В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это кто? Права и защита детей, оставшихся без попечения родителей Где живут дети без родител

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, .

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.

В последнее время Даугавпилс в массовом порядке покидают молодые люди в поисках лучшей жизни, а вернее, в надежде заработать, они уезжают за границу. Впору распевать задорную песенку, слегка изменив слова: "Мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Евросоюз!" Так-то оно так, и все бы ничего, но в родном городе остаются дети, причем остаются на долгие годы. А дети без родительского примотра могут вырасти такими, что никакие заработанные на чужбине деньги не будут в радость.

Не секрет, что среди подростков выросла наркозависимость. Нередко в квартирах, где живут оставленные на произвол судьбы подростки, создаются притоны. Мамы и папы рады бы остаться в родном городе рядом с детьми, но не всегда удается найти работу с нормальной оплатой труда. Что же делать? Какие самые необходимые меры предосторожности следует принять, покидая детей? На эти вопросы отвечает инспектор полиции порядка Светлана Федорова.

*У каждого возраста свои кошмары *

За последние 4-5 лет ужасающе возрос процент невротических расстройств у детей уехавших на заработки в Европу родителей, хотя ребята и растут в хороших условиях, любимы и избалованы.

Малыши 3-5 лет заметно реагируют на расставание с одним из родителей или с обоими; они испуганы и чувствуют себя незащищенными, страдают от ночных кошмаров. У них развивается страх расставания.

У ребят в возрасте 7-8 лет наблюдаются депрессивные реакции, ночные фобии вплоть до приступов пароксизма.

У 9-12-летних встречаются навязчивые идеи, суеверия, частые кошмары. Они представляют себе родителей мертвыми, больными, жертвами несчастных случаев, потому что боятся никогда не увидеть своих родителей снова. Из-за тревоги начинаются проблемы в поведении и учебе.

Подросткам лучше удается придать смысл случившемуся; они видят в отъезде родителей положительную сторону. Их внимание обращено скорее к самим себе как личностям и к собственным отношениям с людьми; их занимает собственная свобода и сексуальность.

Однако такие ребята входят в группу риска, не защищены перед проблемами, связанными с употреблением алкоголя и наркотиков.

Психологи обращаются к родителям, уехавшим и намеревающимся уехать: „Если копнете глубже в душах ваших детей, найдете пугающие вещи. Верните им детство!"

Учителя утверждают: дети, оставшиеся без родительского присмотра, получают очень много свободы, которой пользуются неэффективно (развлечения, дискотеки, ночные клубы, сомнительные заведения).

В случае отъезда одного родителя, ребенок оставлен на попечении другого. В таких семьях ситуация относительно стабильная, ученики имеют моральную поддержку как дома, так и в школе. Но если отсутствуют оба родителя, о детях заботятся дедушки, бабушки, родственники, соседи, опекуны – лица, менее близкие. После первых разногласий ребята предпочитают обходиться без них. В результате – опоздания на уроки, подавленность, неверие в себя, употребление алкоголя и наркотиков.

Утраченные иллюзии

Игодда отъезд родителей – такой многообещающий вначале, ведет к потере семьи. Пережитый опыт оставляет отрицательные следы на психическом здоровье оставленных детей.

Что же происходит с ребенком, для которого долгие годы родители - это лишь фотографии, голос в телефонной трубке и дорогие подарки?

Для маленького человечка мама – часть его самого. Известный всем родителям кризис трехлеток, не что иное, как первая попытка малыша осознать тот факт, что он – отдельная личность. Но это лишь крошечный шажок на пути взросления. Полностью отделиться от опеки ребенок сможет намного позже, после восемнадцати, а то и двадцати лет. До этого возраста родители для него - та самая стена, на которую он всегда может опереться в случае необходимости. Для ребенка это такой же непреложный факт, как необходимость есть, спать или дышать.

Легче всего воспринимают длительный отъезд родителей дети из больших сельских семей. В таких семействах родительские роли равномерно распределены между братьями и сестрами: старшие следят за младшими, у каждого есть своя часть работы по дому, которую просто не на кого свалить.

Намного сложней приходится ребенку-одиночке. Для него любые объяснения о том, что “у нас не хватает денег” - абстракция, которую он еще не может осознать. Пытаясь справиться с напряжением, вызванным необходимостью смириться с неотвратимыми изменениями, ребенок начинает по-своему объяснять себе факт отъезда.

