Ребенок боится незнакомых людей. Что лежит в основе страха ребенка. Почему ребенок боится посторонних

Воспитание детей требует много сил и времени. Каждая мама и папа мечтают, чтобы их чадо росло и умным. В идеале они желают воспитать социально активных детей, которые будут идти на контакт со сверстниками и уметь излагать свое недовольство. Но не у всех деток это получается. А что делать, если малыш плохо говорит, боится других детей и животных? Где гулять с ребенком, как развивать его способности? Попробуем разобраться.

Возможные причины

Если ваш малыш не любит находиться в людных местах, не терпит шума и компаний, то это не значит, что он не такой, как все. Иногда дети хотят играть сами, но и родители должны повлиять на своё чадо. Придать его мыслям и поступкам нужное направление.

Если ребенок (2 года) боится детей, это еще не значит, что он аутист либо ненормальный. Это может говорить о том, что малыша обидели другие дети. Он мог просто не понять, что произошло, но помнить об этом и не хотеть, чтобы эта ситуация повторилась. Почти все дети хорошо запоминают ошибки первого неудачного опыта. Нет ничего удивительного, что они не желают испытать снова негативные эмоции. Навряд ли ваше чадо просто так, без видимой на то причины ограждает себя от других детей.

Все поступки ребенка говорят о ситуациях, в которых он побывал. Дети, которые редко идут на контакт со сверстниками, могут быть сильно привязаны к маме и редко выходить в общество. Из-за этих моментов малыш не знает, как себя вести, и не дружит с детьми.

Нормы для детей в 2 года

Изначально стоит разобраться со стандартами для детей в возрасте 2 лет. Если ваш малыш выполняет не все действия, которые описаны, либо говорит не все слова, не надо отчаиваться. Возможно, вы попросту не пробовали беседовать с ним на его языке, и помощь детского психолога совершенно не пригодится. Просто уделите больше времени своему ребёнку.

Моторика и физическое развитие:

  • ходит по лестнице вверх и вниз. Может опираться на перила или просит руку взрослого;
  • перешагивает через препятствия;
  • бегает;
  • встает на подставку;
  • ловит и бросает мяч;
  • играет в детские подвижные игры;
  • рисует линии и круги/овалы;
  • способен нагнуться, чтобы поднять предмет;
  • управляет мимикой лица: сворачивает губы в трубочку, втягивает скулы;
  • пинает мяч.

Общение и слова:

  • изучает детей на площадке, пытается взаимодействовать с ними,
  • может говорить отдельные слова и задавать вопросы,
  • играет в прятки,
  • копирует взрослых,
  • просит помощи,
  • понимает некоторые бытовые понятия,
  • показывает сколько лет, называет имя.

Гигиена и быт:

  • самостоятельно кушает и пьёт,
  • сам чистит зубы,
  • ходит на горшок,
  • снимает и надевает трусы,
  • способен снять и надеть обувь на лёгкой застёжке.

Этот небольшой перечень относится к стандартам Каждый малыш индивидуален, некоторые выполняют всё из вышеперечисленного и даже больше, а некоторые нет. Смотрите на развитие своего малыша и не упустите момент, когда можете его заинтересовать. Некоторые родители приучают ко всем этим процедурам, чтобы ребенок пошел в детский сад. Детей 2 лет обычно ведут в сад, если нет других условий воспитания.

Зачем детям быть социальными?

Современные родители в век новейших технологий совершенно забывают о простых истинах. Еще наши предки передавали свой опыт и знания о развитии детей не только в обучающих мероприятиях, но в основном через игры. Знаменитая "Сорока-белобока", "Ладушки", "Гуси-гуси" и прочие игры незаслуженно забыты. Хотя благодаря им можно развить не только мелкую моторику, но и мышление, память и усидчивость.

Многие дети не знают, как правильно контактировать со сверстниками. Проблема идёт из детства, такие люди даже в преклонном возрасте часто не могут нормально выразить свои желания.

