Как называется обувь у индейцев. «Мокасины индейцев Великих Равнин с декорированными подошвами

Кажется невероятным, но полюбившиеся всему миру мокасины являются по совместительству одним из старейших видов обуви.

Самые первые мокасины в истории человечества

Этот старейший вид обуви изобрели индейцы Северной Америки, а название произошло от слова «mohkisson», присутствовавшего в диалекте индейцев-алгонкинов.

Ранее считалось, что первые мокасины были сотворены ещё 5000 лет назад, однако во время недавних раскопок, проводившихся в пещере Армении в 2008 году, была обнаружена ещё более древняя пара аналогичной обуви возрастом 5500 лет. У её обладателя была нога 37 размера (длина стопы 24,5 см), а сами изделия были выполнены из коровьей кожи.

Интересно, что обувь индейцев из кусков кожи различных животных сменила плетеные обувки, которые существовали 8-10 тысяч лет назад. И если первоначально мокасины изготавливалась из цельных кусков кожи, то в 700-900 году н.э. они стали выполняться швейным способом, благодаря чему появилась выраженная пяточная часть (задник) и исчезли излишки кожи.

Мокасины во время колониального периода

Совершенствуясь от века к веку, к 18-19 столетиям обувь индейцев стала классифицироваться на 2 категории:

  • Цельнокроеные,
  • Сыромятные.

Первые встречались чаще у индейцев северо-восточных и юго-восточных племен: они выкраивались целым полотном и, как правило, сшивались в центре или сбоку. Уже тогда мокасины начали украшать вышивкой и дополнять боковой шов язычком. Эта обувь была универсальной - мягкая, прочная, удобная и бесшумная, она идеально подходила для охоты и для любой другой деятельности. Исходным материалом для её изготовления служила кожа лося, бизона или оленя.

Почти никогда мокасины не оставляли без покраски - бледный оттенок становился ярче в результате способа копчения, времени обработки и вида дров, используемых для костра.

Уже тогда у каждого индейского племени сформировались свои секреты и уникальные особенности изготовления мокасин:

  • Ирокезы изготавливали зимнюю обувь из шкуры лося, причем использовались куски кожи с задних ног, которые напоминали по форме стопу человека,
  • Атапаски изготавливали штаны и обувь как единое целое,
  • Племена на южных равнинах обязательно прикрепляли к пяточному шву бахрому.

Кстати, бахрома на такой обуви была не просто декором - она выполняла защитные функции: считалось, что так можно замести как физические, так и ментальные следы своего обладателя.

Обувь индейцев: 18-19 века

В 19 веке индейцы изготавливали в основном сыромятные мокасины, и именно тогда в качестве верха стали использовать замшу. Роль подошвы же выполняла более толстая, грубая и жесткая сыромятная кожа.

Интересен и тот факт, что именно в этот период времени нити из сухожилий, использовавшиеся для сшивания деталей обуви, были заменены на прочные капроновые нитки. Тогда же (вот что творит индустриализация!) сыромятная кожа была заменена на телячью, изготавливающуюся на фабриках.

Сменился и способ окраски. Теперь белую кожу оставляли как есть, а при необходимости получения других оттенков стали использоваться красящие пигменты - как натуральные, так и искусственные.

Важным отличием мокасин того времени от сегодняшних является тот факт, что обувь позапрошлого века была высотой до колена, как женская, так и мужская, что позволяло надежно защитить ноги от укусов змей, ссадин и царапин.

Кстати, обратите внимание на язычок мокасин - с конца 19 века он стал изготавливаться отдельно, имел прямоугольную или трапецевидную форму. Однако изредка можно было встретить пару обуви с раздвоенным язычком - он символизировал силу и мощь, напоминая бизоний след.

К этому времени индейские туфли становятся все более эстетичными, богато декорируются бисером, аппликациями, бахромой разного вида (в том числе из шелковых нитей) и даже иглами дикобраза.

Мокасины сегодня и завтра - будут ли их носить через 100 лет?

Ну а самые известные мокасины промышленного производства - это, без сомнения, изделия обувной фабрики Minnetonka Moccasin, которые начали выпускаться с 1946 года, став культовым брендом. Их модели носят Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс и другие звезды.

В 1958 году появился ещё один американский бренд - Hush Puppies, который начал выпускать мокасины, да не простые, а с латексной стелькой и мягкой подушечкой под пяткой. Особенно популярной продукция этой компании стала в 90-е годы, когда в ассортименте появились цветные мокасины. Не отставала и Европа.

Если сначала мокасины завозились из Северной Америки в качестве сувениров, то позднее начали открываться обувные производства - это итальянские бренды Arfango, Vittorio Spernanzoni, «Car Shoe», французский Celine. Самыми же известными в мире стали шипованные мокасины от итальянской фабрики Tod’s - их носила неподражаемая Одри Хэпберн, а Билл Клинтон собрал самую большую коллекцию обуви этого бренда.

Модельеры и дизайнеры уверены - учитывая комфортность и эстетичность мокасин, они будут в тренде ещё 50-70 лет. Скорее всего, в будущем будет использоваться более недорогой и практичный материал, возможно, дизайн также будет видоизменяться, но что точно останется неизменным, так это их потрясающее удобство!

Мокасины - это легкая, удобная обувь из кожи или замши. С давних времен мокасины являлись традиционной обувью индейцев Северной Америки. Они обычно шились из шкуры животных, в частности бизона, а позднее - оленя или лося.

Старинные мокасины были не только удобными, теплыми и прочными, они еще и хорошо защищали стопы от острых камней и колючих кактусов, а также от укусов змей и насекомых.

Вскоре мокасины завоевали популярность и у колонистов. В современном гардеробе мокасины официально появились в 30-е годы прошлого века. В настоящее время – это весьма распространенная обувь, которую носят и мужчины, и женщины.

Мокасины – обувь для комфорта

Современные мокасины - это удобная летняя обувь из кожи или замши. Их обычно изготавливают из телячьей кожи или оленьей шкуры. Для любителей экзотики есть модели из шкуры дикого кабана, пони, кожи аллигатора или .

Мокасины шьются по специальной технологии: кожаный верх натягивается снизу на колодку, а сверху скрепляется открытым швом. Подошва обычно плоская, иногда встречаются модели с небольшим каблуком. Мокасины с шишечками на подошве впервые предложила Tod’s. Такая модель удобна и красива плюс выполняет массаж стоп, снимая накопившуюся усталость.

Мокасины украшают бисером, шнуровкой, вышивкой, окантовкой, а также различными вставками из другого материала. Данная обувь бывает разных цветов и имеет одно принципиальное отличие - внешний шов. Существуют , и молодежные варианты, а также модели в стиле унисекс. Наиболее известными брендами, выпускающими современные мокасины, являются: Tod’s, Giorgio Armani, Alberto Guardiani, Gucci и другие.

С чем носить мокасины

Замшевые мокасины хорошо сочетаются с комплектом из легких брюк и спортивного пиджака. Молодежь предпочитает мокасины в спортивном и полуспортивном стиле.

Пенни – это мокасины с накладкой на язычке. Они выпускаются в черном или красно-коричневом цвете, имеют маленький каблук и обычно носятся без носков.

Одной из наиболее популярных моделей являются «Бифролл» фирмы Sebago. Их рекомендуют носить с темным классическим костюмом.

Фирменные мокасины Tod"s с шишечками на подошве снискали большую любовь и у женщин, и . Такая модель есть в гардеробах простых людей, звезд кинематографа и даже членов королевских семей. Их обычно носят без носков и подходят они практически для любого типа одежды.

