Проблема формирования гражданственности и патриотизма у современной молодежи. Патриотизм и гражданственность как социальное и педагогическое явление

Словарь темы

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству . «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.



На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности , приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание , понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота , что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Задание 1

1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.

2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?

1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.

Задание 2

1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.

2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Каковы пути выхода из создавшейся ситуации?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Н.А.Черкасская, Армавир

учитель русского языка и литературы

МБОУ – СОШ №23, город Армавир

В академическом словаре русского языка читаем: «Гражданственность – это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием данного качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.

«Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …» - это уже определение того же понятия со страниц молодежного сайта Не сложно заметить, как расставляются приоритеты – сначала личное, потом общественное. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.

Патриотизм – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма. Но мы видим многие факты сложившихся в России отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Так, например, вложение крупных финансовых средств отдельными социальными группами населения в зарубежную экономику не свидетельствует об их патриотических настроениях. Согласитесь, сложно также внушать молодым людям чувство патриотизма, чувство гордости за страну, когда с экрана телевизора вещают лучшие артисты, лучшие спортсмены, легко продающие свой талант за границу, зачастую выступающие на олимпиадах за команды других стран.

Кроме того, в настоящее время справедливое стремление ухода от потребительства к самостоятельному приобретательству зачастую превращается в навязывание приоритета земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения мнения большинства и совместного труда – развитием творческой личности с её эгоистическими запросами; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью под лозунгами свободы; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения и себялюбия; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям с обязательной перспективой погружения в будущем в эти традиции.

Поэтому все чаще встречающиеся статистические данные и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых людей.

Многие исследования последних лет наглядно показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно толкуются многими социальными группами, в том числе и студенческой молодежью. Ни для кого не секрет, что в последнее время понятия гражданственности, особенно патриотизма, подменяются националистическими представлениями о чистоте нации. Если обратиться к ряду исследований, то можно вспомнить исследование московского фонда по заданию Эберта (2001-2002 гг.). Когда обратились к молодежи с просьбой ответить, что такое гражданственность, то получили очень много ответов о национал-патриотизме, с которым отождествляет молодежь и патриотизм, и гражданственность. Это чрезвычайно опасные тенденции, особенно в регионах с многонациональным населением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей.

Как правило, мы формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями, когда пресса, многократно утрировав, знакомит общество с реальными примерами из жизни страны – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»

Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».

Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими издержками.

Вот уже второе десятилетие в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, здесь не обойтись без осмысления социального опыта других наций, но все-таки главное - это ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. Хорошо известно, что условием жизнеспособности любого общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Именно от гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.

  1. Черкасская Наталья Александровна
  2. МБОУ - СОШ №23
  3. учитель высшей категории русского языка и литературы
  4. Краснодарский край, г. Армавир, улица 2-ая Лабинская, 23. Индекс 352903
  5. тел.: 89064333059

Введение

Патриотизм

Гражданственность

Формирование гражданственности и патриотизма

Заключение

Литература

Введение

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Считается, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно,- профессия защитника Отечества.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как о источнике народной мудрости.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, - писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т.п.).

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся и студентов. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения - Руси - России - Советского Союза - Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство - княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны.

Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Патриотизм

Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время теснейшим образом взаимоувязанных феномена. Они проявляются как социальные характеристики личности и социальных общностей и указывают на качество их социального развития.

В самом общем виде, патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, от patris - родина, отечество) представляет собою интегративную, системообразующую характеристику личности (социальной общности, общества в целом), имеющую генетические корни, отражающую исторически объективно сложившуюся связь человек (общность) - среда обитания и развития" и подразумевающую нравственно-эмоциональную связь названных субъектов с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, идеологических, эстетических, религиозных и т.п. представлений, Собственно и оцененных в понятии ""Родина ", имеющих ценностно-деятельностью природу и проявляющихся в стремлении данные ценности отстаивать, защищать и приумножать.

Гражданственность же предполагает е основном динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство.

