Игра - тренинг "мы разные, но мы вместе". «Мы разные, но мы - вместе

Я, Гарапова Ирина Владимировна, работаю в МБДОУ «Детский сад» д. Вистино, который расположен вблизи строящегося порта «Усть-Луга», где работают люди разных национальностей, дети которых посещают наш детский сад. Некоторые приезжие ребята, плохо владеют русским языком, в связи с этими и другими причинами, дети стали их игнорировать. Поэтому данная тема для меня очень актуальна. Несмотря на национальные различия, разный менталитет у современных детей похожие проблемы, похожие цели и ценности. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно.

На мой взгляд, эта презентация будет интересна педагогам и родителям для работы с детьми разных национальностей.

После проведенной работы дети стали более доброжелательны, дружны, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания детей об играх, праздниках разных народов стали шире и образнее. Они стали различать друг друга по национальностям, что привело к еще большему сплочению групп, т.к. в своих играх они стали использовать элементы народных игр.

Скачать презентацию

воспитатель, МБДОУ «Детский сад» д. Вистино,

д.Вистино, Кингисеппский район, Ленинградская область, Россия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»




Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Тип проекта: познавательно-творческий.

Участки проекта: дети старшей группы 5-6 лет, воспитатели, родители.

Актуальность

Где и когда бы мы не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…».

Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Отсюда и возникло создание проекта «Мы разные, но мы вместе».

Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.

Задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.

2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.

3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.

4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.

5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

Предполагаемый результат:

В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.

    У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.

    Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом.

    Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подготовительный этап

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1.Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

2. Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями

Образовательная деятельность

Виды деятельности

Социально-коммуникативное развитие

    Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции?»

Познавательное развитие

    Ознакомление с окружающим Тема: «Народов дружная семья»

    Игра «Клубочек волшебных слов»

    Д/и «Приветствие других стран»

Речевое развитие

    Сочинение сказок и историй детьми.

    Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… »

    Д/и «Путешествуем по сказкам».

    Чтение сказки «Мышка вострохвостик».

    Пословицы и поговорки по теме: «Дружба народов».

Художественно-эстетическое развитие

    Лепка: «Цветок дружбы»

    Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров

    Конструирование «Чей это дом!»

    Слушание песен разных народов.

Физическое развитие

Народные игры России и других стран:

    «Сокол и лиса»,

    «Утушка»,

    «Скок-перескок»,

    «Пятнашки на санках»,

    «Барашек»,

    «Канатоходец»,

    «Перепелочка».

3. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4. Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных.

Сотрудничество с родителями:

    Консультация "Психологическое здоровье ребенка".

    Блиц-опрос для родителей: «Что вы понимаете под словом толерантность?»

    Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»

    Консультации для родителей «Чему мы учимся друг у друга?», «Семейные традиции».

    Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта.

Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

    Мероприятия по работе с детьми:

    чтение художественной литературы,

    просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,

  • наблюдения,

    рисование,

  • дидактические игры.

    Мероприятия по работе с родителями:

    изготовление консультаций на тему «Чему мы учимся друг у друга?», «Семейные традиции».

    оформление папки-передвижки.

    организация выставки детских работ: рисунков, лепки.

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

    Оформление выставки рисунков «Дружба народов».

    Итоговое мероприятие: спортивное развлечение «Мы разные, но мы вместе».

Приложение №1

Беседа на тему «Моя семья»

Программное содержание:

    Знать членов своей семьи: имя, отчество родителей;

    Воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей;

    Представление о правдивости;

    Выяснить приоритет ребенка в семье.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, у воспитателя клубок ниток. Воспитатель держит нитку рукой, говорит комплимент рядом стоящему ребенку и передает ему клубок. Тот соответственно передает клубок другому, говоря ему комплимент и так до тех пор пока клубок не окажется в руках у воспитателя. Нитки клубка образуют замкнутый круг. Смотрите, ребята у нас с вами получился круг, на что он похож (отсветы детей) Да ребята на солнышко, которое собрало нас в круг, и теперь мы можем с вами сказать мы сплоченная дружная семья. И разговор у нас с вами сегодня будет о семье. Давайте тихонечко сядем на свои места.

У каждого человека должна быть семья. Почему люди стали жить семьями, потому что в семье легче выжить, в семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, всегда помогут в трудную минуту. Вы тоже живете в семье. Кто хочет рассказать о своих близких? (рассказы по фотографиям). Как ваши родные заботятся о вас? (рассказы детей)

Послушайте загадку: Кто на свете всех милее?

Кто на свете всех добрее?

Да, ребята, мама и всех добрее и милее. Когда мама рядом, становится теплее и светлее. Не зря говорят, что при солнышке – тепло, а при матери – добро.

