В великобритании под землей обнаружили второй комплекс древних камней. В средневековье люди верили, что Стоунхендж был создан колдуном Мерлином. Стотунхендж был построен в несколько этапов

Археологи сумели обнаружить «второй Стоунхендж» — комплекс из сотни огромных камней, закопанных под землю. Несмотря на то что расположен он в трех километрах от «первого» Стоунхенджа — места, которое в течение многих десятилетий исследуется специалистами и посещается десятками тысяч людей ежегодно, — найти его удалось практически случайно.

Стоунхендж — сооружение из огромных каменных глыб, расположенное в графстве Уилтшир (Великобритания). Такие постройки, характерные для VI-III тысячелетий, называют мегалитическими. Их основной чертой является то, что сделаны они из каменных глыб или плит, вес которых может превосходить несколько десятков тонн.

Стоунхендж представляет собой комплекс из камней кольцевой и подковообразной формы. 30 камней образуют круг диаметром 33 м, их высота составляет чуть более четырех метров, а вес — 25 т. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м таким образом, что вершины перемычек находятся на высоте чуть менее пяти метров над уровнем земли.

В центре круга ранее располагалось пять трилитов — сооружений в виде буквы «П». Образующие их камни весят примерно 50 тонн. Самая маленькая пара трилитов достигала 6 м в высоту, следующая пара была немного выше, а самым большим являлся центральный трилит, чья высота превышала 7 м. К XIX веку сохранилось только два трилита с юго-востока и одна сильно согнутая опора центрального сооружения. В первой половине XX века был восстановлен один трилит с северо-запада и выправлена опора центрального трилита.

Ученые предполагают, что Стоунхендж был построен около 4-5 тыс. лет назад, а о его предназначении существует множество легенд. Так, одна из них (впервые она появилась в 1136 году) гласит, что строительство мегалита было связано с именем волшебника Мерлина — наставника и советника короля Артура, а другие сообщают о том, что Стоунхендж является святилищем друидов или гробницей жены вождя кельтского племени по имени Боадицея. Существовали предположения и о том, что Стоунхендж был местом для астрономических наблюдений древних людей: расположение камней привязано к видимому годовому движению Солнца. В разные месяцы ближайшая к нашей планете звезда светит через разные промежутки между камнями, а в день летнего солнцестояния солнце восходит над так называемым Пяточным камнем, вынесенным за пределы большого круга сооружения.

На данный момент господствующей версией, объясняющей назначение мегалита, являются следующая: Стоунхендж строился как место для отправления религиозных обрядов и ритуалов. Археологи выяснили, что Стоунхендж может хранить в себе еще множество тайн:

в трех километрах от него были найдены огромные камни (более 90 штук), высота которых достигает 4,5 м. Все эти камни находятся под поверхностью земли на глубине около 1 м и лежат на боку. Расположены они не по кругу, как камни Стоунхенджа, а представляют собой линию в форме буквы «С».

Камни были расположены вдоль юго-восточного края Даррингтон-Уоллса — крупнейшего известного науке поселения каменного века, которое находится в трех километрах от Стоунхенджа и было построено одновременно с ним. Обнаружен «подземный Стоунхендж» был при помощи специального радиолокационного оборудования. Сами обнаружившие находку ученые называют ее «редкостной удачей».

«Этот один из крупнейших каменных монументов, когда-либо построенных в Европе, был у нас под носом примерно 4 тыс. лет. Это же просто невероятно. Мы не думаем, что где-либо в мире есть другие похожие сооружения. Это совершенно новый для нас тип постройки, а ее масштаб действительно впечатляет. Мы полагаем, что изначально сооружение было некой ареной для совершения ритуальных действий — эти камни выглядят как театральные декорации, предназначением которых является впечатлить зрителя», — комментирует руководитель исследовательской группы Винс Гаффни, профессор Брэдфордского университета. Кроме того, С-образная форма сооружения действительно напоминает цирковую или театральную арену. Представить результаты работы широкой публике планируется на Британском фестивале науки , который состоится 7-10 сентября.

