Национальная традиционная одежда чукчей. Национальная одежда коренных малочисленных народов севера

Мужская парка из птичьих шкурок, подшитая мехом белька

Парка с капюшоном-мешком для ребёнка

Плащ из кишечных полос с перелиной

Парка с капюшоном-мешком особой формы для ребёнка

Зимний женский комбинезон

Женская камлея из ткани

Эскимосы носили одежду прямого покроя из оленьих и тюленьих шкур (вплоть до XIX в. также из птичьих шкурок.). На год требовалось несколько комплектов одежды. Ее изготовлением занимались женщины. Шкуры скоблили, снимали шерсть и мездру, дубили кашицей из оленьей печени. Нерпичьи шкуры, применявшиеся для изготовления обуви, размягчали зубами. Традиционную одежду отделывали вышивкой или аппликацией кусочками меха.
Европейская одежда получает все большее распространение у жителей Чукотки, однако национальная меховая одежда является незаменимой в суровых климатических условиях. Она необходима в оленеводческих бригадах, на охоте, при длительных переездах по тундре. Поэтому традиция шить одежду и другие предметы быта из меха и кожи и украшать их, используя старинные приемы декорирования, живет в современном искусстве чукчей и эскимосов. Женщины старшего поколения шьют кухлянки, украшенные меховой мозаикой, головные уборы и зимние торбаса из камусов и летние из мандарки, светлой и темной или окрашенной в охристый цвет. Меховая одежда шьется также к национальным праздникам.

Мужская одежда

Мужчины носили меховые штаны длиной до щиколоток, внизу штаны стягивались и завязывались при помощи ровдужных ремешков поверх голенищ сапог таким образом, чтобы снег не проникал в сапоги. Нижняя одежда из оленьего меха шерстью внутрь имела мездру, окрашенную настоем ольхи в оранжевый цвет. Рукава, ворот и низ оторачивали собачьим, волчьим или же росомашьим мехом. Нижнюю одежду носили также в качестве домашней и летней. В зимнее время поверх нижней надевали верхнюю одежду шерстью наружу, которая была немного короче нижней, поэтому опушка нижней выступала из-под верхней. Одежду подпоясывали поясом. Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет.

Мужской комплект состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких кухлянок (меховых верхних рубах) из оленьего меха (аткук ), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка – одинарная, мехом внутрь, зимняя – двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой из оленьих шкур длинной до колен и с капюшоном, ее перетягивали на уровне бедер поясом (тафси ). Кухлянки американских эскимосов имели капюшон.

На ноги поверх меховых чулок надевали нерпичьи торбаса (камгык ) длинной обычно до середины голени.

Специальную непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Края подошв загибали вверх и засушивали.

Меховые шапки и рукавицы надевали, когда отправлялись в путь.

Женская одежда

Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками. Внизу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков. Комбинезонов было два - нижний и верхний. Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, наружная сторона окрашивалась в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем.

Покрой женской верхней одежды был двух типов. Первый приближался к мужской рубахе, но был шире в подоле и длинней, второй состоял из мелких деталей стана и имел капюшон, скроенный вместе с рукавами. По подолу пускали широкую полосу, отороченную собачьим мехом. К вороту пришивали нагрудник из оленьих камусов с мозаикой из белого и темного меха (рис. 44). Спинку и перед верхней женской одежды украшали кисточками из ровдуги, кусочками меха, окрашенного в красный цвет, а также полосками кожи с прорезами и продержкой в них узких ремешков из белой замши или мандарки. Украшением также являлись накладные кусочки кожи круглой формы, но существу заплатки, которые закрывали дефекты оленьей кожи. К таким заплаткам иногда прикрепляли кусочки ровдуги с нарезанной бахромой.

Поверх меховой одежды как мужчины, так и женщины надевали камлейки, сшитые из ровдуги или привозных хлопчатобумажных тканей. Камлейки использовались чукчами в качестве чехлов на меховую одежду, а в летнее время служили самостоятельной одеждой. Береговые жители шили камлейки также из высушенных нерпичьих кишок и надевали их в ненастные дни, это были своего рода непромокаемые плащи для охотников, выходящих в море.

Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них – меховой комбинезон (к’алъывагык ) длинной до колен, с широкими рукавами, зимой – двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Женские кухлянки американские эскимосы шили с мысами по подолу спереди и сзади и с внутренним заплечным мешком, в который помещали младенца.

Обувь

Обувь, как мужская, так и женская, была сезонной.

Зимой носили обувь из оленьих камусов, с подошвой из оленьих щеток или моржовых или лахтачьих шкур мехом внутрь. По обеим сторонам пришивались ремешки из белой ровдуги, которые, перекрещиваясь сзади, завязывались спереди. Летнюю обувь шили из продымленных или из прожиренных нерпичьих шкур. Прожиренная нерпичья кожа становилась эластичной, водонепроницаемой, приобретала темный, почти черный цвет.

Мужская обувь, как правило, была короткой, женщины носили более высокую обувь, которая доходила почти до колен. Женская обувь орнаментировалась обильней, чем мужская. Камусная обувь украшалась мозаикой из белого и темного камуса, а темная обувь из нерпичьей прожиренной кожи орнаментировалась аппликацией из белой мандарки в виде полосок или сложного ажура в сочетании с вышивкой подшейным волосом оленя. Детали кроя подчеркивались белой окантовкой из полоски мандарки, сложенной вдвое. При соединении подошвы с верхом сапога, помимо белой окантовки, которая прокладывалась между двумя деталями, к боковой части крепилась узкая полоска белой мандарки. Перехваченная стежками ниток на равном расстоянии друг от друга, она образовывала красивый рельефный белый шов на фоне черной кожи. Подобный шов одновременно был креплением и декоративным элементом в оформлении сапог.

Прежде чем надевать обувь, на ноги надевали легкие теплые меховые чулки, сшитые мехом внутрь.

Головной убор

Традиционная женская прическа – 2 косы с пробором посередине, мужчины стригли волосы, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку с кружком волос вокруг нее.
Головной убор чукчи и эскимосы, как и всю одежду, делали двойным, мехом внутрь и мехом наружу. Наиболее характерным для них был капор, скроенный из трех частей: продольной полосы, закрывающей темя и затылок, и двух боковых деталей. Мех для верха капора особенно тщательно подбирался из короткошерстных шкур оленя-пыжика. На опушку шел бобровый мех, мех собаки или росомахи. Украшали капор меховой мозаикой, а также полосками белой мандарки с геометрическим или растительным орнаментом. Европейская одежда получает все большее распространение у жителей Чукотки, однако национальная меховая одежда является незаменимой в суровых климатических условиях. Она необходима в оленеводческих бригадах, на охоте, при длительных переездах по тундре. Поэтому традиция шить одежду и другие предметы быта из меха и кожи и украшать их, используя старинные приемы декорирования, живет в современном искусстве чукчей и эскимосов (рис. 56). Женщины старшего поколения шьют кухлянки, украшенные меховой мозаикой, головные уборы и зимние торбаса из камусов и летние из мандарки, светлой и темной или окрашенной в охристый цвет. Меховая одежда шьется также к национальным праздникам.

