Наказание или отрицательное подкрепление. Что такое положительное наказание в дрессировке собак

общественный отклоняющийся поведение контроль

Наказание, как и уголовная ответственность в целом, -- проблема не только социальная, но и индивидуально-психологическая. Оно будет иметь соответствующий эффект только тогда, когда получит соответствующий «отзвук» у человека. Здесь, прежде всего следует выделить проблему восприятия осужденным наказания, то есть чувственного отражения и переживания осужденным наказания. Восприятие наказания в качестве явления, вызывающего страдания, составляет один из важных элементов всего отношения осужденного к наказанию. Без этого нельзя, «подключить» механизм самовоспитания к процессу исправления осужденного. Практика показывает, что отдельные рецидивисты в результате длительного пребывания в местах лишения свободы рассматривают условия в исправительных учреждениях (далее ИУ) чуть ли не в качестве обычных. Подобная искаженность восприятия объясняется, с одной стороны, адаптацией к условиям наказания, с другой - тем, что рецидивист теряет значительный интерес к жизни на свободе, рассматривая ее как очередную возможность вновь совершить преступление.

По данным изучения, характерно, например, что более половины преступников-рецидивистов считают наказание несправедливым, незаслуженным, чрезмерно суровым, в то же время 6,0% рецидивистов в качестве идеала указали человека, совершающего преступления, а 13,7%--(помимо указанных 6,0%)--вообще не имеют социально одобряемого идеала. Лица с извращенным восприятием наказания и пониманием жизни в целом, как правило, упорно не желают встать на путь исправления. Восприятие наказания как справедливого акта со стороны общества и в качестве явления, вызывающего чувство неудовлетворительности и страдания, является необходимой предпосылкой перевоспитания правонарушителя. Исходя из выше сказанного можно заключить, что правильное отношение осужденного к наказанию, предполагает не только адекватное его восприятие, но и осознание им ответственности перед обществам, справедливости наказания и подлинной причины своего нахождения в местах лишения свободы, а также формирование у него нового отношения к нормам права и морали, в чем собственно и состоит смысл лишения свободы на определенный срок.

Уголовное наказание в виде лишения свободы обладает рядом как положительных, так и отрицательных свойств. Оно делимо и поэтому у суда есть возможность определить его продолжительность в границах санкции с учетом всех обстоятельств дела и личности виновного. Возможно создание различных мест лишения свободы с отличающимися по строгости условиями исполнения этого наказания. Лишение свободы может отбываться круглосуточно в одиночных камерах, исполняется это наказание и в общих помещениях. Существует смешанная форма исполнения лишения свободы: с ночным раздельным заключением по одиночным камерам и совместным дневным содержанием их в общих камерах .

Лишение свободы преследует и цель предупреждения совершения новых преступлений осужденными. Вполне очевидно, что помимо этого лишение свободы преследует также и цель общей превенции.

С другой стороны заключенный изолируется от привычного окружения: семьи, коллектива по работе, учебе и т. д. Резко меняются условия жизни, работы, ограничиваются или вовсе отпадают возможности удовлетворения многих жизненных потребностей, как физиологических, так и духовных. Многие заключенные находятся в угнетенном состоянии из-за опасения потерять семью. Браки с заключенными распадаются более, чем в 2 раза чаще, чем это происходит на свободе. Около 90% заключенных работают не по специальности, что предопределяется производственными возможностями в колониях и тюрьмах. Это ведет к низкой производительности труда заключенных, а, следовательно, и низкой оплате их труда. Качество выпускаемой в местах лишения свободы продукции зачастую низкое.

Коллектив, в который попадает осужденный, слагается не из лучших индивидуумов. Обстановка в коллективе заключенных сложна и во многих случаях оказывает негативное воздействие на заключенного и на его психику. Встречаются факты расправы с отдельными заключенными со стороны тех, кто придерживается воровских обычаев и традиций. На психику заключенного в подобных случаях оказывает давление как сам факт лишения свободы, так и отрицательное воздействие агрессивных сторонников преступного мира.

Вместе с тем, отказаться от применения лишения свободы -- уголовного наказания -- человечество пока не имеет возможности. Следовательно, постоянной необходимостью является ослабление негативных свойств этого наказания, повышение его эффективности.

Государство, применяя различные виды лишения свободы, ставит перед ними специфические цели. Прежде всего, лишение свободы применяется в интересах следствия для того, чтобы лицо, подозреваемое в совершении преступления, не мешало его проведению или не скрылось от следствия и суда.

Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а, следовательно, повышенной по отношению к другим видам наказания репрессивностью. Оно предусматривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждавшимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, исправление лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима .

Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство к осужденному предусматривает возможность применения специальных принудительных мер (за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа). Важным элементом при всей совокупности социальных мер лишения свободы, является свобода личности.

Свобода личности -- понятие исключительно сложное и многогранное.

Юристов оно интересует, прежде всего, как один из моментов взаимодействия права и личности. Однако разобраться в механизме этого взаимодействия было бы затруднительным без анализа философского, политического, социально- психологического и индивидуально-психологического аспектов понятия свободы, без анализа ее социального и личностного содержания.

Опуская философскую, политическую стороны, выделим социально- психологический аспект лишения свободы как вида уголовного наказания.

Применение его ведет к ограничению доступа осужденных к средствам массовой коммуникации, поскольку имеют место ограничения или даже лишение возможности в просмотре программ телевидения, специальный подбор кинофильмов и т. д. Тем самым, лишение свободы, ведет к ограничению не только непосредственного, но и опосредствованного средствами массовой коммуникации общения осужденных с внешним миром .

Наказание, как и уголовная ответственность в целом, -- проблема не только социальная, но и индивидуально-психологическая. Оно будет иметь соответствующий эффект только тогда, когда получит соответствующий “отзвук” у человека. Здесь, прежде всего, следует выделить проблему восприятия осужденным наказания, то есть чувственного отражения и переживания осужденным наказания. Восприятие наказания в качестве явления, вызывающего страдания, составляет один из важных элементов всего отношения осужденного к наказанию. Без этого нельзя, “подключить” механизм самовоспитания к процессу исправления осужденного.

В отличие от наказания, негативное подкрепление – это процесс, в котором организм ограничивает аверсивный стимул или избегает его. Любое поведение, которое препятствует аверсивному положению дел, таким образом чаще повторяется и является негативно подкрепленным (см.

Табл. 7-1). Поведение ухода – это тот самый случай. Скажем, человек, который прячется от палящего солнца, уходя в помещение, скорее всего снова пойдет туда, когда солнце вновь станет палящим. Следует заметить, что уход от аверсивного стимула не то же самое, что избегание его, поскольку аверсивный стимул, которого избегают, физически не представлен. Следовательно, другой способ бороться с неприятными условиями – научиться избегать их, то есть вести себя так, чтобы предотвратить их появление. Эта стратегия известна как научение избегания. Например, если учебный процесс позволяет ребенку избежать домашнего задания, негативное подкрепление используется для усиления интереса к обучению. Поведение избегания также имеет место, когда наркоманы разрабатывают искусные планы, с тем чтобы сохранить свои привычки, но не довести дело до аверсивных последствий – тюремного заключения.

Таблица 7-1 Позитивное и негативное подкрепление и наказание

Как подкрепление, так и наказание могут выполняться двумя способами, это зависит от того, что следует за реакцией: предъявление или устранение приятного или неприятного стимула. Обратите внимание на то, что подкрепление усиливает реакцию; наказание – ослабляет ее.

Скиннер (Skinner, 1971, 1983) боролся с использованием всех форм контроля поведения, основанных на аверсивных стимулах. Он особо выделял наказание как неэффективное средство контроля поведения. Причина в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания нежелательного поведения может вызвать отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты. Тревога, страх, антисоциальные действия и потеря самоуважения и уверенности – это только некоторые возможные негативные побочные явления, связанные с использованием наказания. Угроза, внушаемая аверсивным контролем, может также подтолкнуть людей к моделям поведения даже более спорным, чем те, за которые их первоначально наказали. Рассмотрим, например, родителя, который наказывает ребенка за посредственную учебу. Позже, в отсутствии родителя, ребенок может вести себя еще хуже – прогуливать уроки, шататься по улицам, портить школьное имущество.

Вне зависимости от исхода ясно, что наказание не принесло успеха в выработке желаемого поведения у ребенка. Так как наказание может временно подавлять нежелательное или неадекватное поведение, основным возражением Скиннера было то, что поведение, за которым последовало наказание, скорее всего вновь появится там, где отсутствует тот, кто может наказать. Ребенок, которого несколько раз наказали за половые игры, совсем необязательно откажется от их продолжения; человек, которого посадили в тюрьму за жестокое нападение, не обязательно будет меньше склонен к жестокости. Поведение, за которое наказали, может опять появиться после того, как исчезнет вероятность быть наказанным (Skinner, 1971, p. 62). Этому легко можно найти примеры в жизни. Ребенок, которого отшлепают за то, что он ругался в доме, может свободно это делать в другом месте. Водитель, оштрафованный за превышение скорости, может заплатить полицейскому и продолжать свободно превышать скорость, когда поблизости нет патруля с радаром.