Обнаружившие «второй Стоунхендж» археологи полагают, что построен он мог быть теми же людьми, которые создали и Стоунхендж, однако в наличии связи между предназначением двух мегалитов исследователи не уверены. Профессор Гаффни комментирует:

«Это была существенная трансформация окружающего пейзажа, цели которой мы, однако, не понимаем. Ясно одно — сооружения имели огромное значение для строивших их людей и обозначали особые места. Подобное строительство мобилизовывало все силы общества — подобно тому, как возведение соборов объединяло европейцев».

На вопрос о том, почему более 90 камней, высота которых достигает 4,5 м, оказались положены на бок и закопаны под землю, археологи отвечают следующим образом: скорее всего, сделано это было намеренно, чтобы предохранить камни от разрушения.

Несмотря на то что открытие, по всей видимости, принесет больше вопросов, чем ответов, археологи уверены, что находка позволит сделать существенный вклад как в изучение Стоунхенджа, так и в исследование других европейских мегалитических сооружений той же эпохи. «Подземный Стоунхендж» — не единственное недавнее открытие археологов подобного рода. Несколько лет назад , что в полутора километрах от мегалита был найден «младший брат» постройки, который получил название Блюхендж и представляет собой 27 ям, где раньше располагались камни голубого цвета.

Стоунхендж перестраивался много раз, в том числе совсем недавно.

Мы привыкли смотреть на Стоунхендж как на застывшие тысячелетия, подразумевая, что именно в нынешнем виде его задумали и возвели неведомые строители. Однако этот монумент часто менял очертания - камни валили, портили, крали, поднимали, реставрировали.

Канаты и лебедки . В XX веке Стоунхендж строился активнее, чем в течение предыдущих 3000 лет. При его реставрации в 1901, которой руководил профессор Уильям Гауленд (в центре), для установки и закрепления мегалитов впервые применялись современные грузоподъемные устройства и цемент.

Казалось бы, давно заброшенный людьми, таинственный Стоунхендж - один из немногих стойких ориентиров в зыбучих анналах истории. Однако на самом деле он никогда не знал покоя : его то и дело расширяли, перестраивали, ломали и восстанавливали. Только в XX веке он пережил три крупные реставрации. Упавшие камни-мегалиты подняли, покосившиеся выпрямили, многие стыки закрепили бетоном. Некоторые из массивных горизонтальных перемычек установлены на вершины трилитов (П-образпых структур) не людьми бронзового века, а 60-тонным краном.

Фотоснимки реставрационных работ, обнаруженные недавно историком Кристофером Чиппиндейлом, заставляют по-новому взглянуть на монумент. Можно ли вообще считать его древним сооружением или это скорее современная реконструкция? В конце концов большинство из I62 камней передвинуто , причем многие - за последние 100 лет. Нынешний Стоунхендж выглядит не так, как до 1960-х.

Насчет того, каким он должен быть, ученые продолжают спорить. Комплекс не строился по утвержденному плану, как, скажем, египетская пирамида. Древние люди возводили ею в несколько этапов: мысль зодчих не стояла па месте, и Стоунхендж эволюционировав меняя форму и, возможно, содержание.

Началось все с кольцевого земляного вала. Потом, примерно 4000 лет назад, внутри него подковой расставили доставленные из Уэльса долеритовые «синие камни». Потом их убрали и заменили кольцом из трилитов, возведенных из «сарацинских камней» - блоков местного песчаника. В следующие столетия –«синие камни» переносили внутрь этой ограды и расставляли то кругами, то овалами, то подковами.

