Короны русских царей и императоров. Коронационные регалии российских императоров

главный символ власти российских монархов, ею венчались на царство все российские самодержцы, начиная с основательницы Эрмитажа Екатерины II в 1762.
Пышность и великолепие всегда отличали русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства.
Настоящим мировым шедевром ювелирного искусства стала Большая Императорская Корона. Ей нет равных среди европейских коронных ценностей. Создана она была для коронации Екатерины II в 1762 году Иеремией Позье при участии других мастеров. Работа над Короной продолжалась два месяца и осуществлялась без применения высоких технологий. Оригинал Большой Императорской Короны выполнен из серебра и золота, инкрустирован бриллиантами (4936 штук), украшен жемчужинами (75 штук), венчает Корону редкий драгоценный камень ярко красного цвета – благородная шпинель величиной 398,72 карата.
Последний раз корона использовалась в государственных мероприятиях по своему прямому назначению в 1906 году — на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II.
В наши дни оригинал хранится и его можно увидеть только в Алмазном фонде Российской Федерации в Москве на территории Кремля.

В честь 250-летия всемирно известного музея Официальная Гостиница Государственного Эрмитажа и ювелирная группа «Смоленские бриллианты » дарят Вам уникальную возможность прикоснуться к историческому величию России. Блистательный век Екатерины, роскошь и изящество Императорской России, блеск и слава подлинного Санкт-Петербурга. Ощутите неповторимую атмосферу в , в которой искусно слились прошлое и настоящее!
В эти дни в свободном доступе на территории гостиницы настоящий ювелирный шедевр наших дней от русского ювелирного бренда – реплика Большой Императорской Короны, созданная смоленскими ювелирными мастерами!