Взрослые устанавливают рамки общения и хотят, чтобы дети соответствовали этим действиям. Но стоит понять, что познание мира у каждого ребенка своё, каждый малыш самостоятельно способен научиться контактировать с другими детьми, общаться, играть и даже решать конфликты. Поэтому не стоит пытаться высказывать свою точку зрения, когда она неуместна. Детская площадка во дворе - отличное место для общения малышей.

Узкий круг общения

На самом деле сама мать больше зависит от ребенка, чем он от неё. Эта психологическая ловушка зачастую ставит в тупик и вводит в заблуждение. Если ребенок постоянно проводит время только с мамой, папой или бабушкой, то возникает иллюзия, что нет нужды в других людях. Поэтому, появляясь на улице, ребенок (2 года) боится детей либо сторонится, не идет на контакт.

Бытует мнение, что если малыш видит ограниченный круг людей, то в обществе он может вести себя агрессивно. Это не потому, что он имеет такой характер, все происходит оттого, что он не имеет понятия, как общаться в расширенном кругу. Благодаря тому что ребенок постоянно проводит время со взрослыми, ему легче контактировать с ними, чем со сверстниками. Устраивая детские мероприятия, вы (и ваш малыш) получите удовольствие от процесса.

Действия родителей

  • Расширьте не только свой, но и ребенка.
  • Меняйте обстановку.
  • Дружите семьями - чем больше людей, тем лучше.
  • Больше играйте в детские подвижные игры в компании сверстников малыша.
  • Сами проявляйте интерес к занятиям с детьми.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Сначала давайте легкие задания, потом более сложные. После того как малыш справится с первыми, говорите, что он сможет, надо только подумать.
  • Сначала научите ребенка игре, потом просите поиграть.

Ежовые рукавицы

У детей, которых воспитывают в строгости, больше проблем в общении, чем у детей, которых хвалят. Такой ребенок будет всегда иметь рамки, стараться угодить. Хотя почти во всех случаях такие требования к детям слишком завышены. Из-за этого ребёнок уходит в себя, потому что проще остаться наедине со своими мыслями, где тебя не будут ругать, не будут требовать и ты не будешь постоянно не такой хороший, как надо.

Ведь недаром считается, что дети всё чувствуют, и, соответственно, если ваш ребенок (2 года) боится детей, значит он просто не уверен в себе и тревожен. С таким малышом дети будут вести себя холодно либо грубо, на что ребенок не станет отвечать, потому что дома это нормальная реакция на его действия.

С низкой самооценкой ребенка повышается его тревожность и неуверенность в себе. Такие дети часто говорят, что не могут что-либо сделать. Это значит, что ребенок боится других детей и ему нужна ваша помощь. Он не знает, как попросить вас и не получить отказ. Он не уверен в своих силах, хотя очень хотел бы попробовать.

Ранний аутизм

Самым сложным случаем неконтактного ребенка является детский аутизм. Детская площадка во дворе не вызывает радости, ребенок замкнут в себе и очень удобен родителям. Такие дети могут передвигать предметы, сидя на одном месте по часу. Современная медицина диагностирует такие случаи уже на первом году жизни малыша.

Признаки раннего аутизма

  1. Начиная с младенчества ребенок не испытывает радости от общения с родными и мамой.
  2. Когда его берут на руки, он не стремится потрогать взрослого или обнять.
  3. Не смотрит в глаза.
  4. Повторяет по много раз одну и ту же фразу, движение, действие. У таких детей поздно развивается речь.
  5. Дети-аутисты ходят на цыпочках либо вприпрыжку с задумчивым и отрешенным выражением лица.

Если у вас есть подозрения на то, что ребенок может быть болен, то обратитесь к специалисту. Своевременное выявление заболевания - половина работы над ним. После исследований врач скажет, здоров малыш либо болен.