Примерно 3000 лет назад Стоунхендж разрушили - возможно, силы природы, но, скорее всего, люди. Один из мегалитов, рухнувших в результате этого первого и самого серьезного акта вандализма (камень № 55 по классификации современных исследователей), переломился пополам и до сих пор лежи т там, где упал. В древности и в более поздние времена Стоунхендж разворовывали - пропал 31 огромных «сарацинских каменей» и 29 более мелких «синих камней».

Свидетельство очевидца . Таким (см. первое изображение на странице) запечатлел Стоунхендж Джон Констебл в 1835. Очевидно, в XIX веке этот монумент был гораздо менее импозантен, чем в наше время.

Стоунхендж, как средство от жаб

Долго изучавший Стоунхендж историк-любитель XVII века Джон Обри пишет, что камни монумента использовались для строительства моста. Еще он слышал, что крестьяне отламывают их кусочки и размалывают в порошок, который кидают в колодцы, чтобы отвадит жаб .

Разрушение Стоунхенджа

Природа Стоунхендж тоже не щадила. В январе 1797 один из нейтральных трилитов рухнул из-за сильной оттепели. В 1900 за пару часов до наступления XX века жуткая буря опрокинула еще один трилит.

Однако в последние сто лет больше всего вредят монументу не местные жители и не стихии, а туристы. Доктор Уильям Стьюкли, один из многих ученых, восхищавшихся Стоунхенджем, жаловался в 1740 г., что посетители откалывают молотками кусочки мегалитов - на память. Охота за сувенирами расцвела в викторианскую эпоху. Один из тогдашних туристов писал о «непрерывном стуке по камням, нарушающем уединенность этого места». Молотки не только разрушали монумент, но и добавляли к нему новые детали; на одном из «сарацинских камней» появилась выбитая крупными заглавными буквами надпись: «Г. Бриджер, 1866, Чичестер». Чиппендейл брезгливо замечает, что над этим автографом мистер Бриджер наверняка трудился почти весь свой выходной.

В XX веке вандализм не прекратился. Военный лагерь, разбитый на Солсберийской равнине в года Первой мировой войти, уничтожил восточную часть «беговой дорожки» - древней двухмильной канавы к северу от монумента. Ходили слухи. Что Стоунхендж хотят вообще снести, поскольку он мешает аэропланам новорожденных королевских ВВС.

Однако сильнее всего изменили его вид не разрушители, а энтузиасты-реставраторы. В 1898 Стоунхендж вместе с землей, на которой он стоит, унаследовал от своего дяди сэр Эдмунд Антробус. Сначала он подумывал продать весь монумент в Америку, но потом поручил профессору Уильяму Гауленду остановить порчу своей недвижимости. Под руководством Гауленда один мегалит был выпрямлен, многие другие подперты бревнами. Он же начал укреплять сооружение цементом, а заодно провел в этом месте широкомасштабные археологические исследования.

Упавший в 1797 трилит был поднят в 1958. При реставрации обнаружилось, что на вершинах вертикальных камней вытесаны шипы, точно входящие в два гнезда на нижней стороне горизонтальной перемычки.

Реставрации

Второй этап реставрации прошел сразу после Первой мировой войны. С самых неустойчивых трилитов сияли перемычки, и камни, на которых они покоились 4 тысячелетия, вернули в вертикальное положение домкратами и стальными опорами. Под их основания залили новые порции цемента. Потом под объективами фотокорреспондентов и новостных кинокамер горизонтальные перемычки водрузили на место.

Упавшие в 1797 и 1900 трилиты ждали своей очереди до 1958. Их камни были подняты огромным краном , предназначенным для самолетных ангаров. Когда этот последний этап реставрации подошел к концу, лишь семь «Сарацинских камней» стояли в своих исходных, выдолбленных в известняке лунках. Остальные были погружены в метровый слой бетона. Однако со стороны сооружение выглядело почти так, как на рисунках XVI века. По крайней мере до 1963, когда рухнул камень №23, получивший удар от камня № 22, который двигали лебедкой.