Вот какими словами охарактеризовал современное воплощение Большой Императорской Короны главный хранитель алмазного фонда России Евгений Гапанюк: «Не поворачивается язык назвать этот шедевр репликой. Это самостоятельное произведение ювелирного искусства самого высочайшего уровня, созданное с явной любовью к России и уважением к ее великой истории. Нельзя не отметить великолепное звучание изумительных смоленских бриллиантов».
Новая Большая Императорская Корона интересна тем, что современные технологии позволили применить весь арсенал технических возможностей и создать произведение ювелирного искусства 21 века. Беспрецедентный ювелирный проект был осуществлен ОАО «ПО «Кристалл» и ювелирной группой «Смоленские бриллианты» с использованием российских бриллиантов, ограненных по идеальным параметрам классификации Triple и DoubleExcellent. Игра и блеск бриллиантов знаменитой «русской огранки» с их идеальной геометрией, симметрией и качеством полировки поверхностей позволили максимально показать природную красоту алмаза в современном воплощении Короны.
Реплика Большой Императорской Короны создана в ознаменование полувекового юбилея алмазообрабатывающей отрасли России, флагманом которой является смоленское производственное объединение «Кристалл» и 10-летия его дочерней структуры – ювелирной группы «Смоленские бриллианты». Появление новой Короны приурочено к целому ряду знаменательных исторических юбилейных дат, выпавших на 2012-2013 годы: 250-й годовщина коронации императрицы Екатерины II, 400-летие династии Романовых и 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года.
При создании реплики авторы не ставили задачу точно повторить оригинал, простое копирование не позволило бы продемонстрировать технологический прогресс и высшую степень мастерства, достигнутого ювелирами и огранщиками в наши дни. Реплика Большой Императорской Короны стилистически повторяет оригинальное изделие, но по многим параметрам превосходит его.
Над новым ювелирным шедевром на протяжении полугода трудились более 60 смоленских мастеров. В воссозданной смоленскими мастерами Большой Императорской Короне использовано 11 352 бриллианта идеальной огранки и высочайших качественных характеристик. Корона изготовлена из белого золота, сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами из 74 натуральных крупных жемчужин белого цвета. Корону венчает редкий по величине ювелирный камень благородного рубиново-красного цвета – природный рубеллит (турмалин), массой 384.71 карата. Новое драгоценное чудо предстает перед публикой, по-настоящему ослепляя блеском и игрой камней!
Также на территории гостиницы Эрмитаж в ювелирном салоне «Смоленские бриллианты» Вы можете увидеть и другие уникальные изделия ювелирных мастеров из Смоленска. Это прекрасная возможность приобрести искусные изделия и реплики знаменитых сокровищ! Соприкоснитесь с живой историей и богатствами России!
В рамках проекта «Смоленские бриллианты в Эрмитаже» впервые воплощены нереализованные подлинные эскизы фирмы Фаберже из фондов музея. Эскизы брошей, подвесок, колье, диадем, колец, запонок, различных аксессуаров фирмы К. Фаберже – исполнены на высочайшем профессиональном уровне и отражают практически весь спектр художественных вкусов и предпочтений состоятельной публики рубежа XIX-XX веков. Воплощение в жизнь некоторых из них мастерами ювелирной группы «Смоленские бриллианты» является интересным экспериментом, позволяющим оживить проекты художников-ювелиров, пожалуй, самой известной российской ювелирной фирмы прошлого столетия. Созданные по этим уникальным эскизам изделия коллекции «Неизвестный Фаберже», а также коллекция «Золото Скифов» (реплики золотых вещей скифского времени из собрания Государственного Эрмитажа) – представлены в новом салоне ювелирной группы «Смоленские бриллианты» на территории гостиницы.
Вы никогда не мечтали – подобно царской привилегированной особе – провести ночь в роскошных покоях Эрмитажа? Отпраздновать в дворцовых интерьерах знаменательное событие своей жизни или провести приятный вечер с изысканными блюдами и напитками в кругу друзей в атмосфере императорской резиденции, наслаждаясь чарующими звуками живой музыки? Теперь впервые это стало возможно — подарите себе незабываемые мгновения в уникальной гостинице знаменитого музея – в единственной в мире официальной гостинице Эрмитажа.
Приходите в гостиницу Эрмитаж и Вы своими глазами «вживую» увидите величественное сияние коллекционного произведения ювелирного искусства – потрясающего воплощения Большой Императорской Короны от «Смоленских бриллиантов»! Ваши незабываемые мгновения в дворцовых интерьерах в сиянии тысяч бриллиантов Короны!
Кроме того для Вас в гостинице Эрмитаж:
— «Золото Скифов» и «Неизвестный Фаберже» из серии «Из Сокровищницы Государственного Эрмитажа», другие эксклюзивные ювелирные коллекции от «Смоленских бриллиантов»;
— прекрасные избранные изделия из фарфора от Императорского фарфорового завода;
— бронза, скульптура, альбомы, репродукции, сувениры и другая эксклюзивная официальная продукция Эрмитажного магазина!
И наконец, также для Вас — уникальные номера, Императорская кухня в ресторане «Екатерина Великая», разнообразие блюд в ресторане «Микеланджело», уютный Лобби-бар с широким выбором закусок и напитков, 8 потрясающих залов для проведения праздничных и деловых мероприятий, потрясающая панорама Санкт-Петербурга с просторной террасы, живая музыка и многое другое. Лучшие традиции русского гостеприимства и подлинная атмосфера настоящего Санкт-Петербурга! Ещё одна жемчужина в коллекции Эрмитажа – Искусство гостеприимства, гостиница Эрмитаж.

На обратной стороне открытки надпись:
"Серебро, бриллианты, жемчуг, шпинель
Высота с крестом -27.5 см
1762 год. Мастер И. Позье
Алмазный фонд СССР".

Имперская регалия с 1762 до 1917 г.
Использованы материалы - серебро, золото, бриллианты, жемчуг, шпинель.
Мастера оправили в серебро 4936 бриллиантов весом в 2858 карат. Сверкание бриллиантового кружева подчеркнуто двумя рядами крупных матовых жемчужин, всего 75 штук, общей массой 763 карата.
Высота короны с крестом 27,5 см. Длина нижней окружности - 64 см.
Масса короны - 1993,80 грамм.
В верхней части большой короны, сверкает замечательный алый камень. Это красивая шпинель, весящая 398,72 карата.

Это редчайший темно-красный камень исключительной чистоты и прозрачности, своеобразной восточной огранки, который только немного подшлифован из-за неровностей поверхности и желания сохранить ее неправильные внешние очертания.

(Для интересующихся минералогией: Шпинель - сложный оксид магния и алюминия MgAl2O4. Сингония кубическая, тексаоктаэдрический класс симметрии m3m (4/m 3 2/m). Пространственная группа Fd3m. Раньше шпинель относили к «алюминатам», но выяснилось, что кристаллическая структура этого минерала соответствует структуре окислов).

