Советы родителям: как объяснить ребенку что такое вежливость? Как объяснить ребенку, что такое объекты природы и предметы рукотворного мира

Чем старше ребенок становится, тем больше он начинает задавать вопросов относительно окружающих его предметов, процессов, явлений. Одно из самых важных знаний, которые должен получить малыш, - это понимание того, что есть объекты природы и предметы рукотворного мира. Это необходимо для правильного формирования представлений о среде обитания, доме и родном крае.

Для того чтобы ребенок в полной мере понял, в чем существенные различия между натуральными и искусственными явлениями, родители должны понимать, как правильно объяснить и продемонстрировать примеры, какие игры помогут в этом.

Что относится к объектам природы?

Для взрослого человека понимание окружающей среды является естественным, а вот у малыша разделения еще нет. Для того чтобы объяснить, что такое природа, лучше всего выехать за город или пойти в настоящий лес. Именно там есть различные объекты окружающего мира и природы, а предметы рукотворного мира практически не встречаются. Поэтому они не станут путать у ребенка общую картину, которая будет в дальнейшем всплывать как ассоциация, если ему будут задаваться вопросы о природе.

Деревья, пролетающие насекомые, птицы, белочки, трава, солнце, облака, цветы, ягоды и грибы - это все элементы натуральной среды.

Какие бывают компоненты природы?

Когда ребенок безошибочно будет определять, что относится к естественным элементам среды, то можно приступать к объяснению того, что бывают объекты живой и неживой природы.

К живому относится, все что дышит, питается, двигается: кошки, собаки, мухи, цветы, деревья, бактерии.

Неживое: камни, земля, Луна, звезды, снег, вода.

Что собой представляют вещи, сотворенные человеком?

И предметы окружают нас каждый день, однако в домашних условиях встречается больше вещей последней категории, поэтому привести пример, который ребенку будет понятен, не составит труда.

Проще всего выбрать объекты, располагающиеся в комнате малыша: игрушки, кровать, ковер на полу, стол или стул. Возьмите предмет в руки и расскажите, из чего его можно сделать, какой материал используется, какую роль играет человек в изготовлении.

Например, стул сделан из дерева, с помощью пилы, молотка и гвоздей. Для того чтобы малыш понял сам процесс, можно взять настоящий брусок, гвоздик и молоток и вместе с ним забить его. В этом случае ребенок будет иметь представление, что без рук стул сделать нельзя, а значит он объект, созданный не природой, а человеком.

Какие игры помогут ребенку понять различие между объектами природы и предметами рукотворного мира?

Прежде всего необходимо показать в природе те или иные объекты, но в сквере встретить настоящую белку довольно трудно, поэтому демонстрация естественных компонентов может ограничиться совсем малым списком.

Каждый родитель понимает, что в игровой форме объяснить то или иное явление намного проще, чем говорить общими фразами.

Существует множество методик, которые помогут натренировать навыки распознавания примеров объектов природы и предметов рукотворного мира.

Для начала распечатайте много картинок и естественных, и искусственных вещей. Попросите ребенка разделить их на категории или, например, найти аналоги между природным элементом и искусственным по образцу: скворечник - гнездо, игрушечный мишка - настоящий медведь, солнце - лампочка и т. д.

Еще одна эффективная методика: игра с мячом, по аналогии «горячей картошки». Взрослый ведет перечисление объектов природы и рукотворных. Заранее малышу выдвигается условие - ловить нужно мяч только в том случае, если он слышит, например, рукотворный предмет. В этой игре станет понятно, насколько ребенок уже разбирается в теме.

Таким образом, для того чтобы у ребенка сформировалось правильное предметы рукотворного мира и объекты необходимо уделять должное внимание с раннего детства вопросам, которые малыш задает ежедневно. Ребенок должен научиться распознавать, что человек сделал с помощью рук и инструментов, а что он сделать не может. Также целесообразно постоянно проводить специальные игры, в процессе которых маленький член семьи учится быстро узнавать, искусственный ли предмет перед ним или созданный природой. Вовремя получив этот навык, в младшей школе ребенок не будет испытывать сложностей в освоении учебных программ по окружающему миру.

Мам, а кто такие защитники Отечества? А что такое война? А почему люди хотят воевать?

