Интересные игры с простым и кинетическим песком для детей в детском саду. Картотека на тему: Картотека игр с песком

Александра Лиман
Пять направлений песочной деятельности в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО педагог должен вовлечь детей в разные формы деятельности , вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания.

Так же ФГОС дает ориентировку на разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности .

Любой из используемых в образовании материалов должен соответствовать определённым требованиям : безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения :

Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

Развивается тактильная чувствительность и моторика;

Интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь;

Совершенствуется предметно-игровая деятельность , что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Хочу познакомить Вас с проделанной мной работой в данном направлении в течение учебного года. Причем все свои игры-занятия, проекты я разделила на пять направлений , так как в соответствии с ФГОС ДО педагог должен обеспечить развитие личности, и способности детей в различных видах деятельности охватив определенные направления (образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Организуя развивающие игры-занятия, я стремились соблюдать важные принципы :

- безопасности : во главу поставлен ребенок и забота о его здоровье;

Добровольность, ребенок играет по своему желанию;

Взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры. Однако активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка;

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;

- "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста) ;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Сочетание научности и доступности материала;

Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие :

Способствует развитию игровой деятельности

Умению взаимодействовать со сверстниками

Приобщению к правилам безопасного поведения

Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца) .

Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с песочным латком . Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей , и для индивидуальной работы.

Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

2. Познавательное развитие :

Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности .

Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.

Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.

Способствует формированию целостной картины мира.

Китайская пословица гласит : “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

Поэтому мной был создан исследовательский проект «Песочные загадки » . Который впоследствии занял второе место в городском конкурсе «Я исследователь» . Один из самых эффективных способов это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, первооткрывателями. Опыты с песком вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Целью нашего проекта было ознакомление старших дошкольников со свойствами песка, значением его в жизни живых существ и человека.

Ежедневно на прогулке дети играют с песком. Почему им нравится играть с песком? Как он появляется. Где можно встретить его? Из чего он состоит? Какими свойствами обладает песок ? Где используется песок ?

Этот проект был интересен не только детям, но и взрослым мы выяснили много познавательного о песке. Оказывается, в природе песок может быть : зелёный, чёрный, розовый, красный, белый и т. д. Из песка делают стекло и контактные линзы. Изучая информацию о пустынях, мы узнали, что в Америке существует уникальная гипсовая пустыня над которой ни когда не идёт дождь. При проведении опытов мы выяснили, что при добавлении в песок определённого спрея можно поменять природные свойства песка. Он остаётся сухой после погружения в воду.

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию.

В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.

3. Речевое развитие :

Способствует развитию связной речи

Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми

Способствует обогащению словаря

Здесь в своей работе я использую песочные постановки сказок . Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал) . Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.

4. Художественно-эстетическое развитие :

Развивает воображение

Формирует эстетический вкус

Развивает художественные способности, чувство ритма.

Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. В своей практике я использую так же рисование воронками. Рисование цветным песком по средствам трафаретов и разнообразных сосудов.

Аппликации. Изготовление всевозможных поделок. Все эти виды деятельности способствуют развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и всестороннего развития личности дошкольника

5. Физическое развитие :

Способствует сохранению и укреплению здоровья

Накоплению и обогащению двигательного опыта

Развитие координации

Развитие мелкой и крупной моторики

Здесь я использую игры с песком для развития мелкой моторики. Очень нравится детям играть с кинетическим песком. Кинетический песок – это удивительная масса для игр и творчества, напоминает мокрый песок , но приятнее на ощупь и не липнет к рукам. Он одновременно липкий и сыпучий, позволяет лепить даже довольно сложные фигурки.

И не забываем про традиционные подвижные игры с песочными мешочками .

Таким образом, песок - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, для его всестороннего развития.

Библиографический список.

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников . /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004

2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

4. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой : Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

5. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб, 2010.

6. Журавлева В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» , Волгоград, 2011 г.

