Машинная вышивка гладью рисунки схемы. Виды швов: одинарные, двойные. К наиболее распространенным швам относятся

Надежда Либерова родилась в 1945г. в Курской области. Окончила Московский Государственный Педагогический институт имени Ленина. Сорок лет работала педагогом, в то же время занималась различными видами творчества: хохлома, батик, коллаж, макраме и вязание. С 2000 года начала вышивать картины ручной гладью. С 2004 года член Творческого союза художников г. Москва. Принимала участие в выставках: в доме творчества в Пярну (Эстония), в выставочном зале объединения художников ЮВАО г. Москвы «Родники» в октябре 2007 г., в доме культуры г. Домодедово, на вернисаже в г. Москва. Принимала участие в персональных выставках: в 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2012г.


Река Навести. Эстония


На всех парусах

Работа давалась с огромным трудом, но вышивала мастерица с огромным желанием и абсолютно по своему, просто интуитивно накладывала стежок за стежком, как говорится: «куда не ткни и все на месте». На сегодняшний день ее техника больше похожа на рисование нитками, чем на классическую вышивку гладью. Увлечение стало настолько сильным, что все свое свободное время, Надежда Николаевна посвящает творчеству.


Айсберг


Берег

Рассказывает автор: «Немного о том, как начала вышивать картины гладью. Может быть волей случая, а может быть всю свою жизнь шла к этому, но в один из теплых летних дней, подходя к подъезду дома, остановилась у сидящих на скамейке бабушек. Среди них была Кобанова Мария Васильевна (ей в тот момент было 93 года, ветеран войны, медсестра, прошла всю войну). Из разговора узнала, что она в течение 50 лет вышивает картины гладью. Она попросила принести мои работы, вышитые бисером и гобеленовым швом. Я с гордостью показала их, но когда увидела ее картины, стало ясно, что мне очень далеко до такого мастера. Мария Васильевна предложила мне начать вышивать под ее руководством. Надо отметить, что вышивала она нитками которые распускала из различных кусочков тканей: х/б, шерсти, шелка, какой-то тесьмы и т.д., короче, из всего, что можно распустить. Раньше, в магазинах было пусто и купить нитки было очень сложно. Поэтому творческие люди использовали все, что могли и за много лет она к этому привыкла.»


Горы


Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

«И так это знакомство стало началом творческой карьеры. Рисунки на выбор предложила мне Мария Васильевна. Хочу сразу отметить, что рисовать она не умела, у нее было всего несколько рисунков на кальке, но очень подробно вырисован каждый элемент, поэтому картины у нее много раз повторялись. Выбранный рисунок «Березы у воды» перевела под копирку на ткань, очень подробно, все, даже мелкие детали. Закрепила ткань на раму. Дальше нужно было подбирать по цвету и распускать кусочки тканей, работа очень нудная. Кусочками материала она со мной поделилась. Честно говоря, распускать тряпочки, и этими нитками вышивать, меня хватило на пять дней. После чего пошла в магазин и купила мулине, благо проблем уже с этим не было.»


Горный водопад


Церковь Покрова на Нерли

« Мария Васильевна показала мне основной стежок и я очень медленно начала работать. Так под ее постоянным руководством вышивала в течение нескольких дней, затем попробовала делать все самостоятельно, используя ее работу, сделанную по тому же рисунку, как образец. У Марии Васильевны работы получались объемные, так вышивая стволы берез, она подкладывала плотную ткань, затем обшивала их вокруг. Свою первую работу, конечно же, старалась делать точно, следуя указаниям. Не получись бы эта первая картина, вряд ли бы я продолжила вышивать гладью, но результат был неожиданно хорошим.»


Брюгге


Лесной водопад

« С этого момента я и «подсела на иглу». Желание вышивать росло в прогрессии. Окончив первую работу, начала самостоятельно вышивать «Павловский дворец». Работа давалась с огромным трудом, но вышивала с огромным желанием и абсолютно по своему, просто интуитивно накладывала стежок за стежком, как говорится: «куда не ткни и все на месте».


Закат


Японский мотив

« На сегодняшний день моя техника больше похожа на рисование нитками, чем на классическую вышивку гладью. Увлечение стало настолько сильным, что все свое свободное время, я посвящаю творчеству. Самое интересное, что Мария Васильевна начала вышивать по рисункам, которые я для нее делала и используя мою технику, она вышила еще около десяти работ. Тогда ей уже было 95 лет. Умерла она в 99 лет.»


Снегири на рябине


Санкт-Петербург

«Работаю я очень много, по десять, а иногда и по четырнадцать часов в день. Все картины абсолютно разные, не повторяющиеся. Стараюсь выбирать сюжеты, которых раньше не было, то чего не делала ранее.»


Сказка


Сельский пейзаж

« Первые годы, рисовала на ткани картину целиком со всеми деталями. Сейчас я делаю схематичный набросок, намечаю только размер картины ее середину и основные детали композиции, а дальше начинаю работать. Время на выполнение работы разное, зависит от сложности, размера, и может составлять от одного месяца до полугода.»


Дом у ручья


Зима в деревне

«В заключении должна сказать очень важное. На протяжении всех последних двенадцати лет, во всем мне помогал мой муж — Вайно Мстислав Викторович. Это только благодаря ему я успела сделать такое количество работ.7 апреля 2012 его не стало. Вечная ему память.»