Вместо аверсивного контроля поведения Скиннер (Skinner, 1978) рекомендовал позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения. Он доказывал, что, поскольку позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений, связанных с аверсивными стимулами, они более пригодны для формирования поведения человека. Например, осужденные преступники содержатся в невыносимых условиях во многих карательных учреждения (свидетельство тому – многочисленные тюремные бунты в Соединенных Штатах за последние несколько лет). Очевидно, что большинство попыток реабилитировать преступников провалились, это подтверждает высокий уровень рецидивов или повторных нарушений закона. Применив подход Скиннера, можно было бы так урегулировать условия окружения в тюрьме, чтобы поведение, напоминающее поведение законопослушных граждан, позитивно подкреплялось (например, научение навыкам социальной адаптации, ценностям, отношениям). Подобная реформа потребует привлечения экспертов по поведению, имеющих знания о принципах научения, личности и психопатологии. С точки зрения Скиннера, такую реформу можно было бы успешно выполнить, используя уже имеющиеся ресурсы и психологов, обученных методам бихевиоральной психологии.

Скиннер показал возможности позитивного подкрепления, и это повлияло на стратегии поведения, используемые в воспитании детей, в образовании, бизнесе и промышленности. Во всех этих областях появилась тенденция к все большему поощрению желательного поведения, а не наказанию нежелательного.

Дамы и господа, лорды, сэры и пэры!

Поднимается вопрос вновь об отрицательном подкреплении и наказании собак...
Итак, для начала проведём существенную разницу между наказанием и отрицательным подкреплением. Цель отрицательного подкрепления является указать собаке на её ошибки, например, с помощью рывка поводком, недачи лакомства, если обычно оно давалось при правильном выполнении команды. Это достижимо, только если собака идеально слушается и воспринимает Вас как доминанта в "стае", хозяина. Цель наказания направлена ТОЛЬКО на подавление попыток доминирования собаки над Вами, использует т.н. инструментальную агрессию, с помощью лая и покусов заставляя Вас дать ей лакомство или выполнить иное действие. В этом случае психологическое давление на собаку оправдано. Собак вообще нельзя бить, во-первых, потому что они мало чувствительны к удару, и осознют поражение, лишь когда уже нанесена серьёзная травма, и закричать об этом не успевают. Поэтому лучше свернуть газетку и проимитировать удар по мордочке. Только проимитировть!

На чём это основано. Устройство собачьей стаи. Во-первых, это далеко не стая, а полноценное Общество, такое как у людей. Есть научное предположение, что основное устройство человеческого общества скопировано у собак. Не случайно в далёком четвертичном периоде неандертальцы вымерли, имея РОДОВОЙ СТРОЙ, а сапиенсы выжили, перейдя к ОБЩИННОМУ. Этот общественный строй позволил, кроме родового ядра, набирать охотников извне, а также собак, на что неандеры небыли способны. По этому принципу устроена собачья "стая". Начнём с того, что собака- существо территориальное, весь, не побоюсь сказать, Мир у них поделен на сферы влияния, как у людской мафии. В хоршем смысле слова.

Итак, "стая" состоит из четырёх социальных слоёв. Во-первых, это кобель-доминант, самый главный в стае, но не надо путать понятие "доминант" с "вожаком"- вожак, это самая опытная сука, хорошо знающая все места добычи еды, кобели же выполняют в основном защитную функцию. У доминанта есть заместитель- субдоминант, и на этом линейная схема доминирования заканчивается. Ниже их по рангу идёт основная стая, примерно равные по рангу. Среди кобелей есть так называемые "пограничники", это собаки, выгнанные из других стай, изгои, которым Доминант определил место на краю территории, подать сигнал в случае опасности. И, наконец, суки. У них отсутствует иерархия, каждая считает себя главной.

Ну так вот, доминант и субдоминант постоянно спорят за главенство. Если доминантная собака у доминантного хозяина, конфликт неизбежен. С такой собакой можно только сотрудничать, как в далёком четвертичном! И если хотите заниматься динамичными видами кинологического спорта, никогда не пресекайте прыжки и "излишнюю" активность собаки дома, это снижает результаты! Лучше работайте над управляемостью!