Каждый ребенок любит играть в песочнице. Здесь постоянно проводится самое большое количество времени по изготовлению различных куличиков, замков и многих других поделок. Но вы сами когда-нибудь задумывались, с каким материалом играют ваши дети? Стоит на это сделать большой акцент. Изучим, каким должен быть идеальный и безопасный песок для детских песочниц.

Технические характеристики

Перед тем как покупать песок, внимательно изучите его свойства. На что вы действительно должны обратить внимание, так это на его качество. Когда дело касается наших детей, нужно в первую очередь думать об их здоровье. Ведь игры в песочнице могут закончиться плачевно. Чтобы этого не случилось, нужно знать главные моменты. К одним из таких относятся требования к песку для детских песочниц. А именно:

  1. В составе, кроме самого песка, не должны присутствовать примеси глины, ила, гравия, а также различных компонентов, например сульфатов, сульфидов меди и подобных веществ.
  2. Категорически запрещается наличие ракушек и камней. Независимо от того, каких они будут размеров.
  3. Песок для детских песочниц и площадок допускается только промытый. Обязательно он должен быть речного типа.
  4. Ни в коем случае не используйте горный песок. Он не поддается хорошей очистке и промывке.
  5. Песок перед попаданием на детскую площадку необходимо направить на санитарно-эпидемиологическую проверку. Инстанция должна выдать соответствующее заключение, в котором будет прописано, что в материале нет возбудителей инфекционных заболеваний.

Песок для детских песочниц подразделяется на две основные категории:

  1. Мелкая фракция. Используется для мест, на которых играют маленькие дети. Такой песок отличается следующими характеристиками: мягкий, рыхлый, безопасен для маленьких и нежных рук, идеально подходит для лепки.
  2. Крупная фракция. Чаще всего такой песок используется для детей старшего возраста. На таком материале удобно играть в подвижные игры, бегать, прыгать и ходить.

Правильное применение

Запомните одно важное правило. Даже если вы купили качественный песок для детей, то со временем его все равно нужно менять, так как он становится местом обитания различных вирусов и инфекций. Помимо этого старый песок опасен следующими факторами:

  • в нем накапливается мусор;
  • во время эксплуатации образуются мелкие пылевидные частицы, которые опасны для детского организма тем, что могут вызвать аллергию;
  • от старого песка дети могут получить серьезные заболевания дыхательных путей.

Помимо замены старого песка на новый материал специалистами рекомендовано как минимум два раза в год отдавать его на анализ в лабораторию санитарно-эпидемиологического бюро. Чтобы материал для детских игр и забав не превратился в оружие массового поражения, необходимо выполнять некоторые условия:

Отличное качество

На заметку всем родителям и ответственным за детей людей стоит взять следующее: неважно, какая у вас песочница, главное - переживайте за ее содержимое. Это правило должно стать для вас основным. Стоит уделить внимание такому материалу для игр, как песок для детских песочниц прокаленный. При его изготовлении проводят следующие стадии обработки:

  • промывку от грязи или глины;
  • прокаливание песка в камере обжига, в которой удаляются все острые грани.

Помимо такого песка можно использовать еще и кварцевый вид. Но в силу его дороговизны он редко встречается.

Правильный расчет

Приобрести можно песок для детских песочниц в мешках. Чтобы купленного количества хватило на игровую площадку, необходимо правильно сделать подсчеты. В первую очередь вы должны знать точный объем песочницы. Для этого необходимо умножить между собой длину, высоту и ширину. Следующим важным шагом считается расчет песка, которым нужно заполнить песочницу. При этом стоит знать правильный удельный вес материала. В нашем случае он равняется 1,5 т в 1 кубическом метре. Теперь необходимо объем песочницы умножить на коэффициент, который равен 1,5. В итоге вы получите то количество, которое вам необходимо.

Где взять?