Один из семи исторических камней Алмазного фонда.

Императорская корона изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок - всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры - В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин. Время реставрационных работ - 454 часа. (Справка из Википедии)

Еще из Википедии:"Большую императорскую корону российской империи по праву можно назвать шедевром ювелирного искусства. В создании этого шедевра участвовали придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт и мастер бриллиантовых дел Иеремия Позье. Корона была создана в 1762 году специально для того, чтобы провести коронацию императрицы Екатерины II. Задачей Экарта было создать эскизы короны, а Позье должен был заниматься непосредственным подбором камней.

Перед мастерами было поставлено одно условие, что головной убор не должен быть тяжелее двух килограммов. С такой задачей Позье и Экарт успешно справились, так как вес готового изделия составил 1993,8 грамм.

Не смотря на всю сложность изделия, корона российской империи была создана за сравнительно короткий срок – за два месяца. Интересно, что форма была выбрана в духе восточных традиций. Корона состоит из двух серебряных полушарий, которые должны были символизировать соединение Востока и Запада. Лавровая ветвь в нижней части является символом славы, а дубовые листья и желуди показывали крепость и прочность власти. Если говорить о размерах, то можно отметить, что высота короны составляет 27,5 см., а длина нижней окружности короны составляет 64 см.

В это ювелирное изделие было вставлено более пяти тысяч драгоценных камней. Среди них было 4936 ограненных алмазов. Общий вес этих бриллиантов составил 2858 карат. Помимо бриллиантов использовался жемчуг – для того, чтобы подчеркнуть красоту бриллиантового кружева, было вставлено в два ряда 75 крупных матовых жемчужин. Из драгоценных металлов для изготовления короны примялось серебро и золото. Венчает корону редкий драгоценный камень – благородная шпинель, красного цвета. Вес камня составляет 398,72 карата.

Интересно, что после императрицы Екатерины II большой короной российской империи проводились коронации Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III и Николая II.

Можно смело сказать, что эта корона стала самой знаменитой из всех предшествующих и последующих. В 1984 году этот шедевр ювелирного искусства был отреставрирован. Этим процессом занимались ювелиры В.В. Николаев и Г.Ф. Алексахин, а также художник В.Г. Ситников. На сегодняшний день большая корона российской империи представлена в числе уникальных экспонатов Алмазного фонда России. Вместе с короной российской империи можно увидеть другие императорские регалии - императорский скипетр и императорскую державу".

Сегодня Большая Императорская корона является символом Алмазного фонда России.

Илл. к АЛМАЗНЫЙ ФОНД СССР.1968 ГОД.

Да, корона вдовы Петра Великого была разобрана, лишена драгоценностей, которые пустили в дальнейший оборот. В Оружейной палате сохранился каркас из позолоченного серебра. Венец Петра II хранился в казне год, после чего его превратили в набор камней и ценнометаллического лома. Анна Иоанновна сохранила императорскую корону, но взлетевшая на трон Елизавета велела изготовить новый венец. Помимо того, что традиция ещё не сложилась, изящная дочь Петра не могла стерпеть, чтобы на её прелестную головку возложили тяжёлую, старомодную штуку, годную только для мужиковатой кузины. И получила для коронации прелестный ажурный венец. Но и его разобрали.

Двадцать лет не было необходимости что-то изобретать, но после смерти Елизаветы Петровны жена нового императора, Екатерина Алексеевна, заказала погребальную корону. Её изготовил швейцарец Экарт, но ошибся размером. Исправил ошибку француз Позье, закрепив венец винтами на челе усопшей и не имевшей более возможности протестовать императрицы. Умения обоих ювелиров пригодятся через несколько месяцев, когда в июне 1762 года совершится государственный переворот. Бецкой, один из заговорщиков, намекнув Екатерине на свою особенную роль в её воцарении, получил как милость ответственность за всё, что будет на императрице во время коронации. И взялся за дело. Поручив Экарту и Позье изготовить новую, невиданную, Большую корону, Бецкой разрешал бесконечные споры двух ювелиров, поставлял им из сокровищницы сотни драгоценных камней и десятки жемчужин, находил золотой и серебряный лом. Именно он предложил увенчать корону невиданным лалом, привезённым из Китая ещё при Алексее Михайловиче. Камень считали рубином, однако это близкая к нему благородная шпинель. Как бы то ни было, красив он невероятно.

