Тест «Есть ли у вашего ребенка воображение? Есть ли у вашего ребенка «синдром электронного экрана»? Тест от психиатра

Вашему вниманию тест от американского психиатра Виктории Данкли , автора книги «Перезагрузите мозг своего ребенка».

Сколько времени детям можно проводить перед экраном смартфонов, планшетов и телевизора? Задолго до возникновения зависимости чувствительная нервная система ребенка может перевозбуждаться даже от умеренного, но регулярного проведения времени перед экраном электронных устройств. От этого мозг ребенка находится в состоянии хронического стресса и по сути переживает замыкание лобной доли. Возникающие от этого симптомы могут походить на симптомы душевных расстройств, а также усиливать их (если расстройства уже имеются). Кроме того, все это может вызывать в проблемы с учебой.

Такое состояние Виктория Данкли называет «синдромом электронного экрана». Для начала родителю стоит распознать признаки синдрома - кроме очевидного постоянного желания проводить время перед экраном смартфона, планшета или телевизора. Пройдите этот тест и узнайте, стоит ли вам начать беспокоиться.

  1. Выглядит ли ваш ребенок все время возбужденным?
  2. Случаются ли у него срывы по незначительным поводам?
  3. Случаются ли у него полноценные приступы ярости?
  4. Ваш ребенок стал дерзким или неорганизованным?
  5. Раздражается, когда вы говорите, что пора отложить телефон или отойти от компьютера?
  6. Замечали у ребенка расширенные зрачки после пользования электронным устройством?
  7. Избегает ли ребенок зрительного контакта после пользования электронным устройством - или вообще?
  8. Можно сказать, что вашего ребенка притягивают экраны?
  9. Бывает так, что вам кажется, что ребенок не рад без причины или не наслаждается какой-то деятельностью так, как раньше?
  10. У ребенка проблемы с друзьями из-за незрелого поведения?
  11. Беспокоитесь, что круг интересов ребенка в последнее время сузился, или интересы в основном связаны с просмотром видео, играми или общением в интернете? Ощущаете, что его естественное любопытство начало угасать?
  12. Оценки ребенка ухудшаются или его успеваемость ниже его потенциала и никто не знает почему?
  13. Учителя, врачи или терапевты предполагали, что у вашего ребенка может быть биполярное расстройство, депрессия, СДВГ или тревожное расстройство, а в семье такой наследственности нет?
  14. Разные врачи ставили вашему ребенку разные диагнозы? Вам говорили, что ребенку нужно принимать лекарства, а вы отчего-то не согласны?
  15. У вашего ребенка уже есть диагноз, например аутизм или СДВГ, симптомы которого после проведения времени у экрана усиливаются?
  16. Уставший, но перевозбужденный ребенок часто не может уснуть? Или спит, но не высыпается?
  17. Ребенок не проявляет ни к чему интереса или невнимателен к деталям?
  18. Вы можете сказать, что ребенок находится в состоянии стресса, хотя причин для стресса вы не видите?
  19. Ваш ребенок ходит (ходил) к школьному психологу, но это не помогает?
  20. Вы регулярно ссоритесь из-за устройств с электронным экраном (ограничения, время, занятия, покупка нового устройства и пр.)?
  21. Ребенок врет по поводу времени у смартфона, компьютера или телевизора? Берет устройство с собой в кровать?
  22. Ребенок очень не любит проигрывать - настолько, что это влияет на его отношения с людьми или на то, приносит ли игра ему удовольствие?
  23. Ребенок предпочитает общение в сети живому общению?
  24. Вы не ограничиваете время у экрана, потому что боитесь реакции ребенка, устали или ощущаете за это вину?
  25. Вы избегаете проводить время с ребенком, потому что боитесь, что оно будет не очень приятным, или затаили негативные чувства к ребенку?

Результаты

Посчитайте число галочек. Чем больше фраз подходит к вашей семье, тем выше вероятность того, что время у экрана влияет на нервную систему вашего ребенка. В то же самое время высокое число баллов говорит о риске развития зависимости - даже если ребенок проводит у экрана не очень много времени или даже меньше, чем его сверстники.

1-5: некоторый риск развития синдрома электронного экрана. У вашего ребенка есть некоторые проблемы, которые могут быть связаны с использованием электронных устройств - или нет. В любом случае, если сократить время у экрана, проблемы с учебой, настроением или поведением могут в какой-то степени решиться.

