.
  2. Далее ножки бинтовались полосами ткани до тех пор, пока пальцы не примыкали к подошве.
  3. На следующем этапе стопы бинтовались горизонтально, дабы прогнуть их наподобие лука.

С течением времени ступня дальше не росла в длину, однако она выпирала вверх, таким образом формируя треугольник. Такая форма стопы лишала девушек прочной опоры, и они были вынуждены раскачиваться во время ходьбы, подобно воспетой в лирике иве. Однако это не пугало девушек и некоторые из них, желая максимально уменьшить стопы, не пренебрегали костоломством. Порой их передвижение было настоящей проблемой, поэтому они были способны перемещаться только с посторонней помощью. Если у дамы получалось ходить самой, то ей, по сути, доводилось ступать на внешнюю сторону подогнутых под стопу пальцев. Пятка, внутренняя арка стопы такой дамы зачастую выглядели как подошва.

На ногах у прошедших бинтование китаянок формировались практически каменные мозоли, ногтевые пластины врезались в кожу, ступня истекала кровью и гноилась, а кровоток в стопах почти прекращался. Такие дамы хромали в процессе ходьбы, опирались на палку либо нуждались в помощи других людей. Дабы избежать падения, женщинам приходилось делать мелкие шажочки. По сути, любой такой шаг являлся падением, избежать которого китаянке удавалось, лишь мгновенно предприняв другой шаг. То есть обычная прогулка требовала со стороны женщины колоссальных усилий.

Видовые отличия и разнообразие форм

Следует отметить, что в различных районах страны были в почёте различные формы «лотосовых ножек». В некоторых регионах приветствовалась узкая форма стопы, в иных же отдавали предпочтение стопе покороче, поминиатюрнее. Соответственно отличалась и форма, материалы и орнаментное украшение «лотосовых туфелек». Такие туфельки, считавшиеся интимной вещью, преднамеренно выставлялись напоказ, поскольку они были показателем достатка, статуса, а также индивидуального вкуса их владелиц. Сейчас такая традиция видится варварством древности и ещё одним методом ущемления женских прав. Тем не менее многие китаянки гордились собственными «лотосовыми ножками».

Традиция «бинтвиания ног» расценивалась жителями Китая как необходимый и красивый обычай, поэтому неудивительно, что он просуществовал порядка десяти столетий. Справедливости ради нужно отметить, что изредка всё-таки отмечались поползновения малышек освободить свои ступни, однако такие противницы обряда всегда выглядели «белыми воронами». Ритуал, по сути, являлся неотъемлемой частью общественной психологии. При брачном соглашении сватающая сторона вначале уточняла информацию о стопах девушки и лишь затем о красоте её лица. Можно сказать, что стопы считались основным достоянием девушки. Многие мамы лишь так ободряли страдающих дочерей, обрисовывая им в процессе процедуры блистательные перспективы удачного замужества, которое становилось возможным благодаря «лотосовым ножкам».

Хотя это и сложно вообразить европейцам, однако стопы, напоминающие бутоны лотоса, являлись не только объектом гордости знатных женщин, но и наиболее желанным предметом сокровенных мечтаний мужского пола. Всего лишь мимолётный вид таких стоп был способен спровоцировать у мужчины сильнейшее сексуальное возбуждение. Обнажение «лотосовой ножки» являлось вершиной самых смелых фантазий китайцев. Если судить по канонам литературы, то в идеале лотосоподобные стопы являлись маленькими, утончёнными, выгнутыми, остроносыми, симметричными и ароматными.

Один из эссеистов Китая, который, похоже, являлся редким ценителем такого обычая, провёл описание 58 видов лотосоподобных ножек, вдобавок оценив разновидности стоп ещё и по девятибалльной шкале. Так, он отмечал такие виды, как:

  • лепесток лотоса;
  • побег бамбука;
  • стройная дуга;
  • молодая луна;
  • китайский каштан.