Павловский дворец


Рыбацкая деревня

«Техника вышивки гладью может точно имитировать мазки кисти, что позволяет рисовать иглой пейзажи, натюрморты, жанровые картины и даже портреты. Для создания каждой вышивки необходимы сотни разных оттенков нитей. А так же нужно владеть множеством швов и их сочетаний. Каждая вышитая картина - это месяцы и годы творческой, напряжённой работы мастера.»


Голландский домик


Водопад

«Вышитые вручную художественной гладью картины - единственные в своём роде и повторить их невозможно. Даже две одинаковые работы получатся очень разными. Картины вышитые вручную в технике “Художественная гладь” отличаются невероятной трёхмерностью и реалистичностью. Вдохновляет глубина, объём, тонкие переливы цвета и света в каждой вышивке.»


Горное озеро


Осень

«Можно без преувеличения выделить эту технику вышивки, как самую сложную. При выполнении художественных работ, кроме чисто профессиональных качеств и совершенства владения всеми приемами вышивки, так же требуется наличие художественных навыков, фантазии и вкуса самой вышивальщицы. Основой этой техники вышивки являются гладьевые стежки, которые образуют ровную и гладкую поверхность — отсюда и название «гладь».


Дом в горах


Осенняя сказка

«Немного о том, как я работаю над вышивкой. По ткани делаю начальную разметку, намечаю где будут основные объекты картины. Разметка нужна обязательно, в силу особенностей устройства, на котором вышиваю. Станок ограничивает ширину картины в 800-900 мм максимум, высота может быть любая. Ткань закрепляю сверху и снизу степлером, потом накручиваю на нижнюю направляющую до сильного натяжения затем натягиваю и закрепляю слева и справа. Теперь можно вышивать первую (верхнюю) часть картины. Делаю набросок от руки обычной гелиевой ручкой. Деревья, воду и вообще природу - только границы, дальше уже нитками и иголкой. Дома, окна, предметы и людей намечаю более тщательно.»

«Я уже не смогу вышивать по схемам. Это очень кропотливая работа в жестких рамках. Мне намного проще: рисую нитками и ничем не ограничена - полная свобода! Если что-то идет не так, никогда не распарываю то, что уже вышито, проще зашить, изменить несколькими стежками поверх вышивки. Картина может сильно измениться процессе работы. Не стараюсь добиваться фотографической точности, уверена, компьютер сделает лучше. Мои картины всегда не похожи на фотографии, по которым делаются - они ярче и живее. К примеру, на улице могут появиться или исчезнуть дома, деревья, поменяются их фактура или цвет.»


Укротитель «тигров»

Вышивка гладью кажется сложной и непосильной для начинающих мастериц. Однако достаточно небольшой практики, чтобы освоить этот вид рукоделия.

Виды глади

Гладь это старинный вид вышивки. Практически каждая страна и область имели свои отличительные особенности в вышивании.

К самым распространенным видам глади относятся:

  1. Простая гладь.
  2. Белая гладь, может вышиваться с настилом или без него.
  3. Художественная вышивка цветными нитями.
  4. Русская гладь.
  5. Китайская гладь шелковыми нитками.

Простая

Вышивка гладью для начинающих должна состоять из небольших деталей, вышивая которые сложно ошибиться. Простая вышивка представляет из себя как раз такой вид рукоделия. В основном это цветочные мотивы, которые получаются из отдельных частей – лепестки, серединка цветка, листики, стебель. Эти части обычно имеют ровную и понятную форму.

Технология вышивки заключается в том, что она двусторонняя.

Это значит, вышивая лист на ткани, с обратной стороны должен получиться такой же лист. Для этого, прежде чем сделать стежок, иглу следует воткнуть в контур рисунка и вытянуть кончик с противоположной стороны рисунка. И только после этого нужно сделать стежок, вытянув нить.

Белая с настилом

Белая гладь вышивается белыми нитками, на белой ткани. Изначально она была создана для украшения нижнего и пастельного белья, так как выглядит очень нежно и аккуратно. Чтобы работа казалась воздушной, почти прозрачной, следует для основы брать тонкие ткани – батист, крепдешин.

Вышивать можно нитками мулине или шелковыми, в зависимости от желаемого результата.

Вышивка бывает с настилом и без. Настил нужен, чтобы придать работе объем; визуально выделить отдельные детали, а другие сделать менее заметными. Настил в современной вышивке можно сделать несколькими способами. Это зависит от того, какой объем следует придать деталям дизайна.

Контуры рисунка прошиваются стежком «вперед иголку», «назад иголку» или тамбурным швом. Внутри контура пространство зашивается прямыми стежками.

Также это можно сделать «тамбурным» швом, а при необходимости увеличить объем — тамбурный шов «положить» несколькими слоями. При этом каждый последующий слой шьется перпендикулярно предыдущему. Важно : стежки настила, либо стежки верхнего слоя (когда настил многослойный) всегда должны быть перпендикулярны стежкам, которыми будет вышиваться деталь дизайна.

Также следует следить, чтобы соседние стежки глади ровно прилегали друг к другу, не наезжая и без просветов между собой. Белая гладь с настилом в основном представлена цветочными и растительными узорами. Современная вышивка позволяет экспериментировать и с дизайнами и со швами, которые используются в вышивке.

Художественная цветная вышивка

Второе название этого вида глади – тоновая. Такая вышивка позволяет передать тени и свет за счет переходов от темных оттенков цвета к светлым и обратно. Возможности этой глади безграничны. Она прекрасно передает прожилки и переходы цветов при вышивке растительных сюжетов.