Такие вопросы многие из нас, родителей, услышали 23 февраля. В любом случае, надо быть готовыми к таким вопросам, и уметь правильно отвечать. Ведь наши детки не только спрашивают, они еще играют в "войнушку"...

В истории любой страны хранится память о великих войнах. Для нас это и Первая мировая война, и Великая Отечественная. Чуть больше 10 лет прошло с момента окончания войны в Афганистане , менее 10 лет – с момента окончания Чеченской войны. А совсем недавно весь мир потрясли действия грузинских войск в Абхазии . Все эти события часто освещаются по телевидению, обсуждаются в семьях. Поэтому неудивительно, что дети продолжают играть в войну и живо интересуются этой темой.

Детей привлекают, прежде всего, внешние атрибуты: разнообразное оружие, военная техника, возможность почувствовать себя героем и в игровой форме выразить существующее напряжение.

«Мама, а что такое война и зачем она нужна людям?» – этот вопрос рано или поздно прозвучит в каждой семье, где есть дети. Он относится скорее к области философии и этики, нежели психологии. Для психологии существует проблема агрессии и конфликтности.

И основным вопросом детской психологии в этом аспекте является следующий: как правильно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал всю недопустимость агрессии в отношении окружающих, а также старался избегать любых проявлений конфликтности.

Одни психологи утверждают, что человеку свойственна агрессия. Конфликт возникает, когда человек превращает свое недовольство в ненависть к другим людям, нациям, расам, религиям или идеологиям. Если же война является неотъемлемой частью человеческой натуры, то полностью изжить её не удастся никогда.

Другие психологи полагают, что любому взрослому человеку свойственно сохранять и защищать предмет своей любви и привязанности (страну, нацию, веру, идеологию), тогда война становится формой жертвенности и защиты своего «личного пространства». Однако ни одна психологическая теория не объясняет причину возникновения войны.

Словари дают определение войны как конфликта между несколькими силами, происходящего в форме боевых действий. Согласно определениям, война имеет несколько атрибутов: агрессия или конфликт, послужившие причиной войны; оружие или любые средства ведения боевых действия; чувства и поведение человека на войне; негативные и, как ни странно звучит, позитивные последствия войны; альтернативные способы разрешения конфликтов – компромисс, договор, уступки.

И обо всех этих составляющих войны с ребёнком нужно своевременно разговаривать.

1. Самое главное в рассказах детям о войне – это показать все стороны этого явления : говорить можно не только о том, что война – это плохо и что люди должны бояться войны, но и о причинах, течении и последствиях войны. Если ребёнок будет понимать суть войны, ему будет легче выработать своё отношение к ней и не испытывать при этом страх.

2. О войне не следует говорить в неподходящие моменты : когда ребёнок напуган, взволнован, когда он переживает не самый благоприятный период или когда наступает этап возрастного кризиса.

3. Единого возрастного критерия и точных формулировок в данном вопросе нет. Тут многое зависит от разных факторов: в каком регионе живет ребенок (дети, живущие в зоне военных действий или там, где война закончилась недавно, узнают о войне значительно раньше своих сверстников, живущих в «мирных» регионах); каково его социальное окружение, семейные традиции; воспитывается он в семье или посещает образовательное учреждение. Многие дети, начиная с 4-5 лет, уже проявляют интерес к этой теме и играют в войну. А значит, уже в этом возрасте можно начинать рассказывать о ней детям. Лучше не форсировать события и начинать разговор тогда, когда вы заметите проявления интереса ребенка: ребенок станет задавать вопросы, или начнет играть в войну, или в его рисунках будет прослеживаться военная тематика. Наличие интереса - вот критерий психологической готовности ребенка к восприятию информации.

4. Поскольку ребенок в этом возрасте еще мал, то и объяснять нужно на доступном его пониманию «языке» . Мышление в этом возрасте носит наглядно-образный характер, а значит и войну надо сравнивать с доступными пониманию ребенка образами. Например, так: «Ты помнишь, как недавно ты поссорился со своим другом Петей, и вы даже подрались. А бывает так, что целые страны ссорятся и дерутся между собой. Это и называется война. У каждой страны есть запасы оружия, которые они используют для войны: танки, пистолеты, пулеметы. Вы с Петей подрались, а потом помирились. Вот и войны могут заканчиваться так же. Страны мирятся между собой».

Или так: «Помнишь, в сказке про заячью избушку попросилась лиса к зайцу жить, да его и выгнала. И пришлось зайцу помощника себе искать, чтобы дом свой освободить. Вот и войны иногда также возникают». Главное, чтобы рассказ был понятен ребенку, не был утомительным или нравоучительным и не содержал травмирующих подробностей. Важно, также, после окончания рассказа ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у ребенка.

5. Индивидуальные особенности ребенка, его восприимчивость и чувствительность также важно учитывать при разговоре с ребенком, чтобы своим рассказом не причинить ему психологическую травму . Поэтому лучше, если разговор на эту тему начнут родители или люди, близко знающие ребенка.

6. Дети часто играют в войну, и не нужно запрещать им это (если, конечно, игра не становится слишком агрессивной и может привести к физическим травмам). Таким образом, дети удовлетворяют свой интерес к этой теме, выражают свои чувства и эмоции, имеют возможность избавляться от агрессии социально приемлемым способом.По мере того, как растет ребенок, расширяется и объем информации, доступный его пониманию.

7. В старшем дошкольном возрасте можно уже более подробно рассказывать о войне: о том, как и где воевали члены его семьи, об их подвигах и наградах; можно читать специально написанные для детей рассказы о войне, стихотворения, разучивать военные песни. Можно смотреть военные парады, посещать памятные места и музеи. Все это обогатит представления ребенка о войне и приобщит его к знанию истории своего народа.

8. В среднем и старшем школьном возрасте можно смотреть вместе документальные и художественные фильмы о войне, читать книги. Важно только помнить, что, несмотря на высокий рост, басовитый голос (у мальчиков) и другие «взрослые» атрибуты, они все еще в какой-то мере дети, не всегда способные отличить ложь от правды, настоящее искусство от подделки и фальсификации. Они еще очень восприимчивы и чувствительны, хоть порой в это и трудно поверить.

Очень важно, чтобы рядом с детьми были взрослые любящие люди, способные помочь в получении достоверной и доступной пониманию информации.

КСТАТИ 23 февраля в семейном центре «Ого-Город» будут отмечать День маленьких защитников – весёлый праздник для самых смелых и ловких!

В программе:

Изготовление подарков папам на Творческих столиках и в Студии начинающих мультипликаторов «Живые картинки»;- с 19 по 24 февраля - тематические занятия в Ого-Годиках и АкадемГородке ;- 23 февраля – праздничный мастер-класс в школе маленьких кондитеров «Тяп-Ляп». - Конкурс детских рисунков "Нет войне".А еще, пишем на шариках послания друзьям на всей планете и запускаем их прямо в небо!

А как вы рассказываете детям о войне?

Воспитанный малыш, уважительно относящийся к окружающим – настоящая отрада для родителей. Такой ребенок обязательно поблагодарит за оказанную услугу, окажет посильную помощь и никогда не заставит краснеть за капризное поведение. Как объяснить ребенку что такое вежливость?

Путь к тому, чтобы маленький человечек стал образцом вежливости, довольно тернист: он требует как терпения, так и детальной продуманности. Рассмотрим несколько основных принципов, которыми следует руководствоваться в процессе обучения.

1. Формирование представлений о должном поведении в обществе

Начиная с двухлетнего возраста, стоит обращать внимание малыша на правила общественного поведения. Так, ребенку нужно напоминать о том, что в театре, с началом спектакля, принято сидеть тихо, не шурша и не забавляясь с издающими звуки игрушками. Заходя в магазин, следует перестать кричать и спокойно последовать за родителем. А на детской площадке не разрешается отбирать чужие игрушки, обзывать других малышей и, тем более, драться с ними. Все эти правила о вежливости крайне важно доносить до сведения детей с самых ранних лет, иначе впоследствии объяснять и закреплять их будет очень проблематично.

2. Вежливость в разговоре с окружающими людьми

Пожалуй, каждый из нас знаком с такой ситуацией, когда маленький виновник торжества, получив подарок, тут же принимается его открывать, не удостоив дарителя даже простым коротким «спасибо». Как правило, смущенные мама и папа вопрошают у чада: «Что надо сказать, Коля?», и только тогда Коля, раздражаясь, выдавливает из себя что-то, отдаленно напоминающее «спасибо».

Маловероятно, что родители мальчика смогут научить его вежливости, поступая таким образом. Ведь Коля выразил благодарность по принуждению, а не по велению души. Между тем, обучение должно базироваться на личном позитивном примере. В данной неловкой ситуации поблагодарить гостя должен был хотя бы один из родителей. Регулярно становясь свидетелем аналогичных поступков, Коля постепенно начнет повторять за вежливыми родными.

Очевидно, следует внимательнее относиться к собственным привычкам. Если Вы хотите, чтобы ребенок был благодарным, не забывайте говорить заветное «спасибо» сами. Имеет смысл указывать и на чужие примеры правильного изъявления вежливости. Более того, отрицательные примеры тоже сослужат свою службу: малыш должен видеть негативные образы для сравнения. Не оставляйте разбор примеров общения без поясняющих комментариев.

Нередко бывает и такое: выпрашивая что-то нужное у родных или сверстников, ребенок ограничивается лишь требованием: «Дай!». Для того чтобы приучить любимое чадо к уместному использованию слова «пожалуйста», в первую очередь надо сформировать у него установку: без слов вежливости (не только «пожалуйста», но и остальных вроде «извини», «спасибо», и т.п.) просто нельзя обходиться в повседневной жизни. Причем само слово «нельзя» здесь будет ключевым: так же, как нельзя вставлять пальцы в розетку и прикасаться к горячим предметам, нельзя и обижать окружающих. «Разве ты бы обрадовался, если бы тебе так же грубили, как поступаешь и ты сам? Пожалуй, нет. Так почему же ты обижаешь других?» — беседа с малышом должна строиться примерно таким образом.

Стоит подчеркнуть, что обыкновенное заучивание «полезных слов» не даст необходимого эффекта. Ребенку должно нравиться проявлять вежливость, нужно четкое представление о том, что нельзя позволять себе грубое и неуважительное общение.

Еще один нюанс, о котором следует упомянуть, объясняя ребенку о вежливости – случаи, когда дети нетерпеливо перебивают взрослых в ходе их разговора между собой. Не срывайте раздражение на малыше – ведь, публично одергивая его, Вы тоже продемонстрируете невежливое поведение. Вместо этого сообщите ребенку: «Мне хотелось бы закончить беседу. Давай, я договорю, а потом ты сразу же все выскажешь».

Конечно же, объяснить маленькому человечку важность вежливости с самых ранних лет нелегко – ведь малыш еще многого не понимает: ни общества, ни его правил, ни представлений окружающих людей. Поэтому психологи рекомендуют превратить обучение «волшебным словам» в увлекательную игру. К примеру, нарисуйте в воображении ребенка некую Страну Вежливых Людей. Разбирайте вместе с ним разные игровые ситуации — так, чтобы малыш уместно повторял «волшебные слова». Постепенно он начнет лучше ориентироваться в том, как, когда и зачем нужно их использовать, а полезная привычка отложится в его подсознании.

3. Детская чуткость

Привитие навыков вежливого поведения должно проходить параллельно с обучением чуткости. Мало уметь говорить «правильные слова»: важно понимать чувства окружающих людей. Ребенку следует уяснить, какие ощущения возникают у того или иного человека в связи с определенными поступками малыша.

Возьмем для примера типичный конфликт, зачастую назревающий в песочнице. Двум мальчикам, Толе и Боре, не удается договориться, кому достанется единственный солдатик. Толя толкает Борю, из-за чего второй, плача, выгоняет обидчика из общей песочницы. Толя незамедлительно отправляется жаловаться маме на вредного Борю, который отказывается с ним играть. В ответ на это мама, занимающаяся своими хлопотами и не желающая разбираться со всеми подробностями, вносит предложение: «Ну, тогда иди играть с Петей. Вон он, только что вышел с новой машинкой».

В чем именно неправа мама? В том, что убедила сына в его невиновности. Толя приходит к выводу, что должен быть равнодушен к чувствам Бори – ведь он не совершил ничего зазорного. Соответственно, когда Толя снова попадет в аналогичную ситуацию, он будет все так же себя оправдывать, полностью игнорируя интересы, мнения и чувства своих товарищей.

Воспитывая в детях вежливость, нужно в первую очередь взрастить в них понимание: каждый человек, хоть иногда, бывает не прав. Необходимо уметь приносить извинения за собственные неправильные действия. При этом то, что малыш просит прощения, совершенно не означает, будто он – плохой. Такой шаг важен просто для того, чтобы показать: «Я не прав и мне жаль, что так вышло». Надо подчеркнуть, что тот, кому ребенок адресует свои извинения, вовсе необязательно станет впредь относиться к нему хуже, чем раньше. Зато сам раскаявшийся малыш почувствует ощутимое облегчение.

Обучение чуткости предполагает посвящение малыша в такие значимые вопросы, как то, почему следует уступать место пожилым во время поездки в общественном транспорте, зачем делиться сладостями со всеми членами семьи, и т.д. Можно брать на вооружение такие фразы:

  • «Бабушки и дедушки устают, у них болят ножки, поэтому стоять очень тяжело";
  • «Наверняка печенье – пальчики оближешь! Маме и папе, пожалуй, тоже хочется немного попробовать. Не хочешь нас им угостить?».

1) Просматривайте вместе с малышом мультики, посвященные вопросам вежливого обращения

Например 🙂

2) Читайте детям книги, в которых говорится о важности вежливого поведения, чаще акцентируйте внимание на подобных эпизодах;

Часто молодые мамы сталкиваются с вопросом, как объяснить ребенку первого года жизни, что такое «нельзя». Дети растут и становятся более подвижными, а уж когда малыш начнет активно познавать окружающий его мир, вот тут и начинаются различные проблемы, ведь желание ребенка все потрогать, потянуть в рот - это вполне естественное любопытство и любознательность, генетически заложенная в нем природой.

Запреты в различных культурах

В системе воспитания ребенка слово «нельзя» играет важную роль. В разных культурах совершенно различный подход к запретам.

В Японии слово «нельзя» дети не слышат до пяти лет, однако это не означает, что там царит полная вседозволенность и разрешение делать все, что хочется. Просто там запрещают различными другими словами и объяснениями. То есть нельзя говорить именно слово «нельзя», но его можно заменить словом «опасно». Но и такая вседозволенность у японских детей резко ограничена временными рамками. В пять лет дети идут в младшую школу и попадают в довольно жесткие условия со словом «нельзя» и личность ребенка подвергается довольно жесткой ломке, поскольку японское общество регулируется достаточно жесткими рамками запретов и правил.

В Европе к воспитанию детей подход совершенно иной. Детям с раннего возраста прививается ограничения к некоторым действиям и ключевым как раз и является слово «нельзя».

Главное с запретами не переборщить, ведь если родителям дать волю, они каждую свою речь будут начинать со слова нельзя. Следует учитывать, что даже произнесенное один раз слово «нельзя» рождает в душе ребенка протест или негативную реакцию. Обусловлено это в первую очередь генетической памятью поколений, отрицательному отношению к тому слову, которое означает ограничение свободы, а также тем, что часто родители произносят слово «нельзя» не задумываясь над объяснениями причин своего запрета.

Родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.

Конечно, ни один родитель не желает своего ребенка видеть непослушным, необузданным и диким. Запреты должны быть, они социально обусловлены и необходимы. Но родителям следует помнить, что основной принцип слова «нельзя» должен базироваться на том, что именно «нельзя» только то, что может причинить физический или психологический вред самому ребенку или его окружению.

По книге

У Гиппенрейтер Ю.Б есть замечательная книга «Общаться с ребенком. Как?», в которой она превосходно описала четыре цветовые поведенческих зоны ребенка.

К зеленой зоне относятся все решения, которые ребенок может принять по собственному усмотрению. То есть с кем дружить и в какую игрушку играть.

К желтой зоне относятся действия ребенка, в которых ему разрешена относительная свобода, то есть ребенок, соблюдая некоторые правила, может сам контролировать свои действия. Например, по лужам можно ходить, но только в резиновых сапогах.

К оранжевой зоне относятся запреты, которые при определенных обстоятельствах могут быть нарушены. Например, если ребенка приучают спать в кроватке самого, но он напуган страшным сном, и тогда мама берет его к себе в кровать, но только до тех пор, пока он не успокоится.

И наконец, красная зона — именно к ней относятся все категорические «нельзя», которыми не пренебрегают ни при каких обстоятельствах. Это именно те ограничения и запреты, что связаны с причинением морального или физического вреда, как себе, так и другим. Именно в эту зону входят запреты играть с огнем, мучить животных, совать пальцы в розетку. Список запретов в данной зоне растет вместе с ребенком и приводит его к социальным запретам и серьезным моральным нормам.

Советы

Что касается запретов для детей самого маленького возраста, то конечно они должны быть, но ограничений и запретов должно быть не слишком много и они должны быть гибкими.

Важно помнить, что даже маленький ребенок способен понять, что вы от него хотите и почему. Ребенок также понимает себя, и понимает, чего хочет он и почему. А еще ребенок превосходно может проследить и понять причинно-следственные связи, то есть превосходно понять реакцию родителя на свое поведение. Даже маленький ребенок способен себя контролировать и принимать вполне осознанные решения своих действий. Что касается родителей, то они прекрасно могут отследить какие реакции ребенка, следуют на запрет сказанный будничным тоном по привычке, или строгим безапелляционным тоном.

Ребенку первого года жизни очень тяжело себя контролировать. Поэтому в данный период родителям крайне важно обеспечить безопасность ребенка, то есть поставить на розетки и шкафы и замки ограничители и заглушки, в этом случае часть запретов со словом «нельзя» отпадет сама собой. Главное в воспитании ребенка не привить ему дополнительные страхи, а воспитать думающую личность.

Маленькому ребенку необходимо объяснять почему «нельзя» на понятном ему языке, то есть используя понятные слова «кака», «вава», «чужое», «опасно», «горячо». Типичной является ситуация, когда ребенок перестает что-либо делать, если видит, как мама или папа грозят пальчиком и говорят «ай-яй-яй », но как только они отворачиваются, малыш спокойно принимается обрывать листики у цветочков или выполнять другое запрещаемое действие. Если мама часто говорит «вава», «больно» или «опасно» когда малыш падает, то это слово он хорошо запомнит, и запрещать опасные действия маленькому ребенку лучше всего фразой «нельзя, потому что больно будет».

Запреты должны быть последовательны и выполняться всегда и всеми членами семьи . Дети очень быстро понимают, что если «родители говорят нельзя, а добрая бабушка говорит можно, а если поплакать погромче, то и родители скажут можно, значит можно всегда». Поэтому запрет должен быть строгим и четким, и даже в ответ на слезы и крики малыша следует найти способ показать ему, что «нельзя» это нельзя, а не «можно, если поплакать и настоять на своем».

Если ребенок пытается делать какие-либо запрещенные действия, родителям лучше всего твердым голосом сказать ему запрещающую фразу и переключить внимание ребенка на что-либо другое. Чтобы не возникло желание потянуть и разбить вазу или оборвать листья у комнатного растения, лучше такие вещи поставить в недосягаемой для ребенка зоне, что сбережет и нервы родителей и уменьшит количество запрещенных действий.

Проявления сексуальности у ребенка начинаются с рождения, а значит, с самого начала есть и факторы, способные нарушить психосексуальное развитие. Поэтому родителям важно вести себя правильно, чтобы избежать ошибок и, главное, не волноваться понапрасну.

Как это сделать, мы подробно расскажем уже 8 апреля на , который сайт проведет при поддержке медицинской лаборатории «Синэво». Мы поднимем все темы, которые волнуют любящих и заботливых родителей!

Mamaclub.ru

Прежде всего: для ребенка крайне важна здоровая атмосфера в семье, проникнутая любовью, уважением и доверием.

Что включает в себя доверие? Способность говорить на любые темы.

Уже в дошкольном возрасте у детей формируется сознание своей половой принадлежности, а значит, и интерес к этой теме. На вопросы, которые дети задают родителям, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, но и не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и «покупке ребенка в магазине». Рано или поздно наступает разоблачение этих уловок, а значит, дети начинают не доверять родителям и искать ответы, которые им нужны, на улице, в телевизоре, в интернете.

В этот момент крайне важно сформировать близость между родителем и ребенком: ведь если авторитет зиждется не на любви и уважении, а на страхе и подчинении, — исчезает сама возможность искренности в выяснении любых вопросов, в том числе и половых.


couscoop.com

При обсуждении любых интимных вопросов (самостимуляция, половые отношения, рождение ребенка) старайтесь апеллировать не только к интеллекту, но и к чувствам ребенка. Сухие моральные наставления и наказания под предлогом «исправления детей» ранят ребенка и формируют психосексуальные проблемы, которые наверняка аукнутся в будущем.

Помните: вы не запретите ребенку получать информацию о сексе. Вопрос только в том: вы ему дадите эту самую информацию или кто-то другой.

Научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем рассказать им про множество других вещей. Вот простые правила, которые вам помогут:

  1. Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
  2. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго — ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
  3. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами — ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
  4. Не бойтесь сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
  5. Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь».
  6. Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
  7. Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка» или «пиписька».
  8. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком:
  9. «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен (на) ответить „нет“ и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».
  10. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
  11. Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
  12. Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.
  13. Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: «Ты еще слишком мал, чтобы понять это». Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
  14. Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.
  15. Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

Комментарий психолога :

О внимании родителей

— Любому ребенку независимо от его пола необходимо внимание мамы и папы. С самого рождения и приблизительно лет до пяти внимание родителей — это база, которая формирует доверие к окружающему миру и людям. В младшем школьном возрасте — внимание, это способ узнать о себе, в подростковом — это колоссальная поддержка.

Если одного из родителей нет, очень важно отношение в семье к отсутствующему — чаще всего отцу. Если мама транслирует злость — у девочки будет формироваться знание о том, что мужчины — это источник страдания. У мальчика же будет бессознательно формироваться чувство вины, и впоследствии ему будет тяжело сформировать свою семью из-за страха бросить маму.

Про общение со сверстниками

Через игру со сверстниками ребёнок решает для себя несколько важных задач:

умение общаться и выстраивать иерархию, а также взаимодействовать в этой иерархии:

  • обнаруживать для себя интересные виды деятельности;
  • возможность отыграть ту модель поведения, которую он видит в семье;
  • возможность отыграть ролевые отношения (супружеские, родительские);
  • выстроить для себя реакции на внебрачные и брачные отношения.

Этап игры можно разделить условно на две стадии: первая (7−8 лет), когда дети копируют поведение с родителя своего пола, и второй (9−12 лет), когда они пробуют способы взаимодействия своих сверстников.

Однополые группы очень важны для ребёнка, ведь именно в них он накапливает опыт общения, поведения, реакций при различных ситуациях.

Сделать это в одиночку сможет далеко не каждый.

Самоутверждение себя как представителя того или иного пола происходит полноценно лишь в однополой группе (дворовая компания, одноклассники, спортивная секция). И если у ребенка нет товарищей по играм, опыт жёсткого воспитания, изоляция ребёнка от сверстников (потому что «хорошему они не научат») — это приостановление его психосексуального развития, которое ему в любом случае придётся догонять, но уже в другом возрасте.


shared.frenys.com

Про то, как кормление и купание влияет на психосексуальное развитие

Когда мама озабочена низким весом ребенка, она начинает активно предпринимать действия для изменения этой ситуации. Чаще всего — эти действия носят агрессивный характер, она начинает насильно его кормить. Мама в прямом смысле слова заталкивает пищу в ребенка, несмотря на его реакцию. Об удовольствии, наслаждении вкусом и умении распознать чувство насыщения речи быть не может.

Со временем ребенок приучает себя «выключать» вкусовые рецепторы, еда становится для него безвкусной и неприятной. Чувствительность организма к пище снижается, в результате чего ребенок не имеет возможности распознавать свои сигналы организма. Но есть и еще один факт: слизистая губ и рта рефлекторно связана с областью гениталий. Если эти области «работают» в штатном режиме, мы можем определять и регулировать свое пищевое и сексуальное возбуждение. Если одна из зон «выключается», во второй начинает возникать напряжение. И тогда преждевременная рефлекторная возбудимость будет создавать напряжение в генитальной области, это напряжение ребенок может снимать через самостимуляцию.