Когда мы говорим о дрессировке собак, чаще всего вспоминают о методе «кнута и пряника», то есть о наказании и подкреплении. При этом почему-то многие считают, что наказание гораздо эффективнее подкрепления. Но в действительности дело обстоит наоборот. И вот почему.

Фото: google.by

Почему подкрепление эффективнее наказания в дрессировке собак?

Собака познает мир и учится новому опытным путем, пробуя и совершая ошибки, извлекая из них уроки, изучая, какое именно поведение даст нужный результат – удовлетворение потребности. И может столкнуться с двумя результатами своих действий: подкреплением или наказанием.

Наказание – это когда собака получает в результате своих действий то, чего НЕ хочет.

Подкрепление – это частичное либо полное удовлетворение потребности, то есть то, что собака хочет получить в данный момент. А значит, действия, которые привели к такому результату, эффективны, и вероятность, что они будут повторяться, резко возрастает.

Собаки хотят получить желаемое самым быстрым и легким путем. И, приобретая опыт, вырабатывают и внедряют в жизнь самые эффективные решения.

Например, собаке нужно ваше внимание. И она методом проб и ошибок уже установила, что, если будет просто заглядывать вам в глаза, шанс получить внимание минимален, а вот если полаять, он сильно возрастает. А уж если начать жевать дорогую вашему сердцу вещь… Тогда не только сразу же будет внимание, но еще и увлекательная игра «догони и отними!» Угадайте с трех раз, что будет делать собака, когда ей в следующий раз очень захочется вашего внимания?

К сожалению, в нашем обществе людям с детства вбивают в голову, что ошибка – это что-то недостойное. Ошибки вымарывают красной ручкой в тетрадях, нещадно критикуют и ставят плохие оценки. Но ошибка – это часть опыта, без которой не обойтись!

И владельцам важно помнить, что ошибка – это ключ к поиску эффективных решений в дрессировке собак. Так что если у вас или у собаки что-то «не клеится» - это не повод опускать руки и наказывать собаку, а повод включить творческое мышление и придумать способ преодолеть трудность.

Вспомните свою обязательную учебу в школе. Мало того, что у вас нет выбора, ходить ли туда, но если к тому же учитель ходил по классу, выискивая ошибки, за которые орал, ставил двойки, грозил вызвать родителей или бил линейкой по рукам – вы любили такие занятия? Хотелось ли вам думать и предлагать новые решения? Любили ли вы этот предмет? И наоборот – если уроки были веселыми и интересными, а инициатива поощрялась – разве они не были более эффективными, не побуждали думать и предлагать новое? А почему вы думаете, что у собак все по-другому?

Самое эффективное обучение собак происходит в играх. Так что дрессировка должна стать скорее игрой по правилам, а не муштрой с жесткими запретами на любое поведение, которое выходит за рамки вашего приказа.

Фото: google. by

Да, наказание может быть эффективным для того, чтобы отучить собаку от каких-то действий (но никогда не научит ничему новому!) Однако при этом нужно учитывать, что наказание имеет массу побочных эффектов.

Побочные эффекты наказания в дрессировке собаки

  1. Наказание не удовлетворяет потребность! И даже если оно прекратит какие-то действия собаки, она просто будет искать другой способ (или другое время), чтобы удовлетворить таки свою потребность. Например, если наказать собаку, когда она ворует еду со стола, ей будет страшно, но чувство голода от этого никуда не денется. И она просто дождется момента, когда вас не будет поблизости.
  2. То есть наказание пугает, но не учит вести себя приемлемо.
  3. Наказание разрушает контакт между владельцем и собакой.
  4. Собака испытывает хронический стресс , в результате чего усугубляются поведенческие проблемы и/или возникают проблемы со здоровьем.

И если дело обстоит так, стоит ли пользоваться сомнительными методами?

Разумеется, никто не спорит с тем, что нужно устанавливать разумные границы, а дисциплина важна. Но в большинстве случаев гораздо эффективнее предотвратить «плохое» поведение – это поможет как избежать наказания, так и не дать собаке приобрести вредный опыт. Например, если речь об агрессии, стоит, пока проблема не решена, использовать намордник. Если собака убегает – водите ее на поводке, пока она не станет достаточно надежной. Да, это требует времени и усилий, но, как правило, результат того стоит.

Подкрепление, в отличие от наказания, удовлетворяет потребность собаки , а значит, дает ей нужный и полезный опыт и приводит к тому, что желательное поведение проявляется все чаще.