При вышивке животных и птиц стежки практически повторяют волоски и перья. Гладью также можно вышивать людей.

Вышивка гладью для начинающих должна иметь простой мотив. Для тренировки можно взять цветок или даже один лепесток. Подобрать 3-4 оттенка одного цвета. На ткани указать приблизительные границы каждого перехода тона.

Китайская гладь

Китайская гладь по исполнению схожа с художественной. Отличие в том, что она более контрастная. Это значит, что переходы между цветами на каждой детали сильно выражены. Можно точно определить где одна граница цвета, а где другая. Добиваются такой контрастности, вышивая каждую деталь, используя большее количество цветов, чем при художественной вышивке.

На видео представлены картины вышитые шелком по шелку:

Китайская гладь всегда исполняется шелковыми нитями, а за основу берут шелк или атлас. По исполнению, она может быть с настилом и без. В основном дизайны изображают типично восточные мотивы – флору и фауну.

Русская гладь

Русская гладь классически выполняется швом «вперед иголку». При этом с лица шов длинный, и с изнанки короткий. Зашивается пространство горизонтально или вертикально утку ткани. Главное, чего нужно добиться при вышивании, чтобы не было просветов ткани на вышитом участке.

Этого можно избежать, если швы располагать в шахматном порядке.


Вышивка гладью для начинающих: пример техники русской глади

От этой старинной вышивки есть много ответвлений, которые появились в разных частях России. Например, на фото выше вышивка, где нет привязки к строго вертикальному или горизонтальному расположению стежков, но в остальном технология соблюдена.

Виды швов: одинарные, двойные

Швы в вышивке используются разные. Для двусторонних вышивок, когда нужна идеальная изнанка, используют двойные швы. В остальных случаях – одинарные.

К наиболее распространенным швам относятся:

«Вперед иголку» Это самый простой из существующих швов, который используется не только в вышивке, но и в шитье. Его еще называют обметочным. Но если обметывая детали одежды, особая красота не требуется, то при вышивке, на пропорции стежков и промежутков между ними следует обращать повышенное внимание.

Стежок на лицевой стороне не должен быть более 5 мм. А промежуток между соседними стежками не более 3 мм.

«Назад иголку» При выполнении шва иголкой всегда нужно будет делать стежок назад. После чего иголка выводится на лицевую сторону немного впереди образовавшегося стежка. Необходимо выдерживать одинаковую длину стежков.
«Тамбурный» или «Петельный» Данный шов широко используется в вышивке. Им делают настил, оформляют контуры деталей, вышивают стебли в растительных сюжетах.
«Стебельчатый» Используется шов в тех же случаях, что и «тамбурный». Но он выглядит более аккуратно и нежно.

Выполнять его нужно согласно схеме:

  • В точке А игла выходит наружу и делается стежок в точку В.
  • Следующий стежок начинается на середине предыдущего в точке С и заканчивается в точке D.
  • Стежки должны быть одной длины. Допускается уменьшение длины только в местах где контур поворачивает или закругляется.
«Обметочный» Используется данный вид шва при обработке основы вышивки, чтобы края ткани не мохрились и не деформировались в процессе работы.

Инструменты и материалы для вышивания гладью

Для вышивки потребуется:

  • Ткань.
  • Иголка с острым концом.
  • Нитки.
  • Ножницы.
  • Пяльца.

Как выбрать ткань?

Для вышивки гладью подойдет большинство из имеющихся в продаже тканей, вплоть до самых толстых. Какую ткань выбрать будет зависеть от дизайна и его использования в дальнейшем.

Тем не менее, чтобы работа была в радость, а полученный результат не разочаровал, следует придерживаться правил:

  1. Ткань нужно выбирать такую, чтобы были видны переплетения нитей. Иначе невозможно будет их считать и придется вышивать «на глаз».
  2. Ткань не должна деформироваться, линять, выцветать. Нужно исключить все возможные недоразумения с готовой вышивкой в будущем. Лоскут следует постирать и прогладить, чтобы удостовериться в его пригодности для работы.

Иглы

Иглы для вышивания, которые представлены в магазинах кроме толщины и размера отличаются кончиком. Бывают с тупым и острым концом. Иглы с тупыми концами предназначены для вышивки крестом. Для глади нужно брать иголки с острым концом. При выборе размера иглы нужно понимать: какими нитками и на какой основе будет шиться вышивка.

Ушко должно быть достаточно широкое, чтобы прошла нитка. А толщина иглы — достаточно малая, чтобы не оставлять дырки на ткани.

Основные правила выбора иглы:

  • №1-3 подойдут для прозрачных и тонких тканей.
  • №4-8 – для хлопка.
  • №9-12 – для любых толстых тканей.

Нитки

Толщина нитки зависит от выбранной для вышивки ткани. По тонким основам следует вышивать шелком или мулине. По толстым, соответственно, более толстыми нитками.

Универсальными во многих отношениях являются нитки мулине:

  • Широкий выбор расцветок.
  • В одной пряди несколько тонких нитей. Соответственно, можно регулировать толщину, используя, 1-2-3 нитки из пряди.

Готовясь к вышивке дизайна, особенно, если он имеет большие размеры, рекомендуется запастись всем необходимым объемом ниток. Так как у некоторых производителей (обычно российских), в разных партиях цвета одного и того же номера могут различаться по оттенку.