Последним пока этапом реставрации стал подъем камня № 23 в 1964. Уже полвека Стоунхендж никто не тревожит, если не считать грохота машин на соседнем шоссе, от которого порой подрагивают его вросшие в бетон мегалиты.

Мегалиты встречаются в Европе, па Кавказе, в Северной Африке и других регионах. Помимо кромлехов (мегалитическая постройка, Стоунхендж один из них) это менгиры - вертикально стоящие камни, символизирующие мужское начало (от них пошли обелиски); дольмены - несколько врытых камней, перекрытых плитой (видимо, символизировали женское начало, но позже использовались и для захоронений), и др.

В 1919 в яме под «жертвенным камнем» нашли бутылку портвейна, оставленную там антикваром XVIII века Уильямом Каннингтоном. К сожалению, пробка сгнила, и вино испортилось.

Эйвберийские каменные круги: вторая молодость

В 80 км к северу от Стоунхенджа на противоположной стороне Солсберийской равнины находятся Эйвберийские каменные круги. Зрелище величественное: жутковатый комплекс концентрических рвов и валов общим диаметром в милю, причем из этих колец, словно восклицательные знаки, торчат десятки вертикальных мегалитов.

Камни стоят здесь как будто с доисторических времен, однако на самом деле они появились благодаря миллионеру Александру Киллеру, сделавшему состояние на мармеладе.

В 1934 он скупил всю землю в округе, чтобы вернуть расположенным на ней кругам их первоначальный - в его понимании - вид. Тогда здесь стояло всего четыре мегалита. Остальные были закопаны, разбиты или использованы как строительный материал в XVII-XVIII веках. Внутри почти не различимых кругов находилась средневековая деревушка Эйвбери.

Киллер начал с радикальной расчистки места . Он переселял людей, сносил их дома, заборы, свинарники, взрывал динамитом вековые деревья. Затем он выкопал все оставшиеся на месте мегалиты и расставил их так, как , по его мнению, было задумано доисторическими строителями (см. фото справа).

Сейчас Эйвберийские круги охраняются законом. Появились они действительно давно - как минимум не позже Стоунхенджа, и происхождение их загадочно. Однако четкие земляные валы с торчащими из них мегалитами, которыми любуются нынешние туристы, - сооружение вполне современное.

С параисторией или протоисторией ничего не понятно. По официальной версии, в ту эпоху представители рода человеческого жили аки звери в пещерах, охотились на мамонтов, иногда наносили на стены пещер наскальные рисунки, а верхом цивилизованных навыков было умение поддерживать огонь в костре. Все мило и логично. Но есть одно НО. Большое и каменное. Находится это НО близ британского городка Солсбери и зовется Стоунхендж.

Вообще, так уж вышло, что все самые таинственные исторические памятники Англии можно обнаружить вблизи Солсбери, помимо Стоунхенжда тут находятся Эвбери (Avebury) — тоже таинственное скопление расставленных в определенной последовательности камней, между которыми пасутся овцы, и Силбери Хилл (Silbury Hill) — насыпной курган, который датируют аж 2006 годом до нашей эры.

Историки-приверженцы официальных версий обходят эти памятники протоистории вниманием (точнее, скромно молчат о них), а вот туристы, любители всего таинственного и писатели, напротив, внимание на них акцентирует, недаром же Джон Фаулз сделал местом действия своего романа «Червь» именно Стоунхендж.

Однако, прежде чем начать рассказывать о тайнах Стоунхенджа поделимся практической информацией и расскажем, как же до него добраться.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СТОУНХЕНДЖА?

Вариант первый: туристический автобус

Самый простой способ — купить билет в одном из туристических офисов. Плюс в данном случае один — трудностей с обнаружением туристического офиса ни у кого не возникает, они в Лондоне на каждом шагу. К тому же туристические офисы, торгующие билетами до Стоунхенджа и обратно, можно без труда найти и в Солсбери, как правило, в цену включен проезд к монументу и стоимость входного билета.

