Практическая жизнь — вышивание. Как научить девочек шить? Ищем обучающую литературу

Научить шить ребенка просто. Ему очень нужна помощь мамы.
НО…НУЖНО ПОМНИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА:
Ребенок быстро устает, поэтому для первых занятий подбираем учебное изделие, выполнимое за 1 час, а в дальнейшем разбиваем работу на части.
Учебное изделие должно быть очень нужной и полезной вещью. Иначе ему будет неинтересно.
Ребенок должен обязательно получать положительные эмоции, несмотря на то, красиво или нет выполнено задание. Если что-то сразу не получилось, обязательно объясняем, что у всех начинающих это что-то не получается с первого раза и у мамы тоже когда-то это не получилось.
Нельзя хвалить ребенка за кривые строчки. Ребенок должен понимать, что кривых строчек не должно быть. Тогда он будет стремиться делать все аккуратно. Не заставляйте ребенка переделывать первые изделия. Оставьте их на память такими, какие они есть.
Можно попросить знакомых или родственников подыграть вам. Ведь они не умеют шить, и, наверное (по вашей просьбе), не увидят кривую строчку. Пусть они похвалят ребенка и закажут ему такую же вещь для себя и обязательно за определенное вознаграждение. У ребенка появляется хороший стимул к работе и повод повторить учебный материал уже без ошибки.

Устройство рабочего места.
Все мы прекрасно знаем, как должно быть обустроено рабочее место. Я лишь расскажу, как его приспособить для ребенка.
на фотохостинг →
Мне очень нравится вот такой стул. Из обычной доски муж смастерил мне специальную подставку под ноги (высота подставки 18см, длина 45см). Благодаря этой подставке мне очень удобно на немного приподнятом стуле, ноги не устают, и я не закидываю ногу на ногу. Ведь это вообще-то вредно. Под подставкой разместились две педали. А для ребенка эта подставка вообще оказалась очень необходимой вещью. Мы подняли педаль на подставку и ребенку очень удобно доставать до нее своей ножкой.

