Жизнь, похожая на ад: как живут женщины в старейшем борделе Бангладеш. Как жили женщины в восточных гаремах, или о чем не рассказывают романтические фильмы


Современные люди так быстро привыкли к различным благам цивилизации, что сейчас трудно себе представить, как раньше без них обходились. О том, какие проблемы со здоровьем и гигиеной возникали у людей эпохи Средневековья, широко известно. Но самое удивительное то, что эти проблемы оставались актуальными для женщин Европы вплоть до середины XIX века! Всего полтора столетия назад менструация считалась болезнью, во время которой противопоказана умственная деятельность, побороть запах пота было сложной проблемой, а частое мытье половых органов называли причиной бесплодия у женщин.



Критические дни в ту пору и правда были очень критическими. Никаких средств личной гигиены еще не существовало – пользовались кусками ткани, многократного использования. В Англии в викторианскую эпоху считалось, что состояние женщины в этот период ухудшает умственная деятельность, поэтому чтение возбранялось. А американский ученый Эдвард Кларк вообще утверждал, что высшее образование подрывает репродуктивные способности женщин.



Мылись в те времена крайне редко и неохотно. Большинство людей полагало, что горячая вода способствует проникновению инфекций в тело. Немецкому врачу, автору книги «Новое естественное лечение» Фридриху Бильцу в конце XIX в. приходилось уговаривать людей: «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна. После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть».



Чуть лучше обстояло дело с гигиеной полости рта. Зубную пасту стали выпускать итальянские производители в 1700 г., но пользовались ей единицы. Производство зубных щеток началось еще в 1780 г. Англичанин Уильям Аддис во время отбывания тюремного заключения придумал просверлить в кусочке кости отверстия и пропустить через них пучки щетины, закрепив их клеем. Оказавшись на свободе, он занялся производством зубных щеток в промышленных масштабах.



Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии только в 1880-х гг. Первый серийный выпуск рулонной туалетной бумаги начался в 1890 году в США. До этих пор в качестве туалетной бумаги использовали подручные средства, в основном газеты. В связи с этим шутили, что Иоганн Гуттенберг был официальным изобретателем печатного станка и неофициальным изобретателем туалетной бумаги.



Прорыв в области личной гигиены произошел в середине XIX в., когда в медицине появилось мнение о взаимосвязи бактерий с инфекционными заболеваниями. Количество бактерий на теле после мытья значительно уменьшалось. Первыми в поддержании чистоты тела добились успехов англичанки: они стали принимать ванну ежедневно с использованием мыла. Но вплоть до начала ХХ в. считалось, что частое мытье половых органов у женщин может привести к бесплодию.





Первый дезодорант появился в 1888 г., до этого борьба с проблемой запаха пота была очень неэффективной. Духи перебивали неприятный запах, но не устраняли его. Первый антиперспирант, который сокращал протоки потовых желез, ликвидируя запах, появился только в 1903 г.



Вплоть до 1920-х гг. удаление волос с тела среди женщин не практиковалось. Волосы мыли с помощью обычного мыла или изготовленного в домашних условиях очищающего средства. Шампунь был изобретен только в конце XIX в. Частой проблемой был педикулез, а боролись со вшами очень радикальными методами – их выводили ртутью, которая на тот момент считалась лекарством от многих болезней.



Во времена Средневековья следить за собой было еще более сложной задачей:

При слове «гарем» большинству людей приходят в голову красочные картины - изобилие соблазнительных полуодетых женщин, журчащие воды фонтанов, сладкое вино и постоянная нега. В общем, райское удовольствие. Но не забывайте, что времена, когда существовали гаремы, были жестокими, а жизнь женщины - еще тяжелее.

Так что на самом деле султанские гаремы были далеки от этой идеалистической картинки.