Вариантов тут не так уж и много. Если вас мучает вопрос, где взять песок, то первое, что вам придет на ум, - это:

  • накопать его самостоятельно у оврага;
  • купить у любой торгующей фирмы обычный песок.

Но ни один из вариантов не является правильным. Для игровых площадок лучше использовать специальный детский очищенный песок. При контакте с ним у ребенка не возникнет никаких печальных последствий. Изначально приобретайте только качественный и сертифицированный песок для детских песочниц, ГОСТ которого подтвержден специальными справками и документами и подписан номером Р 52301-2004.

Современное ноу-хау

Сейчас любую площадку для игр можно украсить при помощи цветного песка. В него можно не только играть, но и расширять фантазию ребенка. Выпускается большое количество цветов такого песка. Этим материалом вы украсите не только песочницу, но и подчеркнете ландшафтный дизайн участка. Цветной песок отличается следующими характеристиками:

  • большая палитра оттенков;
  • цветной песок изготавливается на основе кварцевого представителя;
  • хорошо переносит влагу;
  • не теряет свой яркий цвет;
  • мягкий;
  • подходит для лепки.

Продается такой песок в мешках. Сразу хочется отметить, что цена его будет намного выше обычного, поэтому он подходит для заполнения небольших площадок.

Теперь, когда вы знаете, как должен выглядеть идеальный песок для детских песочниц, отправляйтесь за покупкой. Учитывайте все наши рекомендации, и вы никогда не столкнетесь с проблемами, которые могут возникнуть из-за экономии на покупке материала для игр.

Все дети любят играть в песок. Каждый из нас не раз мог наблюдать, с каким восторгом они возводят башни, строят дороги или просто делают куличики. И я подумала: «А почему бы не использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе?»

Конечно, любой из используемых материалов должен соответствовать определённым требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям, да и приобрести его совсем не сложно, продаётся песок в любом строительном магазине и стоит совсем не дорого. Конечно, перед использованием его лучше прокалить. Сделать это совсем не сложно: нужно высыпать песок на жаропрочный поддон и поставить в духовку минут на 20. У меня в группе есть два варианта работы с песком: это большой контейнер с невысокими бортиками, наполненный песком наполовину. Вокруг него могут встать сразу 6 человек, что позволяет ребятам играть вместе, взаимодействовать друг с другом, договариваться, обсуждать общаться. Второй вариант – это индивидуальные подносы, на которые насыпан песок (подносы лучше выбирать глубокие)

Как оказалось, песок легко сочетается с бросовым и природным материалом, можно использовать фасоль, бобы, горох. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т.д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.

Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Очень важно, что такая деятельность создаёт условия для психологической комфортности – работая с песком, дети не бояться сделать ошибки, любую неточность можно легко исправить – достаточно просто встряхнуть поднос, а значит, нет зажатости, страха сделать что-то не правильно.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие:

  • Способствует развитию игровой деятельности
  • Умению взаимодействовать со сверстниками
  • Приобщению к правилам безопасного поведения
  • Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца) .
  • Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

2. Познавательное развитие:

  • Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности
  • Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.
  • Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.
  • Способствует формированию целостной картины мира.

3. Речевое развитие:

  • Способствует развитию связной речи
  • Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми
  • Способствует обогащению словаря

4. Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивает воображение
  • Формирует эстетический вкус
  • Развивает художественные способности, чувство ритма.

5. Физическое развитие:

  • Способствует сохранению и укреплению здоровья
  • Накоплению и обогащению двигательного опыта
  • Развитие координации
  • Развитие мелкой и крупной моторики

Работа с песком интересна и очень разнообразна. Существует множество вариантов использования песка:

1. Опыты с песком

Песок можно пересыпать, наполнять им различные емкости (это могут быть различные стаканчики или баночки) , насыпать можно ложками разного размера, использовать шпатели или сыпать просто руками. В песок можно закапывать различные предметы, строить башни, тоннели и т.д.

