Кризис семи лет: поведение ребенка и действия родителей. Память и внимание. С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Возраст 7–8 лет - один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

  • В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка - на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь. Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности - удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.
  • У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе система «ребенок - взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый - учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок - учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды. Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
  • У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
  • В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
  • Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.
  • Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что 7–8 лет – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.

Достижение 7-летнего возраста – это очередная важная ступень в развитии ребенка, которую называют «кризисным периодом». Ее главная особенность заключается в том, что малыш начинает посещать образовательное учреждение и считаться школьником. Из-за этих кардинальных перемен в жизни у ребенка появляются проблемы с дисциплиной, и как следствие, недопонимание с родителями. Главная задача взрослых на этом этапе – распознать кризис 7 лет у малыша и помочь ему справиться с ним.

В чем выражается кризис у ребёнка 7 лет?

Когда за малышом навсегда закрывается дверь в дошкольное учреждение, он готовится к новому жизненному этапу. Пока что кроха не знает, какие тяготы и веселые моменты эти изменения принесут, поэтому и старается вести себя не так, как ранее. Ребенок сталкивается с учебными нагрузками, не знает, как общаться со взрослыми. При этом он постоянно контактирует со сверстниками, которые тоже пытаются справиться с кризисом 7 лет.

Переходный период оставляет свою печать на поведении ребенка, в результате чего прослеживаются следующие закономерности:

  • манерность;
  • неусидчивость;
  • необъяснимое вредительство;
  • попытки передразнивания или копирования взрослых;
  • неадекватные попытки привлечь внимание родителей.

Перечисленные особенности в поведении ребенка, переживающего кризис 7 лет, имеют и эмоциональную сторону. Малыш сильно устает, становится раздражительным и рассеянным. В это время ребенок может быть импульсивным или наоборот – слишком застенчивым и замкнутым.

Переживая кризис 7 лет, малыш чаще контактирует со сверстниками. Это выражается в:

  • сравнении себя с товарищами;
  • заниженной оценке собственных возможностей;
  • поисках авторитета;
  • кляузах и пакостях;
  • попытках подняться в глазах взрослых за счет жалоб на других детей.

Кризис в 7 лет – это серьезное испытание и для малышей, и для взрослых. Видя, как обожаемое чадо превращается в неуправляемую вредину, многие родители тоже становятся агрессивными и раздражительными. Они стараются добиться авторитета у малыша любой ценой. В ход нередко идут грубые высказывания, угрозы, лишения и даже попытки поднять руку на ребенка. Неправильное поведение родителей только усугубляет ситуацию, в результате чего взрослым и детям сложно найти компромисс и понять друг друга.

Кризис на пороге: как распознать вредителя?

Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет.

Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

  • За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
  • Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
  • Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
  • Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
  • Его увлекают только игры со сверстниками. Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
  • Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
  • Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
  • Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
  • Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
  • Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

  • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
  • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
  • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

Почему ребенок сталкивается с кризисным периодом?

В 3 года малыш начинает отстаивать право на автономность, а к 7 годам у него появляется первая позиция в социуме. Родители внушают своему чаду, что поход в школу равносилен взрослению, поэтому он уверен: принципы из «детской жизни» нужно изменить. Малыш хочет самостоятельно решать, что ему есть, куда и когда идти, как и что говорить старшим. Он живет с убеждением «я взрослый», «сам буду решать», «имеют право».

Причины кризиса:

  • Внутренний конфликт. Ребенок хочет сохранить детскую непосредственность, но в то же время впервые сталкивается с ответственностью, поэтому мечтает проявить свою способность к самостоятельному принятию решений.
  • Выбор роли. Ребенок создает для себя линию поведения и старается ей следовать. Послабление влияния внешних факторов становится прекрасной средой для формирования наигранности.
  • Адаптация к школе. На уроках малыш должен быть спокойным, сосредоточенным и ответственным. Сразу привыкнуть к новой роли ему не удается.

Справляясь с проявлениями кризиса, ребенок учится функционировать в социуме. Именно поэтому 7 лет – это не просто период противоречий, но и этап формирования новой структуры личности.

Позитивные изменения после пережитого кризиса 7 лет

Благоприятное течение переходного периода предоставляет ребенку возможность овладеть новыми интеллектуальными и эмоциональными навыками, которые помогут ему в школьной жизни.

Кризис 7 лет для детей не проходит незаметно. Рассмотрим положительные последствия этого процесса:

  • Формирование внутренней позиции школьника (психологической готовности к обучению). Сначала малыша привлекают приготовления к школе: получение учебников, покупка ярких канцтоваров и возможность носить портфель. Затем он интересуется и самой учебной деятельностью. Любознательному малышу хочется сесть за парту и получить ответы на вопросы, которые родители не хотят ему говорить. После выхода из кризиса, ребенок понимает правила и обязанности. К 8 годам он максимально сосредоточен на получении новых знаний.
  • Развитие эмоциональной палитры. Школьник учится давать оценку переживаниям и называть своими именами то, что он чувствует в определенный момент. Теперь он связывает свои ощущения со смыслом ситуации. Чтобы выразить гнев, недостаточно просто разбросать игрушки или порвать лист – малыш четко озвучит эту эмоцию родителям.
  • Рождение социального «Я». Ребенку прививают мысль, что школа=взросление. Получая свою роль в социуме, он горд и счастлив.
  • 7-летний возраст – это период формирования хобби, предрасположенности к конкретной деятельности и время получения первых комплексов. Родителям очень важно удержаться от непреднамеренных унижающих комментариев и негативных оценок.

Кризисы юных лет способствуют появлению первых серьезных увлечений и демонстрации своего мнения. Дошкольник слушает указания взрослых, а первокласснику хочется принимать решения самостоятельно.

Изменение образа жизни, позиции и поведения ребенка вынуждает старших отправляться на поиски новых методов взаимодействия с ним. Своевременная подготовка к вступлению в социальную роль позволит вчерашнему дошкольнику развить социальные навыки и быстро адаптироваться к школе.

  • Установите четкий режим дня. Не позволяйте малышу долго засиживаться за просмотром телевизионных программ и просыпаться по утрам поздно. Приучите его начинать свой день и отходить ко сну в одно и то же время. Четкий режим дня облегчит переход к школьной жизни и для родителей, и для малышей.
  • Познакомьтесь с учительницей и покажите ребенку здание школы. Обязательно посетите со своим чадом день открытых дверей. Расскажите ему о его новой роли. Если в первый школьный день ученик знает, как обращаться к учителю и где находится кабинет, он почувствует себя в разы увереннее.
  • Обсудите с малышом новые требования и возможности. Четко очерчивайте границы его прав. Создайте у ребенка ощущение, что новые требования – это проявление доверия. Ранее он не мыл за собой чашку, так как мог ее разбить, а сейчас он уже достаточно взрослый и самостоятельный, чтобы выполнить это задание.
  • Больше свободы. Закрепляйте за ребенком новые обязанности, но не принимайте за него решения о сроках и времени их выполнения. Удерживайтесь от ограничивающих фраз вроде «Чтобы через 10 минут здесь был порядок!» и «У тебя 5 минут на мытье посуды». Не вмешивайтесь в действия ребенка, пока он не попросит у вас помощи.
  • Покажите малышу последствия его поступков. Если он саботирует мытье посуды, продемонстрируйте ему ситуацию, в которой совсем нет чистых тарелок. Когда ребенок игнорирует просьбы и уговоры и не делает домашнее задание, позвольте ему получить запись в дневник и первую «двойку». На первый взгляд такие действия кажутся демонстрацией безразличия. Но на самом деле они научат малыша брать ответственность за свои поступки.
  • Не забывайте об играх. Ребенок не может сразу перестроиться на «взрослый режим». Помогите ему в этом: просите посчитать сдачу в магазине, написать записку для папы, прочитать вывеску на здании и так далее.
  • Поощряйте общение со сверстниками. Приглашайте старых друзей ребенка домой и знакомьтесь с его одноклассниками. Анализируйте, как проходит кризис 7 лет у других детей.
  • Не торопитесь. Ваш ребенок обязательно скоро станет взрослым и самостоятельным человеком. Сейчас он только вступил в новый этап развития. Позволяйте ему иногда лениться.

Как поступить родителям «кризисного» ребенка? Выключить панику и включить понимание. Вы же знаете, что переходный период не может длиться всю жизнь. Вскоре вместо подражания взрослым ребенок будет самостоятельно принимать решения, исходя из ситуации и своих ощущений. У него появится свое мнение, увлечение и отношение ко всему вокруг.

Не проявляйте заботу в тотальном контроле и повышенных требованиях. Дайте ребенку возможность «дышать полной грудью». Облегчить протекание переходного периода под названием «кризис» поможет пересмотр отношения к чаду и расширение границ его свободы. Объясните малышу важность тренировки внимания и памяти, но оставьте длительность занятий на его усмотрение. Однако не забывайте и об осторожном наставлении – игры «Подводные лодки » и «Космос » могут так увлечь школьника, что он потеряет счет времени.

Помогайте ребенку своевременно заканчивать свои дела. Ему стоит отходить ко сну в одно и то же время, чтобы иметь возможность восстановить силы для новых свершений.

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.

Сохранение детства

Ребенок в 7 лет приходит к новому этапу становления личности. Планомерное расширение границ его возможностей позволит взрослым и детям восстановить баланс в отношениях. Родителям не стоит ожидать от малышей взрослых поступков.

В сложные моменты главными соратниками могут стать поучительные мультфильмы, сказки или фильмы. Малыш будет с удовольствием следить за приключениями любимых героев и постарается следовать их положительному примеру.

Родителям не стоит требовать от малыша полного погружения в учебный процесс. У вчерашнего дошкольника должно оставаться время для игр.

Взрослым нужно проявлять творческий подход к выполнению рутинных заданий. Учитесь с малышом писать буквы разноцветными мелками на доске. Называйте слова на определенную букву, стоя в очереди. Устно решайте примеры во время поездки в общественном транспорте. Позвольте малышу стать учителем и объяснить вам новый материал.

Ребенок не может повзрослеть за один день. Не торопите события, позвольте малышу постепенно и самостоятельно отказаться от образа жизни, к которому он привык. Меньше требуйте и больше объясняйте – и тогда вам удастся достичь гармонии и взаимопонимания.

Право на собственные решения

На 7-летнего малыша и дома, и в школе наваливаются разные требования, которые он должен безукоризненно соблюдать. Нежелание подчиняться и является главной причиной негативных проявлений кризиса. В ответ на все «должен», «нужно», «сделай» малыш говорит «не буду», «не стану», «не хочу».

Когда ребенок отстаивает право на собственные решения, родителям стоит идти на хитрость:

  • Формулировать требования и просьбы так, чтобы малыш выполнял их добровольно. Можно призывать на помощь любимого героя комиксов и мультфильмов или рассказывать поучительные истории.
  • Апеллировать к существующему опыту ребенка вместо давления авторитетом. Напомните малышу, что он простудился, когда захотел прогуляться без шапки в прохладную погоду.
  • Учить ребенка аргументированному спору вместо попыток заглушить его мнение. Родителям такой опыт подарит возможность услышать свое чадо, а малышу – правильно отказывать от требований взрослых.
  • Общаться на равных. Не требуйте, не угрожайте и принимайте решение за ребенка. Не раздавайте ему советы и указания, пока он не спросит вашего мнения. Спрашивайте, сколько времени потребуется на выполнение определенного задания, и следите за тем, чтобы малыш укладывался в озвученный график.

С достижением 7-летнего возраста ребенок все чаще попадает в ситуации, в которых ему ранее бывать не приходилось. Его привлекает свобода действий и независимость старших, поэтому он изо всех сил старается им подражать. Формирование ассоциативного ряда «первый класс-ответственность-взросление» только подливает масла в огонь. Как результат – кризис переходного периода и стресс для родителей.

Терпение взрослых и расширение возможностей малыша – это главные помощники в преодолении этого сложного жизненного этапа.

Кризис 7 лет - неотъемлемая часть становления маленькой личности. Большинство детей сталкиваются с проблемами взросления именно в этом возрасте. Дисциплина оставляет желать лучшего, малыш становится капризным, а родители не знают, куда подевался их хохочущий кроха. Это значит, в дом пришел «детский» кризис. Явление это давно изучено и даже получило собственное название в детской психологии. Как распознать перемены и что с ними делать, расскажет статья.

Что такое кризис

Ситуацию, когда малыш резко меняет поведение, называют «кризисом 7 лет» у ребенка . Возрастная психология описывает основные черты этого периода: переменчивость настроения, проблемы с распорядком дня и соблюдением дисциплины, изменение поведения в обществе.

Родители понимают, что с малышом происходят перемены, однако, не всегда готовы помочь чаду пережить кризисный период. Задачей близких становится терпеливое отношение к малышу, всяческая помощь и максимум понимания со своей стороны.

Как распознать кризис семи лет

Присмотритесь к своему чаду. Чтобы распознать кризис семи лет, достаточно сопоставить поведение малыша на более ранних этапах и нынешнюю ситуацию. Если вы обнаружили хотя бы несколько признаков, описанных ниже, это значит, что ваш ребенок переживает кризисный период. Проявления:

Симптомы

Для кризиса семи лет характерно следующее поведение ребенка:

Наличие описанных симптомов означает, что родителям нужно подкорректировать свое поведение, проявляя к малышу более мягкое доверительное отношение. Любая реакция, будь то игнорирование либо чрезмерная опека, сказываются на поведении ребенка в будущем.

В любом случае при наступлении «семилетнего» кризиса методика воспитания нуждается в переменах. Малыш, начавший осознавать в себе личность, требует к себе иного подхода, нежели кроха, не понимающая своих и чужих желаний, как это было до начала кризисного периода.

Причины возникновения кризиса

Толчком к началу кризиса, как правило, становится резкая перемена в образе жизни : например, переход из детского сада в школу.

Смена обстановки приводит к тому, что знакомясь с детьми разного возраста, ребенок пытается найти идеальную для себя модель поведения. Не имея для этого достаточно опыта, малыш пытается равняться на других. Так происходит поиск авторитетной личности в новом окружении. Родители могут заметить, что их малыш завел дружбу со старшими ребятами, которые часто оказываются «заводилами» и «забияками».

Постоянное сравнение себя с «более сильными» приводит к тому, что у ребенка происходит преуменьшение собственных сил и возможностей. Появляется неуверенность в себе, а вместе с этим замкнутость и вспыльчивость.

«Высшей инстанцией» в становлении личности и поиске авторитета становится взрослый человек, поэтому кризис 7 лет у ребенка часто сопровождается ябедничаньем на сверстников и попытками возвыситься в глазах взрослых.

Как себя вести взрослому

«Новое» поведение ребенка усложняет его взаимоотношения с родителями . Ранее спокойные и терпеливые мама и папа все чаще не выдерживают и срываются на крик. Пытаясь «вернуть» прежнего малыша, родители только усугубляют ситуацию, поскольку ребенок теперь нуждается в кардинально новом подходе.

Сравнивая себя со старшими и авторитетными, дитя подвергает сомнению ранее удовлетворявшие его правила. Под угрозой оказываются принятые в семье роли: что делает мама, какие обязанности лежат на старших и младших детях. Глядя на старшего брата, ребенок пытается подражать ему, к примеру, не надевая шапку или тайком используя помаду сестры.

Советы, как вести себя родителям, согласно возрастной психологии:

Чего не делать

Не запрещайте чаду познавать мир . Если он пытается освоить новые занятия, посодействуйте этому. Ребенок 7 лет - созидатель. Его занятия заключаются в создании чего-то нового: шитье, лепка, стройка фигур.

Хвалите малыша по любому адекватному поводу. Даже если на рисунке красуется случайная клякса, не акцентируйте внимание на ошибке, лучше заметьте яркое облако или задорную собаку. Критика в этом возрасте может нанести ребенку несоизмеримый вред, ведь чувства чада сейчас обострены, он ищет свое место в жизни и нуждается в похвале, а не в осуждении.

Если 7-летка пытается оттянуть выполнение какого-либо задания, не давите на него . Таким образом ребенок пробует новые виды взаимоотношений с окружающими, пытаясь диктовать свои правила. Учитывайте его желания, но не забывайте высказывать свои. «Мы сядем ужинать, когда ты выполнишь домашнее здание», вместо «Ты не поешь, пока не решишь задачу».

Помощь психолога

Случается, что поведение сына или дочери не поддается объяснению. Родители пытаются вести себя правильно, но малыш продолжает «строить» всю семью. В таком случае рекомендуется посетить детского психолога. Специалист поможет разобраться в ситуации и даст советы относительно конкретного ребенка.

Не стоит делать из кризиса 7 лет проблему . Это естественный период, и его необходимо пройти всем деткам и их родителям.

Малыш начинает осознавать себя как личность, и в этом ему нужно помочь. Родителям важно помнить, что с этого момента болеем не «мы», а «он». В школу нужно не «вам», а «ему». Позвольте ребенку быть Человеком.

Переступая порог школы, семилетний ребёнок получает новый социальный статус, и его развитие идёт стремительными темпами. Это без преувеличения важный этап в жизни маленького человека, и он должен быть готов к возросшей нагрузке.

Нормы развития ребёнка в 7 лет

Организм семилетних деток претерпевает массу преобразований: меняются пропорции, активно растут и развиваются главные системы тела (опорно-двигательная, нервная, иммунная, дыхательная, сердечно-сосудистая). Мышцы рук еще не до конца окрепли, поэтому ребёнок нетвёрдо держит ручку и часто жалуется на усталость в кисти. Позвоночник длительное время подвергается статичным нагрузкам, поэтому важно следить за осанкой малыша. Основные изменения касаются нервной системы - головной мозг увеличивается в размерах, реакции внутри него приобретают более сложный характер.
Показатели нормального развития ребёнка в 7 лет:

  • средний рост - от 115,4 см до 126,9 см;
  • размер ноги - у мальчиков 34, у девочек 32;
  • размер одежды - 32/34;
  • средний вес - от 20,1 кг до 26,5 кг.

Что должен знать ребёнок в 7 лет

Требования к новоиспечённому первокласснику зависят от школы, в которую он поступает. Но есть и базовый список, определяющий, что должен знать ребёнок в 7 лет:

  • своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету;
  • полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии;
  • дни недели, месяцы, времена года;
  • диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей;
  • овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы;
  • сказки, песни, стихи наизусть;
  • геометрические фигуры;
  • цифры минимум до 10;
  • знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
  • русский алфавит;
  • прямой и обратный счёт;
  • цвета и оттенки;
  • обозначение направлений и сторон;
  • правила дорожного движения.
  • Если ваш малыш ещё не всё освоил, позанимайтесь с ним дополнительно.
  • Регулярные занятия и позитивный настрой помогут вашему чаду подойти к школе, имея хороший багаж знаний.

Что должен уметь ребёнок в 7 лет

Совсем не обязательно обучать кроху всем возможным занятиям и водить на тысячу кружков. Главное, дать ребёнку основные навыки и умения, которыми к семи годам он будет успешно пользоваться самостоятельно:

  • считать минимум до 10, вести обратный счёт;
  • читать по слогам;
  • пересказывать текст в правильной последовательности;
  • составлять истории из нескольких предложений, в том числе по картинке;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • определять ударение и количество букв в словах;
  • концентрировать внимание на 30-40 минут;
  • находить отличия и сходства в предметах, картинках;
  • копировать рисунок, движение;
  • запоминать до 10 предметов или картинок;
  • складывать пазлы, создавать из конструктора фигуры в соответствии с образцом;
  • рисовать так, чтобы было чётко понятно, что изображено;
  • аккуратно раскрашивать и штриховать;
  • лепить из пластилина, создавать аппликации, пользоваться ножницами.

Многому вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает. Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление - отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс.
Нередко случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Поэтому, выясняя, что должен уметь мальчик в 7 лет, занесите эти умения в свой список. Конечно, сын ещё не раз придёт домой в порванных штанах и испачканной куртке, главное, чтобы в стенах учебного заведения он сохранял приличный облик. Кроме того, подрастающему джентельмену следует привить правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам. В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Именно он формирует в сознании сына установки, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Очень часто наши любимые детки становятся требовательными, капризными, устраивают бурные истерики и скандалы. Если вовремя не предпринять правильных действий, это может перерасти в хроническую форму, и покой в семье будет надолго нарушен. В этой статье мы поможем вам разобраться в причинах такого поведения и путях восстановления равновесия дома.

Почему ребёнок в 7 лет постоянно психует и капризничает?

Первой важной причиной является отсутствие согласованности в действиях родителей по отношению к ребёнку. Например, мама не разрешает смотреть мультфильмы перед сном, а папа даёт на это согласие; один взрослый запрещает прыгать на диване, а другой - нет. Появляется слишком много условностей, и ребёнок настойчиво начинает требовать то, что ему время от времени всё-таки можно. При таком раскладе малышу сложно понять, существуют ли конкретные правила или нет.
Вторая ошибка воспитания - непоследовательность и неуверенность родителей в своих действиях. Так, в один день вы строго-настрого запрещаете трогать свой телефон, а в другой - даёте ребёнку в него поиграть. Один раз сладости разрешается есть только после обеда, а в другой - можно перехватить конфетку и до еды. Такие, казалось бы, мелочи, легко фиксируются детьми, и впоследствии они начинают требовать большего, расширяя границы дозволенного.
Некоторые родители боятся детских капризов, особенно на людях, и в этот момент готовы разрешить ребёнку всё что угодно, лишь бы он замолчал. Такие вещи также чётко подмечаются детьми, и потом эти приёмы используются уже осознанно. А виной тому - неправильная реакция взрослых на саботаж маленького человека.
Напряжённая обстановка внутри семьи также может стать причиной повышенной капризности ребёнка. Если взрослые часто ругаются и общаются на повышенных тонах, малыш тоже усваивает эту модель поведения. К тому же, частые ссоры на глазах у детей вселяют в них страх, неуверенность в родителях, и своим психованным и нервным поведением они показывают своё волнение.
Бывает, что демонстративные капризы являются следствием неудовлетворённой потребности во внимании. Когда ребёнок большую часть времени предоставлен сам себе, напряжение внутри него растёт и находит выход через негативные поступки. Ведь именно в ответ на них следует бурная реакция родителей. Что ж, это тоже вожделенное внимание, пусть и с отрицательным знаком.
Отсутствие чёткого режима дня и твёрдых правил внутри семьи тоже служат отличным поводом начать скандал. В таком случае, психи ребёнка говорят о потере уверенности, внутреннем напряжении, связанном с непониманием границ и рамок дозволенности.
И, конечно же, неграмотно выстроенный родительский авторитет или его отсутствие сами по себе служат для ребёнка поводом попробовать занять место под солнцем. Если слушаться в доме некого, то вполне можно претендовать на позицию главного человека в семье.

Ребёнок в 7 лет постоянно устраивает истерики: что делать?

Если истерики у семилетки стали частым явлением, необходимо определить их причину. Вовремя прислушавшись к просьбам ребёнка, выражающимся в нытье и капризах, можно благополучно избежать дальнейших последствий. С ребёнком в истерике взаимодействовать невозможно, поэтому забудьте про угрозы, шлепки и увещевания. Всё это только разожжёт малыша ещё больше. В случае, когда ваш ребёнок семи лет в очередной раз закатил истерику, подойдите к нему и крепко прижмите, не давая вырваться. Гладьте кроху по голове или спинке, монотонно нашёптывайте успокаивающие слова. Когда истерика начнёт сходить на нет, можно отпустить малыша, сесть рядом, посмотреть в глаза, взять за руку - словом, важно продолжать поддерживать телесный контакт. Когда маленький человек окончательно успокоится, аккуратно начните беседу со слов «Я понимаю, тебе грустно/обидно/больно». Так вы дадите понять, что находитесь на одной волне и не осуждаете его. Постепенно малыш втянется в беседу, и у вас будет возможность узнать о причине истерики более подробно. В конце предложите ребёнку подумать, что в следующий раз можно сделать, чтобы такого не произошло. Предложите подходящие альтернативы и обсудите их вместе с ним.
Конечно, лучше всего не допускать такого развития событий и не позволять истерикам ребёнка 7 лет приобретать постоянный характер. Для этого следует чутко относиться к его состояниям и настроению, выстраивать добрые и доверительные отношения, работать над своим авторитетом и ни в коем случае не критиковать, не унижать и не обзывать малыша. Принимая во внимание эти нюансы, вы очень скоро заметите, что поведение ребёнка улучшилось, а от истерик не осталось и следа.