5-12: умеренный риск развития синдрома электронного экрана. У вашего ребенка значительные проблемы, вероятно более, чем в одной сфере (школа, дом или отношения). С другой стороны, вы вовремя обеспокоились и сейчас отличный момент подавить синдром в зародыше.

13 или больше: высокий риск синдрома электронного экрана. Если вы ответили да на более чем половину вопросов, высока вероятность того, что у вашего ребенка синдром электронного экрана, а также зависимость. Очень многие семьи попадают в эту категорию.

Конкретные проблемы

Перевозбуждение: почти все эти вопросы напрямую или косвенно связаны с перевозбуждением, но физическое перевозбуждение относится к вопросам 1-7, 10, 16-18 и 22.

Настроение: 9, 11, 13, 17 и 22.

Мыслительный процесс и внимание: 4, 11-15, 17 и 19.

Поведение и социальные навыки: 4, 7, 10, 20, 22 и 23.

Привязанность: 7, 9, 10, 20, 21, 24 и 25.

Зависимость: 5, 8, 9, 11, 12, 20, 21, 23 и 24.

Неверный диагноз: 12-15 и 19. Поскольку симптомы синдрома могут походить на симптомы других психических расстройств или усиливать их, врачи часто не распознают наличие синдрома. Наличие синдрома также не исключает наличие других психических проблем, на фактически он их усиливает.

Что такое синдром электронного экрана?

В целом синдром характеризуется перевозбужденностью, «заведенностью» и неспособностью регулировать эмоции или уровень стресса. Симптомы варьируются и могут походить на симптомы самых разных расстройств психики и неврологических заболеваний. В классическом виде синдром выражается в раздражительности, невнимательности, несобранности, низкой способности переносить огорчения и проблемном поведении, например склонности к конфликту или нежелании встречаться взглядом. Также распространены плохое настроение и тревожность.

Ограничьте время, которое ребенок проводит перед экраном, и в случае высокого результата в тесте обратитесь к врачу!

Как узнать, есть ли у вашего ребенка косоглазие.

Советы врача родителям

Дефект зрения у детей можно легко обнаружить с раннего возраста. Внимательно относитесь к зрению своего ребенка.

Если у ребенка часто краснеют или слезятся глаза, он часто жмурится и плотно закрывает веки, боится смотреть на свет, при рассматривании иллюстраций старается наклонять голову, то немедленно обратитесь к врачу.

Родители, своевременно обратившиеся за советом к врачу и выполняющие все его предписания, способствует сохранению зрения своих детей.

Многие недостатки зрения устраняются ношением очков, которые должен подобрать врач. Очки должны носить все, кому они выписаны.

Только очки могут улучшить зрение у близоруких и дальнозорких детей. Если близорукие или дальнозоркие дети не носят очков, у них может развиться косоглазие.

При первых признаках косоглазия у детей родители должны немедленно обратиться к врачу и начать лечение.

Тест на косоглазие

1. Предложите ребенку внимательно рассмотреть какой-нибудь предмет на расстоянии 30 см. Обратите внимание на положение головы. Если ребенок сильно наклонил голову в сторону, предложите ему наклонить голову в другую сторону, чтобы он еще раз рассмотрел предмет. Проследите при этом за положением глаз.

2. Можно протестировать наличие косоглазия с помощью обычного карманного фонарика (исключение составляют гало - геновые и лазерные).

Посветите себе в глаза на расстоянии около 30 см. Ребенок будет наблюдать за вами. Внимательно рассмотрите отсвет в зрачке. Во время проведения этого теста с ребенком необходимо, чтобы свет падал ему в глаза по центру спереди. Если отражение света в глазах располагается симметрично, то в этом случае косоглазия может и не быть. Если же отражение света в глазах располагается асимметрично, то очевидно, что у ребенка косоглазие. В повседневной жизни вы можете этого не замечать. Но эти тесты не освобождают вас от посещения врача - окулиста.


Причины косоглазия могут быть разными. Но результат у всех один - отсутствие координированной работы глазных мышц. Если у ребенка косит один глаз, то вся нагрузка лежит на мышце другого глаза, ребенок видит только одним глазом. Другой глаз функционирует и развивается, нанося вред нормальному зрению, что ведет к амблиопии.

Косоглазие можно устранить с помощью упражнений, усиливающих координацию обоих глаз с помощью аккомодации (близкого расположения). Нередко достаточно на некоторое время закрыть здоровый глаз (окклюзия). Это помогает усилить работу слабого глаза, что способствует его нормальному развитию. Если врач назначил окклюзию (закрывать здоровый глаз с помощью окклютора или повязки), необходимо строго соблюдать предписание врача. Ребенка необходимо убедить, что ему это необходимо.

Родители всегда должны помнить, что они сами могут быть виновниками возникновения косоглазия у детей. Очень часто родители вешают игрушки перед глазами грудных детей. Этого делать категорически нельзя, так появляется косоглазие.

Рабочее место ребенка должно соответствовать его росту; должно быть правильно и хорошо освещено.

Нельзя позволять рисовать, рассматривать иллюстрации при плохом освещении или лежа на полу. Необходимо следить, чтобы ребенок подносил к глазам игрушки, книжки на расстояние 35-40 см от глаз.

Нельзя давать детям рассматривать книги с мелким рисун­ком, не соответствующие их возрасту, с нечеткими рисунками. Родители должны строго следить за режимом дня. Неполно­ценное, некачественное и нерегулярное питание плохо влияет на здоровье ребенка и его зрение.

Очень важно для сохранения нормального зрения предупреж­дение инфекционных заболеваний. Если в глаз ребенка попала соринка, надо немедленно обратиться к врачу, который удалит ее. Ранение глаза - одна из главных причин нарушения зрения.

Родители не должны оставлять детей без присмотра и позво­лять им играть с острыми предметами. При всех случаях ранения или при ушибах глаз родители должны ограничиться наложением легкой чистой повязки и немедленно отвести ребенка к врачу.

Не разрешайте детям смотреть на электросварку. При химических ожогах надо немедленно обильно промыть глаза и направить ребенка в медицинское учреждение . Дома химические вещества следует хранить в местах, недоступных для детей.

Подготовил Учитель-дефектолог

Если вам знакомы эти проблемы, то, возможно, вы являетесь родителем ребенка с дислексией. Хотя она является неизлечимым состоянием, которое остается на протяжении всей жизни, существуют способы помочь детям с дислексией научиться преодолевать сложности, связанные с дислексией и жить весьма успешно.

Шаги

Часть 1

Что такое дислексия и почему важно ее диагностировать

    Наблюдайте за ребенком, затрудняющимся выполнять задания по чтению. Например, одни родители поняли, что их сын испытывает проблемы с чтением, когда он не смог справиться с небольшим домашним заданием из детского сада: прочесть рифмованные слова своим родителям. Следуя указаниям, данным учителем, вот как проходило упражнение:

    • Родитель: «Все слова в этом списке рифмуются с "вот". Скажи "вот"». Ребенок: «Вот». Родитель: «Первое слово из этого списка - "рот"; "рот" рифмуется с "вот". Скажи "вот, рот"». Ребенок: «Вот, рот». Родитель (перемещая палец, чтобы коснуться каждого слова): «Какое слово следующее? Вот, рот…» (касается нарисованного кота). Ребенок: «Кошка». Родитель: «Нет, оно должно рифмоваться: вот, рот, к...». Ребенок: «Котик». Родитель (раздражаясь): «Ты должен сосредоточиться! Вот, рот, КОТ. Скажи: "к-о-т"». Ребенок: «К-о-т». Родитель: «Теперь какое слово будет следующим? Вот, рот, кот, кр...» Ребенок: «Кровать». Разумеется, он никогда не доберется до следующих слов - крот, плот, флот или живот.
  1. Изучите, как работают мозги ребенка-дислексика. Классически дислексию ассоциируют с человеком, который «видит» буквы и цифры в обратном направлении, однако то, что происходит на самом деле, гораздо серьезнее и связано с тем, как работает мозг. Ребенок с дислексией испытывает трудности с «фонологической перекодировкой», то есть с процессом разделения и сложения слов путем разбивания их на отдельные звуки и привязки этих звуков с буквами, которые их обозначают. Из-за того, как их мозг переводит буквы в звуки и обратно, дети с дислексией, как правило, читают медленнее (менее бегло) и делают больше ошибок.

    • Например, мальчик читает книгу и видит слово «дом», но не распознает его с первого взгляда. Он пытается его выговорить, что, по сути, является разделением и переводом букв в звуки (дом=д-o-м). В то же время, девочка пишет рассказ и хочет написать слово «дом». Она медленно произносит слово, затем пытается перевести звуки в буквы (д-o-м=дом).
    • Если эти дети не страдают нарушением чтения, высока вероятность того, что у обоих все получится успешно. Но, если у одного из них дислексия, процесс перевода - из звуков в буквы или из букв в звуки - не пройдет гладко, и «дом» может превратиться в «мод».
  2. Поймите, что дислексия не является проблемой интеллекта или стараний. К сожалению, многие считают, что дети с дислексией читают с трудом, потому что они недостаточно умны или не прилагают достаточно усилий , но ученые сравнили структуры мозга и сообщили, что проблемы возникают в равной степени у детей и с низким, и с высоким уровнем интеллекта.

    • Дислексия не является признаком низкого интеллекта и не является следствием того, что ребенок не прилагает усилий. Просто разница в том, как у некоторых детей работают мозги.
    • Родителям и учителям нужно проявлять исключительное терпение к детям с дислексией. Нетерпение, раздражение или сильно завышенные по сравнению с реальными возможностями ученика требования могут привести к тому, что он и вовсе прекратит выполнять школьные задания. Ему и так трудно обрабатывать эту информацию, а отсутствие поддержки и поощрения только усугубит проблему.
  3. Познакомьтесь с тем, как психологи диагностируют дислексию. Для диагностирования психологических нарушений психологи применяют руководство по диагностике и статистике психических расстройств. В этом руководстве дислексия описывается как нейро-развивающееся расстройство, при котором у человека наблюдаются трудности с кодированием. Такие люди с трудом понимают связь между написанием слов и их произношением. Дислексики испытывают проблемы с сопоставлением написанных букв их звукам (проблема фонологической грамотности).

    Узнайте, кто более всего подвержен дислексии. Последние исследования показывают, что дислексия является генетическим заболеванием и может передаваться по наследству. Если у кого-либо из членов семьи была дислексия, то ее риск у ребенка повышается. Если у ребенка наблюдаются другие связанные с языком проблемы, например задержка речевого развития, то риск дислексии также увеличивается. Дислексия обычно проявляется в раннем детстве, но также может развиться и после травмы мозга.

    Осознайте, как важно диагностировать дислексию. Если не обнаружить ее в раннем возрасте, то оставленная без внимания дислексия может привести к серьезным последствиям. Многие дислексики становятся несовершеннолетними преступниками (85% малолетних правонарушителей Америки имеют расстройства способности к чтению), бросают школу (треть всех учеников с дислексией), функционально неграмотными во взрослом возрасте (10% американцев) или бросают колледж (всего 2% студентов с дислексией оканчивают колледж).

    • К счастью, если вовремя обнаружить и диагностировать дислексию, у людей наблюдается улучшение.

    Часть 2

    Как выявить признаки дислексии
    1. Наблюдайте, есть ли у ребенка есть трудности с чтением и письмом. Обратите внимание на трудности в чтении, которые могут возникать у вашего ребенка в раннем возрасте, даже если воспитатели или учителя говорят, что беспокоиться не о чем. Вы можете заметить, что ваш ребенок при обучении чтению испытывает больше трудностей по сравнению со сверстниками. Дислексия также влияет на моторную координацию, способность разборчиво писать. Плохой почерк может быть признаком дислексии. Поскольку учебный процесс основан на чтении и письме, у ребенка могут быть проблемы со многими или даже всеми предметами.

      Следите за изменениями в поведении вашего ребенка. Из-за трудностей с чтением ребенок может стать беспокойным и раздражительным. Если в классе ребенок плохо себя ведет, учителя могут считать, что причина неуспеваемости лежит в недисциплинированности, вместо того,чтобы признать, что корнем всех проблем является расстройство способности к обучению. Эта путаница мешает выявлению и лечению причины дислексии, что может еще более усугубить проблему.

      Обратите внимание на самооценку и эмоциональное состояние ребенка. Вы можете заметить, что ребенок ненавидит школу, считает себя тупым или называет глупым. Его одноклассники могут делать тоже самое, что приводит к проблемам в общении. Ваш ребенок может ненавидеть ходить в школу из-за давления и тревоги по поводу отставания в учебе. Беспокойство стоит на первом месте среди переживаемых эмоций у детей-дислексиков.