На фото: очередь из желающих попасть в Стоунхендж

Но в плюсах кроются и неизбежные для массового туризма минусы — задумчиво побродить вокруг древних камней у вас вряд ли получится, придется лицезреть Стоунхендж в толпе себе подобных.

Вариант второй: общественным транспортом

От Лондона до Солсбери проще всего доехать на поезде. Купить билет и посмотреть расписание можно на сайте . От железнодорожного вокзала каждый час отходят автобусы в сторону Стоунхенджа.

На фото: карта проезда к Стоунхенджу

Открыт Стоунхендж ежедневно. Часы работы: в летние месяцы с 9 утра до 19.00, в сентябре и октябре комплекс открыт с 9.00 до 17.00, зимой — с 9.30 до 16.00, с марта по конец мая — с 9.30 до 18.00. Полную информацию о цене входного билета, а также о возможности заказать индивидуальный тур можно получить на сайте: .

ЧТО НАМ ТОЧНО ИЗВЕСТНО О СТОУНХЕНДЖЕ?

Всевозможных теорий вокруг древнего сооружения нагромождено не меньше, чем камней в самом комплексе. Попробуем отделить факты от домыслов и легенд.

Стоунхендж до реконструкции

Сразу оговоримся, до конца девятнадцатого — начала двадцатого века Стоунхенджем особенно не интересовались. Одни говорили, что в древности тут была обсерватория, построенная древними людьми, другие, что комплекс возвели друиды, а многие полагали, что Стоунхендж — древнее кладбище для знати. Словом, никакой конкретики.

На фото: Стоунхендж до реставрации

Да и откуда ей было взяться, если учесть, что в то время Стоунхендж представлял собой куски камней, часть из них стояла на холме, часть — валялась в хаотическом порядке на окрестных холмах. Однако с 1900-го по 1965 год здесь была проведена реставрация, и все камни встали на свои места.

На фото: Стоунхендж до реконструкции, 1877 год

Вернее, на те места, где они стоят сейчас, поскольку, к примеру, хранитель музея Археологии и Антропологии при Кембриджском университете Кристофер Чайппиндэйл утверждал, что реставраторы расположили камни неправильно, то есть совсем не так, как они были установлены изначально.

КАК СТРОИЛСЯ СТОУНХЕНДЖ?

Хотя нам неизвестно кто, как, а главное, зачем возвел Стоунхейдж, мы, по крайней мере, знаем, когда это произошло. На самом деле, строился Стоунхендж в три этапа.

Первый этап датируется примерно 3000 годом до нашей эры. Именно в это время древние люди воздвигли камни внешнего кругового вала, то есть построили внешний контур святилища и воздвигли тут четыре стационарных камня. Между камнями в северо-восточной части был намеренно оставлен пробел, именно тут находился Heel Stone — камень Гелиоса или солнечный камень. К эпохе первого строительства принято относить и захоронения людей, обнаруженные в семнадцатом веке ученым Обри, а потому названные в его честь, но многие современные исследователи полагают, что эти захоронения нужно датировать более поздним периодом.

Второй этап принято относить к 2900 — 2600 годам до нашей эры. В это время в пределах внешнего круга камней были возведены деревянные конструкции. К сожалению, сегодня от них почти ничего не осталось.

Третий этап относится уже к 2300 — 1500 годам до нашей эры. Примерно в этот период в Стоунхендж доставили долоритные блоки из песчаника и голубого камня. Блоки эти устанавливались в центре Стоунхендже и образовывали круг (его диаметр — 33 метра) из тридцати камней.

Сверху на камни были положены по принципу перекладины блоки. Эти конструкции получили название триалиты, и сегодня именно трилиты возникают перед мысленным взором у всех и каждого при упоминании Стоунхенджа.