А теперь послушайте стихотворение Михаила Танича «О бабушке»

Если бабушка сказала:

То не трогай! То не смей!

Надо слушать, потому что

Дом наш держится на ней.

Мы без бабушки однажды

Приготовили обед.

Сами вымыли посуду –

И с тех пор посуды нет!

Милые, добрые, немного ворчливые, но всегда справедливые бабушки и дедушки. Они вырастили и воспитали ваших родителей, а теперь помогают растить вас. Не забывайте поздравить бабушку и дедушку с днем рождения, с праздником, говорить им добрые слова, что вы их любите.

А у кого есть братья и сестры? Как вы с ними живете? (рассказы детей) Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них, приучать к порядку, делиться с ними игрушками.

Ваша помощь, ребята, просто необходима вашим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям. Чем больше вы им будите помогать, заботиться о них, не огорчать, тем дольше они будут здоровыми, красивыми, молодыми, они будут любить вас такими, какие вы есть.

Любили тебя без особых причин,

За то, что ты – внук

За то, что ты – сын

За то, что малыш

За то, что растешь.

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей

В. Берестова

А сейчас объявляется минута шалости (музыка)

Вот минута шалости прошла и у нас что-то случилось (Разбили любимую мамину вазу) Как вы думает, мама рассердится на нас? Покажите, как она рассердится, что она скажет? (ответы детей) А что же нам нужно сделать, чтобы мама не рассердилась? (склеить, попросить папу нам помочь). А если склеить и будет не заметно, нужно ли говорить маме о случившемся? (Ответы детей) Да, ребята, нужно попросить прощения, глядя прямо в глаза, обнять ее – покажите, как нужно это сделать.

Все мамы любят, когда дети говорят правду и ругать вас не будут за проступок, но в минуты шалости нужно быть осторожным, чтобы не расстраивать близких вам людей.

А сейчас давайте поиграем в игру «Едем на дачу» У многих бабушек, да и у ваших родителей наверное есть дачи, а ездите туда? А на чем можно доехать на дачу, в сад или огород? (ответы детей) А мы с вами поедем на машине, автобусе, электричке или мотоцикле. Кого вы хотите взять на дачу, если на мотоцикле можно взять 1 человека, на автобус – 4; на машину -3, на электричку – 5 (ответы детей)

Ребята, относитесь к своим родным так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам и тогда ваша семья всегда будет дружной.

Приложение №2

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Народов дружная семья».

Цель: развивать положительное отношение и чувство симпатии ко всем расам и народам, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально – ценностные ориентации;

- воспитывать толерантное отношениек представителямдругих национальностей, гуманистическую направленность поведения;

- формировать начало гражданственности.

Оборудование: глобус; карта мира; картинки с народами разных стран; аудиозаписи музыкальных композиций; куклы в национальных костюмах; пальчиковые краски; тряпочки; тазик с водой; фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса; знакомство с материками, странами и народами; чтение художественных произведений по теме; экскурсия в библиотеку (тематическая беседа, рассматривание книг по теме).

Ход занятия:

Дети, взявшись за руки, встают в круг.

Дети:

Мы - дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично занимаемся,

У нас всё получается!

Звучит тихая, спокойная музыка.

Дети садятся на места.

В огромном небесном пространстве,

Где миллионы планет,

Есть голубая, светлая,

Лучше которой нет!

Дальние разные страны,

Улицы и города,

Маленькие и большие

Будут на ней всегда!

Крутятся вокруг Солнца

Горы, леса и поля.

Добрая, необъятная

Наша родная Земля!

Ребята, предлагаю посмотреть на модель Земли (показываю глобус), как она называется?

Дети: глобус.

А какой цвет преобладает на глобусе? О чем это говорит?

Дети:- преобладает синий цвет, который говорит о том, что большую часть Земли занимает вода.

А какие ещё цвета мы видим на глобусе, и что они означают?

Дети: зеленый - равнины; желтый - пустыни; коричневый – горы; белый - снег.

А где еще можно увидеть изображение нашей Земли?

Дети:- на карте.

Тихо звучит музыка, воспитатель крутит глобус.

На глобусе и на карте мы видим много разных стран, давайте вспомним, какие страны вы знаете?

Дети называют страны.

А теперь предлагаю поиграть в игру « Кто, где живет?»

(Воспитатель называет страну, а дети - народ, который в ней проживает).

Россия - россияне

Франция - французы

Италия - итальянцы

Япония - японцы

Китай - китайцы

Германия - немцы

Англия - англичане

Украина - украинцы

Польша - поляки

Америка - американцы

На Земле живет много людей. Посмотрите внимательно на эти картинки.

Показ картинок с изображением людей разных национальностей, с разным цветом кожи.

Скажите, что общего у всех этих людей? И чем они отличаются?