А теперь немного правил по технике безопасности.
Я не буду перечислять все мыслимые и немыслимые правила типа: провод нельзя перерезать ножницами - иначе ударит током (правила обращения с бытовыми электроприборами, в том числе с утюгом и розетками должны были быть усвоены еще в детсадовском возрасте); возле гладильной доски под ногами должен лежать резиновый коврик (думаю, что дома ни у кого нет такого коврика) и т.д. Ребенок не выучит эти правила, или количество этих правил отпугнет его от этого прекрасного занятия. Остановимся на самых важных правилах на данном этапе:
1. Девочкам желательно подвязать свои косы корзиночкой или сделать такую прическу, что бы волосы случайно не попали под ножницы или в движущиеся части машины.
2. Ножницы. До этого дня ваш ребенок если и держал в руках ножницы, то это обязательно были маленькие детские достаточно тупые ножницы для уроков труда или маникюрные. Теперь ему предстоит работать настоящими острыми ножницами. Можно показать ребенку как эти ножницы могут перерезать сложенный в несколько раз лист бумаги и обязательно нужно объяснить - палец ножницами он не отрежет, а вот ранку сделать может. Нельзя отвлекаться при работе с ножницами.
3. Игла. Она так и хочет потеряться. Для работы даем ребенку только одну иглу. Так за ней легче следить. Для иглы должен быть специальный домик - игольница. У меня в игольнице несколько игл. Поэтому для ребенка нужна отдельная игольница с одной иглой. На первом занятии (это очень нужно и полезное учебное изделие может стать предметом вашего самостоятельного занятия) ее успешно заменит обычная хозяйственная губка, большой магнит с холодильника или сложенный в несколько раз носовой платочек/лоскут. Желательно оставлять в игле нитку. Я решила не тратить время на изготовление игольницы и выделила для этих целей губку.
4. Булавки. Должны быть обязательно с шариками и для их хранения нужно выделить небольшую баночку или коробочку с плотной крышкой. Я храню их в круглой баночке из под гигиенических ватных палочек.
Мне часто приходится делать выездные примерки и эта очень удобная емкость с плотной крышкой идеально подходит. В нее легко вмещаются булавки, маникюрные ножницы, обмылок, катушка ниток с иглой и сантиметровая лента. Дома я храню булавки прямо в крышке этой баночки. Булавок у меня много, но ребенку я выделила 20 штук. Ему этих пока достаточно.
5. Утюг. Вряд ли ваш ребенок умеет им пользоваться. Он, конечно, знает, что там очень горячо и будет больно. Теперь нужно приучить ребенка правильно включать и выключать утюг. Для этого показываем, как нужно придерживать розетку и включать или выключать утюг. У меня утюг паровой. Объясняю, что паром тоже можно обжечься. Нельзя наклоняться над утюгом. Нельзя отвлекаться- можно обжечься или испортить свое изделие. Во время глажки поднимаем утюг подошвой от себя. Можно дать ребенку несколько лоскутов и показать различные температурные режимы.
6. Швейная машина. Опускаем пока устройство машины, вернее упрощаем его до нескольких составляющих. Игла очень сильная, так двигается она двигателем и может пробить палец. Если ребенку сложно управлять электроприводом, попробуйте купить специальную педаль. У меня на педали от электропривода есть кнопка, которая позволяет замедлить ход машины в два раза. Покупала я эту педаль в отделе швейных машин лет 10 назад специально для того, что бы было легче работать на малом ходу при выполнении машинной вышивки (в технике свободного движения) без вреда для двигателя. Ростик мой справился с электроприводом блестяще. За каких-то 5 минут он научился строчить на малом ходу без специальной кнопки. Сделали мы это в игре (я не стала заправлять в машинку нитки, челнок тоже не ставила, поэтому нашей игле ничего не угрожает). Итак, наша машинка умеет жужжать. Поставим ножку на педаль - тишина, своей рукой совсем немножко нажмем на ножку - ножка на педаль - машинка начала жужжать, а игла еще не движется. Просим ребенка заставить машинку пожужжать самостоятельно. Теперь пробуем малый ход. Сначала машинка должна жужжать, потом начнет двигаться игла, удержим машинку на малом ходу. Затем немного быстрее, немного медленнее.
7. Оверлок. Увидев иглу, ребенок сразу скажет, почему тут опасно. Но это еще не все. У этой машинки есть еще ножи. Они подравнивают край, срезая ножами лишние ниточки. В новых моделях появилась защита от случайного травмирования ножами. На лапке есть специальный выступ, прикрывающий ножи. Несмотря на эту защиту, объясняем, что тут для наших пальчиков опасно. А если невнимательно работать, то можно и изделие испортить.

Далее, заправляем нитки в швейную машинку, и позволяем ребенку немного построчить в произвольном направлении. Учим поднимать лапку, поворачивать ткань.
Затем можно выполнить следующие упражнения, обязательно необходимо попросить ребенка повторить правила техники безопасности при выполнении каждого упражнения.

Разрезать лоскут по линии, заранее проведенной под линейку.
Разрезать лоскут по нарисованной кривой линии.
Прострочить по линии, заранее проведенной под линейку.
Прострочить на ширину лапки сначала слева от края среза, затем справа от края.
Обработать прямой срез на оверлоке.
Обработать округлый срез на оверлоке.
Прострочить по лабиринту.
Прогладить лоскут ткани.

Если ребенок не устал и еще способен воспринимать информацию, учим наматывать шпульку, заправлять нитки в машинку и оверлок. Отдельно на этом я останавливаться не буду.

Занятия предназначены для девочек и мальчиков, которые хотят научиться шить, придумывать и создавать свои собственные шедевры. Освоив азы шитья, можно сшить все, что угодно: игрушки, сувениры, одежду для кукол, чехол для машинки и предметы интерьера из различных текстильных материалов. Основная цель таких занятий - открыть ребенку огромный и увлекательный мир рукоделия, дать ему почувствовать себя творцом и создателем красивых игрушек и вещей.