2. Рисование на подносах с песком

Рисование можно с обычных линий, дорожек, предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом (желуди, фасоль, камушки)

3. Рассказывание сказок

Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, пальчиковую гимнастику, различные действия с предметами (мелкие игрушки, шумелки, природный материал) . Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их таким образом в процесс рассказывания, фантазирования.

4. Также подносы с песком можно использовать в учебном процессе. Для закрепления понятия величины, классификации, сравнения групп и предметов.

Такие занятия очень нравятся детям. Не менее важна и свободная деятельность, где задача взрослого создать условия для развития творчества и самостоятельности. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка, а игры с пеком позволяют реализовать свой накопленный опыт и творческий потенциал.

Дети очень любят играть с песком. Поэтому песок и песочница являются непременным атрибутом детских площадок во дворах, в дошкольных учреждениях, на садовых участках и даже в современных квартирах.

На бытовом уровне все мы очень хорошо знаем, что из себя представляет этот материал. Но когда встает вопрос о покупке песка для детской песочницы, мы обращаемся в интернет и, порой, не можем найти то что нам нужно. Потому что предлагаемый песок, в основном, строительного назначения.

Так что же такое ПЕСОК? По определению песок — это рыхлая, осадочная горная порода или искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород крупностью до 5 мм. Песок может быть: речным, озерным, морским, карьерным, мытым, сеянным, кварцевым, формовочным, стекольным, искусственным, строительным. В этих определениях перемешано все, что можно перемешать — и происхождение, и минеральный состав, и назначение, и способ обработки. Но никогда вы не найдете определения «детский». А между тем для детского песка или, по-другому, песка для детских песочниц имеют значение во многом другие характеристики, нежели для песков строительного или специального назначения.

Прежде всего, это экологическая чистота и гигиеническая безопасность , подтверждаемые сертификатом о качестве. Многие фирмы торгующие строительным песком утверждают, что имеют такой сертификат. На самом деле это всего лишь заключение о радиоактивной безопасности, дающее право использовать такой песок в строительстве. Вместе с тем, согласно нашему законодательству, и конкретно, согласно ГОСТ 25779-90, любой продукт, предназначенный для детей должен иметь обязательный сертификат, в котором прямо указано: допускается к применению в качестве детского игрового материала. Поэтому простой и соответственно дешевый природный песок, часто доставляемый навалом, без специальной подготовки и упаковки, не может считаться пригодным для детских игр.

Другими, важными свойствами детского песка , назовем их «игральными» являются: отсутствие посторонних предметов (щепок, стекла, комков глины, крупных камней и т.д.), сыпучесть и беспыльность .

Что касается сыпучести и формуемости, эти свойства присущи любому песку по определению, и не будем на них останавливаться подробно. Более подробно остановимся на понятии «беспыльность». Пылевая составляющая песка это очень мелкие (менее 0,1мм) частички самого песка или глины, часто присутствующие в песке в большем или меньшем количестве. Понятно, что при пересыпании сухого песка, пыль легко переходит в воздух и может попасть в легкие ребенка.

Удаление пыли из песка возможно несколькими способами: промывкой в воде и последующей сушкой, просеиванием через мелкое сито, наконец, наиболее трудоемкий способ состоит в покрытии песчинок полимерными составами. При этом пылевые частицы, присутствующие в песке, просто приклеиваются к более крупным, и песок больше не пылит. Этот способ наряду с основательным устранением пыления позволяет дополнительно получить цветной песок, который несомненно более привлекателен для ребенка.

При покупке песка необходимо обращать внимание на его влажность. Если песок влажный, что характерно для песка поставляемого строительными фирмами, то практически не возможно оценить его качество- крупность, сыпучеть, наличие пылевидных и глинистых частиц. Заверения продавца о том, что песок все равно высохнет и будет приоден для игры, стоит подвергнуть сомнению. Песок то, безусловно, со временем высохнет, но при большом количестве глины может превратиться в монолитный пирог. Поэтому следует покупать только сухой песок, упакованный в мешки.

