Козлов М., прот. Браки между православными и католиками. Брак с представителями другой веры у православных

Отменил введенный ранее запрет на однополые браки в штате Калифорния. 2010 год стал годом либерализации нестандартных отношений - в ряде стран внесли изменения в законодательство. А наши прабабушки и прадедушки, не говоря уже о более далеких предков, были лишены права на любовь с человеком другой национальности, другой религии... И не только.

Однополые браки

Первой в мире парой мужчин, вступивших в брак, стали датчане Аксель и Эйгил Аксгилы. Их свадьба состоялась в день вступления в силу закона об однополых союзах - 1 октября 1989 года в день вступления в силу закона Дании об однополых союзах. В 90-х и 2000-х более десяти стран признали однополые браки. В их числе Нидерланды, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия, а также Канада, ЮАР, Аргентина, Мексика и несколько штатов США. Во многих других странах не браки, но однополые союзы и партнерства также узаконены. Прошедшей осенью Собор Шведской лютеранской церкви разрешил проводить обряд венчания гомосексуальных пар.

В РФ, несмотря на давние и активные дискуссии, акции и кампании, ни о каких формах официального признания однополых пар речи не идет.

Браки между кузенами

Во многих американских штатах запрещены браки между кузенами, и сейчас общественные организации ведут борьбу за отмену этого запрета. По данным исследований, риск возникновения генетических дефектов у детей в таком браке всего на 3% выше, чем у детей в браке обычном.

Великий биолог Чарлз Дарвин, наблюдая за жизнью растений и особенностями опыления, пришел к выводу, что в плохом здоровье его собственных детей виноват брак с двоюродной сестрой. Кузина родила Дарвину 10 детей, трое из них умерли от болезней, не дожив до 10 лет, а еще у троих не было потомства.

В этом разделе:
Новости партнеров

Тем не менее, родственные браки не одобряются практически во всех культурах и религиях. Русская Православная Церковь запрещает брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть не только между кузенами, но и между троюродными братьями и сестрами). По казахским, еще более строгим традициям, вступать в брак не могли люди, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками.

По законам шариата список женщин, запрещенных для брака навсегда, содержал длинный перечень родственниц. К ним относились: матери, дочери, сестры, тети со стороны отца, тети со стороны матери, дочери брата и дочери сестры, а также молочные матери, кормившие ребенка не менее пяти раз до того, как ему исполнилось два года и их ближайшие родственницы - дочери и сестры.

Межрасовый брак

За интимные отношения (не говоря уже о браке) с чернокожими белые граждане некоторых штатов могли получить тюремный срок в 6 месяцев. В начале XVIII века в Вирджинии любой белый, заключивший брак с представителем или представительницей черной расы, должен был быть выслан с территории штата в течение трех месяцев. В соседнем штате белая женщина, вышедшая замуж за чернокожего мужчину, она автоматически становилась рабыней хозяина своего мужа. При этом третий президент США Томас Джефферсон, имел многолетнюю любовную связь со своей рабыней Салли Хэмингс и детей от этой связи. Женат Джефферсон был на белой женщине и всегда высказывался против межрасовых браков.

Только к 1967 году законы перестали запрещать межрасовые браки, и только к 1996 году белым семьям всех штатов разрешили усыновлять и удочерять чернокожих детей. Аналогичные жестокие запреты действовали по отношению к китайцам, японцам и филиппинцам, а вот браки с индейцами и латиноамериканцами считались нормой и везде разрешались.

Браки и интимные отношения между людьми разных национальностей осуждались и на Руси еще со времен Церковного устава Ярослава Мудрого.

«Аще жидовин или бесерменин будет с рускою, на иноязычницех митрополиту 50 гривен, а рускую поняти в дом церковныи, - было написано в законе, - Аще кто с бесерменкою или съ жидовкою блуд створитъ, а не лишится - церкви отлучится и христьян, а митрополиту 12 гривенъ»

На еврейке нельзя было жениться и русскому офицеру, иначе ему грозила отставка.

А индийским князьям и принцам вплоть до 60-х годов древние законы запрещали жениться на иностранках, если они хотели сохранить престол.

Мезальянсы

Принцам, королям и прочим высокопоставленным особам всегда приходилось нелегко - им не разрешалось жениться на простолюдинках , разведенных, женщинах с сомнительной репутацией. Именно так лишился права на королевский трон принц Йохан Фрисо, когда, вопреки неодобрению парламента и кабинета министров женился на девушке, бывшей в студенческие годы любовницей известного преступного главаря. Наследный принц Норвегии завел роман со студенткой-барменшей, родившей ребенка от любовника, отбывающего срок за наркотики. Король не давал разрешения на брак, но принц грозил отречением от престола и добился своего. В результате сын этой пары не имеет дворянского звания и не внесен в очередь престолонаследия - фактически, он не считается членом королевской семьи.