      Учитывайте нарушения, имеющие сходные симптомы. Дислексию бывает сложно диагностировать, поскольку она имеет общие характеристики с другими расстройствами. Дети с дислексией реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Это происходит у детей с такими нарушениями:

      Осознать уникальность вашего ребенка. Дислексия у одного ребенка выглядит совершенно по-другому, чем дислексия у другого. Расстройство проявляется в различных формах и степени влияния. Это нарушение является сугубо индивидуальным, тем самым затрудняя диагностику. Вы можете заметить, что ребенок с трудом понимает, когда окружающие разговаривают с ним. Или у него могут быть проблемы с формированием и выражением своих мыслей и идей.

    Часть 3

    Что делать, если вы считаете, что у ребенка дислексия

      Пройдите онлайн-проверку с помощью опросника. Есть несколько бесплатных опросников онлайн для выявления дислексии. Пусть ребенок пройдет тесты, чтобы вы увидели, действительно ли дислексия лежит в основе его трудностей с чтением.

      Обратитесь к специалисту. Если кажется вероятным, что у ребенка дислексия, покажите результаты психологу, который может направить вас в установлении профессионального диагноза.

      • Можете обратиться к школьному или детсадовскому психологу или в поликлинику по месту жительства.
    1. Обратитесь к психиатру. Эти специалисты могут помочь справиться со злостью, беспокойством, депрессией и проблемами в поведении, которые зачастую возникают у дислексиков на почве раздражительности. Они также являются неоценимой поддержкой для родителей, обеспокоенных потребностями дислексичного ребенка.

      • Найдите специалиста-психиатра в справочнике, поговорив с педиатром или психологом вашего ребенка. Поспрашивайте на местных интернет-форумах родителей, у которых есть дети с особенностями развития: они часто знают хороших специалистов.
    2. Узнайте, какие варианты обучения существуют для вашего ребенка. Поскольку дислексия обусловлена тем, как мозг обрабатывает информацию, ее нельзя изменить или «вылечить». Но существуют способы, с помощью которых дислексичных детей можно обучить звукотехнике, чтобы их мозг понимал основы того, как связаны друг с другом звуки и буквы. Это позволяет им более успешно обучаться чтению.

    3. Поймите важность эмоциональной составляющей. Когда учитель вашего ребенка в курсе, что у него дислексия, он может изменить свой подход в соответствии с эмоциональными потребностями ребенка. К примеру, ребенка не будут ставить в затруднительное положение, заставляя читать вслух сложные тексты, что может вызвать огромный стресс и беспокойство. Соответственно, и одноклассники не станут дразнить его.

      • Вместо этого учитель должен активно искать способы подчеркнуть сильные стороны ребенка. Так ваш ребенок сможет почувствовать, что такое успех, и встретить похвалу со стороны сверстников, тем самым повышая собственную положительную самооценку.
    • Не старайтесь выявить дислексию без участия педиатра. Многие состояния могут способствовать проблемам развития и некоторые из них могут означать серьезные проблемы со здоровьем.

    Источники

    1. http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    2. http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    3. http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    4. http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    5. Characteristics of Dyslexia in Children (Natalie Hill) @ http://www.learning-inside-out.com/dyslexia-in-children.html
    6. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    7. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    8. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @ http://dyslexia.yale.edu/EDU_signs.html
    9. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    10. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    11. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    12. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    13. Famous People With The Gift of Dyslexia at http://www.dyslexia.com/famous.htm
    14. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    15. Dyslexia and Reading Problems (Kyla Boyce, RN) at http://www.med.umich.edu/yourchild/topics/dyslexia.htm
    16. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    17. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    18. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    19. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    20. A New Self-Report Inventory of Dyslexia For Students: Criterion and Construct Validity (P. Tamboer, H.S. Vorst) in Dyslexia 21(1), February 2015, pp. 1-34.
    21. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    22. http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    23. NINDS Information Page (National Institute of Neurological Disorders and Stroke) at http://www.ninds.nih.gov/disorders/dyslexia/dyslexia.htm
    24. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    25. Annual Research Review: The Nature and Classification of Reading Disorders--A Commentary on Proposals for DSM-5 (Margaret J Snowling & Charles Hulme) in Journal of Child Psychology and Psychiatry 53(5), May 2012, pp. 593-607.
    26. NIH-Funded Study Finds Dyslexia Not Tied To IQ (National Institutes of Health, U.S. Department of Health & Human Services) at http://www.nih.gov/news/health/nov2011/nichd-03.htm
    27. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    28. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    29. Common Misconceptions About Dyslexia Q & A at http://www.thelearningsolutionswf.com/misconceptions.aspx
    30. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    31. Dyslexia: Its Impact of the Individual, Parents and Society (Lamk Al-Lamki) in Sultan Qaboos University Medical Journal 12(3), August 2012, pp. 269-272.
    32. Signs of Dyslexia (Dr. Sally E. Shaywitz in Overcoming Dyslexia), reprinted by The Yale Center for Dyslexia & Creativity @