В переводе с арабского «гарем» означает «отделенное, запрещенное». Это место в доме всегда было скрыто от чужих глаз и тщательным образом охранялось слугами. В этой тайной комнате проживали женщины. Главной среди них признавалась либо жена, которая удостоилась чести выйти замуж первой и занимала вместе с суженым высокий титул, либо евнухи.

Нередко в султанских гаремах находилось огромное количество женщин, численность которых могла доходить до нескольких тысяч. Жен и наложниц для султана всегда выбирала его мать - это неукоснительное правило. Оказаться в гареме можно было очень легко - для этого нужно было просто быть красивой . Но даже в гареме не каждой удавалось завязать отношения со своим «мужем» и подарить ему наследника.

Такая высокая конкуренция среди жен позволяла выдвинуться в число первых только самым умным, расчетливым, ловким и хитрым женщинам. Не обладающие подобными дарованиями были обречены на исполнение бытовых обязанностей и обслуживание всего гарема. Своего суженого за всю жизнь они могли так и не увидеть.

В гаремах существовали особые порядки, которые нельзя было нарушать. Так что все было далеко не так романтично, как, например, в популярном сериале «Великолепный век». Повелитель мог увлечься новой девушкой, а тех, которые глаза намозолили, мог казнить. Причем методы расправы поражали своей жестокостью.

Один из вариантов избавиться от надоевшей жены - погрузить ее в кожаный мешок со змеями, туго завязать, привязать к мешку камень и сбросить в море. Легкий способ казни - удушение шелковым шнурком.

Законы в гареме и государстве

Если верить документам, то первые гаремы возникли в Османской империи. Изначально он формировался исключительно из рабынь, а в жены султаны брали только наследниц христианских правителей государств, расположенных по соседству. Однако в период правления Баязида II привычные установки претерпели изменения. С этого времени султан вообще не ограничивал себя брачными узами, а детьми обзаводились от своих рабынь.

Бесспорно, самым главным в гареме был султан, затем в цепочке иерархии находилась его мать, называемая «валиде». Когда правитель в стране менялся, то его мать обязательно переезжала в роскошные хоромы, а сам процесс переезда сопровождался шикарной процессией. После матери султана главными считались его суженые, которых называли «кадын-эфенди». Дальше шли бесправные рабыни, именуемы «джарийе», которыми часто гарем был просто заполонен.

Кавказские князья желали, чтобы их дочери оказались в османском гареме султана и вышли за него замуж. Укладывая своих дочек спать, заботливые папы напевали малышкам песенки о счастливой судьбе, шикарной сказочной жизни, в которой они окажутся, если им посчастливится стать женами султана.

Будущих рабынь повелители могли покупать, когда малышкам было по пять-семь лет, они их воспитывали и растили до наступления половой зрелости, то есть до возраста 12-14 лет. Родители девочек письменно отказывались от прав на своего ребенка после того, как добровольно продавали султану дочь.

Пока малышка росла, она обучалась не только всем правилам светского общения, но и тому, как доставить мужчине удовольствие. По достижении подросткового возраста повзрослевшую девушку показывали во дворце. Если при осмотре у рабыни выявлялись дефекты во внешности или на теле, если она так и не научилась этикету и показывала дурное поведение, то считалась негодной для гарема и стоила дешевле других, поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.

Будни рабынь

Счастливицы, которых султан предположительно подумывал взять себе в наложницы, должны были на отлично знать Коран и освоить женские премудрости. И если рабыне все-таки удавалось занять почетное место жены, ее жизнь радикально менялась. Фаворитки султана занимались организацией благотворительных фондов, финансировали постройки мечетей. Они почитали мусульманские традиции. Жены султана были очень умными. Высокий интеллект этих женщин подтвержден уцелевшими до наших времен письмами.

К наложницам отношение было относительно достойным, о них прекрасно заботились, им регулярно дарили подарки. Ежедневно даже самые простые рабыни получали выплату, размер которой султан устанавливал лично. В дни праздников, будь то день рождения или чья-то свадьба, рабыням выдавались деньги и различные дары. Однако, если рабыня была непослушной, регулярно нарушала установленные порядки и законы, наказание для нее было суровым - жестокое избиение кнутами и палками.