От титула, королевских привилегий и владений отказалась ради своего избранника, скандального писателя, принцесса Марта-Луиза, дочь норвежского короля Харальда. Впрочем, скандалы и последующие смелые браки становятся модными. Принц Лихтенштейна в начале 2000-х женился на афроамериканке, которая старше его на десять лет, сын короля Испании взял в жену разведенную телеведущую незнатного происхождения, старший сын королевы Дании выбрал девушку, работавшую торговым агентом, принц Савойский повел к алтарю глубоко беременную невесту-актрису, а шведская принцесса Виктория и вовсе вышла за фитнес-тренера. И только в Японии принцы и принцессы пока «держат марку», знакомясь на дипломатических приемах и в аристократических клубах с дипломатами и чиновниками.

В свое время русские офицеры были свободны в женитьбе не намного более королей. Гвардейцу можно было жениться только на женщине дворянского происхождения, если же он выбирал крестьянку, мешанку или купеческую дочку, то вынужден был покинуть полк. Князю Урусову, женившемуся на дочери купца, пришлось уйти из полка, более того - ему официально запретили явиться на свадьбу в кавалергардском мундире

Брак с «духовными» родственниками

В юриспруденции дореволюционной России огромную роль играло так называемое «духовное родство». Овдовевшему супругу нельзя было жениться на сестре покойной жены, вдове - выйти замуж за брата умершего мужа. Сейчас уже практически никто не понимает, почему страдает Николенька Иртеньев, герой повести «Юность» Льва Толстого. Он думает о том, что если бы брат его любимой девушки захотел жениться на Николенькиной сестре - то это было бы запрещено. И решает отказаться от своего счастья и своего брака ради счастья и брака сестры. Это - один из давно забытых примеров духовного родства - нельзя было жениться на девушке, если она была сестрой жены родного брата. В романе «Война и мир» Николай Ростов не сможет жениться на Марье Болконской, если Андрей (брат Марьи) женится на Наташе (сестре Николая).

Не менее сложны брачные запреты ислама. Запрещено жениться на сестре жены, в том числе и сводной. Нельзя быть одновременно женатым на женщине и ее тете будь то со стороны матери или отца. Нельзя жениться на вдове отца или сына.

Древняя христианская традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Только с недавнего времени разрешение на такой брак может быть получено - и только у правящего архиерея. Раньше же в случае обнаружения противозаконного брака между крестными родителями, мужа и жену насильственно разводили - даже, если их союз длился много лет, и у них были дети, а между ними не было ни малейшего кровного родства. Запрещалось жениться даже на дочери своего крестного отца, «крестовой сестре»

Браки «с темным прошлым»

Законы практически всех стран и культур требовательно относились к репутации будущих супругов. Ислам запрещал жениться на прелюбодейке или выходить замуж за прелюбодея. Русская Православная Церковь не допускает четвертый, пятый и далее браки. К невесте русского офицера, которую обязательно одобряло начальство, а порой и общее собрание, предъявлялся целый ряд требований - она должна была быть «пристойной», обладать «доброй нравственностью и благовоспитанностью». Не разрешалось жениться на разведенной женщине, которая при разводе взяла вину на себя, на актрисе. Традиция запрещала жене офицера служить в конторе и увлекаться партийно-политической работой. Успехи же по службе и карьера офицера во многом зависела от морального облика жены.

Русским священникам испокон веков запрещалось заключать брак со вдовами, разведенными, блудницами и «позорищными», т.е. актрисами.

Брак с существами из иного мира...

В исламе до сих пор нет однозначного ответа, может ли мужчина взять в жены женщину-джинна является спорным. Большинство исламских юристов придерживаются того мнения, что подобный брак нельзя считать законным, но некоторые сомневаются и считают, что союз вполне допустим. При этом брак женщины с мужчиной-джинном запрещен категорически и без малейших сомнений.

Стелла Чиркова 

«…Не отвращайся… от жены по причине её непривлекательности. Послушай что говорит Писание: «Мала пчела между летающими, но плод её – лучший из сластей» (). она Божие создание: не её ты порицаешь, но Того, кто создал её. Чем виновата жена?

Не хвали её и за красоту. Развратным душам свойственна такая похвала и такая ненависть, да и самая страстная любовь. Телесная красота производит великую наглость и много неразумного; она возбуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках. Но она, скажешь, доставляет удовольствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от привычки диво это скоро теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: ослепление, безумие, высокомерие…А если приключится болезнь, то тотчас всё улетает.

Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки истинной красоты, а телесной красоты не будем искать и не станем укорять её за то, что от неё не зависит, или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать.

Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напротив, сколько таких, которые имели жен не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости…Не станем искать денег, ни внешнего благородства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть через жену, постыдно и позорно такое богатство…» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на послание к Ефесянам. Беседа 20 (№2, 3). Творения. Т. 11. Книга первая. С П б., 1905. Репринт. С. 169, 170).

«Постоянно приходится наблюдать браки, – пишет Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Филарет (+1985), – как браки заключаются теперь не по серьезному, глубокому, проверенному чувству любви, – а по «влюбленности» – чувству не серьезному, не глубокому, и в нравственном отношении – очень не невысокому. Часто содержанием такой влюбленности является – увы – в сущности, – только животная похоть, только «волнение крови молодой» (а иногда и не молодой, да грязно – бурливой…).

И вместе с тем, в таких «браках» в предбрачную пору постоянно наблюдается фальшь и самоприкрашивание и тела и души, лицемерное желание не быть, а казаться лучше и красивее…Но ведь жизнь можно строить только на правде, на лжи она устоять не может. И отсюда – столь частое разочарование супругов друг в друге, и – безобразная практика разводов. Да и кто же не знает, что в наши дни эти «влюбленности» постоянно разрешаются в «гражданские браки», т. е. незаконные связи, систематические постоянные нарушения 7-й заповеди, за которые Церковь отлучает от принятия Святых Таин. А оканчивается всё это сплошь и рядом трагически – не только ссорами, но и преступлениями, убийством и само убийством…

Христианский брак есть живая жизнь двух в единении. И с годами супружеская любовь в нем только усиливается, становится глубже, одухотвореннее. Конечно, и в христианстве в эту супружескую любовь, как известное слагаемое, входит любовь страстная, связанная со свойственной каждому человеку естественной половой склонностью и чисто телесным влечением, тяготением к другому полу. Но в истинно христианском браке такая любовь страсти в привязанности супругов входит, как мы сказали, только – как слагаемое, и никогда не имеет такого значения и силы, как в нехристианских брачных союзах» (Филарет, митрополит. Конспект по Закону Божию. По книге «Христианская жизнь» протоиерея Н. Вознесенского. Рокленд, 1989. С. 64).

Эта плоть, как жизненная сила, проявляется в питании и размножении. Но у высших животных она вместе с тем создает органы, имеющие целью добывание пищи и защиту родовой части или плоти. И чем совершеннее животное, тем более значительна эта организующая деятельность родовой части в ущерб размножению, так что у высших животных плоть как бы отступает на второй план перед телом. Но это только иллюзия, и на самом деле, у животных назначение тела – чисто служебное и метафизического значения оно не имеет.

Иное отношение тела и плоти в самом человеке. И люди имеют общую им плоть. Все они, как род, являются одной плотью. Связь между поколениями устанавливается не телом, а плотью, дети суть дети плоти (, 8: ); родители – родители по плоти (), и всё человечество, связанное таким плотскими узами является одной плотью (). Плоть – это великое древо, листьями которого являются люди. Но в человеке она имеет временное и служебное значение. Смысл её существования заключается лишь в образовании преопределенного Богом числа организмов, и как только эта задача выполнена, она вместе со своими питательными и родовыми функциями должна исчезнуть () .

Другое дело – индивидуальное тело человека. В отличие от имеющей лишь служебное значение плоти, тело человеческое имеет вечную цель – служить выражением образа Божия в человеке и потому орудием его господства над миром. Оно есть вечный храм Святого Духа…

И потому в теле самом по себе нет ничего нечистого, а единственным источником нечистоты являются нечистые и скверные мысли…

Сама по себе родовая жизнь и связанные с ней физиологические процессы есть нечто положительное. Рождение, как творчество Божие, должно быть предметом благоговения человека, а отрицательное отношение к нему есть признак…неправославного настроения и мышления» ( О святости брака. //Летопись. Православная культура. Книга 2. Под редакцией архимандрита Иоанна. Берлин, без года изд. С. 67, 68, 69) .

Такое уважительное отношение к телу в браке, независимо от его формы, было очень характерно для святоотеческой мысли. Ограничимся двумя примерами:

«Скажи мне…, пишет святитель (+373) в послании к монаху Амуну, – что греховного или нечистого в каком – либо естественном извержении? Захочет ли кто ставить в вину выходящие из ноздрей мокроты, или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнейшее сего, на извержения чрева, которые живому существу необходимы для поддержания жизни.

