Воспитание детей с аутизмом. Дети дождя. о том, как правильно воспитывать ребёнка с аутизмом, рассказывает директор сенненского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации елена василёнок

Этих детей легко узнать по взгляду «погружённому в себя», отсутствию речи или её монотонности, ритуальным или стереотипным движениям. Это дети, которые не могут найти связь с внешним миром. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие.

- Елена Петровна, по каким особенностям поведения можно узнать ребёнка-аутиста?

Внимательные родители уже через месяц-два после рождения ребёнка по плачу могут понять, что он хочет: есть, играть или испытывает дискомфорт. С детьми-аутистами это невозможно, их плач обычно монотонный и невыразительный. Они не смотрят в глаза, менее активны и любознательны по сравнению с обычными детьми.

В возрасте 1-2 лет могут появиться первые слова, но ребёнок их использует бессмысленно. Общение заменяется монотонным криком. Ребёнку больше нравится быть одному. Он не использует игрушки по назначению: любимой игрой может быть складывание игрушек в одну линию.

В 2-3 года у аутиста отсутствует или очень ограничен словарный запас. Слова могут использоваться без соответствия их значению. Остаётся склонность к повторяющимся, стереотипным движениям. Родителей ребёнок выделяет, но особо к ним не привязан или не демонстрирует привязанность.

В 3-4 года маленький аутист не стремится играть с другими детьми. О себе говорит во втором или в третьем лице, то есть «ты» или «он» - так, как называют его окружающие.

Родители, естественно задают вопросы, почему это случилось именно с нашим ребёнком, можно ли было этого избежать?

Ответа на этот вопрос нет. Существует несколько версий, возникновения данного синдрома, но ни одна из них полностью не доказана. Считается, что причиной аутизма может быть нарушение развития мозга, хромосомные аномалии или генные мутации.

Аутизмом чаще страдают мальчики. Раньше считалось, что аутизм всегда сочетается со снижением интеллекта. Сейчас доказано, что это не так. Среди детей аутистов примерно 30% имеют интеллект выше среднего, у некоторых могут быть даже выдающиеся способности в различных областях, но есть среди них и люди с умственной отсталостью.

Иногда кажется, что аутистам никто не нужен, что им комфортно в одиночестве. На самом деле, это не так. Они нуждаются в обществе, хотят быть понятыми, но просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь им найти контакт с внешним миром.

Дети-аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных. Поэтому нужно стараться придерживаться привычных для ребёнка процедур.

Необходимо научить ребёнка слову «стоп». Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Чтобы внезапно прекратить опасное действие ребёнка, ему нужно твёрдо сказать: «Стоп». Со временем он поймёт, чего от него добиваются.

Не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы ребёнок посещал садик, хотя бы 2-3 часа в день.

Необходимо соблюдать осторожность в общении ребёнка и домашних животных. Дети-аутисты могут быть немотивированно агрессивными по отношению к животным.

Родителям нужно найти хорошего врача-психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту. Зная особенности ребёнка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию.

Дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребёнка.

Существуют разнообразные коррекционные методики, которые можно использовать для занятий с такими детьми. Но для того, чтобы появились результаты с детьми нужно заниматься регулярно, занятия должны стать частью жизни ребёнка. К тому же изменения появятся не скоро. Первые результаты могут быть заметны спустя месяцы или даже годы.

Беседовала

Татьяна Буракова.

Воспитание аутичного ребенка – трудный путь, но у родителей есть много вариантов и организаций, куда они могут обратиться за помощью.

Вспоминая прошлое, Анна Смирнова говорит о том, что имеет смысл сразу обращать внимание на возникшие у ребенка признаки. Прежде чем у ее сына Ивана диагностировали аутизм в возрасте 3 лет, он вел себя иначе, по сравнению с его старшим братом, Алексеем. «У Ивана часто была довольная улыбка, и он был чересчур ласков », - говорит Анна.

Но при этом «Анна разработала довольно жесткие меры, которые должны были соблюдаться, иначе он бы просто деградировал ».


Когда она повела Лешу в школу в Саратове, Ваня настоял на том, чтобы они шли тем же маршрутом в школу и использовали тот же вход каждый день. Когда он спал, родителям пришлось застелить свое одеяло точно так же, с тем же краем, касаясь при этом его верхней части тела. Эвану уже 2 года, но при этом он не сказал ни слова, даже «мама » или «папа ».

