Крупные церковные праздники. Все Церковные праздники – календарь, история, устав, правила

Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.

Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.

Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве

Пасха - знак вечной победы жизни над смертью - находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:

  1. Покров Пресвятой Богородицы -праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
  2. Обрезание Господне - пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
  3. Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля - этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
  4. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
  5. Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.

Рождество Пресвятой Богородицы

В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства - считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда - вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.

Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник связан с одним из главных христианских символов - с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.

Дата празднования была установлена в сентябре 335 года - после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи - уползать на зиму в норы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии - в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет - посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась - в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.

В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы - именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны - крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.

Рождество Христово

Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас - 7 января.

Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас - и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.

Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество - особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом - в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.

Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.

Крещение Господне

Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества - это Крещение Господне. Его отмечают 19 января - все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы - как символ возвращения страны к религии.

Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.

Сретение Господне

Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” - церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля - через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда - он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет - всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения - это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», - это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет - в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).

Вход Господень в Иерусалим

Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье - великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла - как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви - впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.

С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью - верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.

Вознесение Господне

Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами "Христос Воскрес!", а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.

Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух - это случилось десять дней спустя.

День Святой Троицы

Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят - после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, - это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное - разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.

В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников - после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно - за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев - считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными - ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.

Преображение Господне

Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников - Иакова, Иоанна и Петра - Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо - Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.

Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще - до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.

Успение Богородицы

Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” - в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.

Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки - его связывают с окончанием жатвы.

Все православные праздники - это особые даты для всех христиан. В эти дни они посвящают себя Господу, полностью оставляют суету, присущую всему мирскому, читая молитвы и выполняя положенные обряды. Наиболее важны самые главные церковные даты. К их числу относятся всем известные Рождество и Пасха.

История церковных праздников

Основные православные церковные праздники и посты ведут свою историю с давних времен, с периода Ветхого завета. Традиции, установленные в Новом завете, также объясняются древними обрядами, связаны с теми или иными святыми. И в наши дни их стараются неуклонно соблюдать, ведь дошли они до нас практически без изменений с древних времён.

Современная церковь оставила за каждым из таких праздников особый статус, который также имеет особую духовную атмосферу, так чтимую верующими. В эти дни зачастую предписывается особый режим жизни для простых людей - нужно полностью освободиться от повседневных забот, выделив время для служения Богу.

Ещё с 4-го века, когда церковь полностью находилась под руководством властей Византии, действовали строгие запреты на нарушение церковного порядка. Одинаково недопустимо было не только веселье, но и труд. Позднее, во времена правления Константина, был установлен дополнительный запрет на ведение торговли в воскресные дни.

В современном мире церковные православные праздники несколько изменились, но даже несмотря на это, традиции остались неизменными. Более того, некоторые из основных дат перешли в категорию выходных, имеющих государственный статус. Это закреплено законодательно практически в каждой стране, жители которой исповедуют христианскую религию.

Церковные календари

Если одни православные праздники имеют фиксированные даты, то у других они плавающие из года в год. Для отслеживания их были разработаны церковные календари.

История основных непереходящих дат ведётся еще с Юлианского календаря, который отличается от действующего Григорианского почти на 2 недели. У каждого из установленных непереходящих праздников имеется четко оговоренная дата, которая не зависит от дня недели и иных факторов.

Особенность группы переходящих православных праздников состоит в том, что эти даты смещаются в календаре из года в год. Отсчет ведется относительно Пасхи. Ее дату вычисляют на основании лунного календаря.

Не все знают, что Пасху категорически недопустимо отмечать:

  • ранее наступления весеннего равноденствия;
  • вместе с церковью иудеев;
  • ранее первого полнолуния весной.

В общей сложности половинки такого календаря основных дат православной церкви образуют полный цикл.

Год глазами православного христианина

Для учета всех православных праздников лета или любого времени года, а также приходящихся на эти периоды постов составляются специализированные календари. Помимо основных дат, в них всегда присутствует подробное описание и особенности праздников и православных постов. Наряду с перечисленной информацией в хороших календарях записываются важнейшие моменты современной церковной жизни и дни, отведенные как поминальные.

Год глазами православного христианина весьма насыщен. Он состоит из множества постов, которые устанавливаются для подготовки к тем или иным праздникам, однодневных постов. Такое большое количество действий объясняется просто - у людей не должно оставаться слишком много времени на занятия, которые не угодны Богу.

Православные праздники и их особенности

Собственно, под датами празднования понимаются торжества, имеющие общецерковный характер. В рамках каждого такого дня чтится или просто вспоминается некое священное событие.

Каждый из указанных праздников входит в седмичный богослужебный круг либо в годовой, действующих для каждой православной церкви.

Все православные праздники в году привязаны к чествованию памяти святых либо случившихся ранее событий.

Так или иначе обязанностью любого православного христианина является строгое соблюдение и почитание важнейших дат и постов. В качестве подготовки к большинству из них рекомендуется чтение молитв, выполнение обряда причащения, соблюдение положенных постов и иные богоугодные действия, в том числе и оказание помощи нуждающимся.