Притом, если веруем, что человек, согласно с Божественными Писаниями, есть дело рук Божиих, то от Силы чистой могло ли произойти какое оскверненное дело? И если, по сказанному в Божественных Апостольских Деяниях, мы – род Божий (), то ничего не имеем в себе нечистого; тогда же только оскверняемся, когда совершаем злосмрадный грех…

Но могут сказать, следовательно истинное употребление не есть грех, как скоро телесные орудия созданы Творцом…Заставим их молчать,…предложив им такой вопрос: «Какое разуметь употребление, законное, каковое дозволил Бог, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю » (), одобрил апостол, сказав: «Брак у всех да будет честен и ложе нескверно » (), или употребление, хотя и естественное, но совершаемое тайно и прелюбодейно?…Одно и тоже, в известном отношении и не во время непозволительно, а в другом отношении и благовременно не воспрещается и дозволяется. Тот же закон имеет место и в рассуждении плотского соединения. Блажен, кто в юности, вступив в свободный союз, естественные силы обращает на чадородие» ( , святитель. (38) Послание к монаху Амуну. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. Репринт. С. 367, 369).

Рассуждая о браках между язычниками и христианами, святитель Иоанн Златоуст заявляет:

«Нечистота заключается не в телах сочетавающихся, а в произволении и в помыслах…Если ты, будучи нечистою, рождаешь дитя, которое происходит не одной тебя, или неужели и оно нечисто или чисто только вполовину? В настоящем случае оно не нечисто, «иначе, – говорит апостол, – дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (), т. е. не нечисты». Называет их святыми, чтобы таким сильным названием отогнать опасение от супругов» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на первое послания к Коринфянам. Беседа 19 (№3). Творения. Т. 10. Книга первая. С П б., 1904. С. 181).

«По трактату 1768 г. февраля 12-24 (Полный Свод Законов. №12071), в котором (артикул II, статья 10) постановлено следующее: «Дети, от разной веры родителей рождающиеся, сыновья в отцовой, а дочери в матерней вере воспитываны быть должны, выключая договор для дворянства, если бы каковой чрез контракт брачный, пред свадьбою заключенный, состояться имел»… Что же касается случаев, в которых один пол детей по прежнему правилу должен был быть воспитан в господствующем вероисповедании непременно, а другой может, по воле иноверных родителей, быть или воспитан в их вероисповедании, или, по их согласию присоединен, к господствующему, то в сих случаях Святейший Синод предоставляет православному духовенству силою убеждения достигать того, чтобы все дети воспитываемы были в православии (примечания к 67 статье)» (Православная богословская энциклопедия. Издание под редакцией . Т. 2. Петроград, 1901 г. С. 1051).

«Из 68 статьи 1 части X тома Свода Законов следует, что, с одной стороны, коренные жители Финляндии протестантского исповедания, повенчавшиеся вне пределов Финляндии, с православными женщинами, теряют право на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере, а обязаны крестить и воспитывать их по правилам Православной Церкви; с другой стороны, те же коренные жители Финляндии протестантского вероисповедания, повенчавшиеся в пределах Финляндии с женщинами православного исповедания, сохраняют за собою право, если пожелают, на крещение и воспитание своих детей в протестантской вере и в том случае, если эти дети будут рождены во время проживания их родителей вне пределов Финляндии…» (Булгаков С. В. Различие исповеданий лиц брачующихся. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 2. М., 1993. С. 1207)

«Браки православных христиан с нехристинами, а протестантов с язычниками, русским подданным вовсе запрещаются (Свод Законов, Т. X, статья 85). Но лицо нехристианского исповедания, по восприятии св. крещения может пребывать в единобрачном сожительстве и с некрещенною женою, если брак их заключен был еще до восприятия одним из них св. крещения вне христианства; брак их остается в своей силе и без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви (Т. X, ст. 79).

Если жена или одна из жен магометанина, или другого лица нехристианского исповедания примет св. крещение: то брак её может оставаться в своей силе, без утверждения его венчанием по правилам Православной Церкви, но тогда лишь, когда муж, остающийся в своей вере, даст обязательство:

1) имеющихся родиться от них с того времени детей, которые должны быть крещены в православную веру, ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводить в свой закон, и жене своей за содержание православной веры поношения и укоризны не наносить;

2) состоять с принявшею св. крещение во всё время её жизни, или доколе продолжится брак их, в единобрачном сожительстве, откинув прочих жен, если имеет. Сверх того, должно быть известно, что принявшая св. крещение не была пред тем отлучена мужем своим от брачного с ним сожительства.

В противном случае, т. е. когда муж не согласится дать вышеозначенные обязательства, или когда откроется, что принявшая крещение была отлучена им от сожительства с ним, брак их расторгается, и жене дозволяется вступать в новый брак с лицом христианского исповедания» (Свод Законов, Т. X, часть I, статья 85).

