Камнерезы урала. Камнерезное искусство. Современные российские школы камнерезного искусства

Формирование центров художественных ремесел Южного Урала

1.3 Камнерезное искусство Урала

На Урале каменные вещи стали изготавливать в эпоху классицизма, хотя камнерезное производство начали налаживать еще при В.Н. Татищеве. К концу 18 века в результате деятельности экспедиции по розыску цветных камней здесь было открыто много новых месторождений мрамора, яшмы и других пород. К этому же времени на Урале сложилось основное ядро мастеров и камнерезное искусство стало потомственным делом.

В течение почти всего 18 века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали -- ступени, плиты, поручни, колонны -- для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы -- печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью перешла на обработку твердых пород, а здешние мастера стали уверенно браться за сложные в производстве округлые формы.

Процесс обработки камня был трудоемким и многоступенчатым, изготовление изделий требовало осторожности и особой тщательности. Например, собираясь делать чашу из 1000-пудового монолита розового орлеца (родонита), екатеринбургские специалисты писали заказчику: «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу, но могущей раздробить камень по прослойкам, поэтому чаша, по получении заказа, может быть изготовлена не ранее четырех лет». В действительности же на изготовление этой вазы ушло не четыре, а десять лет упорного труда.

Сначала камни подвергали обсечке стальными инструментами и резали пилами из листового железа. Если готовилось круглое изделие, то начальная обработка велась трубами или цилиндрами, также сделанными из листового железа. Пилы и сверла во время работы смачивались водой и наждаком. Так камень получал первое грубое оформление. Затем он поступал в детальную обработку на «обшарном» станке: камень прижимался винтами к вертящемуся деревянному шкиву. Камень, предназначенный для круглого изделия, напротив, укреплялся в центре, вращался вокруг своей оси и получал форму от соприкосновения с терками и брусками. После поделочной обработки приступали к шлифовке и полировке. Шлифовали наждаком и медными терками. Полировали оловянными терками или шкивами с треплом.

Для вещей, стенки которых украшались рельефными изображениями, делали сначала по рисунку модели из воска. После фигуры рисовались на камне медным карандашом, намечались резцом и уже, затем вытачивались, шлифовались и полировались.

Однако этот метод годился для изделий из мрамора, родонита, яшмы и не очень подходил для выявления особой красоты малахита и лазурита.

Между тем изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург очень много. Урал обладает лучшими и богатейшими в мире месторождениями малахита. На Гумешевском руднике около Полевского завода добывались куски до 1500 килограммов весом, а на руднике Меднорудянском в районе Н. Тагила была открыта глыба в 25 тонн. Впоследствии эта глыба, разбитая на куски весом по 2 тонны, была использована на облицовку знаменитого малахитового зала Зимнего дворца. Для изготовления малахитовых и лазуритовых изделий уральскими мастерами использовалась техника так называемой «русской мозаики».

Оказывается, огромные малахитовые вазы или столешницы изготовлены не из целого куска малахита: их объем делают из змеевика, мрамора или другого камня. Природные особенности малахита -- обилие крупных и мелких пустот, посторонних включений, ноздреватость заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о все фасадной красоте камня, позволяющей выделывать объемные вещи. Малахит нарезают на тонкие плитки и пользуются им как облицовочным материалом: оклеивают приготовленную форму круглую, если это ваза, или плоскую (столешница). На Западе такой прием -- оклеивание простого камня пластинками дорогих пород был известен давно, однако оригинальность «русской мозаики» заключалась в том, что оклеивались вещи и с закругленной поверхностью: вазы, колонны, вещи с рельефной орнаментацией, а главное - колоссальные по размеру предметы. (Приложение А, рисунок А.2).

Изделия из малахита, лазурита и яшмы, сделанные способом русской мозаики, были гордостью уральцев. В середине XIX века развивается повальная мода на малахит в отделке интерьеров: в 1830-1840-е годы из камня, употребляемого ювелирами, малахит превратился в материал архитектурного декора. Художник А. Венецианов в одном из частных писем писал о создании «малахитовой комнаты» в заново отделываемом (после сильного пожара) Зимнем дворце: «Дворец чуть-чуть не кончен (я еще не был), и в нем будет малахитовая комната -- малахит в перстнях носили, помните?» .

В середине 18 века в Екатеринбурге кроме изделий из мрамора делаются первые шаги по обработке твердых пород и изготовления из них различных художественных предметов. В 1750-1760-х годах расцветает мода на табакерки, к каждому костюму полагалась определенная табакерка, выполненная из самых разнообразных материалов: металла, кости, фарфора и проч. На Урале в больших количествах изготовлялись каменные табакерки.

В 1754 году ученики на Екатеринбургской «мельнице» под руководством И. Сусорова работали над изделиями более сложными по своим формам, чем табакерки, чарками и подносами разных форм из темно-зеленой яшмы и др. Освоение техники обработки твердых пород камня продолжается и в последующие годы под наблюдением С. Ваганова. В 1769 году уже обрабатывались небольшие круглые чаши из красного агата, голубых и черных яшм. В эти годы впервые встречаются сведения о том, что чаши делались «с выемкой нутра», т. е. полые. В производстве встречались и неожиданные изделия, например столовые ложки из красной яшмы.

С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью переходит на обработку только твердых пород. В начале сентября 1782 года из Петербурга был получен приказ об изготовлении ваз и специальные рисунки. Для каждого рисунка подбирались подходящие камни, главным образом яшмы темных, сдержанных цветов. Классицизм с его культом четкости и архитектоничности форм определяет стиль уральских изделий 1770-1780-х годов. В середине 18 века произведения уральских мастеров еще не играли такой роли в убранстве интерьера, как в завершающие век десятилетия, когда интерьеры украшают каменные статуи, вазы, торшеры. В 1780-х годах фабрика в Екатеринбурге начинает создавать каменные вазы, которыми прославилась история русского камнерезного дела.

Наибольший расцвет производства на Екатеринбургской фабрике приходится на первую половину 19 века. В эти годы каменные вазы, чаши, обелиски и торшеры создавались по проектам крупнейших российских архитекторов. Лучшие изделия фабрики неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Европе, получали высшие награды. .

Древнегреческая культура

Духовная культура в контексте историзма

Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело...

Камнерезные изделия

Тыва - край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей...

Культура арабских народов

Специфика средневекового искусства стран Арабского Востока, как и всего Ближнего и Среднего Востока, очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья...

Культура арабских народов

Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в средневековом Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в XI - XII столетиях...

Культура Беларуси во второй половине XIX начале ХХ века

Развитие познавательного интереса в воспитании школьников в условиях интеграции технологического и исторического образования

Средневековая арабско-мусульманская культура

Средневековая арабская архитектура впитала в себя традиции ими же завоеванных стран - Греции, Рима, Ирана, Испании. Искусство в странах ислама также развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети...

Средневековое общество

Церковно-религиозное мировоззрение оказало решающее влияние на развитие средневекового искусства. Его задачи церковь видела в укреплении религиозного чувства верующих...

В связи с нуждами промышленности особо важное значение на Урале приобрела горнозаводская графика. Работы уральских чертежников имели и имеют не только научно-техническое значение; вне всякого сомнения, весьма значительна и их художественная ценность. Они являлись выражением не только передовой русской инженерной мысли, связанной с бурным ростом промышленности Урала, но и отражением общих черт, свойственных русскому искусству тех лет. Наиболее интересными стали иллюстрации к рукописи В. Геннина «Описание уральских и сибирских заводов». Рисунки полны жизни и движения, хотя нередко первенствующее значение приобретает изображение какого-нибудь механизма. Жизненность впечатлений, несомненно, создается благодаря метко переданным фигурам рабочих, проделывающих самые разнообразные операции.