Данные два понятия реализуются в контексте этничности, одним из основных признаков которой является самоидентификация представителей одной этнической общности по отношению к другим. В реальности все эти понятия - патриотизм, гражданственность и этничность- взаимоувязаны и находятся в динамическом соотношении и единстве, каждый раз определяемом спецификой момента и характером воздействия комплекса разного рода объективных и субъективных факторов. Их учет имеет решающее значение при формировании систем воспитания и стратегий социального управления.

Понятно, что, играя существенную роль в жизни людей, обществ и государств, патриотизм был и остается предметом исследования. За истекшие три столетия сложилось несколько основных подходов к его исследованию.

Первый, получивший наибольшее распространение в научно-исследовательской литературе и публицистике, можно назвать возвышенно - деятельностным. В соответствие с ним патриотизм трактуется как возвышенное чувство любви к Родине, Отечеству, как сугубо позитивное эмоциональное отражение, проявление в абстрактной форме любви к составляющим понятия Родины. Сила патриотического чувства побуждает человека к активным действиям на благо Родины.

Второй подход трактует патриотизм как общественное явление

Третий подход, сложившийся в 60-х - начале 80-х гг. XX века, рассматривает патриотизм как явление общественного сознания, причем с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества.

Четвертый подход- государственнический или этатический - характеризуется рассмотрением государства как главного объекта патриотизма. Наиболее полно ее разработал Г.Гегель, согласно которому понимание патриотизма означает стремление к общим целям и интересам государства, будь то интересы личности, группы людей или общества в целом. Государство же выступает главным объектом высших чувств и помыслов личности и выражается в чувстве гордости за державу.

Пятый подход - личностный. В нем первостепенная роль отводится личности как высшей ценности. А проявления патриотизма, по словам Г.Флоровского, представляют собой «культурное творчество и национальное напряжение собственных сил».

Шестой подход- духовно-религиозный, самый древний, рассматривает данное качество личности как акт высокой духовности, являющейся глубоко религиозным.

Патриотизм по своему характеру консервативен и выполняет следующие функции:

1. Интегрирующую, то есть направленную на объединение большинства нации на основе приоритета интересов общества и государства и ответственную за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра.

2. Охранительную или защитную. В ее рамках осуществляется формирование и развитие того, что определяется как национальная безопасность.

3. Стабилизирующую, то есть придающую прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т.д.).

4. Регулирующую, то есть определяющую характер реакций на внешние воздействия и влияющую на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии.

5. Воспитательную, воздействующую на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности.

Исследования убедительно показывают, что патриотизм в связке с гражданственностью и этничностью выполняет роль скрепляющего общество фактора, который нейтрализует негативные явления и процессы и выступает мощным стимулом позитивного развития личности и общества в целом.

Глубинная основа патриотизма, как и многих нравственных и эстетических чувств и эмоций отдельного человека и целых народов, имеет генетические корни и может быть объяснена с позиций эволюционной генетики. Веками большинство народов, перемещаясь через значительные пространства, либо гибли, растворялись среди других, более сильных, либо находили свою нишу, которая обладала необходимыми для нормального развития характеристиками. И здесь вступал в силу динамический фактор взаимодействия общества с природой. Л.Н.Гумилев справедливо отмечал, что "...особенно это прослеживается, когда главную роль играет натуральное или простое товарное хозяйство. Способ производства определяется теми экономическими возможностями, которые имеются в природных условиях территории, кормящей племенную группу или народность. Род занятий подсказывается ландшафтом и постепенно определяет культуру возникшей этнической целостности"(1, с.167) Устойчивость этноса тем выше, чем более разнообразен ландшафт. Л.Н.Гумилев определяет высокую устойчивость этносов к разного рода изменениям, к примеру, сукцессивным, то есть резким изменениям исторического окружения, или масштабным и долговременным природно-климатическим колебаниям, кардинально влияющим на характеристики ландшафта и образ жизни населяющих их народов, при наличии 3-4 ландшафтных характеристик (скажем, лес, лесостепь, море, горы). В этих условиях этносы имеют возможность маневра в изменившихся условиях, самосохранения и развития в течение длительного времени. Со временем природно-ландшафтная связь отражалась в генотипе и своеобразно закреплялась в культуре. Границы же обитания этносов и народов были подвижны, но базовая территория оставалась, как правило, неизменной. А утрачивались те территории, которые отличались от базовой, где проживали и другие народы, и ландшафт был иным. Так в сознании людей проявлялось понятие "Родина". В свою очередь, социальная динамика процессов складывания и развития исследуемых феноменов во многом определила последующую историю народов, обществ и государств.