Если один из супругов, принадлежащих к иудейскому закону, обратится к Православию, а другой останется в прежнем законе, но с обратившимся жить пожелает, то, оставив их в супружестве без расторжения, обязать подписками: первого в том, чтобы он имел тщательное попечение о приведении другого увещанием к восприятию православной веры, а последнего в том, чтобы имеющихся родиться после сего детей ни прельщениями, ни угрозами и никакими другими способами не приводил в закон иудейский, обратившемуся в православную веру супругу, за содержание её, поношения и укоризны не наносил;

Если же муж или жена, по обращению другого супруга, жить в прежнем браке не пожелают, то брак расторгается, и обратившемуся лицу разрешается вступать в брак с лицом православным (Там же, ст. 81) .

Если новокрещенный имел несколько жен, то, по восприятии св. крещения, он должен выбрать из них одну, с которою жить пожелает и преимущественно также обратившуюся к христианству, и тогда брак их благословляется по церковному чиноположению. Это правило распространяется и на жен, бывших за несколькими мужьями. Если ни одна из жен креститься не пожелает, и муж не изъявит согласия жить с некрещенною, то ему дозволяется вступить в новый брак с православною. Брак остается в силе и тогда, когда оба супруга перейдут в христианство, хотя бы он и заключен был в степенях родства, возбраненных Церковию (Т. X, часть 1. ст. 82, 83 и 84)…

Благословение или подтверждение брака по «церковному чиноположению» в данном случае состоит в том, что священник в церкви публично предлагает обоим супругам вопросы, установленные при венчании, относительно свободного произволения на вступление в брак и, получив утвердительные ответы, читает заключительную молитву, положенную в конце последования венчания: «Отец, Сын и Всесвятый Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица» …Полного же венчания при этом не бывает»» ( Указ. соч. С. 246-248).

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Указ. соч. С. 74.

В современном обществе может, однако, оказаться так, что люди, вступающие в смешанные браки, состоят в определенной степени родства. Поэтому небесполезно будет уяснить те родственные связи, которые церковное право считает безусловными препятствиями к браку. Ограничимся описанием только плотского родства, так как остальные степени родства не играют при заключении брака существенной роли:

«…Запрещение браков между близкими родственниками должно способствовать большему сближению между собою людей разных родов и распространению в роде человеческом любви посредством брачных союзов…

Родство бывает: 1) плотское, 2) духовное и 3) гражданское.

Первое подразделяется на родство кровное или однородное (cognatio) и свойство или разнородное affinitas

А) В родстве кровном лица связываются между собою рождением или происхождением. Близость родства определяется степенями и линиями. Связь одного лица с другим посредством рождения (одного из них от другого) называется степенью; связь степеней, последовательно идущих от одного лица к другому, составляет линию прямую и боковые.

Первая идет от данного лица или к его предкам, т. е. к его отцу, деду, прадеду и т. п. (это восходящая линия) или к его потомкам, т.е. к его детям, внукам, правнукам (нисходящая линия) Боковые линии, по отношению к данному лицу, нисходят: или от братьев и сестер к их потомству (1-я боковая), или от его братьев и сестер его родителей (2-я боковая), или от братьев и сестер его деда и бабки (3-я боковая) и т.д.

В прямой линии столько степеней родства между данными лицами, сколько находится между ними посредствующих рождений. Так от родителей к детям идет одно рождение и таким образом это есть родство первой степени; от дедов до внуков посредствуют два рождения, следовательно, те и другие состоят между собой во второй степени родства. В боковых линиях степени родства определяются также по числу рождений, посредствующих между данными двумя лицами и общим их предком (т.е. берется сумма степеней, из которых состоит этот предок как к одному из данных двух лиц, так и к другому) . Таким образом, братья и сестры находятся во 2-й степени родства; дядя и тетка с племянниками в 3-й степени; двоюродные братья сестры в 4-й и т. д.

Б) Брак, соединяя мужа и жену в плоть едину, как бы в одно лицо, делает близкими друг другу и кровных родственников того и другого супругов. Такой союз близости называется свойством, или родством разнородным. Смотря по тому, сколько родов соприкасаются между собою через брак, т.е. входят в свойство друг с другом, самое это родство называется ил двухродным, или трехродным. Так кровные родственники мужа состоят в двухродном родстве с кровными родственниками жены и в трехродном родстве с её свойственниками (например, с женою её брата или с мужем её сестры)…Кровные родственники жены в какой –либо степени суть родственники (по свойству) и её мужа в той же степени, потому что муж и жена не составляют степени, супружество вне степеней.

Для определения близости между одним из кровных родственников жены, складывается степень родства первого лица по отношению к мужу со степенью родства второго лица по отношению к жене… Так, например, между мужем и его братом – 2-я степень родства, и между женою и её братом также 2-я степень; следовательно, между братом мужа и братом жены должно считать 4 степени свойства. Подобным образом исчисляются степени свойства в трехродном родстве.