Особо подчёркивались такие достоинства стоп, как их мягкость, гуттаперчивость и пухлость. Он также создал классификацию стоп. Так, он подчёркивал достоинства «божественной» стопы, которая обладала всеми перечисленными характеристиками в высшей степени, а также отмечал «дивную» стопу, с её слабостью, утончённостью. Однако он безжалостно поддавал критике неправильные формы, к примеру, обезьяноподобную большую пятку.

Несмотря на то, что ритуалу сопутствовала опасность, поскольку неверное наложение полос ткани было сопряжено со множеством удручающих последствий, тем не менее редко какая девушка могла вынести унижения из-за «большеногости» либо стыд незамужней доли. Однако обладательницы «божественных стоп» тоже не расслаблялись. Такие девушки всё равно неустанно придерживались этикета, соблюдение которого было связано со множеством ограничений, табу. Так, обладательницам «лотосовых ножек» воспрещалось:

  • передвигаться с поднятыми кончиками пальцев;
  • ходить с расслабленными пятками;
  • шевелить нижними конечностями при отдыхе;
  • двигать юбку во время сидения.

Кстати, следует заметить, что тот же литератор оканчивает труд весьма уместным (для мужчин) советом, а именно: не снимать бинты, дабы взглянуть на обнажённые стопы женщины, поскольку это наверняка оскорбит эстетические чувства мужчины. Сексуальность «лотосовой ступни» заключалась в её сокрытости от глаз других, а также на той тайне, которой окружался уход за ней. В тех редких случаях, когда бинты снимались, стопы омывались в будуаре с соблюдением строжайшей тайны. Количество таких процедур могло быть разным: от 1 раза в неделю до 1 раза в год.

Омовение стоп способствовало восстановлению кровотока и вдобавок в процессе обрабатывали мозоли, вросшие ногти. В такой процедуре зачастую применялись квасцы, парфюмерия. Образно говоря, вся процедура напоминала разворачивание мумии, дополнительную её обработку и повторное бинтование. Другие части тела никогда не мыли параллельно со стопами. Вдобавок, по этикету порядочной женщине полагалось «умереть со стыда», если мужчина становился свидетелем этого процесса. Такая позиция вполне понятна: зловонная разлагающаяся плоть стопы стала бы шокирующим открытием для любого мужчины.

Скрытые выгоды ужасного ритуала

Бинтование стоп превращало китаянок не только в востребованных невест, но, по словам сильного пола, способствовало их духовному развитию. Так, китайские мужчины поясняли необходимость в интеллектуальном и физическом ограничении дам расхожей идеей, что ежели дев не ограничивать, то они превращаются в извращённых, похотливых развратниц.

Малышек учили лишь домоводству, готовке, вышиванию. Китайцы свято верили, что рождение в женском теле – это расплата за злодеяния прошлой жизни, а бинтование стоп являлось их спасением от ужаса ещё одной такой реинкарнации.

На деле же, эта традиция превращала девушек в заложниц собственного дома. Именно поэтому обычай длительный период замалчивался просвещёнными китайцами. Тема постыдности ритуала была предана общественности лишь в начале ХХ века, во время активного продвижения в Китае культуры европейцев. Именно с тех пор обряд превратился в символ бесчеловечности, а также рабского бесправия девушек. Несмотря на то, что традиция официально прекратила своё существование в 1912 г., однако до сих пор ещё можно встретить женщин, подвергшихся этой «пытке красотой».

В разных культурах люди совершали ради моды шокирующие вещи.

© Getty Images

История учит нас, что представления людей о прекрасном порой толкали их на ужасные поступки. Матери уродовали своим маленьким дочерям ноги и заставляли их годами терпеть недетские страдания, а косметологи травили модниц свинцом, мышьяком и ртутью.

Сегодня сайт расскажет о жертвах моды.

Лотосовые ножки

На протяжении тысячелетия в Китае крохотные ножки считались едва ли не главным достоинством женщины. В возрасте шести-семи лет девочкам начинали бинтовать ступни.