Глубины души

Чаще всего отъезд родителей на заработки означает для малыша не что иное как предательство! Ребенок обижается на маму-папу, в его душе бушуют сильные чувства – обида, злость. Проблемы начинаются с того момента, как агрессия, рвущаяся наружу, сталкивается с внутренним цензором ребенка: родители – это табу, боги, которые не могут быть виноваты. Понять и объяснить себе или окружающим, что с ним происходит, ребенок еще не может и поэтому решает, что отъезд родителей - только его вина. Если бы он был лучше, умнее, послушнее, то родители, конечно же, остались бы дома. Чувство вины растет как снежный ком, ребенок становится неуверенным, замкнутым и малообщительным. Некоторые дети, отчаявшись обратить на себя внимание своими успехами, скатываются в другую крайность – мечтая добиться хоть какой-нибудь реакции родителей, они перестают слушаться, ведут себя вызывающе, эпатажно.

Родителям стоит помнить и о том, что на сильные переживания малыш может отреагировать и различными заболеваниями – проблемами желудочно-кишечного тракта, аллергией, кожными высыпаниями, частыми простудами. Это – следствие задавленного внутри стресса.

Пожалуй, единственный вариант, когда отъезд родителей на заработки - благо для ребенка, ситуация, когда в семье царит ложь. Для малыша, прекрасно читающего настоящие взаимоотношения родителей, внешняя видимость, когда взрослые стараются “держать марку”, – не более чем видимость. Малыш, чутко ощущая злость, обиду близких людей, вынужден не доверять своим собственным чувствам, слушая бодрые слова взрослых. Такая двойственность очень быстро приводит к психологическим проблемам и даже к психическим заболеваниям. Избавление от таких семейных отношений один из выходов для ребенка.

Жажда любви

В полноценной семье ребенок учится переживать эмоции, управлять ими, понимать реакции других людей. Лишенные такого багажа люди впоследствии не понимают своих эмоциональных реакций, в глазах других людей они выглядят роботами, занятыми лишь карьерой и внешними проявлениями успеха. Их называют “толстокожими”. Это – один из возможных вариантов психического развития малышей, чьи родители уехали на заработки. Однажды обманутые в своей жажде любви, они всю жизнь не могут переступить внутренний страх, предпочитая держать людей на расстоянии, лишь бы не испытывать боль, пережитую ими в детстве из-за отсутствия родителей. Частично это можно сгладить до бесконечности повторяемыми объяснениями в любви, но, к сожалению, любые слова не исправят ситуации прошлого.

…Девочку уже четыре года воспитывала бабушка, в то время как мама уехала на заработки. К девяти годам у ребенка развился тяжелый невроз, проявляющийся тиками. Да, она скучала по маме, как и любой ребенок, но одно с другим родственники не очень связывали. Проблема в том, что ребенок, в отличие от взрослого, не может прийти к психологу и сказать - у меня депрессия, мне тревожно.

У детей напряжение проявляется через поведение, эмоции - многие кусают ногти, начинается энурез. Они могут вести себя неадекватно – дергаться, убегать из дома, отказываться общаться.

Ребенок не может осознать, что значит - “мама вернется”. Если его оставляют с бабушкой, которая нянчила его с младенчества, и привязанность ребенка к ней больше, чем к маме, то ему легче перенести отъезд. Но в любом случае отъезд родителей вызывает ощущение потери. То же самое происходит с детьми, попавшими из семьи в детдом. Таким детям в дальнейшем тяжело установить отношения привязанности в своей собственной семье.

А если иначе не выжить ?

Если же вы взвесили все “за” и “против” и поняли, что отъезда не избежать, необходимо подготовиться к нему заранее.

Во-первых, с тем человеком, с которым будет оставаться ребенок (бабушка или тетя), нужно обеспечить длительный контакт, чтобы ребенок успел привыкнуть. Это нужно начинать делать не менее чем за полгода до отъезда. В идеале - пожить это время вместе, одной семьей, чтобы у ребенка была возможность сменить объект привязанности.

Во-вторых, уезжая, нужно оставить дома как можно больше напоминаний о себе – фотографии, вещи родителей. Попробуйте поступать так же, как с малышом, который первый раз идет в детский сад - ему в кармашек очень полезно положить какую-то бумажку, имеющую отношение к маме-папе, например, самый обычный талончик, чтобы ребенок клал руку в карман и натыкался на памятку о родителях.