В заводской графике Урала второй половины XVIII в. происходит постепенное выделение пейзажа как жанра графического искусства. Его отделение от и сохранение лишь некоторых чертежных приемов в прорисовке зданий, несомненно, являлось отражением становления в русском искусстве пейзажа как самостоятельного его вида. Возникновение уральского чугунного художественного литья было связано с необходимостью удовлетворить самые насущные потребности местного населения и молодой уральской промышленности. В продукции уральских заводов первых десятилетий XVIII в. большое место занимают различные чугунные предметы домашнего обихода. Бурное строительство, которое велось тогда в России, требовало от заводов Урала чугунного литья как сравнительно простых, уже освоенных форм, так и более сложных, художественных. Чугунные архитектурные детали использовались не только для уральских построек, но и в большом числе направлялись в Петербург и Москву. Во второй половине XVIII в. чугунное художественное литье находит в русской архитектуре значительное применение. В связи с развитием литейного искусства, накопившего к тому времени немало опыта в отливке художественных изделий, на Урале начинается производство более сложного литья. Все смелее и настойчивее делаются попытки освоить производство чугунных статуй, бюстов. Важным центром уральского художественного чугунного литья во второй половине XVIII в. становится Нижний Тагил. Именно здесь в середине 60-х годов делаются попытки отливки чугунных статуй. Одним из самых интересных и значительных произведений уральцев явились чугунные «готические» ворота, выполненные в 80-х годах на казенном Каменском заводе для Царского Села. Своеобразная отрасль уральского искусства - изготовление медной посуды, украшенной орнаментом. Ее развитие диктовалось жизнью: она должна была удовлетворить все возраставшие потребности населения Урала на предметы быта. По специальному указу 1728 г. посуда поступала и в Сибирскую губернию, где на нее был большой спрос. Широкую известность получила посуда уральских мастеров с заводов И. Осокина и А. Ф. Турчанинова. Из меди изготовляли четвертины, ендовы, братины, блюда, солонки, чайники, кумганы, а позднее подносы, стопы, ларцы, Первые уральские изделия из меди не отличались богатством формы и орнаментальных украшений, что было обусловлено самой начальной стадией освоения производства. В этом отразилась простота петровского быта, те изменения, которые происходят в ту эпоху в русском декоративно-прикладном искусстве. К периоду расцвета стиля барокко 40- 50-х годов XVIII в. формы сосудов усложняются, а барочная орнаментация медной посуды достигает удивительного разнообразия. Одна из самых замечательных ветвей художественной культуры XVIII- XIX вв. Урала - камнерезное искусство. В России издавна существовала богатая и своеобразная «культура камня». В XVIII в. появляются специальные камнерезные фабрики. Их возникновение в Петергофе (1725 г.) и на Урале было подготовлено развитием русской архитектуры и прикладного искусства. В 30-е годы XVIII в. художественная обработка камня приобретает на Урале широкий размах и четкие организационные промышленные формы. Первыми изделиями, приготовленными в конце 20-х годов на Урале, были мелкие предметы из твердых пород. Гранились мурзинские топазы, сердолик, горный хрусталь и т. д. С открытием и началом разработки новых месторождений мраморов на первое место в обработке камня выходит мрамор, сохраняя первенство до конца XVIII в. Однако постепенно усиливается интерес к различным породам красочных яшм. В первые годы существования фабрик изготавливались простые по своим формам изделия, главным образом мраморные доски. Более сложные формы вследствие слаборазвитой техники были еще не доступны. Крупнейшим достижением уральских мастеров явилось изготовление деталей декоративного убранства Мраморного дворца А. Ринальди (1770-е годы), сооружение Сибирской галереи (1770-е годы) для Царского Села и др. Во второй половине XVIII в. уральские камнерезы делают из мрамора не только крупные архитектурные детали, но и предметы внутреннего убранства, например вазы, чаши, столешницы. Одновременно в уральское камнерезное искусство проникают и другие художественные формы, свойственные античности и классицизму: различные пирамиды, обелиски и т. д. Такие формы были свойственны и художественному фарфору той эпохи, и многим живописно-декоративным произведениям. Наряду с формами классики в камнерезном искусстве Урала можно заметить и увлечение сентиментализмом и ранним романтизмом с их культом естественной природы. Велико значение изобретательской мысли, художественного творчества выдающихся уральских мастеров И. Сусорова, И. Патрушева, С. Ваганова, М. Колмогорова и др. Им уральское камнерезное искусство обязано своим быстрым расцветом. В XVIII в. в период бурного расцвета уральской промышленности возникает и развивается роспись металлических изделий. Такого искусства не знали на Урале в прошлые века, это была его новая форма, рожденная новым временем. Центрами ее развития были Невьянск, Нижний Тагил. Начало искусства росписи уральских железных подносов и других предметов следует отнести не позже чем к середине XVIII в.. так как уже в 1770 г. оно достигает широкой известности. К концу XVIII в. вокруг демидовских заводов сложилась целая промышленность, занимающаяся изготовлением росписных железных изделий. Одновременно с живописью по металлу в Нижнем Тагиле украшались росписью и деревянные чашки, стаканы и т. д. С первых же шагов этого искусства на Урале определились излюбленные мотивы. С большим мастерством уральские живописцы наносили на подносы разнообразные растительные орнаменты, особенно любили они изображать красочные букеты цветов. Этот мотив сохраняется в живописи нижнетагильских мастеров, претерпев, разумеется, определенную эволюцию. Особое мастерство в росписи металлических изделий в Нижнем Тагиле проявила семья Худояровых. Одному из них народная молва приписывает честь изобретения знаменитого хрустального нижнетагильского лака. В 1800-1860 гг. на Урале получает дальнейшее развитие художественное образование. Во многих местных училищах и школах, как и прежде, преподавалось рисование, что способствовало формированию художественного вкуса и дарования учащихся. Зародившийся в XVIII в. в Нижнем Тагиле и Невьянске промысел по росписи железных изделий переживает в Рис. 89. Кувшин. Суксунский завод, Нижнем Тагиле в первой половине сер. XVIII в. XIX в. вершину своего подъема. Изготовлялись металлические шкатулки, свадебные сундучки, расписанные орнаментом или сюжетными сценами, подносы, столики, солонки. Часто расписывались даже кувшины и др. Успехом пользовались и такие лакированные изделия, как масленки, сухарницы. Центральное место среди лакированных изделий принадлежит металлическим подносам, украшенным яркой нарядной живописью. Нижнетагильские подносы имеют свои характерные черты: часто встречающийся высокий борт с прорезанными краями, вызолоченный растительный орнамент, обрамляющий живописное изображение, расположенное в центре. Иногда роспись наносилась при помощи трафарета, который вырезали на бумаге. Уральские живописцы часто использовали в качестве образцов эстампы. Но значительная часть мотивов росписей навеяна природой. Заметное развитие в уральской живописи первой половины XIX в. получает пейзаж. Виды уральских заводов, созданные в тот период, уступают аналогичным произведениям известных русских пейзажистов. Но и они все же составляют очень важное звено в развитии пейзажа как жанра искусства на Урале. Они прокладывают линию от тех картографических изображений уральских заводов, которые существовали в уральской графике XVIII в., к художественно-поэтическому образному изображению природы Урала. Пробудившийся после Отечественной войны 1812 г. интерес к народной жизни в сильной мере способствовал расцвету жанровой живописи в русском искусстве. Многие художники изображают сцены народного быта. Уральские крепостные живописцы, хорошо знавшие тяжесть подневольного труда, были одними из первых в русской живописи, кто обратился к показу жизни индустриального рабочего, оглушенного грохотом огромных фабричных молотов, освещенного кровавыми отблесками раскаленного металла, согнувшегося под тяжестью носилок, груженных рудой. В лучших картинах уральцев звучит социальный протест, рождавшийся из правдивого показа тяжелых условий труда. Одной из наиболее ярких страниц уральской художественной культуры, обобщившей основные направления и этапы уральской живописи первой половины XIX в., является творчество нижнетагильских крепостных художников Худояровых. Очень выразительна картина П. Худоярова «Листобойный цех» (1830-е годы). Особый смысл и значение получают жанровые сценки, обличающие «сильных мира сего» (И. Дощанников из Усолья и др.)В XVIII - первой половине XIX в. на Урале продолжает развиваться традиционное искусство иконописи. Можно с полным основанием говорить о существовании в то время невьянской иконописной школы. Возникнув как центр металлургического производства, Невьянск вскоре превратился в один из крупнейших организационных и культурных центров уральского старообрядчества. Свидетельством того, что речь идет именно о местной школе, служит не только наличие излюбленных иконографических типов, характерных стилистических признаков и приемов темперной техники, но и преемственность в передаче из поколения в поколение на протяжении почти двух столетий иконописного мастерства, выразившаяся в существовании династий иконописцев. Наиболее известными были Богатыревы и Чернобровины. Основным заказчиком на иконы выступала старообрядческая торгово-промышленная верхушка общества - заводовладельцы. золотопромышленники, купцы. Невьянская иконопись, несмотря на строгую каноничность и известную обособленность от общих художественных процессов, была тем не менее с ними связана и развивалась в соответствующих стилистических формах. Будучи типологически связана со стилем барокко и сохраняя барочные признаки вплоть до середины XIX в., хронологически невьянская школа периода ее расцвета на рубеже XVIII-XIX вв. совпадает с развитием в русском искусстве классицизма, также проявившегося в ее стилистике. Одновременно в икону проникают и реалистические тенденции: они в отражении местного этнического типа, элементах реального уральского пейзажа. Отражая меняющееся мировоззрение старообрядчества, усиление влияния официальной церкви и светских начал жизни, невьянская икона постепенно эволюционировала от сакрального явления в сторону декоративного искусства. Развитие художественной обработки камня на Урале в первой половине XIX в. ясно видно даже при простом перечне изделий, выпускаемых в те годы. Наибольшего расцвета достигает «русская мозаика» - изготовление изделий из малахита и лазурита. Делаются успешные шаги по дальнейшему развитию мозаичного