Ответы детей. Воспитатель обобщает:

Люди, живущие в разных уголках земного шара, отличаются по цвету кожи, разрезу глаз, волосам.

Воспитатель выставляет на магнитную доску мнемосхему (приложение 1).

А какого цвета наша кожа?

Люди со светлой кожей относятся к европейцам. Они населяют Европу, Америку, Австралию.

Воспитатель выставляет на карте кружки белого цвета.

Среди них встречаются люди со светлыми, рыжими, тёмными волосами; глаза у них могут быть голубые, зелёные, серые, карие; губы тонкие или пухлые.

А что вы можете сказать про этих людей? Какая у них кожа, глаза, волосы?

Выставляются картинки с изображением китайцев, индейцев.

Эти люди живут в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. У них кожа с желтоватым или красноватым оттенком черные прямые волосы, темные узкие глаза.

На карте выставляются кружки желтого цвета.

Ребята, а как вы думаете, где живут эти люди?

Выставляется картинка с изображением африканцев, воспитатель раскладывает на карте кружки черного цвета.

Посмотрите, что общего у этих людей?

Дети:- темная кожа, черные кудрявые волосы, пухлые губы, крупный нос.

Этих людей называют африканцами.

А сейчас предлагаю разделиться на две команды и поиграть в игру «Собери семью»

(На карточках изображены дети, папы и мамы европейской, азиатской и африканской внешности, приложение 2).

Сколько получилось семей? Сколько человек в одной семье? Сколько человек в трех семьях?

Ребята, мы с вами сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар! А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты?

Дети: о мире и дружбе на Земле.

Вы знаете, что есть места, где идет война, гибнут люди, мирные жители, дети. Кто знает, в какой стране недавно происходили военные действия?

Какие вы испытываете чувства, когда слышите или видите по телевидению сводки о военных действиях?

Дети: - страх, боль, ужас, жалость.

Каждый человек хочет, чтобы его дом, улицу, страну война обошла стороной, чтобы светило яркое солнце, чтобы все смеялись и радовались жизни.

Что бы вы хотели пожелать людям всей Земли?

Ребята, а вы дружно живете?

Здравствуйте, меня зовут Николь.

Ребята, а догадайтесь, откуда?

А как вы догадались?

Я хочу с вами поиграть в игру «Давайте поздороваемся!»

Я буду рассказывать, как здороваются люди в разных странах, а вы - выполнять движения.

В Китае люди здороваются, делая легкий поклон с прижатыми ладошками перед лицом. Давайте поздороваемся, как китайцы.

В Японии здороваются, делая легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам, и чем старше человек, тем кланяются ниже.

В Индии люди, приветствуя друг друга, кланяются со скрещенными на груди руками.

В Германии немцы просто пожимают друг другу руки.

В Новой Гвинее жители, здороваясь, щекочут друг у друга под подбородком.

А как у вас в России здороваются, кто скажет?

Дети:- в России принято первым здороваться мужчине, а руку протягивает женщина.

Николь:- ребята, а как вы думаете, что больше всего любят делать жители Африки?

Дети:- танцевать.

Дети танцуют под песню «Чунга - Чанга»

Николь: - до свидания, ребята, вы мне очень понравились. А мне пора возвращаться в Африку.

Воспитатель:- ребята, а как вы думаете, людям разных стран нужно дружить друг с другом?

Я предлагаю создать свой символ дружбы народов. Представим себе, что наша ладошка- это планета Земля, а пальчики - разные народы. Все мы живем на одной планете. Чтобы нарисовать этот символ, нанесём пальчиковую краску на ладошку и сделаем отпечаток, а на пальчиках нарисуем лица людей разных стран и континентов.

Дети рисуют символ дружбы.

Ребята, в нашем посёлке сейчас много приезжих: и взрослых, и детей разных национальностей. И хотя вы еще дети, но уже можете внести свой вклад в то, чтобы жизнь была у нас мирной, дружной? Как вы думаете, что вы можете для этого сделать?

Дети:- не говорить плохих слов, не обзываться, делиться игрушками, помогать друг другу, дружить.

А сейчас я предлагаю посмотреть музыкальный клип, который так и называется «Дружба народов»

Дети смотрят клип, а затем встают в хоровод.

Давайте сейчас соединим наши руки в знак большой дружбы и устроим большой хоровод.

Итог занятия

О каких народах мы сегодня с вами разговаривали?

Какие страны называли?

Если вам понравилось сегодняшнее занятие – возьмите веселый смайлик, а если не очень – грустный.

Обсуждение с детьми, что нового узнали, что понравилось (не понравилось) на занятии.

Приложение №3

Игра: «Клубочек волшебных слов».

Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи волшебные слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из волшебных слов. Дети говорят по очереди волшебные слова и наматывают в клубок нить

Приложение №4

Дидактическая игра «Приветствие других стран»

В разных странах, у разных народов приняты свои ритуалы приветствия.

    Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай)

    Рукопожатие и поцелуй в щеки (Франция)

    Легкий поклон, руки сложены перед лбом (Индия)

    Простое рукопожатие (Германия)

    Легкий поклон, ладони по бокам (Япония)

    Объятия и троекратный поцелуй (Россия).

Приложение №5

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением.

    Мама – мамочка, мамулечка, мамуля, матушка.

    Бабушка – бабуля, бабуся, бабусенька.

    Сестра – сестричка, сестренка.

    Тётя – тетушка, тетенька

Приложение №6

Игра «Ты мне нравишься, потому что…»

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. Дети сидят в общем кругу.

Восп-ль. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: “Алиса (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)”.

Алиса, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута. После этого Алиса должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: “Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел и мой бантик, который я вчера потеряла”. И так игра продолжается, пока мы все не будем опутаны “паутиной”. Кто получит клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Приложение №7

Игра «Путешествуем по сказкам»

В мире много сказок-

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи»

О. Высотская

    Разминка

Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать нс сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернусь.

(Ш. Перро «Золушка»)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка жила.

Вот какая девочка, как она мала.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку.

(Г. Андерсен «Дюймовочка)

С Букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка?

(А. Толстой «Приключения Буратино»)

Кто-то за кого-то ухватился крепко.

Ох, никак не вытянуть!

Ох, засела крепко!

Но ещё помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный, общий труд

(РНС «Репка»)

Девочка хорошая по лесу идёт.

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз…

Кто-то страшный встретится девочек сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь

(Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь.

Названье этой сказки? («Маша и медведь»)

С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила.

Их девочка Женя о чём-то просила…

Что надо сказать, лепестки отрывая?

Как называется сказка такая?

(В. Катаев «Цветик- семицветик»)

    «Отгадай сказку по строкам»

- «Начало пригревать весеннее солнышко. А дочка вдруг запечалилась. От солнца всё прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше дождичек» (РНС «Снегурочка»)

- «Не получилось из него художника. Пришёл он к Цветику и говорит: - Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом» (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»)

-«Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы» (К. И. Чуковский «Федорино горе»)

3. «Доскажи»

Закончите выражения, взятые из сказок:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Избушка! Повернись к лесу задом, а ко мне – передом.

Поди туда, на зная, куда.

Было у отца три сына: старший умный был детина, средний сын – так, и сяк, младший вовсе был дурак.

4. «Минутка развлечения»

А теперь вы будете художниками-иллюстраторами. С закрытыми глазами нарисуйте мордочку кота к сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»

5. «Ответь!»

Где жили старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина (У самого синего моря)

Как звали собаку из сказки А. Толстого «Золотой ключик» (Артемон)

Чем лечился Карлсон? (Вареньем)

Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (На конце иглы в яйце)

Где Винни-Пух нашёл хвост ослика Иа? (Шнурок звонка у совы)

Осколок чего попал Каю в глаз? (Осколки зеркала Троля)

В чём Маша из сказки «Маша и медведь» домой к деду и бабушке воротилась? (В коробе)

Зачем пошла падчерица зимой в лес в сказке «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

Как звали кошку Фрекен Бок? (Матильда)

6. «Четвёртый лишний»

Принцесса, Кот в сапогах, Малыш, Баба-Яга.

Оле-Лукойе, Кот в сапогах, Конёк-Горбунок, Винни-Пух.

Арлекин, черепаха Тартилла, Пьеро, Мальвина.

Молочная речка, яблоня, печка, Баба-Яга.

7. «Сказочные телеграммы»

- «От бабушки ушёл, от дедушки ушёл. Скоро буду у вас! (РНС «Колобок»)

-«Спасите, нас съел серый волк!» (РНС «Семеро козлят»)

-«Помогите найти хрустальный башмачок» (Ш. Перро «Золушка»)

-«Подскажите дорогу к Карабасу-Барабасу!» (А. Толстой «Приключения Буратино»)

-«Уже выросла большая-пребольшая!» (РНС «Репка»)

-«Простое яичко уже снесла» (РНС «Курочка Ряба»)

8. «Сказочные чудеса»

Многие сказочные чудеса, чудеса, которые люди выдумали, но верили, что они когда-то будут, теперь существуют на самом деле. Это сейчас привычные для нас вещи. Задача: стрелками соедините сказочные чудеса с чудесами современности.

Ковёр-самолёт телевизор

Золотой петушок ракета

Сани-самокаты компас

Чудо-зеркальце сирена

Перо Жар-птицы автомобиль

Клубок ниток, указывающий путь прожектор

Приложение №8

Пословицы и поговорки на тему «Дружба народов»

    Дружба народов светит, как солнце.