Копирка

Чтобы начать вышивальный процесс, необходимо рисунок будущей вышивки перенести на ткань. Самый простой и доступный способ, воспользоваться копировальной бумагой. Купить ее можно в любом канцелярском магазине, по крайней мере, бумагу черного цвета.

В продаже также бывают разноцветные наборы копирки. Они подойдут если для вышивки использовать разноцветную основу.

При всем удобстве копировальной бумаги, у нее есть минусы:

  • Сложно прорисовать мелкие детали.
  • Пачкает ткань.

С чего начать работу?

Начало работы заключается с подготовки материала и инструментов, а также с освоения способов закрепления нитки на ткани.

Необходимо:

  • Выбрать дизайн. В интернете можно найти множество дизайнов. А можно взять понравившуюся картинку в журнале или книге и перенести ее на ткань.
  • Подобрать ткань-основу, либо предмет интерьера или одежды.
  • Выбрать иголку и нитки, в зависимости от толщины основы.
  • Для того, чтобы ткань не перекашивалась во время работы, ее натягивают на пяльца или используют специальную раму для вышивания.
  • Подготовить небольшие закругленные ножницы.

Рабочее место должно быть удобное. Под спину лучше подложить подушку или валик. Также следует обеспечить хорошее освещение.

Часто отличить опытную вышивальщицу от начинающей можно по идеальной изнанке, на которой нет узлов. Начинающей вышивальщице лучше сразу приучить себя шить без узлов. Чтобы это стало привычкой.

На рисунке 1 представлен пример начала работы. На изнанке следует сделать стежок, оставив маленьких хвостик нити снаружи, затем перпендикулярно шьется второй стежок. В процессе затягивания второго стежка, хвостик нити укладывается так, чтобы он крепко затянулся нитью.

Рисунок 2 показывает, как закрепить нитку, когда вышивают в 2 нити. Следует сложить нить вдвое и вставить в иголку так, чтобы образовалась петелька. Сделав маленький стежок с изнанки ткани, иголка продевается в петлю, после чего затягивается.

Рисунок 3 показывает закрепление оставшейся нити после вышивки. Здесь есть 2 варианта. Если вышивка детали еще должна продолжаться, то остаток нити закрепляют несколькими швами в том месте, которое потом будет зашиваться вышивкой.

Второй вариант, когда область вышивки закончена. Тогда нить нужно продеть с изнанки под уже готовой вышивкой.

Техника переноса рисунка на ткань

Кроме использования копировальной бумаги существуют и другие способы перевода дизайна на ткань. В дневное время можно воспользоваться окном. На стекло следует скотчем приклеить бумагу с дизайном. Сверху на бумагу прикрепить ткань и аккуратно обвести контуры рисунка.

Либо более удобный способ, но потребует от вышивальщицы инженерного подхода:

  1. Следует взять два стула или табуретки.
  2. Поставить их нужно таким образом, чтобы первая табуретка стояла на полу, а вторая лежала на ней сиденьем и ножками вверх.
  3. На эти ножки следует положить толстое стекло, а под ним поставить настольную лампу. Конструкция готова!

Для переноса рисунка следует положить лист с дизайном на стекло, сверху накрыть тканью и включить лампу под стеклом. Если дизайн простой, то можно наложить бумагу с рисунком на ткань и приметать , при этом шов должен идти по контуру рисунка. Далее остается удалить бумагу и обвести швы карандашом. После этого нитки с ткани удаляются.

Мастер-класс: вышивка листа

Вышивка гладью для начинающих, обычно включает такие элементы как вышивка листа, цветка, так как они чаще всего встречаются в мотивах художественной вышивки. Для того, чтобы сделать лист потребуются нитки зеленого цвета 4-х оттенков (от темного к светлому).

В палитре мулине фирмы DMC это № 469, 471, 472, 613.

  1. Необходимо перенести рисунок на основу. Внутри листа рисуем прожилки. Во-первых, они укажут направление стежков, а во-вторых, в местах прожилок нужно будет правильно расставить теневые и световые акценты.
  2. Дизайн состоит из двух частей: основной лист и его загнутая часть. Начинается работа с вышивки основного листа. Контур делается швом «вперед иголку». Далее нужно самыми светлыми мулине (613) заполнить светлую часть листа. Стежки должны быть разной длины, чтобы переход в следующий цвет был более плавным.
  3. Продолжать заполнение листа номерами 471 и 472.
  4. Далее добавляются стежки из мулине самого темного цвета (469). Во время выполнения швов нужно помнить о направлении прожилок листа.
  5. Необходимо зашить все пространство основного листа. При этом в готовой работе должна четко прослеживаться середина листа, для этого в середине не нужно делать переход цветов. Все стежки начинаются и заканчиваются вдоль одной линии. Если все сделано верно, то линии прожилок будут плавные, едва уловимые, тем самым придающие натуральность изображению листа.
  6. Вышивать загнутую часть листа следует простой гладью с настилом. Для этого тамбурным швом нужно сделать контур и простыми стежками заполнить пространство между контуром. Важно помнить, что стежки настила должны быть перпендикулярны основным стежкам. После того, как настил сделан следует зашить часть листа обычным швом.

Завершается работа вышиванием стебля листа с использованием шва «назад иголку».

Схема бутона розы

Чтобы выполнить розу, требуется хотя бы немного овладеть мастерством художественной глади. В остальном, ничего сложного нет, если правильно следовать очередности вышивания частей цветка. На схеме номерами указан порядок выполнения работы. Линии и стрелки на лепестках следует перенести на ткань вместе с контуром розы.

Стрелки укажут направление стежков, а линии — это границы перехода оттенков.

Объемная вышивка: полевые цветы

Иногда вышивка 2D (плоская) недостаточна для передачи нужных эффектов. Тогда на помощь приходит вышивка 3D – объемная. Для того, чтобы делать по-настоящему эксклюзивные вещи мастерица должна владеть многими видами рукоделия. Для простых сюжетов вышивки объемной гладью – полевые цветы, насекомые – достаточно владеть начальными навыками и знать основные стежки.

Может показаться, что цветы на фото выполнить очень сложно. Это не так.

Для работы нужно подобрать нитки, приготовить тонкую проволоку и иголку с ножницами:

  1. Из проволоки следует сделать основу, повторяющую лепесток цветка и пришить его к ткани нитками главного цвета вышивки этой детали.
  2. Далее пространство внутри проволочной формы вышивается гладью.
  3. Необходимо скрыть проволоку. Для этого она обшивается петельным швом. Лепесток готов. Его остается только вырезать по контуру.

Из вышитых лепестков собирается цветок.

Буквы на одежде

Для вышивки монограмм не существует четких правил. Вид монограммы и стежки, которыми она выполняется, зависит от креатива рукодельницы. Буквы могут быть простыми и создаваться чисто для практических целей, обозначить своего хозяина. Например, буквы, созданные тамбурным швом.

Или, пример, вышивки простым швом толстыми нитками.

Птицы

Тема птиц одна из любимых у вышивальщиц гладью. Во-первых, видов пернатых много, поэтому не заскучаешь, вышивая их много. А во-вторых, гладь прекрасно передает красоту птиц, направлением стежков подчеркивая оперение. Причем для птиц, подойдет любой вид глади.

Вышивка гладью это не простой вид рукоделия. Для его освоения потребуется усидчивость, эксперименты с цветами, тканевыми основами и много времени. Начинать знакомиться с гладью следует с несложных техник и дизайнов. Иначе есть риск, быстро охладеть к вышивке после неудачных попыток.

Простые дизайны в один цвет или с минимальным набором цветов также могут быть очень красивыми.

Вышивка гладью может стать знаменательным открытием в еще одном виде рукоделия для всех опытных и начинающих мастериц!

Оформление статьи: Е. Чайкина

Полезный видео-ролик о вышивке гладью

Видео мастер-класса по вышиванию картины:

Большинство из нас знакомятся с миром вышивки благодаря вышивке крестиком – она популярна, распространена, проста в исполнении, разнообразна и доступна всем без исключения. Но, несмотря на то, что вышивка крестиком дарит не меньшую радость творчества, нежели любой другой вид рукоделия, она ограничена своими собственными правилами, поскольку в основе ее лежит схема, а результат всегда предсказуем.

Именно поэтому многих рукодельниц, до этого вышивавших только крестиком, так интригует вышивка гладью, которая обещает не только полную свободу действий, но и фантастически прекрасные результаты работы! Но, увы, именно эта самая «свобода действий» и оказывается главным препятствием на пути к успеху – не имея ни понятной схемы, ни ключа, многие просто не знаю, что делать, с чего начать и за что браться. В худшем варианте – попробовав один раз и по неопытности получив нечто стянутое и невзрачное, навсегда отказываются от глади, твердо уверившись, что этот вид вышивки не для них. Это совершенно не так!

В этом материале мы постараемся разобраться, что нужно для того, чтобы научиться вышивать гладью и какие правила вышивки гладью для начинающих необходимо соблюдать, чтобы результат вас порадовал!

Подготовка к вышивке гладью

Если вы до этого вышивали крестиком, то большинство необходимых материалов у вас уже есть. Самый главный ваш инструмент – это, конечно же, иголка. Условно вышивальные иглы делятся на две группы – с тупым кончиком и с острым. Для вышивки крестом используются иглы с тупым концом, поэтому прежде всего вам нужно подобрать удобную остроконечную иголку для ручной вышивки. Для вышивки по легким шелковым и х/б тканям подойдут маленькие острые иглы №1-3, для тканей средней толщины (тонкая шерсть, х/б) - №4-8, по толстым тканям (сукно, драп) - №9-12.

Что касается ниток, то для начинающего адепта вышивки гладью будет вполне достаточно того мулине, которым вы вышиваете крестом. Если же это ваш первый опыт в рукоделии, просто выберите в любом рукодельном магазине необходимые цвета из ассортимента таких производителей мулине как «Гамма», DMC, ПНК им. Кирова, Anchor. Не стремитесь сразу купить дорогие нитки – от этого результат не будет лучше! По крайней мере на начальном этапе. Если это вас не убеждает, то вспомните известный пример про начинающих фотографов, которые уверены, что если купить дорогой зеркальный фотоаппарат, то сразу начнешь снимать как профессионал, хотя на самом деле талант не в технике, а в держащих ее руках. Абсолютно то же самое справедливо и для вышивки.

Далее переходим к ткани. Если вы собирались вышивать на готовом изделии, для начала убедитесь, что оно пошито не из тянущихся материалов – такие ткани не подойдут для новичка, и вы сильно рискуете разочароваться, если начнете свои гладьевые экзерсисы с такой задачи. Проще всего будет вышивать на хлопке или плотном льне.

Пяльцы подойдут самые обыкновенные, но следует помнить важное правило – гладь требует сильной натяжки. Если крестиком вы могли вышивать даже на руках, то с гладью никогда не допускайте провисания ткани. Если у ваших пялец плохой пластиковый крепеж, купите с надежным металлическим винтом.

Дизайн для вышивки

В вышивке гладью не существует схем, поскольку вышить можно абсолютно любой рисунок. Для первого раза выбирайте что-то не слишком мелкое, без обилия деталей и при этом не очень крупное – вы должны быть уверены, что доведете начатое до конца, даже если будет сложно.

Перенос рисунка на ткань для вышивки

Как закрепить нить в начале и в конце вышивки

В вышивке, как известно, не приветствуется наличие узелков, поэтому для закрепления нити существует несколько техник.

Способ 1. На изнаночной стороне делают стежок так, чтобы остался небольшой хвостик, затем делают еще один стежок поперек (рис. 1а), после чего кончик нити прячется под стежок так, чтобы рабочая нить надежно его затянула (рис. 1б).

Способ 2. Если вы вышиваете в две нити, то, продев сложенную вдвое нитку в ушко, прихватите на иголку 2-3 нити ткани, затем вытяните нить и проденьте иголку в получившуюся петельку (рис. 2а), затяните, прочно закрепляя нить (рис. 2б).

Способ 3. Если вы заканчиваете работу, то нитку можно закрепить, сделав небольшую протяжку под выполненными стежками с изнанки (рис. 3а), кончик подрезается ножницами. В том случае, если у вас просто закончилась нитка в процессе работы, можно закрепить нить с лица, сделав несколько стежков в месте, которое в дальнейшем закроется вышивкой (рис. 3б).

Основные виды гладьевых стежков

Самый основной и распространенный вид глади – это простая плоская гладь . Это двусторонний (т.е. изнанка выглядит так же, как и лицо) стежок, в котором нити плотно прилегают друг к другу, не оставляя просветов. Гладь может быть прямой (рис. 4а) или косой (рис. 4б), но в любом случае стежки вы укладываете в зависимости от формы вышиваемой детали: например, в листьях - от края к середине, в лепестках- от края к центру (рис. 5).

Совет: для того, чтобы не запутаться и не забыть в процессе работы, в каком направлении и под каким углом должны ложиться стежки, нарисуйте прямо на ткани направляющие линии, как на фото выше.

Следующая техника, которая вам понадобится, это так называемые короткие и длинные стежки . С помощью этого вида глади можно создавать плавный переход цвета – главное, правильно подобрать оттенки ниток и с каждым новым рядом вводить тон светлее или темнее (именно поэтому этот вид глади иногда называют тоновой гладью ).

Гладь с настилом позволяет создавать выпуклые, более объемные детали. Для того, чтобы выполнить такую технику, нужно проложить первый слой стежков (он необязательно должен быть плотным и сплошным), а затем сверху накрыть его вторым, «лицевым» слоем.

Следует отметить, что во многих случаях, прежде чем заполнять деталь гладьевыми стежками, мастерицы вышивают ее контур – это помогает сделать края более ровными и немного добавляет объема. Для вышивки контурных линий используют либо шов «в раскол» , либо .

Для большей уверенности в своих силах обязательно посмотрите обучающие видео на Youtube!

Основные ошибки при вышивке гладью

Вы приготовили необходимые инструменты и материалы, разобрались в последовательности действий, приступили к работе и… результат не радует!

Виной тому отнюдь не отсутствие у вас таланта к вышивке гладью, а недостатки техники, которые можно и нужно поправить.

Если после завершения вышивки ваша ткань стянута и морщит вокруг вышитого, причин тому может быть три – 1. вы недостаточно хорошо натянули ткань на пяльцах (она должна быть натянута как барабан!) 2. вы слишком туго затягивали нить в процессе вышивки (стежки должны плотно прилегать к ткани, но не нужно их затягивать, как узел). 3. это особенность ткани, которая нивелируется после стирки и глажки (эта причина встречается реже первых двух, но тоже имеет место быть).

Если сквозь вышивку просвечивает ткань, то объяснение этому только одно – вы недостаточно плотно укладываете стежки. В глади стежки идут настолько близко друг к другу, что никаких просветов между ними быть не может, поэтому исправить такой дефект можно только усидчивостью и терпением.

Вышивка гладью: уроки для начинающих

Если вы готовы перейти от теории к практике, практические занятия по вышивке гладью с нуля помогут вам освоить этот вид рукоделия.

Эта техника позволяет создавать плавные переходы цвета, что приближает вышивку гладью к рисованию. Если вы всерьез задается вопросом, как научиться вышивать, без этой техники вам никак не обойтись.

Переходим к более сложной фигуре, применяя на практике навыки, полученные в предыдущем уроке.

В общем и целом, вышивка гладью для начинающих – не самая сложная наука, но если вы столкнулись с проблемами в процессе работы, оставляйте свои вопросы в комментариях, и мы обязательно на них ответим!

Вышивка гладью достаточно проста в воспроизведении даже для тех, кто впервые столкнулся с рукоделием. По красоте они ничем не уступает классическому виду такого занятия и даже считается более живописной. Стежки, покрывающие всю поверхность ткани, создают впечатление написанной картины, а также ярко и красочно передают цвета. Однако многое зависит от техники выполнения и выбора ниток.

Вышивка гладью достаточно проста в воспроизведении даже для тех, кто впервые столкнулся с рукоделием

Такой вид рукоделия отличается оригинальным и презентабельным видом . Эта вышивка более художественна, ярко передает цвета за счет правильного расположения стежков и подбора ниток.
В отличие от классического вышивания такая техника проста и доступна всем, достаточно лишь следовать самым банальным правилам, чтобы ваш труд был умопомрачительным.

Происхождение этого вида искусства

Странами, в которых зародился этот вид искусства, были Япония и Китай. Выполнение картин с помощью такой техники удивляли и восхищали приезжих, а потому вскоре гладь стала популярна по всему миру.

В каждой части света, области или регионе она имеет свои особенности, выражающиеся в цветах, тематиках

В каждой части света, области или регионе она имеет свои особенности, выражающиеся в цветах, тематиках и прочем.

Галерея: вышивка гладью (25 фото)




















Для начинающих научиться вышивать не так уж трудно.

Важно только помнить о некоторых пунктах, которые смогут облегчить работу:

  1. Нужно максимально натянуть ткань, чтобы стежки получались ровными и правильными;
  2. Делать стежки неотрывно друг за другом;
  3. Они должны полностью закрывать все полотно;
  4. Края обязаны располагаться ровно;
  5. Лучше разметить ткань заранее;
  6. Крайне важно начинать работу с самых мелких и узких стежков;
  7. Слишком широкие делать нельзя в принципе;
  8. Для четкого очертания контура можно проложить его с помощью нити более темного оттенка;
  9. При выполнении работы на скорую руку, стоит брать более плотную и короткую нить;
  10. Стежки должны быть строго параллельны.

Вышивка гладью: листик (видео)

Виды вышивки

Конечно же, у такой вышивки есть несколько видов, которые отличаются техникой выполнения, цветовой гаммой и прочими немаловажными в работе элементами, на которые стоит обратить внимание, дабы осознавать, какой результат вы получите:

  1. Плоская гладь – стежки накладываются;
  2. С настилом – когда стежки располагаются перпендикулярно друг другу;
  3. Теневая – ее особенность в разной цветовой гамме;
  4. Впикреп – для заполнения фона или масштабных деталей ниткой одного цвета;
  5. Ришелье – перед тем, как приступить, в ткани вырезают соответствующие идейному замыслу отверстия;
  6. Верхошов – получил свое название из-за расположения основной части стежков на лицевой стороне;
  7. Узкий гладьевой валик – это работа швейной машинки.

У такой вышивки есть несколько видов, которые отличаются техникой выполнения

Виды ниток

Выбор материала очень важен и определяет качество работы. За яркость и прочность отвечает не только ткань, но и то, какими нитками вы беретесь шить. А потому стоит знать их разновидности:

  1. Мулине – нитка из 6 маленьких ниток, которые могут быть как одного цвета, так и разных. Подобная особенность позволяет соединять цвета по собственному желанию;
  2. Меланж – плавный переход цвета в его разные оттенки;
  3. Мультиколор – разноцветная нитка;
  4. Мерсеризированные нити – на вид будто бисерные за счет техники их изготовления;
  5. Шерсть;
  6. Шелк.

Выбор материала очень важен и определяет качество работы

Ни для кого не секрет, что самым популярным видом нити для вышивания является мулине за счет яркости и разнообразия в цветах, легкости в использовании, а так же возможности изменять и комбинировать цвет по желанию.

Важно не скупиться при покупке таких ниток для работы, поскольку вышить большое полотно дешевыми нитками окажется просто нереальной задачей. Они будут постоянно путаться и рваться. Также стоит помнить, что во избежание этого мулине должны быть не только качественными, но и длиной не более 60 см.

Вышивка гладью: урок для начинающих с нуля

Начинать вышивать с нуля не так уж сложно, поскольку существует множество схем и онлайн-уроков, которые помогут сориентироваться. А самые увлеченные люди могут посетить мастер-класс по данному виду искусства.

Итак, что понадобиться на первый «урок»:

  1. Карандаш;
  2. Копирка;
  3. Небольшие ножницы;
  4. Тонкая игла;
  5. Ткань;
  6. Нитки;
  7. Пяльца.

Для того чтобы работа вышла удачной, натяните максимально ткань на пяльцах, расположите на ней лист копирки и прикрепите ее к ткани. Положив сверху рисунок, обведите его и снимите лист копирки. Теперь на ткани есть приблизительная схема.

Конечно, можно взять иглу любого размера, однако маленькая оставляется меньший след и работа выглядит аккуратнее.

Вышивка гладью: схемы стежков и узоры

Чтобы научиться красиво воссоздавать узоры, важно помнить о схемах стежков и правильно выполнять каждый из выбранных. Чем терпеливее вы будете, и чем аккуратнее будет выполнен стежок, тем качественнее и прочнее будет ваша работа в дальнейшем.

  1. Прямой

Его можно делать в любом удобном вам положении, угол выполнения стежка так же не принципиален.


Как научиться вышивать мулине гладью: нюансы

Если вы учитесь вышивать гладью и выбрали мулине, то стоит помнить, что это достаточно привередливый вид ниток, вместе с тем и самый яркий и разнообразный.

Вышивание с ним доставит удовольствие, если отнестись ко всему терпеливо и выполнять все инструкции пошагово, как указано на картинках или схемах.