искусства, в частности флорентийской мозаики, «резного художества» - искусство изготовления камней. Нарождается новая отрасль - приготовление «накладок»: пресс-бюваров, красочных натюрмортов из различных камней. Нельзя не отметить и значительную роль декоративной бронзы. Художники или архитекторы, работая над проектом вазы, всегда учитывали и рисунок бронзовой отделки. При сравнении изделий XVIII и первой половины XIX в. ясно видна линия развития уральского камнерезного искусства, рельефной орнаментики и бронзовых украшений. Она идет от простых строгих ваз рубежа XVIII-XIX вв. ко все большей орнаментальной насыщенности и декоративности (исключение делается только для произведений, выполненных в технике «русской мозаики»). Искусные мастера стремились к тому, чтобы орнаментация не перебивала природный узор камня, а, напротив, способствовала бы наиболее полному выявлению его красоты. Успехам в развитии художественной обработки камня на Урале во многом содействовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, А. Брюллова, А. Теребенева, К. Тона и др. Вазы и чаши, бесспорно, занимают первое место среди изделий фабрики. В них с особенной ясностью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов. Камень для ваз и чаш выбирался красивых, сочных расцветок. Вазы делали из голубоватой темноволнистой яшмы, голубоватой темноструйчатой, палевой и малиновой яшм, калканской серо-зеленой и кошкульдинской красно-зеленой яшмы, родонитаорлеца, бархатного малахита и др. Значительное место среди изделий уральских камнерезов занимают большие торшеры, предназначенные для дворцовых интерьеров, и небольшие настольные канделябры. Гордостью Екатеринбургской гранильной фабрики являются изделия из малахита, лазурита и яшм, сделанные способом «русской мозаики». Они выполнены с исключительным мастерством. Колоссальная малахитовая ваза (1842 г., Гос. Эрмитаж) - одна из лучших. Это характернейший образец искусства уральских малахитчиков. Главное в ней - замечательный подбор камня. Узор, созданный мастерами, естествен и разнообразен. Закономерно чередуясь, темные и светлые волнистые полосы опоясывают тело вазы. Малахитовый узор напоминает поляну, поросшую светлой изумрудной травой, по которой ветер гонит светло-зеленые волны. Не менее интересны работы из лазурита. Они выполнялись главным образом в 1840-1850 гг. Первое место среди них занимают две парные огромные вазы из бадахшанского лазурита (Гос. Эрмитаж). Первая половина XIX в.- период наивысших достижении уральского камнерезного искусства. На Урале работают замечательные мастера - художники камня, обладавшие большим творческим даром и художественной культурой. Русская архитектура первой трети XIX в. переживала подъем. Этому способствовали необычайный размах градостроительства, создание грандиозных архитектурных ансамблей, пронизанных пафосом гражданственности. Для более глубокого раскрытия идейного замысла архитектуры широко применяли скульптуру, использовали чугунное литье. Чугун становился не только важным строительным материалом, но и пластическим, блестяще использованным русскими архитекторами. Формы и практическое назначение уральского литья были многообразны, стилистически же оно, разумеется, было тесно связано с высоким классицизмом. В первой половине XIX в. большого подъема достигло чугунное парковое литье: скамейки, диваны, кресла, вазы. Много прекрасных образцов было в парках Петербурга, подмосковных усадьбах. К числу наиболее разнообразных по назначению и художественным формам произведений чугунного литья Урала относятся решетки. Их чугунный узор украшал балконы, сады, заводские цеха. В совершенстве освоив технологию литейного искусства и глубоко проникнув в пластические тайны чугуна, уральцы использовали его для создания крупномасштабных и композиционно сложных монументов. Значительным собранием уральской монументально-декоративной чугунной скульптуры стали знаменитые подмосковные Кузьминки. Здесь была развернута целая чугунная сюита, ярко свидетельствовавшая о высоком и совершенном искусстве уральских рабочих, владевших всеми формами чугунного литья - от обычной решетки до великолепной монументально-декоративной скульптуры. Особый художественный интерес и большое историческое значение имеет работа мастеров Урала над произведениями выдающегося русского скульптора П. К. Клодта. Можно без всякого преувеличения сказать, что его конные группы стали вершиной уральского художественного чугунного литья первой половины XIX в. С их появлением была решена проблема применения чугуна в монументально-декоративной скульптуре, возникшая, как уже говорилось, еще в XVIII в. при отливке декоративных фигур на уральских заводах. Грубоватость форм, тяжеловесность литья ушли в прошлое, уступив место хорошо моделированной пластической форме. Одновременно с развитием монументально-декоративных форм в уральском художественном чугунном литье происходит зарождение камерного чугунного литья. К концу 50-х годов художественное чугунное литье отмечено замечательными достижениями как в области монументальной скульптуры, так и в области станковой. Оно было способно решить самые сложные художественные и технические задачи. Это обеслечило его исключительный расцвет во второй половине XIX в., связанный с Каслинским заводом и знаменовавший высшую точку подъема всего русского художественного чугунного литья. Изготовление художественного оружия из сварочного булата - «красного железа» - было известно в России еще в XVII в. Прекрасные образцы художественного оружия дали в XVIII в. знаменитые тульские мастера. Урал не был родоначальником русского украшенного холодного оружия, но стал продолжателем его замечательных традиций. Идея о создании специального центра по изготовлению оружия на Урале родилась еще в XVIII в. Однако по разным причинам она тогда не была осуществлена. В начале XIX в., когда земли Европы сотрясал грохот наполеоновских войн, эта мысль вновь вызвала интерес. В 1814 г. началось строительство фабрики белого оружия в Златоусте. Для первых изделий златоустовской фабрики характерно влияние немецкого украшенного оружия, и в первую очередь Золингена. Вместе с тем уральские художники смело вводят в художественное оформление оружия не только орнаментальные мотивы, преобладавшие у немецких оружейников, но и сюжетные сцены. В этом отношении они выступили подлинными новаторами, что было замечено уже современниками. Значительное место в искусстве граверов Златоуста заняли батальные сцены. Пристальное внимание к военно-патриотическим темам было связано с 10- и 50-летием Отечественной войны 1812 г. Примечательно, что изображение военных сцен лишено всякой аллегоричности и символики и носит реалистический характер, что заметно выделяет златоустовскую гравюру в тогдашнем русском искусстве. В 30-40-е годы происходят заметные стилистические изменения: типичным становится стремление к чистой поверхности булатного клинка, в 40-60-е годы господствующее положение заняла художественная насечка. На Златоустовской фабрике работали замечательные мастера-умельцы, народные художники. Выдающимся гравером был И. Бушуев, с именем которого связано формирование принципов художественного оформления оружия в Златоусте. Новой ветвью уральского искусства стала декоративно-прикладная и художественная бронза. Одним из первых бронзолитейное производство начал Верх-Исетский завод. Наибольших успехов оно здесь достигло в период 1818-1820 гг., когда во главе его стоял Л. Антонов. Бронза, изготовленная заводом, носит в большинстве случаев декоративно-прикладной характер. Самыми распространенными были украшения к различным предметам: лакированным столам, диванам, комодам, коляскам, санкам. Стилистически они были типичны для декоративных форм высокого классицизма 20-30-х годов XIX в. Во главе нижнетагильского бронзолитейного производства стоял Ф. Звездин - выдающийся уральский литейщик, обладавший высоким художественным вкусом и талантом подлинного художника и безупречно владевший техникой литейного дела. В связи с производством украшенного оружия на Златоустовском заводе началось в 20-х годах и изготовление прикладной бронзы, необходимой для художественного оформления эфесов. Художественная и прикладная бронза хоть и не достигла такого размаха и уровня на Урале, как гравюра па стали, камнерезное искусство и т. д., но стала все же существенной частью его культуры. Освоение ее производства не прошло бесследно и для дальнейшего развития уральского чугунного литья, способствуя его художественности. Как и другие виды уральского искусства, бронза отразила творческие искания мастеров Урала. Она значительно расширяет наши представления о развитии бронзолитейного искусства в России в первой половине XIX в.. Еще в XVII в. на Урале было известно керамическое производство: изразцы, сделанные уральскими мастерами, украсили соборы Соликамска и других старых уральских городов. Так, в Свято-Троицком соборе в Соликамске (1703-1710 гг.) над северным крыльцом шел изразцовый пояс, изображавший фантастических птиц. Развитие уральского фарфоро-фаянсового производства было вызвано усилившимся спросом населения. Природные же богатства Урала давали возможность для организации фарфоро-фаянсовой промышленности - во многих районах края находились залежи белой Глины, необходимой для производства. Одной из первых фарфоро-фаянсовых фабрик на Урале явилась мастерская в Нижнем Тагиле. Ее организация относится еще к 1810 г. Мастерская выпускала фаянс. Значительная роль в развитии уральского фарфора и фаянса принадлежит фабрике Фетисовых в Шадринске. Она была основана в конце 1822 г. и просуществовала, видимо, до 1850 г. Ее изделия были довольно разнообразны: посуда из фарфора - чашки, чайники, молочники, полоскательные чашки, сахарницы, тарелки, солонки. Помимо посуды, делались курительные трубки. Особый интерес представляют данные о том, что фабрика выпускала на продажу довольно значительное количество детских фарфоровых игрушек. Разнообразен был ассортимент и фаянсовых изделий: тарелки, блюда, миски, разные мелочные изделия. Следует отметить, что в количественном отношении предметы из фаянса занимали господствующее положение. Продукция фабрики продавалась на Урале, в Сибири, Средней Азии, особенно в Бухаре. В 1848 г. неподалеку от Каменского завода была создана новая фарфоро-фаянсовая фабрика Г. А. Ушакова. Она просуществовала примерно до 1861 г. Чайная и столовая посуда фабрики Ушакова пользовалась довольно большим спросом. В художественном отношении изделия этой фабрики не отличались оригинальностью. Таким образом, искусство промышленного Урала знаменовало собой одно из самых значительных достижений русской художественной культуры того времени. Оно отразило творческую инициативу, пытливый ум рабочего человека, незаурядное его мастерство. Без него нельзя себе представить весь подлинный размах русского искусства.