Преимущества подкрепления в дрессировке собаки

  1. Подкрепление в дрессировке собак эффективнее наказания, так как позволяет удовлетворить потребность .
  2. Подкрепление дает собаке полезный опыт и закрепляет желательное поведение.
  3. Навык усваивается прочнее .
  4. Укрепляется контакт с владельцем.

Так стоит ли пренебрегать столь очевидными преимуществами?

Это уж не говоря о том, что силовые методы работают далеко не со всеми собаками: некоторые в ответ замыкаются или проявляют агрессию. И цена ошибки здесь гораздо выше! Зачем же рисковать и подвергать и собаку, и себя ненужному стрессу?

Вопрос в том, что предпочитаете лично вы.

Вы заметили, что я сказала «положительное наказание», а не просто наказание. В повседневной речи мы часто говорим о наказании, когда то, что мы технически под этим подразумеваем, является положительным наказанием. У нас также может быть отрицательное наказание, но это будет тема другого поста.

«Наказание» означает что-то, что уменьшает вероятность повторения поведения, т.е. снижается частота проявления подобного поведения. А «положительное» означает, что что-то добавлено.

Таким образом, положительное наказание означает добавление чего-то после того, как собака совершила поведение, что снижает частоту проявления этого поведения.

Например, если собака прыгает на вас, вы можете ударить ее коленом в грудь, и в следующий раз, когда вы увидитесь собака не будет прыгать, т.е. вы положительно наказали прыгающую собаку. Вы добавили что-то (неприятное ощущение толчка от колена в грудь) и снизили частоту проявления поведения.

Пожалуйста, обратите внимание: я не рекомендую этот способ обучения собаки, и мы доберемся до причин почему чуть позже. И он также может не сработать (например, если собака воспринимает это как игру и продолжает прыгать, и в этом случае это не работает как наказание).

Примеры положительного наказания

Существует множество примеров положительного наказания: , отшлепать с помощью газеты, использовать ошейник с аэрозолем цитронеллы, чтобы прекратить лай (когда собака залает — выплескивается струя с запахом цитронеллы), альфа-переворот или «доминирование», когда собаку укладывают на бок или переворачивают на спину и удерживают в таком положении после того, как она сделала что-то, что не понравилось владельцу; применение строгого ошейника, который врезается в шею собаки, когда она тянет на поводке, удары собаки поводком или резкие рывки, когда она делает то, что не нравится владельцу, использование электрошокового ошейника, чтобы прекратить то, что собака делает и т.д.

Это не исчерпывающий список, и вы, возможно, видели и другие виды положительного наказания.

В повседневном языке некоторые из них называются «коррекцией». Например, рывок поводком, чтобы собака села, когда ее попросили, часто называется «коррекцией поводком».

Но важно понимать, что это все то же положительное наказание. Другими словами, вы все равно добавили что-то (рывок поводком, который собака чувствует на шее), что должно уменьшить вероятность возникновения поведения.

Одна из причин, по которой важно помнить об этом, заключается в том, что дрессировка собак никак не регулируется, и иногда тренеры собак не очень разбираются в методах, которые они используют. К сожалению, люди иногда говорят, что это не наказание. Даже в некоторых популярных книгах объяснения могут быть весьма запутанными и не ясными (Browne et al., 2017). Это затрудняет для обычных людей понимание того, что тренер на самом деле собирается делать с их собакой.

Но я попробовал на себе и это мне не повредило!

Иногда люди говорят, что они повесили строгий ошейник на свою руку и потянули, и это им не повредило. Иногда люди повторяют этот опыт с электрошоковым ошейником. Поэтому они считают, что это нормально использовать их на своей собаке.

Проблема состоит в том, что обычно они контролируют натяжение строгого ошейника и силу удара током, потому что они сами делают это (или это делает кто-то другой, но они знают, когда это произойдет).

Это может звучать как незначительная деталь, но это имеет большое значение. Одно дело иметь контроль над ним, и совершенно другое — если это случается с вами совершенно неожиданно, и если подобное повторяется и продолжается.

Отсутствие контроля над чем-то само по себе может стать источником стресса.

Другой момент, о котором следует помнить, — это то, как это работает. Чтобы оно сработало, чтобы остановить поведение, животное должно посчитать его неприятным (если ему понравилось или оно даже не заметило, это не уменьшит частоту проявления поведения).

И, наконец, кожа на шее вашей собаки на самом деле очень тонкая. San Francisco SPCA сообщает , что «кожа на шее человека на самом деле толще (10-15 слоев клеток), чем кожа на шее собаки (3-5 слоев)». У них много полезных ресурсов , если вы хотите узнать больше о строгих ошейниках (англ.).