Искусственно вырванные из среды под воздействием чаще всего внешних обстоятельств, представители этих народов и переселившиеся (или насильно переселенные) в иную, отличную по характеристикам среду, в первом поколении в массе своей испытывали острое чувство дискомфорта, ностальгические переживания, вплоть до болезненных, психопатологических по своей природе состояний.

Кроме того, следует учитывать и еще один немаловажный момент: доминанту постоянства и стабильности в этногенезе. Это стремление соотносится с генетически закрепленной в большинстве людей склонности к постоянству и стабильности и естественно находит выражение в более сложных чувствах, выполняющих, к тому же, охранительную функцию, - таких, как патриотизм, за которым стоит издревле сложившаяся привязанность к месту своего жительства, стремление к покою и уравновешенности жизненного уклада.

Таким образом, закрепление на генетическом уровне связи человека и целых народов с исторической (базовой) территорией сопровождается культурным наполнением, находя выражение в понятии патриотизма, уже как нравственной охранительной ценности, ориентированной на стабильность и относительный покой.

Будучи конкретно историческим понятием, патриотизм в каждую эпоху имеет различное социальное, в том числе и различное ценностное содержание. Однако первооснова его, в общем-то, остается одной и той же, как и структура составляющих его элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - ареал обитания народа - страна в целом. При этом последние два элемента структуры не обязательно выступают в названной последовательности, поскольку государственные границы могут и не совпадать с ареалами обитания народов. В этом смысле патриотизм не всегда созвучен с понятием государства, хотя и тесно с ним связан. В иных случаях, имеет смысл говорить о территориальном, этнокультурном или этнорелигиозном патриотизме.

Кроме того, с формированием вследствие интеграционных процессов общностей более значительных по своему масштабу, можно поставить вопрос о проявлении в будущем таких феноменов, как европейский или, скажем, латиноамериканский патриотизм.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

Воспитание гражданственности и патриотизма

Выполнила студентка 102 группы

Салахитдинова Ирина Фидярисовна

Проверил:

Середа Владислав Анатольевич


Екатеринбург, 2009

Министерство образования и науки Российской Федерации 1

Федеральное агентство по образованию 1

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 1

Институт социального образования 1

Введение

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Я считаю, что воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Думаю, что системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости.

Актуальность темы.

Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм». .

Минуло 100 лет. За это время Россия пережила всплески и анти-патриотизма (Первая Мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже XX и XXI вв. необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь актуализировалась. В нынешних непростых условиях учитель должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание России, любовь к ней, защиту Родины как в мирное, так и в военное время. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания.

Гипотеза основывается на том, что в современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества.

Объект: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

Предмет: воспитательный процесс, формирующий гражданственность и патриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе.

Цель: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса.

    изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России;

    определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена;

§1 Понятие «патриотизма и гражданственности».

Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». «Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре. «Патриотизм (греч. Patris - отечество),- говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

    Главный из них - наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.

    Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного.

    Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее преукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников.

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей – все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания. Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной, чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей, тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм. .

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Как патриотизм, так и неопатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Понятие «гражданственность» многозначно:

    антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;

    психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

    способность и готовность выступать в роли гражданина;

    высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

    приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

С развитием империй и сословных монархий гражданственность низводится до уровня лояльности, которая и является важнейшей добродетелью подданного, но не свободного гражданина. Лояльность в отличие от гражданственности значительно сужает возможность политического выбора. .

Буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними. .

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

§2 Сущность, функции и система гражданского воспитания.

Политика – это форма общественного сознания, выражения и обеспечение коренных интересов общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей. Политическое сознание – это целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающие в себя ряд психологических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческим политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. .