В составе церковного календаря отражается чередование будних дней с православными праздниками. Здесь имеются все даты, которые зафиксированы церковными книгами. Особое внимание уделяется и каждому из воскресных дней, которые называются не иначе, как малой Пасхой.

12 основных православных дат

В рамках православной культуры выделяется в общей сложности двенадцать наиболее важных праздников. Каждый из них соотносится с неким значимым событием в рамках Ветхого и Нового завета. Самый главный праздник среди них - это, конечно же, Пасха.

Переходящие двунадесятых праздники

Те даты, которые в современном христианстве являются праздничными, но не постоянны в календаре из года в год, именуются переходящими двунадесятыми. К этой категории относится и Пасха, так как её ежегодно празднуют в разные дни.

Отталкиваясь от даты, на которую приходится Пасха, определяются православные праздники в сентябре и в другие месяцы, в том числе:

  1. Вербное воскресенье, то есть вход в Иерусалим. Оно празднуется ровно за 7 дней до Пасхи.
  2. Вознесение. Этот православный праздник приходится на 40-е сутки по прошествии Пасхи. Это всегда четверг. Эта дата соотносится с явлением Иисуса к Господу.
  3. Праздник приходится на 50-й день после Пасхи, символизирует приход Святого духа к апостолам.

Праздник Пасхи

Это главное торжество в православном календаре. Оно символизирует победу над смертью. День привязан к тем событиям прошлого, на которых строится само учение о христианстве как таковое.

Пролитая кровь при распятии Спасителя тогда смыла первородный грех. Это полноценное торжество жизни относительно смерти. Неудивительно, что это самый главный среди прочих праздников.

Вход в Иерусалим

Этот праздник более известен у нас как Вербное Воскресенье. Это не менее значимое событие в рамках христианского учения как такового. Он соотносится с приходом в город Спасителя и обозначает добровольность принятых Христом страданий.

Дата эта ежегодно определяется исходя от Пасхи, точнее, ровно за неделю до неё.

Пятидесятница

Не каждый знает, какой православный праздник именуется Пятидесятницей. В народе называется Днём Святой Троицы.

Его связывают с пришествием Духа Святого к апостолам. Кроме того, именно эта дата связана с открытием у Троицы её третьей ипостаси, после чего увековечили в рамках христианства триединое начало Бога.

Постоянные двунадесятых праздники

Большая часть основных дат в рамках православного календаря является постоянной, для каждой из них определён некий день в году, и они ни в коей мере не зависят от Пасхи. К этой категории относятся:

  1. Успение пресвятой Богородицы - это дата вознесения её, приходится на 28 августа. Предшествует ей крупный и важный Успенский пост. Это объясняется тем, что сама Богородица до конца своих дней придерживалась воздержания и непрестанно молилась.
  2. Введение Пресвятой Богородицы. Это событие приходится на 4 декабря. Дата соотносится с тем, когда родители её полностью посвятили ребёнка Богу.
  3. Крещение. Отмечается 19 января. Дата соответствует моменту, когда Иоанн Креститель омывал в Иордане Спасителя. Тогда же он рассказал о его великой миссии, но за эту весть его в дальнейшем и убили. Также встречается праздник Богоявление.
  4. Благовещение. Ежегодно приходится на Дата соотносится с приходом к Богородице Гавриила, который и сообщил о её особом ребенке и его предназначении.
  5. Рождение Богородицы. Дата приходится на 21 сентября, именно в этот день родилась мать Спасителя. Современная церковь считает это не менее знаковым событием в учении, чем все прочие. Ведь у родителей её на протяжении многих лет не было собственных детей. Дева Мария стала для них подарком свыше. Принято считать, что зачатие имело благословение свыше.
  6. Воздвижение Креста. 27 сентября произошло обретение креста животворящего. Ещё в 4 веке поиски его начала царица Елена, которая руководила в те времена Палестиной. Из трёх крестов определили единственный Господень, именно он принес исцеление неизлечимо больному человеку.
  7. Рождество Христово отмечается 7 января. Эта дата известна каждому человеку, даже если он не относится к категории верующих христиан. В этот день случилось земное рождение Иисуса, который появился во плоти от Богородицы.
  8. Сретение приходится на 15 февраля. Эта дата, когда новорожденного младенца впервые внесли в храм. Слово в переводе со старославянского языка звучит как "встреча".
  9. Преображение отмечается каждый год 19 августа. В этот день Иисус молился вместе с учениками на когда пророки рассказали о его грядущей гибели, сопряженной со множеством мучений и последующем воскрешении по прошествии нескольких дней. Тогда сам Иисус узнал о своей великой миссии, поэтому дата вошла в число основных двунадесятых праздников.

Каждая из перечисленных дат имеет огромное значение в современном христианском учении. Для каждого верующего это особые дни, когда важно посещать церковь и молиться, а в некоторых случаях ещё и выполнять определенные обряды.

Православные календари

Чтобы точно знать, какой сегодня православный праздник, потребуется посмотреть церковный календарь. В нём указываются абсолютно все праздники, дни сочетания, все длинные и короткие посты, иная информация.