Рукавицы

Рукавицы в отличие от остальной одежды были одинарными. Зимние рукавицы шились из оленьих камусов мехом наружу; летние - из тюленьей кожи или ровдуги; весенние - из камуса и ровдуги. Часто кожу для рукавиц окрашивали в черный цвет или продымливали над костром. По верхнему краю рукавиц нашивали белую полоску кожи или окрашенную в ольховом настое. К полоске пришивали ровдужные ремешки, при помощи которых рукавицы крепились к поясу. В швы, подчеркивая крой рукавиц, вшивали кантики из белой кожи, что делало их более декоративными.

Рукавицы кроили целиком из одного куска кожи или шкуры и соединяли одним швом или кроили из трех отдельных частей: наружной, внутренней (ладонной) и напалка. Предметом особенно нарядным считались "плясовые", праздничные перчатки, которые надевали для танцев в народные празднества. Перчатки шили из окрашенной замши. Их наружная сторона и пальцы обильно заполнялись орнаментом, вышитым цветными нитками и подшейным волосом оленя.

Украшения

До XVIII в. эскимосы украшали лица моржовыми зубами, костяными кольцами и стеклянными бусинами, протыкая перегородку носа или нижнюю губу. Мужская татуировка – кружки в уголках рта (возможно, пережиток ношения губной втулки), женская – прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировали также руки, кисти, предплечья.

Эскимосы носили одежду и обувь из шкур морского зверя и оленьего меха. Только некоторые, наиболее богатые эскимосы пользовались бельем и имели верхнюю хлопчатобумажную или шерстяную одежду городского типа.

Мужскую одежду составляли узкие натазники из нерпичьей шкуры, рубаха из оленьего меха (аткук), подобная чукотской, меховые штаны и торбаза. Летняя рубаха шилась одинарная, мехом внутрь. зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. На уровне бедер рубаху перетягивали поясом (тафси) из нерпичьей кожи, расшитым белым оленьим волосом.

На ногах, поверх меховых чулок, носили нерпичьи торбаза (камгык) различной высоты (обычно до середины голени).

Зимой в дальнюю поездку поверх одинарной рубахи надевали широкую из оленьих шкур кухлянку (парку) длиной до колен, с капюшоном.

Женщины носили на голом теле кожаные натазники типа трусов, поверх них надевали меховой комбинезон, такой же, как у чукчей. Женская обувь по покрою не отличалась от мужской, только была более высокая (достигала колен). Зимние торбаза часто делались из камуса, получаемого от чукчей-оленеводов.

Еще в конце XIX в., а в единичных случаях и позднее, эскимосы носили длинные кухлянки из птичьих шкурок, которые с развитием обмена с чукчами-оленеводами были вытеснены одеждой из оленьего меха. Из птичьих шкур в старину делался также спальный полог и постели.

Меховую шапку и рукавицы мужчины и женщины носили только и дороге. В остальное время, даже на сильном морозе и ветру, они ходили с непокрытой головой.

Прическа у всех женщин была одинаковая - две косы с пробором посередине. У мужчин она была разнообразнее. Обычно волосы стригли, оставляя длинные пряди па макушке или, наоборот, гладко выстригали макушку, оставляя «бахрому» вокруг головы.

Еще о начале XX в. эскимосы применяли татуировку. У мужчин она ограничивалась нанесением кружков около углов рта (диаметром 1.5- 2 см), что было, несомненно, пережитком существовавшего ранее обычая носить губную втулку. Татуировка на лице женщины состояла из прямых или немного вогнутых параллельных лилий, покрывающих часть лба, нос и подбородок. На щеках наносился более сложный геометрический орнамент. Особенно сложным и разнообразным рисунком отличалась татуировка рук: кисти и предплечья.

«Народы Сибири». Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва — Ленинград, 1956

К концу XIX. Эскимосы — мертвая одежда — парк из птичьих шкур с перьями внутри. Он состоит из широких меховых штанов, тугих ботинок и креплений, поэтому не пропускайте воду, меховую куртку без двери, но с капюшоном и шляпкой.

У женщин брюки и обувь иногда образуют одно целое; на спине — сумка для детей.

Одежда, особенно для женщин, украшена цветными кожаными галстуками, шейкой матки, листьями и белками,

Чайник, Верблюд и еще 5 традиционных видов одежды народов в длинном севере

и т.д. Материал одежды в основном олень, затем тюлени, собаки, полярные лисицы и птицы.

Характеризуется верхней водонепроницаемой одеждой из млекопитающих и пузырьков, выполненной с отличным вкусом и изяществом, как одежда из шкурок птиц.

С развитием обмена с кукинским оленем пастухи стали носить одежду из мехового оленя. Летние одежды, как мужчины, так и женщины, были слепыми камелиями, визитом от запечатывания, а позже — купленными тканями.

Традиционная обувь — меховые сапоги (камгык) с кроеной и часто слякот, мужчины — до середины меча, мужчины — до колен; Кожаные штаны с носком, разрез значительно поднял ноги как «пузырь».

Женские вязаные волосы в двух косиках, бритье мужчин, оставляют круг или некоторые струны в верхней части головы.

Татуировка у мужчин — круги вокруг углов рта (реликвия обычая, чтобы носить губный рукав), женщины имеют сложные геометрические узоры на лице и руках. Это было красочно. Характерными являются назальные орнаменты из колец, пера, гранул, фрагментов люпина; аналогичные объекты также вставляются в срезы под нижней губой, иногда в целый ряд, заполненные пуговицами из оболочки и аналогичные другим типам зубов.

Основная еда — матрос, тюлень и китовое мясо — мороженое, кислая капуста, сливочное, вареное.

Популярные продукты — мясо оленя, кровь, содержимое желудка, головная рыба и т. Д. Трава служила растительной пищей, морской капустой, моллюсками.

Я был бы признателен, если вы разделите статью о социальных сетях:

Одежда, эскимосская еда Википедия
Поиск на этом сайте:

Как правило, одежда эскимосов на протяжении веков развивалась в прохладной атмосфере. Теплый мех, из которого он комбинируется, и глухой разрез прекрасно защищают тело от мороза, ветра и влаги.

Мужская одежда, состоящая из коротких кухлянков, вышитых из оленьих или тюленей, мех, который торчит с телом, в случае холодного среза, позволяет, держа руки за рукава, чтобы согреть их до ее обнаженного тела. У Кухлянков есть шляпы. Более чем короткие (15 см) кожаные мужские носки надевают брюки из кожи желе, тюленя или белого медведя. Брюки достигают своих коленей. На ногах носки надеты на мех, мех, с которым сталкиваются ноги, SH меховые сапоги наружу, шовные оленины (кожа оленя с ногами) или кожные уплотнения.