В-третьих, желательно звонить и разговаривать с ребенком каждый день или хотя бы через день. Чем чаще – тем лучше.

В-четвертых, постарайтесь найти такую работу, чтобы уезжать не сразу на пять лет, а, скажем, хотя бы на год через год.

Но даже при правильном подходе к отъезду остаются проблемы. Дело в том, что если у человека пропадает объект здоровой зависимости – родители, близкие люди, то заменой могут стать компьютеры, наркотики, алкоголь или игровые автоматы.

Нужно правильно расставлять акценты - нужен ли будет потом этот дом, купленный на заработанные деньги, если рядом окажется наркоман, в которого превратился твой собственный ребенок?

Каждый ребенок, появляясь в этом мире, помимо базовых желаний есть, пить, дышать, спать несет в себе врожденный набор свойств, данный ему (но не обеспеченный развитием) при рождении. Помочь развить врожденные свойства, находящиеся в архитипичном (неразвитом) изначально состоянии у ребенка - задача родителей. Развитие заданных свойств происходит до пубертата включительно, после пубертата — реализация этих свойств, на том уровне, до какого они успели развиться. Что же происходит с детьми сиротами, оставшимися без родителей?

Важным условием для развития ребенка является ощущение защищенности и безопасности, создающее равновесие между внутренним и внешним. Если его нет, ребенок, стремясь сохранить целостность тела, действует архитипично, чтобы выжить во что бы то ни стало...

Ребенок с уретральным вектором сбегает из дома, собирая вокруг себя малолетних преступников, кожный - начинает воровать, анальный - от природы послушный, начинает упрямиться, затаивая глубокие обиды на всю жизнь - всё это тормозит или же совсем останавливает развитие, так как всё существо ребенка направлено на сохранение собственного тела.

При нормальном развитии при наступлении послепубертатного периода подросток сам становится способным взять на себя ответственность за свою жизнь, а реализуя ранее развитые им свойства социально полезным образом, получает чувство равновесия между внутренним и внешним.

Но как обстоит дело с брошенными детьми сиротами?

Понятно, что за их ощущение чувства защищенности ответственны воспитатели детских приютов, а так же на их плечах лежит развитие каждого ребенка сироты, что, при отношении к этим детям, как к чужим, является невыполнимой задачей.

Государство в больших размерах субсидирует дома для детей сирот, но это по факту не улучшает положение детей сирот, не меняет исход их судеб. Почему? Мало кто из окружения этих детей ставит целью помочь им развиться, адаптировать их к жизни и найти свое место, применение в обществе.

На сегодняшний день в детских домах дети сироты не умеют мыть посуду, стирать свою одежду, обращаться с деньгами, наводить порядок. Приученные с одной стороны к тому, что все делают за них, они не получают элементарных навыков самостоятельной жизни. А с
другой стороны, постоянно живя с ощущением, что они никому не интересны и не нужны, испытывая на себе потребительское отношение к ним взрослых, они не имеют базового, необходимого каждому ребенку чувства защищенности. Вместо развития и культурных ограничений они получают пример воровства, насилия, равнодушия окружающих, на всю жизнь запоминая, что каждый сам за себя.


Став взрослыми, они не способны взять на себя ответственность за свою жизнь, реализовать свои таланты, оставшиеся неразвитыми. Они адаптируются так, как их научили - каждый сам за себя, выживает как умеет. Это ломает не только их жизнь, но и отражается на всем обществе. Дети сироты чувствуют свою ущербность и считают, что могут делать всё, что им захочется, в качестве компенсации за тяжелое детство. Большинство из них становятся алкоголиками, наркоманами, уходит в преступность.

Почему раньше не было таких проблем?

После гражданской войны было около 6 млн беспризорных детей, из которых вырастили элиту советского общества. Как? Какой была работа с детьми сиротами? Их научили консолидироваться, чувствовать коллектив, быть его частью, а значит, заботиться о нем. Им помогли развить их способности и привили адекватные ценности, приоритет целого над частным, научили выносить свои умения наружу.

Такие установки были комплиментарны и хорошо ложились на уретральный менталитет страны и такую же социальную формацию - в Советской России было уретральное общество, которое жило по принципу справедливости, где с каждого спрашивалось по возможности и каждому давалось по потребности.

Получая такое давление и воспитание ценностей, бывшие беспризорные дети - те, что добывали себе пищу лишь путем краж и грабежей, бывшие преступниками, постепенно изменялись, ощущая уже другой приоритет — где общее - первично, личное — вторично. Они ощущали консолидацию, а значит безопасность и защищенность.