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Политическая культура требует воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и организованности, честности и сознательной дисциплинированности. Главный «механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии каждого человека в творческом созидательном труде, выработке политического курса развития общества, в свободном политическом диалоге. Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. .

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности. Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием. .

Цели-функции гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов и событий. Школьники среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они окрашенных в их воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей. Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности. .

Старшие школьники, юноши и девушки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации.

§3 Патриотическое и интернациональное воспитание, формы воспитания патриотизма и гражданственности.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни. Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. .

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Основным средством в решении этой задачи является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и внеурочной работы. Но что бы эта работа эффективно способствовала воспитанию у учащихся патриотизма и гражданственности, она должна иметь определенную внутреннюю логику. Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, Относящимися к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. .

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном преобразовании общества их горячей любви к родине.

Заключение

Резкие всплески преступности и насилия, алкоголизма и наркомании – иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но, на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Как и прежде в особо трудные моменты истории страна мобилизовала все силы на решение проблемы.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождение гражданских, а также патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

    Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

    Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, Традиции и культурные ценности.

    Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания. В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

Список литературы

    А.Т. Степанищев. История Отечества – преподавание в школе. – М., 2001.

    Политология. Энциклопедический словарь/ под ред. Аверьянова Ю.И., М.,1993.

    И. О.Ионов. Цивилизация в истории человечества. Брянск, «Курсив», 1998.

    И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000.

    Л.С. Выгодский. Нравственное воспитание/ Пед. психология. – М.,1991.

    В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.

    А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991.

    М.А. Кисель. Историческое сознание и нравственность. – М., 1995.

    Конституция Р.Ф. – М.,1995.

    С.С. Фролов. Социология. – М.,2003.

    Политология. Курс лекций/под ред. Миронова А.В. – М., 1993.

    В.П. Островский, А.И. Уткин. История России / «Дрофа». – М.,1999.

    И.П. Подласый. Педагогика/кн.2./ «Владос». – М.,1999.

    С.П. Баранов. Педагогика./ «Просвещение». – М., 1997.

    воспитания образовательного процесса ; отсутствие... доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме . В период нестабильности в обществе возникает...

  1. Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи

    Курсовая работа >> Социология

    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего... места государства в процессе гражданского и патриотического воспитания (анкетирование); ... мнению, должен заниматься воспитанием гражданственности и патриотизма подрастающего поколения (укажите...

  2. Формирование патриотизма у младших школьников средствами краеведческой работы

    Реферат >> Педагогика

    Вопросами патриотического воспитания ; недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса ; отсутствие системы... воспитание необходимо в развитии гражданственности у детей 1-4 классов. Формирование и развитие чувства патриотизма идёт...

  3. Воспитание учащихся в духе ненасилия и мира

    Контрольная работа >> Педагогика

    Развитию у них ответственности, гражданственности , патриотизма . В совместной деятельности детей... и гуманистического характера процесса обучения и воспитания в школе; связь... школьниками: открытость образовательного процесса , которая предполагает...

патриотизм гражданственность педагогический

В настоящее время воспитание гражданственности и любви к Родине определяется Законом РФ об образовании в качестве одного из принципов государственной политики в области образования . Выявление содержания данного принципа в современных условиях требует философского, психолого-педагогического анализа основных понятий: патриот, патриотизм, Родина, Отечество.

Основным понятием данного исследования является патриотизм. Историко-философский анализ этого понятия показывает, что при его определении в различные периоды развития общества ученые по разному трактовали его, рассматривая патриотизм как нравственный или политический принцип, социальное и высшее моральное чувство, нравственную и социальную ценность и т.д.

Всесторонний анализ понятия «патриотизм» требует раскрытия его различных аспектов: историко-философского, социально-педагогического, психолого-педагогического, что позволяет дать целостную характеристику данного явления.

Историко-философский аспект патриотизма предполагает рассмотрение его как общественно-исторического явления, обусловленного социально-политическими, экономическими, этнокультурными и другими характеристиками конкретного общества.

Это положение нашло отражение в работах отечественных философов, которые условно можно разделить на два периода: советский и постсоветский.