Мы склонны думать, что поскольку у собак есть шерсть, они должны быть более защищены от подобных вещей, чем мы с нашей голой кожей. Но шея собаки — очень чувствительная область. Если вы вспомните анатомию шеи, то она содержит важные органы, например, трахею. Приложение давление к трахее не проходит даром для любой собаки, но может быть особенно опасным для брахиоцефалических пород, которым и так сложно дышать.

Так что приложить что-то к руке — это не самый надежный способ испытать, что почувствует ваша собака (существует, конечно, более философский вопрос о том, что чувствует собака, но в этом случае я предлагаю вам прочитать ).

Но разве моя собака не пытается доминировать?

На самом деле ученые согласны с тем, что доминирование — это не способ обучения собак. Теория доминирования раньше была очень распространена (вы и сейчас все равно можете встретить ее в некоторых книгах, телепередачах и услышать от тренеров), но это устаревший подход к обучению собак.

Одна из проблем с подходом с точки зрения доминирования заключается в том, что он предполагает, что собака всегда пытается доминировать над вами. Прежде всего это не так, и во-вторых, он описывает ваши отношения с собакой как состязание. И это может убедить людей использовать положительное наказание (например, альфа-переворот), потому что они думают, что это рекомендует наука, но это не так.

Некоторые из вещей, которые люди относят к доминированию, включают движение впереди вас, когда собака на поводке, проход первым в дверь, прием пищи первым, залезание на диван или кровать. Люди говорили мне, что они беспокоятся, что их собака станет непослушной, потому что им нравится позволять ей сидеть на кушетке с ними.

Позвольте мне успокоить вас, что вполне нормально позволять вашей собаке сидеть на кушетке, если вы этого хотите. Это одинаково хорошо, если вы предпочитаете, чтобы она не делала этого; просто предоставьте собаке хорошую лежанку и вознаградите ее за ее использование (вы даже можете спрятать там кусочек корма, чтобы сделать собаке приятный сюрприз, когда она ляжет спать). Таким образом она полюбит свой лежак больше, чем кушетку. И вы даже можете научить ее идти туда по команде, если это требуется.

Точно также нормально, если собака идет впереди вас, первой выходит в дверь и первой получает свою порцию еды. Просто решите, что удобно для вас и придерживайтесь этого.

С другой стороны, если собака идет впереди вас, потому что она идет на натянутом поводке, то это не ваша собака доминирует, это просто собака, которая хочет идти быстрее, потому что где-то там есть что-то очень интересное, и она хочет получить это побыстрее. Вы можете использовать специальную корректирующую шлейку наподобие Easy Walk, чтобы облегчить свое передвижение с собакой, которая к тому же не вызывает стресс (Grainger, Mills and Montrose 2016).


Существуют ли риски при использовании положительного наказания?

К сожалению, научные исследования различных методов обучения собак показывают, что существуют потенциальные риски при использовании положительного наказания, который является аверсивным методом.

В своем обзоре научной литературы по обучению собак Ziv (2017) сообщает:

«Не смотря на методологические проблемы, похоже, что аверсивные методы дрессировки имеют нежелательные непреднамеренные результаты, и что их использование ставит под угрозу благополучие собак. Кроме того, не существует никаких доказательств того, что аверсивные методы более эффективны, чем методы обучения, основанные на поощрении. По крайней мере 3 исследования в этом обзоре демонстрируют, что противоположное может быть правдой в отношении как домашних, так и рабочих собак. Поэтому рекомендуется, чтобы сообщество использовало в основе обучения собак поощрение и избегало, насколько это возможно, аверсивных методов обучения».

Некоторые из проблем, которые, как сообщается, являются следствием применения положительного наказания в обучении собак, это увеличение страха, агрессии и стресса.

В одном исследовании был обнаружен агрессивный отклик у собак при применении положительного наказания (Herron, Reisner и Shofer, 2009). Например, 11% собак были агрессивны в ответ на использование строгого ошейника или удавки, 15% когда собаке кричали «нет», и 43%, когда собаку били или пинали.

Чем чаще люди используют положительное наказание, тем больше вероятность того, что они сообщают, что их собака агрессивна и / или возбудима (Arhant et al., 2010). Использование аверсивных методов обучения является фактором риска для агрессии по отношению к незнакомым людям и членам семьи (Casey и соавт 2010). И то, что удивляет некоторых людей, заключается в том, что люди, которые говорят об использовании положительного наказания при обучении собак, с большей вероятностью сообщают о проблемах поведения (Hiby, Rooney and Bradshaw, 2004). Подобное также имеет место быть, когда мы сравним тех, кто использует электрошоковый ошейник, с теми, кто использует положительное подкрепление при обучении подзыву (подходу по команде). Люди, которые используют ЭШО были менее успешны в обучении, чем они ожидали (Blackwell et al 2012).