Начинается курс с обучения шитья вручную. Шитье вручную - не просто интересное занятие для детей, оно прекрасно развивает мелкую моторику, подготавливает руку к кропотливой работе, тренирует усидчивость, снимает стресс и успокаивает. Поэтому научить ребенка шить вручную не просто нужно, а необходимо - от этого он получит невероятную пользу, сможет дальше развивать свое творчество и просто интересно проводить свободное время, не садясь за компьютер. Развивается внимательность и усидчивость, необходимые для завершения начатого дела. Навыки работы с иглой и ножницами всегда пригодятся Вашему ребенку. А пуговица, пришитая самостоятельно, настоящая гордость малыша! Продолжением курса является обучение начальным навыкам работы на простейшей и безопасной швейной машинке.

Джейн Булл. Я сделала это сама

Издательство Астрель, 2013 г.

Возраст: 6-12 лет.

Мамам нравится, когда у дочек появляется тяга к рукоделию. И не просто «постричь и бросить», а осознанные бдения с иглой и ниткой. И вот уже получились первые наряды для куколок, еще неказистые, с необработанными краями (но тонной клеевых стразов и пайеток сверху), затем в ход идут старые футболки, и мама вспоминает, что где-то у нее - или у бабушек припрятаны отрезы отличного ситчика с советских времен. Если дело до отрезов дошло - значит, это всерьез. Большая удача: наличие бабушек, которые по умолчанию умеют шить, или швейные навыки у мамы. А вдруг нет? Тогда маме придется искать пособия по шитью, аудиокурсы.

В магазинах книг картина удручающая. Сотни книг с творческими мастер-классами посвящены шитью мягкой игрушки, вышиванию крестиком, вязанию или очень примитивному, трехстраничному шитью одежды для кукол. Плохо прорисованному, без души. Никто не берется учить детей шитью на руках или на машинке, это большой труд. И считается, что современных детей-торопыг он не увлекает. Не так, как бисер (быстрый результат!) или иное творчество. Виды швов, обметка краев, выкройки… нелегко, да! Но если очень хочется…

Книга Джейн Булл «Я сделала это сама» в настоящее время считается лучшим пособием для младших и средних школьников. В ней опять всего понемногу, но в большем объеме, нежели в других книгах. И она «девочковская» по оформлению, рисунки напоминают полки со сладостями. Качественные фотографии, полезные советы, пошаговые инструкции с фото. Это ценная книжка не только для тех, кто учится шитью, здесь есть вязание, украшения и поделки из фетра, вышивание. Само шитье занимает всего несколько страничек, но другие идеи помогают обучению основам: например, обработка краев изделия, сшивание нескольких частей вместе. Сумочка из ленточек - это ленты, нашитые на ткань, а мягкая кукла «Долли» изготовлена по настоящим выкройкам.

Также по инструкциям можно сшить подушечки-саше, набитые рисом и сухими цветами. А вязание на пальцах увлечет девочек постарше, с помощью этого забавного занятия получаются не выходящие из моды фенечки.

Цена книги в магазинах ~480 руб. (увеличенный формат, цветные иллюстрации, мелованная бумага, 62 стр.).

Кобякова Н.К. Шитье для девочек

Издательство АСТ, 2004 г.

Возраст: 12-99 лет.

Настоящая книга из детства на серенькой бумаге с плохими, просвечивающими страничками и черно-белыми иллюстрациями в стиле журналов мод 80-х годов. Но сейчас, увы, и таких книг не выпускают. Имеются в виду пособия, адаптированные для детей. С другой стороны дети с 12 лет уже поймут и взрослые пособия с красивыми фотографиями, изобилующие непонятными словами в объяснениях. Тем не менее, рассмотрим и эту книгу, раз уж она «для девочек» и полностью посвящена науке шитья. Ведь книг для девочек и только про шитье в природе не существует вовсе.

Автор книги всерьез полагает, что девочки будут шить «воротник-стойку, воротник апаш и воротник без стойки», эти инструкции и выкройки явно взяты из прошлого века. Но объяснения неплохие, все понятно и далекому от швейного дела человеку. Никакой систематизации и «фишек», вроде полезных советов и занимательной информации, все сухо, подробно. Модели предлагаются только молодежные, и девочка с талантом швеи обязательно найдет что-то для себя и в 2014 году. Одежда в стиле «фолк», джинсовая юбка с ситцевым подолом снова возвращается к нам, судя по подиумам. Переделка одежды - ах, как она была актуальна 20-30 лет назад, аппликация и вышивка. Куклы, чехлы, подушки, прихватки, мешки… краткие объяснения с выкройками по невысокой цене.