Самыми важными нюансами, которые стоит учесть:

  1. Купив слишком длинную нить, стоит обрезать ее на кусочки по 50-60 см, дабы та не путалась и не обрывалась, истончаясь при прохождении сквозь плотную ткань;
  2. На мулине нельзя экономить;
  3. При стирке она выдерживает лишь 90 градусов;
  4. Лучше стирать вручную;
  5. После ткань рекомендуется отпаривать утюгом, что обеспечит ей сохранность формы и цвета.

Для тех, кто начинает свою работу с мулине, рекомендуется начать с вышивания букв или более геометричных узоров, дабы набить руку на выстраивание краев, очерчивание их с помощью линии другого тона, переход от одной тональности к другой и прочее.

Самые распространенные, при таком выборе ниток, техники – это:

  1. Художественная – используется для крайне плавного цветового перехода от одного оттенка к другому и, как раз таки, характерна для начинающих;
  2. Теневая – пользуется спросом у более продвинутых авторов, позволяющая задать более четкие оттенки и придать работе вид настоящей картины;
  3. С нахлестом – используется для рельефности или объемности картины.

В целом, вышивание гладью, ставшее популярным в 19 веке, пользуется не меньшим спросом сейчас за счет красочности и эстетичности работ, выполненных в этой технике.

Для новичков самыми важными деталями являются правильный выбор материалов и терпение, поскольку вышивание не сразу поддается тем, кто берет иголку и нитку в руки впервые.

Стоит помнить так же о том, как важен выбор ткани. Она должна быть максимально прочная, в меру жесткая и эластичная, дабы изделие не пострадало при стирке, не рвалось и не сжималось, но и не было бесформенным.

Если хотите вышивать гладью, это нужно знать (видео)

Готовое изделие можно поставить в рамку любой формы, хорошенько натянув ткань на края и прибив небольшими гвоздиками, которые можно купить в любом художественном или даже строительном магазине. Часто таковые продаются и в магазинах рукоделия. Такое изделие может стать как подарком, так и украшением для интерьера вашего дома, поскольку выглядит дорого и благородно.

Елена

Спасибо за полезную информацию

Вышивка гладью. Вышиваем бабочек

Вышитыми бабочками можно интересно украсить многие вещи: юбки, сарафаны, брюки, платья, сумки и т п. Толщина используемых ниток (мулине, шелк) зависит от толщины материала, на котором выпол-
няется вышивка, это, в основном, 2-4 нитки. Для выполнения работы необходимо хорошо исполнять следующие швы: вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, шов петля в прикреп и навивной узелок.
Техника вышивания :

Вариант 1

Выбирают понравившуюся бабочку (схемы для вышивки бабочек даны ниже ) и увеличивают ее до необходимого размера.

Затем через копировальную бумагу переводят изображение на ткань (рис. 1 .1). В первом варианте прожилки крыльев непереводятся. Затем согласно рис. 1 .2 и 1 .3 вышивают контур передних крыльев стебельчатым швом.
Вышивка начинается от тельца бабочки слева направо.
Вышив большие крылья, вышивают малые (рис. 1 .4).
Передняя часть тельца бабочки вышивается стебельчатым швом, задняя -тамбурным (рис. 1 .5) с окончанием вышивки петлей в прикреп.
Глаза выполняются швом навивные узелки.
Усики - швом вперед иголку, концы усиков - петля в прикреп.
Вся бабочка (рис. 1 .6) вышивается нитками одного цвета, но если их на изделии не так много, то можно крылья, тельце, усики вышить разными цветами.
Таким способом можно вышивать на тонких, легких тканях.

Вариант 2

Этот вариант сложнее, но он хорошо показывает строение крыльев разных бабочек. Поэтому при переводе изображения на ткань в этом варианте необходимо точно воспроизвести все линии выбранной бабочки (рис. 2).
Затем намечают прожилки (рис. 3), по которым впоследствии будет выполняться вышивка петельным швом.


Сделав эти операции, вышивают контур крыльев бабочки и ее тельце с усиками, как в варианте 1 (рис. 4).
По контуру прожилок постепенно заполняют поверхность крыльев петельным швом (рис. 5-7).
Чтобы не было разрывов в изображении, вышивают слева направо (рис. 5,6), а следующий ряд (рис. 7) - справа налево и т д.


В зависимости от строения крыла петли в петельном шве могут быть разной величины (рис. 8).
Если это создает трудности в работе, то можно поверхность крыльев заполнить ровными рядами, но характерные особенности каждой бабочки будут потеряны.
Такой вариант вышивки подходит для ткани средней плотности: джинсовые куртки, длинные юбки.


Вариант 3.
Эффектно выглядят бабочки, вышитые воздушным петельным швом. Крылья при этом получаются ажурными, но выполнение этого шва требует аккуратности и не перетягивания петель.
В этом случае бабочка вышивается по варианту 2 до позиции, показанной на рис. 7. При выполнении первой петли второго ряда (справа налево) игла не входит в ткань, а идет над нитью (рис. 9).
Все последующие петли - воздушные, а закрепляется только последняя петля ряда (рис. 10).
Аналогично выполняются и последующие ряды (рис. 11).


Вышивка воздушными петлями делает бабочку «легкой и подвижной». Так как характер крыльев бабочек различный, то при выборе длины стежка контура крыльев это необходимо учитывать, чтобы при изгибе контурной линии не было резких переходов и пропусков.
По схемам можно вышивать бабочек и гладью. При этом контур и прожилки можно выполнять швами вперед иголку или стебельчатым в 1-2 нитки, черным цветом. Основная вышивка выполняется косой гладью разными цветами в две нитки.