Особое место в таких календарях занимают дни для почитания святых. В нём будет присутствовать молитва каждому из них.

Особенности главных православных праздников

Для церковных торжеств характерно:

  1. Облачение служителей в одежды светлого цвета, что символизирует Божье Царство и его величие.
  2. Проведение литургии и песнопений к празднику.
  3. Обязательное посещение церкви прихожанами. Сегодня в отношении данного требования не действует жёстких правил, но все верующие стремятся отказаться от любых занятий и выделить время на посещение церкви.

Ещё одна особенность церковных праздников состоит в том, что их число достаточно велико. Поэтому порой случается так, что на один день приходится сразу несколько знаменательных дат.

Вот некоторые факты относительно соблюдения праздников верующими:

  1. Сегодня православные праздники из категории двунадесятых предполагают не только непосредственно празднование, но и предпразднование наряду с отданием.
  2. На каждую великую дату проводятся всенощные бдения.
  3. Перед рядом дат необходимо соблюдение поста всеми верующими христианами, поэтому многие, зная, какой православный праздник грядет в скором времени, продумывают свое питание.
  4. Обычно на предпразднование затрачивается трое суток, за исключением Богоявления (четыре дня) наряду с Рождеством (пять дней).

На сегодняшний день все свято чтят все установленные праздники и соблюдают посты, как это предписывает учение. Помощником и подсказкой для них выступает православный календарь.

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.

Сегодня мы расскажем обо всех основных христианских и православных церковных праздниках за весь календарный год, а также кратко об их истории, правилах и традициях проведения. Ведь традиции христианства издавна существовали трудовые будни и дни отдыха, а также церковные и религиозные дни, предназначенные для прославления Бога, или воспоминаний событий Священной истории христианства. Такие дни в русском языке получили название «праздник».

Обычно во время праздничного богослужения верующие христиане возносят молитвы Господу и одновременно приобщаются к спасительному смыслу данного празднования. Поэтому мы и хотим рассказать об основных христианских праздниках в календаре немного подробнее. А конкретно, что это за праздники, чему посвящены, как и когда отмечаются.

История христианских праздников

Первыми христианами стали иудеи, которые приняли новую веру. Как было ранее, в ветхозаветные времена, израильский народ чтил обязательным днем отдыха седьмой день недели – субботу (др.-евр. Shabat - отдых ).

В этот день иудеи вспоминали сотворение мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения - ср. Книга Бытия, гл. 1-2). А так же еще один праздник — Пасху символ завета или союза Израиля с Богом — воспоминание Исхода иудеев из Египта.

Еще долгое время христиане — иудеи будут чтить субботу и вместе с новыми праздниками отмечать свои старинные иудейские торжества. Постепенно связь христианства с иудейским культом ослабевала. Но общие черты иудейского освящения времени можно проследить и в настоящем христианском исчислении времени.

В Евангелие от Марка 16:2 говорится, что днем, соответствовавшим началу сотворения мира, стал восьмой день недели или «день Господень» . Этот же день для христиан стал означать начало нового творения. В русском языке название этого дня говорит о событии, которое произошло в этот день - воскресение , первый день недели.

Поэтому сейчас именно у православных христиан каждое воскресенье считается праздничным днем и почитается христианами, как «малая Пасха».

Постепенно христиане стали особо чтить воскресенье. И проводили его в чтении слова Божия, молитв и Евхаристии. Постепенно значение субботы возвещавшей о первом творении уходит на второй план. И все значимее для верующих христиан становится воскресенье, рассказывающее о воскресении Христа из мертвых .

Уже в 4 веке в Римской империи воскресенье было официально объявлено выходным днем, потому что большая часть населения приняла христианскую веру.

Самый главный календарный православный праздник

Еще один праздник, причем он же и самый главный праздник в христианском календаре отмечался практически в одно и то же время у иудеев и христиан, это Пасха. Время, когда вспоминаются страдания Христа и его чудесное Воскресение.

Других праздников в древней Церкви практически не было. И только со времени обретения христианской религией статуса государственной религии число праздников увеличилось. Становятся традиционными такие праздники как Рождество Христово и Крещение (Богоявление), а также Пасха и Вознесение.

К 6 веку число церковных праздников пополнилось празднованием различных событий из жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых, а также даты знаменательных событий из истории церкви.

Иерархия и виды православных праздников

Все церковные праздники можно разделить по видам на четыре большие группы.

Но отдельной строкой стоит празднование Пасхи, то есть Светлое Христово Воскресенье и все шесть последующих дней, то есть пасхальная неделя .

Вслед за Пасхой все христиане чтят праздники, посвященные особым событиям из жизни на земле и славы на небесах Иисуса Христа , называются они двунадесятыми праздниками .

Календарь двунадесятых праздников

Сегодня в Православной Церкви существует 12 великих двунадесятых праздников .