На Урале каменные вещи стали изготавливать в эпоху классицизма, хотя камнерезное производство начали налаживать еще при В.Н. Татищеве. К концу 18 века в результате деятельности экспедиции по розыску цветных камней здесь было открыто много новых месторождений мрамора, яшмы и других пород. К этому же времени на Урале сложилось основное ядро мастеров и камнерезное искусство стало потомственным делом.

В течение почти всего 18 века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали -- ступени, плиты, поручни, колонны -- для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы -- печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью перешла на обработку твердых пород, а здешние мастера стали уверенно браться за сложные в производстве округлые формы.

Процесс обработки камня был трудоемким и многоступенчатым, изготовление изделий требовало осторожности и особой тщательности. Например, собираясь делать чашу из 1000-пудового монолита розового орлеца (родонита), екатеринбургские специалисты писали заказчику: «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу, но могущей раздробить камень по прослойкам, поэтому чаша, по получении заказа, может быть изготовлена не ранее четырех лет». В действительности же на изготовление этой вазы ушло не четыре, а десять лет упорного труда.

Сначала камни подвергали обсечке стальными инструментами и резали пилами из листового железа. Если готовилось круглое изделие, то начальная обработка велась трубами или цилиндрами, также сделанными из листового железа. Пилы и сверла во время работы смачивались водой и наждаком. Так камень получал первое грубое оформление. Затем он поступал в детальную обработку на «обшарном» станке: камень прижимался винтами к вертящемуся деревянному шкиву. Камень, предназначенный для круглого изделия, напротив, укреплялся в центре, вращался вокруг своей оси и получал форму от соприкосновения с терками и брусками. После поделочной обработки приступали к шлифовке и полировке. Шлифовали наждаком и медными терками. Полировали оловянными терками или шкивами с треплом.

Для вещей, стенки которых украшались рельефными изображениями, делали сначала по рисунку модели из воска. После фигуры рисовались на камне медным карандашом, намечались резцом и уже, затем вытачивались, шлифовались и полировались.

Однако этот метод годился для изделий из мрамора, родонита, яшмы и не очень подходил для выявления особой красоты малахита и лазурита.

Между тем изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург очень много. Урал обладает лучшими и богатейшими в мире месторождениями малахита. На Гумешевском руднике около Полевского завода добывались куски до 1500 килограммов весом, а на руднике Меднорудянском в районе Н. Тагила была открыта глыба в 25 тонн. Впоследствии эта глыба, разбитая на куски весом по 2 тонны, была использована на облицовку знаменитого малахитового зала Зимнего дворца. Для изготовления малахитовых и лазуритовых изделий уральскими мастерами использовалась техника так называемой «русской мозаики».

Оказывается, огромные малахитовые вазы или столешницы изготовлены не из целого куска малахита: их объем делают из змеевика, мрамора или другого камня. Природные особенности малахита -- обилие крупных и мелких пустот, посторонних включений, ноздреватость заставили в работе с ним отказаться от привычных представлений о все фасадной красоте камня, позволяющей выделывать объемные вещи. Малахит нарезают на тонкие плитки и пользуются им как облицовочным материалом: оклеивают приготовленную форму круглую, если это ваза, или плоскую (столешница). На Западе такой прием -- оклеивание простого камня пластинками дорогих пород был известен давно, однако оригинальность «русской мозаики» заключалась в том, что оклеивались вещи и с закругленной поверхностью: вазы, колонны, вещи с рельефной орнаментацией, а главное - колоссальные по размеру предметы.