Женская одежда изготовлена ​​из того же материала, что и мужчины; в виде взглядов, очень похожих на мужчин.

Женщины носят кожаную рубашку с задним выдвижением на спине. Короткая коллянка без разреза обычно украшена вышивкой, передней и задней стенками мусов.

В отличие от мужчин, кожаная сумка для женщин — сумка для сумки, в которой надевается ребенок. Одежда сшита и прикреплена так, что они нигде не смягчаются.

Местные версии одежды эскимосов различаются по длине кухни, деталям резки и обрезки. Самыми отличными от общих эскимосских типов парков одежды являются тихоокеанские эскимосы и алеуты. Они сшиты из кожи морских птиц без крышки. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натуропаты.

Для каякинга водонепроницаемая одежда производится в кишках моря.

питание

Раньше эскимосы ели то, что могли получить, охота или рыбалка. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти их единственная пища была, и отчасти, мясом морских животных, а также оленей.

Национальная традиционная одежда чукчей

Его едят в вареном, сухом и сыром виде.

Клубника и съедобные корни занимают небольшое место в рационе. Мясо морских животных богато витаминами и хорошей защитой от цинги. Мясная диета освобождает эскисов от необходимости экстракции соли, поскольку мясо находится в достаточном количестве.

Эта диета соответствовала климатическим условиям. Переход эскимосов под влиянием Европы от мяса к овсянке, чай с сахаром и консервами негативно повлиял на их здоровье. Характерной особенностью диеты эскимосов является высокое потребление воды.

До прибытия европейцев не было алкогольных напитков от эскимосов.

Социальный порядок

Конец XIX — начала XX века. Иезуиты жили в примитивной общей системе. В это время он не был кланом эскимосов. * Основной социальной единицей было жилье. Почти все его жители были связаны с близостью или богатством. На западе Аляски, чей-то лагерь родился у человека из «моего» лагеря, которого рассматривали как родственника.

У центральных и гренландских эскимосов было меньше союзных связей, чем на Аляске, а соседние связи между жителями лагеря были более выраженными.

В общем, лагерь эскимов был общиной, в которой находились останки важных предков, более сильные на западе и несколько ослабленные к востоку. Общие отношения были полностью сохранены в производственных и потребительских отношениях. Все охотники поселения участвовали в охоте и рыболовстве. Например, весь лагерь охотился на карибу или ловушку во время весеннего нерестового сезона.

Получение от одной охоты также приводило к общему распределению в соответствии с определенными нормами. Эти нормы не были одинаковыми для разных эскимосских групп, но б В этой связи можно проследить некоторую законность.

Итак, охотник, добывший печать, он получил, как правило, очень мало, большинство трупов были разделены между другими охотниками на охотничьей стороне. Кроме того, члены получили свою часть лагеря, не участвовали в охоте за неотложной работой или болезнью, а также пожилые люди, вдовы и сироты. К концу XIX. Century. этот порядок распределения продукции в значительной степени вырожден. Однако мера взаимной помощи все еще сохраняется, особенно в периоды голода, когда имеются продовольственные запасы, они настолько малы, что их можно распределить среди всех членов лагеря.

Примитивные общинные нормы в конце XIX — начале XX в. Century.

продолжают настаивать на распределении мяса китов: каждый может взять его в любой сумме.

В эскимосе в течение описанного периода личная собственность рассматривается как оружие, байдарки, санки, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки,

Личными страницами были ледяные платформы с герметичными дышащими отверстиями. В Гренландии охотник, который обнаружил, что продукт поставил рядом ярлык, что указывает на его владельца. В Эскимосском Беринговом проливе каждая семья имела все свои вещи с знаком таманга. Присутствие признаков собственности было подтверждено распадом примитивной общей системы.

Собственность всей семьи была продовольствием.

Владение всем лагерем в целом считается: каменные изгороди, которые были построены всеми членами группы и охотились на оленей; рыболовные плотины; дом для отдыха и т. д.

Очевидно, была племенная собственность на охотничьи угодья и рыболовные зоны морского зверя.

Настройки личной собственности могут быть предоставлены.

Утрата или разбивка заимствованного предмета не могут быть возмещены или возвращены пострадавшей стране, и владелец не имеет права требовать возмещения ущерба за причиненный ущерб.

Кроме того, владелец на Аляске обычно думал, что было неприятно требовать обратно возвращенные товары, потому что, по словам эскимоса, лицо, которое может работать в своей собственности, имеет больше, чем ему нужно. И владелец ловушки, если он не использовал ее, должен был отдать ее тому, кто в ней нуждается.

Когда женатый человек умер, часть его покойного имущества была помещена вместе с ним в могилу.

Он унаследовал остальную часть имущества со своими родственниками, особенно детьми, сыновьями, унаследовавшими охотничьи ружья, дочери — предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но она вернулась на скамью подсудимых. В Гренландии человек, у которого есть палатка, не может наследовать другого, так же как и во владении одной впадиной, я не получил другого, и так далее. N. на Аляске, которая больше не придерживается такого ограничения наследования, и увольнения шли между эскимосом Аляски и эскимотом другого региона.

Доля наследования, полученная детьми старшего и младшего возраста в разных местах, различна. Таким образом, в Гренландии старший сын получил большую часть имущества своего отца.

Не было разницы между «медь» эскимосами в порядке преемственности самых старых и младших сыновей. На Аляске младшие дети получили старшего сына. Все ценные вещи достались младшим сыновьям. Жена покойного распределяла наследие аляскинских энскочей.

Во второй половине XIX века.

между различными территориальными группами эскимосов существовали сильные торговые связи, которые проводились по тем же маршрутам из года в год. Ярмарки, особенно на Аляске, проходили в форме праздничных торжеств и различных ритуальных ритуалов. Такие ярмарки обычно проводились в тех же городах, на границе между различными группами. Торговля производилась путем обмена одного продукта на другой. Единственная цена была сделана кожей взрослых выдр, а затем и барабанной кожей.

По словам американского ученого Э.

В. Нельсон, Аляска, в 1990-х годах, XIX. в каждой деревне вы найдете богатого человека, собравшегося с большим магазином с инуитовской концепцией собственности (стоимость нескольких сотен долларов). Эти богатые люди время от времени организовывают праздник для своих односельчан и дают им еду и подарки. Если богатый эскимос избегал организовывать фестиваль, жители деревни убивали его и забирали все, что у него было, или силу, которая организовала фестиваль, и отдала ей все свое имущество.

В последнем случае, под болью смерти, он должен был оставить каждую мысль, чтобы стать богатым. Это говорит о том, что они были для эскиманов во второй половине XIX века. Ваше собственное неравенство было новым и необычным явлением. Но даже в этот период решающий голос в деревне обычно принадлежал самому богатому жителю, поскольку от него все зависит.