В свою очередь они подразделяются на Господские , посвященные Иисусу Христу , а также на Богородичные посвященные Пресвятой Богородице . Вот эти праздники:

1) Рождество Пресвятой Богородицы;

2) Воздвижение Креста Господня;

3) Введение во храм Пресвятой Богородицы;

4) Рождество Христово;

5) Крещение (Богоявление) Господне;

6) Сретение Господне;

7) Благовещение Пресвятой Богородицы;

8) Вход Господень в Иерусалим;

9) Вознесение Господне;

10) Троица (Пятидесятница);

11) Преображение Господне;

12) Успение Пресвятой Богородицы.

Великие не двунадесятые праздники

Покров Пресвятой Богородицы;

Обрезание Господне;

Рождество Иоанна Предтечи;

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

Усекновение главы Иоанна Предтечи.

В четвертую категорию праздников включены дни особо чтимых святых, а также икон . В Русской Православной Церкви особо чтимы праздники Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые другие.

Что такое подвижные и «неподвижные» двунадесятые праздники?

Великие двунадесятые праздники делятся на две группы, одна из них «подвижные » и вторая «неподвижные » праздники.

По лунно-солнечному календарю определяются «подвижные праздники» . К этим праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница).

Следовательно, «неподвижными » считаются те даты, которые приходятся только по солнечному календарю. То есть эти праздники отмечаются в конкретные числа и месяцы года . И даты их празднования зависят от дня празднования Пасхи.

Главный церковный праздник года


Пасха в этом году 12 апреля 2015 года.
Пасха дин из самых почитаемых весенних у иудеев и христиан праздник. У евреев в этот праздник вкладывается идея ожидания прихода мессии. А так же Пасха символизирует начало «исхода» евреев из Египта. У христиан это праздник связан с учением о воскресение Иисуса Христа .

Даты празднования Пасхи у христиан падают на период с 22 марта по 23 апреля . Первое воскресенье вслед весенним равноденствием и полнолунием – великий день для христиан, Пасха. , поэтому мы останавливаться не будем, читайте о самом известном и важном празднике пасхе, о пасхальном столе, и много другом отдельно.

Календарь основных христианских праздников (великих двунадесятых праздников)

Рождество Христово 7 января не переходящий праздник

Этот праздник отмечается в день рождения Иисуса Христа в Вифлееме . Праздник Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти один из самых значительных дней литургического года и один из главнейших праздников в большинстве христианских концессий.

По новому стилю христиане всего мира отмечают Рождество Христово 7 января. Исключением являются только христиане Армянской Церкви.

История этого праздника прослеживается только до 4 века. Да и сама дата рождения Иисуса Христа, по ранним текстам церковных авторов, приблизительно называется 20 мая.

Но на день 25 декабря (по старому стилю) приходился старинный языческий славянский праздник «Рождения Солнца Непобедимого» , во время расцвета христианства в Риме этот праздник наполнили новым содержанием. И рождение Иисуса Христа стали называть как «Рождение Солнца Правды» .

Праздник Рождества Господня начинают праздновать по христианской традиции с 20 по 24 декабря (по старому стилю), и называются эти дни предпразднество. Далее идут 6 дней попразднества, и завершается всё праздником Обрезания Господня .

День в канун праздника Обрезания Господня называют сочельником, и проводится он в строгом посте .

Богоявление (Крещение)

Православные христиане называют этот день — Крещение Господне . У других народов этот день имеет несколько названий, одно из названий: «Праздник трех царей» . В этот праздник вкладывается смысл о первом откровении языческим народам света истины Божией .

Крещение Господне 19 января не переходящий праздник

Христианский праздник Крещение Господне (Богоявление) напоминание о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана . В Православной Церкви празднуется этот праздник 6 (19) января. А также все желающие купаются обычно в холодных водах под открытым небом, да и вода в этот день обладает целительной силой и сохраняется свежей весь год.

Еще одно название этого праздника как я уже сказала Богоявление. Поскольку во время Крещения Господу явилась Божественная Троица: Бог Отец (глаголющий о Сыне), Сын Божий (крестившийся от Иоанна и засвидетельствованный от Бога Отца) и Дух Святой (сошедший на Сына в виде голубя).

Стретение Господне 15 февраля не переходящий праздник

В этот день все христиане вспоминают события, которые произошли с Христом в сороковой день его земной жизни. В Евангелие от Луки 2:22-39 говорится, что Иисус встретился с двумя ветхозаветными праведниками - Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей.

Эта встреча состоялась в Иерусалимском Храме 2 (15) февраля. Этот праздник по канонам церкви православной является Господским и Богородичным одновременно, а так же двунадесятым праздником.

История праздника. Дева Мария пришла в храм, как полагается по закону Моисееву в сороковой день после рождения младенца мужского пола. С первенцем мать в храме должна принести жертвы о своем очищении, а также представить младенца Богу и сделать «выкуп».

Законом была установлена определенная плата, пять сикелей. По своей бедности Мария могла принести в жертву только двух горлиц. Младенца в храме встретили праведники Симеон Богоприимец и Анна Пророчица. Этот праздник завершает цикл всех праздников рождественских .

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля непереходящий праздник

Это один из самых древних христианских праздников, о нем упоминается в поучениях Отцов Церкви: Иоанна Златоуста, Августина и других еще в 3-4 веках.