Когда Ивану поставили диагноз аутизм, рассказывает Аяла, «это был один из самых худших дней в моей жизни. Я была будто парализована. Я онемела. Я хотела спрятаться в мой маленький дом и просто закрыться. Я была совершенно подавлена и мой муж тоже ».

«Я так боялась диагноза "аутизм", потому что думала, что так называемый «Человек дождя» и другие аутичные дети не способны быть общительными и являются умственно отсталыми. Я и понятия не имела, что мой сын будет таким ».

«Педиатр сказала мне: «не думайте о диагнозе «аутизм», если вас это пугает », - вспоминает Анна. «Она сказала, что просто думайте о своем сыне, какие у него есть сильные стороны, а где он нуждается в помощи. Сосредоточьтесь на нем, потому что он не страшен для вас ».

И с этими мудрыми словами, Аяла, как и многие другие родители, начала изматывающий путь помощи ребенку с аутизмом, чтобы он вырос полноценным человеком.

Как справиться с диагнозом «аутизм»


Педиатры консультировали многих родителей, которые отреагировали на диагноз «аутизм » горем и тревогой, а также гневом и чувством, что жизнь несправедлива. Они призывают родителей выражать честные эмоции. Вы не должны себя обманывать в том, насколько это тяжело.

Но все время любовь заставляет делать немыслимое. Положительный момент в постановке диагноза заключается в том, что вы получаете направление на то, что поможет ребенку. Обычно, когда дети получают право на помощь, и начинается прогресс, настроение у родителей становится лучше, и у них снова есть хоть какая-то надежда.

Раннее вмешательство является ключевым фактором, считают эксперты. Родители должны начать работать сразу же, потому что время имеет существенное значение. Вы должны сосредоточиться на том, что это ваша миссия.

Ваша жизнь будет разнообразной. Мечты, которые были у вашего ребенка, в будущем изменятся. Но вы постарайтесь осуществить мечты вашего ребенка.

Задача является важной, как для ребенка, так для и родителей. Родители должны предоставить все необходимое для ребенка, чтобы добиться успеха.

Читайте об аутизме


Родители заболевших детей зачастую мало знают об аутизме. Одна из первых задач заключается в том, чтобы развеять заблуждения и понять реалии. Дети с аутизмом очень разные. При аутизме большой диапазон развития болезни.

Есть очень коммуникабельные дети, которые ходят в школы, на вождение, летают на самолетах, что говорит о том, что все в порядке. Но есть дети, которые еще нуждаются в контроле и помощи, когда они находятся в средней и старшей школе.

Дети должны иметь интенсивное вмешательство, которое учит их адаптивным навыкам. Предоставленные самим себе, дети с аутизмом не заинтересованы в своих собственных особых интересах – будь это что-то вроде самостимуляции или что-то вроде узкого интереса, такого как чрезмерная заинтересованность в картах, электроэнергии, средствах, или Солнечной системе».

Планирование лечения, чтобы помочь вашему ребенку

В соответствии с потребностями ребенка, родители должны работать с педиатром, чтобы создать настоящую команду.

  • развивающих педиатров,
  • детских психиатров,
  • логопедов,
  • эрготерапевтов,
  • физиотерапевтов и других.

Предупреждение : очередь является распространенной жалобой, считают эксперты. В некоторых районах страны «может быть 6-, 12-или 18-месячная очередь для того чтобы посетить некоторых из этих специалистов».


Из книги Уайзмана, «Это может быть аутизм!?» родители могут быть более уверенными, выполнив следующие действия:
  • Попадите в список пациентов, которые могут посетить специалиста за короткий срок времени, если кто-то отменит свою запись.
  • Попросите вашего педиатра, чтобы он направил вашего ребенка к специалисту с помощью звонка.
  • Если вы не можете попасть к специалисту сразу, попросите его или его персонал, чтобы они порекомендовали кого-то, кто может помочь ребенку в период ожидания.

Раннее вмешательство и государственные школьные программы

Каждое государство публично финансировало программы по оказанию помощи детям с подозрением на задержку в развитии и тех, у кого стоит диагноз расстройств, такой как аутизм. Педиатры могут направлять детей на получение этих программ.

Планирование финансов


Родители детей с аутизмом часто испытывают финансовые трудности, а впереди их ожидают новые трудности. Потому что финансируемые государством программы часто предоставляют меньше услуг, чем хотелось бы родителям. Многие родители в конечном итоге платят огромные суммы из собственного кармана.