Коронационный портрет Екатерины II. Стефано Торелли, между 1763 и 1766 годом

Ювелиры и хлопотливый Бецкой подарили императрице шедевр. Тончайшая вязь, стремительные лавровые и дубовые ветви, камни и жемчужины, искусно встроенные в ажурную конструкцию, — всё это превращало Большую корону в символ нового царствования, обещавшего быть светлым, бодрым и разумным. По сравнению с предшественницами вес её был невелик — около двух килограммов. Как ни странно, преемственность и наследственность этого атрибута власти утвердил Павел Петрович. Причём дважды. Он не только сам венчался короной, изготовленной для нелюбимой им матери, но и посмертно короновал ею низложенного Екатериной отца. С тех пор сто лет российские императоры венчались одной и той же Большой короной. Последний раз её видели на голове самодержца при открытии Первой Государственной думы. Во время Великой войны её вместе с другими драгоценностями эвакуировали из Петрограда в Москву.

Сокровища разделили на «исторически ценные» и прочие

Но вот революция… В 1920 году декретом Ленина создаётся Государственное хранилище ценностей — Гохран. В том же году другим декретом организуется продажа драгоценностей за границу. Но это пока реквизированные, «не царские», золото-бриллианты. В 1922 году под руководством знаменитого профессора минералогии Александра Ферсмана работает комиссия, описывающая содержимое ящиков, привезённых в 1914 году в Оружейную палату. Там и Большая корона.

Тогда же сокровища разделили на «исторически ценные» и прочие, которые можно было распродавать. В 1923 году часть ценностей оказывается в Чите. Многое исчезает. Коллекция истончается по двум направлениям: государственная распродажа и воровство. И воруют не страстные монархисты и не агенты иностранных разведок, как это мило показано в завершающем фильме трилогии о «Неуловимых мстителях». Там хитроумный штабскапитан Овечкин (артист Джигарханян) прикидывается то часовщиком, то чекистом, то пролетарием и похищает корону Российской империи.

Но ещё более хитроумные Данька — Ксанка — Яшка — Валерка при помощи раскаявшегося рецидивиста Нарышкина возвращают сокровище народу. Нет, воровали и распродавали настоящие пролетарии и чекисты. В 1925 году коллекция царских драгоценностей насчитывала более семисот предметов, в 2017-м их было менее двухсот… Большая императорская корона уцелела. Показавшись на выставке 1925 года, она не уехала ни к Арманду Хаммеру, ни в какую-нибудь сверхтаинственную коллекцию. Она просто скрылась от народа, который был торжественно объявлен её хозяином. С 1967 года корону снова можно видеть в Алмазном фонде. Так лучше. Надеюсь, она не придётся впору никакой голове.

Изображение для лида: Wikipedia.org

Изображение для анонса материала на главной странице: ok.ru



Корона российской империи
(от лат. corona — венец) — особый драгоценный коронационный головной убор императорского двора России, символизирующий наивысшую ступень в иерархии и являющийся эмблемой верховной власти — знак монаршего достоинства; большая императорская корона Российской империи , которую возлагали на голову нового самодержца.

Приамбула

Энциклопедическая справка о русских коронах из энциклопедии Брокгауза и Эфрона:

«Короной называется головной убор или наголовье, служащее признаком известной власти и формою своею определяющее звание, сан, титул, а иногда и заслуги лица, кому она принадлежит. Несомненно, что происхождением своим К. обязана венку или венцу, представляя собственно его разновидность.

В настоящее время в московской Оружейной палате хранятся следующие К.:

1). Владимира святого;
2). казанская, заказанная Иоанном Грозным для крещения казанского царя Едигера и отправленная после смерти последнего в Москву;
3). астраханская, сделанная в 1627 г. по заказу царя Михаила Федоровича;
4). сибирская (альтабасная шапка), сделанная из золотой парчи; заказана в 1684 г.;
5). таврическая или так называемая шапка Мономаха второго разряда, изготовленная в 1682 г. для коронации Петра Великого;
6). бриллиантовая К. Петра Великого, немецкой работы, украшенная спереди двумя двуглавыми орлами;
7). алмазная К. Иоанна Алексеевича.