Для исследований первого периода характерно разграничение понятий «патриотизм» и «советский патриотизм», определение его с опорой на марксистско-ленинскую идеологию, ориентация на социалистический строй. Так, в Большой Советской энциклопедии советский патриотизм определяется как «безграничная преданность советских людей советскому обществу, делу коммунизма» .

В работах философов советского периода патриотизм определяется со ссылкой на труды В.И. Ленина, который рассматривал его как «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».

Анализ философской литературы советского периода показывает, что ряд авторов, раскрывая содержание понятия «советский патриотизм», на первое место ставят любовь народных масс к Родине, коммунистической партии, советскому строю, своему народу, родной природе (Н.И. Матюшкин, М.Б. Митин, А.Чопоров и др.), другие подчеркивают в его содержании преданность своему народу, сочетающуюся с уважением к другим народам, преданность делу коммунизма, странам социализма, верность социалистическому строю (М.И. Бабинов, Н.М. Горбунов, В.И. Курков и др.). В то же время, Б.А. Воронович определяет советский патриотизм как патриотизм нового, высшего типа, что находит свое проявление, прежде всего, в чувстве советской национальной гордости».

Однако, наряду с подобными определениями в философской литературе того периода, присутствуют и другие, основанные на более глубоком анализе данного понятия, без ссылки на политические взгляды определенной ориентации. Так, в Кратком словаре по философии под редакцией И.В. Блауберга, И.К. Пантина патриотизм определяется как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» , а в другом философском словаре - как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

В монографических исследованиях также отмечается стремление авторов дать определение патриотизма с общефилософских позиций. П.М. Рогачев и М.А. Свердлин в работе «Патриотизм и общественный прогресс» отмечают: «Патриотизм, чувство любви к Родине, воплощен в служении ее интересам, занимает важное место в системе движущих сил развития общества... Настоящий патриотизм означает не просто чувство любви к Родине, он есть прежде всего высокое сознание гражданской ответственности за судьбы Родины, глубокое убеждение в необходимости подчинять интересы каждого интересам всех» .

Немного шире рассматривает патриотизм Н.И. Губанов. Отмечая, что патриотизм - это служение людей Родине, он подчеркивает, что «в нем различаются духовное содержание - патриотические чувства и идеи - и проникнутые этими чувствами и идеями действия, поступки людей. Подлинный патриотизм есть глубокая преданность своему народу, сочетающаяся с уважением к другим народам» . На это же указывает А.В. Русецкий: «Представляя сложное структурное образование, патриотизм в конечном счете как бы разделяется на две подсистемы: эмоционально-психологическую (чувство любви к Родине, гордость за нее и т.д.) и рационально-идеологическую (осознание идей, действий, направленных на укрепление Отечества и т.д.)» .

Философский анализ проблемы патриотизма позволяет выделить два ключевых понятия, используемых для его характеристики - Родина и Отечество. В работах философов эти понятия раскрываются по-разному, разводятся, что обусловлено следующим. Отечество рассматривается как социально-политическое явление, так как его природа обусловлена определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. В структуру данного понятия включаются характеристики политической, социальной, культурной среды. Первая определяется совокупностью политических организаций и отношений общества; вторая - совокупностью общественных отношений и структурой общества; третья - распространенными в обществе формами культуры и духовными ценностями. Как показывает исторический анализ, уже с разложением родового строя, когда общественная власть превращается в государственную, чувство привязанности и любви к родной территории соединяется с гражданской ответственностью, в результате чего усиливается социальная связь личности с Отечеством.

Однако недостаточно рассматривать патриотизм только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д. Естественно, нельзя отождествлять это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при характеристике патриотизма невозможно.

Как показывает анализ философских трудов, часть ученых рассматривает патриотизм как нравственный или политический принцип (М.И. Бабинов, В.И. Курков и др.), другие как высшее морально-политическое чувство (Н.И. Матюшкин, М.В. Митин, А. Чопоров и др.). Однако в современных условиях проблема определения сущности патриотизма требует, на наш взгляд, нового осмысления.