Замужество и нарушение супружеской верности

Через 9 лет проживания в гареме рабыня получала право уйти из него, но при условии, что господин это одобрит. В случае положительного решения султана женщина получала от него бумагу, что она свободный человек. Султан или его мать в этом случае в обязательном порядке покупали ей роскошный дом, дополнительно давали приданое, искали ей мужа.

Ну а до наступления райской жизни особенно страстные наложницы завязывали интимные отношения друг с другом или с евнухами. Кстати, всех евнухов привозили из Африки, поэтому все они были чернокожими.

Делалось это с определенной целью - таким образом не составляло труда вычислить особу, которая прелюбодействовала со слугой. Ведь при случае беременности на свет появлялись темнокожие младенцы. Но бывало такое крайне редко, ведь зачастую рабы попадали в гарем уже кастрированными, поэтому детей иметь не могли. Между наложницами и евнухами часто завязывались любовные отношения. Доходило даже до того, что вышедшие из гарема женщины уходили от своих новых мужей, сетуя на то, что евнух доставлял им гораздо больше удовольствия.

Роксолана

Вплоть до XVI века в гарем попадали девушки из России, Грузии, Хорватии и Украины. Бязид связал себя брачными узами с византийской принцессой, а Орхан-гази выбрал себе в супруги дочку императора Константина - принцессу Каролину. Но самая знаменитая султанская жена, если верить легендам, была родом из Украины. Звали ее Роксолана, она пробыла в статусе суженой Сулеймана Великолепного целых 40 лет.

Согласно литературным произведениям того времени, настоящее имя Роксоланы - Анастасия. Она была дочкой священника и отличалась красотой. Девушка готовилась к свадьбе, но незадолго до торжества была похищена татарами и отправлена в Стамбул. Там несостоявшаяся невеста оказалась на мусульманском рынке, где проходила торговля невольниками.

Как только девушка очутилась в стенах дворца, то приняла мусульманство и обучилась турецкому языку. Анастасия оказалась особой хитрой и расчетливой, поэтому путем подкупов, интриг и соблазнения за короткий срок добралась до юного падишаха, который увлекся ею, а потом и женился. Она подарила мужу трех здоровых богатырей, в числе которых оказался будущий султан - Селим Второй.

В современной Турции гаремов больше нет, последний исчез еще в начале ХХ века. На его месте впоследствии открыли музей. Тем не менее среди элиты многоженство практикуется и в наши дни. Юных 12-летних прелестниц против их воли отдают в жены возрастным богачам. В основном так поступают нищие родители, у которых не хватает средств, чтобы прокормить большое количество детей.

В и в ряде других мусульманских стран многоженство узаконено, но при этом одновременно разрешают иметь не более четырех жен. Все тот же закон возлагает на мужчину-многоженца обязанность по достойному содержанию своих дам и детей, а вот про уважительное отношение не написано ни слова. Поэтому, несмотря на красивую жизнь, жены содержатся часто в чрезвычайной строгости. В случае развода дети всегда остаются с отцом, а матерям запрещается с ними видеться. Вот такая предстоит расплата за безбедную и роскошную жизнь с влиятельным арабским мужчиной.

Начнем с того, что месячные в древности и сейчас — немного разные явления. В первую очередь потому, что устойчивый цикл был скорее редкостью, чем нормой. Плохое питание и недостаток витаминов приводили к нарушению гормонального баланса, а это, в свою очередь, приводило к нарушению менструального цикла. Месячные могли и вовсе прекратиться, если женщина была сильно истощена.

Тампоны и Древний Египет

Очень часто в интернете можно встретить утверждение, будто бы тампоны были известны еще древним египтянам. Упоминают в этом контексте и Гиппократа, «отца медицины», который якобы упоминал небольшие деревянные палочки, обернутые в мягкий лен, которые женщины вставляли во влагалище.