Количество песка, необходимое для заполнения песочницы, зависит от ее размеров. Обычно детские песочныцы имеют размеры в пределах от 0,7х0,7 м до 1,5х1,5 м. Достаточная толщина слоя песка от 10 до 15 см. Таким образом, объем песка составит от 49 до 338 литров. Умножая полученный объем на среднюю насыпную массу песка (примерно 1,4 кг/л.) получаем требуемое количество песка в килограммах: от 69 до 473 кг.

Компания "Стрелец-ЕК" производит различные виды песка, в том числе и цветной песок для детских песочниц , полностью удовлетворяющий вышеописанным требованиям. Наш песок сертифицирован! Яркий и красочный цветной песок будет радовать не только детей, но и взрослых. И придаст особый колорит детской площадке!

Иногда, в целях безопасности, бдительные мамы не разрешают своим малышам играть в песочнице на детской площадке. Их опасения можно понять, поскольку, наполнив однажды короб песком, местные власти никоим образом не берут на себя ответственность за его чистоту.

Но что за детство без игры с песком?! Можно обеспечить игровое место с песочницей на приусадебном участке, если семья таковым обладает, но тогда возникает другой вопрос – где найти песок для песочницы, соответствующий всем нормам.

Требования к песку для детских песочниц

Надо сказать, что приобретение песка не проблема, только не каждый пригоден для детских игр. Прежде чем искать координаты организаций или частных лиц, занимающихся доставкой песка, следует определиться с вопросом – какой нужен.

Кварцевый, как правило, не используют для детских игр, хотя в плане радиоактивности он так же безопасен, как и все остальные виды песка. Причина кроется в его высокой цене. Его получают методом измельчения природного кварца, а с целью использования для детских песочниц еще и прокаливают в процессе производства, избавляя тем самым от потенциально опасных бактерий и примесей.

Карьерный песок – это естественное образование, полученное в ходе разрушения скальных горных пород. Очищенный песок из карьера вполне пригоден для песочницы, допустимым количеством примесей глины в нем считается 2%.

Третья популярная разновидность представлена речным песком, который добывается со дна естественных водоемов. Он считается наиболее предпочтительным для детских забав, хотя полагать, что только речной пригоден для песочницы, неверно. Любая из перечисленных разновидностей может быть использована для игр детей. Все зависит от величины фракций и степени чистоты.

К кому обратиться за покупкой

Дешевле всего обойдется приобретение песка у частника, только вряд ли он предоставит документы на предлагаемый товар. Лучше всего обратиться к крупному производителю, который подтвердит качество песка соответствующим сертификатом. Песок для песочницы должен соответствовать ГОСТ Р 52301¬2004, по которому размеры частиц не должны быть менее 0,2 и более 2 – х мм. Однако специалисты утверждают, что даже 0, 2 мелковаты. Они легко поднимаются в воздух при малейшем ветерке и могут попасть в дыхательные пути.

Больше доверия у родителей вызывает намывной песок, поскольку он самый чистый и не содержит глиняных примесей, однако совершенное исключение частиц глины тоже нежелательно. Из такого песка не удастся слепить ни одной песочной фигурки.
Не стоит опасаться обращаться в строительные организации, ведь многие из них имеют в наличии кроме строительного песка и песок для детских песочниц. Конечно, не все согласны доставлять его в малых количествах, но многие с удовольствием оказывают такую услугу.

Объем в размере тонны тоже не должен пугать, ведь всего 1 куб.м. сырого песка весит 1,5 тонны. На одну песочницу среднего размера понадобиться не менее 2-х кубов. Если песочница совсем маленькая, то всегда можно скооперироваться с соседями и привезти хороший, чистый песок для игр своего чада. Приобретение в строительном магазине – тоже вариант, гарантирующий наличие сертификата. Тем, кто живет у реки, проще добыть песок самостоятельно. Только лучше его просеять, когда высохнет.