Празднование праздника Благовещение Пресвятой Богородицы происходит 25 марта (7 апреля по новому стилю ). Этот праздник является Богородичным двунадесятым из праздников православной церкви.

Вход Господень в Иерусалим 5 апреля 2015 г. переходящий праздник

Этот Господский двунадесятый праздник христиане празднуют за неделю до Пасхи . Вспоминают они вход Иисуса Христа в Иерусалим , когда народ приветствовал Его как Царя.

Вознесение Господне 21 мая 2015 г. переходящий праздник

Это день воспоминания о вознесении Иисуса Христа на небо в сороковой день после Пасхи. Праздник Вознесения входит в число Господских двунадесятых праздников православной церкви.

Как следует из истории, в 4 веке Святая Елена построила базилику в честь Вознесения. И праздник этот назывался «40 днем после Пасхи». Святой Иоанн Златоуст и Святой Августин приписывали установление праздника Вознесения апостолам. Длится праздник вознесения Господня семь дней .

Троица (Пятидесятница) 31 мая 2015 г. переходящий праздник

Великий двунадесятый праздник Троица празднуется в 50-й день Пасхи . В этот день христиане славят Святую Троицу и вспоминают Святого Духа, сошедшего на апостолов.

В 50-й день после Пасхи все иудеи отмечали ветхозаветный праздник Пятидесятницы. Этот праздник знаменовал собой окончание жатвы и собирания плодов. Евреи приходили в храмы и приносили с собой плоды в качестве жертвы. Именно в этот пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа его ученики Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47).

Преображение Господне 19 августа не переходящий праздник

Преображение Иисуса Христа в православной церкви празднуется 6 (19) августа. Об этом Господском двунадесятом празднике можно узнать в писаниях Матфея 17:1; Марка 9:2; Луки 9:28. После того как Иисус открыл своим ученикам «что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть» он поднялся стремя апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними.

«Лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег» — во время Преображения Христова им явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Они оповестили Иисусу о Его близком отшествии.

Православная церковь во время этого праздника (преображения) исповедует «соединение во Христе двух естеств - человеческого и Божественного» .

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа не переходящий праздник

Окончание земной жизни Пресвятой Богородицы празднуется 15 (28) августа. Об этом Богородичном двунадесятом празднике доходят до нас сведения уже с 4 века. Хотя данные самые противоречивые о том, как и где, проживала Дева Мария после смерти Спасителя, но в текстах однозначно говорится о том, что

«Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо» .

Пресвятая Дева, согласно повелению своего Сына, была оставлена на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27). Она пребывала в подвигах поста и молитвы, перед смертью Мария проживала в Иерусалиме.

В день окончания ее земной жизни апостолы из разных стран стали свидетелями Ее мирного представления. А по прошествии трех дней после погребения апостол Фома пожелал открыть могилу Марии. Но в гробу лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Воскресший в третий день, Господь, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября не переходящий праздник

Годичный круг христианских церковных праздников начинается 8 (21) сентября Богородичным двунадесятым праздником Рождества Пресвятой Богородицы .

Согласно Протоевангелии Иакова, родиной Марии является маленький город Назарет. Родители ее были бездетны. Праведные мать Анна и отец Иоаким не один год проводили время в молитвах о даровании им ребенка. Им пришлось пережить много унижений и насмешек из-за своей бездетности.

В глубокой старости Бог в благодарность за их смирение даровал им дочь Марию . Имя Мария в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

Первые упоминания об этом празднике встречаются в документах, датированных 5 в. Назвать эти сведения достоверными сложно. Потому что в разных церквях этот праздник возникал в разное время.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября не переходящий праздник

Этот праздник в христианстве единственный, который начали праздновать с момента совершения события — обретения, святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения.

У православных христиан этот день празднуют - 14 (27) сентября. Как говорится в предании мать императора Константина Великого Елена отправилась в Иерусалим для того чтобы отыскать крест, на котором распяли Иисуса Христа .

На месте храма Венеры во время раскопок, нашли три креста. А чтобы распознать крест, на котором распяли Спасителя, кресты стали прикладывать к телу мертвого человека. Когда на тело возложили крест, на котором распяли Христа, мертвец ожил.

Люди стали стекаться к животворящему Кресту, их было такое множество, что не каждый мог приложиться к нему и поцеловать. Поэтому Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть.

Именно это событие и послужило началом богослужебного чина Воздвижения Креста. Во время этого праздника принято украшать церкви так же, как и на Пасху и Богоявление.

В основу этого христианского праздника положено событие из раннего детства Пресвятой Девы Марии.

В благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, родители Марии — Иоаким и Анна дали обет, посвятить свою дочь Господу . Поэтому, когда девочке исполнилось три года, они отдали Ее на воспитание и служение в храм .

В Православии этот Богородичный двунадесятый праздник празднуется 21 ноября (4 декабря). Упоминание о празднике появляется в 8-9 веках. Праздничные дни в православной церкви традиционно длятся 6 дней.