На острове Нунавик несколько десятилетий назад собственность находилась в каждой связанной группе публичного характера.

Все объекты были помечены символами, которые выглядели как прямые или прерывистые, но количество символов было очень ограниченным. Все люди, которые имели общего мужского предка, отмечают свое имущество одним персонажем. Для разделения отдельных ветвей дерева генеалогии или отдельных семейств в связанной группе было передано более одного персонажа объектам (но не более пяти).

На Аляске, между эскимосами, которые жили среди реки.

Кускоквим и залив Коцебу, в конце XIX века. разделение на тотемические группы оставалось. Наиболее распространенными были тотемы Фолка, Сокола и Кроу. Все члены группы тотемов считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогенной или нет, то есть она является родом или только его оставшейся частью.

Аским Аляски и Гудзонова залива до середины XIX века. Century.

Были широко распространены мужские дома (казими), существование которых обычно связано с семьей матери. В каждом эскимском лагере было специальное здание, где люди проводили время без охоты. Они работали, ели и сожгли там. Там были организованы все встречи и праздники.

Женат пара эскимосов.

На побережье Тихого океана в конце 18-го века — начале 19-го века. Century. были брачные свадьбы, то есть свадьбы между детьми брата и сестры. Эта форма брака связана с клановой системой или с материнским кланом и двойными экзогами.

Выравнивание после брака может быть матричным и патрилокальным, но на Аляске и на островах Нунивак, Каджак и Алеутский jb XIX века. сначала преобладали. Разделение проводилось гладко по просьбе мужа и жены. Дети остались с матерью, и их отец потерял все свои права. Женщина в семье была почти одинаковой с мужчиной.

В терминологии сродства отличаются отцовские и материнские линии, что можно объяснить только удовлетворительно тем, что эта терминология была создана как отражение родовой системы, существовавшей в прошлом.

Есть много других свидетельств существования эскимосов в прошлом, и это мать. По-видимому, племенная организация исчезла в связи с развитием, огромные необитаемые арктические пространства, поскольку независимые племена далеки друг от друга, часто гниют и переплетаются во время движения.

В более позднем снятии с эксплуатации экзогамии важную роль сыграл кочевой образ жизни центрального и восточного эскимосов, что затрудняло сохранение межпоколенческих связей.

В этой связи интересно, что на западном побережье Соединенных Штатов Эскимосская система спасения племен сохранилась в гораздо большей степени, чем в остальных эскимосах. Это связано с тем, что им не придется разрабатывать такие большие пространства, как центральные, так и гренландские эскимосы, а также тот факт, что их жизнь более оседлая из-за природы возможности, море охоты происходит не только зимой, но и в летние месяцы.

Процесс снятия с эксплуатации клановых отношений между эскимосами, конечно, тесно связан с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вполне вероятно, что процесс снятия с эксплуатации клановой системы был недавно завершен, особенно на Аляске и на соседних островах, где род, вероятно, существовал в 18 веке.

или даже позже. Семья матери была компенсирована, по-видимому, непосредственно сообществом соседства, а не отцовскими кланами. В любом случае это может быть четко определено для Аляски Эскими.

Большинство эскимосов в середине XIX. Century. но позже не было лидеров, но он всегда был одним из старших опытных охотников в лагере, особенно если он был шаманом, он пользовался большим авторитетом, чем другие старые люди; его называли «хорошим», «я думаю», «советником»: это может быть признак того, что лучше передвигаться по лагерю, который отправил охотничьих тюленей, которые олени; но его совет не последовал, и у него не было силы заставить себя выполнить свои приказы.

Общественное мнение сыграло важную роль в жизни эскимосов.

Каждый мог действовать так, как вам нравится, пока он не нарушил общее благополучие. Если человек нарушил нормальные нормы, его поощряла одна из старых или старых женщин. В значительной степени такие стимулы работали хорошо, потому что они считались очень оскорбительными.

Если он по-прежнему нарушает правила охоты, раздражает соседей и вводит их в заблуждение, то он разоблачает бойкот: ему не разрешалось участвовать в общественных делах, не разрешалось в его коттеджах, никто не хотел с ним разговаривать или иметь деловую сделку; если его ненавидели его соседи из-за преступлений, которые он совершил, он мог убить его, когда сообщество сочтет это необходимым.

Иногда кого-то призывали к исполнению; Он вызвался поговорить обо всех своих соседей и убил своего преступного преступника с его согласия. Иногда соседи организовывали собрание и отбирали исполнителя от своего решения от сообщества и не имели права отказать, даже если осужденный был его братом.

Исполнитель или один из членов общины взял семью казненных.

В отличие от этого убийства, которое было надето, поскольку оно было бы законным, каждое другое убийство должно быть отбито ближайшими родственниками умершего, а обычай кровопролития был одним из самых необходимых в обычном законе эскимосов.

Традиционно эскимосы (инуиты) питаются в основном рыбой, морскими млекопитающими и наземными животными. Корни, травы и клубника представляют собой небольшую часть диеты инуитов. Современные посвященные приняли западные диетические привычки.

Несколько племен — инуиты, также называемые эскимосами.

Традиционная одежда гренландских эскимосов

Люди инуитов живут в таких районах, как Аляска и Северная Канада, где в последние годы температура очень низкая. Они профессионалы в области охоты и рыбалки, живут за счет того, что доступно в непосредственной близости.

Популярные продукты инуитов включают белуху, печать, рыбу, краб, море, карибу, вошь, утку, перепелку и гусей.

Летом корни и клубника входят в пищу. Из-за сурового арктического климата инуиты в основном содержатся на мясе и рыбе. Растения отсутствуют в их рационе, потому что они не растут в такой плохой среде.

Многие люди задаются вопросом, как инуиты могут выжить, не питаясь сбалансированной диетой, которая распространена в других культурах. Исследователи обнаружили, что животные и рыба, содержащие инуиты, содержат различные питательные вещества, которые организм должен выжить.

Инуиты пользуются свежим мясом.

Современные инуйтеры едят смесь традиционных продуктов и прозападных продуктов.

Обувь и одежда береговых и тундровых чукчей не имели сильных различий и были практически идентичны эскимосским.В основном это была глухая одежда из шкур нерп и оленей. У мужчин была двойная рубаха-кухлянка до колен.

Они подпоясывали ее ремнем, а к нему подвешивали кисет, нож и другие принадлежности. Также были узкие двойные штаны и короткая обувь с чулками из меха. У приморских чукчей имела распространение одежда, сшитая из кишок моржа. Что касается головных уборов, их носили крайне редко, если только в дороге.
Зимняя одежда шилась из двух оленьих шкур мехом наружу и внутрь.