Часто в России родители имеют малые сберегательные счеты, кредиты или ипотеки. Некоторые стали банкротами. Чтобы проводить с ребенком больше времени, один из родителей часто уходит на высокооплачиваемую работу, а другой остается дома, чтобы контролировать ребенка и заниматься его лечением.

Главный совет : рассмотрите вопрос о найме сертифицированного специалиста по финансовому планированию или чартерного финансового консультанта, который специализируется на планировании специальных потребностей. Финансовый планировщик может помочь родителям разработать финансовую стратегию вскоре после постановки диагноза аутизма.

Поиск поддержки для родителей, братьев и сестер


По мнению экспертов, столкновение с проблемой аутизма может создать нагрузку на семью, а также на братьев и сестер ребенка. В самом начале очень много нагрузки, но и в то же время больше всего страдает брак между родителями и свои потребности они ставят на задний план.

Никто не обращает на это внимание, и просто уделяют все свободное время на общение с ребенком аутистом.

Научитесь иметь дело с аутизмом в течение долгого времени. Вы собираетесь добиться прогресса в лечении, ваш ребенок собирается достичь прогресса, но и вам нужны перерывы.

Братья и сестры часто чувствуют себя лишенными обширных потребностей из-за ребенка с аутизмом. Кроме того, в то время как некоторые братья и сестры могут взаимодействовать с братом или сестрой, у которого аутизм, другие же могут переживать о потере «нормальных » приятелей.

Взаимодействие с другими родителями, братьями и сестрами может помочь семьям справиться с этой проблемой.

Дарья Яушева, социальный предприниматель и журналистка, растит шестилетнего сына, которому несколько лет назад диагностировали аутизм. Вместе с семьей, педагогами и единомышленниками она делает все, чтобы ее ребенок и другие дети с расстройствами аутистического спектра могли получать адекватную помощь, общаться, абилитироваться и расти в инклюзивном обществе. По просьбе НЭН Даша написала колонку о том, каково это – быть мамой ребенка с особенностями развития.

Вспомните тот момент, когда у вас родился ребенок. А теперь сделайте крохотный шажок назад по линии времени. О чем вы думали до его рождения? Помните, вы впервые разглядывали его долго-долго, когда он в пеленках лежал, сонный, очаровательный, пахнущий ни с чем не сравнимым грудничковым запахом?

Многие отвечают, что хоть раз, да задумывались о том, как ребенок будет расти, как будет выступать в костюме мушкетера (или Мальвины) на утреннике в детском саду, учиться в самой лучшей языковой школе, поступит в какой-нибудь вуз с приставкой «престижный», ну и так далее по списку. С женитьбой, детьми и стажировкой за границей.

После рождения сына мне посчастливилось прожить с такими мыслями четыре года. Мне это нравилось. Вообще, фантазии – это классно. Они мотивируют, воодушевляют, заставляют двигаться вперед тогда, когда накапливаются усталость и раздражение. Представишь себе в рабочем и домашнем чаду, ради чего это все, и жить снова хочется. А сколько тем для обсуждений с мужем по вечерам: на футбол или хоккей, в МГУ или в МГИМО, к твоим родителям или моим!

Когда ребенку исполнилось четыре с половиной года, на наших фантазиях суровая врачебная рука поставила штамп: «Аутизм». И расписалась: «к.м.н. Петрова А.В.». Я тогда, помню, прищурила глаз и посмотрела на сына каким-то новым взглядом. Примерно час я гадала: а не подменили ли его в роддоме, пока я выбирала, на какие кружки его буду записывать?

Расстройство аутистического спектра – это история без сценария. Это похоже на ситуацию, когда твой близкий пропал, а найти его не могут, и ты ждешь, не зная, что будет завтра. Страшно. Психологи утверждают, что неизвестность – это ключевой фактор стресса. А что мы делаем в таком состоянии? Для начала, решаем: копать или не копать. В смысле, информацию. Пока копаем, согреваемся, узнаем что-то новое, что-то пробуем – тут методика, здесь лекарство, к этому специалисту надо сбегать, а тут вроде и на личную терапию не мешает сходить.


Параллельно в голову приходят страшные мысли. Не о выпускном вечере в старшей школе – я уже перестала чего-то ждать, – а о том, что случится с сыном, если я, не дай бог, попаду под машину завтра. Правда, спросите любого родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Их самый большой страх – умереть раньше собственного дитя.