    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Чиста родниковая вода, прекрасен цвет розы, крепка сталь. Но чище воды, прекраснее цветов, крепче стали - дружба российских народов.

    Дружба людей гору сокровищ создает.

    Дружно за мир стоять - войне не бывать.

    Непобедимая наша страна дружбой народов скреплена, Кому дружба народов дорога, тот бьет врага.

    Этикет надо соблюдать даже в дружбе

    Поляк да венгр - два брата, хоть за ножик, хоть за чарку

    Дружба народов - сильнее бури, ярче солнца.

    Вражда разоряет города, сжигает деревни.

    Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть, но дружба народов вечна и нерушима.

    Дружба и братство - Лучше богатства.

    Если народ един - он непобедим.

    Язык дружбы не нуждается в переводе.

    Если бы не дружба, то люди бы пропали.

    Ташкент разрушила природа, а поставила на ноги - дружба.

    Одна пчела немного мёду натаскает

    Дружба и братство лучше богатства.

Приложение № 9

Конспект занятия по лепке «Цветок дружбы».

Задачи:

Учить лепить элементы цветка; 1) моделирование пальцами рук: раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать; 2) вырезать стекой;

Развивать мышление, творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику; воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа:

отгадывание загадок о загадок о цветах и цветах;

чтение стихотворения о маме.

2. Ход занятия.

Ребята, подойдите все ко мне, встаньте полукругом и посмотрите на эти фотографии.

Кто на них изображен? (дети из разных стран)

Давайте мы им сделаем необычный подарок, сделаем для этих детей цветы в знак нашей дружбы.

Посмотрите, какой волшебный цветок, слепила я.

Вам нравится? (да)

Ребята, а как вы думаете, почему я назвала его волшебным? (потому что у него лепестки разных цветов).

Давайте вместе с вами назовем эти цвета, а для этого вы должны быть очень внимательны. Я буду загадывать вам волшебные загадки , а вы должны будете их отгадать.

Вот какой красивый цвет,

Ярче и теплее нет.

Но может быть он и опасен,

Догадались? Это …. (красный)

Этим цветом мы рисуем солнца лучик,

И в такой же цвет покрасим мы песочек,

Расцветет такого цвета одуванчик!

Так что это за цвет?

Догадались, девочки и мальчики? Это … (желтый)

Словно глазки васильков,

Этот цвет красивый очень.

Но морозный словно иней,

И зовем его мы … (синий)

Он как чистая вода,

Как на реке кусочки льда,

Он как небо, он такой

Нежно, нежно …. (голубой)

Будто спелый апельсин,

Этот цвет такой один.

Очень-очень важный он

Зовут его …. (оранжевый)

Молодцы, вы отгадали все цвета нашего волшебного цветка.

А из чего как вы думаете мы будем лепить наш цветок? (из пластилина)

А чтобы пальчики наши заработали, давайте сделаем пельчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединять пальцы в «замок»)

С вами мы подружим маленькие пальчики.

(касание кончиков пальцев обеих рук)

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

А теперь садимся на свои места, будем лепить наш волшебный цветок.

Посмотрите на цветок и скажите, из каких частей но состоит? (середина, лепесточки).

Молодцы, а теперь приступаем к лепке.

Из чего начнем лепить наш цветок? (с середины)

Берем один кусочек пластилина, катаем в шарик, плющим, получается середина.

Сначала нам нужно скатать шарик, потом слегка его сплющиваем, а один кончик зажимаем, защепляем, уменьшаем.

Прикладываем получившиеся листки. Равномерно поправляем.

Прикладываем, пальчиками расплющиваем, расправляем листики.

Ребята, а можно сказать, что наш цветок готов? (да)

Ребята, посмотрите какой замечательный цветок у нас получился.

Но можно ли его назвать волшебным? (да)

4. Подведение итогов.

А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (лепили цветок)

Из какого материала мы его лепили? (из пластилина)

Молодцы, ребята! Вы потрудились на славу. Вам понравилось наше занятие? Какое у вас сейчас настроение?

С этим хорошим настроением мы сейчас с вами и поиграем. У нас на столах лежат лепесточки берем их и идем на коврик.

5. Игра.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг

1,2,3 – парочку себе найди!

Посмотрите, ребята, пока мы с вами играли, наши лепесточки собрались вместе, и получился волшебный цветок.

Приложение №10

Картотека игр

    Якутская народная игра «Сокол и Лиса»

Выбираются сокол и лиса. Остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры . Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

    Чечено-ингушская народная игра «Утушка»

Две девочки садятся друг против друга на стульчики. Ноги вытягивают вперед, носками вверх; носки соединяют – получается мостик. Выбирается утка, остальные дети – утята. Утушка зовет своих утят скороговоркой:

    Быстрей, быстрей, утятки,

    Быстрей, быстрей, дикие перышки.

