Суровые нравы иракских езидов. Жизнь в кастах. Традиции езидской свадьбы

Не так давно мне удалось побывать на курдской свадьбе в Сирии, причем курдов, которые исповедуют не ислам, а езидизм, поэтому пойти на эту свадьбу для меня было особенно интересно.
Я конечно, перевидала в арабском мире множество свадьб - и христианских, и мусульманских, но на свадьбе у езидов до этого момента не была.

Религия езидов близка вероучению других изначально доисламских курдских религий. Опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: «Книга откровения» и «Чёрная Книга».

Из-за постоянных гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), окончательно сложилось к XIV—XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама.

Мусульманские и христианские критики езидизма ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Малак-Тавуси (Ангела-Павлина) с падшим ангелом, в связи с этим езидов ошибочно считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади.

Жених Осман проживает в Алеппо - самом крупном сирийском городе после столицы, расположенном на севере страны. А забирать невесту из ее дома мы ехали больше часа в небольшой городок Африн ближе к турецкой границе.

Меня удивило на этой свадьбе следующее обстоятельство: несмотря на то, что среди приглашенных были не только курды, но и арабы, свадьба полностью проходила на курдском языке. Тамада говорил исключительно по-курдски, не было также арабской музыки и песен, даже танцевальная музыка была своя - курдская. Правда, родственники жениха поочередно подходили к каждому столику в ресторане и приветствовали всех гостей, в том числе и на арабском, если за столиком сидели гости-арабы.

Очень своеобразный танец исполняли гости и молодожены под невероятно вялую, как траурную музыку. Они ходили, взявшись за руки, по кругу, медленно переставляя ноги, почти не совершая каких-либо еще движений. Этот малоэнергичный танец могли исполнять гости любого возраста, поэтому круг танцующих был невероятно широк, в него встала не только молодежь, но и совсем уже еле ходящие пожилые родственники брачующихся.

Арабские друзья жениха все норовили этот скучный танец превратить в живой зажигательный арабский дабки с подскоками и лихими вывертами, но им этого не давали.

Еще одна вещь удивила меня уже под конец нашего пребывания на свадьбе, когда мы собрались уходить.

В это время к нашему столику подошли официанты и поставили на стол несколько баночек с разной газированной водой. Я, решив попить из одной, вдруг вместо сладкого вкуса "Кока-колы" ощутила во рту горький вкус пива. В другой баночке из-под "Фанты", которую по такому случаю я решила проверить, тоже оказалось пиво.

Видимо, хозяева, чтобы не смущать некоторых религиозных гостей, решили таким образом замаскировать спиртные напитки, но ведь даже не предупредили.

Хотя, то, что отдельные желающие могли подкрепиться на свадьбе чем-то более серьезным, чем газировка, я поняла и раньше. Некоторые гости были очень уж веселы и оживленны, правда, думаю, им разливали не пиво, а арак - виноградную водку.

Вот некоторые фотографии с этой свадьбы:

Невеста в компании жениха и родственников проходит садиться в машину, чтобы ехать в ресторан. Позади жениха танцует под бой приглашенных барабанщиков будущий муж сестры жениха. Их свадьба тоже не за горами.

Жених танцует курдский танец с будущей тещей перед тем, как сесть в машину, где его уже поджидает невеста. Позади него столпились родственники невесты перед входом в украшенный цветами невестин дом.

Нарядный племянник жениха, который перед свадьбой ходил очень довольный, потирал руки, а, когда жених спросил его, чему он так радуется, ответил: "Вы женитесь сегодня, через 9 месяцев родите ребенка, и я стану дядей". Просвещенный ребенок.

Жених угощает невесту тортом.

П о дороге в Алеппо родственники жениха пригласили нас на другую свадьбу, сказали, что она будет интереснее, потому что семья невесты будет больше принимать в ней участие, а здесь родственники невесты должны были покинуть свадебное торжество после двух часов ночи, такой у них обычай.

Но, по правде говоря, мне и эта свадьба понравилась. Из всей череды виденных мной арабских свадеб с огромным множеством гостей, чтобы только кого не обидеть, она прошла в более раскованной, домашней и уютной обстановке. Родственники жениха и сами молодожены старались не обделить вниманием всех присутствующих, что обычно из-за слишком большого числа гостей на арабских свадьбах не удается.



Езидская свадьба начинается ранним утром в жилище жениха с обязательным приглашением музыкантов. Церемония бракосочетания предполагает присутствие самых хороших знакомых и давних соседей. Примерно около полудня жениха направляются к дому невесты. Там, посреди двора, родители новобрачной организуют небольшой стол с напитками и яствами.

Произносятся обязательные в таких случаях слова о торжественности данного дня. Среди гостей присутствуют те женщины, что приносят подарки невесте на так называемых сэни (круглых подносах) или в руках. Езидская свадьба предполагает особое отношение к дарам: подарки самым искусным образом разложены, они предварительно упаковываются в прозрачный материал и перевязываются разноцветными лентами. Езидская свадьба предусматривает не менее пяти подносов, но они обязательны. На одном из них обязательно находятся хэли (красная шаль) и платье для невесты, в котором она будет на свадьбе. На подносах также лежат сладости, стоят бутылки с шампанским и прочие подарки. Под веселую задорную музыку родные невесты принимают дары и отвечают своими подарками доверенным жениха. Сейчас в Москве проводятся достаточно часто, и уже перестали быть экзотическими.

Совместный танец «Гованд» предваряет отъезд невесты из родительского дома. Но перед этим все гости обязательно заходят в дом. Там со словами благодарности устраивается показ всех принесенных подарков всем присутствующим. Родственники невесты вручают жениху кольцо, которое вскоре наденет ему невеста во время самой церемонии. Новые езидские свадьбы проводятся с соблюдением всех традиций и обязательной демонстрацией приданого. Его забирают доверенные жениха, чтобы затем доставить до приезда молодых в дом. Приданое в основном состоит из постельного белья (нэвине буке): одеял, матрасов, подушек. Символична еще одна церемония перед началом трапезы в доме невесты - связывание воедино двух шалей - той, которая подарена женихом, с той, которая уже имеется у невесты. Новобрачная остается в них на протяжении всей дальнейшей церемонии. Общая продолжительность трапезы в доме невесты - в среднем от двух до трех часов.

Количество обрядов, которые проходят до отъезда невесты из родительского дома, этим не исчерпывается. Следуют еще два. В первом брат невесты (если таковой, конечно, имеется) трижды обвязывает и развязывает вокруг её талии ленту. Второй - выкуп женихом невестиной подушки. Как только действо состоялось, невесту, наконец-то, можно с чистой совестью и радостным сердцем увозить от порога родительского дома. У порога дома жениха его мать осыпает молодых сладостями, после чего жених встает на возвышение, возлагая на голову нареченной яблоко, - символ плодородия и размножения.

Во время следования в дом на плечи молодоженам попеременно кладется лаваш - символ семейного достатка. У порога дома одновременно ногами жениха и невесты должна быть разбита тарелка. Если это удается жениху - первым родится мальчик, если невесте - девочка. На свадебному пиру мужчины и женщины сидят отдельно. Езидская свадьба - это танцы и песни, причем музыка сопровождает весь церемониал. Для соблюдения традиций назначается тамада.

Сегодня пост про езидов и их суровые нравы. Езиды – наиболее уязвимая часть иракского населения, так как они пытаются вести автономный образ жизни. Местные власти не обращают на них внимания, американские военным они тоже не интересны, зато они интересны мусульманам, которые считают их дьяволопоклонниками.

Немного истории:

Приблизительная численность езидов в мире оценивается от 700 тысяч до 1,5-2 миллионов человек, основная масса которых проживает в северном Ираке. В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». По переписи населения 2002 года в России проживает 31,3 тыс. езидов.

Из-за гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение окончательно сложилось к XIV-XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. Таус Малак - Верховный ангел Малак Тавус (Мелик-Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина, является символом езидизма. Он был создан Всевышним первым из семи Архангелов, а затем поставлен во главе остальных Архангелов.

Мусульмане и христиане считают езидов "дьяволопоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Вот, что думают по этому поводу сами езиды:

"Подобное утверждение - плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом Архангеле. Езидизм, как религия, отвергает любое зло от Всевышнего. В езидизме нет злых духов и падших Ангелов, которые правят в аду грешными душами. В Езидизме считается, что добро и зло это одно целое, которое исходит от Всевышнего к каждому человеку."

Езиды верят, что в конце времен Бог помирится с павшим ангелом, а до тех пор езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными названиями. Своим своеобразным мировоззрением езиды навлекали на себя ненависть окружающих народов, несмотря даже на свою лояльность ко всем религиям.