Во многих случаях личная терапия решает. Рано или поздно все эти демоны-дементоры, шепчущие: «а что, если…» («а что, если прививку сделают не ту?», «а что, если я отвернусь, а он в окно?», «а что,если это он такой из-за того, что я спала во время беременности на правом боку, а надо было на спине?», «а что, если его высмеют в новой группе?», «а что, если мы выйдем за порог, а он в свои шесть истерику в стиле трехлетки закатит?») начинают отступать, потому что появляются первые успехи: диета ли по показаниям дала результат, препарат подобрали верный, или поведенческая терапия сработала, или он просто что-то перерос.


Вот он подошел на улице к соседскому мальчику и улыбнулся. А тут он впервые долго и пристально смотрел в глаза. Мне. А тут он танцевал в саду в общем хороводе. После массажа стал засыпать не за час, а всего за 40 минут. И все это как снежный ком в хорошую погоду: крепче, прочнее, больше становится. А вот и зима подошла: «Давай письмо напишем дедушке Морозу». И он садится, пишет и приносит. Сам. «Подари мне поезд, – пишет, – и кису». И совершенно непонятно, по какому поводу слезы текут: потому что сын живое существо захотел, хотя еще вчера циклился на поездах и самолетах, или потому что выяснилось, что он умеет писать!

…Выбираю билеты на концерт: «Будем слушать виолончель или рояль? Рояль или виолончель?» «Мама, а давай, и то, и это», – отвечает и машет руками. Стиммит, говоря «нашим» языком. Отлично! Приезжают наши любимые Piano Guys. Покупаю билеты. Скоро мы пойдем на концерт и будем обсуждать успехи в музыкальной школе. Кажется, я снова начинаю что-то планировать. Может, в консерваторию пойдет?..

Пять советов родителям:

Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.

Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.

Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.

Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.

Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.

Пять советов для братьев и сестер

Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.

Гордитесь своим братом или сестрой . Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.

Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.

Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.

Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.

Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников

Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

Обратитесь за поддержкой сами . Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.

Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.

Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.

Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.

Детский аутизм - не приговор. Не отчаивайтесь! Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и ваш ребенок пополнит этот список общепризнанных мировых гениев.

Что такое аутизм

Аутизм является сложной и довольно разноплановой болезнью. Лечить его нужно специалисту и не одному - психиатру, психологу, а также врачам, родителям, воспитателям. Нужны человечность, терпение, вера в успех, надежда на лучшее. Если нельзя избавить ребенка от особенностей болезни, нужно научить его с этим жить.

Адаптация к социуму

По статистике у семидесяти процентов больных нет друзей, девяносто пять процентов аутистов никогда не выходили замуж и не женились. На работу устроиться могут не больше двадцати или тридцати процентов «людей дождя».

Каждый год на Западе проводят всемирные конференции по аутизму. На них присутствовать могут не только медики, но и воспитатели детсадов, учителя, вожатые летних лагерей. Принято считать, что, чем больше времени аутисту приходится поводить в неспециализированных нормальных, детских учреждениях, тем у него больше шансов на адаптацию в обычном мире.

Надо научить человека быть счастливым

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Аутисту нужно представить себе свою будущую жизнь распланированной - в практическом плане. Необходимо научить ребенка общаться с другими людьми, способностям себя обслуживать, самовыражению, навыкам с пользой проводить свободное время.

Родителям вменено в обязанность создать для своего ребенка определенный психологический эмоциональный комфорт. С первых дней у малыша должно быть чувство защищенности, уверенности. В ходе взросления следует осторожно постепенно обучать ребенка новым формам поведения и навыкам.

Как это делать

Поймите, что вашему малышу чрезвычайно сложно выживать в мире, так что есть необходимость в том, чтобы наблюдать за ним, интерпретировать вслух каждый жест и каждое его слово. Это помогает расширять внутренний мир маленького человека, подталкивает его к необходимости выражать свои эмоции и чувства в словах.

По обыкновению, даже не говорящий аутичный ребенок с охотой выполняет задание невербального характера, когда не надо использовать речь. Подобные задания (головоломки, лото, мозаику, паззлы) необходимо использовать для того, чтобы налаживать контакт, вовлекать в совместную и индивидуальную деятельность, обогащать его интеллектуальный и эмоциональный опыт.

Помимо этого, задания по схеме, с очевидным конечным результатом могут успокаивать ребенка, придавать работе смысл. Маленький аутист, как никакой другой ребенок, нуждается, чтобы взрослый за ним следовал. Когда ребенок к предмету подходит, старайтесь называть этот предмет, давать в руки, подключать все анализаторы (слух, зрение, тактильные ощущения). Дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначений предметов. Это нужно до тех пор, пока ребенок не привыкнет к ним, не включит в поле своего зрения.