Итак, анализ историко-философского аспекта патриотизма дает основание рассматривать его как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих привязанность человека к родным местам. Ключевыми понятиями в данном случае являются Родина и Отечество, соответственно составляющие инвариантную и вариативную характеристики данного явления. Философский анализ структуры патриотизма как сложного образования позволяет выделить такие составляющие, как: эмоционально-психологическая, рационально-идеологическая и действенно-практическая. Единство данных компонентов повышает силу воздействия патриотизма на прогрессивное развитие общества: «Если это благородное чувство вырастает до ясного сознания ответственности за судьбу Родины, то оно служит важным стимулом в каждодневных поступках отдельных людей и, следовательно, могучим двигателем прогресса общества в целом».

В психолого-педагогической литературе понятие «патриотизм» также трактуется по-разному. Так, в Педагогическом словаре патриотизм определяется как «любовь к Родине, к своему народу», а советский патриотизм как «чувство любви советских людей к социалистической Родине. Он неразрывно связан с пролетарским интернационализмом и несовместим с любыми проявлениями буржуазного национализма, шовинизма и космополитизма» .

В психологическом словаре патриотизм определяется как «высшее морально-политическое чувство, выражающее любовь к своей Родине, к своему народу» .

В педагогических исследованиях советского периода нет однозначного определения данного понятия. Некоторые ученые рассматривают патриотизм как нравственное чувство (В.В. Белорусова, Т.А. Ильина, И.Т. Огородников, Д.Н. Щербаков и др.), другие (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, В.П. Есипов, Ф.Ф. Королев, И.П. Тукаев и др.) определяют патриотизм как моральный принцип, третья группа исследователей относит патриотизм к нравственным качествам (И.С. Марьенко, Н.П. Егоров, А.Д. Солдатенков, А.В. Янковская и др.).

Некоторые ученые считают правомерным рассматривать патриотизм как совокупность чувств, принципов и качеств. Так, Л.И. Мищенко, отмечая, что нравственные качества личности, определяющие ее направленность, подразделяются на три группы, характеризующие отношение человека к самому себе, другим людям и обществу, к различным видам деятельности и к различным материальным ценностям, предлагает рассматривать патриотизм как сложное, многогранное интегральное качество личности, охватывающее все три группы, проявляющееся в отношении личности к людям, обществу, труду и другим видам деятельности, к материальным ценностям и формирующееся в процессе реализации этой системы взаимосвязанных отношений. На основе психолого-педагогического анализа нравственных качеств, автор определяет советский патриотизм как «сложное интегральное качество личности, выражающее отношение советского человека к другим людям, к социалистическому обществу, его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечеству» . По мнению автора, данное качество включает в себя знания о Родине, ее прошлом и настоящем, чувство любви и ответственности перед ней, развитую волю личности, ее умения и навыки, позволяющие вести себя достойно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение личности к социалистической Родине.

В исследовании Л.Ф. Спирина, П.В. Конаныхина патриотизм рассматривается с позиций коммунистического воспитания. Авторы подчеркивают необходимость усвоения учащимися норм нравственности, формирования у них личностных и нравственных качеств, чувств, привычек. В качестве задач патриотического воспитания школьников они выделяют воспитание беззаветной любви к матери-Родине, к родной земле; преданности советскому государству и социалистическому общественному строю; уважения к советским людям; готовности встать на защиту завоеваний социализма . Авторы подчеркивают, что патриотизм проявляется прежде всего в трудовой деятельности человека на благо Родины.

В исследовании Л.Т. Рудченко в систему патриотического воспитания включаются любовь к социалистической Родине, любовь к родным местам, уважение национальных традиций, сознательный труд для построения коммунистического общества, непримиримость к различным националистическим концепциям, уважение к другим народам, военно-патриотическое воспитание.

Как показывает анализ, определение сущности патриотизма и его содержания в работах данного периода осуществлялось с учетом социально-политических факторов. Однако в педагогической литературе можно отметить попытки анализа данного понятия на основе общих философских, психолого-педагогических положений с учетом общечеловеческих ценностей. Так, Н.Е. Щуркова, раскрывая специфику нравственного воспитания, подчеркивает, что патриотизм как сложнейшее нравственное чувство формируется у людей, достаточно развитых, и проявляется в постоянной работе ради улучшения и процветания Родины .