Книгу еще можно найти в магазинах, особенно в интернет-магазинах, она пригодится состоявшейся девочке-швее.

Цена книги в магазинах от 20 рублей, (171 стр., ч/б иллюстрации).

Семилетняя дочь Jodie, квилтера из Калифорнии, сшила свое первое одеяло. Полный материнской гордости пост, в котором Джоди дает советы мамам-мастерицам, мы нашли в ее блоге Sew Handmade и публикуем для всех мам, которые хотят привлечь своих детей (не только дочек) к нашему любимому хобби.

Мамы, увлеченные лоскутным шитьем, конечно мечтают, чтобы их дочки разделяли это хобби. Идеальная картинка рисуется такая: теплый вечер, уютная комнатка и мама с дочкой, которые мастерят что-то из лоскутков.

Моя почти семилетняя дочь вчера дошила свое первое одеяло! Мы использовали обычный Charm Pack, чтобы ограничить пользование резаком и выбрали радужные расцветки. Я объяснила ей основы и предложила выложить квадратики в порядке, который ей нравится. Окончательный размер одеяла – что-то около 24″ x 28″.

Сшивать квадратики вместе оказалось делом веселым! Когда пришло время стежки, дочь сделала, как мне кажется, замечательную «стежку в канавку».

Конечно, весь мой восторг не отменяет недостатки, которые видны (хотя я считаю, что небольшие ошибки делают квилты уникальными). Но … вот, например, это место на фиолетовых квадратах… Оно вызывает улыбку, когда я вспоминаю, как это было. Дочь старалась вести линию ровно, была очень внимательна, а потом отвлеклась, стала что-то напевать - и вот! Конечно, мы могли бы распороть это место и исправить кривую строчку, но пусть останется память о моей маленькой девочке и ее первом лоскутном одеяльце.

Я невероятно горжусь ею! Она была внимательной, слушала мои советы, и, как мне показалось, наслаждалась процессом. По крайней мере, сказала, что в будущем не против сшить еще один квилт.

Хотите, чтобы и ваш ребенок сшил свое лоскутное одеяло? Вот несколько советов, которые я могу дать из своего опыта.

1. Начните с малого

Одеяло для куклы – идеальный размер, чтобы ребенок смог завершить проект и не потерять к нему интерес.

2. Используйте уже нарезанные ткани

Отличный выбор - Charm Pack (набор из квадратиков размером 5″, в наборе 42 лоскутка). Во-первых, это экономит много времени. Во-вторых, позволяет избежать необходимости использовать резак. Мне кажется, руки детей, их возможности концентрировать внимание недостаточны для того, чтобы пользоваться такими опасными инструментами

3. Шейте вместе

Моя дочь сидела у меня на коленях и подавала ткань под лапку, а я нажимала на педаль. Ей не пришлось контролировать сразу две операции (что было бы сложно для ребенка), и процесс шел легко. Дочь говорила мне, когда нужно замедлиться и остановиться.

4. Действуйте медленно

Настройтесь заранее, что вы будете придерживаться той скорости, которая необходима ребенку. То, что мне кажется мучительно долгим - идеально подходит моей дочери. Помните, что вы человек опытный, и то, что легко для вас - невероятно сложно для маленького человека. Медленнее, медленнее! В общей сложности работа над этим небольшим квилтом заняла у нас почти полгода. Если вы торопитесь, лучше не беритесь за такое ответственное дело, как обучение ребенка.

5. Будьте терпеливы

Дети способны концентрироваться на очень короткое время! Наша цель была сшить один или два ряда за один раз (5 квадратов в ряду). Для дочки было достаточно 5 или меньше минут, чтобы проявлять интерес. Это немного сводило меня с ума, но я напоминала себе, что о скорости надо забыть.

6. Забудьте про идеальный результат

Я еле сдерживала себя, чтобы не начать помогать дочке, чтобы было красиво. Первый квлит вашего ребенка - это память. Я обожаю то место, где строчка неровная из-за того, что дочка стала петь. Несмотря на все огрехи, это одеяло всегда будет для меня бесценным!

7. Фотографируйте

Задокументируйте процесс! Даже если моя дочь не станет квилтером, эти фотографии будут удивительной памятью о нашем совместном творчестве, о ее первом самостоятельном изделии. Если вы похожи на меня, снимок готовой работы обязательно будет вызывать у вас слезы радости в будущем, и вы будете еще больше ценить моменты, когда крошечные ручки работали на вашей швейной машинке.

Мамочек подросших деток всегда волнует вопрос, когда и чему можно обучать ребенка. А рукодельниц особенно волнует вопрос, когда можно знакомить малыша с тем или иным видом рукоделия. А когда можно познакомить ребенка с шитьем? Ведь это один из самых распространенных видов рукоделия.

Главное о шитье с ребенком

Шитье – это процесс создания на материале швов и стежков, с использованием игл и ниток.

Главные элементы шитья это:

Стежок, который представляет собой петлю из нити, протянутой в материал, а потом из материала.

И шов, который образован рядом стежков.

Различают разные виды швов: «шов вперед иголку», «шов за иголку», шов крестиком, подрубочный шов, наметочный шов.

Швы, которые соединяют несколько деталей, имеют названия: средний шов, боковой шов, накладной шов и запошивочный шов.

Узнать больше о всех видах полезного рукоделия с детьми Вы можете статье .

Польза от занятий шитьем с ребенком

Шитье, бесспорно, полезно:

  • Это развитие фантазии и воображения юной или юного швеи.
  • Развивается внимательность и усидчивость, необходимые для завершения начатого дела.
  • Навыки работы с иглой и ножницами всегда пригодятся Вашему ребенку. А пуговица, пришитая самостоятельно, настоящая гордость малыша!
  • Освоив азы шитья, можно сшить все, что угодно: от одежды для кукл и себя до сувениров и предметом интерьера.

Что Вам пригодится

Для знакомства с шитьем Вам понадобятся:

  • Иголка. Для детей подберите пластмассовую или металлическую, с затупленным концом и большим ушком.
  • Нитки. Яркие. Пуст ребенок выберет их сам.
  • Детские безопасные ножницы.
  • Картон.
  • Ткань, типа фланели.

С чего начать и как научить шить ребенка

Вначале расскажите ребенку о безопасности при шитье и познакомьте с рабочим инструментом. Покажите, где у иглы (пусть пока пластмассовой) конец, а где ушко. Покажите, как вставлять нитку в иголку. Обязательно завяжите на кончике нитки узелок, иначе нитка будет все время «убегать» от маленького рукодельника. Напомните малышу, как резать ножницами и как их нужно передавать. Не оставляйте детей без присмотра, когда те осваивают навыки шитья!

Уроки шитья с ребенком можно начинать в возрасте 4-5 лет. Но, конечно, пробуйте шить раньше, если ребенок просит научить его, и у него горят глаза, когда он видит Вас за швейной машинкой.

Для начала будет удобно попробовать свои силы не на материале, а на картоне. Нарисуйте или переведите на картон несложное изображение. Обведите его фломастерами и пробейте по линиям дырочки шилом. Ребенок с удовольствием будет «шить» по такому пособию.

Набравшись опыта, ребенок может попробовать пришить пуговицы. Пусть они будут большими и яркими. Ткань для удобства натяните на пяльца.

Если малыш справляется с безопасной иглой, то Вы можете предложить ему «взрослую» иглу, но тоже крупную. Всегда находитесь рядом с ребенком, когда он шьет. Попробуйте пришивать «кармашки», сшить мешочки и платочки.

Дети в возрасте 6-7 лет уже могут попробовать свои силы на швейной машинке. Покажите, как шить простой шов, как регулировать скорость, переключать режимы, закреплять и обрезать нить. Здесь простор для Вашего творчества не ограничен: пробуйте шить игрушки, кукольную одежду и сувениры. Радости ребенка не будет предела.

Познакомьте Вашего ребенка с шитьем, заинтересуйте его им, и увлекательное совместное хобби Вам обеспеченно.

Александра Народицкая для сайта «Креативные мамы».