Дуга внешнего кольца, состоящая из 13 триалитов, сохранилась практически в том виде, в каком она была возведена. В пределах круга находились пять триалитов, образующих подкову. В рамках подковы триалиты стояли «по росту», то есть самые маленькие (6 метров в высоту) — по бокам, следующая пара — немного выше, самый крупный — по середине. В центре конструкции располагался алтарь.

Голубые камни (вес каждой глыбы около 4 тонн) были доставлены сюда из каменоломен Восточного Уэльса (385 километров от места возведения Стоунхенджа), а массивные глыбы обработанного песчаника (вес около 25 тонн) из Марлборо Дауз, что расположен в 35 километрах от Стоунхенджа. Каким образом древним людям удалось транспортировать каменные глыбы — еще одна загадка памятника параистории.

ЛЕГЕНДЫ О СТОУНХЕНДЖЕ

Кто и для чего возвел Стоунхендж?

Если следовать официальной истории, то до прихода древних римлян на территории современной Великобритании обитали дикие племена. В этом смысле Стоунхендж для историков как ошибка, закравшаяся в годовой бухгалтерский отчет, — дебет с кредитом, точнее, теория с фактами не сходится. Если уж люди за 1500 лет до Рождества Христова сумели привести сюда многотонные каменные блоки, да еще и по какой-то причине водрузить их один на другой, совсем дикими они быть не могли.

На фото: так выглядел Стоунхендж в древности

В Средневековье существовала легенда, что камни Стоунхенджа — просто кубики, которыми играл в детстве колдун Мерлин. По другой легенде, колдун возвел Стоунхендж за одну ночь в честь победы короля бриттов над саксами. Естественно, подобные теория не выдерживают никакой критики, но во времена мрачного Средневековья в них верили.

Сегодня многие полагают, что Стоунхендж — дело рук пришельцев, и в этом утверждении, как ни парадоксально, есть признаки логики, ведь расположение камней монумента соотносится с положением небесных тел.

Британский астроном Данкан Стил в 1995 году даже заявил, что расположение камней в Стоунхендже связано с определенными астрономическими явлениями и, возможно, древние камни в прошлом позволили Земле избежать катастрофы вселенского масштаба. Тем не менее, наиболее достоверных гипотез происхождения Стоунхенджа три.

Гипотеза первая: иберийцы и захоронения

По популярной в научных кругах теории, храм возвели иберийцы — предки современных басков, которые жили здесь до того, как их изгнали кельты. Приверженцы этой теории считают, что изначально Стоунхендж использовался для захоронения знати, а также тут был храм Солнца, в котором устраивались ритуальные жертвоприношения.

При этом расположение камней указывает на то, что жрецы были знакомы с астрономией, а с помощью триалитов наблюдали за движениями Солнца и Луны. После исхода иберийцев Стоунхенджем пользовались кельты для отправления своих ритуальных культов.

Гипотеза вторая: друиды

В начале XIX века ученые пришли к выводу о том, что Стоунхендж построили друиды, и это место — ни что иное, как гробница их языческой королевы Боадицеи.

Гипотеза третья: древняя обсерватория

Ученый Джеральд Хокинс в своих работах убедительно доказал, что Стоунхендж — настоящая каменная обсерватория, где каждая пара мегалитов — это визир, фиксирующий определенную позицию Солнца, Луны и прочих небесных тел.

При этом до того, как в 1528 году произошло извержение вулкана на острове Санторини, в результате чего угол наклона земной оси изменился, точность расчетов древних астрономов была верной на сто процентов, сейчас же процент погрешности составляет один градус.

В своих трудах Хокинс пишет, что Стоунхендж, определенно, оккультное сооружение, но оно не относится ни к вероисповеданию друидов, ни к верованиям кельтов. «Чтобы возвести такое грандиозное сооружение, у людей должна была быть грандиозная цель, ведь сами они жили в очень примитивных домах. Если они и поклонялись каким-то богам, то имена этих богов нам неизвестны».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]