На печатях уже со времени Михаила Феодоровича встречаются К. европейской формы, но в действительности они тогда еще не существовали. Первая К. европейского образца была сделана в 1724 г. для коронации Екатерины I. Этой К. короновался Петр II. Дугу, разделяющую К., он приказал украсить большим рубином, купленным по указу Алексея Михайловича в Пекине, у китайского богдыхана, послом Николаем Спафарием; к вершине его был приделан бриллиантовый крест. Для коронации Анны Иоанновны была заказана К. по тому же образцу, но еще роскошнее и больше; число украшающих ее камней доходит до 2605 штук. На дуге помещен рубин, снятый с К. Петра II. Эта К. с 1856 г. называется польской и в государственном гербе помещается на гербе Царства Польского. Этой же К., немного переделанной, короновалась Елизавета Петровна. Екатерина II заказала для своей коронации придворному ювелиру Позье новую К., на отделку которой пошло 58 очень больших и 4878 маленьких бриллиантов, большой рубин и 75 больших жемчужин; она весила до 5 фунтов. Для коронации Павла I эта К. была несколько расширена и 75 жемчужин заменены 54 большими; ею же короновались и все последующие императоры».


История


Впервые переход от традиционных усыпанных самоцветами шапок к коронам европейского образца произошел при короновании Екатерины I — для нее была изготовлена корона из золота и серебра, усыпанная множеством бриллиантов.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма).

В архивах сохранились имена талантливых золотарных мастеров, участвовавших в "деле короны" - Ивана Евстигнеева и Ивана Липмана, да еще ремесленников придворной Алмазной мастерской. За труды всем ювелирам из казны уплатили 8200 рублей. Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. Великолепный венец не уступает самым пышным образцам европейских королевских домов.

Из-за вражды этих двух ювелиров имя Георгом-Фридриха Экарта долгое время было известно ограниченному кругу лиц. В своих записках Позье не упоминал об Экарте и вся слава долгие годы доставалась только самому Жереми.

После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами "большевиков" молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу (Michael Collins), министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов. Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем "советского бюро" -- советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом (Harry Boland). После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери -- Кэтлин Боланд О"донован (Kathleen Boland O"Donovan), проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О"донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера (Eamon de Valera) только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли.

В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло (John A. Costello), принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондонае. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950.


Описание


Корона российской империи изготовлена в виде головного убора восточных традиций («тюрбана индийских султанов, высшей касты раджей и османского духовенства») состоит из драгоценных металов — серебра и золота: двух серебряных полушарий, усыпанных бриллиантами, разделенных бриллиантовой гирляндой и двумя рядами жемчужин, скрепленных невысоким венцом, состоящим из большой шпинели, входящей в число 7 исторических камней, и креста из 5 огромных бриллиантов. Мастер оправил в серебро 4936 бриллиантов общим весом в 2 858 карат и 72 индийских жемчужины, подчеркнув сверкание бриллиантового кружева двумя рядами крупных матовых жемчужин. Высота короны с крестом составляет 27,5 см. Самым известным из драгоценных камней короны является рубин (шпинель) на дуге весом в 398,72 карат, разделявшей две половины короны. Камень был приобретён в 1676 году у китайского императора Канси́ (кит. 康熙, пиньинь Kangxi (Кангкси), собственное имя Сюанье , кит. 玄燁, 4 мая 1654 — 20 декабря 1722) , и доставлен на Русь ученым и писателем Николаем Спафарийем, находившимся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине (Китай) с 1675 дo 1678 г. Этот знаменитый рубин кочевал из одной короны в другую и первоначально украшал императорский головной убор Елизаветы Петровны. Поверх рубина крест из пяти больших бриллиантов. Величественный рисунок короны не только прекрасен, но и наполнен глубоким смыслом.

Две полусферы олицетворяют соединение Востока и Запада на территории Российской империи и объединяющей два континента в победе над османами. Соединённые у основания короны и обрамлённые жемчугом, они изображают латинскую букву "V" (Виктория - победа) . Снизу сетку полушарий охватывают лавровые ветви — символ власти и славы, а в рисунке гирлянды между полушариями помещены дубовые листья и жёлуди, что символизирует крепость и прочность власти.

Три больших драгоценных камня, доминирующих в государственных регалиях Российской империи — красная шпинель короне ) , синий сапфир державе ) и сияюще-белый алмаз скипере ) — созвучны по цвету красно-сине-белому российскому флагу.