Доктор Хелен Кинг, которая посвятила изучению менструаций в историческом разрезе много лет, утверждает , что оригинальная цитата Гиппократа так и не была найдена, а миф широко использовался в рекламных кампаниях известных брендов — производителей средств личной гигиены для женщин.

  • Здоровье

    «Донором можно становиться пять раз, так что я продолжаю»: история Таи

  • Здоровье

    Ешь попкорн и худей: 10 обработанных продуктов, которые полезны для здоровья

То же касается и утверждений о тампонах в Древнем Египте и Греции. А вот свидетельства того, что римлянки крепили на белье subligaculum — впитывающие хлопковые прокладки — имеются.

Средневековье

Если очень коротко ответить на вопрос, что делали женщины вплоть до XIX века во время месячных, то ответ будет такой: ничего. Большая часть европеек не носили белья, так что и крепить ткань было некуда.

Впрочем, исключения тоже имелись. Альтернативным методом« для богатых» были тряпичные« прокладки», которые крепились между ног с помощью специального пояса, который крепился вокруг талии. Например, нам известно, что Елизавета I, королева Англии, владела тремя черными шелковыми поясами.

« Цивилизованный» подход к своей гигиене предполагал также кусочки ткани, которые засовывали во влагалище, чтобы приостановить кровотечение. Но большинство женщин просто позволяли крови вытекать из себя естественным путем. Это, судя по всему, если верить записям, никого не удивляло.

Лаура Клостерман Кидд(Laura Klosterman Kidd), эксперт по этому вопросу, изучила 17 женских дневников и писем с рекомендациями, что паковать с собой в поездку. Она не встретила ни одного упоминания предметов, которые хоть чем-то могли облегчить жизнь женщины в этот период.

1800

Ничего не изменилось. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».

Да, некоторые женщины действительно использовали« менструальные ткани», но большая часть женщин не могли себе позволить такое дорогое удовольствие.

При этом женщинам« в эти дни», к примеру, запрещалось работать на фабриках, особенно пищевых, — считалось, что они могут« отравить» продукты.

1900


Белье надежно крепилось на так называемый гигиенической пояс. Первая реклама, демонстрирующая одноразовые салфетки, появилась в США в 1888 году. До этого момента любая реклама, затрагивающая тему менструаций, считалась табуированной.

Продукт не привлек потребительниц и был снят с производства.

1920

Женщины так же использовали гигиенический пояс, но на этот раз согласились на одноразовые подложки. Медсестры Первой мировой войны обнаружили впитывающие свойства особой медицинской бумаги — они использовали ее для впитывания крови из открытых ран, но и для менструальной крови они вполне годились.

Вдохновившись этой идеей, Кимберли Кларк изобрела Kotex — первые одноразовые салфетки для менструаций.

1930

Появляются первые тампоны с картонным аппликатором. В 1934 году компания Tampax вывела на рынок свой продукт. Его рекомендовали к использованию только замужним женщинам, потому что повсеместно считалось, что тампоны подходят только тем женщинам, кто уже лишился девственности.

1940

Война, женщинам приходится много двигаться, нет времени на заминки. Так появляется первый тампон без аппликатора. В период с 1936 по 1943 год потребление тампонов возросло в пять раз.

1950

Время назад. И снова гигиенический пояс, а о месячных — ни слова. Женщины должны молчать об этом неудобном периоде своей жизни. Но вот оправданием для отказа от домашней работы менструация служить не должна.

Женщины – это товар, который передается от отца к мужу. Афганка не может себе позволить почти ничего, в том числе и выйти на улицу без мужчины, заговорить с прохожим. Она будет женой того, кого выберут ей родители, и тогда, когда они захотят.

Тут становятся мамами в подростковом возрасте, ежедневно умирают при родах, стыдятся дочерей, клеймят позором тех, кто не способен подарить мужу сына.