Если всё-таки ваш малыш страдает аутизмом, то начните с мелких домашних поручений, которые он способен выполнить самостоятельно. Детские подвижные игры помогут вам в развитии интереса к общению. Заведите домашних животных, они очень хорошо помогают ребенку осознавать ответственность и приспосабливаться к миру вокруг.

Общение в кругу детей

Многие дети показывают свою первую реакцию на сверстников в виде агрессии. Это не является тревожным показателем, а является своеобразным методом изучения других детей и мира. В таких играх они могут осознать, где "моё", а где "чужое". Агрессия - это примитивный способ взаимодействия с другими детьми. Можно назвать его первым уровнем знакомства.

Дети очень чувствительны, они способны уловить эмоции и отношение к себе. Но чтобы ребенок привык к общению и перерос боязнь и агрессию, он должен чувствовать постоянную поддержку мамы. Со временем его поведение поменяется, а пока мама должна предупреждать конфликты, посещать детские мероприятия.

Например, ребенок (2 года) боится детей, потому что у него забрали игрушку в песочнице. Когда у вашего малыша пытаются забрать его игрушку, а он против, то вы должны спросить у обидчика: "А моя дочка не против, чтобы ты поиграл?" - или: "Сначала спроси у Кати, потом бери." Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал защиту с вашей стороны и мог отстаивать свои желания. Ведь он тоже личность, и необходимо уважать его желания и протесты. Пройдёт время, ваш малыш самостоятельно станет объяснять детям свои права.

Если же вы видите, что вашего малыша попросту обижают на пустом месте, не стойте в стороне. Скажите обидчику строгим тоном, что так делать нельзя. Это плохо! Навряд ли он захочет продолжать, но если и это не подействует, то отведите в сторону плохого ребенка. До достижения малышом возраста 3 лет вы должны полностью оберегать его, если он сам не может справиться. В возрасте постарше дети понимают, что можно, а что нельзя, они прекрасно помнят, как мама их поддерживала, и самостоятельно отстаивают свою точку зрения.

Многие молодые родители искренне удивляются тому, что их ребенок боится новых людей, пришедших в дом или просто подошедших на улице..

Проблема страха перед чужими людьми возникает примерно в возрасте 8-10 месяцев. Когда ребенок, привыкший к матери и отцу, начинает нервничать, капризничать и плакать при виде нового человека.

Почему ребенок боится чужих людей?

Страх перед чужими людьми тесно связан у малышей со страхом потерять маму. Этот страх подсознательный и поэтому никакие уговоры не дадут эффекта.

Ребенок на уровне подсознания чувствует, что чужой человек может лишить его мамы и причинить ему самому вред. Притом к «чужим» могут относиться и родственники или даже отец, если ребенок не видит его часто. А если мамы нет рядом, то появление «чужого» может вызвать у него настоящую истерику. Иногда ребенок даже может .

Как бороться со страхом?

Не нужно игнорировать страх ребенка, если ребенок боится чужих людей, мама должна помочь ему справиться с его проблемами. Мама обязана понимать, что подталкивание ребенка к общению с «чужаками» может лишь навредить малышу.

Самым правильным решением этой проблемы будет время. Просто дайте ребенку немного времени на то, чтобы малыш привык к голосу и внешности нового для него человека.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, стоит приучать ребенка к их присутствию постепенно. В безопасности малыш чувствует себя лишь на руках у мамы, поэтому на ручках ребенок сможет быстрее и более решительно познакомиться с новым человеком.

Показывайте на своем примере, что крохе нечего опасаться. Если ребенок боится чужих людей, то он должен увидеть, что мама приветлива и улыбчива с незнакомым человеком, тогда и он начнет привыкать к нему и поймет, что «чужак» не представляет для него опасности.

Имейте в виду, что время на «знакомство» у каждого индивидуально. Некоторые любознательные детки готовы сразу забраться на руки к незнакомцу, другим требуется несколько часов. Третьи же привыкают к «чужаку» лишь за несколько визитов.