Иногда люди говорят, что они используют ЭШО, потому что считают, что его более эффективным. Фактически в экспериментальном исследовании, в котором участвовали профессиональные тренеры собак, не были никакой разницы в эффективности применения электрошокового ошейника по сравнению с положительным подкреплением для обучения подзыву в присутствии скота (овцы) (Cooper et al., 2014). Но были проблемы с благополучием собаки при использовании ЭШО.

«Похоже, что рутинное использование электрошоковых ошейников даже при наличии опыта (как утверждают производители ЭШО) представляет риск для здоровья собак. Ожидается, что масштабы этого риска возрастут, когда его будет использовать не профессионал.»

Что говорят профессиональные организации об использовании положительного наказания в обучении собак?

«Исследования показывают, что собак не нужно физически наказывать, чтобы обучить правильно вести себя, и существуют значительные риски, связанные с использованием наказания (например, торможение обучения, увеличение страха и / или провоцирование агрессии).

Поэтому следует избегать тренеров, которые обычно используют строгие ошейники, удавки, электрошоковые ошейниники и другие методы физического наказания в качестве основного метода обучения».

А как насчет трусливых, тревожных или агрессивных собак?

Иногда люди думают, что положительное наказание — единственное, что будет работать на агрессивной собаке. К сожалению, использование аверсивных техник может привести к тому, что собака станет более агрессивной. Причиной агрессии часто является страх и беспокойство, и использование положительного наказания не делает ничего, чтобы устранить их.

Один из рискованных сценариев — когда собака наказывается за рычание, потому что владелец не любит, когда на него рычат. Но он ничего не делает, чтобы разобраться с причиной, по которой собака рычит (например, может быть собака боится и хочет, чтобы кто-то держался от нее подальше, или она рычит, когда у нее отбирают миску с кормом).

Что происходит в этом случае? Собака учится не рычать, но проблема, которая вызывала такое поведение, все еще существует. Наказание не делает ничего, чтобы помочь собаке полюбить людей или довериться им. Вполне возможно, что в следующий раз вместо рычания, она просто укусит.

Если собака рычит на вас, вы должны прекратить делать то, что делаете. Спросите себя, почему она рычит. Затем найдите другое решение, даже если это долгосрочный подход, который требует помощи тренера для собак.

Если ваша собака боится или беспокоится, тогда особенно важно не использовать положительное наказание, поскольку это только усугубит страх или тревогу. Это может также заставить собаку бояться вас, если они свяжут вас с источником наказания. Опять же, вам может потребоваться найти хорошего тренера собак, чтобы помочь решить вашу проблему.

Разве мы не должны использовать все доступные инструменты?

Некоторым людям нравится использовать сочетание положительного подкрепления и положительного наказания для обучения своей собаки. Обычно это называется «сбалансированным» обучением собак.

Однако с этим «сбалансированным» обучением собак есть ряд проблем. Риски применения наказания не исчезают только потому, что иногда вы предлагаете собаке лакомства или игру. Это очевидно из некоторых упомянутых выше исследований, где многие участники использовали как положительное подкрепление, так и положительное наказание.

Просто потому, что доступен целый ряд методов, это не означает, что вы должны использовать их все.

К счастью, в наши дни доступны инструменты, такие как корректирующие шлейки (например, Easy Walk) и автоматические дозаторы корма, поэтому сейчас есть гораздо больше вариантов, чем раньше, для людей, которые хотят альтернативы наказанию. И есть гораздо больше информации в книгах, на телевидении и в Интернете, чем раньше, поэтому, если вы ищете информацию, там она есть (но вы все равно должны быть очень осторожны с вашими источниками, так как также есть много ошибочной информации о дрессировке собак).

Это зависит от вас, как владельца собаки, использовать методы, которые, по вашему мнению, безопасны для вашей собаки и будут работать. Если тренер по собакам предлагает метод, который вас не устраивает, ищите другого тренера.

Как я должен тренировать свою собаку?

Если вы привыкли думать о дрессировке, как о способе отучить собаку от какого-то занятия, тогда вам следует подумать, чему бы вы хотели бы научить свою собаку делать вместо этого.