В доколониальные и колониальные времена мокасины использовались индейцами почти на всей территории нынешних США и Канады. Они были менее распространены в Калифорнии, на северо-западном побережье, на Плато , где не только в тёплое время предпочитали ходить босиком, но и зимой, используя мокасины лишь для защиты ног от грубой земли и в сильные морозы. На Юго-Западе США в древности использовали плетёные и кожаные сандалии . Различную плетёную обувь применяли и на Юго-Востоке, где кожаные мокасины, видимо, стали распространяться только около 1000 лет назад. И также по всей южной части материка часто предпочитали ходить босиком. Причём для женщин ношение мокасин было ещё менее характерно. Мокасины использовались и европейскими поселенцами, особенно охотниками, трапперами , исследователями и др.

У разных племён были свои традиционные способы покроя мокасин. Изначально использовалась только сыромятная кожа оленя, лося, бизона, реже бобра или других животных, но довольно рано индейцы также стали применять и покупные дублёные кожи . Первоначально мокасины шили только при помощи шила или проколки жильными нитками, растительными волокнами и кожаными ремешками или же использовали иглы из кости, кованой меди. Применяли также иглы дикобраза и шипы растений . Позже появились стальные иглы и фабричные нитки.

Определённое сходство с индейскими мокасинами имеет обувь народов Севера и Дальнего Востока. Мокасины Юго-Запада имеют аналоги на севере Африки.

Особенности покроя

Цельнокроеные мокасины с центральным швом, украшенные иглами дикобраза, Восточный Вудленд, XVIII или нач. XIX в.

Мокасины с мягкой подошвой

В лесной зоне и первоначально на Великих равнинах мокасины изготовляли полностью из мягкой замшевидной сыромятной кожи (англ. buckskin , deerskin ), лишённой лицевой поверхности. Кожа ориентировалась бахтармой внутрь. Выкройки и, соответственно, готовые изделия у разных племён различались формой, мелкими деталями и орнаментацией. Хотя это не исключает использования в одном племени и нескольких типов покроев, так как похожие типы мокасин применяли самые разные народы. Но каждая пара мокасин обычно очень индивидуальна.

Чаще полностью или за исключением мелких деталей мокасины кроились из одного куска материала. Архаичным является широко распространённый у лесных восточных племён, в меньшей степени на равнинах (восточные сиу) и также известный в Калифорнии и на северо-западном побережье простейший вариант мокасина с одним вертикальным швом, образующим складки (мелкие или очень крупные) посредине подъёма (puckered-center-seam style ). Сзади проходит второй шов. Лиллуэт , нутка , чероки , семинолы , алабамы , мускоги мокасины этого стиля (их ещё называют «болотные мокасины») чаще сшивали не жилами, а кожаными ремешками. При этом вместо узелка на самом носке остаётся гладкий или нарезанный зубчиками расширенный кончик ремешка. На Юго-Востоке подошвы мокасин могли покрывать для защиты древесной смолой. Мокасины с центральным швом до середины XVIII в. носили апачи . Они сохранились для обрядового танца у навахо и как церемониальные - у осейджей . Последние сшиваются всего лишь через четыре пары отверстий спереди и две пары сзади с помощью кусков грубых жил. Такой крой модоки дополняли обрубленным носком , но только на летних мокасинах. Тоже простейшие, мокасины куапо и женские оседжей , однако, имеют шов проходящий не по подъёму, а по подошве. Позже старинный стиль часто стал заменяться мокасинами других покроев.

На северных и центральных равнинах, а также в лесной зоне и в горах у многих племён применялись мокасины из одного куска мягкой кожи, имеющие боковой шов, проходящий по носку и далее только с наружной стороны к пятке. Они чаще имели цельнокроеный язычок, но он мог быть также пришивным или вообще отсутствовать. Считается, что под влиянием европейской обуви именно мокасины с боковым швом стали образцом для мокасин с твёрдой подошвой (в основном на равнинах). Мягкие мокасины старого типа с боковым швом не исчезли из употребления. Так у черноногих они получили название «настоящие мокасины». Этот покрой сохранился и для зимних мокасин, сделанных мехом внутрь.

Видимо, не было распространено латание протёртых мокасины с мягкой подошвой, но некоторые индейцы (например, модоки) после того, как мокасин протрётся, пришивали твёрдую подошву. А так как подошвы обоих видов изнашивались быстро, то отправляясь в поход, воин имел не одну пару запасных мокасин . Если протиралась подошва у расшитого мокасина с жёсткой подошвой, то её выбрасывали, а украшенный верх использовали снова.

В мокасинах со срединным разрезом на подъёме, в который вшивается нижняя клиновидная часть язычка, использовалась не только мягкая, но и жёсткая подошва. Мокасины с жёсткой подошвой мескалеро апачей имеют длинную и узкую вставку, у ютов она покороче, а у осейджей разрез оставлен открытым, без язычка, но в его нижней части имеются отверстия для шнурка.

Сапоги апачей, раскрашенные краской

Штаны с мокасинами атабасков

Высокие мокасины

Часто мокасины имеют не декоративные, а такие лодыжечные клапаны или манжеты разной высоты, которые, если они не расшиты, можно поднимать или заворачивать вниз. Украшенные манжеты, скорее, всегда были подняты. Охватывая низ леггин, они спасают от холода и снега. Иногда присутствуют и манжеты, и декоративные отвороты. Иногда к горловине пришивают сплошные манжеты без разреза спереди и наполовину загибают их наружу. Мокасины стиля с вертикальным швом (puckered-center-seam style ) кроятся одним целым с манжетами. Высокие манжеты иногда могут иметь в передней части удлинения, которые помогают плотнее их запахнуть. Поднятые манжеты перевязывают длинными шнурками (ankle band ).

С конца XIX века имеются экземпляры, застёгивающиеся сбоку или спереди на медные или любые другие пуговицы. Редкий вариант представляет застёжка на паре мокасин шайеннов . У них обшитый бисером ремешок пришит к поднятому матерчатому манжету округлой формы только в районе пяточного шва. Спереди ремешок застёгивается на пуговицу. При обычных нешироких манжетах одна пуговица и петля находятся на их верхних углах. При более высоких манжетах пуговицы расположены на их удлинениях. Их уже от двух до пяти. На одной паре высоких мокасин не-персе они даже образуют плотный ряд из 11 штук. Это уже переходный вариант к мокасинам следующего типа. Пуговичная застёжка иногда может применяться вместе со шнуровкой.

В племенах южной части Великих равнин (кайова , команчи, южные шайенны), отчасти - Юго-Запада (апачи), у незамужних женщин мокасины (как с мягкой, так и с жёсткой подошвой) могут сшиваться с леггинами которые удерживаются подвязками под коленями. Леггины часто имеют сбоку или поближе к переду прикрытый клапаном разрез, который застёгивается на пуговицы (иногда образующие плотный ряд), завязывается кожаными завязками или просто запахиваются и обматываются шнурками. При использовании завязок, на клапан может быть нашита лишь для красоты пара рядов латунных пуговиц. Верх голенищ часто заворачивается вниз и украшен бахромой. Некоторые леггины без разреза имеют длину на всю ногу, что подтверждает их сплошная орнаментация. У других же длина намного уменьшается, так как рассчитана на заворачивание голенища наружу и вниз. Заворачивание может быть многослойным (вниз-вверх или вниз-вверх-вниз-вверх). При этом поверхности с орнаментом и пустые распределены так, что именно орнаментированные оказываются снаружи. В других племенах леггины и мокасины не сшивались (некоторые племена равнин, Плато и Большого Бассейна). У арапахо и черноногих применялись оба варианта. Пришивные леггины иногда были матерчатые.