Если годовалый ребенок боится чужих людей на улице, если это вызывает у него стресс, то маме стоит во время прогулки знакомить малыша с другими людьми. Просто возьмите его за руку или на руки и подходите к другим детишкам, ведь малышу не так страшно знакомиться с такими же детьми, как он. К тому же, это поможет ему более доверчиво относиться к другим женщинам с детьми.

Если малыш боится врачей

Многие дети кроме боязни чужих людей начинают нервничать и плакать при виде врачей, а иногда и после визита в поликлинику малыша трудно успокоить.

Чтобы посещение доктора было менее травматичным для ребенка, научите его играть в «больницу». Купите игрушечные медицинские инструменты, сшейте белый халат для любимой игрушки или пусть малыш сам лечит их. Покажите ребенку то, что обычно делают врачи в поликлинике. Пусть он увидит, что врачей не стоит бояться.

Почитайте ему сказку про Айболита и представьте поход к врачу чем-то вроде игры.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, не стоит паниковать. Обычно после полутора лет страх уходит, и малыш с радостью общается с новыми людьми. Однако мама должна помочь ему справиться с этим недугом.

Сайт для мам сайт настоятельно рекомендует молодым мамочкам не бросать малыша один на один с его страхом. Не игнорируйте реакцию ребенка на незнакомых людей. Обязательно работайте над этой проблемой. Сегодня вы поможете ему, а завтра малыш сам сможет преодолеть свой страх. Стимулируйте ребенка поощрением, обязательно отмечайте все, даже незначительные, его достижения.

Удивительно, но в семье, где мама мягкая, а папа достаточно активный, дети обычно менее тревожные, и следовательно, меньше подвержены страхам. В этот период родители должны стараться не отсутствовать длительное время.

Наиболее полезным для малыша станет тот вариант воспитания, когда мама и папа будут все свободное время уделять ребенку , а не перекладывать заботу о нем на нянь или бабушек.

Если годовалый ребенок боится чужих людей, а без помощника никак не обойтись, то следует заранее приучить ребенка к новому человеку. Сначала такое общение должно проходить с обязательным присутствием мамы. Тогда, оставшись наедине с новым человеком, ребенок не испытает стресс или даже страх.

Ну и конечно, самое главное — это внимательно следить за эмоциональным состоянием малыша. Если ребенок боится чужих людей, не нужно заставлять его общаться с ними, не оставляйте его наедине с незнакомцем. И помните, все проблемы взрослого человека родом из детства, а вовремя не пережитый страх может негативно отразиться на взрослой жизни. Не оставляйте свое чадо наедине со своим страхом, будьте внимательны и заботливы, и тогда ваш малыш легко перерастет любую проблему.

анонимно

здравствуйте. Моему сыну 2,3 года. Примерно с полутора лет он начал сильно бояться врачей (даже прослушать стетоскопом не дается) и вообще незнакомых людей. Если люди на улице пытаются нагнуться к нему и заговорить убегает или прячется за меня. Если приходят гости не выходит к ним и даже плачет. Когда был совсем маленький мы ходили в в гости. Там поначалу боялся, но потом осваивался. С детками на площадке и в песочнице играть не хочет. Любит чтоб мы гуляли с ним вдвоем. Ездит в транспорте с удовольствием, заходит в крупные магазины где много людей без проблем. Но дома и при "личном" контакте - проблемы. Также стесняется некоторых персонажей мультиков или. к примеру, говорящих игрушек. Сам говорит очень плохо. В малышкиной школе немного напугался, но сидел у меня на руках пока не началось занятие, где учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался, что пришлось уйти. Что это может быть по вашему мнению, "перерастёт" ли это с возрастом или у нас какие то серьёзные проблемы с социализацией?