Родственные наименования в свойстве: отец мужа – свекор, мать – свекровь; отец жены – тесть, мать – теща; жена сына – сноха; мух дочери – зять; жена брата – невестка; муж сестры – зять; брат мужа – деверь; сестра мужа золовка; брат жены – шурин; сестра жегы – свояченица; родители мужа между собою- сваты; муж свояченицы называется свояк; дети жены или мужа – пасынки ил падчерицы; муж матери – вотчим, жена отца – мачиха.

Между лицами, находящимися в кровном родстве по прямой линии, как восходящей, так и нисходящей, и притом, во всех степенях, браки всегда были воспрещены безусловно…В боковых линиях кровного родства брак безусловно всегда запрещался лицам, находящимся в первых трех степенях родства…Брак в четвертой степени родства кровного по боковой линии греко-римскими законами христианского периода то запрещался (Феодосий Великий +395), то дозволялся (Аркадий +408; Юстиниан+565). Но Церковь не одобряла его и Трульский собор (691-692) прямо запретил его…Двухкровное родство, или свойство, Церковь приравняла к родству кровному,…и потому безусловно воспретила браки находящимся в первых четырех степенях родства…» (Певцев В. Г., протоиерей. Указ. соч. С. 173, 174, 175, 176).

Зашел как-то недавно, на сайт "Татьянин день ",принадлежащий храму при МГУ,где ознакомился с ответами протоиерея
Максима Козлова, на тему возможности
брака с человеком инославного
исповедания:
http://www.taday.ru/vopros/20239/70531.html :
Я итальянец, католик, моя жена - русская,
православная христианка. Мы венчались
в православной церкви. Соответственно
наши дети будут православными. С моей
женой мы ходим регулярно на службы в
православный храм. Я чувствую себя
частью церковной общины, хотя не
принимаю церковных Таинств. Хотел
спросить Вас, обязательно ли я должен
перейти в Православие? На данный
момент я не чувствую себя к этому
готовым. Но я узнал, что после смерти моя
душа будет разделена с душой моей жены.
Это действительно так? Может ли это
быть причиной для перехода в
Православие?
Михаил
Италия
18 октября 2007г.

Уважаемый Михаил, в отношении того,
где будет душа наша после смерти,
воздержимся от суждения здесь, на земле.
Один Господь, душеведец и сердцеведец и
судия всей вселенной и каждого человека,
определит, каков итог нашего земного
бытия и к какому бытию в Вечности,
благому или злому, мы предназначены.
Что касается Вашего перехода в
Православие, то конечно же делать это
нужно не ради Вашей супруги и не ради
видимого обозначения единомыслия.
Делать это нужно, лишь когда вы
действительно единым сердцем и
едиными устами сможете вместе
исповедовать ту веру, которую содержит
Православная Церковь. От души желаю
Вам продолжить определение Вашего
мировоззрения. Обращаясь к Священному
Писанию, к творениям святых отцов, к
полноте церковного Предания, просите
Самого Господа Иисуса Христа, чтобы Он
помог Вам определить и понять, где
истинная Церковь и как Вам оказаться в
ее ограде. И здесь лучше идти не спеша, но
ответственно и серьезно, чем сделать этот
шаг поспешно, но необдуманно.

http://www.taday.ru/vopros/20239/71981.html :
Можно ли венчаться в православной
церкви, если один супруг православный, а
другой - лютеранин? Воспрещается ли
православному человеку венчаться в
лютеранской кирхе с лютеранином?
Согласится ли Православная Церковь на
совместное богослужение - венчание с
лютеранским пастором?
Орлянский Евгений
преподаватель
Омск
8 октября 2007г.

Уважаемый Евгений, ответим на Ваши
вопросы по пунктам. Венчание с
лютеранином (лютеранкой) разрешается,
если совершается в православной церкви.
За информацией о характере его
совершения и о необходимом оформлении
разрешения Вам лучше всего обратиться
либо в ближайший храм, либо в
епархиальное управление в городе Омске.
Венчание, производимое в лютеранской
кирхе, действительным с точки зрения
Православной Церкви считаться не может,
ибо подлинного священства, восходящего
к апостолам, у лютеран нет, а Таинство
Браковенчания должен совершать законно
поставленный священнослужитель.
Сослужение между православными и
лютеранами ни в каком смысле не может
иметь места. ,

http://www.taday.ru/vopros/20239/180549.html :
Я замужем, но не венчана. Значит ли это,
что на каждой исповеди мне нужно в этом
каяться, ведь с момента предыдущей
исповеди ничего не изменилось?
Венчаться я не могу, мой муж
инославный, я не чувствую в себе сил
переубедить его и перейти в
православную веру. К тому же нужно
разрешение архиерея, насколько я поняла.
Что же делать? Всю жизнь каяться, что
живу в невенчаном браке?
студентка
Москва
5 мая 2009г.