Половина домов для детей сирот были детскими колониями, и их занимали дети с преступным прошлым, все без исключения, потому что не было у них тогда другого, не маргинального, варианта, чтобы выжить во чтобы то ни стало и сохранить целостность тела. Выходя из этих детских колоний, они становились героями труда, героями войны.

После перестройки, с приходом другой, кожной, эры с контрарными российскому менталитету ценностями, у всего общества изменились приоритеты с общего на частное. Индивидуализм и потребление стали во главу угла. Стремясь во что бы то ни стало наполнить прежде всего себя, свои потребности, мы вырастили в себе неприязнь, и наши дети воспитаны уже на иных ценностях. Увеличиваясь по нарастающей, не имея сдерживающих факторов, неприязнь способна разорвать общество.

К.Юнг говорил, что самые большие опасности кроются в человеческой голове и там же заложены самые большие возможности. И уже сегодня это очень важно понимать, уметь дифференцировать те бессознательные процессы, которые и руководят любым нашим поступком, определяет наши выборы. От того, насколько мы понимаем самих себя и людей вокруг, все механизмы происходящего в обществе, зависит и реализация, а значит и счастье, каждого отдельного человека и всего человеческого сообщества в целом.


Невозможно устроить свое личное счастье, игнорируя ближнего и процессы, происходящие в целом. С другой стороны, когда каждый человек, осознает свои желания, он перестает действовать рефлекторно, пытаясь добыть кусочек счастья за счет других. Он точно знает,
что ему дано от природы, и как воплотить для пользы социума то, что в нем так требует выхода и наполнения. Потому что самое большое возможное счастье человек получает в реализации себя наружу - в семье, в коллективе, в обществе.

Как частный пример того, что значит системное понимание особенностей и реализации человека, можно упомянуть о развитой кожно-зрительной женщине (по терминологии СВП). Это прирожденная воспитательница, которая способна по-зрительному привить культуру, развить сострадание и по-кожному задать здоровый запрет и ограничение.

Системное понимание особенностей детей позволяет легко найти индивидуальный подход к каждому, максимально развить творческий потенциал и избежать травмирующих ребенка влияний. Мы не можем делить детей на чужих и своих. Каждый ребенок может вырасти счастливым, стать здоровым членом общества. И это зависит от каждого из нас.

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Чинилова Инна
Дети без родителей

Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали ребёнка умерших родителей , лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счёт социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях .

Вот некоторые данные статистики : по данным на начало 2014 года в России более 600 000 детей сирот, лишённых родительского попечения , 95% из них – социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства : рост числа детей, рождённых вне брака. Социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей , нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребёнка).

Среди «отказных» детей многие имеют врождённые психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнёрами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети , помещённые в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети –сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека) . Большинство семей, где дети лишены попечения родителей , характеризует вопиющее социальное неблагополучие : низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, аморальный образ жизни, пьянство родителей , скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребёнка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У многих детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально – познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызывает у ребёнка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации : у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большому интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность, у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе.

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодёжь оказывается не готовой к самостоятельной жизни. Таким образом, последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь всё хорошее, и плохое – из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяжёлым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем удаётся преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети , тем квалифицированнее, терпеливее, добрее должны быть воспитатели домов ребёнка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » В соответствии с этим существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений.

ДЕТИ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ .

Усыновление - одна из форм воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей , известная ещё со времён Древнего Рима. В течение столетий люди интуитивно понимали, что ребёнок, потерявший родителей , должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психологические исследования последних лет показали, что потребность иметь маму и папу–одна из сильнейших потребностей ребёнка. А поэтому наилучшая замена собственной семье-новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребёнка-усыновление.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребёнка. Что к этому побуждает? Выявлено много причин : невозможность иметь ребёнка по медицинским показателям; нежелание иметь своего ребёнка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребёнка , являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребёнка Иностранные граждане, которые с 1991г. Получили разрешение брать в свои семьи приёмных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, поскольку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровлении.