Здравствуйте. Понимаю Вашу тревогу и спешу Вас успокоить: в этом возрасте страх чужих людей у ребенка – это обычное явление. Это ни в коем случае не является показателем проблем с социализацией. Вы пишите: «с детками на площадке и в песочнице играть не хочет». Как правило, в этом возрасте некоторые дети играют не друг с другом, а рядом друг с другом – это нормально. Многим детям надо сначала присмотреться к «чужаку», прежде чем подпустить его ближе, и когда незнакомый человек нагибается и пытается заговорить, то страх маленького ребенка вполне объясним: он может воспринимать это как преждевременное вторжение в свое личное пространство. Вы пишите: «Сам говорит очень плохо». Посещали ли Вы с ребенком логопеда для того, чтобы определить, по возрасту ли протекает речевое развитие ребенка? Вы пишите: «учитель заиграла на фортепиано и стала обращаться к детям. Все радовались, а мой так расплакался …». Возможно, Ваш сынишка – чувствительный, ранимый ребенок, с . Это не диагноз, это – особенности эмоциональной сферы ребенка. С возрастом эта ранимость и тревожность снизятся. Таким детям нужна доброжелательная атмосфера, минимум критических высказываний и максимум поддержки и одобрения – этого достаточно для того, чтобы с возрастом они перестали отличаться по своим эмоциональным реакциям от сверстников.

анонимно

Большое спасибо Вам за оперативный ответ! Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься если малыш всех боится?) Мы были на приеме у невролога, который прописал пантогам с глицином, после чего Магне Б6. Общается только с членами семьи и няней, к которой мы водим его на 2 часа каждый день. С ней ведёт себя нормально. Я сильно переживаю, потому что планирую около 3 лет отдать его в детсад, как он будет социализироваться в группе незнакомых взрослых (воспитателей) и детей? Наверняка это как раз случай повышенной тревожности, плюс он очень "домашний". что бы Вы как специалист посоветовали мне? Одни говорят водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), дрегие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей. Очень надеюсь на Ваш ответ. Заранее большое спасибо. С уважением.

Вы пишите: «Мы пока не посещали логопеда (как мы можем с ним заниматься, если малыш всех боится?». Как правило, логопеды не занимаются с такими маленькими детьми, логопед может проконсультировать Вас по поводу речевого развития ребенка, сможет определить, достаточное оно или нет, даст Вам рекомендации исходя из своих наблюдений за ребенком или из Вашего описания того, как говорит малыш. Впрочем, не обязательно делать это прямо сейчас, можно подождать до 3 лет. То, что Вы наблюдаете малыша у невролога – это очень хорошо. Вы пишите: «Одни говорят, водите его как можно больше по развивающим центрам, детским площадкам, в гости (несмотря на плач даже), другие советуют подождать и не навязывать ему общество посторонних людей». Я бы категорически не советовала Вам насильно социализировать малыша несмотря на плач. Это может травмировать его психику. Если Вы принимаете препараты от невролога (пантогам, глицин, магне Б6 – это мягкие препараты), на их фоне должна быть позитивная динамика. Обязательно после того, как пропьете курс, снова посетите этого невролога, чтобы он скорректировал дальнейшее лечение, если будет необходимость. Поэтому надо подождать с навязыванием общения. Дайте возможность Вашему малышу привыкнуть к какому-нибудь месту, где есть его сверстники. Не торопите ребенка, не подталкивайте его к контакту с другими, дайте ему возможность освоиться в новой обстановке на Ваших руках или с Вашей защитой. Пусть Ваш малыш сам решает, хочет ли он общения или нет. Если не хочет, надо уважать его желания. Скорее всего, он будет сложно адаптироваться к детскому саду, Вам надо быть к этому готовой. Но это – практически норма для такого ребенка. При мягком, доброжелательном уходе такие детки уже к школьному возрасту «перерастают» эти проблемы.

Содержимое

С первого дня рождения ребенка в его жизни каждый день происходят изменения, он растет и развивается. Сначала новорожденный только спит и ест, потом постепенно начинает проявлять интерес к окружающему его миру, слушать взрослых, играть и учиться. Меняется и осознание новорожденным всего происходящего вокруг него.

Ближе к году у большинства малышей появляются страхи, и первый из них - страх посторонних и незнакомых ему людей. Чаще всего такая боязнь появляется у ребенка одновременно со страхом отсутствия мамы рядом. Такой страх является вполне нормальным и обоснованным чувством. В годовалом возрасте малыш значительно взрослее, чем новорожденный, и родители иногда оставляют его, к примеру, с бабушками, тетями или даже няней.

Почему дети боятся чужих

Основной причиной страха чужих людей является комфорт и спокойствие, когда рядом мама. У ребенка развивается привязанность к людям, которых он видит чаще всего возле себя. И соответственно появляется настороженность и боязнь незнакомых лиц, зачастую мужчин. Дети друг друга воспринимают спокойно и нормально в любом возрасте.

Новорожденный настолько привык, что мама всегда рядом, в пределах его видимости и досягаемости, что даже временное ее отсутствие пугает его. Некоторые родители говорят, что иногда даже в туалет отлучиться спокойно нельзя, ребенок стоит под дверью и плачет. Именно на такое беспокойство по поводу отсутствия мамы накладывается страх перед другими незнакомыми людьми.

Ребенок боится, что появление нового человека в поле его зрения связано с отсутствием мамы, или ее возможным отсутствием. Поэтому он настороженно относится ко всем чужим людям и может проявлять признаки страха перед ними. Чтобы предотвратить исчезновение мамы и не остаться с незнакомым человеком наедине, ребенок может начать громко плакать и крепко схватиться за спасительную мамину руку. В этот момент у родителей может возникнуть вполне закономерный вопрос: что делать с этим страхом и как помочь?

Что могут сделать родители

Страх чужих людей может появиться у детей в 8 месяцев, а бывает так, что он возникает ближе к двухлетнему возрасту. Выражаться такая боязнь может громко в виде слез и истерик, а иногда проявляется в стеснении и нежелании говорить с новым человеком. Родители своим поведением могут значительно усугубить ситуацию, а могут помочь малышу справиться со страхом и застенчивостью. От реакции взрослых зависит дальнейшее отношение ребенка к новым и незнакомым людям.

Если мама общается с чужим человек, знакомит с ним ребенка, никуда не уходит и не оставляет малыша, у него появляется доверие к незнакомцу, и через некоторое время он уже будет дружить с ним, спокойно общаясь. Однако не стоит настаивать на знакомстве ребенка и чужого взрослого, заставлять его поговорить, поиграть. Это должно произойти само собой за такой промежуток времени, как это нужно малышу, а не взрослым.

Хорошим вариантом общения карапуза с незнакомым взрослым может быть, если малыш сидит на руках у мамы, чувствует ее поддержку и уверенность в том, что все в порядке и бояться нечего. Некоторые дети настолько контактны и общительны, что спустя пару минут уже могут начать самостоятельно общаться с чужим человеком. Другим требуется больше времени и постоянное чувство, что мама рядом и все в порядке.

Если ребенок увидит чужого человека второй и третий раз, он начнет его узнавать и может включить в круг «своих» взрослых. Если этого не происходит, не стоит переживать и нервничать, для знакомства и общения малыша с некоторыми людьми, ему потребуется больше времени.

Если в семье есть необходимость оставлять ребенка с посторонними людьми, бабушкой или няней, нужно запастись терпением, чтобы малыш привык к новому человеку. Начинать знакомство лучше заблаговременно, чтобы иметь запас времени на преодоление страха чужих людей. Хотя бы несколько раз нужно провести время вместе: мама, ребенок и посторонний человек. Научившись ему доверять, малыш гораздо легче будет отпускать маму из своего поля зрения.

Если страх чужих людей проявляется у ребенка в истерике и слезах, он не подпускает к себе других взрослых, кроме мамы, даже спустя несколько знакомств и не хочет воспринимать слова взрослых о том, что это друг и свой человек, тогда стоит задуматься и посоветоваться со специалистом. В крайних формах выражения страх может быть патологией или нарушением в работе нервной системы ребенка.

Ошибки родителей

Пытаясь познакомить ребенка с новыми взрослыми или оставить его на время с незнакомым человеком, некоторые родители допускают ошибки, которые могут усугубить ситуацию. Если их знать и учесть, можно постараться избежать неправильного поведения. Родители поступают ошибочно в таких случаях:

  • При появлении незнакомца меняют тон голоса и атмосферу разговора, ребенок тут же почувствует изменение и насторожится.
  • Навязывают ребенку знакомство и общение с новым человеком, заставляя поговорить, поиграть, показать свои игрушки.
  • Переживают и волнуются, сможет ли он найти общий язык с незнакомцем, а волнение передается и малышу.
  • При появлении страха ребенка, родители тут же уводят его в отдельную комнату или просят чужого человека уйти подальше. Малыш поймет, что при его определенных действиях, мама сделает так, как он хочет, и будет пользоваться этим в будущем.

Страх перед незнакомыми людьми пройдет со временем так же незаметно, как возник. Лишь у некоторых детей застенчивость и боязнь общаться с новыми людьми остается на всю жизнь, но большинство преодолевают это в раннем возрасте.

Когда ребенок только рождается, ему незнакомо понятие страха. Но вот вы замечаете, что ваш малыш боится один зайти в темную комнату или один выйти вечером на улицу. Вы понимаете, что у ребенка развивается страх - своеобразное чувство беспокойства, переживания или тревоги, которое характеризуется изменениями эмоционального фона. У него может учащаться сердцебиение, нарушаться ритм дыхания, усиливаться мышечное напряжение. Страх - это ответная реакция ребенка на внешнюю угрозу - реальную и/или придуманную.

Диагностика детских страхов проводится специалистами в этой области: психологами, психиатрами или психотерапевтами посредством бесед, тестов и опросных листов. На основе результатов исследований подбираются адекватные методы лечения.

Что лежит в основе страха ребенка

Страх - это способ самосохранения. В отличие от взрослых страхов в основе детских не всегда лежит реальная угроза.

Они развиваются на базе полученной детьми информации, дорисовываются богатым и впечатлительным детским воображением и у большинства детей проходят самостоятельно. Но, как и в любом правиле, в вопросах детских страхов также имеется небольшой процент исключений, случаев, когда обычные страхи перерастают в фобии, требующие специального лечения. У девочек фобии развиваются чаще, чем у мальчиков. Факторами, способствующими развитию страха у детей, являются их одиночество в семье, ограничение в общении с ровесниками.

Более подвержены развитию тревожных состояний те дети, которые обладают яркой фантазией, впечатлительностью, высокой доверчивостью. Часто развитию страхов способствуют воспитание, нестабильные отношения ребенка с родителями.

Среди причин детских страхов выделяют следующие:

  1. Психоэмоциональные травмы, пережитые ребенком в раннем возрасте. Именно они чаще всего перерастают в фобии и с трудом поддаются лечению. Примером таких случаев является боязнь собак после укуса.
  2. Родительские запугивания с целью предотвратить асоциальное поведение ребенка. Например, «будешь плакать - придет злой дядька и заберет тебя».
  3. Патологическое беспокойство самих родителей по каждому поводу. Бесконечные запреты и установки на неудачи развивают в ребенке чувство постоянной тревоги, которая перерастает в страх.
  4. Агрессивное поведение родителей, направленное на унижение чувства детского достоинства, демонстрация доминирования родителя над ребенком формируют сложные страхи и боязнь своих родных.
  5. Фильмы ужасов или жестокие компьютерные игры со сценами насилия тоже развивают у ребенка страх повторения увиденных ситуаций.
  6. Наличие определенного психологического заболевания также может выражаться в развитии у детей страхов. Определить вид заболевания и назначить лечение возможно только после обследования ребенка профессиональными специалистами.