По указу царя была изготовлена точная копия короны меньших размеров, которая использовалась для коронации цариц. В 1900 г. Фаберже сделал цельный набор точных копий императорских регалий (большая и малая имперские короны, держава и скипетр) в миниатюре из серебра, золота, алмазов, сапфиров и рубинов на мраморном основании; работа находится в коллекции Эрмитажа .


Коронование


По византийской традиции царю надевалась на голову императорская корона как символ всевышней власти дарованная Всевышним. На коронование приглашались знатные особы со всего Света и знатные представители своей страны. Во время торжественной церемонии читалась клятва на верность народу и Родине, а также молитва во славу Господу; император принимал символы государственной власти.

В последний раз корона российской империи использовалась в 1906 г. на церемонии открытия российской государственной Думы .

Короновались большой короной:

  • 1762 Екатерина II Великая
  • 1797 Павел I
  • 1801 Александр I
  • 1826 Николай I
  • 1855 Александр II
  • 1883 Александр III
  • 1896 Николай II


Ценность

К началу 1880-х годов ювелирная стоимость изделия Экарта и Позье превышала 1 миллион рублей (золотом) . В настоящее время Большая императорская корона находится в Алмазном фонде Российской Федерации.

Использование в геральдике


Императорская корона встречается в больших гербах лиц императорской фамилии мужского пола, в личном гербе Его Величества и в гербах губерний. Малые гербы лиц императорского дома имеют корону геральдическую, представляющую ничто иное как северогерманскую дворянскую корону. Если в короне жемчужины увенчаны крестами, то она получает название древней царской и употребляется в гербах областей. В гербах городов помещается стенная корона, а античная корона обыкновенно служит для венчания геральдических фигур. В гербах нетитулованного дворянства корона венчает шлем, но прежде утверждались гербы и без короны; последняя помещалась иногда на щите или в воздухе над шлемом. В баронских гербах корона помещается или прямо над щитом, или на шлеме, венчающем щит. В гербах графских корона помещается на щите; кроме того, если имеется несколько шлемов, то средний иногда венчается такой же короной; остальные покрываются дворянской и баронской, если последний титул имел владелец герба. Княжеская шапка обычно помещается над мантией, но также может венчать щит и шлем.


Россия: Герб Санкт-Петербурга

Корона российской империи изображалась на всех национальных эмблемах: на Большом государственном гербе Российской Империи, на Среднем государственном гербе Российской Империи и на Малом государственном гербе Российской Империи. Большая императорская корона помещалась над императорской монограммой после его коронации. Корона российской империи была в изображении конгресса Польши (1814-1915) и стран Привислинского Края (с 1831). Императорская корона и пересеченные императорские скипетры появляются на гербе города Санкт-Петербург.

С 20 декабря 2000, императорская корона российской империи изображается вновь на гербе возродившегося после развала СССР государства -- Российской Федерации.


В искусстве

  • Приключенческий художественный фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые», 1971 г. (СССР)
  • Картина Боровиковского (1757-1825) «Портрет Павла I» (1800-1801)

Коммерческое использование

Корона российской империи имела множество неофициальных использований в рекламных целях и на этикетках различной продукции, особенно различных марок водки и икры. Некоторые сорта дорогостоящего оригинального шампанского (Шампань, Франция) также имеют изображение государственных символов российской империи на этикетках .

Примечания

    1. Keogh, Dermot., (2005), "Twentieth Century Ireland", (Revised Edition), Gill & Macmillan, Dublin, p. 208, ISBN 0-7171-3297-8
    2. The Imperial Crown of Russia (1763).
    3. Цена коровы до среднего достоинства составляла 5-10 рублей ассигнациями (статной и породистой — до 20). На Карагандинских угольных копях к концу 19 века заработок шахтеров колебался от 70 копеек до 1 рубля 40 копеек за 12-14-часовой рабочий день.


Дополнительная литература

  • Символы Российской империи
  • Книги с упоминанием о короне российской империи в поисковой системе

Ссылки

  • Сокровища Алмазного Фонда
  • Коллекция с исторической достоверностью представляет лучшие ювелирные изделия, экспонируемые в здании Государственной Оружейной палаты Московского кремля
  • Женская корона Российской империи (Кризис наследования династии Романовых завершился «золотым веком» Екатерины Великой)

Любое ювелирное изделие обладает большой ценностью. В случае, когда это изделие является ещё и общепризнанным произведением искусства, его стоимость возрастает многократно. И совершенно бесценный статус получают драгоценные произведения искусства, имеющие ещё и исторически-ритуальное значение. В первую очередь к таковым относятся, конечно, всевозможные короны и диадемы многочисленных монархов, императоров, королей и царей.