Все пальцы за исключением большого, плотно прижимались к подошве. Затем ступню обматывали вдоль, чтобы выгнуть ее в форме дуги. Регулярно меняли обувь, каждый раз меньше предыдущей пары. Для ребенка это была страшная пытка. Ноги разбухали, кровоточили, сочились гноем, кости ломались.

Через два-три года, если девочка выживала, нога была "готова". Длина ступни не превышала 7-10 см. Молодая китаянка с большим трудом могла ходить без посторонней помощи. При этом нога деформировалась настолько, что мало походила на человеческую конечность.

Беспомощность, с одной стороны, свидетельствовала о знатном происхождении. Это значило, что девушка не знает работы, и даже ходить ей нет нужды - ее носят на руках слуги. С другой стороны, покалеченные ноги помогали контролировать девушку, блюсти ее нравственность и гарантировали, что она не пойдет куда-нибудь на свидание.

Крохотные ступни женщины сравнивались с цветком лотоса или лилии, а сама процедура называлась "Золотые лотосы". Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось "прогулка между золотых лотосов".

В разных регионах Китая существовала мода на разные способы бинтования ног. Где-то была в почете более узкая ступня, где-то - более короткая. Насчитывалось несколько десятков разновидностей - "лепесток лотоса", "молодая луна", "стройная дуга", "побег бамбука" и прочее.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Чем меньше у девушки была нога, тем больше возрастала ее "рыночная стоимость", то есть шансы удачно выйти замуж. Считалось, что обладательницы естественных, больших ног лишены главного отличия от мужчины.

При этом мужчинам резонно советовали не снимать повязки с женских ног, довольствуясь их видом в обуви, иначе "эстетическое чувство будет оскорблено". В постели китаянка не расставалась с туфельками.

Ноги мыли отдельно от остального тела, и никогда в присутствии мужчины. Помимо устрашающего вида они ужасно пахли. После мытья их заливали квасцами и парфюмами и забинтовывали снова, как мумию.

Пеленание ног грозило серьезными последствиями для здоровья. В ступнях нарушалась нормальная циркуляция крови, что нередко приводило к гангрене. Ногти врастали в кожу, ступня покрывалась мозолями. От ног исходил ужасный запах. Из-за постоянной нагрузки на бедра и ягодицы те отекали, поэтому мужчины называли их "сладострастными". Кроме того, женщина с покалеченными ногами вела сидячий образ жизни, что тоже приводило к проблемам.

Такой обычай появился еще при династии Тан, в ІХ веке, и просуществовала до середины ХХ-го столетия, пока его полностью не искоренили коммунисты. Если в древние времена пеленать ноги начали представители высших слоев общества, то потом эта практика распространилась даже среди бедных крестьян, ведь в Китае было не принято, чтобы женщина занималась сельскохозяйственными работами. И именно в деревнях пеленание ног отмерло в последнюю очередь.

Деформация черепа

Многие древние народы деформировали череп ребенка, чтобы впоследствии его голова имела нужную форму. Это достигалось достаточно простыми способами. Кости черепа новорожденного очень пластичны. Даже если оставлять его на долгое время в жесткой колыбели, то его затылок станет плоским.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Для деформации применялись специальные шапочки, бинты, дощечки. Во многих случаях младенец погибал или оставался имбецилом.

В африканском племени мангбету красивыми считаются вытянутые, башнеобразные, как у египетских фараонов, головы. Для этого головы новорожденных стягивают веревками. Люди с такой формой черепа называются акроцефалами.

Сильно деформировали свои головы представители народа Паракас, который жил на территории современного Перу в 700-100 годах до нашей эры. Археологи нашли черепа не только акроцефалов, но и тригоноцефалов (треугольная форма), и даже каких-то ужасных "цефалов", голова которых была сдавлена вдоль и поперек, образуя невероятную форму.

На территории Крыма черепа младенцев деформировали сарматы, готы, аланы и гунны. "На самых лицах его детей уже напечатан какой-то ужас. Круглой массой возвышается его сдавленная голова", - писал о народе гуннов галло-римский поэт Сидоний Аполлинарий.