Что такое альфа-комплекс? Начнем с того, что у альфа-комплекса много лиц. Некоторые альфа-дети проявляют себя как , вынужденные взять на себя ответственность. Они чувствуют себя наиболее комфортно, когда руководят и раздают указания. Другие альфа-дети, как курица-наседка, склонны заботиться о других, особенно слабых, униженных и оскорблённых. Ещё одно из проявлений альфа-комплекса – стремление быть первым, лучшим, наиболее информированным. Следующее лицо альфы характеризуется стремлением к доминированию, используя слабости и уязвимости других. Проявления альфа-комплекса многочисленны и разнообразны, но я убедился, что в их основе, по существу, одни и те же базовые инстинкты. Ввиду отсутствия общепризнанного термина в дальнейшем я буду именовать их .

Прежде чем я объясню, откуда появляется альфа-комплекс, я хотел бы рассказать предысторию моего открытия этого феномена. Когда у меня впервые начал складываться пазл теории привязанности, я пришёл к осознанию, что условием воспитания детей должна быть их привязанность к взрослым, ответственным за них. Осознав это, я также начал понимать, что все больше детей вращаются в кругу сверстников, а не своих родителей и учителей. Я назвал этот удивительный феномен нарушения привязанности . Меня так обеспокоило то, что происходит, что я написал об этом книгу (Hold On To Your Kids ). Многие родители и учителя говорили мне, что, как только они замечали эту тенденцию, проблема становилась очевидной. Но кто-то должен был объяснить это явление первым.

Итак, как формируется альфа-комплекс? Повторю еще раз, во время складывания пазла “теории привязанности” для меня стало очевидным, что приоритетной задачей привязанности является забота. Имея это в виду, при ближайшем рассмотрении к своему удивлению я обнаружил, что все инстинкты привязанности можно разделить на . Я назвал эти направления альфа-режим и режим зависимости. Когда дело касается привязанности, только так мы можем, так сказать, подходить друг другу (успешно взаимодействовать). Когда мы взаимодействуем друг с другом, одновременно иcходя из наших альфа-инстинктов (или, если уж на то пошло, даже если мы взаимодействуем друг с другом, исходя из инстинктов зависимости), мы конкурируем, а не дополняем друг друга. Представьте, что вы собрались со своим супругом или супругой на прогулку или прокатиться на автомобиле. Если оба будут ведущими или оба ведомыми, процесс может зайти в тупик.

Задача альфа-инстинктов – давать заботу и уход. Задача инстинктов – искать и выражать готовность получать заботу. Один набор инстинктов предполагается как ответ на другой. Обеспечивающий (дающий) самореализуется, когда от него зависят, ищущий – когда его обеспечивают.

Чтобы понять, как это работает, представим пару близнецов. Несмотря на одинаковые возраст, генетику и большинство условий воспитания, когда они привяжутся друг к другу, природа должна пробудить инстинкты зависимости в одном и альфа-инстинкты в другом. Так как это направлено на то, чтобы близнецы подходили друг к другу, один из близнецов, как правило, разовьёт в себе альфа-личность, а другой зависимую. Эти черты характера могут остаться с ними на всю жизнь. В идеале, отношения двух “равных” людей, которые сошлись вместе, должны быть скорее взаимными, чем иерархическими. Когда это происходит, выявленные нужды одного приводят в действия альфа-инстинкты другого и наоборот. Альфа-инстинкты и инстинкты зависимости изменчивы и зависят от обстоятельств. В действительности, мы все сталкиваемся с этими явлениями при общении друг с другом. У нас с моей женой у обоих есть альфа-комплекс, и мы оба могли бы написать об этом книгу (но, как вам теперь должно быть понятно, мы не можем написать эту книгу вместе).