01. Порядка 10% населения Курдистана составляют последователи езидизма - уникального, традиционно курдского вероисповедания. Лалеш – святыня курдов-езидов. Это место равносильно Ватикану для католиков или Мекке для мусульман. Более того, у езидов просто нет других храмов и каждый член езидской общины, разбросанной по всему миру, обязан совершить поломничество в Лалеш хоть раз в жизни.

02. 6 октября начинается неделя паломничества езидов - Джамаи. Каждый езид, по мере возможности, собирается в путь, чтобы поклониться святым местам и быть освящённым в водах Кания Спи. Кто посещает Лалыш и совершает паломничество, тому дарят барат (букв. «грамота, подарок» - шарики, сделанные монахинями (факрая) из ила этого родника) в знак освящения.

03.

04. Вход в храм. Не территории нельзя ходить в обуви. Перед входом езиды целуют порог.

05.

06.

07. В храме можно загадать желание и завязать узелок.

08.

09.

10. Для мужских и женских желаний и узелков есть разные комнаты.

11.

12. В Лалеше так же находится вход в пещеру Зем-Зем, где находится священный для езидов "Белый Родник" - "Канья Спи".

13. Еще одна традиция - езиды с закрытыми глазами кидают платок на камень, нужно чтобы с трех попыток клаток попал на камень и не упал с него, тогда желание сбудется.

14.

15. А вот езидские красавицы.

16. Культ павлина чувствуется в одежде.

17.

18.

19.

20. Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству.

21. Религиозные запреты: пищевые (рыба, мясо петуха, газели, тыква, капуста, салат), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) - ныне соблюдаются редко.

22. Согласно езидским религиозным источникам, в течение 12 столетий 72 раза, периодически, учинялась резня - геноцид со стороны соседних исламских народов, с целью полного уничтожения их веры и культуры. Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории.

23. Се харф-считаются тремя самыми страшными грехами у езидов:
- нельзя вступать в брак или во внебрачную связь с представителями других каст.
- езид не имеет право вступать в брак с иноверцем и, таким образом, переходить в иную веру.
- ни один езид не вправе поднять руки на представителя духовной касты.

Говоря о СЕ ХАРФ, о трёх смертных грехах, оно толкуются так, что после смерти, езид нарушивший эти три греха "на том свете", никогда, ни за какие благие дела не будет прощен.

24. Так вот, самая большая проблема у иракских езидов это второй пункт - браки с иноверцами. Мусульмане, кстати, положительно относятся если мужчина берет в жены езидку, они считают, что он спасает ее.

25. Но, сердцу не прикажешь и иногда браки между мусульманами и езидами все-таки случаются. Еще чаще случаются подозрения езидских девушек в связях с мусульманами. В обоих случаях их убивают. Такие истории происходят почти каждый месяц. Об ожном случае я уже рассказывал...

Жительница курдского городка Башика на севере Ирака, 17-летняя Дуа Халиль Асвад была насмерть забита камнями своими родными-мужчинами за то, что посмела влюбиться в юношу-суннита. Девушка была приговорена к смерти путем "праведного убийства" родственниками и местными религиозными лидерами. Ее обвинили в том, что она опозорила себя и семью, когда однажды вечером вернулась домой позже положенного срока. Разносились также слухи, будто Дуа приняла ислам, чтобы стать ближе возлюбленному.Все закончилось тем, что несколько мужчин ворвались в дом, где жила Дуа, вытащили ее на улицу и в течение получаса забрасывали камнями, пока девушка не умерла. За казнью наблюдала большая толпа. Местные органы правопорядка видели происходящее, однако не вмешались. Молодому человеку повезло больше, его не тронули, так как он был из влиятельной семьи. Вот сюжет CNN на эту нему. !!!НЕ СМОТРИТЕ ЕГО, ТАМ ПОКАЗАНО КАК УБИВАЮТ ДЕВУШКУ!!!

26. Мусульмане отреагировали на эту историю по-своему - убили в ответ 11 езидов, так как девушка после вступления в связь с мусульманином уже считалась мусульманкой. И такие истории происходят здесь довольно часто.

27.

28.

29.

На своей свадьбе, в армянском селе Мушакан, 15-летняя Сона Амоян полчаса стоит босиком на холодном полу пока мимо нее проходят гости, приглашенные на свадьбу.

Сцены со свадьбы Омара и Соны Амоян.

Традиции езидской общины диктуют, что она не может разговаривать, сидеть или есть в присутствии родственников со стороны жениха.

Сона встретила своего жениха,16-летнего Омара на свадьбе.