В этом же русле излагается материал в учебном пособии по педагогике под ред. С.Е. Матушкина, где отмечается, что важнейшими составными частями нравственного воспитания являются патриотизм и интернационализм, которые авторы определяют как черты мировоззрения. Работа по патриотическому воспитанию включает привитие любви к Родине, чувства дружбы народов, непримиримость ко всяким проявлениям национализма и шовинизма, претворение на практике принципов патриотизма и интернационализма .

Т.Н. Мальковская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в его содержание любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к социалистической культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности .

Определяя патриотизм как нравственное качество, Л.Р. Болотина включает в это понятие любовь к Родине, заботу об интересах страны, готовность к защите Отечества, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, уважение к историческому прошлому Родины и ее традициям и подчеркивает, что патриотизм определяет отношение человека к труду, к общественной собственности, гражданственность, его поведение в обществе.

Нам представляется правомерным рассматривать патриотизм в психолого-педагогическом аспекте как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание.

В психологической науке существует несколько подходов к трактовке содержания нравственных качеств. Ряд авторов (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Ю.А. Самарин и др.) рассматривают эти качества как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам социальной действительности; другие (Л.М. Архангельский, А.Ф. Шишкин и др.) - как единство сознания, чувств и воли; третья группа (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович и др.) - как синтез определенных устойчивых мотивов или устремлений личности и определенных способов поведения, позволяющих реализовывать эти мотивы в повседневных делах. В своем исследовании мы опираемся на точку зрения третьей группы ученых.

Рассматривая содержание понятия «патриотизм», представители различных направлений исследования проблемы патриотического воспитания включают, как было показано выше, разное количество составляющих. Данные прежних исследований не вполне соответствуют сегодняшним условиям и могут быть использованы для определения современного содержания понятия «патриотизм» лишь в некоторой степени. Это объективно обусловлено следующими факторами: распадом СССР и возникновением союза суверенных государств, переходом страны на новые рыночные отношения, активным возрождением национальных традиций при значительном влиянии на этот процесс религии, изменением социального статуса и функций армии, изменением концептуальных подходов в обучении и воспитании и пр.

В связи с этим определение понятия «патриотизм» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Все это обусловливает отказ от таких составляющих, как преданность делу коммунизма, содружеству социалистических стран, непримиримость к врагам социалистического государства и пр., что не означает попытку рассматривать патриотизм вне определенных общественно-исторических, социально-экономических условий. Отрицать социальную характеристику данного феномена было бы неправомерным, тем более, что это заложено в понятии Отечество, которое в совокупности с понятием Родины отражает его целостную структуру. Вполне обоснованным, видимо, является включение в содержание патриотизма составляющих, характеризующих отношение человека к обществу, в котором он живет.

Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека. Прежняя трактовка - «раньше думай о Родине, а потом - о себе» - уступает место другому пониманию данного понятия: «Если я не для себя, то зачем я? Но если я только для себя, то зачем я живу?». Приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе.

Учитывая все вышеизложенное, правомерно включить в содержание понятия «патриотизм» следующие составляющие: любовь к Родине, к родным местам, родному языку; уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, уважение к армии и готовность защищать Родину; готовность служить интересам Родины, активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.

Итак, в психолого-педагогическом аспекте патриотизм представляет сложное нравственное качество, имеющее сложную структуру и содержание.

Заканчивая анализ различных аспектов патриотизма отметим, что целостная характеристика данного понятия состоит из нескольких составляющих.

В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления.

В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения.

В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.

Как показывает анализ всех данных аспектов патриотизма, структура данного понятия включает такие компоненты, как интеллектуальный, эмоционально-волевой и действенно-практический (поведенческий).

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? Все это во многом по-новому ставит сейчас вопросы воспитания патриотизма и гражданственности в школе.

Понятие «гражданственность - многозначно:

  • 1)активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
  • 2)психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
  • 3)способность и готовность выступать в роли гражданина;
  • 4)высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
  • 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимно дополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл, обнаруживает внутреннюю связь и родство с такими понятиями, как «политическая активность», «политический активизм», политическое участие».