Утята выстраиваются друг за другом вслед за утушкой и перешагивают через мостик, стараясь не задеть его. Тот, кто заденет мостик, выходит из игры, остальные переходят на другой берег. Утушка вновь строит своих утят, и они перешагивают через мостик, но мостик уже повыше (девочки ставят ногу на ногу и соединяют их). Играть могут от десяти до двенадцати человек.

Правила игры . Проходить следует осторожно, высоко поднимая ноги.

    Татарская народная игра «Скок-перескок»

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30–35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры . Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

    Карельская народная игра «Пятнашки на санках»

Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую другую пару играющих и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это только прикосновением руки. Если в паре игрок осален, пара становится водящей. Игра продолжается.

Правила игры . Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за границы площадки, становится водящей, игра продолжается. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была ведущей.

  • Молдавская народная игра «Барашек»

Играющие стоят в кругу, а барашек–внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

Ты, барашек серенький,

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры . Разбегаться можно только после окончания слов.

  • Игра «Канатоходец»

На площадке ребята чертят прямую линию («канат»). Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты – «слетят с каната».

  • Украинская народная игра «Перепёлочка»

Играющие становятся в круг, слегка расставив ноги, руки опущены вдоль туловища. Один игрок в середине круга - перепелочка. На слова народной песни: Ой, у перепелочки да головка болит - все участники вместе поднимают руки вверх, касаясь пальцами с двух сторон головы, а на повтор слов: «Да головка болит» - опускают руки вдоль туловища. На припев:

Тут была, тут была перепелочка,

Тут была, тут была сизокрылая - дети берутся за руки и идут по кругу влево, а перепелочка - вправо. На последнее слово все останавливаются. На слова:

Ой у перепелочки да коленки болят - все наклоняются вперед и дотрагиваются до колен, а на повтор слов: «Да коленки болят» - выпрямляются. Слова и действия припева повторяются. Ведущий продолжает:

Ой, у перепелочки крылья не болят, - все играющие поднимают руки в стороны и на повтор слов: «Крылья не болят» - опускают вниз.

На слова: «Птички поднялись и улетели!» - все бегут по кругу.

Правила игры: движения выполнять красиво, в соответствии с текстом.

Лепка «Цветок дружбы»

Подвижные игры



Конструирование «Чей это дом!»





Рисование по мотивам

азербайджанской росписи


ФЭМП «Посчитай друзей»


Рассматривание книг по теме


Рассматривание изображений по теме

Домашнее задание

Аннотация.

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов ДОУ. В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.

Идея проекта . Создавая наш проект, у нас возникла идея пригласить в наш проект студентов РУДН (Российский Университет Дружбы Народов), в этом уникальном университете учатся студенты из 186 стран, установив с ними контакт, мы получили от них письмо и видео, о том, как они живут, как дружат, как проводят свободное время, и мы решили им в ответ послать видео нашего праздника «Дружба народов».

Наш проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию дошкольников и разработать систему мероприятий с родителями и педагогами в данном направлении.

Его реализация позволит содействовать формированию у дошкольников знаний, умений, навыков культуры межличностного и межэтнического общения. Привьёт детям навыки толерантного отношения к сверстникам другой национальности. Будет способствовать стимулированию детей к изучению национальной культуры, обычаев и традиций разных народов и стран.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и люди других национальностей должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа и разных стран.

Музыкальный руководитель: Гридина Марина Викторовна.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ, студенты РУДН. Связь с социальными партнёрами города (коллективы ОЦНК - ансамбль «Сеётэй Ямал», ансамбль татарской песни «Дуслык», детский ансамбль казачей песни «Любо», библиотека семейного чтения, библиотека «Дружбы народов»

Вид проекта: инновационный, социально - познавательный, групповой, среднесрочный (3 месяца)

База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 17 «Золотая рыбка»

У меня есть друг, а это значит я счастливый человек!
Дружба удваивает радости и настолько же сокращает горести!
Дружба делает наш мир лучше, счастливее спасает от войн и раздоров!

Актуальность проекта: В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам, в последние годы в детских садах посещают дети разных национальностей с разными семейными традициями, особенно это актуально в городе Салехард.

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Цель проекта : Нравственное развитие дошкольников через воспитание толерантности и изучение культурных традиций разных народов.

Задачи проекта:

Образовательные:

1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов. Знакомство с разными странами их символикой. Знакомство с жизнью студентов разных стран в РУДН - Российский Университет Дружбы народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.

Развивающие:

1. Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через стихи, песни, танцы, игры народов мира.
2. Развивать нравственные основы личности, нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности.
3. Обогащение словаря, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, певческих и творческих навыков.