Береговые чукчи к тому же использовали эластичную, прочную и почти непромокаемую кожу тюленей, из которой делали штаны и весенне-летнюю обувь; из кишок моржа шили также камлейки, дождевики и различные плащи.

Одежда, пища эскимосов

Оленные чукчи для штанов и обуви использовали старые продымленные покрытия яранги, которое не деформируется под воздействием влаги.
Регулярный взаимный обмен различными продуктами хозяйства помогал тундровым чукчам получать обувь, одежду, кожаные подошвы, арканы, ремни, изготовленные из шкур морских млекопитающих. Береговые для зимней одежды применяли оленьи шкуры.

А летом носили уже изношенную зимнюю одежду.
Вся глухая одежда чукчей подразделяется на празднично-обрядовую и повседневно бытовую: женскую, мужскую, детскую, стариковскую, молодежную и даже ритуально-похоронную.
У женщин был популярен меховой комбинезон (так называемый керкер) с широкими рукавами, летом - одинарный, а зимой - двойной, и короткие штаны.

Обувь шилась из меха, преимущественно до колен. Женщины любили носить различного рода ожерелья и браслеты.
Интересный факт: чукчи делали себе татуировки на лице, мужчины - кружочки у рта, а женщины - две полоски по лбу и носу.

Волосы мужчины стригли своеобразным кругом, выбривая темя, а женщины, как правило, заплетали две косы.

Примеры употребления слова пимы в литературе.

Всю первую неделю, от Верхнеудинска до Кяхты, она ехала в нанятой для нее кибитке, как случайная попутчица экспедиции, в огромной шубе сверх полушубка и в сибирских пимах .

Сверхтеплую одежду — малицу, паницу, совик, надежную и в морозы и в оттепели обувь — тобоки, пимы , липты, крепчайшие нитки-сухожилия дарит северянину добрый и верный друг-олень И мясо, отличное, нежное, вкусное, сытное мясо оленя — отварное, поджаренное на сковороде или на пруте, сырое, горячее с кровью прямо с убоя или мороженая строганина.

Охотники были тепло обуты, но мороз проникал сквозь меховые чулки — липты — и пимы .

Я спрашиваю вас, не были ли вы, находясь в Коннектикуте, знакомы лично с семейством Пимов , обитавшим на острове Нантакет и состоявшим в родстве с одним из видных юристов штата.

Выходит, мистер Джорлинг, — заговорил капитан более резким голосом, дрожание которого выдавало раздражение, — вы не знали семью Пимов и не встречались с ее членами ни в Хартфорде, ни на Нантакете.

  Численность – 1 719 человек (на 2001 г.).
  Язык – эскимосско-алеутская семья языков.
  Расселение – Чукотский автономный округ.

Самый восточный народ страны. Живут на северовостоке России, на Чукотском п-ове, в США - на о-ве Св. Лаврентия и на Аляске (около 30 тыс.), в Канаде (около 25 тыс.) - инуиты, в Гренландии (около 45 тыс.) - калилииты. Самоназвание - юк - «человек», югыт или юпик - «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы - чаплинцы (Унгазик - старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит - науканцы.

Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы: юпик (западную) - у азиатских и аляскинских и инупик (восточную) - у гренландских и канадских. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь.

  Рукоятка ножа с изображением моржа. Кость

До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка. Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (ауатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один - при охоте на моржа, три-четыре - при охоте на кита. Такой гарпун используют и современные китобои. Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников. В больших байдарах совершали дальние переезды и военные походы. Каяк - мужская охотничья лодка длиной 5,5 м для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. Весло обычно было двухлопастным. Водонепроницаемый костюм с капюшоном из нерпичьих шкур (тувилик) наглухо скрепляли с краями люка так, что человек и каяк представляли собой как бы единое целое. Управлять такой лодкой трудно, поскольку она очень легка и неустойчива на воде. К концу XIX в. каяками почти не пользовались, в море стали выходить в основном на байдарах. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. - цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовали также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-«ракетках» (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи, подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных, укрепленных на обуви шипов из кости.

  Эскимосские мячи - символ солнца, плодородия, магический лечебный амулет

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной - на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом - на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Тюленей отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега - гарпунами, на льду - подползали к зверю или подстерегали его у отдушины. На нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверей. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей, горных баранов, птиц, ловили рыбу.


До XVIII в. эскимосы жили в полуподземных жилищах с каркасом из костей кита

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын’лю). Стены делали из костей, дерева, камня. Длинные кости китовых челюстей либо бревна плавников служили несущими опорами, на которые клали поперечные балки, также из челюстей кита. На них настилали потолок из китовых ребер или деревянных брусьев. Потолок покрывали сухой травой, затем слоем дерна и слоем песка. Пол мостили костями черепа и лопатками кита. Если в таком жилище жили постоянно, то делали два выхода: летний - на поверхности земли (на зиму его заделывали) и зимний - по подземному коридору. Стены коридора укрепляли позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом ее покидали, оставляя для просушки, и жили во временном жилье.

В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мынтыг’ак), похожие на чукотскую ярангу. Они были круглыми в основании, внутри разделялись на две части: холодную (натык) и теплый полог (агра). Освещал и отапливал полог глиняный жирник (наник) в форме продолговатого неглубокого блюда с одним или двумя выступами для фитилей из мха.

Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена с входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

  Из нерпичьей замши - мандарки чукчи, эскимосы, коряки и алеуты шили одежду, летние торбаса, тапочки, сумки и пояса

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. одежду делали также из птичьих шкурок. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка одинарная, мехом внутрь, зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой до колен, с капюшоном. Кухлянку из оленьих шкур перетягивали поясом (тафси).

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Края подошв загибали вверх и засушивали. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках).

  Летняя обувь. Конец XIX в.

Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них - меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой - двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы украшали себя, протыкая перегородку носа или нижнюю губу и подвешивая моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

  Женщины украшают татуировкой лоб, нос и подбородок, а мужчины - только уголки рта

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали две косы, мужчины стриглись, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку, сохраняя кружок волос вокруг нее.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, мороженым, вареным. На зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Эскимосы не сохранили родовой экзогамии. Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Поселение состояло из нескольких групп родственных семей, зимой занимавших отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Мужчины такой общины составляли байдарную артель. С середины XIX в. старшины артелей стали собственниками байдар и при распределении добычи получали большую часть. Главой селения был умилык - самый сильный и ловкий член общины. С конца XIX в. наметилось социальное расслоение, выделилась верхушка богатых, эксплуатировавшая неимущее население. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

  По крою эскимосские торбаса из шкуры нерпы относятся к поршневидному типу обуви

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, которого называли Силъа. Он был творцом и хозяином Вселенной, следил за соблюдением обычаев. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злых духов представляли в виде великанов, карликов либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. Для защиты от них носили семейные и индивидуальные амулеты. Добрых духов отождествляли с животными. Существовали культы волка, ворона и касатки, которая покровительствовала морской охоте летом, а зимой, превратившись в волка, помогала охотнику в тундре.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который был посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о таком посредничестве.