Мокасины Юго-Запада (пуэбло, навахо, апачи, пайюты, валапаи, юма) имеют высокие манжеты, которые завязываются или застёгиваются сбоку на пуговицы, например, из немецкого серебра (нейзильбера) или серебряные работы навахов. Хотя в начале XX в. существовали мокасины апачей с застёжкой спереди (дополненной шнурком, опоясывающим мокасин на уровне сгиба стопы). (Реже, в начале XX в., и у более северных индейцев низкие голенища без отворотов могли сбоку также застёгиваться на пуговицы.) У пуэбло женские мокасины подобного покроя имеют по одной очень длинной манжете из толстой кожи белого цвета, которая несколько раз обматывается вокруг ноги и перевязывается ремешком ниже и выше колена. Но есть и вариант, когда обмотки в виде более узких полос или бинтов такой же кожи не соединяются с манжетами высоких мокасин. Часто и мужские, и женские мокасины Юго-Запада представляют собой сапоги высотой до колен, с цельными голенищами или так же застёгивающиеся сбоку. У навахо и пуэбло они иногда высотой только до середины икры. Если такие сапоги из мягкой кожи не имеют сверху завязок, то их голенища опускаются книзу гармошкой. Голенища или отдельно пришиваются к ботинкам, или скроены с ними как одно целое. В последнем варианте шитьё идёт сразу к подошве.

Также и в лесных регионах (атапаски и микмаки), кроме обычных мокасин с мягкой подошвой, были известны и сапоги до колен, а у атапасков имелась также обувь, которая составляла одно целое со штанами. То есть мокасины были пришиты к штанинам. Зимний вариант шился обычно из шкур мехом внутрь. Использовали меха самых разных животных. Мокасины могли быть и из рыбьей кожи . Подошвы к штанам-чулкам пришивались отдельно, из той же «ро́вдуги » или из кожи медведя и белухи (прибрежные атапаски). В разных племенах атапасков такие штаны носили или только женщины зимой в жилище, или мужчины и женщины в разное время года. В сырую погоду поверх обычной обуви надевали ещё «…верхние торбаса из рыбьих кож».

В поздний период канадскими белыми охотниками и индейцами (кри) стали использоваться высокие мокасины-сапоги (англ. moccasin boots , plainsman style ) со стягивающей шнуровкой европейского типа спереди, по всему голенищу.

Шнуровка

Мокасин с зашнурованной манжетой Томас Бейтман

Особенностью мокасин является то, что они обычно не имеют перекрёстной шнуровки через параллельные ряды отверстий. У равнинных типов шнурки -утяжки (кожаные ремешки), пропускаются через два или четыре (изредка и больше) парных поддерживающих отверстия (разреза), расположенных вокруг горловины посередине высоты мокасина. Шнурки завязываются на сгибе стопы или поднимаются чуть выше к углам разреза через пару двойных отверстий. Реже весь шнурок проходит под самой горловиной мокасина. Иногда шнурки пропускаются ещё и через пару отверстий на язычке или пропускаются через одиночные отверстия на противоположных верхних углах разреза. Бывает, что они не охватывают мокасин сзади, а закрепляются в отверстиях по бокам с помощью узелков. Если имеются только два отверстия на углах переднего разреза, то короткие завязки пропускаются через них и завязываются. Или же завязки двойные и держатся в отверстиях узелками. Хотя встречается вариант, когда используются две завязки: длинная - понизу через поддерживающие отверстия и короткая - через верхние угловые отверстия. Завязываются шнурки спереди бантиком (при двух шнурках - бантика два).

Часто для перевязи используется матерчатая лента, узкая или широкая. Она может проходить и под опущенным отворотом. Матерчатая лента бывает и пришита по краю всей горловины как оторочка, а её свободные концы образуют завязки. Но в этом же месте отворот может образовывать прошитую нитками кулиску, через которую и пропускается кожаный шнурок. Реже короткие ленточные завязки просто пришиты к передним углам горловины.

У мокасин с высокими манжетами утягивающие завязки гораздо длинней, чтобы их можно было обмотать вокруг голени, если требуется удерживать поднятые манжеты. Они также пропускаются через парные или одиночные отверстия, которые находятся на обычном месте или выше, в нижней части манжет. У подобных мокасин монтанье и наскапи вместо отверстий могут быть кожаные петельки, что способствует герметичности. Манжеты с передними выступами могут иметь на концах выступов по отверстию, которые помогают в обвязке. У мокасин лесных племён длинный кожаный шнурок может просто (без поддерживающих отверстий) пару раз обматывать горловину в месте соединения с поднятым вверх манжетом. Шнурки могут быть пропущены не только сзади вперёд, но и спереди назад. По второму варианту шнурки пропускаются через только два передних отверстия, перекрещиваются и идут назад. Они раза два охватывают манжеты без использования дополнительных отверстий и завязываются спереди. Ещё один вариант, когда шнурок идёт как обычно сзади вперёд, делает оборот и завязывается сзади.

Мокасины-сапоги также подвязываются в месте соединения ступни и голени. Для них только не требуется таких длинных шнурков. На Юго-западе шнурки мокасин-сапог могут быть пропущены не просто через отверстия, а через петельки, образуемые полосками кожи или кулисками из рядов четырёх ниток бисера. Если голенища из достаточно мягкой кожи, то имеют ещё держащие завязки по верху голенища. Если верхняя часть имеет отворот, то шнурок скрыт под ним. Для его поддержания иногда имеется пара двойных отверстий около разреза отворота.

Древнейшие известные мокасины имеют ещё перевязи через подошву и подъём, что позднее не практиковалось. Имеются примеры подражания европейскому способу шнуровки через отверстия (гуроны) и через три пары латунных колечек, пришитых на центральном разрезе (ирокезы). Шнуровкой европейского типа выделяются поздние высокие мокасины-сапоги стиля plainsman . У них спереди не разрез по всему голенищу, а две складки или пришитые полоски кожи с отверстиями по краям, через которые и производится перекрёстная шнуровка.

Украшение

Танцевальные мужские мокасины хопи. Конец XIX в.

Дастеры команчей, 1880-1890 гг.

Оформление мокасина следовало сложившемуся племенному стилю и использовало символику данного племени. При этом конкретно вложенное значение узора часто было понятно лишь самому владельцу. Мокасины часто вышивают бисером , окрашенными иглами дикобраза и лосиным волосом, а также другими материалами, наносят узоры краской. Последнее было характерно, например, для племён северо-восточного побережья США и Канады в XVII в. Оформление несёт определённый символический смысл. Также мокасины окрашивают целиком или частично. Цвет придаёт и копчение, хотя время от времени возникала мода - в том числе и в резервационный период - на использование белой кожи. Отвороты мокасин также иногда расшивают, например, иглами дикобраза. Иногда отвороты делают из ткани или обшивают их тканевой аппликацией. Но высокие отгибающиеся манжеты, за редким исключением, не украшают. Бисером часто расшит и вывернутый наружу длинный язычок мокасина. Полоска бисерного шитья стиля «ленивый стежок» может прикрывать шнурок, проходящий вокруг горловины, образуя подобие кулиски, сплошной или из отдельных фрагментов. Сами шнурки также могут украшаться. Задняя незавязывающаяся часть изредка обматывается окрашенными иглами дикобраза, а шнурки современных мокасин атапасков украшают на концах кисточками из цветных шерстяных ниток. В степных племенах с 1880 г. (в резервациях) вышивали бисером (редко - иглами дикобраза) даже подошвы мокасин . Считается, что они предназначались для погребальной, свадебной и других церемоний, хотя известно, что в них и ходили. Исключительно редкое украшение - перфорация верха мокасина (военное общество Медведи у черноногих).

Для племён южных равнин (команчи, кайова, кайова-апачи , шайенны, арапахо , вичита , тонкава , реже апачи) характерны так называемые «дастеры» (англ. dusters , буквально - пылевики) - мокасины с длинной бахромой на подъёме и вертикальном пяточном шве. Бахрома на пяточном шве может быть нарезана не полностью, а так, что сверху остаётся широкий целый лоскут. Бахрому на подъёме может заменять ряд висящих жестяных конусов. Некоторые мягкие мокасины оджибве стиля «куропатка» имеют по центральному шву не очень длинную бахрому.

Изредка равнинные мокасины с жёсткой подошвой украшены короткой бахромой вокруг всей подошвы, которая нарезается из выступающей полосы ранта. Но у мокасин с жёсткой подошвой, а также у мягких с наружным боковым швом эта бахрома может быть и довольно длинной. При этом она усложнена поперечным соединением всех бахроминок шнурком и обмоткой каждой у основания иглами дикобраза. Такая бахрома не захватывает внутреннюю сторону мокасина, но она может дополняться невероятно длинной бахромой на вертикальном пяточном шве. Короткой бахромой по круговому боковому шву нлака-памуки Плато (Британская Колумбия) украшали мокасины с мягкой подошвой. Её или накладывали поверх шва, или также вшивали как рант. Бахрома делалась круговой, ограничивалась наружной стороной или занимала только часть наружного бокового шва.

Мокасины степных племён иногда имеют на пятке, по центру подошвенного шва, бахрому всего из одной или двух-трёх коротких или длинных полосок. У черноногих пяточная бахрома бывает частично обёрнутой иглами дикобраза или бисером и имеет поперечное соединение с помощью крупных бусин. Или же бусины нанизываются на бахроминки. У мокасин с мягкой подошвой такой элемент выкройки как пяточный язычок, может быть не пришит, а оставлен свободным (trailer ), в виде просто квадратика кожи или нарезанным зубчиками или бахромой. Также оставляют болтаться на пятке не до конца удалённые лунообразные вырезы, которые получаются при Т-образном шве. Очень редко в бахрому нарезается горловина мокасина.

У шайеннов было украшение для лучших мужских мокасины в виде пришитых к пяткам бизоньих хвостов или полосок с бороды бизона, которые волочились по земле. Подобное оформление мокасин могло относится к системе градации подвигов. Так, к мокасинам пришивали по хвосту койота, скунса или лисицы, обозначая этим убитых врагов (у кроу каждый из них означал один подвиг). На картинах Бодмера видно, как их прикрепляли сзади к пяткам или к горловине или же сбоку - к внешнему углу отворота. Там же запечатлены и другие украшения мокасин манданов и хидатса : широкие накладные меховые отвороты (которые могут быть как с короткой шерстью, так и с очень длинной) и волочащиеся лентой по земле очень длинные внешние концы таких отворотов. Последние также меховые, но с другой стороны покрашены в красное и украшены вышивкой по краю . Такие отвороты могут быть не соединены с мокасинами, а крепились поверх них с помощью своих завязок. Их делалили мехом наружу или вовнутрь. Такие украшения из медвежьего меха вместе с когтями применялись, например, шаманами сиу. У манданов запечатлено и ещё более громоздкое украшение. К пяткам прикреплён хвост, имеющий красный цвет, удлинённый украшением с четырьмя волосяными прядями на конце, которые оформлены обычной для них обмоткой и бусинами .

На южных равнинах откидные клапана леггин высоких женских мокасин часто украшались 1-3 рядами металлических блях из мельхиора, меди, латуни или серебра, гладкими или с орнаментом. С их обратной стороны были припаяны петли для крепления. Навахские мастера делали бляхи из слитков серебра, а остальные использовали переделанные из монет . Из более дешёвых металлов индейцы штамповали и вытачивали бляхи сами, пока не перешли на более красивые покупные.

Мокасины юго-западного покроя чаще вообще не украшают. Единственным украшением могут быть круглые бляхи из серебра или мельхиора, служащие застёжками. Но для Юго-запада особенно характерно применение окраски. Например, у пуэбло женские мокасины имеют подошву, окрашенную чёрной краской или красной охрой , тогда как верх и легины - натурально белые. (Цветным может быть носок мокасина.) Мужские же мокасины (у пуэбло зуни , акома , хопи и у навахо), наоборот, имеют светлую подошву, а верх носка и иногда голенище - коричневые, красные, синие, реже чёрные. Но украшения мужских танцевальных мокасин хопи и зуни могут быть более сложными. Это касается и применения бисера, и раскраски (площадями или в виде узоров), и других элементов, например, отворотов на голенище, бахромы. Они имеют на середине подъёма декоративный кожаный язычок, обычно многослойный, а заднюю их часть охватывает своеобразное украшение в виде свободно закреплённой кожаной полосы, вышитой цветными нитками в технике макраме, бисером или иглами дикобраза. Мужские танцевальные мокасины могли сверху краситься полностью белой краской , кроме отворотов голенищ, которые были красными с жёлтой окантовкой и разноцветного язычка. Декоративные нефункциональные язычки имелись и на высоких мокасинах яков . Изредка украшался и кикер. На его передней поверхности вырезались и покрывались краской углублённые узоры (апачи).

В настоящее время бисером украшают высокие обмотки женских мокасин пуэбло, чего раньше не делали. Обильно украшают вышивкой и мехами сапоги атапасков. Есть примеры, когда современные индейцы расшивают бисером и другую обувь, обычно кеды , что придаёт им вид мокасин. А разрисовывать ботинки под мокасины советовал детям, играющим в индейцев, ещё Сетон-Томпсон .

Древнейшие находки

В настоящее время известными древнейшими мокасинами являются обнаруженные в пещере Хогап , штат Юта, мокасины, датируемые 420 годом нашей эры.

В начале 1930-х гг. в пещере на мысе Промонтори Большого Солёного озера был обнаружен 800-летний клад из 250 мокасин. Они относятся к получившей такое же название культуре промонтори , хронологически расположенной между доисторической культурой фремонт и историческими шошонами . Обувь выполнена в стиле «сморщенный носок», позже характерном для племён северо-западного побережья (тлинкиты , цимшианы). Имеются детские и взрослые размеры. Материалом служила шкура бизона, а также оленя, лося, вилорога и медведя. Сшиты жилами и растительными волокнами. Имеются следы ремонта. Во многих мокасинах находятся стельки из размолотой коры можжевельника. Некоторые украшены бахромой и имеют остатки вышивки иглами дикобраза.

    Мокасин стиля «фремонт» из пещеры Хогап, Юта, 420 г.

    Мокасин стиля «hock » из пещеры Хогап, Юта, 420 г. Шкура бизона, травяная набивка

    Мокасины из пещеры Промонтори I, Юта, 1225-1275 гг.

    Мокасин из пещеры Промонтори I, Юта, 1225-1275 гг. Шкура бизона шерстью внутрь и шерстяная набивка

Необычные мокасины

У ирокезов, кроме обычных мокасин был и своеобразный старинный вид. Для него использовали часть цельной шкуры с голени задней ноги лося, которая имеет подходящую для этого форму. Иногда мокасины делали из задних медвежьих лап, причём вместе с когтями. Похожим образом использовали и когтистые лапы крупных черепах.

Мокасины с жёсткой подошвой могли иметь не кожаный, а парусиновый верх - вариант летней или бедной обуви.

При ремонте мокасин индейцы могли подшивать к ним части от старых европейских ботинок (а именно верхнюю половину с отверстиями для шнуровки) .

Плетёные мокасины

У ирокезов и других восточных племён известны плетёные мокасины из листьев кукурузы и древесных волокон. Предполагают, что подобная обувь применялась также для защиты кожаных мокасин.

Плетёные мокасины как вид зимней обуви или обувь для переходов по пересечённой местности или через покрытые коркой снега были известны в Калифорнии, Большом Бассейне и на Плато у модоков, нлака-памуков, шошонов, кламатов, пайютов . Для трудных переходов могли иметь ещё пару или две про запас. Их плели из коры некоторых видов полыни (например, лат. Artemisia tridentata ); из разных видов болотных растений: местного вида осоки - tule (лат. Schoenoplectus acutus ), ситника ; на юге региона (южные пайюты) - из юкки ; а также из других трав. В отличие от простых сандалий, они изготовлялись с закрытием подъёма стопы или в виде тапочка и различались по нескольким способам плетения. Ранние их образцы сохранились ещё от палеоиндейцев , а поздние уже испытывали влияние евро-американской обуви.

Мокасины, плетённые из осоки, могли носиться непрерывно 10-20 дней, а из полыни - несколько дольше, но они были более трудоёмки в изготовлении. Утепляли их корой, мехом или сухой травой. Считается, что мокасины из полыни лучше держат тепло, даже после промокания. Нлака-памуки делали из полыни не только низкую обувь, но и более высокие ботинки и даже сапоги. Иногда их украшали маленькими перьями. Ботинки дополняли кожаными деталями: на носке и окаймляли разрез на подъёме, что позволяло сделать обычную шнуровку.

Использование мокасин

Многие мокасины имеют очень длинный подъём и соответственно маленькую горловину. Чтобы надеть такой мокасин, нужно загнуть внутрь заднюю часть и вставить ногу как в шлёпанец, а затем уже натянуть задник.

Тонкая сыромять мокасин легко промокает, но их и легко высушить. Обычно их подвешивают над очагом, где они дополнительно обрабатываются дымом.

В северных районах зимой носят мокасины из шкуры с шерстью - мехом внутрь, что наблюдается и на древнейших сохранившихся образцах, сделанных из шкуры бизона. Реже шили мехом наружу - для защиты от воды. Причём меховые мокасины предпочитали женщины. Зависит о региона, но всё же дополнительное утепление кожаных мокасин было нехарактерно. Это делалось с плетённой обувью. Зимой в такие мокасины набивали шерсть, сухую болотную траву, волокна полыни, вставляют меховые стельки. В мягкую погоду обходились только набивкой под ступню, а в холод утепляли также и верхнюю часть, например, волокнами полыни. В более холодных местностях и в кожаные мокасины надевали и сейчас надевают носки из тонкой кожи, из меха сурка или кролика. Обходятся и без носков, но при этом мокасины делают из кожи двойной толщины. В настоящее время в северных канадских лесах зимой используют по нескольку вкладок из тонкого фетра , которые имеют такой же покрой, как и сами мокасины.

Так как у мокасин обычно имеются щели между язычком и боковинами, куда может попадать мусор и снег, то некоторые белые пользователи в эти места вшивали кожаные треугольнички.

Чтобы новые мокасины скорее приняли форму ступни, иногда начинают носить новую пару с ещё не просохшими подошвами (сиу, кроу). Также мокасины могут разнашиваться в процессе носки. И, например, женщины кроу, которые предпочитали тугие мокасины, перекраивали их для себя по нескольку раз.

Распространение обуви в Северной Америке

Обувь у индейцев Северной Америки
Племя Всегда босые Часто босые Болотные мокасины Мокасины Сандалии
Юго-Восток
Алабама
Каддо
Калуса
Чероки
Чикасавы
Чоктавы
Крики
Начтезы
Повхатаны
Секотаны
Семинолы
Сиуанские народы
Тимуква
Ючи
Северо-Восток
Абенаки (западные)
Оджибве
Делавары
Фокс
Гуроны
Ирокезы
Меномини
Кожаные мокасины можно не только купить в модном магазине, но и сделать своими руками

Современная мода на этно стиль возродила к жизни обувь североамериканских индейцев – мокасины. Мягкость кожи и отсутствие каблуков делают этот вид обуви неимоверно удобным и комфортным. Универсальность мокасин позволяет создавать удачные комбинации, как в стиле casual, так и в классике. Именно поэтому все чаще поисковые системы пестрят вопросом: «Как изготовить мокасины своими руками?». Попробуем не только пошить, но и разобраться в тонкостях ношения мокасин.

Немного истории

Родиной мокасин считается Северная Америка. В то время они были национальной обувью индейцев. Изначально для пошива использовалась кожа бизона и буйвола, а позднее стали применять в изготовлении обуви замшу и кожу оленей. И только с ХХ века в обиход вошла телячья кожа.

Первые мокасины можно было классифицировать по местности проживания племени.

  • Для равнины шили обувь с жесткой подошвой и подогнутым вверх носком, что позволяло уберечь ноги от повреждений при хождении по камням и жесткой растительности. Для подошвы использовали кожу бизона. Пошив подразумевал объединение наружными швами двух или более кусков кожи для создания необходимой плотности. Такую обувь носили Апачи и Навахо;
  • Мокасины с плотной удлиненной вверх подошвой делали в племени Навахо. Сейчас многие известные марки используют этот прием уже с целью декора;
Навахо также делали мокасины средней высоты с отворотом из кожи буйвола, оставляя меховой слой
Мокасины Апачи выполнены со специальным носком, который запрокидывается вверх. Эта древняя технология позволяла защищать пальцы ног от повреждений
  • Для леса изготавливали обувь с тонкой мягкой подошвой. Эта обувь характерна для жителей Восточных североамериканских лесов. Опавшая листва и сосновые иголки создавали плотный мягкий ковер, по которому можно было ходить, не опасаясь за свои ноги. Это более простой вариант мокасин, пошив которых подразумевает использование одного цельного куска кожи. Кожа, как бы поднимаясь от подошвы, оборачивала ногу и сшивалась по центру наружным швом.

Традиционная обувь племени Чироки — мокасины, сделанные из цельного куска кожи
Команчи носили мокасины с традиционной бахромой на одну сторону, символизирующей крылья птицы
Высокие мокасины племени Команчи отличались присущим им декором голенища и вышивкой по периметру стопы
Высокие мокасины с традиционной вышивкой носили индейцы Арапахо, чтобы защитить ноги от мелких веток и колючек

Подготовка кожи для мокасин подразумевала ее выделку и подкопчение. После она подвергалась окрашиванию в коричневый цвет. Для этого применяли отвары на основе коры деревьев или скорлупы орехов. Отдельные части сшивались при помощи сухожилий. Швы и узлы были наружными для обеспечения большего комфорта во время носки. И если пошив в различных племенах был идентичным, то декорирование имело отличительные черты. В качестве декора использовали иглы дикобраза, бисер, бусы, бахрому, растительные принты, мельхиоровые бляхи, монеты.

Несомненным достоинством мокасин является мягкость поступи и бесшумность ходьбы, что позволяло охотиться на диких животных американских прерий и лесов.

Женщины племен команчи, апачи, арапахо и уичита носили высокие мокасины – объединение традиционной обуви с леггинсами.

Современные бренды

Перерождение мокасин было начато в 1946 г. В это время они стали обувью путешественников и стильных повес. Наиболее известным брендом была торговая марка «Minnetonka Moccasins».

С течением времени мокасины претерпели изменений. Это не только цветовое решение, а и использование резины для изготовления подошвы.

Мягкие же мокасины стали частью домашнего гардероба.


Такие мокасины-тапочки с легкостью можно пошить ребенку за пару часов

Сегодня популярны следующие марки мокасин:

  • Arrow Moccasins;

Мокасины Arrow Moccasins на шнуровке
  • Timberland;

Мокасины известнейшей марки Timberland очень популярны в мире из-за своей фирменной расцветки
Высокие мокасины Timberland известны своим качеством во всем мире
  • Driving Mocs;

Обувь Driving Mocs всегда отличалась особым дизайном подошвы, специально разработанной для вождения
  • Gucci;

Элегантные как всегда мокасины Gucci
  • Gagliardi;

Мокасины Gagliardi в классическом стиле идеально подойдут под деловой костюм
  • Louis Vuitton;

Мокасины Louis Vuitton для мужчин
  • Andy Tom;

Утонченные мокасины из нубука в классическом стиле. Andy Tom
  • Quoddy;

Разнообразие мокасин от марки Quoddy
  • Zara;

Бежевые комфортные мокасины ZARA
  • Ugg Australia.

Полюбившиеся многим зимние мокасины марки UGG Australia

Обилие брендов усложняет выбор. Это касается ни сколько цены и вида обуви, сколько ее цветов. Это не только этнические черный и коричневый цвета, а и множество вариаций синих, красных, зеленых, оранжевых, желтых оттенков.

Также именитые дома мод представляют в своих коллекциях обувь из кожи питона или аллигатора.


Марка Bottega Veneta предлагает своим статусным клиентам мокасины из кожи крокодила
Эксклюзивные мокасины из кожи питона — очень дорогая обувь на сегодня

С чем носить

Мокасины являются частью летнего гардероба и их недопустимо носить в период межсезонья.

Теплые свитера и плащи в объединении с мокасинами – нонсенс.


Конечно, если это не касается зимних мокасин UGG

Допустимо лишь сочетание их с теплым жилетом в стиле casual. Пляжная мода также не приемлет исконно индейской обуви.

Их универсальность позволяет создавать эффектные сочетания с множеством стилей: их носят как с костюмами спорт стиля, так и с романтичным струящимся топом.


Летные трендовые мокасины UGG Australia отлично гармонируют с шортами и легкой блузкой

Классикой жанра считается сочетание черных замшевых мокасин с деловым костюмом. Однако сегодня дизайнеры советуют отречься от черных мокасин.


Замшевые мужские мокасины верблюжьего цвета ярко дополняют светло-бежевый, белый, или костюм цвета хаки
Деловой костюм хорошо смотрится с мокасинами

Этот цвет слишком формален для такой простой обуви. Если все же необходима черная обувь, то предпочтение стоит отдать обуви с принтом. Мужчины могут носить мокасины с укороченными джинсами или льняными брюками.


Следуя примеру Сергея Лазарева, сочетаем светлые бриджи с белыми мокасинами

Уместной будет такая обувь и с джинсовыми шортами. В качестве верха можно использовать рубашку или футболку-поло.


Подчеркнуть красоту ног можно сочетая мокасины с короткими шортами и рубашкой

Женщины могут носить мокасины с бриджами и джинсами скинни. Топ, майка или свободная футболка добавят изящности в общий образ.


Синие мокасины, синие джинсы, белый свободный топ, бежевый шарф — повседневный образ в стиле casual
Выйти на прогулку в полусапожках в стиле мокасин можно в узких джинсах и легкой куртке
Аксессуары к мокасинам лучше подбирать в тон. Это могут быть сумки через плечо с бахромой
По-настоящему поднимает настроение сочетание ярких мокасин с белой одеждой. К примеру розовые мокасины с белыми джинсами и топом

Также можно создать эффектный образ с платьем-рубашкой, подпоясанным ремешком в тон обуви. Стильная городская барышня будет чувствовать себя легко и непринужденно в мокасинах с короткой юбкой в этно стиле

Ношение колгот и носков с мокасинами является дурным тоном.


Мокасины с носками могут себе позволить разве что дети

Самостоятельный пошив

Вопрос как сшить мокасины не имеет однозначного ответа. Технологии пошива разнообразны, а сложность выполнения варьируется от уровня начинающей рукодельницы до профессиональных высот.

Шьем детские мокасины из ткани

Профессионалы показывают как пошить мокасины с разными подошвами

Начинающие мастерицы в домашних условиях могут пошить мокасины с откидным клапаном из кожи или войлока. Возможно, у вас есть старая кожаная куртка, вышедшая из моды или повидавшие свое войлочные шляпы. Все это можно использовать для пошива этой удобной обуви.


Домашние мокасины из старого войлочного материала

Если вы решили дать вторую жизнь шляпному войлоку, то его следует замочить в воде на сутки. После того как материал станет гибким, его необходимо осторожно растянуть и оставить на сушку на ровной поверхности.

1. Выкраиваем все части мокасин согласно нужного размера.
2. Сшиваем по указанной пунктирной линии.
3. По желанию красим подошву в полоски.
4. Булавками прикалываем верх к подошве.
5. Сшиваем верх и подошву вместе.
6. Готовые мокасины.

Выкройка мокасин включает в себя основу и откидной клапан (язык). Для самостоятельного построения выкройки следует обвести карандашом ступню и сгладить контур или, что более предпочтительно, обвести стельку нужного размера.


Выкройка мокасин подойдет для кожи или ткани

Далее определяем центр носовой части и откладываем вверх 70 мм. Для построения линий боковых лямок откладываем две параллели, которые соприкасаются с контуром ступни в самой широкой части. Высота боков мокасин откладывается от дополнительных линий и составляет 60 мм для взрослого или 40 мм для ребенка. При помощи лекал объединяем линии. Выкройка языка соответствует половине размера ступни, а именно ее носовой части.

Важно!

Во избежание ошибок выкройку делают на бумаге, вырезают и примеряют к ноге. Только после контрольной проверки всех размеров выкройка переносится на материал изготовления.

Клапан или язык можно оставить чистым, что, несомненно, облегчит задачу. При желании и наличии свободного времени язык можно расшить бисером. Для этого стоит использовать традиционные орнаменты племен:

  • кукурузная листва;
  • ягоды;
  • цветочные россыпи;
  • кленовые листья;
  • кривые линии.

Далее пробойником необходимо сделать отверстия на основе и клапане. Наиболее простой вариант сшить пяту и носок с клапаном наружным швом. Для этого можно использовать толстые нитки на тон светлее или создать контраст. Более сложный вариант обшить соединительные швы тканевым или кожаным кантом. Стилизовать свое творение можно при помощи бахромы и покупных металлических пряжек. Мокасины объединяют в себе практичность, комфорт и оригинальный дизайн. Простота кроя и пошива обуславливают их популярность в качестве домашней обуви. Конечно, в мокасинах изготовленными своими руками не пойдешь гулять по брусчатке, но для пикника они подойдут идеально. Тогда как, прорезиненная подошва фабричных мокасин позволяет с легкостью дефилировать в них в современных мегаполисах.

Richard A. Pohrt

(American Indian Art Magazine, Summer, 1977)

Изучение мокасин представляет проблему и для коллекционеров, и для изучающих искусство американских индейцев. По-видимому, бесчисленное множество стилей мокасин и есть причина путаницы при попытках определить племенную принадлежность. Однако, обращая внимание на пошив (покрой), материалы и орнамент, в этом можно разобраться. Время и усилия не оставят Вас без награды.

Мокасины индейцев равнин с декорированными подошвами вызывают интерес у коллекционеров многие годы. Как правило, подошвы расшивались бисером, но иногда для этого использовались иглы дикобраза. Достаточное количество мокасин такого типа сохранились до сих пор, их можно увидеть во многих музеях и многих частных коллекциях. Образцы представлены в современных экспозициях, устраиваемых музеями, и в выставочных каталогах. Они также размещены во многих аукционных каталогах и удерживают довольно высокую цену на момент продажи. Интерес к этим мокасинам породил некоторые недоразумения, что вызывает беспокойство у людей, серьёзно изучающих искусство индейцев.
В попытке обеспечить простое объяснение этого вида декорирования мокасин торговцы, писатели и коллекционеры выдумали неправильные термины, которые, как мы видим, также используют многие музеи, уверенные в надёжности этих вводящих в заблуждение терминов. Некоторые из них определяют мокасины с декорированными подошвами как «церемониальные», «свадебные» и «погребальные». Употребление этих терминов создаёт впечатление, что такие мокасины делались специально для этих целей. Это не так. Я не говорю, что они никогда не носились во время религиозных событий или во время христианской церемонии бракосочетания, или не надевались на ноги усопшего перед погребением. Тем не менее, эти мокасины не изготавливались для этих специфических целей и не могут так называться.
Наиболее преувеличенное название - «церемониальные». Оно употребляется как удобное толкование для всех видов индейских предметов (вещей), которые кажутся необычными. Пора нам более осторожно использовать это слово. Название «свадебные мокасины» должно быть немедленно исключено как ошибочное. Достаточно увидеть в центре ФОТО №2 детские мокасины.
Термин «погребальные мокасины» имеет драматический характер, вызывая в воображении «вождя», облачённого в пышный наряд для путешествия в Земли Счастливой Охоты. Виной тому - Голливуд, хотя это берёт начало в более раннее время. Этот термин мог произойти от слишком рьяного торговца, объясняющего своим покупателям, что невозможно носить мокасины с декорированными бисером или иглами подошвами. Некоторые исследования дают повод опровергнуть мнение, что такие мокасины предназначались для умерших. В отдалённых группах (общинах) в территориально разбросанных поселениях было обязанностью семьи и друзей подготовить тело умершего человека к погребению. И это надо было делать безотлагательно. Для изготовления и декорирования подобной обуви просто нет времени. Делать мокасины в ожидании смерти человека не свойственно индейцам и неправдоподобно. Часто встречаются куклы, на которых мокасины полностью расшиты бисером. То, что индейцы могли декорировать игрушки своих детей в манере, ассоциируемой со смертью, представляется маловероятным. Следы ношения видны на многих мокасинах подобного рода. Внутри мокасин часто видны пятна от сырости или потения ног. Потёртости на внешних сторонах подошв более чем очевидны. И это вполне обычное дело, видеть сточенный бисер из-за ношения мокасин по неровной поверхности. Две пары мокасин, представленные на ФОТО № 3 и №4, демонстрируют сильные повреждения, на больших пространствах бисер совершенно стёрся. К статье прилагается несколько фотографий, на которых отчётливо видны живые индейцы, носящие мокасины с декорированными подошвами.
Можно только предполагать, когда идея декорирования подошв мокасин воплотилась в жизнь. Я исследовал мокасины с декорированными подошвами во многих музеях и частных коллекциях и обнаружил, что подавляющее большинство из них были сделаны западными или teton sioux. Я полагаю, что идея рождена ими в ранний резервационный период, время больших изменений и стресса для sioux. Разрушение старого общественного строя привело к новым жизненным реалиям. Распространилась популярность Grass Dance, Pow Wow стал более социально значимым. Это было важно для чувства собственного достоинства отдельного человека и коллективной репутации, чтобы народ поверил в своё будущее.
Ограничения резервационной жизни обеспечивали женщинам sioux достаточно времени для изготовления сложных, расшитых бисером и иглами, предметов. Это было время экспериментов и нововведений в их ремёслах и искусстве. Широко распространённое принятие фабричных тканей, получаемых от правительства, от торговцев или из обычных резервационных лавок, вводило в употребление новые модели и способы шитья. Существует обширный ряд предметов, изготовленных sioux, которых нет в коллекциях вещей, сделанных до 1880-го года, но они видны на фотографиях, сделанных до этого времени. Это брюки, жилеты, пиджаки (пальто), перчатки, капоры для женщин и короткие штанишки для мальчиков.
Отличительная черта искусства sioux того времени - это полностью расшитые бисером вещи. Традиционные предметы, такие как женские платья, детские люльки, сумки для трубок и мокасины декорировались подобным образом. Идея полного покрытия бисером предметов распространилась и на коммерческие вещи, такие как небольшие чемоданы, оловянные (жестяные) чашки (кружки) и даже стеклянные бутылки. Сплошное декорирование мокасин, включая подошвы, является просто ещё одним примером популярного в то время стиля вышивки бисером среди sioux.
Те немногие образцы подобных вещей других племён, которые я видел, все исходят из резервации Fort Belknap, Montana. Они были сделаны женщинами gross ventre или assiniboin. Первоначально Fort Belknap был резервацией gross ventre. Позднее часть assiniboin была также зарегистрирована здесь. Тесная связь этих двух племён привела к развитию стиля резервационного искусства, который полностью установился около 1890-го года. В обширной коллекции фотографий, сделанных в Fort Belknap Sumner(ом) W. Matteson в 1905(06 ?), я не смог найти различий в их искусстве. Я предпочитаю идентифицировать образцы, представленные здесь, как стиль Fort Belknap, если нет информации, указывающей на племенное происхождение. Развитие резервационного стиля встречается в нескольких резервациях, заселённых более, чем одной племенной группой. Ограниченные познания и неразбериха относительно искусства и ремёсел, представленных в Fort Belknap, привели к тому, что многие образцы были неверно идентифицированы как blackfeet. В то время, как sioux мокасины с декорированными подошвами общеизвестны, подобные образцы из Fort Belknap встречаются не часто. Одна пара мокасин, приписываемая assiniboin, представлена в экспозиции North Dakota Historical Museum в городе Bismark. Другую пару можно увидеть в Indian & Fur Trade Museum в Medora, North Dakota. Ещё одна пара представлена здесь (см. ФОТО №4).

Имеются несколько публикаций, иллюстрированных полностью расшитыми мокасинами, которые приписываются другим племенам, что не совпадает с более ранними упоминаниями. После тщательного изучения этих фотографий, я пришёл к уверенности, что идентификация неверна и что это мокасины sioux. Эти неточности, вероятно, следуют из коллекционной истории: образцы часто неверно идентифицировались по месту их приобретения (в резервации)…
Мокасины с декорированными подошвами делались короткий период времени, с ранних 1880-х и примерно до 1910 года, когда они вышли из моды. Это именно тот период, когда художники и мастера sioux были так продуктивны. Этот стиль декорирования мокасин, несомненно, развился у западных sioux, большая часть работ сделана в резервациях Pine Ridge и Rosebud. По какой-то необъяснимой причине, этот стиль распространился от sioux в Fort Belknap, где он был популярен короткое время, а затем вышел из моды, как и у sioux. Интересно, что две фотографии мужчин, обутых в мокасины с расшитыми бисером подошвами (ФОТО № 5 и 6), были сделаны в один и тот же день, 4-го июля 1905-го года. Одна пара была сделана в агенстве Fort Belknap, а другая в Kyle, резервация Pine Ridge.
Из девяти пар мокасин, представленных в этой статье, семь относятся к западным, или teton sioux. Одна пара принадлежит восточным, или santee sioux. И ещё одна из резервации Fort Belknap, Montana. Не существует коллекционных историй для всех этих мокасин, кроме пары на ФОТО № 2, крайняя правая, которая была приобретена художником Joseph(ом) Scheurele в разервации Pine Ridge около 1905-го года.
Пять пар мокасин западных sioux очень типичны для них. Все они сделаны из воловьих шкур (домашний скот) и выкроены по стандартной для равнин двух-кусковой выкройке, обычной для мокасин с твёрдой подошвой. Язычки во всех случаях пришиты. Каждая пара мокасин с расшитыми бисером или иглами подошвами, которые я исследовал, имеет мягкие, из выделанной кожи, подошвы. Однако, из-за более ранних неточных описаний этого типа мокасин у читателя может возникнуть неверное мнение, что подошвы делались из сыромятной кожи. Четыре пары мокасин имеют декорированные язычки, стандартные для мокасин этого типа. Вышиты ленивым стежком, сухожилиями. Большинство рядов (полос) бисера нормальной ширины, но кое-где встречаются ряды (полосы) бисера пошире, используемые для заполнения свободного пространства. Несколько необычны мокасины на ФОТО № 3, с короткой бахромой, пришнурованной к передку. Эта пара мокасин имеет необычной ширины ряд зелёного бисера, окружающий мокасин, который прошит посередине так называемым стежком crow. На одной паре мокасин использован гранёный (faceted) латунный бисер (ФОТО № 2, справа). Гранёный металлический бисер, латунный и железный (?), вошёл в употребление около 1890-го года и был популярен у sioux. Он встречается на множестве предметов и может помочь в определении их возраста. Интересно отметить склонность sioux на протяжении этого периода к увеличению количества горизонтальных рядов (полос) бисера по периметру мокасин. Это уменьшает пространство для вышивки на передке мокасина и увеличивает высоту бордюра. Когда треугольный орнамент используется на бордюре мокасин, это часто придаёт им несомненно шайенский вид (ФОТО № 7). Если идентификация основывается только на этой особенности, то она может быть ошибочной.
Два образца расшитых иглами мокасин с декорированными подошвами представлены в этой статье. Обе пары принадлежат западным sioux и выкроены по стандартной для равнин выкройке из двух кусков кожи. Они из воловьей кожи, использованы сухожилия. На одной паре (ФОТО № 9) верх мокасин декорирован бисером и иглами, подошвы бисером. Декорированные язычки из оленьей кожи. Интересна вариация флага США на передке в жёлтом и синем (голубом) цветах (ФОТО № 10). Древки флагов простираются из рогов орнамента, изображающего рогатый головной убор. По верху мокасин обёрнутая иглами «бахрома». Использование патриотических символов в бисерной и игольной вышивках было популярно у sioux в то время и присутствует на большом количестве предметов, ими изготовленных. (“The American Indian and the American Flag” Flint, Michigan, 1975) Иглами дикобраза декорированы подошвы одной пары мокасин, и это необычно (ФОТО № 8). Полоски, вышитые иглами жёлтого, красного и пурпурного (фиолетового) цветов, есть и на передке и на подошвах. По периметру подошв идёт бордюр бирюзово-голубого бисера. Короткая надставка добавлена к верхам мокасин, узкая лента из чёрной ткани вшита в шов.
Пара мокасин, определённых как восточные sioux, наиболее необычна (ФОТО № 1). Они изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи. Выкроены из двух кусков. В этой выкройке язычок является частью верха, третий кусок кожи добавлен (пришит) к верху мокасин. Основная бисерная техника на верху мокасин - это applique, использованы и сухожилия, и нитки (хлопок). Орнамент - стилизованный цветочный. На подошвах геометрический орнамент, вышивка ленивым стежком сухожилиями. Племенная принадлежность этих мокасин вызывает сомнения. Считается, что они были сделаны беглецом (беженкой) santee, осевшей в одной из резерваций sioux в Южной Дакоте. Эти мокасины выкроены и декорированы в стиле, показывающем смешанное влияние.
Многие santee были вытеснены в результате восстания в Миннесоте в 1862 году. Одни бежали в Канаду, другие на запад в Дакоту и Монтану. Впечатления от их странствий нашли отражение в развитии более позднего интересного и отличительного декоративного стиля. Орнаменты были обычно стилизованные или абстрактные цветочные и в бисере, и в иглах. Часто использовался стеклянный fine-cut бисер.
В этой статье представлены не только мокасины sioux. На ФОТО № 4 мокасины gross ventre или assiniboin из резервации Fort Belknap. Изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи, выкройка двух-кусковая с пришитыми язычками. Техника вышивки, преимущественно, applique, бордюр вышит ленивым стежком. Орнамент геометрический. Использованы и сухожилия, и нитки (хлопок).

Фотографии мокасин, которыми иллюстрирована эта статья, предоставлены Joan Heim, за исключением ФОТО № 4.

(Перевод Филина, 2010 год)

1) Мокасины. Восточные Sioux (?). Около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Стеклянный fine-cut бисер и металлический бисер (латунный и железный) использован в стилизованном цветочном орнаменте на верхе мокасин и в геометрическом на подошвах. (См. также обложку).

2) Три пары мокасин: мокасины взрослых слева и справа, детские в центре. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Приобретены художником Joseph(ом) Scheuerle в резервации Pine Ridge, South Dakota, около 1905 г.

3) Мокасины, западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Бахрома добавлена к передку мокасин, что необычно.

4) Gross ventre - assiniboin, Fort Belknap Reservation, Montana, около 1890 г. Chandler-Pohrt Institute, Lessard Collection, Mission, South Dakota. Заметны повреждения на бисерной вышивке на подошве.

5) Празднование 4-го июля, 1905(06?) год. Резервация Fort Belknap, Montana. Gross ventre и assiniboin. На мужчине в центре мокасины с декорированными подошвами. Фотография Sumner(a) W. Matteson, негатив этой фотографии является собственностью Milwaukee Public Museum.

6) Празднование 4-го июля 1905(06?) года в Kyle, резервация Pine Ridge, South Dakota. Западные sioux. Мокасины с декорированными подошвами видны в левом нижнем углу фото. Фотография Fannie Hoyt, коллекция Chandler-Pohrt.

7) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Четыре ряда (полосы) бисера на бордюре мокасин.

8) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. И подошвы, и верх мокасин декорированы полосами, вышитыми иглами дикобраза.

9) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Передки этих мокасин декорированы иглами, а подошвы бисером. Увеличенное изображение вышивки иглами на ФОТО № 10, а вышивки бисером на ФОТО № 11.