Изделия из малахита, лазурита и яшмы, сделанные способом русской мозаики, были гордостью уральцев. В середине XIX века развивается повальная мода на малахит в отделке интерьеров: в 1830-1840-е годы из камня, употребляемого ювелирами, малахит превратился в материал архитектурного декора. Художник А. Венецианов в одном из частных писем писал о создании «малахитовой комнаты» в заново отделываемом (после сильного пожара) Зимнем дворце: «Дворец чуть-чуть не кончен (я еще не был), и в нем будет малахитовая комната -- малахит в перстнях носили, помните?».

В середине 18 века в Екатеринбурге кроме изделий из мрамора делаются первые шаги по обработке твердых пород и изготовления из них различных художественных предметов. В 1750-1760-х годах расцветает мода на табакерки, к каждому костюму полагалась определенная табакерка, выполненная из самых разнообразных материалов: металла, кости, фарфора и проч. На Урале в больших количествах изготовлялись каменные табакерки.

В 1754 году ученики на Екатеринбургской «мельнице» под руководством И. Сусорова работали над изделиями более сложными по своим формам, чем табакерки, чарками и подносами разных форм из темно-зеленой яшмы и др. Освоение техники обработки твердых пород камня продолжается и в последующие годы под наблюдением С. Ваганова. В 1769 году уже обрабатывались небольшие круглые чаши из красного агата, голубых и черных яшм. В эти годы впервые встречаются сведения о том, что чаши делались «с выемкой нутра», т. е. полые. В производстве встречались и неожиданные изделия, например столовые ложки из красной яшмы.

С 1780-х годов Екатеринбургская шлифовальная фабрика полностью переходит на обработку только твердых пород. В начале сентября 1782 года из Петербурга был получен приказ об изготовлении ваз и специальные рисунки. Для каждого рисунка подбирались подходящие камни, главным образом яшмы темных, сдержанных цветов. Классицизм с его культом четкости и архитектоничности форм определяет стиль уральских изделий 1770-1780-х годов. В середине 18 века произведения уральских мастеров еще не играли такой роли в убранстве интерьера, как в завершающие век десятилетия, когда интерьеры украшают каменные статуи, вазы, торшеры. В 1780-х годах фабрика в Екатеринбурге начинает создавать каменные вазы, которыми прославилась история русского камнерезного дела.

Наибольший расцвет производства на Екатеринбургской фабрике приходится на первую половину 19 века. В эти годы каменные вазы, чаши, обелиски и торшеры создавались по проектам крупнейших российских архитекторов. Лучшие изделия фабрики неоднократно демонстрировались на всемирных выставках в Европе, получали высшие награды.

Урок №1

Эпиграф к уроку:

Багрецом, желтизною и просинью
Самоцветы Урала полны –
То блеснут малахитовой озимью,
То блеснут синевою волны.

В этих камешках искры рассеяны –
Удивляют и радуют взгляд:
То зажгутся сиянием северным,
То, как южные звезды, горят…

“Замысел”

Задача урока:

  1. Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.
  2. Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству.

Показать на образцах использование минералов, камней в историческом декоративно-прикладном искусстве и современности.

Зрительный ряд.
  1. Книга: Б.В. Павловский “Декоративно-прикладное искусство Урала”.
  2. “Историко-краеведческий Свердловский музей” – книга.
  3. Набор слайдов “Малахит в собрании Эрмитажа”.
  4. Книга С.М. Николаев “Камни. Мифы, легенды, суеверие.”
  5. Набор открыток и таблиц по ювелирному и камнерезному искусству Урала.
  6. Детский поисковый материал.

Ход урока “Жанр, сюжет, структура урока”.

Кто мне скажет, как называются горы, на которых расположен наш город и озера? – Уральские. –

В давние времена люди называли Уральские горы Каменным Поясом (можно показать на карте). Каменный Пояс славится своими богатствами: Пушистыми шкурками соболей и куниц, узорчатыми каменьями и железной рудой.

Древние рудознатцы, люди, которые находили руду и плавили из нее железо, работали на маленьких печах. Заводов тогда не было. Руды железной на Урале было столько, что не заметить ее было просто нельзя. Иногда она целыми скалами выходила на поверхность. Слухи об Уральских горных богатствах дошли до Москвы. Царю Петру I для большой войны со шведами нужны были пушки, ядра, якоря, ружья, и он послал на Урал гонца с царским указом: “… в пристойных местах, где руды сысканы, строить заводы и на тех заводах лить пушки, гранаты и всякое оружие.

Но богатством Каменного Пояса была не только руда, но и редкие драгоценные камни. Уральские мастера обрабатывали эти камни. Сначала они изготовляли только пуговицы для мужских кафтанов и нарядных женских сарафанов. А потом уже и вазы, чаши, колонны украшали дворцы Москвы и Петербурга. Особую славу принес уральским мастерам малахит.

Малахит – особенный минерал. Среди цветных камней Урала он, пожалуй, самый уральский. И вопреки поверью старых горщиков, что этот зеленый камень приносит горе, люди любуются изделиями из малахита, дивятся умению уральских мастеров. (Показать иллюстрации с изображениями яшмы, мрамора, горного хрусталя, малахита и изделия из них. Рассказ о выставке – Ярмарке в г. Челябинске 30-31 марта сего года “Каменных дел мастера” - показ каталога, проспекта с выставки).

Любят такую красоту не только люди, но и… даже рыбы и птицы неравнодушны к блестящему и самоцветам. В XIX веке в зобу одного дикого голубя, подстреленного в Южной Африке, обнаружили идеальные жернова: 43 алмаза общим весом более 1 грамма. Глухари в Якутии нередко склевывают яркие сердолики, а у одного из них нашли крупный алмаз. Известен случай, когда в прошлом веке на Урале курочка ряба “снесла” настоящий алмаз. Находки россыпного золота в зобах диких таежных птиц тоже не редкость, хотя в качестве жерновов оно из-за мягкости не очень-то и пригодно. Птички ошибались, их завораживал цвет.

Рабочие изумрудных копей Колумбии одно время необыкновенно полюбили… своих домашних курочек, не расставались с ними повсюду, охотно брали с собой даже на работу. Оказалось, что курица с удовольствием склевывала блестящие зеленые изумруды, помогая тем самым контрабанде: по выходе с работы горняков тщательно осматривали вооруженные контролеры, “глупых” же кур пропускали домой бесконтрольно.

Аналогично этому в Южной Африке в прошлом столетии старатели алмазной добычи считали выгодным для себя разводить домашнюю птицу и ручных страусов, которые копали в отвалах, разыскивали и проглатывали алмазы, оказывая тем самым немалую финансовую услугу своим хозяевам. Тысячу лет назад с этой же целью китайцы использовали домашних кур и уток в местах распространения россыпного золота.

Существовали также многочисленные поверья при поиске кладов и месторождений самоцветов, их отработке и огранке кристаллов. Причем во всех горнодобывающих районах они были разными, но многое их объединяло. У горняков ряда стран существовало поверье, что если обратить внимание на попутный, второстепенный самоцвет – главный и наиболее ценный самоцвет может “обидеться” и в горную выработку не попадет, а то и саму выработку разрушит и навечно похоронит в ней шахтеров. У старых уральских гранильщиков камня бытовало, например, поверье: взявшись за огранку, работу надолго не прерывать и тем более – не передавать камень другому, т.к. возможен его сглаз.