Умерших одевали в новую одежду, связывали ремнями, голову покрывали шкурой оленя, чтобы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся. С этой же целью покойника выносили через специально проделанное в задней стене яранги отверстие, которое потом тщательно заделывали. Перед выносом тела совершали трапезу. Покойника уносили в тундру и оставляли на земле, обложив небольшими камнями. Одежду и ремни разрезали, вокруг раскладывали предварительно переломанные вещи, принадлежавшие умершему. На местах ежегодных поминальных обрядов выкладывали из камней кольца диаметром 1-2 м, которые символизировали души умерших родственников, и ставили столбы из китовых челюстей.

  Старейшая жительница о-ва Врангеля - Инкали (из семейного архива Г.А. Ушакова)

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, - «проводы кита», либо весной - «встреча кита». Существовали также праздники начала морской охоты или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - «весть», «новость» и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Наиболее широко известен миф о девушке, не желавшей выходить замуж. Отец в гневе выбросил ее из лодки, и она, в конце концов, стала владычицей моря и матерью всех морских животных (Седна). Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание. Известны сказки о животных, о брачном союзе женщины с животным, о превращениях человека в животное и наоборот.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода. Изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли, и «малые» интимные - «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Шаманские песни-гимны исполняют на общественных праздниках, а «песни души» поют от имени духа-помощника, вселившегося в поющего. Песенные заклинания шаманов считали магическим средством воздействия на людей при лечении или мщении обидчику, они помогали во время охоты. Песни звучат в мифах, сказках, преданиях. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) - занимает центральное место в музыке. Среди других звучащих инструментов - перчатки с костяными пластинами-погремушками, деревянный посох с костяными погремушками, колотушка для ударов по бубну (у шаманских бубнов она более массивна, обшита мехом и имеет костяные погремушки на ручке), подвески-погремушки из костей на кухлянке (обрядовая принадлежность шамана - предсказателя погоды), ударный или щипковый хордофон. На нем имитировали мелодии или, заменяя бубен, сопровождали пение.

Продолжают развиваться традиционные промыслы - рыболовство, охота на морского зверя, а также меховая мозаика, вышивка подшейным волосом, резьба и гравировка по кости. Производство изделий на продажу для некоторых резчиков стало единственным средством существования.


Исполнитель игрового танца Юрий Кайгигун из пос. Ново-Чаплино

Сохраняются традиционные верования, шаманизм , песни и танцы. Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон».

В школах изучают национальный язык. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари.

На эскимосском языке выходит приложение к окружной газете «Крайний Север» «Мургин Нутэнут» («Наш край»). Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».

Подъему национального самосознания и возрождению культуры способствуют общественные организации - Общество эскимосов «Юпик», национально-культурный центр «Киягныг» («Жизнь»), Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки и Союз морских зверобоев.

статья из энциклопедии
"Арктика - мой дом"

Дата публикации: 16.03.2019 г.

КНИГИ ОБ ЭСКИМОСАХ

Арутюнов С.А., Крупник И.И., Членов М.А. Китовая аллея. М., 1982.
Меновщиков Г.А. Эскимосы. Магадан, 1959.
Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964.

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками. Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.


Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке. Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли».

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании.

Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления.


Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние - это небесная игра покинувших этот мир детей. Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп. Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит.


Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Как обучались шаманы?

Никакого специального обучения у шаманов не было. Они уже должны рождаться с соответствующими задатками и наклонностями. И нужно только выждать, чтобы они проявились.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.


Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым. А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза. Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.


Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках.


Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.


Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.


Древние жилища эскимосов Чукотки.

При слове «эскимос» воображение рисует чум среди снежных просторов и человечков, с ног до головы закутанных в оленьи шкуры. У некоторых этот термин ассоциируется с мороженым на палочке. Немногие знают, что эскимосы представляют собой древний народ, живший в северных краях еще до нашей эры. Они имеют самобытную культуру, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Некоторые обычаи этих северных людей настолько отличаются от наших, что могут даже вызвать шок.

Нация

Эскимосы представляют собой коренную народность, проживающую на крайнем севере. Они занимают территорию Гренландии, их поселения есть в Канаде (Нунавут), на Аляске, Чукотском полуострове. Ученые относят этот народ к группе монголоидов арктического типа. Также они называются термином «инуиты» (от английского слова inuit), что являет собой политкорректное наименование нации. Вместе с другими коренными народностями Камчатки они образуют континентальную арктическую расу. Происхождение слова «эскимос» восходит к индейскому названию эскиманциг , то есть, «человек, питающийся сырой рыбой». Это наименование, придуманное аборигенами Америки, в ходу и по сей день. Группы коренных народов, проживающих на Чукотке, дальневосточных островах, в разных районах Аляски, называют себя «юпик», что переводится как «человек настоящий». Разговаривают все представители этой нации на эскалеутских языках, которые представляют собой совокупность родственных диалектов.

Численность

В совокупности все представители этого северного народа, живущие на разных континентах, составляют всего 170 000 человек. Их большая часть находится в Гренландии (около 56 000) и на Аляске (48 000). Остальные расселяются на Чукотке, островах Святого Лаврентия, Врангеля, в канадском Нунавуте. Часть племен живет на севере Европы (в Дании и других странах). На российской территории проживают примерно 1500 человек.

Внешность

Представители этого народа выглядят как типичные монголоиды. Для них характерны следующие черты:

Женщины, как и мужчины, обладают коренастым телосложением. Это невысокая раса, европейцы гораздо выше среднестатистического эскимоса. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косу.

История

Для обозначения древних предков современных эскимосов антропологи предложили термин «палеоэскимосы», который является условным. Ученые выделяют среди них культуры Саккак, Дорсет. Параллельно с ними развивались культура Индепенденс, подразделяемая на I и II (по временным промежуткам). Самой старой из них признана Саккак, существовавшая примерно с 2500 по 800 гг. до нашей эры. В ее времена существовала Индепенденс I. Считается, что у современных чукчей и людей саккак одни доисторические предки. Древняя стоянка палеоэскимосов была найдена на острове Врангеля в 70-х годах прошлого века. Там был обнаружен гарпун, который по оценкам археологов пролежал в земле больше 3300 лет.

Более поздней является Дорсетская культура. Люди, принадлежавшие к ней, населяли северные области Канады еще в первом тысячелетии до нашей эры. Охотники этих древних племен пользовались копьями, острогами для добывания животных. На месте остатков жилищ найдены каменные лампы, которые работали на тюленьем жире. Представители Дорсет умели вырезать фигурки из тюленьих бивней, разукрашивать их узорами. Рядом с Дорсет существовали племена, относящиеся к Индепенденс II. Из их смешения в 8 веке нашей эры образовались народности, называемые «туле» - прародители современных эскимосов. Для того, чтобы сделать такие выводы, ученые взяли образцы ДНК останков древних людей, живших на северных территориях. Представители Туле в девятом веке заняли канадские территории, вытеснив с них более отсталые племена. В 13 веке они переселились в Гренландию.