Церковные праздники – это важные для христиан датой, к которым принято готовиться молитвенно, соблюдать пост, а потом приходить на торжественную литургию с причастием в храм. Некоторые православные праздники, такие как Успение, кажутся людям, далеким от церковной жизни, странными. Зачем христиане празднуют смерть? О сути церковных праздников мы постараемся рассказать вам в этой статье.

Календарь не переходящих церковных праздников известен:

Церковный праздник Дата церковного праздника Значение церковного праздника
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января Двунадесятый церковный праздник
Сретение Господне 15 февраля Двунадесятый церковный праздник
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля Двунадесятый церковный праздник
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля Великий церковный праздник
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля Великий церковный праздник
Преображение Господне 19 августа Двунадесятый церковный праздник
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Двунадесятый церковный праздник
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября Великий церковный праздник
21 сентября Двунадесятый церковный праздник
Воздвижение Креста Господня 27 сентября Двунадесятый церковный праздник
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября Великий церковный праздник
4 декабря Двунадесятый церковный праздник

Переходящие церковные праздники , в свою очередь, постоянно празднуются в разные дни. Мы составили таблицу по ближайшим датам:

Праздники 2019 2020 2021
Начало триоди 17 февраля 9 февраля 21 февраля
Прощеное воскресенье 10 марта 1 марта 14 марта
Вход в Иерусалим 21 апреля 12 апреля 25 апреля
Пасха 28 апреля 19 апреля 2 мая
Вознесение Господне 6 июня 28 мая 10 июня
Троица 16 июня 7 июня 20 июня
Петров пост 18 дней 27 дней 14 дней

Что такое церковный праздник?

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил.4:4–7 . )

Что такое православный праздник? Светские люди часто задают этот вопрос, вступая на путь церковной жизни. Многие мирские праздники сопровождаются шумными застольями, танцами и песнями. Чем же отличаются от них праздники церковные?

Господь призвал нас не для страдания, но для спасения и вечной жизни, что, само по себе, уже является поводом для радости. Поэтому, даже, когда мы плачем, раскаиваясь в своих грехах, это – великая радость. Ведь у нас есть Тот, кто готов принять наше раскаяние. Православные праздники заключены в тихой радости единения с Богом. Эти важные даты призваны напомнить нам о Евангельских событиях, они связаны с древними христианскими традициями и позволяют нам на время отвлечься от мирской суеты, чтобы посвятить еще один день в году общению с Богом. Во время церковного праздника в храме служится литургия, а мы восхваляем историю нашего Спасения Иисусом Христом, вспоминая те или иные события Священного Писания или жития православных святых.

Церковные праздники делятся на переходящие и непереходящие. Дата непереходящих праздников никогда не меняется и ежегодно отмечается в один и тот же день. Переходящие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят от даты празднования Пасхи. Именно из-за даты празднования Пасхи обычно двигается Церковный календарь. Дата празднования Воскресения Христова высчитывается по солнечно-лунному календарю. Ее обычно отмечают в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия (21 марта). Отцы Первого Вселенского собора постановили такой порядок еще в 325 году.

Существует двенадцать самых важных церковных праздников. Их именуют “двунадесятыми” или иногда “дванадесятыми”. Пасха не входит в этот список, как наиглавнейший православный праздник, стоящий отдельно, вне каких-либо категорий.

  • Рождество Христово
  • Богоявление
  • Сретение
  • Благовещение
  • Вербное воскресенье
  • Вознесение
  • Троица
  • Преображение
  • Успение Пресвятой
  • Воздвижение Креста Господня
  • Рождество Богородицы
  • Введение во храм Богоматери
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Обрезание Господне и память св. Василия Великого
  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Память свят. Николая
  • Перенесение мощей свят. Николая в итальянский г. Бари.

С появлением новых святых пополняется и список православных праздников.

Праздники в православном календаре

Двунадесятые Богородичные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима располагается город Назарет. Именно в этом городе жили праведные и уже немолодые супруги Иоаким и Анна. Долгое время Господь не давал им детей. Во времена их жизни это считалось позором, ведь дети считались благословением Божьим. Однажды Первосвященник даже не принял жертву от Иоакима, обвиняя его в том, что он, очевидно, в чем-то провинился перед Богом, раз Господь не дает ему детей. Иоаким взмолился Господу, чтобы Он даровал им с супругой ребенка. Анна считала себя повинной в бездетности брака. Она тоже обратилась к Богу с просьбой подарить им с Иоакимом потомство и пообещала принести дитя в дар Богу, служить Ему. Тогда пред ней предстал Ангел Небесный и сказал: “Твоя молитва услышана. Ты родишь дочь благословенную. Ради нее благословятся все роды земные. Через нее дастся спасение всему миру и наречется она Марией”.

В те времена благословением от Бога считалось только рождение младенца мужского полы. Даже в Священном Писании люди исчисляются только мужскими единицами. Но девочкой, которую родит Анна станет Пресвятая Богородица, мать Христа.

Иоаким, тем временем, спешил к Золотым воротам Иерусалима после сорокадневного поста в горах. Он должен был увидеть свою жену Анну, потому что в горах ангел явился и ему. Обняв его у ворот, Анна сказала “знаю теперь, что Господь благословил меня”.

Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый православный праздник в церковном году, который начинается 14 сентября по новому стилю. Божья Матерь послужила делу Спасению, родив Сына Человеческого, от которого началась новая эпоха и новое летоисчисление. Со Спасителем Господь открыл нам, что главным законом в нашей жизни должен быть закон любви, способность к жертве во имя любви. Земной путь Богородицы был наполнен скорбями, она стояла у Креста Господня и вместе со Спасителем переживала крестные муки.

Но мир радовался ее рождению, в день Рождества Богородицы родилась наша заступница перед Богам, по молитвам к которой свершаются великие чудеса.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – один из главных церковных праздников, посвященных земной жизни Богородицы. Кроме Введения празднуются также Рождество Богородицы и Успение Богородицы. Эти праздники основаны на Священном Предании. На Евангельских событиях основан праздник Благовещения, когда Ангел Господень явился сообщить о зачатии Христа.

Кроме этих главных праздников, празднуются и другие православные праздники – праздники чудотворных икон Богородицы, Покров (этот день особо любим в народе) и много других дней, отражающих нашу любовь к Пресвятой Богородице. Введение во храм Девы Марии – это особая дата, не имеющая аналогов среди других церковных праздников. Священное Предание рассказывает о том, что, как только Деве Марии исполнилось три года, родители – Иоаким и Анна отвели ее в храм, чтобы, согласно обету, данному Господу, воспитать ее в Божественной благодати. Этот обет был исполнен в благодарность за дарованное дитя. Он не означал принятие ребенком обета монашества или особой аскетической жизни, но его воспитанием занимались уже не родители, а служители храма. Это – знак высшего доверия Богу.

В Иерусалиме в те времена существовал один храм, в алтаре которого некогда хранился ковчег Завета. В этом же храме существовала особая духовная школа, где воспитывались отроки и отроковицы, посвященные Богу. Деву Марию встретил первосвященник Захария. Он играл важную роль в Ветхозаветной Церкви и был непререкаемым моральным авторитетом для верующих. Без посторонней помощи Дева Мария взошла по всем пятнадцати ступеням, ведущим в святилище, едва переступив порог храма. Увидевшие это восприняли восхождение как чудо. Несмотря на тело младенца, Богородица уже тогда была совершенна душой. Она вошла в храм радостной и торжествующей, как в родной дом.

Первосвященник Захария вел девочку в святая святых храма, куда он сам мог входить только раз в году. Он сразу увидел, что перед ним – не обычный ребенок. Пребывая во храме Дева Мария восхищала всех полнотой своей добродетели, будучи при этом смиренной и кроткой. Это была еще одна ступень на пути к явлению в мир Спасителя, поэтому верующие так чтят эту знаменательную дату и выделяют ее среди многих православных праздников.

Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля)

Благовещение Пресвятой Богородицы – двунадесятый православный праздник.

Он по-разному назывался у первых христиан: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, но в VII веке на Востоке и Западе его стали звать одинаково – Благовещение Пресвятой Богородицы.

Этот день явил радость всему миру и стал началом нашего Спасения, благословением для всех людей. В этот день Бог соединился с человечеством и в лице Девы Марии исполнились все пророчестве Ветхого Завета о Сыне Человеческом. Во всем мире тогда не было святее и достойнее Девы Марии. Она проживала в храме уже двенадцать лет, когда первосвященник сказал, что, достигнув совершеннолетия, она должна оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом своего мужа. Дева Мария смиренно отвечала, что она дала обет посвятить свою жизнь Господу и не желает нарушить обет целомудрия. Первосвященник не могу заставить Деву нарушить обет, данный Богу, поэтому он собрал духовенство храма, чтобы молиться и просить Богу явить Его волю. Первосвященнику Зарахрию явился Ангел с указанием забрать неженатых мужей из дома Давидова и просить их принести жезлы свои, кому из них Господь покажет знамение, тот и станет мужем для Девы Марии.

Когда Первосвященник собрал жезлы, он стал молиться, чтобы Господь явил свою волю. На ночь жезлы оставили в храме, а на следующий день жезл Иосифа расцвел. Иосиф был родственником Девы Марии, вел праведную жизнь, ему было уже больше 80 лет, он жил во вдовстве и имел взрослых детей. Дева Мария переселилась из храма в Назарет, но осталась жить в уединении и безмолвии, сохраняя девство. Пречистая Дева продолжала жить для Бога, заниматься домашними делами. Пока Бог послал к Деве Марии архангела Гавриила.

Дева Мария знала пророчества о пришествии Мессии и о Пресвятой Деве, которая станет Его матерью. Она молилась о том, чтобы послужить этой женщине, но этой женщиной оказалась она сама.

“Радуйся, благодатная, Господь с тобою; Благословенна Ты в женах”, – эти слова Дева Мария услышала от архангела, явившегося к ней. Эти слова привели ее в смятение, и она безмолвствовала. Но архангел Гавриил утешил ее словами о том, что Господь даст Сыну престол Давида. Дева Мария не знала мужа, но сила Вышнего осенила ее, и она зачала, когда свет Духа Божьего осенил ее. Свершилось таинство воплощения Сына Божьего. Избранная из всех родов, Дева Мария вместила в себе сокровище благодати и дала человеку возможность надеяться на спасение.