Воспитательные:

1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ, воспитывать любовь к Родине.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.

Условия и пути реализации проекта:

Проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран,умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

Заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Механизм реализации проекта:

· Установление контакта с РУДН (Российским Университетом Дружбы Народов, город Москва);

· изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;

· пополнение развивающей среды в группе по теме «Страны мира»;

· организационная работа;

· работа с педагогами ДОУ;

· работа с родителями;

· мониторинг управления качеством реализации проекта.

Инновационная направленность проекта: На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства. В наш проект мы решили пригласить студентов РУДН. (Российского Университета Дружбы Народов)

Новизна проекта: В нашем проекте участвует единственный в нашей стране Российский Университет Дружбы Народов (РУДН)

Связь с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие:

Знакомство с историей и культурой разных народов. Развивать интерес к быту, народным промыслам народов мира. Толерантное отношение друг к другу. Формировать желание участвовать в совместных играх и праздниках. Формировать такие качества как, толерантность, коммуникабельность, дружелюбие, сочувствие. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми разных национальностей, умение контактировать и общаться, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Познавательное развитие:

Дать элементарные знания о жизни народов разных стран, символике, играх и традициях, о природе и климате разных стран, географическим положением разных стран. Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.

Речевое развитие:

Продолжать совершенствовать речь как средство общения. Обогащение и активизация словаря, развитие связной и грамматической речи, работа над интонационной выразительностью речи. Познакомить с многообразием языков на нашей планете, через художественную литературу, знакомство с разными странами мира.

Художественно-эстетическое развитие:

Знакомить с песнями, танцами, играми и музыкой разных стран. Развитие творческого воображения при выполнении творческих заданий на занятиях, при оформлении выставок. Формировать интерес к народному искусству.

Физическое развитие:

Развитие физических навыков и качеств при разучивании танцев, игр разных страх.

Формы работы.
Родители:

- Консультации на тему: «Толерантность», участие в выставке творческих работ (Рисунок «Народы мира»), конкурс «Кукла в национальном костюме», родительское собрание «Мы разные», изготовление костюмов и атрибутов к итоговому празднику.
Дети:

- Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции
разных народов), просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев,
поделки, рисунки, знакомство и письмо студентам РУДН.
Социум:

- Студенты РУДН, Сотрудничество с библиотекой «Дружбы народов», экскурсии в музей им. МВК «Шемановского», сотрудничество с культурными организациями города Салехард (Ансамбль татарской песни «Дуслык» ОЦНК, ансамбль песни и танца «Сеётей ЯМАЛ» ОЦНК, ансамбль казачьей песни «ЛЮБО» ОЦНК.

1 этап. Подготовительный (февраль 2016год)

Подбор информации, дидактического материала, проблемы проекта.

Подбор конспектов НОД по теме. Подбор презентаций. Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов». Разработка и составление сценария праздника «Дружба народов», подбор музыкального сопровождения и репертуара.

2 этап. Основной (март 2016 год)

Выставка рисунков «Дружба народов». Консультации на темы: «Песни. Танцы. Игры». Создание игротеки «Народные игры». Библиотека «Путешествие по странам» (Греция, Германия, Россия). Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов». Конкурс - выставка кукла в национальном костюме Оформление папки - передвижки по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседы, НОД о разных странах народах, символике, просмотр презентаций. Работа с социальными партнёрами города Салехард (ОЦНК, Библиотека…), города Москва (студенты РУДН - Российского Университета Дружбы Народов)

3этап : Заключительный (апрель 2016 год)

Итоговое мероприятие - праздник «Дружба народов». Награждение активных детей, родителей. Ответное письмо студентам РУДН, видео праздника.

Ожидаемые результаты:

Толерантные, дружелюбные, коммуникативные дошкольники, знающие культурные традиции разных народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;

Заинтресованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;

Расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду и в других городах нашей страны;

Обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

Заключение:

В результате проделанной работы по реализации проекта достигнута, поставленная в начале проекта цель, реализованы задачи. Дети обогатили свои знания о разных странах, народах и их традициях. Установлено сотрудничество с РУДН (Российским Университетом Дружбы Народов)

1. Дети усвоили что мир и дружба - самое важное на планете Земля.

2. Люди разных национальностей любят и уважают традиции и культуру своего народа и народов разных стран. Произошло укрепление взаимотноошений между детьми, студентами, педагогами и родителями. Улучшился психологический климат в ДОУ!

3. Родители педагоги и дети усвоили, что толерантный путь - путь человека, который знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам и традициям.

Вывод: Такой проект решено организовывать ежегодно на базе нашего сада, вовлекая другие МБДОУ города.

Техническое обеспечение: компьютер, принтер, фотоаппарат, телевизор, проектор, аудио и видеотехника, материалы на печатной основе, методические пособия, музыкальный материал (ноты), учебно-методическая литература, мультимедийные презентации, фонограммы песен, танцев, игр дидактические игры различные атрибуты для творчества (костюмы, музыкальные инструменты,

Правовое и нормативное обеспечение проекта:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ (с изменениями).

Решение коллегии №1 от 10.02.2010г. «Проблемы формирования толерантности в современном обществе»

Литература:

1. Асмолов А. Г. «На пути к толерантному сознанию» М. 2000. с 7.

2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность - дорога к миру» М. 2001г.

3. Выготский Л. С. «Педагогическая психология» Педагогика. 1997-479 с.

4. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» - М.: ЦГЛ, 2004.

5. Апполонова Н. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.

6. Дошкольная педагогика № 42013 г. Стр.13

7. Заббарова, М. Г. «Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников» / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 - 530

8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. «Занимательная педагогика народов России» М.: 1998.

9. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой» СПб.: Детство-Пресс, 2004

10. Сафина, Н. М.» Башкирские костюмы» / Н. М. Сафина. - Уфа, 2009.

11. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

12. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» Под редакцией Т. И. Осокиной. М.: Просвещение, 1998.

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Задачи:

1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе, формировать представления детей об объектах живой природы, расширять и систематизировать представления детей об особенностях жизни животных, их повадках, образе жизни, взаимоотношениях.

2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства и любознательность

3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из

важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми, воспитывать эмоционально - положительное отношение к миру животных, гуманные чувства

Ход НОД

1. Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО! Давайте и гостям скажем доброе утро! Уважаемые гости, посмотрите, какие у нас красивые и нарядные девочки. А мальчики посмотрите, какие у нас подтянутые и крепкие мальчики. А мальчики и девочки любят играть?

2. Игра, «Какие мы…»

  • поднимите руки, кто любит играть в футбол;
  • прыгните те, у кого светлые волосы;
  • а теперь те, у кого тёмные волосы;
  • похлопайте те, кто любит рисовать;
  • потопайте ножками те, у кого карие глаза;
  • скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
  • покачайте головой те, кто любит животных;
  • помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
  • похлопайте, те, у кого день рождение осенью

Итак, мы все разные, но это не мешает нам быть вместе.

Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2. Постановка проблемы.

Вопросы к детям:

А в вашем сердечке живет дружба и любовь?

Как вы выбираете друзей?

Что нужно делать, чтобы было больше друзей?

С каким человеком вы не хотели бы дружить?

Зачем нужны друзья?

Может ли быть другом мама, папа?

А что же такое доброта? (ответы детей)

Доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами - и на душе у нас становится светло, тепло и радостно.

Можно ли заставить человека быть добрым? Ответы детей.

Конечно, нет! Доброте нужно учиться!

3. Основная часть (актуализация знаний)

А кто учит детей доброте? (Ответы детей)

А помогают нам в этом не только наши родители, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Сказочным героям иногда помогают волшебные предметы, например борода Хоттабыча, цветик-семицветик, волшебная палочка.

Вот если бы у вас была волшебная палочка, какое доброе дело с помощью волшебной палочки вы хотели бы совершить? (5-6 человек).

Игра « Волшебная палочка»

Физкультминутка «Настроение упало»

А еще ребята нас доброте может научить природа.

Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.

Скажите, могут ли животные дружить друг с другом?

Почему они дружат друг с другом? (ответы детей)

Конечно, даже много сказок написано про дружбу у животных. А сколько различных мультфильмов есть про друзей. С помощью игры-викторины и проверю ваши знания.

4. Практическая часть

Итак, начинаем викторину.

Викторина «Как здорово, что есть друзья»

Гимнастика для глаз.

5. Итог занятия

Большинство животных- это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить и не только в мультфильмах и сказках. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Совершенно разные виды животных могут прекрасно дружить и помогать друг другу.

Вы увидели удивительную дружбу животных, которые доказывают: что доброта помогает стать друзьями совсем разным и непохожим друг на друга животным.

6. Рефлексия

Кто вам больше понравился из животных?

Наше занятие подходит к концу, мне бы очень хотелось узнать что вам больше всего понравилось на занятии?

Каждый из вас побывал волшебником, когда в руках оказалась волшебная палочка, какое чудо вы бы совершили?

Разрешите и мне совершить чудо. Мне хочется вырастить у нас в группе волшебное дерево - дерево доброты, листочками которого будут похожи на сердечки.

Листочками дерева будут сердечки, приклейте его к стволу дерева, чтобы оно расцвело яркими красками и радовало всех, а чтобы оно еще лучше росло давайте его отнесем к нашему солнышку дружбы.