Жизнь

Эскимосы образуют сообщества, в которые входят жители одного поселения (зимовья). Они состоят из множества семей, в которых все занимаются определенными обязанностями. В семью могут входить не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники. В одном жилище часто проживает сразу несколько семей. Женатые пары спят со своими детьми в центре дома. Одинокие члены общины занимают места с краю. По большей части браки моногамны, у каждого мужчины имеется одна жена. Однако никто не запрещает ему взять в жены двух девушек или развестись. Но это бывает редко, так как уклад жизни народа направлен на сохранение благосостояния семьи и общества в целом.


Образ жизни эскимосов предполагает тесное сотрудничество, что требует от каждого члена общества высокой сознательности. Они вместе охотятся, пользуются предметами, принадлежащими всему селению. Жители постоянно общаются друг с другом, между ними существуют негласные законы. Постулаты выражаются в следующих правилах:

  1. Посторонние люди не имеют права строить дом внутри поселения без согласия всех его жителей.
  2. Каждый поселенец берет себе определенную небольшую часть добычи. При этом в первую очередь мясо и рыбу получают члены семьи удачливого охотника. Благодаря этому никто из жителей деревни не голодает.
  3. Каждый человек может жить и заниматься охотой вне общины, если захочет.
  4. Если кто-то находит какие-либо предметы или вещи и их хозяин не обнаруживается, нашедший забирает их себе.
  5. Когда никому из охотников долго не везет на промысле, самые богатые семьи приглашают других пообедать с ними.

У эскимосов не существует никаких организаций самоуправления. Все проблемы обсуждаются внутри общества и сразу же решаются. Скандалы и ссоры по какому бы то ни было случаю запрещаются. Такое правило продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. Языки этих народов не имеют ругательных слов. При таком образе жизни преступления среди населения практически отсутствуют. Если же происходит убийство (что бывает крайне редко), это требует ответных мер по закону кровной мести. Человека, совершившего это деяние, должен лишить жизни родственник убитого. Когда отмщение исполнено, родственников ставят в известность.

Женщины

Девушки в эскимосских семьях принимают подчиненное положение. Для того, чтобы выйти замуж, необходимо разрешение обоих родителей. Когда в семье есть мальчики (братья), они тоже должны дать свое согласие. Если родители не захотят отпускать от себя дочь, она останется жить с ними. Мужчина может забрать девушку себе в жены силой, если на это согласны ее родители (но не она). Брачные церемонии отсутствуют. Девушка просто приходит в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности, нож.
Жена не имеет голоса в семье, она должна слушаться мужа и свекровь. Мужчина может ударить жену за какую-либо провинность. Но их детей никогда не наказывают. В том случае, когда муж решает завести еще одну жену, первая все равно остается главной. Как правило, вторая девушка нужна для продолжения рода, если первая жена не может иметь детей по каким-либо причинам.


Мужчины

Мужская половина населения в основном занимается добычей пищи. Это их главная обязанность. Каждый мужчина в работоспособном возрасте должен охотиться и заниматься рыболовством до тех пор, пока его не покинут силы. Он обязан приучать к этому сыновей с самого детства. Мужчины часто охотятся организованно, поэтому между ними должны быть дружелюбные отношения. В связи с этим споров из-за добычи не бывает. Если два охотника одновременно загарпунили тюленя или дичь, мясо делят пополам. На китов охотятся совместно, и они изначально считаются общей добычей.

Когда охотники берут друг у друга какие-то вещи (гарпуны, стрелы, ружья), то при их потере компенсация не выплачивается. Если один человек поставил ловушки на зверя или рыбу, а потом забросил следить за ними, другие охотники могут брать добычу себе. Она достается тому, кто первый нашел их, починил, стал ухаживать за ними. Такие правила обусловлены заботой о сохранении своего рода.

Жилище

По меркам цивилизованного человека дома у эскимосов очень необычные. У них два вида жилищ: летние и зимние. Летние имеют вид чума или шатра. Конструкция очень простая. Несколько длинных шестов скрепляют вверху, а их концы упираются в землю, образовывая окружность. Затем их покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигают, образовывая проход.


Зимние дома имеют разное устройство, в зависимости от региона проживания племен. В Гренландии это традиционные снежные постройки, называемые «иглу». Эскимосы, живущие на Чукотке, строят дома из досок, земли, костей. В таких странах, как Дания, жилище делают из камней и дерева. Вход в них очень узкий и располагается низко. Длинный коридор приводит в большую комнату, в которой и живут несколько семей.

Гренландские эскимосы строят иглу из снега. Сначала из снежной массы лепят прямоугольные блоки примерно до полуметра в длину. Размечают круг желаемого диаметра и укладывают по окружности снежные параллелепипеды. К центру блоки немного наклоняют, чтобы образовывался конус. На вершине их скругляют, формируя купол. Самый верх иглу не закрывают, оставляя отверстие для выхода дыма. В самом центре дома располагается очаг.

Круглое помещение делится на части, каждую из которых занимает одна семья. Там нет никакой мебели, только лежанка для сна. Рядом стоит лампа. В среднем диаметр дома составляет 3-4 метра. В нем проживают 10-12 человек. Иногда делают иглу диаметром 15-20 метров для 8-10 семей. Между жилищами прокладывают тоннели для того, чтобы переходить из одного в другое, не попадая на мороз.

Одежда и предметы быта

У женщин и у мужчин примерно одинаковая одежда. Это длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченным мехом песца или соболя. Они украшаются национальными орнаментами, хвостами, вставками из меха контрастной расцветки. На ногах они носят унты - толстые сапоги из оленьих или собачьих шкур мехом наружу. Руки защищены от мороза теплыми рукавицами.


Предметов быта у эскимосов очень мало. Они не накапливают имущество. Это оседлые племена, которые живут некоторое время на одном месте, а затем снимаются и переезжают на другое. Шатры они перевозят на санях вместе с утварью. Запасаются эти люди только пищей. При этом самые богатые семьи не заготавливают провиант более, чем на год. Шатры, сани, лодки, собачьи упряжки, посуда считаются общим имуществом всех семей, которые проживают в одном жилище. К личным вещам можно отнести:

  1. Одежду.
  2. Инструменты.
  3. Принадлежности для шитья.
  4. Оружие.
  5. Рыболовное оснащение.

Эскимосы могут обмениваться с другими племенами некоторыми вещами. В основном это шкуры животных, бивни и клыки тюленей, китовый ус.