Подобных примеров можно привести немало. С удивительной теплотой описал некоторые из них в своих сказах замечательный уральский сказочник П.П. Бажов. В сказке “Железковы покрышки” он писал о малахите, что это радостный камень и широкой силы: “…самому вислоносому дураку покажи и тому весело станет”. По тем же старым уральским поверьям, столь красочно описываемым П. Бажовым, “…в красоте малахита собрана вся радость Земли”, “…малахитовые изделия особенно приятно носить людям добрым, кому счастья не хватает”, “…тепло от него, будто на пригривенке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит”…

По поверьям этот самоцвет может сделать человека невидимым, а того, кто пьет из малахитовой чаши, способен научить понимать язык животных.

Малахит – символ жизни и роста, по-видимому, поэтому он является ярко выраженным “детским оберегом”: уже с глубокой древности вырезали из него детские амулеты, охраняющие ребенка от болезни, испугов и всевозможной опасности. Естественно, для человека нет ничего дороже ребенка. В старину глубоко верили, что кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов. Осененный этим самоцветом ребенок спит спокойно, крепко, без неприятных сновидений.

“Силой своей малахит колыбели детей охраняет,
И отвращает еще от них всевозможные беды,
Чтобы недобрая доля их нежным телам не вредила”.

Верили в существование отношений между самоцветным камнем и его владельцем. Так как каждый драгоценный камень, по тем же поверьям, обладает своей, только ему присущей энергией и при тесном контакте с человеческой аурой оказывает на нее положительное или отрицательное воздействие. В те давние времена (да и сейчас) немало людей верили в свой счастливый камень. Они носили его, сообразуясь со своими хворями, месяцами рождения, знаками Зодиака и т.д. Владельцы камней-талисманов и амулетов видели в них особую, ниспосланную свыше силу, а вера в это – уже значительная часть успеха.

В качестве примера подобного внушения можно привести историю с бриллиантовым перстнем Ф.И. Шаляпина, переданным им своей партнерше Илке Поповой, переживавшей кризис голоса. Хозяин перстня уверял, что перстень принадлежал некогда самому Петру I и освящен патриархом всея Руси, что тот, кто носит перстень, всегда будет “в голосе” и не будет иметь проблем с возрастом. И действительно, когда певица пела с перстнем, у нее никогда не было срывов, хотя до этого они случались. Вера в чудодейственную силу перстня была у нее так велика, что Федор Иванович был вынужден подарить его певице.

В своем стихотворении “Талисман” А.С. Пушкин писал:

“И, ласкаясь, говорила:
Сохрани мой талисман,
В нем таинственная сила!
Он тебе любовно дан…
Но когда коварны очи
Очаруют вдруг тебя,
Иль уста во мраке ночи
Поцелуют, не любя –
Милый друг! От преступленья,
От серьезных новых ран,
От измены, от забвенья –
Сохрани мой талисман.

В самоцветных камнях звучит прекрасная музыка, высокая поэзия и лучше всего эту поэтическую мелодию любви к ним выразил наш великий А.С. Пушкин, обращаясь к своему любимому изумрудному перстню:

“Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи –
Храни меня, мой талисман…

(Просмотр слайдов “Малахит в собрании Эрмитажа”)

Именно уральские мастера изобрели особый прием изготовления изделий

из малахита, получивший название “русской мозаики”: куски плотного малахита распиливались на тонкие (2-3мм) пластинки – “фанеру”, которые затем тщательно подгонялись по рисунку и так, чтобы не было видно швов. Все это наклеивалось на форму из камня (мрамор, тальковый или хлоритовый сланец) или металла, неровности зашлифовывались и заполировывались. Этим методом стали изготавливать многочисленные шкатулки для драгоценностей, табакерки, коробки, чаши, столешницы.

После пожара, случившегося в императорском Зимнем дворце в декабре

1873 г. Демидов предложил для восстановления дворцового убранства партию высокосортного уральского малахита, которым была украшена гостиная Александры Федоровны.

Итоговый урок.

Тема: Камнерезное и ювелирное искусство Урала.

1. Расширить знания учащихся о красоте различных пород уральского камня.

2. Разбудить у детей интерес к ювелирному и камнерезному искусству Урала.

3. Показать на образцах использование камней в историческом декоративно-прикладном искусстве и современности.

4. Урок: Закрепление знаний о камне.

При выполнении конкретного задания показать учащимся, что в руках человека-творца камень становится частицей разумной жизни.

5. Внушить учащимся мысль: Рожденный природой, но согретый теплом человеческого сердца, камень становится умным и добрым помощником, способным нравственно обогатить и передать духовную красоту смысла человеческой жизни.

А помогли мне в этом:

Элементы сюжета урока. Завязка сюжета урока – просмотр видеофильма.

Здравствуйте, дети, - и гости, тоже здравствуйте.

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Ну а, впрочем, в тесноте, да не в обиде!

Вы только что увидели фильм. В моих кладовых делались съемки этого фильма.

Я думаю, ребята, и образ вам мой знаком? Слышала я, что вы, ребята, прониклись вниманием, любовью и большим интересом к каменьям. Целых три урока погружались в тайны каменьев уральских. Вот и захотелось мне узнать, что вы узнали. Запомнили о камнерезном и ювелирном искусстве Урала, да и заодно, коль уж я здесь, поучить вас мастерству.

Каменных дел мастерами не хотите ли быть?

Народная мудрость гласит: “Где труд, там и счастье!”

Если мы сегодня хорошо потрудимся, к концу вы будете счастливы – оценкой, а я буду довольна вашими знаниями, подарками. Поскольку я знаю, вы готовы сегодня сделать поделку из камня, правда, камни-то у вас пока на бумаге.

Ну а сейчас вспомним кое-что из прошлых уроков, ведь Повторенье – мать ученья!

Кто этот знаменитый человек, что так много написал сказов об Урале и уральских мастерах?

А какие сказы вы знаете?

Вот я сейчас и проверю.

По преданиям – покровительницей уральских рудокопов была хозяйка Медной горы (иногда ее попросту называли Малахитницей).

Считалось, что она за доброту великую, чистоту душевную, честность большую могла наградить ценной находкой да и научить обрабатывать камень.

Я вам показываю иллюстрацию, а вы мне называете, какому сказу Бажова она соответствует.

Много вы, ребята, разных промыслов изучили, а уральские-то не забыли? (Игра – карточка. В папке-кладовой карточка-задание.)

Вы сегодня согласились быть каменных дел мастерами – так покажите свои навыки.

Рассыпалась ваза моя, а осколки – где-то в классе. Данила – мастер сделал бы это быстро. А вы? –

Ответите на мои вопросы, значит, соберем вазу, нет – ну тоже неплохо. Не сразу Москва строилась, мастерству учиться надо.

Как называется камень, который
Силой своей он колыбели детей охраняет
И отвращает от них все возможные беды:

/Малахит/

2. Отрывок из какого сказа Бажова вы слышите:

“А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали зелененькие, большие, хризолитами называются. Видали?”

/Серебряное копытце/

3. Какие бывают камни?

Поделочные, драгоценные, вулканические, метаморфические.

4. Из каких каменьев делали вазы?

/Малахит, родонит, Яшма, и.д./

Знания свои вы мне показали.

А теперь уменья ваши будем проверять. Но помните, я сказала, что пришла научить вас мастерству. Всему сразу не научишь, но вот хотя бы несколько советов.

А оценит вашу работу настоящий Данило-мастер.

Вот и закончили мы свой рассказ о камнерезном и ювелирном искусстве Урала.

Смотрю на ваши подарки, налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше.

Да и выбирать я не буду – все вазы хороши.

Куда пойти учиться?

Вопросы детям.

  1. Что интересного было на уроке?
  2. Чему новому научились?
  3. Какие трудности мы сегодня преодолели? Какие задачи решили?
  4. Что нам не удалось на уроке? О чем подумать, поразмыслить, почитать?
  5. Кто мы сегодня? “Зрители”, искусствоведы, ювелиры.
  6. О чем вы из содержания уроков расскажете дома, родителям, родственникам?