Например, вы не хотите, чтобы ваша собака прыгала на людей, которые приходят к вам или прохожих на улице. У вас есть несколько вариантов того, чему можно обучить собаку в таком случае. Может быть, вы захотите, чтобы собака садилась, чтобы ее погладили. Возможно, вы хотели бы научить собаку касаться носом руки человека, поэтому собака получит возможность понюхать человека, но все ее четыре лапы останутся на земле. Может быть, вы действительно не возражаете, если не все эти лапы остаются на земле. Или, может быть, вам просто хотелось бы, чтобы собака могла ходить рядом, а не бегать ко всем встречным людям в мире.

Все это возможно, и что вы выбирете, зависит от вас. Ваша собака демонстрирует очень распространенное, доброжелательное поведение, когда прыгает на людей, чтобы приветствовать их, но вы можете обучить ее, чтобы она приветствовала их так, как вам хотелось бы.

Вместо того, чтобы использовать положительное наказание за неправильное поведение, попробуйте подумать об использовании положительного подкрепления, чтобы обучить вашу собаку тому, что нужно делать. Это лучше для вашей собаки, потому что это позволяет избежать рисков, связанных с положительным наказанием. И есть и другие преимущества использования положительного подкрепления в обучении собак, которые здесь не рассматриваются.

И если вам нужна помощь, вы всегда можете нанять тренера для собаки. Просто помните, что дрессировка собак никак не регулируется, поэтому будьте осторожны в выборе хорошего тренера для своей собаки.

Заключение

Когда люди говорят о наказании в обучении собак, часто они подразумевают то, что технически известно как положительное наказание.

Положительное наказание означает добавление чего-то, чтобы снизить вероятность поведения, например, использовать рывок, альфа-переворот или ударить собаку. Хотя многие люди по-прежнему используют положительное наказание для обучения своей собаки хотя бы иногда, есть риски, связанные с ее применением, в том числе риски страха, тревожности, стресса и агрессии. Также возможно, что собака свяжет наказание с владельцем, и поэтому станет бояться его. Метод положительного подкрепления лучше для благополучия животных, и есть даже несколько исследований, которые предполагают, что они работают лучше.

Я закончу цитатой из Hiby, Rooney и Bradshaw (2004).

«Поскольку методы, основанные на поощрении, связаны с более высоким уровнем послушания и меньшим количеством проблемного поведения, мы предлагаем их использование в качестве более эффективной и положительно влияющей на благополучие альтернативы наказанию для обычного владельца собаки».

Мы должны решить, как обучать наших собак, но имеет смысл использовать методы, которые хороши для благополучия собак.

Ссылки

  • Arhant, C., Bubna-Littitz, H., Bartels, A., Futschik, A., & Troxler, J. (2010). Behaviour of smaller and larger dogs: effects of training methods, inconsistency of owner behaviour and level of engagement in activities with the dog. Applied Animal Behaviour Science, 123(3), 131-142. https://doi.org/10.1016/j.applanim.2010.01.003
  • Blackwell, E. J., Bolster, C., Richards, G., Loftus, B. A., & Casey, R. A. (2012). The use of electronic collars for training domestic dogs: estimated prevalence, reasons and risk factors for use, and owner perceived success as compared to other training methods. BMC Veterinary Research, 8(1), 93. https://doi.org/10.1186/1746-6148-8-93
  • Cooper, J. J., Cracknell, N., Hardiman, J., Wright, H., & Mills, D. (2014). The welfare consequences and efficacy of training pet dogs with remote electronic training collars in comparison to reward based training. PloS one, 9(9), e102722 .
  • Grainger, J., Wills, A. P., & Montrose, V. T. (2016). The behavioral effects of walking on a collar and harness in domestic dogs (Canis familiaris). Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research, 14, 60-64. https://doi.org/10.1016/j.jveb.2016.06.002
  • Herron, M. E., Shofer, F. S., & Reisner, I. R. (2009). Survey of the use and outcome of confrontational and non-confrontational training methods in client-owned dogs showing undesired behaviors. Applied Animal Behaviour Science, 117(1), 47-54. https://doi.org/10.1016/j.applanim.2008.12.011
  • Hiby, E. F., Rooney, N. J., & Bradshaw, J. W. S. (2004). Dog training methods: their use, effectiveness and interaction with behaviour and welfare . Animal Welfare-Potters Bar then Wheathamstead, 13(1), 63-70.
  • Ziv, G. (2017). The Effects of Using Aversive Training Methods in Dogs–A Review. Journal of Veterinary Behavior: Clinical Applications and Research.