Занятия

Двумя основными видами деятельности этого северного народа является охота и рыболовство. Также они занимаются морским промыслом - ловлей моржей и тюленей. Племена, живущие в Канаде и на Камчатке, охотятся на оленей, песцов, дичь. С приходом цивилизации в Гренландию и образованием там городов многие эскимосы стали наемными рабочими. Они устраиваются на рыболовные суда и занимаются тем же самым делом, получая зарплату. Те люди, которые занимаются собственным промыслом, имеют следующие приспособления:

  • деревянные лодки, обитые тюленьими шкурами - каяки;
  • непромокаемая куртка каякера;
  • гарпуны, копья;
  • сани, собачьи упряжки;
  • ловушки, капканы.

Охотники делают специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей, которые можно сравнить с бронежилетами или рыцарскими доспехами. Тонкие пластинки из моржовых бивней соединяют друг с другом кожаными шнурками. Броня распределяется на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она легкая и не стесняет движений.

Тюлени имеют очень важное значение для эскимосов, так как их мясо составляет большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотятся круглый год. На льду расставляют специальные ловушки, оповещающие о приближении тюленя. Когда он показывается из воды, его забивают гарпунами. Перед смертью животному дают попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей и китов охотятся группами, так как это очень большие животные. Мяса гренландского кита хватает для снабжения питанием всей деревни в течение года. Поэтому поймать его - большая удача.

Еда

В основном эскимосы питаются мясом животных, на которых они охотятся. По большей части это:

  • тюлени
  • моржи
  • нерпы
  • олени
  • белые медведи

Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта. Остальной рацион составляет морская и пресноводная рыба и иногда дичь. Заниматься земледелием у людей нет возможности, так как их окружает вечная мерзлота. Иногда женщины собирают коренья, ягоды, если вблизи зимовья встречаются растения. Также в пищу употребляют морские водоросли. Люди этой национальности придерживаются мнения, что именно мясной рацион дает им силы, делает здоровыми, помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода.


Животные жиры и белки, находящиеся в мясе, заменяют эскимосам все витамины и минералы, которые основная масса людей берет из всего многообразия натуральных продуктов. В ходе медицинских исследований выяснилось, что мясная диета провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, тромбоз вен, инсульты. Смертность от апоплексии у этого народа в два раза выше, чем у белого населения. Эскимосы употребляют в пищу все съедобные части тела рыб и животных, поэтому у них восполняется недостаток витаминов. Ретинол и кальциферол присутствуют в печени рыб и млекопитающих, а аскорбиновая кислота есть в морских водорослях, тюленьей коже и мозге.

Особенностью питания является то, что продукты употребляются сырыми. При этом специи не используют. После разделки животного от него отрезают куски и кладут на металлические или картонные пластины. Мозги, внутренности, жир едят вместе с мясом. Если люди давно не ели, то к столу приглашается все поселение. Понятия «обед» или «ужин» не существует, так как пищу принимают тогда, когда ощущается голод, а не в определенное время. Женская половина населения и дети кушают после мужчин, так как охотникам требуется много сил, чтобы заниматься промыслом.

Кроме употребления внутренностей животных, эскимосы также пьют их кровь. Они считают это крайне полезным для здоровья. Польза объясняется тем, что питательные вещества, содержащиеся в крови животного, насыщают кровь человека недостающими элементами. Это придает силу, выносливость, помогает переносить аномальные холода.
Популярные блюда эскимосской кухни:

  1. Акутак. Кушанье представляет собой тюлений или моржовый жир, смешанный с ягодами и рыбным филе. Иногда туда добавляют коренья, съедобные листья растений.
  2. Анллек. Считается деликатесным блюдом. Делается оно так: когда удается найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, их забирают, а взамен кладут немного другой еды. Зернышки едят в сыром виде или смешивают с мясом и жиром.
  3. Игунак. Это туша убитого животного (оленя, тюленя, моржа и т.д.), закопанная в землю и пролежавшая там какое-то время. Внутри ее происходит ферментация, а также частичное разложение. В мясе содержится трупный яд, поэтому есть такие блюда европейцам нельзя. Эскимосы имеют к нему иммунитет, благодаря тому, что пища присутствует в рационе многих поколений.
  4. Мактак. Это шкура кита с жировой прослойкой, предварительно вымороженная.


Блюдо Акутак

Религия

Появление белых людей сильно повлияло на жизнь серверных народов. Это коснулось и религиозных верований. Поэтому некоторые племена сейчас исповедуют христианство, но это следствие вмешательства цивилизации. Основной религией эскимосских племен является анимизм. Это вера в духов, которые могут помочь или навредить человеку, поэтому им нужно поклоняться, приносить дары. Природа считается одушевленной, а всем животным приписывается существование души.

Всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиня морских владений и животных - Седна. Также она управляет царством мертвых. В каждом поселении есть свой шаман. Это человек, обладающий даром проникать в мир духов. Он осуществляет посредничество между людьми и богами. Шаман проводит ритуалы с целью задобрить духов, рассказывает смертным о планах богов. Также они являются народными лекарями. В трудных ситуациях у них спрашивают совета, просят разрешить спор.

Религия обязывает людей относится к животным с уважением. Убивать их можно только для еды и никогда ради праздного развлечения. Среди эскимосов ходит легенда, что они договорились с Седной о том, что будут уничтожать моржей и тюленей только для пропитания с целью выживания рода. Богиня повелела морским животным жертвовать собой для того, чтобы они после смерти становились частью человеческого организма и тем самым продолжали людской род. Для этого она дала им способность создавать потомство.


Традиции

Некоторые особенности жизни эскимосов не совсем понятны белым людям. Обмен женами на время является обычной практикой у представителей этой национальности. Бывают ситуации, когда женщина должна сопровождать мужа в поездке, готовить ему еду, ухаживать за ним, но по состоянию здоровья или другим причинам ей будет трудно это делать. Тогда мужчина одалживает жену у другого поселенца. После выполнения запланированного дела женщина возвращается к своему прежнему мужу.

Эскимосы не целуют своих близких и любимых. Вместо этого они трутся носами. Европейцы считают, что это происходит из-за негативных погодных условий. Есть опасность обморожение губ, так как увлажненные участки тела сразу покрываются льдом. Часто нижняя часть лица полностью закрыта, так как от теплого дыхания под носом появляются сосульки. А у мужчин борода может полностью обледенеть.

Эскимосы не имеют возможности помыться из-за экстремального холода. Они намазывают тело тюленьим или медвежьим жиром, а лицо натирают рыбьим. Это помогает противостоять морозу, уменьшает возможность обморожения кожи. Представители племен, проживающие в Европе и Америке моются раз в году, в летнее время.

Сейчас турфирмы организуют экскурсии в эскимосские деревни для желающих познакомиться с бытом и обычаями этого народа. Можно даже снять ледяной дом и переночевать в нем. Для любителей острых ощущений устраивают купания в ванной с подогревом, которая устанавливается в середине снежного дома.