Загадочным блеском
Сверкают каменья,
Таят человека черты,
Камень надежды,
Камень терпенья,

Камень мечты. /о камне-талисмане/

Домашнее задание: Продолжаем изучать искусство Урала, и снова лист чистой бумаги и краски.

Истоком для развития камнерезного и ювелирного искусства на Урале послужило необыкновенное богатство его недр. Цветные поделочные камни (так называемые самоцветы) были открыты еще в 17 веке. Около 1635 года в предгорьях Урала были обнаружены медные руды малахита. Еще раньше здесь были найдены «узорчатые каменья» - сердолики, агаты, яшмы.а в 1668 году Михаилом Тумашевым открыто богатейшее месторождение цветных камней близ Мурзинской слободы, недалеко от Верхотурья, а в 1700 – яшмовая гора на реке Аргунь.

Настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьез и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. Ученые-естествоиспытатели, путешествующие по Уралу с научными экспедициями, приносили новые вести о заново открытых камнях. В 1720 году Пётр I посылает на Урал Татищева, поручая ему управление казёнными заводами. Вскоре после приезда на место В. Н. Татищев намечает построить на реке Исети завод. В 1723 году в центре Урала возник новый город - Екатеринбург, который становится центром горнозаводской промышленности Урала. С ростом и развитием Екатеринбурга связано и развитие уральского камнерезного искусства в XVIII-XIX веках.В 1738 году в городе Екатеринбурге основана камнерезная мастерская, ставшая в 1765 году Екатеринбургской гранильной фабрикой. Она была открыта в непосредственной близости от крупных мраморных месторождений, вслед за ней – Колыванская и Локтевская. Первыми изделиями, приготовленными в конце 20-х годов на Урале, была мелкие предметы из твердых пород. Однако постепенно усиливается интерес к различным породам красочных яшм.

С 1726 впервые мелкая камнерезная пластика стала употребляться в виде вставок в конских сбруях, мундштуках, в рукоятях ножей и кортиков, в табакерках; с 1782 - в печатях из агата и горного хрусталя; с 1786 - в чернильницах; с 1787 - в пуговицах.

В начале 18 века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной камень, заложив, таким образом, традиции местной школы камнерезного искусства. Уральские мастера подходили к обработке камня с философской точки зрения. Уральскую школу камнерезов всегда отличала особая любовь к камню, понимание его природной красоты. Основным принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть. Одним из основателей художественной обработки камня на Урале по праву нужно считать русского механика-самородка Никиту Бахарева. Бахарев, построив фабрику, постоянно совершенствует механизмы. Он, например, реконструировал резной станок. Иван Сусоров- талантливый уральский механик-изобретатель, ученик Бахарева. Вместе они создали вододействующие механизмы.

На Урале драгоценные камни, добытые на приисках, стекались в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков.
Широко распространенная на Руси в XVI-XVII веках обточка драгоценного камня в кабошон была задолго известна уральцам. Принципы же европейской огранки стали проникать сюда лишь в XVIII веке. Их распространение связано с именами поручика Рефа, присланного на Урал Петром I в 1725 году, а также итальянских мастеров И. Батиста и В. Тор-тори, рабочих петергофской фабрики Ф.Тупылева, И.Назарова, С.Кузьмина, приехавших с Я. Данненбергом.
Кабошон - отполированный сверху камень круглой или овальной формы.

Расцвет ювелирного и камнерезного искусства пришелся на конец 18 - начало19 века. В это время Екатеринбургская гранильная фабрика находилась в «цветущем состоянии». Существовал сложившийся коллектив мастеров, которые в совершенстве овладели разнообразными приемами обработки камня – и гладкой поверхности, и самого сложного орнамента, и великолепной русской мозаики. Мастера создавали произведения искусства по проектам знаменитых русских архитекторов и скульпторов: Воронихина, Росси, Стасова, Монферрана, Брюллова и др. Велико значение изобретательской мысли, художественного творчества выдающихся уральских мастеров И. Сусорова, И. Патрушева, С. Ваганова, М. Колмогорова и др. Им уральское камнерезное искусство обязано своим быстрым расцветом.

В конце 18-го и особенно в первой половине 19-го века, когда добыча камня достигла пика активности, из поделочных самоцветов изготавливали большие парадные вазы и чаши, колонны, скульптуру, облицовывали каменной мозаикой и плиткой стены, полы и потолки величественных дворцов и храмов. Много изделий из малахита Екатеринбургской гранильной фабрикой было выпущено и отправлено в Петербург.

Нигде, кроме России, не умели и не умеют делать именно из яшмы вещи, которые сразу же становились шедеврами мирового искусства. Это прежде всего относится к произведениям, выполненным уральскими художниками-камнерезами Яковом Васильевичем Коковиным и Гаврилой ФирсовичемНалимовым. Они работали в XIX в. на Екатеринбургской гранильной фабрике. Благодаря талантливым камнерезам Южно-Уральске яшмы стали известны всему миру.

Первоначальная обработка камней сводилась к обсечке их стальными инструментами, разрезке камня пилами из листового железа и сверлению железными сверлами. Все инструменты смачивались водой с наждаком. После грубой обработки камень передавался для детальной обработки на «обшарном» станке, где камень прижимался винтами к вертящемуся деревянному шкиву.

Технология обработки твёрдого камня состоит из следующих этапов: сортировка сырья, распиловка, сверловка (ощипка), подбивка, шлифовка. полировка. Камень сортируется по окраске и рисунку; существенными показателями качества, на которые обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин.

С 1802 по 1847 гг. просуществовала школа по резьбе «антиков». Изготавливали модные в то время камеи. В начале XIX века с установлением высокого классицизма необыкновенно популярными среди знати становятся камеи, вырезанные из драгоценных и полудрагоценных камней. Камеи вставлялись в броши, медальоны, кольца, осыпались бриллиантами, изумрудами. На камеях изображались греческие, римские герои, божества, древние поэты и философы, русские императоры и императрицы. Для резания выбирались ленточные яшмы, агаты, сардониксы с ровными прямыми слоями. На светлых слоях резались фигуры, а более темные оставлялись под фон. Но по мере того как ветшал высокий классицизм, проходила и мода на камеи, свертывалось их производство.

Одним из наиболее распространенных видов продукции уральских камнерезов являются каменные печати. Начало производства печатей относится к концу 18 века. Основную массу составляют печати из горного хрусталя и дымчатого кварца, затем идут печати из яшмы, родонита, агата, малахита, лазурита и редкие образцы печатей - из аметиста, аквамарина, цитрина. Печати изготавливались не только на императорской фабрике, но в большей степени в частных мастерских. В более ранних образцах форма ручек была призматической, главная декоративная роль отводилась самому камню. Ко второй половине 19 в. появляются печати с резными ручками в виде миниатюрной скульптуры.

С 1840-х годов в моду входят пресс-папье. До конца XIX века они претерпели трансформацию – от пластин приполированного цветного камня к пластинам из калканской яшмы или сланца с цветными картинками в технике флорентийской мозаики и далее к роскошным рельефным натюрмортам из разных фруктов и ягод.

Малахитовой эпохой в камнерезном искусстве стали 30-40-е годы XIX века, когда малахит в монументальных декоративных изделиях становится эмблемой русских богатств. Предметы из малахита выполнялись в технике «русской мозаики».

Техника «Русская мозаика» - техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня.

Русская мозаика отличается от флорентийской мозаики еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

В камнерезной технике русской мозаики применяются следующие приемы:

Ленточный (струйчатый) узор - пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка из одной пластинки плавно переходили в линии на другую. Узор должен непрерывно струиться.

Мягкий бархат - прием применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.