Мода на круглое лицо в Древней Руси привела к тому, что младенцев распаривали в бане и воздействовали на череп, формируя "правильную" круглую форму.

В некоторых регионах традиция искусственной деформации черепа доходит едва ли не до наших дней. Во Франции еще в XIX веке нянечки с помощью массажа делали голову ребенка округлой. В Туркменистане до 1940-х годов и девочкам, и мальчикам надевали на голову тюбетейку, которую обматывали деформирующими бинтами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Ученые предполагают, что главная цель деформации черепа - подчеркнуть высокий социальный статус человека. Есть также версия, что деформируя череп, люди пытались развить одни доли головного мозга и подавить другие, таким образом, создавая человека нужного интеллектуального типа.

Шея жирафа

У некоторых народов считается красивой женщина с очень длинной шеей. Так, женщины народа падонг, или каян, живущего в Мьянме и Таиланде, вытягивают шеи с помощью металлических обручей.

Примерно с пятилетнего возраста девочкам начинают надевать на шею медные спирали. Постепенно количество колец увеличивается, пока не достигнет пары десятков. Взрослая женщина может носить на себе четыре-пять килограммов таких колец.

При этом сама шея почти не удлиняется. Рентгеновские снимки показали, что деформируется плечевая зона. Под тяжестью колец опускается плечевой пояс, который крепится к скелету с помощью одного только сустава. Иногда спирали делаются слишком высокими, и женщина не может поворачивать или наклонять голову и постоянно приподнимает подбородок.

Если снять эти кольца, то шея может сломаться, так как за время ношения украшения мышцы атрофируются и уже не могут поддерживать позвоночник. Впрочем, если высота спирали была не очень большой и не прилегала плотно к подбородку, женщина может ее снять без последствий.

Почему у падонгов появилась такая мода, неизвестно. У других племен обычаи калечения женщин были связаны с желанием сохранить их внутри общины, грубо говоря, с тем, чтобы чужие на них не позарились. Сейчас женщины-падонги продолжают вытягивать шеи, потому что это привлекает туристов и приносит деньги.

Такой же обычай существовал у южноафриканского племени ама-ндебеле. На девочек с 12 лет начинали надевать латунные обручи, вытягивая шею до 40-50 см. Сейчас эта традиция уже почти исчезла.

Плоская грудь

В средневековой Европе для женщины считалось красивым иметь маленькую грудь. Такой канон красоты проистекал из христианского мировоззрения и культа Богородицы.

Средневековое богословие считало тело темницей души, и это отразилось на пропорциях женской фигуры. Формы должны были быть аскетичными. Высоко ценились меленькие ручки и ножки, худые бедра, плоская грудь, изящная длинная шея, высокий выбритый лоб, удлиненный овал лица, бледная кожа, светлые волосы, тонкие губы. Женщина должна была напоминать бестелесного ангела.

  • ЧИТАЙТЕ:

Для того, чтобы грудь была плоской, ее бинтовали или перетягивали металлическими пластинами. Это делалось еще маленьким девочкам, чтобы молочные железы не развивались.

При этом Средние века пестовали культ материнства, высшим идеалом которого являлась Дева Мария. Поэтому при всей субтильности средневековая женщина должна была иметь круглый живот, который придавал фигуре S-образные очертания. Чтобы походить на беременных, дамы специально увеличивали себе живот, подкладывая специальные подушечки.

Ядовитая косметика

На протяжении практически всей истории Европы красивым считалось бледное лицо. Цвет лица отличал знать от простолюдинов, кожа которых была грубой от работы и загорала на солнце. Чтобы подчеркнуть бледность, дамы мазались свинцовыми и цинковыми белилами. Кожа быстро увядала, а ней появлялись язвы. Ядовитые цинк и свинец постепенно отравляли модницу, нередко приводя к летальному исходу.

Ради бледной кожи также делали кровопускания и пили уксус.