Механизм появления и развития страхов

Первые страхи возникают у детей в два-три года, когда они начинают фантазировать, придумывать и воображать что-то необычное после осмысления внешней информации. Пик фантазирования достигается в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем более впечатлителен ребенок, тем более разнообразны и необычны его страхи. Поскольку в своем юном возрасте ребенок еще не способен анализировать причины страха и свою реакцию, это приводит к закреплению и поддержанию страха. С возрастом ситуации, которые способствуют развитию страха, меняются, как и сферы жизни самого ребенка: от страха остаться без мамы в младенчестве - до социальных страхов в школьном возрасте.

Виды страхов у детей

Страхи детей подразделяются на социальные и природные. Первые формируются в процессе межличностного общения ребенка с окружающими, вторые связаны с природным чувством самосохранения.

По природе возникновения детские страхи также делятся:

  • на особо ценные, которые являются порождением детской фантазии и приобретают для ребенка особую важность;
  • навязчивые, которые возникли в результате определенной жизненной ситуации (страх замкнутого пространства) и легко перерастают в панику;
  • бредовые, которые логически не поддаются объяснению.

Обратите внимание!

Симптомами появления страхов у новорожденных являются вздрагивания ручек и ножек, беспокойство и беспричинный плач. Спровоцировать страхи в таком маленьком возрасте способны резкие движения, громкие звуки, яркое освещение. К полугоду у ребенка возрастает чувство привязанности к маме - ее потеря из виду на продолжительное время также вызывает тревогу и беспокойство. Становясь старше, ребенок начинает бояться незнакомых людей, высоты, резких звуков, одиночества.
После двух лет свои страхи ребенок связывает с отдельными объектами: агрессивными животными, машинами, двигающимися с большой скоростью, огнем.

В период «кризиса трех лет» у ребенка появляется страх быть наказанным за совершенный проступок, возникает боязнь того, что он не любим своими родителями.

У дошкольников под действием сказок и фантастических комиксов возникает боязнь волшебных, несуществующих животных и существ, троллей и привидений. Школьники и подростки боятся выступать перед аудиторией, получить неудовлетворительную оценку, боятся подвергнуться критике, осуждению, быть осмеянными. Также дети подросткового возраста могут начать бояться разных катастроф и аварий, пожаров и наводнений.

На фоне страха ребенок теряет покой, становится раздражительным, у него пропадает аппетит и сон, ухудшается общее состояние здоровья.

Если ребенку вовремя не оказать психологическую поддержку, страхи перерастут в фобии, навязчивые идеи и психологические расстройства.

Как выявить наличие страха у ребенка.

Непроходящие детские страхи вынуждают родителей обращаться за профессиональной помощью к врачам. Диагностика начинается с доверительной беседы с ребенком с целью выявления причин, вызывающих тревогу и беспокойство.

Другими методами обследования ребенка являются специализированные возрастные опросники, тесты рисунков, сказки для диагностики ситуаций и другие психологические тесты.

Лечим детские страхи

Для того чтобы справиться со своими страхами, ребенку нужно почувствовать себя в безопасности, ощутить спокойствие и домашний уют. С этой целью психологи и психотерапевты работают не только с самим ребенком, но и с родителями, обучая их методам воспитания тревожного ребенка, способам эффективного взаимодействия, организации правильного отдыха и общения.

Индивидуально проводятся занятия по психоанализу и творческие мастерские для визуализации детского страха и уничтожения его в буквальном смысле.

При более глубоких психологических нарушениях используется медикаментозное лечение, пока не будет достигнут видимый эффект. Любое лечение проводится под наблюдением врача по строго прописанному рецепту. Коррекцией лечения, назначением дополнительных средств и определением продолжительности их приема также занимается лечащий врач.

Со временем у ребенка проходят страхи. Главное внимательно относиться к его психологическому и эмоциональному развитию, любить свое чадо, заботиться о нем, относиться к нему как к равному, правильно организовывать его досуг, делая выбор в пользу активного отдыха и творческого развития.

И ничего не бойтесь.