Узор на две или на четыре стороны - для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, отпилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Говоря о развитии камнерезного и ювелирного искусства Урала, нельзя не упомянуть созданное в 1870 году Уральское общество Любителей Естествознания (УОЛЕ). Продукцию ее составляли коллекции цветных камней и горных пород Урала. Особенно славились настольные «горки», изготовленные искусными мастерами Д.К.Кубиным, А.В. Оберюхтиным, Н.В.Фроловым. По инициативе общества впоследствии была создана Научно-минералогическая мастерская, при которой был сформирован цех по огранке уральских камней.

Работы мастеров фабрики получили мировое признание, ими восхищалась Европа. Мастера также изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, использовали яшму в брошах, браслетах, сережках, запонках. Основным орнаментальным мотивом в то время был растительный, покрывавший сплошной сеткой поверхность изделия. Впоследствии мастера выработали особый вид броши-веточки, имитируя в камне гроздь винограда, смородины. Эти ювелирные изделия отличались разнообразием, выдумкой, мастерством.

К 80-м годам 19 века складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Обработка твёрдых пород камней развивалась не только в Екатеринбурге, но и в примыкающих к нему районах - Берёзовском, Шарташском, Нижне-Исетском и Верх-Исетском заводах. В Берёзовском заводе главным образом занимались гранением бусок, запонок, приготовлением искр или вставок. В Нижне-Исетском и Верх-Исетском заводах кустари преимущественно гранили цветные камни.

20 век стал для уральского камнерезного и ювелирного искусства периодом тяжелых испытаний. Кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от заказчиков. Крупные скупщики держали мастерские и магазины не только в Екатеринбурге. Они втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий. Вынужденная быстрота, приводившая к ухудшению изделий, вела к новому, еще большему понижению цен. Промысел ширился, разрастался и... вымирал.

Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция ставят под вопрос само существование камнерезного и ювелирного дела. Сложившиеся мастера уходят на фронт, те из них, кто возвращается после войны, не могут найти себе применение по старой специальности. Так в 1918 году было принято решение о закрытии екатеринбургской гранильной фабрики и распродаже ее имущества.

20-е годы – начало возрождения

1919 г. - приказ ВСНХ о восстановлении гранильного дела, возвращение мастеров-гранильщиков и ювелиров на фабрику

В1938 г. основан гранильный цех

В 1941 г. - ювелирный цех, и организовано ювелирное производство

1938 – организация цеха по огранке самоцветов

1941 – реорганизация минералогической мастерской в ювелирно-гранильную фабрику.

1945 – открытие Художественно-ремесленного училища № 42, подготавливавшего ювелиров

В 1959 году на Свердловской ювелирно-гранильной фабрике уральские огранщики А.А.Чижиков и Е.А.Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты. 60-е годы – период больших технических новшеств.

Возрождение началось в 1919 году. Как только был освобожден Урал от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. В пятидесятые годы в Свердловске было покончено с надомничеством. На фабрику пришло новое, молодое поколение рабочих, получивших хорошую подготовку в художественно-профессиональном училище, открытом в 1948 году. Появились первые специалисты, технологи, инженеры. Много внедряется технических и технологических новшеств, совершенствуется процесс золочения вещей, плавка драгоценных металлов.

В первой половине ХХ в. заметный вклад в каменную пластику в анималистическом жанре внесли А.К. Денисов-Уральский и Н.Д. Татауров. С середины ХХ в. стал разнообразнее выбор изделий, а в последней трети века развилось изготовление сувениров и значков.

Важнейшее направление ювелирного искусства - украшения: серьги, крестики, бусы, браслеты; оклады для икон из яшмы, родонита, изумруда, малахита и др. камней.

Огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы оказало искусство киевских мастеров-ювелиров. Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны в Свердловск был эвакуирован Киевский ювелирный завод. При содействии его специалистов в 1942 году на свердловской фабрике был организован цех по сборке и реставрации часов, часовых механизмов, изготовлению циферблатов, а также ювелирное производство золотых и серебряных украшений.
После войны фабрика прочно встала на ноги, чему немало способствовало применение новых технологий. Уже в произведениях уральских ювелиров того периода просматривается акцентирование природной красоты камня в сочетании с яркой образностью.

Современное состояние

С началом рыночной эпохи Уральские горы вновь оказались востребованы – сегодня камнерезное искусство России переживает второе рождение, количество прекрасных мастеров, способных порой встать на одну доску с великими умельцами прошлых веков, растет, и наилучшим доступным материалом стали, конечно, добываемые на Урале самоцветы, которые любят и знают и по всей России, и в дальнем и ближнем зарубежье.

Современные школы ювелиров, работающих с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, дополненными зернью и филигранью, сформировалась на Урале во второй пол. ХХ в. Представители ее: В.Я.Бакулин, В.Ф.Ветров, Б.А.Гладков, В.У.Комаров, Л.Ф.Устьянцев, В.Н.Устюжанин, В.Н. Храмцов.

Зернь - мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.

Скань, филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный

на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью и эмалью.

Такое событие российской истории, как открытие якутских алмазов, также оказало огромное влияние на формирование уральской ювелирной школы: ведь в 1959 году именно уральские огранщики А. А. Чижиков и Е. А. Андреев впервые в России изготовили из алмазов бриллианты. Не забывали уральцы и о своём природном богатстве: в том же 1961 году на фабрике (впоследствии ставшей Свердловским ювелирным заводом, а затем – предприятием «Ювелиры Урала») был создан камнерезный участок. Здесь делали ювелирные вставки из поделочного камня: яшмы, родонита, агата, бирюзы, малахита, сердолика, дымчатого кварца, обсидиана,лазурита, амазонита, оникса, беломорита,халцедона…

В 60-70-е годы ХХ столетия окончательно оформилась уральская ювелирная школа – самобытная и яркая. Можно было уже с уверенностью говорить о её отличительной черте: в композиции украшения уральские ювелиры предпочтение неизменно отдавали не металлу, а камню. Во второй половине XIX в. определяющую роль в их производстве играли кустари.

Молодые мастера исполнились решимости создать ювелирные украшения, вытеснить старое, надоевшее, отжившее. И главное - возродить в изделиях красоту природного уральского самоцвета.

С возникновением этой группы обновляется ассортимент массовых изделий из золота и серебра с полудрагоценным и поделочным камнем, разрабатываются и осваиваются изделия с бриллиантами, формируются стилевые особенности уральского ювелирного искусства, его направления.

В произведениях последних лет заметны реминисценции барочных украшений и модерна. Изделия из золота занимают значительное место в заводской продукции. Они выпускаются крупносерийными и малосерийными тиражами. Массовый ассортимент изделий из золота составляют в основном кольца, серьги, кулоны, запонки, спроектированные для специальных случаев: элегантные дневные украшения, небольшие вечерние украшения и парадные гарнитуры.

Сегодня в камнерезном искусстве выделяются два направления. Одни мастера продолжают творческий поиск в традиционных формах уральского камнерезного промысла. Другие – разрабатывают свои авторские изделия в стиле современного дизайна. Широко используется глиптика (резьба по цветному камню), создаются объемные мозаики, насыпные картины. В своих работах мастера стремятся с наибольшей полнотой выявить декоративные качества и природную красоту самоцветного уральского камня.

Сейчас существует множество предприятий и фирм, занимающихся художественной обработкой камня («Камни Урала», «КаРо», «Силуэт»). Ассортимент их продукции широк и разнообразен: сувениры из природного камня, декоративные часы, письменные приборы, вазы, шкатулки, панно, шахматные столы, нарды, подсвечники и т.д.

2005 г. - ОАО «Ювелиры Урала» получило главную премию конкурса «Российский национальный Олимп»

Сегодня ювелирное и камнерезное искусство Урала – калейдоскоп манер и стилей.

Художественные направления - от классики до современного авангарда. Работы уральских художников отличаются чистотой стиля, ярко выраженным национальным характером. Их произведения привлекают классической простотой и ясностью форм.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29