В XVII-XVIII веках женщины покрывали лицо особенно толстым слоем белил. Появились шкафы для напудривания - дама, нарядившись и соорудив прическу, входила в такой шкаф и сыпала на себя пудру, которая состояла из рисового крахмала, свинца, висмута и мышьяка. Рисовая пудра с добавлением свинца пришла из Китая. Китаянки и японки так же страдали от отравлений ради красоты.

Чтобы глаза были выразительными, европейки капали в них беладонну. Она расширяла зрачки, глаза казались черными и блестящими. Следствием этого бывала слепота и галлюцинации.

В XIX веке с началом правления королевы Виктории считалось утонченным иметь нездоровый вид. Дамы не только выбеливали лица токсичными свинцовыми белилами, но и рисовали на коже голубые прожилки. Женщины также специально недосыпали, чтобы появились темные круги под глазами. Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов.

Старинная помада изготавливалась из сульфида ртути, или киновари. Были также киноварные румяна. Ртуть входила и в состав красок для волос. Брови и ресницы чернили ядовитой сурьмой.

Если в России XVII века крестьянки красили губы соком вишни и свеклы, а брови - сажей, то дворянки злоупотребляли ядовитыми красками.

"Глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы делают белыми, белые опять черными или темными и проводят их так грубо и толсто, что всякий это заметит", - писал о русских боярынях шведский дипломат Петр Петрей.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

О том же свидетельствовал и немецкий путешественник Адам Олеарий, не раз бывавший в России: "В городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску".

Олеарий рассказывает историю супруги князя Черкасского, которая была очень хороша собой и не хотела румяниться, но ее стали донимать жены других бояр. В итоге этой красивой женщине пришлось уступить и начать белиться и румяниться, то есть, как пишет путешественник, - "при ясном солнечном дне зажигать свечу".

Русские женщины также чернили зубы, как и в средневековой Европе. Гнилые зубы свидетельствовали о том, что их хозяин постоянно лакомится сахаром, в то время как пить сладкий чай могли позволить себе лишь состоятельные люди.

Нагая мода

Мода второй половины XVIII века вдохновлялась античностью. Среди европейских женщин стали популярными легкие платья из полупрозрачного шифона и муслина, подхваченные под грудью. Дамы носили эти платья с завязанными в греческий узел волосами и мягкими туфлями без каблуков.

Известная светская дама того времени, Тереза Тальен ввела смелую и неприличную моду на надетое на голое тело платье из прозрачного индийского муслина. Самые легкие ее наряды весили всего 200 грамм. "Она имеет вид выходящей из ванны и нарочно показывает свои формы под прозрачными тканями", - писала газета "Зеркало Парижа".

Большинство горожанок проводили большую часть времени в помещениях, и верхних одежд у них было очень мало, в то время как мужчины защищались от холода двойными панталонами, суконным фраком, жилетом и галстуками, обернутыми вокруг шеи в несколько слоев.

Даже зимой, следуя "нагой моде", женщины выходили на улицу в одних только невесомых платьях, накинув на плечи разве что тонкий шарф, в лучшем случае - шаль или спенсер - легкую короткую куртку-болеро.

"Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно охватывали стан и верно обрисовывали прелестные формы", - писал современник.

Более того, подражая античным образам и пытаясь достичь эффекта живописно струящихся драпировок, европейки увлажняли свою одежду водой.

Поэтому модницы массово гибли от воспаления легких. При тогдашнем уровне медицины даже легкая простуда грозила осложнениями и летальным исходом. Следует также помнить, что тогда продолжался Малый ледниковый период, и климат в Европе был очень суровым. Например, в Париже аномально холодной выдалась зима 1784 года, 10-градусные морозы держались до апреля.

Древний обычай бинтования ног зародился в Древнем Китае примерно в десятом веке нашей эры, но точная дата его появления до сих пор неизвестна. Маленьким девочкам в возрасте четырёх-пяти лет начинали бинтовать ступни, что приводило к сильнейшей деформации костей. В китайской древности изменённые ступни считали главным достоинством женщины.