Отправляясь в Кабул, журналист Дженни Нордберг не рассчитывала, что знакомство с афганкой-политиком Азитой откроет для нее совершенно другой мир с дикими для современного общества традициями.

В семье Азиты четыре дочери, но одна из них – сын. Это явление носит название «бача пош». Для многих афганок лжемальчики становятся спасением от позора и сплетен – самых сильных орудий общества, в котором не существует прав женщины. Если твоя репутация будет испорчена, не пожалеют даже родные, они же могут забить камнями…

Здесь в каждой школе есть одна-две девочки, переодетые в мальчиков. В будущем им предстоит стать настоящими женщинами, если их психика сможет адаптироваться к такой «смене пола». Подобная практика не фантастика, это норма, коллективная ложь во спасение, которая существует столетиями, но о ней не принято говорить вслух.

Книга Нордберг «Подпольные девочки Кабула» показывает не изнанку, а реальную жизнь женщин в одной из самых закрытых стран мира. Она неприятная, отталкивающая и местами нечеловеческая. Подобные вещи хочется забыть сразу после прочтения. Но это не сборник ужасов из разряда «как страшно жить», а другая, привычная другим людям реальность, окунувшись в которую заново осознаешь ценность простых, обыденных для тебя и невероятных для сотен тысяч женщин Афганистана вещей.

У нас есть свобода и мы сами как личности, а не как чья-то собственность.

«Подпольные девочки Кабула». Глава 4

Здесь заботятся о каждом изможденном, с запавшими глазами ребенке, внутрь приглашают каждую беременную женщину. Мужчины будут ждать снаружи, рядами рассевшись на скамьях вдоль желтой каменной стены на фоне заснеженных гор, в то время как в больнице решается судьба их семей. Большинство одето в типичную деревенскую одежду, состоящую из белых хлопчатобумажных брюк, кафтанов и закрученных тюрбанов, с открытыми сандалиями или пластиковыми тапочками-сланцами, даже в самую ледяную зиму.

Внутри же смуглые, раскрашенные хной руки стягивают с тел и лиц бурки, хиджабы и платки. Эти руки часто выглядят старше, чем лица под одеждой – лица с нежными щеками и глазами, еще не обведенными морщинами. Некоторые будущие матери сами лишь достигли подросткового возраста.

Каждые несколько часов старания какой-нибудь женщины родить сына завершаются здесь, внутри отделанной белым кафелем палаты, где три гинекологических кресла покрыты черными пластиковыми мешками. Младенец мужского пола – это победа, успех. Младенец женского пола – унижение, неудача.

Барановская написала книгу об Аршавине

  • Подробнее

Мальчик - бача, так называют ребенка-сына. Девочка - «другая», дохтар. Дочь. Женщину, которая возвращается домой с сыном, могут чествовать церемонией нашрах, во время которой играет музыка и возносятся молитвы. Гостей будут обильно кормить и поить. Новоиспеченной матери преподнесут подарки: дюжину кур или несколько фунтов сливочного масла, чтобы помочь ей кормить грудью своего маленького сына - пусть тот растет здоровым и сильным. Она получает более высокий статус среди женщин. Та, что способна рожать сыновей, - успешная, достойная зависти женщина; она - воплощение удачи и образа хорошей жены.

Если же рождается дочь, молодая мать нередко покидает родильное отделение в слезах. Она вернется в свою деревню с опущенной от стыда головой, и, возможно, ее станут высмеивать родственники и соседи. Ей могут несколько дней отказывать в пище. Муж может избить жену и выгнать из дому, ей придется спать вместе со скотиной в качестве наказания за то, что принесла в семью еще одно бремя – дочь.

А если у матери новорожденной уже есть несколько дочерей, над ее мужем станут потешаться как над слабаком, с которым отказывается сотрудничать природа, называя его мада пошт. Перевод: «тот, чья женщина родит только девочек».