С альфа-инстинктами могут возникнуть три основные проблемы. Прежде всего, эти инстинкты могут , что приводит к тому, о чем я говорил выше как об альфа-комплексе. Если у ребёнка или взрослого человека есть альфа-комплекс, альфа-инстинкты становятся больше чертой характера, чем следствием обстоятельств, которые должны эти инстинкты приводить в действие. Таким образом, мы получаем детей, которые гораздо более склонны отдавать приказы, чем выполнять их, являются лидерами, а не ведомыми, чаще раздают указания, а не ищут помощи, берут ответственность на себя, а не ищут ответственного. Но такие дети могут быть и невероятно заботливы со слабыми, ранимыми, нуждающимися.

Вторая проблема появляется, когда альфа-инстинкты активируются вне контекста заботы о ком-то. В этом случае эти мощные альфа-инстинкты более не служат их изначальной цели – заботиться о других. Наиболее вероятно, что это случится в ситуации, когда альфа-инстинкты не соответствуют роли в отношениях. Например, дети должны зависеть от родителей, а не брать на себя ответственность за них. Также альфа-дети будут взаимодействовать со многими людьми, к которым они не привязаны. В этом случае альфа-комплекс может проявляться в нарциссизме. Таким детям необходимо всегда выигрывать, быть лучшими во всем, быть в курсе всего. Их альфа-инстинкты используются для того, чтобы заботиться о себе, вместо того чтобы заботиться о других.

Третья проблема возникает, когда ребенок или взрослый с альфа-комплексом находится в защитах от чувств заботы и ответственности. В этом случае альфа-инстинкты искажаются. Они всё ещё приводятся в действие, когда считываются сигналы о слабости или уязвимости, но теперь не с целью заботы о других, а для того, чтобы использовать уязвимость для установления своего превосходства. Это характерный признак развития булли (об одном следствии буллинга – травле, читайте *). Явные признаки такого побега от уязвимости – это избегание обсуждений в уязвленном ключе того, что беспокоит, утверждения о безразличии (например: “мне всё равно”, “это неважно”, “как угодно”) и отсутствие в речи слов для уязвимых чувств (например задетых чувств, чувств боли, обиды, чувства страха и таких простых чувств, как тоска и одиночество). Я имел дело с тюрьмами, полными таких булли по обеим сторонам тюремной решётки, но сейчас наши школы и офисы также заполняются булли с тяжелейшими альфа-комплексами. В видеокурсе о булли (Bullies: their making ang unmaking ) я рассматриваю подробнее это коварное явление.

Как только альфа-комплекс стал для меня яснее, стали понятнее и последствия попыток воспитывать альфа-ребёнка. Как вы, возможно, убедились, альфа-инстинкты могут сыграть злую шутку с детско-родительским танцем. Мы спотыкаемся об альфа-инстинкты детей, особенно если эти инстинкты “застряли”. Альфа-дети не восприимчивы к заботе. Кроме того, альфа-дети обычно более , и поэтому подвержены и проблемам со вниманием. Альфа-дети также более фрустрированы, что может проявляться в высоких требованиях или . К тому же, тот факт, что альфа-дети сопротивляются исполнению приказов и получению указаний, делает их достаточно сложными для воспитания, когда они больше всего в нём нуждаются.

Но то, что удивило и шокировало меня более всего во время изучения этого явления, параллельно с рассмотрением с разных сторон ориентации на сверстников, – это то, что альфа-комплекс активно развивается в наших детях. Обнаружилось, что альфа-комплекс более распространен у североамериканских детей, чем у детей из тех стран, культура которых более аутентична. Мне кажется, это именно то, что лежит в основе большинства наших трудностей в воспитании современных детей, и это приводит к нашей озабоченности и попыткам выяснить, что же делать. Однако ответ на этот вопрос не в том, что делать, а в . Оказывается, детям не только необходимо быть привязанными к тем, кто их воспитывает, но и быть привязанными правильно, то есть зависеть, нуждаться в нас и принимать эту зависимость. То, что действительно нам надо выяснить, – это как вдохновить наших детей на то, чтобы доверять нам и зависеть от нас. Пока мы этого не сделаем, мы не сможем правильно выполнять свою работу.

Shift + Enter или , чтобы сообщить нам.