Легенды о возникновении обычая

Существует несколько разных версий того, как появились «золотые лотосы». Основные из них таковы:

  • Танец имераторской наложницы. Однажды император потребовал у своей наложницы, чтобы та забинтовала ступни белым шёлком – ноги девушки должны были стать похожими на полумесяц. После этого девушка исполнила особый танец, который назвали «танцем лотоса». Придворные женщины быстро распространили моду на ноги-лотосы, что и послужило началом этой традиции.
  • Просьба любимой наложницы императора. Другая версия рассказывает про наложницу императора, принадлежавшего династии Шан. Девушка страдала от неприятного недуга – косолапии. Чтобы её стопы перестали казаться окружающим уродливыми, она попросила императора издать особый указ, по которому ноги всех девушек в стране полагалось подвергнуть бинтованию. Закон был принят, а процедура наложения бинтов настолько прижилась, что просуществовала почти тысячу лет.

Распространение китайской традиции и формы бинтования ног

Данная традиция существовала только на территории Китая. Самому жестокому бинтованию, приводившему к перелому костей, подвергались девочки из богатых и знатных родов. В бедных слоях населения женщины участвовали в работе, им было необходимо иметь возможность свободно передвигаться, поэтому при наложении повязок бинты оставляли слегка расслабленными.

Традиция бинтования была наиболее распространена в народе хань, который составлял большую часть населения Китая. Другие народности относились к форме женских ступней не столь фанатично. Народ хакка, проживавший на юго-востоке страны, не проводил обряд бинтования вовсе. Вплоть до законодательного запрета бинтование практиковали мусульманские общины, хотя встречались отдельные исламские высказывания о том, что обычай идёт против Бога.

Технология бинтования

Сохранились записи воспоминаний известного китайского революционера, который, видя страдания сестры, проходившей через обряд бинтования ног, просил мать прекратить зверства. Но мать отвечала ему: «Если у твоей сестры будут большие ноги, то она станет осуждать нас, когда вырастет». Эта традиция была неотъемлемой частью детства китайских женщин. К бинтованию преступали в возрасте четырёх-пяти лет, иногда немного старше. Чаще всего бинтовать ступни начинали в зимнее время года, поскольку переносить боль при низкой температуре легче. Также холод препятствовал возможному заражению.


Для того, чтобы нога достигла «идеальной формы», требовалось около трёх лет. Всего было четыре стадия бинтования.

  • Начальный этап. Для начала готовился специальный травяной отвар, смешанный с кровью животных, в котором омывались ноги девочки. Ногти удалялись настолько, насколько это было возможно. После этого ступню сгибали до состояния, когда пальцы на каждой ноге максимально перегибались и ломались. Сверху накладывались бинты. Девочку заставляли как можно больше ходить, чтобы её нога приняла требуемые размеры.
  • Второй этап. Бинты затягивались сильнее, их чаще меняли, поскольку было необходимо удалять омертвевшие ткани. Подошвы ног массировали, а иногда и били – это должно было придать им гибкость. Также использовали различные благовония для омовения.
  • Третий этап. Переднюю часть ноги притягивали к пятке. Часто это приводило к тому, что кости девочки ломались заново.
  • Четвёртый этап. На заключительном этапе ногу бинтовали таким образом, чтобы сформировался довольно высокий подъём ноги. Чем сильнее был изгиб ноги, тем привлекательней считалась девушка.

Постепенно боль от деформации ступней уменьшалась. Но для сохранения ноги китайским женщинам требовалась накладывать бинты на протяжении всей жизни.

Настоящая пытка

«Пара бинтованных ног стоит ванну слёз» — так говорит древняя китайская мудрость. Перебинтованные ноги приносили страдания не только в период формирования «идеальной ступни», но и на протяжении всей жизни. Девочки, ранее жившие полноценной жизнью и игравшие в подвижные игры, навсегда лишались этого. Многие навсегда утрачивали возможность самостоятельно передвигаться.

Из-за того, что процедура приносила ребёнку нестерпимую боль, бинтование редко поручалось матери – любящая мать не могла видеть, какие страдания испытывает дочь. Но бывали и исключения. Так, одна китаянка вспоминала о своём прохождении через древний обычай: «Мать не разрешала мне менять бинты и вытирать гноящуюся ногу, поскольку считала, что, избавившись от лишнего мяса, моя нога приобретёт изящество.»

Сохранилось много фото, свидетельствующих о страшных повреждениях, сопутствующих достижению «идеальной ноги».

Последствия для здоровья

Такая процедура не только приносила девочке чудовищные страдания, но также имела ряд серьёзных последствий для здоровья:

  1. Заражение крови. Обряд вёл к замедлению кровообращения, поэтому некроз тканей был почти неизбежен. Иногда инфекция затрагивала кости, из-за чего пальчики девочки отмирали и отпадали. Если ступня была шире, чем обычно, то некроз могли провоцировать специально – для этого в ногу втыкали стёкла. Заражение крови иногда приводило к летальному исходу.
  2. Ногти. Часто они врастали в ногу. Из-за этого возникало воспаление, девушка испытывала сильные боли. Вросшие ногти требовалось полностью удалять.
  3. Хрупкость костей. Сломанные кости начинали срастаться спустя несколько лет, но всю жизнь были подвержены травмам и легко ломались.
  4. Затруднение движения. Любое движение для женщины было затруднительным. Труднее всего было стоять и вставать с сидячего положения. Те девушки, у которых были ступни самого маленького размера (обычно это были представительницы знати), были неспособны перемещаться без чужой помощи до самой смерти – их переносили слуги.
  5. Проблемы со здоровьем. Частым последствием было развитие остеопороза. Также из-за неправильного распределения тяжести тела бедра отекали. Эта отечность считалась у мужчин желанной и привлекательной.

Восприятие мужчинами

На протяжении долгих веков ножка «Золотых лотосов» была символом сексуальной привлекательности женщины у китайцев. Чем меньше ступня у девушки, тем выше были шансы найти хорошего мужа.

Хотя увидеть ногу без обуви было мечтой многих мужчин, редко кому это доводилось. Обнажённая нога считалась предельно неприличным зрелищем. Сохранилось предостережение для мужчин от одного китайского автора: «Если вы снимете обувь и развяжете повязку, то ваше наслаждение от эстетичности ног будет навсегда уничтожено».


Из-за того, что перебинтованные ноги затрудняли перемещение, девушка становилась беззащитной и зависимой от мужа. К маленькой женской ноге относились, как к искусству – существовал определённый набор эстетических правил о том, как должна двигаться обладательница «Золотых лотосов». Если женщина уверенно держалась на ногах, она считалась непривлекательной.

Восприятие женщинами

Поскольку размер ступни играл ключевую роль для заключения удачного брака, китайские женщины с терпением относились к древнему обычаю.

Вот несколько причин, по которым девушки проходили через эти муки:

  1. в выборе невесты ключевую роль играло то, насколько маленький размер у её ножки;
  2. если у китаянки ноги не подвергались деформации, она становилась всеобщим объектом для насмешек. Её шансы найти хорошего мужа почти сводились к нулю;
  3. среди женщин бытовало мнение, что маленькие перебинованные ножки – залог здоровья и женщины, и её будущих детей.

Туфли-лотосы

Для китайских женских ног выпускалась обувь, носившая название «туфли-лотосы». Их размер был настолько маленьким, что туфелька умещалась на ладошке. По задумке, форма этой обуви должна походить на нераспустившийся бутон лотоса.


Носы этих туфель были остроконечными, часто присутствовал небольшой каблук, чтобы ещё сильнее визуально уменьшить ногу. Изготавливалась обувь из хлопка или шёлка, иногда расшитого растительными узорами. Многие женщины самостоятельно занимались изготовлением лотосовых туфель.

Ночью также полагалось надевать специальные туфли. Они были меньше по размеру, чем дневные, но их подошва была немного мягче. На таких туфлях часто вышивали эротические картинки.

Промышленное производство туфель-лотосов прекратилось в 1999 году, поэтому найти в современных магазинах лотосовые туфли с маркировкой «Made in China» не представляется возможным. Посмотреть на эти башмачки сегодня можно только в этнографических музеях Китая, а также на многочисленных сохранившихся фото.

Влияние на моду

В 18 веке во Франции неожиданно возникает мода на китайский стиль. Эта мода распространилась и на китайские ножки – начинается повальное увлечение маленькими туфельками, имеющими сходство с туфлями-лотосами. Новые туфли получили название «мюли». Носить их было неудобно, и поначалу их использовали только в домашнем гардеробе. Постепенно мюли стали обувью для праздничных мероприятий и важных событий. Не только женщины носили эти неудобные туфли – мода коснулась и мужчин.

Любовная философия

На протяжении долгих веков лотосовые ножки в Китае были эротическим символом, воспетым во многих областях искусства. Считалась, что любое прикосновение к ноге доставляет женщине поистине невероятное удовольствие. Но для того, чтобы девушка с деформированными ногами всегда оставалась желанной, ей следовало соблюдать особые правила этикета:

  1. не поднимать кончики пальцев во время ходьбы;
  2. никогда не ослаблять пятки при движении;
  3. не шевелить подолом юбки;
  4. во время отдыха ноги обязаны оставаться неподвижными.

Эти и многие другие правила превращали женщину с ногами-лотосами в произведение искусства и объект мужского поклонения.

Критика обычая и его исчезновение

В разные времена появлялись люди, высказывающие свой протест протеев древнего обычая. Но первый запрет на калечащий обряд был выпущен императором лишь в начале двадцатого века. Он был связан как с ростом недовольства традицией среди населения страны, так и с отношением европейцев, считавших обряд варварством.

Окончательно «золотые лотосы» были запрещены после прихода к власти коммунистической партии.

Несмотря на то, что китайская культура имела огромное влияние на Японию, обычай почти не затронул эту страну. Японские девушки носили очень неудобную деревянную обувь, которая сильно затрудняла передвижение. Но подобная обувь, хоть и причиняла ощутимый дискомфорт, не приносила значительного вреда здоровью и не вела к деформации ступней.

Современность

Сегодня в мире живут лишь единицы женщин, обладающих «золотыми лотосами». Всем им более 90 лет. Вот что вспоминает одна из них про то, как в Китае бинтовали ноги девочкам: «В старые времена внешность женщины не играла роли, если она обладала забинтованными ногами. Ноги были важнее всего, поэтому мы все прошли через эту пытку».

После законодательного запрета обряд престали проводить даже в самых глухих провинциях Китая, поэтому традиция полностью ушла в прошлое.

Заключение

По подсчётам, через этот обряд за время его существования прошло более миллиарда китайских женщин. Китайский лотос – одна из самых страшных жертв, на которую девушки шли ради достижения идеала красоты.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности - к 10-му веку. В Древнем Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». Позже они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке к браку родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.


Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная…

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.


Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд ограничений:

1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;

2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;

3) не шевелить юбкой при сидении;

4) не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист завершает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».


Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные «лотосовые ножки» были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.


Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Китайским женщинам приходилось платить за красоту и сексапильность очень высокую цену.


Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.


Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.


По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.


Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.


Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.


Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.


Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».


Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.


В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.


Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.


Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц. Мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.


Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: "Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть".

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.


В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.


В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.


Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.


Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь 8-сантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.


Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»


«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…


В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.


Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ноги видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».


Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как «китайские туфли».


Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:





Инструкции:

1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.

2. Возьмите пару детских туфель.

3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.

4. Засуньте ногу в детские туфли.

5. Попробуйте прогуляться.

6. Представьте, что вам пять лет…

7. …и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.

Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.

Классификации:

Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.

Дивная (А-2): слабая и утонченная.

Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

  1. не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
  2. не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
  3. не шевелить юбкой при сидении;
  4. не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

«Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10–14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: „Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть“.

Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3–4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

«Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:

  • Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
  • Возьмите пару детских туфель.
  • Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.Засуньте ногу в детские туфли.
  • Попробуйте прогуляться.
  • Представьте, что вам пять лет…
  • …и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.