Уважаемая посетительница нашего сайта,
Церковь не рассматривает законный
гражданский брак как блудное
сожительство, она отличает его от
беспорядочных отношений людей,
которые не стремятся нести обязательства
друг перед другом как супруги. Венчаный
брак может иметь место между двумя
воцерковленными верующими людьми,
которые стремятся строить свою семью
как домашнюю Церковь. Это не означает,
что не нужно стремиться наших
неправославных спутников жизни
убедить войти в ограду Церкви примером
собственной жизни, задачу эту себе
непременно нужно ставить, и средний,
царский путь в том и будет состоять,
чтобы избежать, с одной стороны,
настояний типа «венчайся, хоть бы ты и
не верил, как православные верят, но ради
меня» и равнодушия к духовному
состоянию супруга - с другой. ,

http://www.taday.ru/vopros/20239/970062.html :
Вы не могли бы уточнить, где именно в
Социальной концепции РПЦ говорится о
признании блудного сожительства как
брака? И с какого времени, по истечении
какого срока блудное сожительство вдруг
становится браком?
А если люди верующие, им тоже
венчаться не торопиться?
Роман
педагог
Ставрополь
18 апреля 2011г.

Уважаемый Роман, Церковь с уважением
относится к браку, заключенному в
органах государственной регистрации, и
дело тут не в продолжительности жизни
людей вместе без всякой регистрации.
"Священный Синод Русской Православной
Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением
отметил, что «некоторые духовники
объявляют незаконным гражданский брак
или требуют расторжения брака между
супругами, прожившими много лет
вместе, но в силу тех или иных
обстоятельств не совершившими
венчание в храме… Некоторые пастыри-
духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в “невенчанном” браке,
отождествляя таковой брак с блудом». В
принятом Синодом определении указано:
«Настаивая на необходимости церковного
брака, напомнить пастырям о том, что
Православная Церковь с уважением
относится к гражданскому браку», -
говорится в Основах социальной
концепции Русской Православной Церкви.
"В соответствии с древними
каноническими предписаниями, Церковь
и сегодня не освящает венчанием браки,
заключенные между православными и
нехристианами, одновременно признавая
таковые в качестве законных и не считая
пребывающих в них находящимися в
блудном сожительстве".

Во всех указанных случаях речь идет о не
союзе двух верующих людей, а о семьях,
где лишь один человек является
православным. В случаях, когда оба
супруга - чада Православной Церкви,
никаких причин откладывать Венчание
для них не указывается. [конец цитат]

Справедливости ради, хотелось бы заметить,что ответы о.Максима являются не единственными ответами, такого рода на данную тему-аналогично толкуют этот вопрос, в наши дни, и другие пастыри новообрядчевства.Также эти ответы находятся в полном согласии с "Основами социальной концепции" РПЦ МП-соборным документом,принятым в начале 2000-х годов,который,в свою очередь,даже признает законность зарегистрированного гражданского брака,без венчания(!),не только для пришедших к их церкви неверующих людей,вступивших в такой брак до их крещения(что разрешают и церковные правила),но и для уже крещеных чад своей церкви:

"…Освящая супружеские
союзы молитвой и благословением, Церковь тем не
менее признавала действительность брака,
заключенного в гражданском порядке, в тех
случаях, когда церковный брак был невозможен, и
не подвергала супругов каноническим прещениям.
Такой же практики придерживается в настоящее
время Русская Православная Церковь. …"

Тогда как свят. Амвросий
Медиоланский,например,говорит: "если самый брак должен
быть освящаем покровом и благословением
священническим: то как может быть брак там, где
нет согласия веры"
.

Также Синод "с сожалением отметил":
"…что «некоторые духовники объявляют незаконным
гражданский брак или требуют расторжения брака
между супругами, прожившими много лет вместе, но
в силу тех или иных обстоятельств не
совершившими венчание в храме... Некоторые
пастыри-духовники не допускают к причастию лиц,
живущих в “невенчанном” браке, отождествляя
таковой брак с блудом»
. В принятом Синодом
определении указано: «Настаивая на необходимости
церковного брака, напомнить пастырям о том, что
Православная Церковь с уважением относится к
гражданскому браку»…"(Основы социальной концепции п. X.2 )
,
но также,в связи с прочитанным,возникает вопрос-как все это согласуется с церковными правилами:

72 правило Шестого Вселенского Собора:

Недостоит мужу православному с
женою еретическою браком
совокуплятися, ни православной жене с
мужем еретиком сочетаватися. Аще же
усмотрено будет нечто таковое,
соделанное кем либо: брак почитати не
твердым, и незаконное сожитие
расторгати. Ибо не подобает смешивати
несмешаемое, ниже совокупляти с
овцею волка, и с частью Христовою
жребий грешников. Аще же кто
постановленное нами преступит: да
будет отлучен. Но аще некоторые,
будучи еще в неверии, и не быв
причтены к стаду православных,
сочеталися между собою законным
браком; потом един из них, избрав
благое, прибегнул ко свету истины, а
другий остался во узах заблуждения, не
желая воззрити на божественные лучи,
и аще притом неверной жене угодно
сожительствовати с мужем верным, или
напротив мужу неверному с женою
верною: то да не разлучаются, по
божественному апостолу: святится бо
муж неверен о жене, и святится жена
неверна о мужи верне (1Кор. 7:14) .

31 правило Собора иже в Лаодикии:

Не подобает со всяким еретиком
заключать брачный союз или отдавать
таковым сынов или дщерей, но допустимо
брать от них, если обещаются
христианами быть.
?!

И что теперь для РПЦ МП приоритетнее:испокон веков признаваемые Церковью решения Святых Вселенских и Поместных Соборов вместе с правилами Святых Отец,–с одной стороны;или собственная "Социальная концепция"–с другой?!
Исходя из всего вышесказанного,складывается впечатление,что современное "православие" находится в хронической погоне, за все меняющимися потребностями современного неверующего общества,стремясь угодить его сиюминутным запросам и потребностям,и в этой погоне, все более теряет, те остатки настоящего,святоотеческого Православия,которые у них оставались еще до недавнего времени! …

Если браки с иноверцами однозначно запрещены, то как же тогда факты браков православных с лютеранами (пример - Вел. кн. Елизавета Федоровна, преподомномученица, принявшая православие уже будучи некоторое время в законном браке, освященном церковью - у нас есть ее письма, повествующие о ее обращении и роли православного мужа в ее обращении), англиканами и пр. Что Вы скажете о чине венчания христианина с нехристианкой (или наоборот), о котором мне сообщил православный священник? Также приходилось читать, что Православная церковь благословляет браки с иноверцами, если есть намерение воспитывать детей в Православии (см., кроме того, ответы на вопросы м. Антония Сурожского в книге "О духовничестве").

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Согласно словоупотреблению, принятому еще в XIX веке, иноверными называют представителей нехристианских религий. Сюда же надо отнести различные псевдохристианские секты. Иное значение имеет понятие «инославный». К ним относятся католики, протестанты, армяно-григориане и некоторые др. До Петра I браки православных с неправослаными не разрешались. В 1720-м году по соображениям государственным последовало разрешение вступать в брак с католиками и лютеранами, т.е. инославными, а не иноверцами. Закон этот сохранял силу в течение всего синодального периода. Согласно этому закону, дети, рожденные в таких браках, обязательно должны были воспитываться в православии.

Чин таинства брака только один. Тот, который находится в православных Требниках. Принадлежащий к нехристианской конфессии крещенным быть не может. Поэтому он не может участвовать в православном таинстве , каким является венчание.

Наверно, ни одно каноническое правило не кажется столь «трудным», как данное. Во все века христианства в любой стране население было конфессионально неоднородным. Всегда могло возникнуть взаимное влечение между молодыми людьми, разделенными различной верой. Святые отцы, принявшие на нескольких Соборах правило, запрещающее христианам соединяться в браке с иноверными, имели больше нас искренней и нелицемерной любви к людям, лучше нас знали жизнь. Чем руководствовались они? Заботой о спасении пасомых. Своим богопросвещенным умом они ясно видели пути к спасению и все таящиеся духовные опасности. Святые отцы имели высокое понимание христианской семьи как единого духовного организма. Семье усвоен образ малой церкви. Здание не может строиться на двух разнокачественных основаниях. Иногда говорят, что жизнь наша сильно отличается от жизни людей IV-го или V-го века. Несомненно. Однако законы духовной жизни остались прежними. Не могли измениться и начала христианской семейной жизни. Один из самых авторитетных канонистов, умерший в XX столетии и хорошо знавший проблемы нашего века, епископ Никодим (Милош) писал: «Браки православных с лицами, не исповедующими православной веры, правила вообще запрещают всем верным» (Правила Православной Церкви с толкованиями…, М.,2001, с. 366). Заметим, что этот комментарий к соборным деяниям, сделан человеком, который в своих изъяснениях далек от какого-либо ригоризма и жесткости.

Возникает вопрос, могут ли быть исключения? В церковном праве есть понятие диспенсация – отступление от неукоснительного исполнения правила. В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей.