Программа тематического дня "традиционный калмыцкий костюм". Калмыцкий национальный костюм

Калмыцкий праздничный костюм

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм - номер выходит 19 апреля 2012.

Кукла здесь - в тёмном костюме, если не ошибаюсь - лицо необычное, с узкими глазами, как было в 3 номере (Карачаевский костюм).

Калмыцкий костюм

Женский национальный костюм цегдег с терлегом.

Данные об одежде калмыков в XVII-XVIII вв. очень скудны. В источниках перечисляются шубы, безрукавные камзолы (цегдег), одежда с воротником, рубашка, чулки, доха, шелковый кафтан, полотняный халат.

Зимой калмыки носили овчинные шубы и штаны из овечьих шкур или шерстяных тканей. Богачи шили себе шубы (учи) из мерлушек, дорогих мехов пушных зверей (лисы, хорька, соболя, бобров, выдры и т. д.).

В ненастную погоду мужчины пользовались армяком, игравшим роль плаща.

Пожилые калмыки носили летом торцог - меховую шапку круглой формы, зимой - бюшлячи; молодежь и взрослые носили шапки типа ушанки.

В XIX в. стали распространяться фуражки с глянцевыми козырьками, в XX в. мужчины всех возрастов носили уже только фуражки.

О женской одежде калмыков XVII в. сведений не сохранилось.

Первые сообщения о ней находим у П.С. Палласа. По его данным, калмычки носили легкое длинное платье до сапогов, сшитое из лучшей, чем у мужчин, ткани; знатные и богатые женщины надевали сверх платья длинный камзол без рукавов (цегдег). Нижняя одежда калмычек состояла из распашной рубахи с открытым воротом.

Женское национальное платье хутцан.


Калмычка в национальном головном уборе камчатка.

В XIX-XX вв. женская одежда калмыков в основном продолжала сохранять старые, традиционные черты. Нательное белье составляли рубахи и штаны из белого хлопчатобумажного материала. Поверх нательного белья калмычки в качестве повседневной одежды носили длинный до пят хутцан, имевший вшивные прямые рукава и небольшой воротник с отворотом на груди. Летом хутцан заменялся молодыми женщинами безрукавкой, сшитой из простых тканей. В прохладную погоду женщины носили сверх хутцан берзи - простеганный кафтан из хлопчатобумажной ткани. Кроме того, калмычки, особенно молодые женщины, имели выходные праздничные платья - терлиг и цегдег, сшитые из шелка, кумача, бархата, тонкой парчи ярких расцветок, украшенные вышивками, гарусными нитками, позументами и т. д.

Девушки обязательно носили поверх нижнего белья жилитиг - туго стянутый жилет из холста, вредный для здоровья, мешавший развитию грудной клетки. Поверх жилитига они надевали платье - бииз из шерсти, шелка или ситца нарядной расцветки.

Зимой калмычки носили некрытую шубу (дэвел) с небольшим стоячим воротником из барашка. Кроме овчинной шубы богатые и знатные женщины имели крытую шубу (учи) на легком меху: лисьем, хорьковом, беличьем, черной и белой мерлушки. Для второй половины XIX и начала XX в. характерно проникновение к калмычкам тканей русских фабрик: шерстяных, шелковых и особенно хлопчатобумажных. Теплая зимняя одежда шилась из обработанных домашним способом овчин, изготовлением которых занимались калмычки.

Девушка в национальном платье бииз и головном уборе камчатка.

О головных уборах калмычек XVIII в. П.С. Паллас писал: Бабьи и девичьи шапки почти одинаковы, но простые бабы носят шапки только тогда, когда они в порядочном наряде или хотят куда-нибудь идти. Женская шапка состоит из круглой, овчиной опушенной, небольшой плоской верхушки, которая прикрывает только самую верхнюю часть головы. У знатных есть богатые из шелковой материи, притом несколько выше простых, шапки с широким напереди и назади разрезными заворотом, который обложен черным бархатом.

Женщина в калмыцкой национальной одежде.

Головные уборы калмычек XIX-XX вв. были значительно разнообразнее. Женщины носили тегриг махла - круглую шапку из черной материи или мерлушки. У калмычек среднего возраста бытовала так называемая тамша - круглая плисовая шапочка с закругленным верхом, последний вышивался золотыми и серебряными нитками.

Старинным головным убором была халмаг - круглая по форме шапка, тяжелая по весу, украшенная позументами, парчой и вышивками. Пожилые калмычки и старухи носили шапку хаджилга, сшитую из черной мерлушки. Ее верх имел четырехугольную форму.

Девичьим головным убором служили высоко ценившиеся Камчатки и джатак, обильно украшенные вышивкой. Кроме того, молодые калмычки и девушки носили покупные, нарядные платки.

Замужние женщины и вдовы расчесывали волосы на две половины, заплетали в косы, которые укладывали в бархатные или шерстяные шиверлиги - чехлы.

Куклы в народных костюмах, выпуск 7

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Анонс куклы - фото оборотной стороны журнала предыдущего 6-го номера.


Калмычки в национальных костюмах и головных уборах.

Головные уборы: 1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг.

Номер в упаковке.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм.

7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла сбоку.

Со спинки.

Головной убор очень интересный.


Верхняя часть шапки.


Красные сапожки.


Верхняя чёрная находка закреплена на нижней малиновой - не только сверху, но и снизу.


Двухслойный костюм - малиновой платье и чёрное сверху.


Лица у кукол совсем разные - две восточные красавицы. :-)

Две фарфоровые куклы - восточные красавицы от ДеАгостини - 7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. И Карачаевка.

Первые 7 номеров коллекции Куклы в народных костюмах ДеАгостини.


Куклы в народных костюмах - первые 7 кукол.


7 номер Куклы в народных костюмах - Калмыцкий праздничный костюм. Кукла и обложка журнала.


Некоторые развороты номера. Калмыкия.


Домбра, священный хурул, домашние работы калмыцких женщин.


Одежда калмыков.


Тоорцг. Женский калмыцкий головной убор.


Шапочка-камчатка.


Халмаг и шиверлыки.


Токуги.

Костюм принцессы Сувсы.


Разбор костюма: кукла и калмыцкий костюм.


Шапка-бюслячи шили из меха соболя или норки. Верх обтягивали парчой, к ней пришивали красный гребешок из шёлковых нитей.


Терлег - праздничное платье калмычки - из дорогих сортов шёлка, парчи, бархата. Цегдег - без рукавов, с длинными полами. По краям - вышивка гарусными лентами или позумент.

Во что здесь играли.

Культура места. Домбо (кувшин) и бортха (кожаный сосуд).


Для перекуса - джомба - калмыцкий крепкий чай.


Калмыцкий календарь.

Семья калмыков, калмыцкая кибитка, исполнение танца и ритуала Цам в главном буддийском храме Калмыкии.

АНОНС 8 номера - кукла в летнем костюме Минской губернии.

Яркое дефиле в этническом стиле «Легенды степного ветра» прошло в Элисте на территории культурного комплекса «Пагода семи дней». Показ этнической моды организовали для жителей и гостей столицы Ассоциация женщин Калмыкии и Театр костюма и пластики Татьяны Миловановой при поддержке министерства культуры и туризма РК.

Около ста моделей в стилизованных в национальном духе костюмах вышли на импровизированный подиум, для которого служила площадка между зданием КалмГУ им. Б. Городовикова и Пагодой.

Основная цель организаторов – популяризация национального костюма. Идея – показать богатство калмыцкого платья и возможность совмещения современного стиля и национальных элементов. Девушки представили коллекции Театра костюма и пластики, DOLAN BRAND, мастерской «Киштгя билиг» и ателье «Иньглян».

Калмыцкий костюм входит в моду. И, по словам организаторов, за более чем 20 лет он эволюционировал от подиума и высокой моды к традиционному повседневному наряду. «Сегодня возвращение к историческим корням в одежде – это признак времени. И таких примеров очень много. Казахстан, Монголия, Киргизия, Китай, Тува. Сейчас вопрос об идентичности каждого этноса поднимается и национальный костюм наряду с языком, традициями становится на один уровень, интерес к нему растет», – отметила в интервью республиканским СМИ руководитель Театр костюма и пластики Милованова .

Эту же мысль озвучила нам и одна из зрительниц – молодая элистинка Нина Кованова : «Сейчас очень много говорят о возрождении калмыцкой культуры и это хорошо. Вот и в нашу современную одежду добавляют элементы национального одеяния. Это красиво и стильно. Хотя девушек в таких нарядах пока встретишь не часто».

«Я сегодня на рынке в Элисте видела, как маленькая девочка примеряла калмыцкую шапочку, подумала, что для участия в этом показе, – рассказывала о своих впечатлениях Надежда Бурслугинова , учитель Калмыцкого педагогического колледжа. – Мероприятие интересное, мне понравилось».

Артисты народного фольклорно-этнографического ансамбля «Эрдем» Валентина Басанкиева и Зоя Лиджиева также пришли поддержать организаторов. «Это событие очень важно для Калмыкии и для пропаганды калмыцкой культуры. Оно проходит в республике впервые, поэтому не поддержать эту идею мы не могли и пришли сюда в национальных костюмах», – отметила в интервью Басанкиева . «Думаю, это должен быть фестиваль национального костюма и он должен быть ежегодным. Подрастающее поколение должно расти на таких мероприятиях, изучать родную культуру, знать ее», – поделилась своим мнением Лиджиева .

  • Фото: Басанг Оконов Фото: Басанг Оконов

Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) - ойратский народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия - субъекте Российской Федерации. Говорят на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI - начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий.

Численность современных калмыков в России - 183 372 человек

(Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков - тибетский буддизм школы Гелуг.Самоназвание калмыков, хальмг

(хальмгуд), вероятнее всего, происходит Флаг респ.Калмыкия

от тюркского прилагательного калмак -

«отделившийся», «отколовшийся» (в родственных калмыкам монгольских языках такого слова нет).

Калмыки принадлежат к центрально-азиатскому антропологическому типу большой монголоидной расы. Герб респ.Калмыкия

Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.

Головные уборы

В соответствии с временем года калмыки носили либо шапки, либо войлочные шляпы. Шапки были суконные и матерчатые

Большей частью желтые, с околышами из лисьего меха, четырехугольные и кверху немного расширенные. Надевали также калмыцкий малахай, известный во многих уголках России и полюбившийся русским ямщикам. Такой головной убор в сильные морозы защищал не только голову, но и лицо, и уши. Калмыцкие шляпы были плоскими, с едва приметной тульей (верхняя часть шляпы) и маленькими полями. И к шапкам, и к шляпам сверху пришивалась кисть красного цвета - улан зал. Кисти служили не только украшением, но и религиозным символом, почитаемым калмыками. Красная кисть появилась во времена правления Тогон-Тайши, издавшего в 1437 году указ об использовании в головном уборе улан зал, чтобы отличаться от монголов. Красная кисть означала солнце и исходящие от него лучи.

Любой головной убор ценился калмыками превыше всего и считался символом свободы. К нему относились очень бережно, порой даже с религиозным трепетом. Шапки нельзя было класть в ногах, запрещалось наступать на головной убор, перешагивать через него и даже дарить кому бы то ни было. Существовала также примета, что, если женщина выйдет на улицу с непокрытой головой, обязательно пойдет дождь.

Шить шапки начинали, только посоветовавшись с астрологом, зурхачи, который, сверяясь со звездами, назначал для шитья специальный день. Когда головной убор был готов, его очищали огнем, произносили специальные благопожелания, и лишь после того, как обряд был завершен, шапку разрешалось надевать.

Женские головные уборы носили в соответствии с семейным положением, статусом женщины, ее возрастом, а также в зависимости от того, праздник это или будни. В торжественные дни, когда шли поздравлять родных с появлением новорожденного или по случаю бракосочетания одного из родственников, замужние женщины надевали невысокую шапочку-камчатку из черного бархата продолговатой формы, похожую на пилотку. Камчатку украшали цветочным орнаментом, расшивали бисером или, если позволял достаток, золотыми нитями. Сверху к такой шапке прикрепляли гребешок из красных шелковых нитей. Незамужние девушки в праздничный день надевали круглые шапочки - джатаг, - сшитые из бархата и украшенные цветочной вышивкой.

Так же распространенным головным убором были меховые шапки (хурсха махла). Пожилые калмыки носили шапку, околыш которой делался из черной мерлушки (хаджилга). Верхние края мерлушковых околышей обязательно оторачивались выдрой, а верхушка (ора) делалась из какого-либо яркого, но не желтого сукна, центр отмечался кружочком, куда пришивалась кисть из красных шелковых нитей, поэтому калмыки называют себя «улан залата хальмг», т.е. «калмыки с красной кисточкой». (По-видимому, «улан зала» означает солнце, которое почиталось калмыками, а шелковые нити - его лучи).

По большим праздникам, как, например, Цаган cap, жены нойонов и зайсанов, уже родившие детей, надевали бюслячи - круглые шапки из парчи, отороченные мехом соболя или норки, сверху также украшенные алым гребешком. Молодые девушки и пока еще бездетные женщины из богатых сословий в такие дни носили халмаг, отличавшийся от бюслячи изящной отделкой и орнаментом: с левой стороны на халмаге вышивали изображение копыт жеребенка, с правой - узор из листьев и цветов.

Гребешок такого головного убора был более длинным и пышным, свисая, он прикрывал макушку шапки.

В будние дни все замужние женщины вне зависимости от семейного достатка носили круглые шапки из плиса - тамша. Околыш (деталь головного убора, охватывающая теменную часть головы) ее был черного цвета, а верхушка из желтой ткани. Как и у мужчин, женскую тамша украшали красной кисточкой.

1-4 - торцог; 5, 6, 10 - хаджилга; 7, 9 - тамша; 11 - халмаг; 12 - устя халмаг

Калмыцкий национальный костюм

Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда.

Мужская одежда

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве.
К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат - верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.
Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником.Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками.

Чапан - мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца.

Кушак - пояс из длинного широкого куска материи или кожи

Вообще, на поясе, начиная с левого боку, навешивался целый ряд небольших вещей, которые у настоящего калмыка должны были быть всегда под рукой. Пояс с полным набором принадлежностей выглядел таким образом. Каждый предмет имел свое место и висел на ремешке, и пристегивался пуговкой к особой ременной петле пояса. Это были две кожаные сумочки: меньшая – для хранения готовых пуль, а та, что побольше – для запасных пуль. Далее находился продолговатый деревянный или костяной ящичек для хранения птичьего или заячьего сала, им смазывали обрезки козлиной кожи для обвертки пуль. Затем находился небольшой ножик в ножнах на длинном черенке. За ним шел круглый кожаный карманчик, украшенный серебряным ободком или бантиком. В нем хранили тряпки для чистки винтовки. Следующим предметом была роговая пороховница на длинном ремне, подвешивающаяся на особый железный крючок, вделанный в сам пояс. После нее висела мерка для пороха. Затем кусок козлиной кожи для нарезки – обверток на пули. За ней висела отвертка для винтовки. Сзади за пояс засовывался маленький кожаный мешочек с огнивом, кремнем и трутнем. После – коротенькая трубка в кожаном чехле с чубуком. Далее висел кисет с табаком. Нагайка затыкалась за пояс с правой стороны, а рядом с нею, впереди, ручной платок, сложенный не по диагонали, а вдоль, и засунутый за пояс одним концом у правого бока, а другим сзади, у спины. В старину, когда еще оставались любители ястребиной охоты, к этим вещам добавлялись во время охоты маленькие литавры, подвешиваемые к луке седла с правой стороны. К нему добавляли колотушку – «тер», похожую на столовый нож, у которого на черенке, вместо лезвия, была прикреплена твердая ременная пластинка.
У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным.


Бешмет - мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.

Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад.
Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы - киляг - и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья - хутцтан.
Женские летние кафтаны - цегдег - от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).
Под кафтаны калмычки надевали платье - терлег - из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик - халат с длинными и очень широкими рукавами.

Цегдег - Калмыцкий костюм замужней женщины

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) - шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.


Калмыцкий женский праздничный костюм

(Костюм принцессы Сувсы)

Кольца, серьги и браслеты у калмыков не только были украшениями, но и отличительным знаком положения их обладателя в иерархии знати. И чем выше по социальной лестнице находился человек, тем больше ювелирных украшений он обязан был на себя надевать. Праздничный комплекс одежды у мужчин и женщин дополнялся серьгами и кольцами из драгоценных металлов с вставками из изумрудов, нефритов, бирюзы, яшмы, кораллов и горного хрусталя. Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались трудные и продолжительные, порой сопряженные с опасностью для жизни походы в Китай, Тибет и Монголию. Из тех краев купцы привозили в Калмыцкое ханство дорогие шелка и украшения.
«Он так любит свою девушку, что подарил ей серьги с подвесками», - говорили о проявлении большого чувства. Эти украшения ценились очень высоко, особенно если на них были пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка старалась иметь серьги с такими подвесками, а мужчина считал своим долгом одаривать мать своих детей столь дорогими подарками.
Ювелирным украшениям приписывались и магические свойства. Их появление в народном костюме было овеяно мифами и легендами. Калмыки считали, что если мужчина или женщина не носят серьги, то после смерти, в загробном мире, с их ушей будут свисать змеи.
Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка - только в правом ухе, а мужчина - в левом.
Маленьким детям, едва они появлялись на свет, также прокалывали мочки и вдевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. Существовало поверье, что серьги должны быть только золотыми, чтобы человек лучше думал, шея украшена серебром, защищающим душу, а руки - медными браслетами, ибо медь охраняет здоровье человека.
Калмыки верили, что токуги, подвешенные к шиверлыкам, могут отпугивать чертей. Им приписывались различные магические свойства, о которых не раз упоминается в эпическом калмыцком произведении «Джангар». Считалось, что спасти смертельно раненого воина от гибели может женщина, которая три раза перешагнет через него и произнесет особое заклинание, одновременно ударяя богатыря токугом.
Кольца в калмыцких семьях передавались по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Посторонние люди, а тем более мужчины, не имели права делать девушке такие подарки. Только будущий муж мог преподнести ювелирное украшение во время предсвадебного визита в дом избранницы, и то лишь если была назначена дата свадьбы и к ней начинали готовиться.
До свадьбы девушка носила два медных кольца, надевая их только на мизинцы. После изменения семейного статуса, со дня свадьбы, кольца украшали каждый палец ее руки. Таким образом, по количеству колец всегда можно было определить, замужем женщина или нет.Шапку - бюслячи - шили из меха соболя или норки. Верх головного убора обтягивали парчой, к которой пришивали красный гребешок из шелковых нитей.
Бархатные шиверлыки - чехлы для кос, были обязательной составляющей наряда калмычки.
В будни или праздники без шиверлыков, так же как и без головного убора, женщина не могла выйти на люди.
Терлег - праздничное платье калмычки - шили из дорогих сортов шелка, тонкой парчи или бархата. Рукава платья оторачивали вышитой золотыми нитями каймой.

Калмыцкая обувь

Каждый калмык при первой возможности старался приобрести сапоги с длинными голенищами и высокими каблуками с подковами. Он был готов отказать себе в самом необходимом, чтобы собрать деньги на покупку этой обуви.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги. Для мужчин шили преимущественно из сафьяна (булгар) черного цвета, для женщин - красного.В конце XIX в. среди мужчин широкое распространение получили фабричные сапоги. Во время летних работ мужчины носили башмаки, изготовленные по русскому образцу. В годы первой мировой войны большое распространение получили поршни, сшитые из сыромятной кожи. Зимой носили валенки. Обувь надевали на войлочные чулки, шерстяные носки, шерстяные обмотки - онучи.Большого различия между обувью мужской и женской не существовало. Повседневной обувью как мужчин, так и женщин были сапоги.


Символика цветов на одежде

Особо почитались в народе красный и желтый цвета.

Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды.

Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Люди, живущие на огромных безбрежных просторах, обжигаемых солнцем, где в мареве горячего воздуха растворяется линия горизонта, где любая гладкая поверхность отражает пучок солнечных лучей, поклонялись солнцу и его частице – пламени огня. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно.

Голубой – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности.

Зеленый – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне.

Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север.

Белый означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность.

Черный – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти.

Чудесная цветовая гамма вышивок как нельзя лучше гармонирует с цветом костюма, с полным его убранством. Законами этой гармонии и объясняется тот или иной характер цветовых сочетаний в орнаменте вышивок: в зависимости от общего вида костюма – его покроя, цвета и т. д. – в орнаменте подчеркивается единственно необходимый, главный цвет – то красный , то синий , то золотой , то нежно-розовый . Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»).

Вышивка на одежде

-Традиционный калмыцкий орнамент вышивки предметов одежды и обихода

Вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства. Игла, нитки, холст - вот и все что нужно для того, чтобы вышить и сшить одежду, выполнить нарядные изделия для украшения жилища. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верили, что они принесут в дом благополучие. Вышивка народов нашей республики необычайно разнообразна по художественным и техническим приемам, характеру использования в быту. Рукодельная работа женщин-калмычек была самым красивым и самым тонким народным искусством.Если у мужчин-мастеров, работавших с цветными металлами, орудиями труда были молоток, наковальня, наборы напильников, щипцы, шило и прочее, то у женщин-рукодельниц были только иголка, наперсток, ножницы и нитки.А какие узоры и рисунки они вышивали! Какими были искусницами! Это видно хотя бы из того, как они сами себе кроили и шили различную одежду -- и прежде всего платья: терлег, цегдег, бииз, вороты и манжеты которых украшали самыми красивыми узорами, рисунками, вышивая их серебряными, золотыми и шелковыми нитками.

Узоры и орнаменты имели свои названия: «Беежин хотон», «Копыта жеребенка», «Оборот солнца», «Радуга» и другие, созвучные этим.

- Традиционные калмыцкие орнаменты которые вишивали на манжетах, воротниках, манишках и подолах женских и мужских платьев.

Женщины-мастерицы вышивали и различные рисунки на сумках для денег, для ниток, для табака. Это, в основном, были цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Такие сумки изготовляли и девушки: они их дарили знакомым парням, уважаемым людям.Шили одежду и вышивали узоры, рисунки и орнаменты только одной иглой. Об этой иголке в калмыцких загадках сказано так: «Черный конь бежит мелкой рысцой», «Куда голова, туда и хвост».Сумки для денег делали складными, с двумя-тремя отделениями, с длинной тесемкой, конец которой украшали бахромой из шелковых красных нитей.Орнаменты «Беежин хотон», «Копыта жеребенка» были гораздо красивее остальных. Потому их особенно часто вышивали на манжетах, воротниках, манишках, подолах женского платья (терлег, цегдег). Эти орнаменты присутствовали и на женских каракулевых шубах и на бархатных чехлах для кос. Подолы некоторых шуб также украшали такими вышивками.

- Традиционный калмыцкий орнамент “оборот солнца”

В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы. Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).

Наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики являются меандр (знак вечного движения) и Т-образный мотив. Наряду с устоявшимися традиционными формами, геометрическими и растительными, в орнаменте середины XIX века появились новые мотивы - изображения рыб, лошадей и других животных.

В трудных условиях кочевой жизни, не имея элементарных приспособлений, женщины-калмычки создали замечательное искусство вышивания. Оно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней, радуя глаз изысканными цветовыми сочетаниями и многообразием узоров.


Украшения

В культурах всех народов мира особое место занимают женские и мужские ювелирные украшения, маркеры половозрастного и социального статуса. Но драматическая история калмыцкого народа в ХХ в., тяготы и лишения, выпавшие на его долю, отодвинули далеко на задний план место украшений в обиходе народа. В редкой калмыцкой семье сохранились старинные украшения. Более чем скромно представлено ювелирное искусство в Калмыцком республиканском краеведческом музее. С уходом из современной жизни значительной части материальной культуры, в том числе и традиционных украшений, забываются техника изготовления и правила ношения драгоценностей.

Ювелирные украшения выполняли различные функции. Украшая человека и его одежду, они символизировали знатность и богатство своих владельцев. Чем выше находился человек в системе социальной иерархии, тем большее количество дорогих украшений он должен был иметь и демонстрировать.

Праздничная одежда многих знатных мужчин, женщин и детей дополнялась серьгами, токугами (парные украшения, утяжелявшие конец женской косы), поясами, кольцами из золота и серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями. Украшались оружие, сбруя, многие другие предметы культа и быта. Калмыцкая знать была знакома с самыми дорогими и редкими камнями, высоко ценила и знала толк в драгоценностях. Ношение дорогих украшений знатью было политически престижным. Драгоценности не только наглядно подтверждали cилу и мощь рода, его богатство и процветание в настоящем, но и доказывали древность рода, а значит, и право на власть. К числу ювелирных украшений относятся серьги и кольца, изготовленные в основном калмыцкими мастерами. Замужние женщины носили серьги в обоих ушах. Девушки - только в правом ухе. Кольца изготовлялись для богатых заказчиков из серебра, редко – из золота, а для бедных – из низкопробного, так называемого «польского» серебра, а также из меди. Однако первичное предназначение изделий из серебра, золота и драгоценных камней было магическим: они должны были охранять людей от злых духов, дурного глаза и других жизненных невзгод.Считалось, что серебро имеет большую силу против нечистого духа, который не в состоянии поднять даже самую легкую серебряную монету. Существовали неписанные, передаваемые из уст в уста многими поколениями в народе правила ношения ювелирных украшений. Эти, как и многие другие полезные в жизни обычаи калмыков сопровождались устрашающими мифами.Так, считалось, что носить серьги и кольца женщины и мужчины обязаны, иначе в загробном царстве. Женщины носили серьги в ушах, девушки - в одном правом, мужчины - в одном левом ухе. В этом проявляется традиционное для монгольского мира мышление в стиле бинарной оппозиции, согласно которой душа женщины находится в правой половине тела, а душа мужчины - в левой. Поэтому серьгу, кольцо, нож - все это мужчина носил слева.

У девочек были маленькие серьги, чаще всего серебряные, иногда "чисто золотые", особенно были популярны сережки с маленьким "красным глазком". На пальцах носили серебряные кольца простой формы. Все это, по народному мнению, охраняло ребенка от дурного глаза и злых духов.Женщины носили большие висячие серьги. Особенно были популярны сережки с пятью красными камнями. Это число соответствовало пяти умам, пяти видам чувств. Особенно ценились серьги с подвесками. Бытовало общепринятое мнение, согласно которому в ушах полагалось носить золото, как способствующее работе ума, на шее - серебро - для защиты души, а на руках медь - для охраны здоровья.

Существовало неписаное правило, согласно которому, человек, случайно нашедший золотую вещицу, должен был непременно пожертвовать ее хурулу (буддийской общине-храму), иначе его ожидает несчастье . Право носить серьгу имел только женатый мужчина. По серьге и кольцу типа хавсн бильцг когда-то можно было определить семейное положение мужчины. Мужские серьги были в виде колец, серебряные или золотые, часто с жемчугом или серебром.

Наиболее популярны у калмыков были серебро - цаган-менгн, золото - алтн, ценилась платина - цаган алтн. Им были известны многие драгоценные камни: кораллы - шур, бирюза - ойун чолун, жемчуг - сувсн, янтарь - хув, нефрит - бендерьян чолун, халцедон - манн, яхонт - бадм чолун, яшма- хас, хаш, рубин - улан чолун, бриллиант- джиндмн, вачир и др.

Страничку создавали: Козлова Ангелина

Маслов Владислав

Калинина Ксения

В ношении традиционной одежды бытовали строгие правила, связанные с добуддийскими представлениями калмыков о жизненной силе человека, заключенной в одежде. Согласно калмыцким поверьям, присутствие души в одежде человека запрещало шить и дарить одежду заранее во избежание вселения в нее злых духов. Одежде калмыки придавали большое значение.

Одинаковый покрой мужской и женской одежды создавал характерный запоминающийся грациозный силуэт с ярко выраженной линией плеча и тонкой талией, что соответствовало представлениям калмыков о красоте.

Так, парадный женский ансамбль составляли верхняя безрукавка цегдг с крылообразной проймой и нижнее платье терлг с длинными буфообразными рукавами и фигурной манжетой нудрма в виде копытца тотемного животного. Платья шили из дорогих, подобранных по контрасту в тоне и цвету тканей, кроме культового желтого. Национальная радужная вышивка зег по краям и подолу безрукавки гармонировала с орнаментированной полочкой нижнего платья терлг , позументом и навесными серебряными и вызолоченными с камнем пуговицами отрезной по линии талии, с пышной юбкой цегдег завязывали на поясе декоративным шнуром бючи с разноцветными кистями цацыг , оставляя открытыми богатую нагрудную вышивку нижнего платья и отложной воротничок рубашки. К платью в области пояса пришивали петли бель для носовых платков, кисета, кошелька, и продевания кос.

В повседневном быту женщины носили простое, без вышивки и декора распашное платье с центральным V-образным запахом слева направо, из-под которого виднелась белая нательная рубашка киилиг с отложным воротником. Халат лавшг свободного кроя с широким длинными рукавами дополнял женский ансамбль.

Цветовая гамма мужской одежды варьировалась от черного, серого, белого до ярких голубого, зеленого, даже пестрого с цветами, богатых праздничных одеяний. Сдержанный синий цвет преобладал в одежде простонародья. В знатных семьях мужчины носили бешмет , имеющий вместо галунов и чехлов для патронов нашивные карманы, и жилет камзал на манер кавказского платья.

Знак социального статуса и кругообразный символ жизненного пути – пояс бюс – гордость, украшение и одновременно защита храброго воина-кочевника и юной владелицы. Звон серебряных монет, подвешенных к поясу девушки, и расшитая цветным бисером, тесьмой и мелкими морскими ракушками подвеска к косе ювон были призваны оберегать от сглаза и отгонять злых духов. Потеря пояса была равнозначна потери чести и достоинства для мужчины. Покрытые растительным узором серебряные черненые пояса князей с выпуклыми сферическими пластинами – образцы высокого ювелирного мастерства калмыцких умельцев. На поясе слева кочевник подвешивал нож в серебряных или кожаных ножнах, пороховницу из воловьего рога, костяной мерный стаканчик для пороха, кожаный мешочек для дроби, ящичек кете для огнива и трута, трубку и кисет носил в кармане или за голенищем сапога. Особенность сафьяновых сапог калмыка-наездника состояла в креплении каблука: подошва нашивалась на него, предохраняя тем самым всадника от сцепления со стременем во время падения. Носок сапог загибали вверх во избежание «ковыряния» земли, запрещаемого добуддийскими верованиями калмыков. На безымянном пальце левой руки мужчина носил кольца, в левом ухе – серебряную или жемчужную серьгу.

Сережка в правом ухе с полудрагоценным камнем эллипсоидной формы, оправленная в серебро, и гагачьим пушком и кольца на мизинцах украшали и оберегали юную калмычку. Оперение крыла птицы напоминал белый кружевной разрез тесерке пышного рукава платья девушки. Примерно с 14 лет голову покрывали круглыми невысокими шапочками джатаг и торцг с круглым красным помпоном наверху. Отточенные формы национального костюма подчеркивала калмыцкая шапочка камчатка в форме бархатной пилотки с обязательной алой кисточкой, расшитой золотой и серебряной гладью. Такие головные уборы носили и замужние женщины до рождения первенца, переходя затем на высокие презентабельные шапки халмаг , символизирующие их состоятельность в продолжении рода.
Проста по форме однотонная повседневная мужская круглая шапка торцг с кусочком пунцового сукна или красной бусинкой наверху. Пожилые калмычки надевали цилиндрическую в основании шапку хаджилга с четырехугольным верхом и кистью зала из красных шелковых нитей в центре. По периметру квадратная верхушка отделывалась серебряным или золотым шнуром. Разнообразные по форме калмыцкие головные уборы гордо несут единый солярный знак этноса – непременный красный верх улан-зала – символ благотворящей силы солнца в зените.

КАЛМЫЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Калмыцкий национальный костюм является уникальным произведением декоративно-прикладного искусства. Притягательная сила калмыцкого национального костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками национальной культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь калмыцкий национальный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. «Лучшую еду отдай гостю, лучшую одежду носи сам» (калмыцкая народная поговорка) Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной. Одежда калмыцких девушек и женщин отличалась красочностью. Каждому возрасту женщины соответствовала своя одежда. На тело девушка надевала рубаху – киилиг. Киилиг шился из белой материи. Поверх девушка надевала еще особый корсет, похожий на жилетку – белкүсч, который задерживал рост грудных желез. Сверх жилета девица одевала бииз или бешмет. Бииз шился в виде длинного платья, почти закрывающего сапоги, в талию, со множеством сборок у пояса, из цветного шелка, атласа и разных цветов, преимущественно светлых тонов, с большим вырезом на груди. Рукава на плечах вшивались сборками, длиннее руки, суживаясь к кисти, собирались в складки и имели полукруглую, продолговатую вырезку, начиная от подмышек до обшлага, отделанную кружевом. Отделку также выполняли из бахромы. Под бииз надевалась манишка (нагрудник к одежде), расшитая серебряной и золотой нитью или одним позументом. Дополнением к платью девушки полагался пояс – бүс, который имел значение оберега. Пояса девичьи шились из сукна или бархата. Пояса расшивались цветными шелковыми нитями или бисером, к ним пришивались серебряные монеты. Девушки из состоятельных семей носили узкий пояс из серебряных или позолоченных бляшек, нанизанных на кожаный ремень. Женщины-рукодельницы украшали платья, вороты, манжеты красивыми узорами. Девочек с раннего возраста обучали мастерству вышитого орнамента. Национальный орнамент, примененный на костюме, превращает бытовую этнографическую вещь в предмет искусства. Орнамент выявлял и подчеркивал самобытную форму костюма. В вышивке мастерицы применяли геометрические мотивы, мотивы природы (солнце, луна, радуга, молния, холм, тюльпаны, лотос), зооморфные, а также элементы знаков Зая-Пандитской письменности. Калмыцкие вышивальщицы широко использовали цветовую гамму. Типичная в калмыцкой орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов – желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного, но в каждом цвете мы наблюдаем множество тончайших переходов от светлого к темному и наоборот. Для того, чтобы по-настоящему понимать произведения народного творчества – понимать их эстетическое своеобразие, их живописный язык, – необходимо знать, прежде всего, систему, поэтику цвета. Складывалась она в народе на протяжении веков, еще с глубокой древности. Особо почитались в народе красный и желтый цвета. Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Солнцу поклонялись, его обожествляли. Символом солнца, в частности, стал помпон на калмыцком головном уборе. Вот почему самым большим грехом у калмыков было, когда кто-нибудь срывал головной убор и бросал его на землю. А если лежал на земле красный лоскуток или красная нить, их обязательно поднимали, дабы не прогневать солнце и не навлечь на себя беды. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Шли века, сменялись эпохи, рождались и умирали царства, до неузнаваемости менялась жизнь, но всегда оставалась власть золота, как и в прежние времена, вечным и неизменным оставалось солнце. И символом вечности и неизменяемости, символом непреходящего, раз и навсегда установленного свыше, стали цвета солнца и золота – желтый и золотой. Золотой и желтый – синонимы, эти цвета у ойратов имеют один смысл, означают одно понятие, одно представление – солнечный. Это дети солнца, и все, что рождают его лучи, его отблеск, для них священно. С глубокой древности они принадлежат светилу вселенной, украшая шапки его символом – красной кистью, красным узлом или шариком, золотой кистью, золотым узлом или шариком, желтым камнем (знак высшей власти) или переливчатым пером павлина. Перо священной птицы павлина, отливающее золотом на солнце, «божественным глазом» смотрящее на мир, уже в глубокой древности почиталось как драгоценность, как божественный «перст», священный символ. Отсюда – особое почтение к сверкающей парче, золотым орнаментам одежд, отсюда красочная радуга вышивки зег, пристрастие к желтым головным уборам. Это предопределило и выбор религии – ведь у буддистов - ламаистов солнце является Богом. Отсюда и сохранившийся со времен древнего человека культ Богини огня (Галын Окон Тенгри), отсюда ритуал очищения огнем при совершении обряда бракосочитания и при других случаях оберега от несчастья. Золото у ойратов – это не «презренный металл», служивший разменной монетой для приобретения жизненного благополучия. Дети солнца видели в нем тепло и блеск своего божества, создателя всего живого на земле. И хоть солнце не нуждается в фимиаме, культ поклонения ему одухотворил творцов многочисленных шедевров искусства и культуры, пополнив ими общечеловеческую коллекцию сокровищ. Голубой цвет – цвет лазоревого неба – синоним верности и преданности. Зеленый цвет – цвет весны, цвет покоя, стабильности. С ним связаны воспоминания о хорошей, счастливой жизни, когда стада сыты и пополняются новым приплодом, когда не нужно далеко уходить от стоянок, в заботе и беспокойстве о завтрашнем дне. Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал день, свет, жизнь. Часто он заменялся желтым, олицетворяя чистоту и невинность. Черный цвет – цвет тьмы и мрака, вызывающий суеверные страхи и представления о злых духах и смерти. Наиболее употребительным был орнамент зег. Например: «Өвр зег» («рога»), «мал зег» («скот»), «шовун зег» («птица»), «бүчр зег» («побег»), «сартг зег» («трилистник»), «терм зег» («каркас»), «хазар зег» («узда»), «зүнһара зег» («джунгарский»), «намч терм зег» («решетчатый лист») и многие другие. Головные уборы девушек: Җатаг – низкая круглая шапка, плоская наверху. Тоорцг – круглая шапка с низким околышем из черного бархата, расшитая бисером в комбинации с металлическими блестками и кистью из ниток цветного шелка. Камчатка – шапка типа пилотки из черного бархата с помпоном из красных шелковых нитей. Халмг – шилась из двух половинок разной величины с отворотом. Околыш украшается вышивкой. Верх шапки четырехугольный, выпуклый, покрыт красной бахромой из шелковых ниток, нависающей на края. Надевается так, чтобы угол между низкой и высокой частью приходился на лбу у переносицы. В своей картине «Калмычка» Иван Иванович изобразил жительницу степей в национальном головном уборе халмг. Вышедшая в замужество девица продолжала носить шапку халмг, но обычай позволял это только до рождения первого ребенка. Замужняя женщина-калмычка носила цегдг, который шился в виде длинного платья типа безрукавки с большим вырезом вместо воротника. Полы на груди, начиная от выреза, скошены и сходятся под прямым углом у пояса. По поясу цегдг идут широкие складки и сборы. Цегдг фиксируется только у пояса, где завязывается шнурком или поясом с кистями. Цегдг шьется из плотных материй разных цветов. Края вырезов, полы, подол цегдг украшают орнаментальной вышивкой цветной шерстяной нитью и золотым и серебряным позументом. Цегдг у женщин-калмычек был и зимним. Например, шился цегдг из выделанной овчины, отделанный черной полосой крашеной кожи, цветными шнурками и лисьим мехом. Цегдг – одежда, созданная наездницами. Такая одежда хорошо приспособлена для верховой езды, так как юбка состоит из двух самостоятельных, прикрепленных только к лифу, но не сшитых между собой полотнищ. Художник Н. Д. Дмитриев-Оренбургский запечатлел в своей картине «Калмычка» наездницу в цегдг. Головной убор калмыка – высокая меховая из каракуля или мерлушки шапка круглой формы. Еще мужчины носили шапку – хаҗлһ (хаджилга). Ее околыш делался из шкурки утробного ягненка. В этих шапках околыш бывает очень высок и круглой формы, а верхушка – четырехугольный квадрат. Хаджилга была очень популярна среди монгольских племен еще в 10-11 вв., во времена рождения богатырей «Джангара». Хаджилга тогда достигала в высоту 30 см, а султан или плюмаж делал ее еще выше. Держалась на голове такая шапка с помощью подбородочного ремня. Вот такой высокой, стройной, со стеганной продольными полосами тульей, отороченной мехом, золотистой как солнце, со священным символом в центре квадратного донышка, осененной павлиньими перьями и понесли ее по дорогам государств и континентов монгольские конники. И настал тогда для ойратской хаджилги неслыханный для головных уборов других народов период триумфальной славы и ее многовековое торжественное шествие по дорогам европейского континента. Хаджилга была настолько популярна, что прижилась у простолюдинов на территориях, завоеванных Золотой Ордой. Она встречалась у белорусских крестьян, служила как бы фирменным головным убором московских извозчиков, в Польше она стала национальным головным убором Краковского воеводства. В зимнее время и мужчины, и женщины любили носить меховую шапку – бүсләч. Эта шапка очень уютна и удобна. Меховые отвороты надежно защищают от степного холодного ветра уши, щеки, шею, затылок. Верх бүсләч, например, шили из китайской набивной ткани с помпоном из красных шелковых нитей. Ленты из золотого позумента и малинового бархата с плетеным калмыцким узором на конце и цветными кистями из шелковых ниток. В зимнее время калмыки носили шубы – дах, үч, девл. Шубы шили из овчины, из шкур соболя, бобра, горностая, хорька, белки, из шкур жеребят, из каракуля. В этом отношении интересна картина О. Кикеева «Встреча Петра I с Аюкой-ханом», на которой Аюка-хан изображен с наброшенной на плечи шубой. Сохранились записки путешественника Джона Белля (гг), который писал об этой встрече. Исходя из слов Белля, мы можем судить о калмыцкой национальной одежде. «На другой день его величество изволил звать Аюку-хана и его супругу к себе откушать на галеру, которую для ради сего подвели к берегу как возможно ближе: причем сделан был с оныя на землю сход для спокойнешего им на оную всхода. Аюка-хан приехал на лошади верхом последуем двумя своими сынами и многими офицерами и вельможами своего двора, которые также ехали на изрядно убранных лошадях. Хан сошел с лошади на расстоянии около шестидесяти футов от берега и встречен был тайным советником и гвардии офицером. Император, увидя его приближение, сошел на землю, поздравил его, взяв за руку, повел на галеру и представил его императрице, которая сидела на верхнем помосте под великолепным балдахином. Вскоре по прибытии Аюки-хана на галеру приехала на берег и ханша в закрытой коляске со своей дочерью и двумя госпожами, сопровождаема будучи стаею всадников, император ее встретил и представил императрице. Аюке-хану было около семидесяти лет, однако ж он был еще крепок и веселого нрава. Сей владелец был весьма благоразумен и смышлен, и умел заставить себя почитать соседей своих откровенностию и честностию своею, и я помню, что в бытность мою в Пекине, Богдыхан отзывался об нем с великою ему похвалою. При том же имел он совершенное сведение о восточных делах. Ханше было около пятидесяти лет, вид она имела благопристойный и кроткий. Приехавшие с нею госпожи были молоды. Ханская дочь цвет, а волосы так черны, как агат. Оные были у нее связаны назади и лежали по плечам. У калмыков почиталася она совершенною красавицею. И мать и дочь одеты были в долгия платья из персидския материи и в круглых, опушенных соболями шапочках, по их обычаю». Калмыки были прекрасными мастерами по коже. Они выделывали и красили кожу в яркие цвета: красный, желтый, зеленый. Шили сапоги женщины сыромятными сухожилиями животных. Сшитая обувь не пропускала влагу. Национальные калмыцкие сапоги – һосн делаются из сафьяна, при этом у мужчин они бывают черного цвета, а у женщин красного. Главная особенность калмыцкого сапога состоит в пришивании подошвы. Каблук нашивался не на подошву, а напротив, толстая подошва изгибается у каблука и нашивается сверху на каблук. Зимой в такие сапоги для тепла одевались войлочные чулки, верхняя часть которых, выступающая из сапог, расшивалась традиционной техникой зег. Все калмыки: и мужчины, и женщины надевали шалвр или штаны. Художник И. П. Прянишников оставил нам «Портрет калмычки Чаадер». В этой картине внимание привлекает яркий наряд девушки, где выписан красочный узор на платье, ее мягкие сапожки. Надо отметить, что наши предки очень бережно относились к одежде, специально выбирали хороший день для кройки и шитья. После того, как одежда была готова, ее очищали огнем и надевали утром на восходе солнца. Обновку обязательно «обмывали», произносили йөрәл. А головной убор считался у калмыков символом свободы. Поэтому шапку нельзя было класть внизу, у ног. Нельзя было наступать, перешагивать через шапку. Шапку нельзя класть в перевернутом виде. Нельзя класть и надевать на себя шапки одна на другую. Нельзя долго носить шапку, потому что она изнашивается, теряет вид. По преданьям калмыков: у того, кто долго носит старую шапку, счастье бывает коротким. Шапка должна соответствовать размеру головы. По этому поводу есть у калмыков пословица: «Доброму слову душа радуется, удобной шапке голове приятно». Запрещалось надевать чужую шапку, как и вообще чужую одежду. Если все же приходилось это делать, то чужие вещи надевали, говоря про себя, что это чужое, и поплевывая. Нельзя было дарить шапку. В случае необходимости обязательно к шапке что-нибудь добавляли. Если во сне человеку снится, что потерял шапку, нужно непременно обратиться к гелюнгу, попросить почитать молитву, потому что такой сон предвещает беду. Особое значение придавалось воротнику, который считался символом жизненной силы человека – ки-мөрн. Поэтому нельзя было наступать на воротник, разрезать его ножницами и вешать одежду воротником вниз. Это считалось опасным для жизни обладателя одежды. У калмыков одевание новой одежды сопровождалось обрядами – очищения, благословения. Рожденного ребенка заворачивали в пеленку, скроенную из подола изношенной одежды родителей. Вера калмыков в магию поношенной одежды сохранилась в словах йорела-благопожелания: «эднь элх – эзн мөнкрх – одежда износится, а человек станет вечным». Одежду маленьких детей окуривали дымом можжевельника как средством от сглаза. Ношение одежды до самого износа считалось хорошей приметой. Полагали, что в течение всей жизни человек должен износить только определенное количество одежды. В йоряле в честь новой одежды главной темой было пожелание долгой жизни. Пусть одежда его износится, А хозяина имя Пусть станет вечным, Пусть далее он носит одежду Красивее этой. И сегодня у калмыцкого народа уже нет проблем с пошивом костюмов, как это было раньше. Куда бы ни поехали выступать профессиональные или самодеятельные художественные коллективы из Калмыкии, везде отмечают красочность, самобытность наших костюмов. Как правило, они бывают под стать мастерству артистов, что оставляет неизгладимое впечатление у каждого, кто видел их выступления. В настоящее время калмыцкий национальный костюм становится вновь популярным в народе. Уже стало традицией в калмыцких семьях дарить на юбилей дорогим ээҗнртән одежду, прошедшую сквозь века – калмыцкий национальный костюм.