Сретение Господне (2/15 февраля)

В основу церковного праздника Сретение Господне положено удивительное чудесное событие, которое произошло в Иерусалиме в I веке н.э.. Согласно традиции, на сороковой день после рождения все иудеи должны были принести в храм своих первых сыновей для посвящения Богу. В благодарность принято было приносить Богу жертву – барана, вола, голубей. Важную роль играло то, что семья могла себе позволить.

Этот закон был установлен в память об освобождении еврейского народа из египетского рабства. Тогда Господь спас от гибели израильских первенцев.

Родители принесли Иисуса Христа в иерусалимский храм, как того требовал закон, как только Ему исполнилось сорок дней, чтобы представить перед Богом. Иосиф и Мария не могли позволить себе принести дорогостоящую жертву, так как жили небогато. Они принесли в жертву лишь двух птенцов голубей. В это время в Иерусалиме жил благочестивый старец – Симеон Богоприимец. По внушению Духа Божия и пророчицы Анны, он пришел в храм, так как Святой Дух обещал Праведному Симеону, что тот не умрет, пока не увидит Мессию. Ему было уже 360 лет. По Преданию Церкви, он был одним из тех, кто переводил Ветхий Завет с древнееврейского на древнегреческий. Он хорошо знал Писание и с верой ожидал Христа Спасителя. Хотя, сначала он усомнился в возможности исполнения пророчества, о том, что Спаситель родится в мир от земной женщины. Он даже хотел изгладить эти пророчества в Писании, но к нему явился Ангел Господень и удержал его, подтвердив истинность этих слов – “Веруй тому, что написано!”.

Увидев младенца Иисуса у дверей храма, он в великой радости воскликнул: «Это - Бог, Соприсносущный Отцу, это - Предвечный Свет и Спаситель Господь!». Как и было обещано Господом, ему явился Божественный Младенец с Пречистой Девой и праведным Иосифом. Сердце Симеона трепетало, он славил Господа в молитве. Старец узрел Того, Кто был обещан Господом людям, наступила полнота времен. Он мог уйти из этого мира, ибо исполнилось пророчество.

Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа)

Этот праздник кажется парадоксальным тем, кто не знаком с церковными православными праздниками. Почему мы празднуем смерть? Но мы знаем слова “Живем ли, для Господа живем; Умираем ли, для Господа умираем”. Еще Апостол Павел говорил: “Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение”.

Последнее, что мы знает о земном пути Девы Марии из Евангелия, это – слова, которые Господь обращает к Матери со креста. Слова о Его любимом ученике, Иоанне Богослове: “ Жено! се, сын Твой “. Эти слова, конечно же, касались всего человечества.

Любимый ученик Христа взял Деву Марию к себе. Священное Писание не доносит до нас сведений об Успении Богородицы, но Церковное Предание хранит для нас сведения о жизни Богородицы после Воскресения Христова.

Итак, Богородица жила в доме Иоанна Богослова. Она часто уединялась для молитвы своему Божественному Сыну. В один из таких дней к ней вновь явился архангел Гавриил, чтобы возвестить – через три дня Пресвятая Дева отойдет ко Господу. Богородица приняла эти слова с великой радостью в ожидании встречи с Богом. Единственное, о чем она попросила – дать ей возможность проститься с апостолами, учениками Христа, которые понесли в мир весть о Спасении. Чудесным образом апостолы, которые были далеко от Иерусалима, были перенесены туда, чтобы проститься со своей Небесной Матерью. Богоматерь утешила апостолов в их скорби и попрощалась с каждым из них.

Но Успение Богородицы не было обычным расставанием души с телом. В час ее смерти Небеса разверзлись и присутствовавшие узрели Христа с Ангелами и почившими праведниками. Пресвятая Дева была словно погружена в сон, поэтому ее преставление называется Успением, то есть сном. И за этим сном ожидались слава и пробуждение в Царстве Небесном. Душа Девы Марии, сопровождаемая ангельским пением, вознеслась на Небеса.

Во время погребения тела Богородицы один иудейский священник преисполнился гнева к Матери Иисуса Христа и решил опрокинуть тело Девы Марии на землю. Но стоило ему только дотронуться до одра Пречистой Девы, как Ангел Господень явился с мечом и отсек ему руки. Священник взмолился апостолам о помощи. Апостол Петр ответил, что Господь по молитвам к Его Матери может даровать ему исцеление. Священник Афоний приложил свои руки к месту отсечения, вознося молитвы Богородице. Его молитва была услышана, и он последовал за одром Девы Марии, прославляя Господа и Богородицу.

Апостол Фома не успел увидеть погребение Божьей Матери и очень скорбел, желая проститься с ней. Когда на третий день апостолы открыли ему гробницу, тела Богородицы в ней не оказалось, но она явилась им сама в Небесной Славе в окружении множества ангелов со словами: “Радуйтесь, ибо я с вами во всем дни”.