Отличия традиционной семьи от современной. Типы семей в современном обществе

Если мы говорим о традициях наших ближайших предков, то традиционная семья — это всего лишь семья, состоящая из двух взрослых и несовершеннолетних детей. Такие семьи были у наших родителей, бабушек и дедушек. Собственно, мы тоже никуда не ушли от этой удобной модели: другие варианты у нас имеются, но это, скорее, исключения, подтверждающие правило. Мы все еще видим семью такой, и это, наверное, хорошо.

Проблема в том, что это вовсе не традиционная семья, потому что традиция жить таким составом слишком молода — всего несколько поколений, не о чем и говорить. Настоящая традиционная семья — это семья патриархальная. Та самая, в которой несколько поколений родственников жили вместе, вместе вели хозяйство и воспитывали детей. Та самая, в которой соблюдалась строгая иерархия. Та самая, главой которой был мужчина — мужчина, которому подчинялись и женщины, и дети, и старики. Сегодня мы не можем себе позволить жить эдакой мини-общиной, да и не хотим. Нам кажется, что несколько поколений под одной крышей — это перебор. Мы понимаем, что нет никакого смысла тащить в современный мир традицию, которая испортит нам жизнь: поживи-ка в мегаполисе с мамой, папой, бабушками-прабабушками, дядьями, тетками и прочей седьмой водой на киселе — с ума сойдешь от того, что невозможно побыть в одиночестве. Так почему мы совершенно разумно отрицаем возможность жить традиционной семье сейчас, но пытаемся вернуть в современную семью позицию« мужчина — главный»?

Нет, ты точно не хочешь жить, как твоя прапрапрапрабабушка

Традиционная семья не могла существовать без мужчины вовсе не потому, что без грубой мужской силы невозможно ведение хозяйства. Возможно, хотя это необычайно трудно. Дело не в том, что женщина слабее, дело в том, что женщина совсем недавно в принципе не считалась полноценным человеком. Патриархальное общество свято верило, что« курица не птица, баба не человек». Мужчина — это мост между женщиной и обществом, в котором она не имела никаких прав. Мужчина — это защита: да, муж мог избивать жену(и чаще всего это делал), зато от других мужчин она была худо-бедно защищена. Если у женщины не было мужчины, она фактически имела не больше прав, чем животное. И ее дочери, кстати, тоже. Представь, что в любой момент в твой дом может зайти человек с улицы и изнасиловать тебя — и ему ничего за это не будет, ты же одинокая баба, кому ты нужна? Вот так выглядел мир в эпоху традиционной семьи. Эволюция женщины в кино: домохозяйка, милашка, карьеристка, супергероиня.

Зачем« традиционная семья» мужчине?

Как выглядит мир сейчас? Если не вдаваться в детали, то в целом мужчины и женщины имеют равные права. У тебя есть образование, у тебя есть работа, ты вправе распоряжаться своим имуществом, и тебя защищает закон. Зачем тебе нужен мужчина? Чтобы его любить и создать с ним семью, все верно. Если тебе этого хочется. Но с какой стати мужчина должен быть ее «главой»? Он образованнее? Нет. У него есть возможности, которых нет у женщины? Нет. Он больше зарабатывает? Не факт. На каком основании мужчина стремится получить какие-то там преимущества перед тобой?

Популярное

Отвечаем: на том простом основании, что он ленивый и наглый тип. На том основании, что он решил заполучить в лице женщины бесплатную прислугу. Поразительно, но до сих пор многие женщины уверены, что домашнее хозяйство — их забота. С какой стати? Большинство населения страны живет в крупных городах, и рабочий день у большинства выглядит совершенно одинаково: общественный транспорт, день в офисе у компьютера, снова общественный транспорт. Вы работаете одинаково, так с какой же стати ты должна вставать« к станку» во вторую смену? Убирать, готовить, стирать и гладить, пока это туловище будет играть в «Танчики». А потом ты должна привести себя в порядок, потому что« ты же женщина», и вообще, не будешь красавицей — он тебя бросит, несмотря на борщи. Неплохо устроился, да?

Зачем« традиционная семья» женщине?

Давай посмотрим, что же ты получаешь взамен: упс, ничего. По сути, мужчина тебе необходим только в тот момент, когда ты решаешь родить ребенка. К сожалению, не всякая зарплата позволяет нанять няню, а значит, ты будешь жить на деньги мужа, пока не вернешься на работу. И этим моментом он будет тебя попрекать, а еще потребует, чтобы ты обслуживала его получше: «Ты ж дома сидишь!» Тот факт, что ребенок, вообще-то, ваш общий проект, во внимание не принимается. Дети — женское дело. Господин устал, ему не до этого.

Если ты сейчас возмутилась и подумала: «Что за чушь, мой не такой!» — это значит, что тебе очень-очень повезло. Или же это значит, что ты всего лишь играешь в традиционную семью, и муж« глава» только на словах, а на деле ты в любой момент можешь отправить его с вещами на выход, и он это знает. Знает и не наглеет. Он такая же «глава», как ты — испанский летчик.

Но ведь немало женщин выбирают для себя роль жены, матери и домохозяйки. Имеют право, почему бы и нет? Это осознанный выбор и осознанный риск: даже если мужчина — самый верный в мире муж, это ничего не гарантирует. Он может потерять работу. Он может заболеть. Люди смертны и, что особенно важно, внезапно смертны. Остаться одной с детьми на руках, без опыта работы, а может, и без профессии — это страшно, но, если хочется рискнуть, почему нет? Эта модель семьи подразумевает очень простое разделение обязанностей: он зарабатывает деньги, она обеспечивает все остальное. Это удобно, особенно если пара планирует иметь не одного ребенка. Но дело в том, что дети — это давно не дополнительная рабочая сила и не гарантия сытой старости. Дети сегодня — это высшая ценность для родителей. Кто сказал, что работа, которой занят мужчина, важнее работы, которой занята женщина? Кто сказал, что мужчина должен быть главным на том основании, что он всех содержит? Да, женщина, безусловно, должна выполнять свои обязанности — если уж она добровольно их на себя взяла. Но с какой стати она должна стать« вторым номером»? Ни с какой.

Где тут ловушка?

Именно поэтому тебя должны насторожить рассуждения мужчины о традиционных ценностях семьи. И прежде чем связывать свою судьбу с мужчиной, который стремится к «традициям», подумай: что за этим стоит? Хорошо, если он подразумевает под этим крепкую семью и детишек. А если он собирается быть« главой и патриархом» — знаешь, к чему это приведет? К тому, что ты будешь работать, а потом затейливо убиваться на ниве домашнего хозяйства. К тому, что воспитание детей ляжет на твои плечи полностью. К тому, что тебя будут попрекать куском хлеба, пока ты этих самых детей будешь вынашивать и воспитывать. К тому, что в этот период тебе придется выпрашивать деньги на новую помаду — и хорошо еще, если не на прокладки. К тому, что при этом ты будешь жить в страхе: а ну как он тебя бросит? Именно так выглядит« традиционная семья» в современном мире.

К счастью, у нас есть и просто семья. Равный союз двух любящих друг друга людей. И этот союз, кстати, вовсе не делает вас одинаковыми. Равными — да. А вот женственность и мужественность при этом никуда не исчезают. Об этом нужно помнить, когда тебе в очередной раз запоют про« традиции».

Семья должна стать традиционной в полной мере

В 2018 году в России начнут действовать новые меры материальной поддержки семей с детьми. Это выплаты на первого ребенка, помощь государства по ипотеке, обеспеченность яслями и др. Плюс продлевается действие программы материнского капитала. Считается, что эти меры помогут улучшить демографию. Однако они носят не демографический, а социальный характер и представляют собой меры материальной поддержки семей, т.е. помощь в том, что имеет .

Наше демографическое мышление построено на неверных посылках. Мы пребываем в гипнозе «финансизма» и считаем, что для выздоровления семьи нужно просто «вливать» в нее деньги. Представьте себе, что в больнице уже много лет лежит ваш тяжело больной родственник. Ему не становится гораздо лучше, и он продолжает находиться в тяжелейшем состоянии. А мы, вместо того чтобы лечить его, считаем, что нужно просто давать ему денег. Да, это скрасит его пребывание там, но НЕ вылечит . Примерно тот же самый прием используется по отношению к семье. Семью даже не пытаются лечить, а просто материально ей помогают. Даст ли это демографический эффект? Нет. Больному нужно помогать, но прежде всего больного нужно лечить!

Тот, кто работал на земле, знает, что плодоносить будет только здоровое дерево, давать потомство будет только здоровое животное. Все живое дает потомство только в здоровом состоянии. Нынешняя же семья нездорова, и ожидать от нее обильных плодов, т.е. деторождения, бесполезно. В чем нездоровье семьи? В том, что она стала институтом и относятся к ней, как к институту, такими вот мерами: у вас проблема – нате вам денег.

Могу сказать и по-другому. Семья перестала быть традиционной. Если мужчина и женщина заключили брак, это только первый шаг к ее созданию. К сожалению, подавляющее большинство семей традиционными не являются, поскольку живут не традиционными представлениями о семье, а представлениями ХХ века. А они являются извращенными. Могу их перечислить по пунктам.

Во-первых, это установка на малодетность – родить одного, максимум двух (при благоприятных условиях).

Во-вторых , это сама установка, что родители «принимают решение о рождении ребенка». От одних этих слов меня бросает в дрожь. Потому что жить в браке, избегая детей, – это избегать друг друга, это обесценивать сам брак. Это позор. Ожидать от такого позорного «брака», что он будет многодетным, бесполезно.

В-третьих , это готовность убивать своих детей.

В-четвертых , это установка на то, что работать должны оба родителя, а воспитывать – это дело тети в садике, учить – дело тети в школе.

Как же выглядит традиционная семья? Прежде всего, она создается в Боге и является иерархичной. Жене глава – муж, а мужу – Бог. Семья же неверующих по определению не является традиционной, поскольку там нет иерархии. Из-за этого она не будет и многодетной (исключения очень редки). Ведь современные супруги вообще не понимают своего предназначения.

Во-вторых , в традиционной семье детей не «планируют», а любят. И дети являются плодом любви, а не плодом «плана». А уж когда семье дастся новый ребенок, это только Богу известно. Дело супругов – не идти против Бога и воздерживаться друг от друга только на время поста и молитвы (см. 1 Кор. 7:5), а не жить для себя по принципу «максимум удовольствий, и никаких детей, а то дорого». Это человекоубийство, это убийство будущего.

В-третьих , в традиционной семье беззащитных детей не убивают. Что мы хотим исправить в демографии, если государство убивает детей!? Какое народосбережение? Детей вырезают, как скот. Я понимаю, что народ не готов к тому, чтобы вообще не убивать, но хоть какие-то потуги в ограничении убийств должны быть. Пока же нет никаких. В этих условиях все призывы к улучшению демографии останутся пустыми словами. Но самое страшное, что люди хотят убивать. Государство разрешает это делать, но идут на убийство сами люди. Они убивают СВОИХ детей.

В-четвертых , в традиционной семье материальное обеспечение семьи лежит на плечах главы. Жена в основном занимается домашним хозяйство и детьми. Поэтому у нее есть время на детей. Та семья, где женщина поскорее сдает младенца в «камеру хранения» — ясли или детсад, никак не является традиционной. И поддерживать этот институт – это значит разрушать семью. Жена – это, прежде всего, мать, а не работница в своем офисе. Женщин нужно вернуть в семью, а не вырывать из нее.

В-пятых , в традиционной семье детей воспитывают и учат родители. Как минимум они держат процесс обучения под плотным контролем. Вот такая семья традиционная. Та, где обучает детей школа, интернет, улица, — это не традиционная семья. А потом мы удивляемся, почему у нас разорвана связь между поколениями. Да потому, что родители, поклоняясь идолу своего «равноправия», в равной степени не занимаются своими детьми, перекладывая это на плечи государства – садика, школы, «общества», «коллектива». И потом же выдвигают претензии, мол, вы не так выучили моего ребенка. Да нет, это родители вначале его бросили.

В-шестых , традиционная семья создается на всю жизнь. Конечно, все скажут, что они заключают брак на всю жизнь, но спросите о личном отношении к разводам – и вы поймете, почем в России на 100 браков приходится 60 разводов. Потому что брак воспринимается как временное сожительство без обязательств. Не понравилось – разбежались. «Не сошлись». В традиционной же семье это невозможно.

Наконец, последнее. Что такое традиция? По-русски это предание (лат. trans – передача). Традиционная семья – это та, в которой передается слово Божие от родителей к детям. В более общем смысле – мировоззрение своей общности. Что может передать современная семья, если родители в среднем общаются с ребенком 10-15 минут в день? По другим данным, до 40 минут, из которых часть времени уходит просто на совместное сидение перед телевизором. То есть родители толком с детьми не общаются, возлагая все на пресловутую «социализацию». Нет, это не традиционная семья, не говоря уже о том, что у самих родителей зачастую нет твердого мировоззрения.

Много чем ещё традиционное представление о семье отличается от того, которое мы, заблудившиеся люди XXI века, считает традиционным. Наша задача – опомниться и начать с себя. Семью нам строит не государство, а мы сами. Потому и начинать нужно с себя. Другого пути у нас нет.

УДК 17.023.32(470 + 571) Гурджиян Мадонна Вартановна

аспирант кафедры философии Поволжского государственного технологического университета

ТРАДИЦИОННАЯ СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Gurdzhiyan Madonna Vartanovna

PhD student, Philosophy Department, Volga Region State University of Technology

TRADITIONAL FAMILY IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация:

В работе представлены социально-философские основания функционирования традиционной семьи в современном российском обществе. По результатам исследования сущностных черт традиционной семьи, сопоставления ее принципов и ценностей с особенностями современной семьи автором делается вывод, что традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в российском обществе с учетом традиций и мен-тальности русского народа и будет положительно воспринята социумом.

Ключевые слова:

традиционная семья, семейные отношения, семейные ценности, кризис семьи, патриархальная семья, духовность, стабильность брака, вера.

The article presents the social and philosophical foundations of the traditional family functioning in the modern Russia. Basing on the study of the typical features of a traditional family, comparison of its principles and values with the features of a modern family, the author concludes that the traditional model of family, updated in accordance with the realities of today, should become a promising model of family relations organization in the Russian society taking into account traditions and mentality of the Russian people, and it will be positively received by the society.

traditional family, family relations, family values, crisis of family, patriarchal family, spirituality, stability of marriage, faith.

Одной из ключевых причин обращения к вопросу о роли традиционной семьи в российском обществе представляется системный кризис семейных ценностей и отношений в современной России. Этот кризис проявляется прежде всего в сокращении числа ежегодно регистрируемых браков на фоне роста числа регистрируемых разводов. Кроме того, кризис семейных отношений отчетливо проявляется в низкой ценности детей в семьях: в 2014 г., по данным Росстата, среднее число рожденных детей составило 1,75, что, очевидно, не обеспечивает простого воспроизводства населения. Причин у данного явления, безусловно, немало, однако нельзя отрицать определенную обусловленность низкой рождаемости характером восприятия современным российским обществом семьи и семейных ценностей.

Приведенные обстоятельства делают вопросы, связанные с изучением роли семьи в современном обществе, восприятия обществом основополагающих семейных ценностей, важным направлением исследования множества наук. С социально-философской точки зрения интерес представляет вопрос о том, какая из моделей семейных отношений характеризуется наибольшей устойчивостью и призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе. При этом социальную философию в не меньшей степени волнуют вопросы о том, воспринимается ли указанная модель организации семейных отношений обществом положительно, каковы возможности ее пропаганды и популяризации.

Следует отметить, что в России сосуществуют три типа семьи: традиционный (патриархальный), детоцентрический и супружеский. У каждой модели семейных отношений свой пик популярности, этап доминирования. Так, до Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья с доминирующим авторитетом мужчины в доме, с послевоенных лет - детоцентрические семьи, в которых дети представляли центр интересов семьи, благополучия и сохранения брака. Начиная с 90-х гг. формируются супружеские пары, в которых доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества жизни супругов.

В специальной литературе указываются сущностные признаки традиционной семьи. Как отмечает Ю.Е. Коростылева, «традиционная семья - это большая семья, в которой представители не одного поколения проживают в одном доме и занимаются коллективным трудом (общим делом). Традиционная семья основана на патриархальном идеале» .

Выделяются следующие черты патриархального идеала. Во-первых, главенствующее положение мужчины в семье. Это мог быть отец, дед, старший сын, ответственные за выполнение следующих обязанностей: представление семьи перед внешним миром; выплата долгов, налогов; ответ перед обществом за нравственные поступки, а может быть, проступки членов семьи; распоряжение семейной кассой. Другими словами, в руках «отца семейства» сосредоточены экономические ресурсы и управленческие функции. Во-вторых, распределение основных функций жизнедеятельности: женщины выполняют экспрессивные функции (женщина - мать, хранительница семейного очага), мужчины - инструментальные (мужчина - добытчик, кормилец семьи). В-третьих, регламентация трудовой деятельности: мелкая работа поручалась детям, старики и больные выполняли легкие виды работы, мужчины - тяжелые, женщины работали по дому. В-четвертых, формирование семейных, гражданских профессиональных функций. Патриархальная семья представляла собой как домашнюю церковь, так и школу семейного воспитания .

Дополнительно подчеркнем, что само по себе понятие «традиционная семья» применительно к поликультурному российскому обществу не является монолитной конструкцией. Российское общество, как на предыдущих исторических этапах развития, так и сегодня, состоит из сотен этносов, исповедующих десятки различных религий, проживающих компактно или рассеянно на разных территориях. В то же время исследования позволяют выделить некоторые общие признаки традиционной семьи для полиэтнического, поликультурного и полирелигиозного российского социума.

В частности, сущностные основы традиционной семьи основаны на патриархальном идеале, а именно уважении к родителям и старшим, служении ближнему, почитании памяти своих предков и семейных святынь, выполнении семейных, профессиональных и гражданских ролей, то есть личность воспринимается и на уровне сознания и моделей поведения. Еще в первой половине XX в. философ Иван Ильин писал о тесной связи личностных и семейных ценностей: «Духовный кризис подрывает семью; если духовность колеблется в семье, она начинает слабеть и вырождаться в человеческих отношениях» .

Приведенное описание достаточно ярко характеризует концентрацию в рамках традиционной семьи многочисленных социально-положительных элементов, включая высокие нравственные основы формирования семейных отношений, преемственность поколений и комплексность морально-этического и духовного воспитания в семье. Указанные характеристики пребывают в дефиците в современной российской семье, на что указывают как приведенные выше статистические данные, так и наблюдения многочисленных авторов.

А.В. Ковалева с сожалением констатирует: «В настоящее время традиционная семья в том виде, какой мы знали ее в былые времена, практически полностью ушла в прошлое, сохранив лишь отдаленно напоминающие ее характеристики. Происходящие процессы отражаются на семье как целостной единице, и в частности на семейных отношениях. Семья претерпевает трансформационные процессы семейно-брачных отношений, это изменение структуры и численности семьи, образование новых ценностных ориентаций и новых нормативных семейных кризисов и многое другое. Изменяя свои формы, семья приобретает новые характеристики, отдельные из которых порождают определенные риски в ее благополучии. Данное обстоятельство накладывает отпечаток на жизнеспособность семьи в современном мире» .

Причины трансформации традиционной семьи в детоцентрическую, а затем в супружескую преимущественно очевидны и достаточно хорошо осмыслены различными исследователями.

Можно сказать, что в основе современной российской семьи лежат не специфические функции семьи, которые имманентно исходят из ее сущности и отражают специфику семьи как социального феномена (воспроизводство, содержание и воспитание детей), а производные, неспецифические ценности и потребности, в частности получать и отдавать любовь и заботу, обеспечивать душевный комфорт. Данное обстоятельство, очевидно, и породило забвение традиционной семьи в современном обществе: для осуществления неспецифических функций семья не требуется в принципе - получать и отдавать любовь и заботу, иметь душевный комфорт, сексуальные отношения, детей, пребывать в общем благополучии с известной степенью успешности можно и вне семьи.

В современном обществе данная тенденция проявляется в высоком уровне разводов по отношению к числу браков, в слабом стремлении лиц разных возрастов регистрировать супружеские отношения, в малодетности, снижении числа поколений в семье (так называемой нуклеаризации). В более широком контексте данные ценностные ориентации, на наш взгляд, являются стимулами к таким негативным социальным явлениям, как ранний уход (бегство) детей из семьи; ориентация индивида, откладывающего брак, на карьерное развитие; неконтролируемый рост случаев абортов и отказов от детей; нерелигиозная полигамия в ее различных проявлениях (от супружеских измен или неразборчивой добрачной половой жизни до так называемых «шведских семей») и др. Для западных обществ характерны и такие экстремальные проявления деформации традиционных семейных ценностей, как признание и одобрение гомосексуальных семей, развитие педофилии, зоофилии и т. п.

Анализ этих негативных тенденций приводит к выводу о том, что для современного общества именно традиционная семья является единственной моделью семейных отношений, способной преодолеть кризис в данной сфере, существенно повысить значимость и роль семейных ценностей. Примечательно, что исследования выявляют тенденцию к усилению положительного восприятия традиционной семьи и семейных ценностей российским обществом, причем не только той ее частью, которая проживает в религиозной и социокультурной среде с хорошо сохранившимися элементами традиционного уклада семейной жизни .

Следовательно, общественное признание требуется именно традиционным семьям, и государство и общество должно оказывать им всемерную поддержку. Речь, безусловно, не идет о насильственном насаждении идеалов традиционной семьи в российском обществе. Здесь надлежит учитывать и светский характер Российского государства, свободу вероисповедания, и определенные черты традиционной семьи, такие как низкая социальная и географическая мобильность, делающие данную модель семейных отношений недостижимым идеалом в текущих общественно-экономических условиях. Наконец, современное общество может оказаться не готовым принять такие черты традиционной семьи, как фактический запрет абортов, выбор супруга по предписанию родителей, жесткое табу на предупреждение и прерывание беременности.

Однако полагаем, что духовность и коллективизм, традиционно присущие русской менталь-ности, должны и могут стать фундаментом возрождения модели традиционной семьи в российском обществе. Организация жизни по принципу многопоколенности семьи с преимущественной ценностью родства, думается, ни в коей мере не противоречит современным правовым и нравственным ориентирам, а в отношении других особенностей традиционной семьи еще предстоит прийти к общественному консенсусу, результатами которого могут быть как трансформация правовых и моральных норм (включая отношение к абортам и разводам), так и гибкость обновленной модели традиционной семьи (допустимость разводов и абортов при определенных условиях, повышение роли женщин в семейном управлении, выход семейного труда за рамки домохозяйства).

Таким образом, традиционная модель семьи, обновленная в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, должна стать перспективной моделью организации семейных отношений в современном российском обществе с учетом традиций и ментальности русского народа, призвана обеспечивать комплексное социальное развитие в страновом масштабе, преодолеть кризис семейных ценностей в российском обществе и, очевидно, будет позитивно воспринята социумом.

1. Коростелева Ю.Е. Патриархальный идеал как основа традиционной семьи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3, № 1. С. 31-33.

3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб., 2008.

4. Ковалева А.В. Негативные факторы трансформации традиционной семьи в современную // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 1. С. 265-272.

5. Голова А. Социально-экономические механизмы разрушения традиционных семейных отношений // Общество и экономика. 2013. № 9. C. 178-186.

1. Korostelyova, YE 2015, "The patriarchal ideal of the traditional family as the basis", Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

2. Korostelyova, YE 2015, "The patriarchal ideal of the traditional family as the basis", Actual problems of modern science, technology and education, vol. 3, no. 1, p. 31-33.

3. Ilyin, IA 2008, The path of spiritual renewal, St. Petersburg.

4. Kovaleva, AV 2015, "Negative factors of transformation of the traditional family in the modern", Scientific notes of TOSU, vol. 6, no. 1, p. 265-272.

5. Golova, A 2013, "Socio-economic mechanisms of destruction of traditional family relations", Society and economy, no. 9, p. 178-186.

Традиционная семья была большой в двух основных аспектах, как было характерно для подавляющего большинства населения СССР до первой пятилетки: это была форма совместного проживания нескольких брачных пар разных поколений или во всяком случае взрослых женатых или замужних детей и их родителей, а кроме того, большая семья была средне- или многодетной. Глава семьи - как юридическое лицо (и собственник) контролировал экономические ресурсы семьи, руководил ее жизнедеятельностью, представлял семью перед обществом, определял будущее ее членов и нес за них ответственность. Семья была относительно долговременной группой с постоянным местом проживания, которая существовала, как правило, дольше, чем жизнь одного поколения. Весьма важным качеством большой семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную мобильную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу. Семья с неизбежностью была посредником во всех взаимодействиях индивида с любым другим социальным институтом.

В большой семье связи между тремя поколениями - родители супругов, муж и жена, дети -- были одинаково сильны, непродуктивны в традиционном механизме социализации как трансляции опыта от старших поколений к средним и младшим. В малой семье связи между старшим и третьим поколением практически перестают иметь социальное значение, а связи между соседними поколениями социально активны лишь в начальный и конечный период жизненного цикла поколения, притом таким образом, что круг связей между тремя поколениями превращается в цепь связей между соседними поколениями -- один раз, когда родители воспитывают своих несовершеннолетних детей, и второй раз (и эта связь тоже имеет тенденцию к ослаблению) - когда дети содержат своих престарелых родителей. Чаще всего последняя нагрузка ложится не на первенцев, а па вторых и последующих детей. Между тем нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе. В меру сохранения связи между соседними поколениями происходит выравнивание экономического положения соседних поколений, а также, в меньшей степени, социального значения родственных линий мужа и жены. Поскольку нуклеарное домохозяйство является связующим звеном в сети родства и поскольку социальное положение жены и мужа в тенденции выравнивается, статусы жены -- мужа и родителей с женской и мужской стороны становятся подобны, ни одна из трех взаимосвязанных семейных групп не является структурно предпочитаемой, в принципе все межсемейные связи имеют основную тенденцию к симметрии и регулируются нормой взаимности. Однако положение старшего и младшего поколения, более высокого и более низкого экономического положения поколений сказываются на обменах между семьями. Нуклеаризация гарантирует автономию отдельных домохозяйств. Более низкое благосостояние молодых семей является стимулом профессиональных достижений молодых супругов и одновременно создает проблему для социальной инфраструктуры города. Итак, нуклеаризация, создавая необходимость формирования индивидуально-семейного благосостояния всякий раз заново, лежит в основе стремлений к профессиональным достижениям как основному средству получения самостоятельного жилья, имущества и доходов. Эта тенденция соответствует требованию непрерывного роста квалификации и качества рабочей силы.

Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос.

Внутри семьи индивидуализация ролей преобразует весь семейный строй. Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Прежде всего, отметим разрушение старой системы внутрисемейной иерархии, которая распространялась как на отношения мужчин и женщин, так и на отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей, детей разного пола и возраста. В семье не только нет явно выраженного главенства одного статуса перед другими, но меняется тип зависимости между носителями разных семейных ролей. Хотя брак и родительство по-прежнему являются не только личным, но и правовым и моральным отношением, призыв к учету индивидуальных интересов всех лиц лежит в основе современной правовой нормы и юридической практики. Приоритет, который отдается интересам детей при разводе или лишении родительских прав, оправдан социальной несамостоятельностью детей. Во всех же остальных случаях не только объективные социальные интересы каждого члена семьи независимо от пола и возраста, но и их личные желания являются основой внутрисемейного взаимодействия. Практически исключением являются лишь дети ясельного возраста, но как только ребенок становится в состоянии сформулировать свои желания или возражения, с ними приходится считаться. Уважение к личности признается неотделимым от формирования и необходимости сохранения самоуважения. Иметь желания и реализовать их считается нормальным путем обнаружения внутренних ресурсов и способностей личности и средством ее развития. Проявление индивидуальности считается нормальным и высокоценимым качеством, иногда даже вопреки конформности к норме (хотя, как правило, при условии отсутствия диссонанса с соответствующими нормами морали и опытом взаимодействия данной семьи как группы). Моральная аргументация «странного» поступка или регулярного действия, если она сопровождается убедительными ссылками на индивидуальные особенности, особые условия, а также не противоречит интересам других членов семьи и более широкой морали, не только обычно принимается, но и служит средством развития морального сознания укрепляет моральную автономию личности перед лицом других членов семьи и посторонних.

Индивидуализация семейных ролей ведет к сильной тенденции к симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, к совместности или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей. Это требует реорганизации разделения труда» семье, переопределения особенностей мужской и женской субкультуры в обществе, установления новых границ качественного своеобразия половой психологии, социальных, возможностей ограничений для мужчин и женщин. Прежняя ценностная структура свойств мужского и женского характера, стиля поведения постепенно приобретает новый вид. Основа такой перестройки -- это переход от «иерархической логики» аргументации различия между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка, подростка или старика.

Атмосфера в семье меняется: происходит сдвиг от системы наказаний и поощрений носителей соответствующих ролей, опирающейся на прочные и ясные традиции и на авторитет и власть главы семьи, к системе моральной оценки, морального спора, диалога и самообоснования, самооценки и оправдания, опирающейся на нравственную зрелость и убеждения всех членов семьи, на групповую и индивидуальную интерпретацию ситуации и относящихся к ней социальных требований и норм. Конечно, это обостряет атмосферу в семье, но в то же время делает напряженность в ней менее видимой для посторонних и даже для самих членов. Тем более важным становится взаимопонимание и доверие между супругами, родителями и детьми, а также откровенная коммуникация между ними как основное средство установления и поддержания взаимопонимания; Если эти условия не выполняются, растет отчуждение в семье, моральный диалог превращается в ссору, конфликт -- в насилие над личностью или стремление изолироваться от других в семье.

Индивидуализация охватывает не только сферу внешних функций членов семьи, разделение труда и моральные отношения в ней, но распространяется и на область досуга, свободного времени, проявляет себя в функциональной дифференциации жилого пространства в жилище. Каждому хочется иметь личное изолированное или условно изолированное пространство в жилище (в идеале -- комнату). Нормативный образ квартиры включает следующие элементы: каждому -- свою комнату, а кроме того -- общесемейную или гостевую комнату и места общего пользования6 . Индивидуализация проявляется и в контроле или преимущественном использовании многих вещей долговременного пользования в доме -- от посуды до телевизора или радио, от спортинвентаря до книг и стульев. И, разумеется, она доминирует в одежде и в предметах личного обихода и гигиены. Индивидуализация одежды особенно акцентируется при наличии двух или более детей близкого возраста презрительное выражение «обноски» характеризует отношение к попыткам следовать утилитарным соображениям и пренебрегать нормативными, индивидуализированными. Случается, требование индивидуализации благ вступает в противоречие с элементарными традициями воспитания и нравственности.

Индивидуализация досуга более характерна для отношений родители - дети. Что касается супружеских отношений, то здесь она сталкивается с нормой совместности любых важных внутрисемейных дел и мероприятий. Во всяком случае отпуск и выходные дни до сих пор рассматриваются, как совместное времяпровождение, так что индивидуализируются лишь отдельные элементы досуга (хобби, культурные интересы, творчество, общение вне семьи).

Тенденцию индивидуализации жилого пространства членов семей, которая вне всяких сомнений связана с обеспечением необходимых условий для стабильного утверждения и развертывания интересов, склонностей и способностей личности, сохранением жилой среды в соответствии с ее вкусами и потребностями, не следует смешивать с рядом внешне похожих на нее тенденций. Как упоминалось, в городе распространяются домохозяйства одиночек или лиц, живущих отдельно от семьи, а также групповых жилых ячеек и комплексов (общежитии, домов для малосемейных, интернатов, гостиниц и т.п.). Груко ТА. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социол. исслед. 1997. № 1.

С одной стороны, проживание в одиночку; рассматривается, как правило, в качестве временного и вынужденного для человека этапа его жизненного цикла (следствие условий работы, учебы и т.п.). С другой стороны, эта псевдо индивидуализация способа проживания в городе есть негативное проявление трудностей формирования или сохранения семьи, обострение проблемы одиночества в добрачном юношестве, в бракоспособных возрастах, а также в престарелом возрасте. Стремление жить с близкими универсально для всех групп городского населения, поскольку отношения с близкими -- безусловная положительная ценность благополучия образа жизни в целом.

Другая тенденция -- это летний отдых детей отдельно от родителей: в пионерлагерях, на турбазах, детских дачах и т.п. Облегчая, как и проживание учащейся молодежи ПТУ, техникумов и вузов в общежитиях, формирование социальной и психологической самостоятельности детей, укрепляя их связи со сверстниками, раздельный отдых детей и родителей в определенной мере не соответствует всем стремлениям членов семьи. Широкий успех семейных форм отдыха в последние годы, поддержанный постановлениями правительства об их развитии, свидетельствует об этом.

Освобождение семьи от деформирующего влияния отношений собственности и наследования в полную меру осуществляется при социализме. Создавая условия для юридического и фактического равенства мужчины и женщины, социализм делает их субъектами брачного выбора. Желания, стремления, личные предпочтения людей впервые могут стать основой формирования новой брачной пары. Самостоятельность молодых делает необходимым их более раннюю психологическую и моральную зрелость. Появляется особый период в жизни человека -- ухаживание и добрачная социализация, когда отношения с лицами противоположного пола становятся особой сферой и ценностью в жизни молодежи и которые разворачиваются в основном за пределами семьи и родительского контроля -- в местах учебы, работы, общественно организованного досуга и общения. Группы сверстников приобретают характер особого института социализации молодежи, дополняющего влияние семьи, школы и средств массовой коммуникации, формирующаяся до брака психологическая и моральная зрелость молодежи становится основой личностного взаимодействия в браке, индивидуализация ролей в добрачный период находит продолжение в других фазах самостоятельной семейной жизни, как в отношении супружеского взаимодействия, так и в воспитание собственных детей.

Внутри семьи связи между поколениями на первый взгляд кажутся сегодня односторонне функциональными -- детям нужны родители, чтобы обеспечить им гигиенические и бытовые условия, заложить в личности фундамент культуры: обучить речи, ходьбе, уходу за собой, привить детям социальный, личный и нравственный смысл исходных категорий человеческого существования - труда, долга, свободы, справедливости, поступка, решения, самоуважения и любви к человеку, смысла жизни и т.п. Многие другие родительские функции сегодня отпали или неузнаваемо изменились -- идет ли речь о передаче детям профессионального.опыта или секретов, приобщения к вере или к научным знаниям, к фольклору или к национальной культуре, к приличиям своего круга или к священным местам своей родины. Роль родителей сравнительно невелика в социальном контроле за поведением ребенка вне дома, в определении его будущего социально-профессионального, имущественного или брачного статуса, в воспитании детей своих детей -- внуков. Но все же функции родителей для детей фундаментальны и неустранимы.

Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенси-руют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.

В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных событиях и социальных возможностях.

Различие семьи как социального института и малой первичной социальной группы, собственный опыт взаимодействия которой создает облик конкретной семьи, должно быть дополнено пониманием значения индивидуальных свойств и особенностей для историй конкретной семейной группы и ее структуры.

Семья должна стать традиционной в полной мере

В 2018 году в России начнут действовать новые меры материальной поддержки семей с детьми. Это выплаты на первого ребенка, помощь государства по ипотеке, обеспеченность яслями и др. Плюс продлевается действие программы материнского капитала. Считается, что эти меры помогут улучшить демографию. Однако они носят не демографический, а социальный характер и представляют собой меры материальной поддержки семей, т.е. помощь в том, что имеет .

Наше демографическое мышление построено на неверных посылках. Мы пребываем в гипнозе «финансизма» и считаем, что для выздоровления семьи нужно просто «вливать» в нее деньги. Представьте себе, что в больнице уже много лет лежит ваш тяжело больной родственник. Ему не становится гораздо лучше, и он продолжает находиться в тяжелейшем состоянии. А мы, вместо того чтобы лечить его, считаем, что нужно просто давать ему денег. Да, это скрасит его пребывание там, но НЕ вылечит . Примерно тот же самый прием используется по отношению к семье. Семью даже не пытаются лечить, а просто материально ей помогают. Даст ли это демографический эффект? Нет. Больному нужно помогать, но прежде всего больного нужно лечить!

Тот, кто работал на земле, знает, что плодоносить будет только здоровое дерево, давать потомство будет только здоровое животное. Все живое дает потомство только в здоровом состоянии. Нынешняя же семья нездорова, и ожидать от нее обильных плодов, т.е. деторождения, бесполезно. В чем нездоровье семьи? В том, что она стала институтом и относятся к ней, как к институту, такими вот мерами: у вас проблема – нате вам денег.

Могу сказать и по-другому. Семья перестала быть традиционной. Если мужчина и женщина заключили брак, это только первый шаг к ее созданию. К сожалению, подавляющее большинство семей традиционными не являются, поскольку живут не традиционными представлениями о семье, а представлениями ХХ века. А они являются извращенными. Могу их перечислить по пунктам.

Во-первых, это установка на малодетность – родить одного, максимум двух (при благоприятных условиях).

Во-вторых , это сама установка, что родители «принимают решение о рождении ребенка». От одних этих слов меня бросает в дрожь. Потому что жить в браке, избегая детей, – это избегать друг друга, это обесценивать сам брак. Это позор. Ожидать от такого позорного «брака», что он будет многодетным, бесполезно.

В-третьих , это готовность убивать своих детей.

В-четвертых , это установка на то, что работать должны оба родителя, а воспитывать – это дело тети в садике, учить – дело тети в школе.

Как же выглядит традиционная семья? Прежде всего, она создается в Боге и является иерархичной. Жене глава – муж, а мужу – Бог. Семья же неверующих по определению не является традиционной, поскольку там нет иерархии. Из-за этого она не будет и многодетной (исключения очень редки). Ведь современные супруги вообще не понимают своего предназначения.

Во-вторых , в традиционной семье детей не «планируют», а любят. И дети являются плодом любви, а не плодом «плана». А уж когда семье дастся новый ребенок, это только Богу известно. Дело супругов – не идти против Бога и воздерживаться друг от друга только на время поста и молитвы (см. 1 Кор. 7:5), а не жить для себя по принципу «максимум удовольствий, и никаких детей, а то дорого». Это человекоубийство, это убийство будущего.

В-третьих , в традиционной семье беззащитных детей не убивают. Что мы хотим исправить в демографии, если государство убивает детей!? Какое народосбережение? Детей вырезают, как скот. Я понимаю, что народ не готов к тому, чтобы вообще не убивать, но хоть какие-то потуги в ограничении убийств должны быть. Пока же нет никаких. В этих условиях все призывы к улучшению демографии останутся пустыми словами. Но самое страшное, что люди хотят убивать. Государство разрешает это делать, но идут на убийство сами люди. Они убивают СВОИХ детей.

В-четвертых , в традиционной семье материальное обеспечение семьи лежит на плечах главы. Жена в основном занимается домашним хозяйство и детьми. Поэтому у нее есть время на детей. Та семья, где женщина поскорее сдает младенца в «камеру хранения» — ясли или детсад, никак не является традиционной. И поддерживать этот институт – это значит разрушать семью. Жена – это, прежде всего, мать, а не работница в своем офисе. Женщин нужно вернуть в семью, а не вырывать из нее.

В-пятых , в традиционной семье детей воспитывают и учат родители. Как минимум они держат процесс обучения под плотным контролем. Вот такая семья традиционная. Та, где обучает детей школа, интернет, улица, — это не традиционная семья. А потом мы удивляемся, почему у нас разорвана связь между поколениями. Да потому, что родители, поклоняясь идолу своего «равноправия», в равной степени не занимаются своими детьми, перекладывая это на плечи государства – садика, школы, «общества», «коллектива». И потом же выдвигают претензии, мол, вы не так выучили моего ребенка. Да нет, это родители вначале его бросили.

В-шестых , традиционная семья создается на всю жизнь. Конечно, все скажут, что они заключают брак на всю жизнь, но спросите о личном отношении к разводам – и вы поймете, почем в России на 100 браков приходится 60 разводов. Потому что брак воспринимается как временное сожительство без обязательств. Не понравилось – разбежались. «Не сошлись». В традиционной же семье это невозможно.

Наконец, последнее. Что такое традиция? По-русски это предание (лат. trans – передача). Традиционная семья – это та, в которой передается слово Божие от родителей к детям. В более общем смысле – мировоззрение своей общности. Что может передать современная семья, если родители в среднем общаются с ребенком 10-15 минут в день? По другим данным, до 40 минут, из которых часть времени уходит просто на совместное сидение перед телевизором. То есть родители толком с детьми не общаются, возлагая все на пресловутую «социализацию». Нет, это не традиционная семья, не говоря уже о том, что у самих родителей зачастую нет твердого мировоззрения.

Много чем ещё традиционное представление о семье отличается от того, которое мы, заблудившиеся люди XXI века, считает традиционным. Наша задача – опомниться и начать с себя. Семью нам строит не государство, а мы сами. Потому и начинать нужно с себя. Другого пути у нас нет.