Одно из заметнейших мест в списке подобных царственных регалий занимает Большая императорская корона Российской империи, которая является не только культурным и историческим достоянием, но и шедевром ювелирного искусства.

Для начала небольшой исторический экскурс: в допетровской России самодержцев короновали особыми венцами, самой знаменитой из которых была всем известная «шапка Мономаха». Настоящие короны, на европейский лад, в нашей стране появились во времена Петра I, когда в 1724 году была создана первая подобная корона для коронации супруги императора, будущей императрицы Екатерины I. Впоследствии эта корона несколько раз переделывалась в соответствии со вкусами и требованиями новых императоров и императриц, пока в 1762 году специально для коронации Екатерины II не была изготовлена там самая, Большая императорская корона, которая и возлагалась на головы всех российских самодержцев вплоть до последнего из них, Николая II.

Авторами Большой императорской короны были знаменитые ювелирные мастера Георг-Фридрих Экарт и Жереми Позье, которым была предоставлена практически полная свобода творчества лишь при одном условии - корона не должна была весить более двух килограмм. Разделение труда между двумя ювелирами была следующей - Экарт являлся автором эскиза произведения и изготовителем каркаса, а Позье занимался подбором драгоценных камней. Работа была проделана за рекордные сроки, в два месяца, и была оценена в 8200 рублей. Из-за сложных отношений между двумя ювелирами долгое время считалось, что единственным автором короны был Экарт, который всячески замалчивал и скрывал факт участия Позье в создании шедевра.

Форма короны была позаимствована у головных уборов восточных правителей, в большей степени напоминая тюрбан индийского султана, нежели традиционную корону средневековой Европы. Два больших серебряных полушария символизируют две части света, Европу и Азию, Запад и Восток, объединённые в рамках Российской империи. В эти большие полушария вправлены почти пять тысяч (если быть статистически точными - 4936) мелких бриллиантов общим весом в 2858 карат, а также 54 большие индийские жемчужины (они были вправлены в корону для коронации Павла I, при первоначальном, «екатерининском» варианте было 72 жемчужины меньшего размера). Самым крупным и знаменитым драгоценным камнем Большой императорской короны является закреплённый на золотой дуге и увенчанный алмазным крестом рубин (шпинель) весом в почти 400 карат. Этот ярко-красный камень является традиционным сокровищем царского дома Романовых: в их руки он попал почти за 100 лет до изготовления Большой императорской короны, в 1676 году, будучи приобретённым российскими дипломатами у китайского императора Канси, и был неизменной частью всех российских корон, использовавшихся в церемониях возведения на престол. Этот рубин является составной частью символического ансамбля российских императорских регалий: будучи большим камнем красного цвета, он дополнялся синим сапфиром , вправленным в державу, и сияющим (белым) алмазом, находящемся на скипетре. Таким образом, эти три самые крупные драгоценные камни обозначали цвета государственного бело-сине-красного флага российского государства.

Большая императорская корона Российской империи закономерно считалась главным сокровищем царской семьи и уже в конце XIX века её чистая ювелирная стоимость, без учёта символической исторической ценности, составляла миллион золотых рублей. К коронации Николая II и его супруги Александры Фёдоровны легендарным ювелиром Фаберже была изготовлена уменьшенная копия короны, специально для императрицы, получившая названия Малой короны Российской империи, ставшей впоследствии предметом детективных историй и фильма о «неуловимых мстителях».

В отличие от «младшей родственницы» Большая императорская корона не покидала пределов России и после революции 1917 года перешла в собственность государства; в настоящее время хранится в Алмазном фонде. Правда, в начале 2009 года американские газеты выдвинули версию о том, что в России хранится копия, а настоящая Большая императорская вместе с другими сокровищами Романовых спрятана в монгольской пустыне Гоби. Основаны эти предположения на утверждениях американских потомков русских эмигрантов-аристократов, однако историками считаются необоснованными как из-за отсутствия документальных доказательств, так и из-за логических противоречий озвученной версии.

Александр Бабицкий