После замужества она перестанет ходить в школу и переедет жить в его семью.

«Замужней женщине стыдно ходить в школу», - пояснила мать Соны. «Кроме того, какой молодой человек захочет, чтобы его жена ходила в школу?».

История Соны обычна для молодых езидских женщин в Армении, которые, как правило, бросают школу уже в 14 лет для того, чтобы подготовиться к замужеству. Мальчики учатся немного дольше и оставляют школу для, того чтобы стать пастухами. Это - традиционное занятие езидов в Армении.

Активисты предупреждают, что эти обычаи, создают риск маргинализации еще одного поколения езидских женщин, но традиционалисты говорят то, что замужество юных девушек является древней традицией.

«Это - общепринятый закон, так все и будет продолжаться. Если девушка зрелая, то я за то, чтобы ее выдавали замуж в 16 лет», - сказал председатель Национального союза езидов Азиз Тамоян.

Даже если матери недовольны тем, что дочери повторяют их судьбу, они говорят, что не в состоянии противостоять традиции.

По словам 38-летней Лилии Авдоян, которая присутствовала на свадьбе, она мечтала стать врачом. Однако когда ей было 16 лет, ее дедушка заставил ее бросить школу и выйти замуж. Сейчас такая же участь ждет ее 14-летнюю дочь.

«Мой муж заставил нашу дочь бросить школу, и я была здесь бессильна», - сказала она. «Дети часто жалуются на то, что они должны уйти и жить в другой семье. Они еще слишком молоды и все взваливается на их плечи», - продолжила она.

«Учителя армянских школ часто пытаются убедить родителей езидских детей одуматься и не заставлять своих детей бросать школу или хотя бы отложить это на некоторое время. Однако у родителей всегда наготове заученные ответы, такие как: “мой ребенок болен” или “он не успевает в учебе и не хочет учиться», - добавила Авдоян.

Езиды - это сплоченная община, которая исповедует единственную в своем роде религию и разговаривает на одном из диалектов Курдского языка. В Армении они представляют собой растущую общину, в которой семьи имеют по 8-10 детей.

По данным переписи населения 2001 года, в Армении проживает около 40,000 тысяч езидов, что составляет немногим более 1% от общей численности населения Армении, однако, по словам Тамояна, их количество достигло 60,000.

На свадьбе Сона стоя ждет, когда гости посмотрят ее приданое. Омар сможет зайти в комнату только после этого. До того, как уйти праздновать с другими мужчинами, он надевает на ее палец кольцо. Однако он успевает запретить женщинам, собравшимся вокруг его новой жены, не делать ей макияж.

«Без разрешения мужа женщина не может пользоваться косметикой или делать покупки», - сказала Авдоян. «Она не может произносить тост, разговаривать в присутствии свекра, учиться или работать».

Пример 23-летней Инессы является доказательством того, что не все родители езиды придерживаются традиционных взглядов.

У нее есть университетский диплом, и она сказала, что ее мать и отец поддержали ее желание получить образование. Она сказала, что и другим советует, по крайне мере, окончить школу, но добавила, что изменить взгляды семей, которые придерживаются старых традиций, невозможно.

Воспользовавшись моментом, когда родственники Омара вышли из комнаты, Сона ненадолго села отдохнуть. Затем она отправится в дом своего мужа в селе Мхчян.

Когда они уезжают, Омар смотрит из окна лимузина, выкрикивая соседям невесты: «Мы увозим девушку с вашей улицы!».

В Мхчяне, перед тем как войти в свой дом, Омар поднимается на крышу и старается попасть в голову своей жены красным яблоком, но промахивается. Ритуал предназначен для того, чтобы совместная жизнь была счастливой, а жена покорной.

Один из присутствующих, Ариф сказал, что после своей свадьбы он так сильно бросил яблоко, что его 14-летняя жена упала в обморок и у нее из носа пошла кровь.

«Ей дали воды, но она пришла в себя только через 15-20 минут», - вспоминал он. «Почему я должен чувствовать себя виноватым? Закон есть закон. Надо попасть яблоком в голову. Таков наш обычай. Даже сейчас, когда, например, моя жена не слушается меня, или когда я прошу принести стакан воды, а она медлит, я ее бью”, - продолжил он.

В будущем году 33-летний Ариф станет дедушкой.

Ануш Погосян, которая работает в Женском ресурсном центре в Ереване, сказала, что ранние браки являются «пороком» езидского сообщества, но очень трудно что-либо с этим сделать. Она не помнит, чтобы езидские женщины когда-либо обращались к ним за помощью.

«Брак, заключенный между подростками, является нарушением целого ряда прав», - объяснила она. «В частности, права на распоряжение собственным телом, поскольку очень часто в подростковом возрасте девушки физически или психологически не готовы к сексуальным отношениям».

«Брак в подростковом возрасте также приводит к нарушению права на свободный выбор», - продолжила она. «Подросток не может принять осознанное решение, и очень часто родители не считаются с мнением своих детей и заставляют их вступать в брак».

Этнограф Грануш Харатян, которая занимается изучением истории езидов, сказала, что изменения в езидских обычаях маловероятны.

«Езиды - принципиально закрытое общество», - сказала она. «Их традиции являются важнейшим символом для сохранения их этнической принадлежности, которая является древней и меняется очень медленно. Но элементы престижа, к примеру, то, что невесту со свадьбы забирают на лимузине, стали частью их обычаев и уживаются наряду со старыми традициями, не меняя их».

После приезда в свой новый дом, Сона стоит в центре гостиной и ждет следующую часть церемонии, во время которой ее свекровь подарит ей золотое украшение.

Только после этого она, наконец, сможет сесть.

Лусинэ Авакян, независимый журналист.

Езиды или эзди, как сами они называют себя, - этнонациональная группа, прародиной которой является иракская провинция Мосул. Народ этот - одна из ветвей этнических курдов. До Второй мировой войны эзди жили в основном в Ираке, а сегодня сплоченные группы представителей этой национальности проживают на Кавказе, в Турции, Иране, США. Езиды - дружный и хорошо организованный, хотя и немногочисленный, народ. У них есть даже глава, объединяющий эзди, живущих в разных концах света.

Езидские свадьбы: исторические традиции

Как и все представители этой этнической группы, езиды любят и умеют отмечать праздники. Будь то рождение ребенка, крестины или любое другое семейное торжество, оно не обходится без старинных обрядов, танцев и национального пения. Одним из самых красочных и ярких обычаев является свадьба. Семья для эзди - главная составляющая их быта, поэтому рождению новой семьи уделяется много внимания, а посвященное бракосочетанию торжество празднуется с большим размахом. Езидские свадьбы в Тамбове, Коннектикуте, Баку или Стамбуле проходят примерно одинаково. В некоторых районах до сих пор действует Бешкертум - обряд, согласно которому родители могут сговориться о свадьбе даже новорожденных детей. Однако далеко не все так тщательно придерживаются традиций: свадьба езидов сегодня - дело добровольное, и принимать решение о ней могут сами молодые. Однако молодежь с удовольствием придерживается Ширани (аналога нашего сватовства), когда родители жениха с подарками отправляются в дом невесты для знакомства с ее семьей.

Через несколько недель поход с подарками повторяется, но на этот раз родители уже обсуждают детали бракосочетания. А деталей езидские свадьбы содержат множество. На рассвете назначенного дня в домах молодых собираются их родственники. Подруги невесты накрывают стол в ожидании жениха, а его гости до обеда веселятся, и только потом с песнями, танцами, национальной музыкой отправляются за невестой. Впереди всех на высоко поднятых руках старшие женщины несут не меньше пяти подносов с Сэни - подарками для новобрачной. Главное место занимает традиционная красная шаль - символ чистоты и любви. Так как к такому празднеству начинают готовиться в момент рождения ребенка, то езидские свадьбы поражают своим богатством и размахом. Войдя в дом невесты и отведав предложенных сладостей, родственницы жениха одевают невесту под национальное пение.

Пока старшие заняты одеванием, подружки невесты показывают всем принесенные женихом подарки, а ее родители одаривают жениха. После этого, уже все вместе, гости отправляются в дом жениха, ни на минуту не прекращая исполнять обрядовые и просто веселые народные песни. Войдя в дом жениха, старую шаль невесты свекровь связывает узлом с новой, только что подаренной красной шалью. Это значит, что теперь невеста стала частью своей новой семьи.

Езидские свадьбы: современность

Сегодня проведение торжеств уже не совсем такое, как раньше. Несмотря на то, что езидские свадьбы проходят по похожим сценариям, они, конечно, отличаются одна от другой. Во-первых, накладывает отпечаток место проживания народности. Во-вторых, все меньше остается людей, до тонкости помнящих национальные традиции. И все-таки езидские свадьбы - это очень веселое, трогательное и очень национальное зрелище.