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необходима совершенно особая работа с приёмными родителями ещё до того , как в их доме появится ребёнок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические. Прежде всего это сомнения и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребёнком и т. д. Тревожат мысли о том, каков будет ребёнок, какие радости и огорчения он принесёт в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследственные качества, приобретённый опыт, с которым ребёнок войдёт в дом. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую формируются завышенные ожидания в отношении приёмного ребёнка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способностей и т. д.). Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. Они склонны предъявлять ребёнку повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не способны эмоционально поддерживать ребёнка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспитании, коррекции ребёнка, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приёмные родители нередко возвращают ребёнка в детский дом. Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, серьёзные переживания у несостоявшихся родителей . Как потом сложится судьба у ребёнка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в неё счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика.

Главная проблема, которая возникает у многих родителей , усыновивших детей, заключается в вопросе : сказать или нет ребёнку о его происхождении? Каждая семья решает этот вопрос по-своему : одни рассказывают ребёнку правду, другие её утаивают. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении семью, создаёт в ней нервозную обстановку. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающих об усыновлении ребёнка. Но сохранить от ребёнка тайну усыновления не всегда удаётся. Иногда находятся «доброжелатели» , которые открывают ребёнку историю его происхождения. Специалисты рекомендуют приёмным родителям рассказать ребёнку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят. И здесь можно вспомнить русскую народную пословицу «Не та мать, что родила , а та, что выходила» .

Передача осиротевшего ребёнка в приёмную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребёнка в приёмную семью зависит от личности родителей ,от общей семейной атмосферы, а также от самого ребёнка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребёнка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные нарушения. На определённом этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. Поэтому приёмным родителям необходимо иметь большое терпение.

Иногда родители хотят усыновить ребёнка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание-это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесёт счастья усыновление ни ребёнку, ни родителям , если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак : ребёнок должен жить в счастливой семейной атмосфере.

Подростки нередко, стремясь быстрее повзрослеть и стать самостоятельными, хотят уйти от родителей.

Насколько реализуемо это желание?

Со скольки лет можно жить отдельно от родителей по закону?

Статья 20 Гражданского Кодекса РФ определяет фактическое место проживания несовершеннолетних детей (т.е. до 14 лет) по тому адресу, где проживают его родители.

Если родители не живут вместе, место проживания ребёнка будет определяться решением его мамы и папы.

Так, статья 65 СК РФ гласит: если один из родителей хочет зарегистрировать ребёнка в своём доме, ему необходимо получить согласие второго родителя. Это значит, что ответственность за проживание ребёнка будет лежать на том родителе, который производит регистрацию.

Подростку от 14 до 18 лет предоставляется возможность самостоятельно регистрироваться по тем адресам, которые закреплены за его родителями, посредством написания заявления.

В статье 18 ГК РФ указано, что выбирать место проживания самостоятельно могут дееспособные лица с письменного согласия родителей.

Дети должны проживать с одним из родителей или с их законным представителем. До 14 лет место жительства ребёнка определяется однозначно – по адресу проживания родителей иди законных представителей.

По закону ответственность за воспитание, содержание и развитие детей лежит на родителях или лицах, их заменяющих: опекунах, усыновителях, попечителях.

В 14 лет подросток ещё не готов жить самостоятельно, поэтому и по достижении этого возраста закон определяет его место проживания вместе с родителями (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Вместе с тем ребёнок с согласия родителей может проживать у близких родственников, например, у бабушки или дедушки, но в то же время — получать заботу и воспитание от родителей.

Дети же, находящиеся под опекой, или усыновлённые дети, проживают совместно с теми, кто их опекает.

Достигнув 16-летнего возраста, ребёнок продолжает жить вместе с родителя, которые полностью отвечают за него.

Переехать жить отдельно подросток может только с согласия родителей, при этом он должен быть зарегистрирован в общежитии учебного заведения или проживать с совершеннолетним человеком на основании оформленной родителями доверенности.

Что касается опекаемых, то в некоторых случаях можно получить согласие органа опеки на то, чтобы 16-летний ребенок проживал отдельно от опекуна.

При этом опекуну/попечителю выдвигается 2 условия:

  • Самостоятельная жизнь ребёнка никак не отразится на его воспитании.
  • Опекун/попечитель обязан заботиться о ребёнке, уделять ему внимание (ст. 36 ГК РФ п. 2).

Без согласия родителей 16-летний ребёнок не может проживать отдельно от них, если предварительно не провести процедуру эмансипации.

В этом случае по согласию родителей ребёнок может проживать самостоятельно. С 18 лет согласия родителей уже не требуется.

Эмансипация, то есть признание несовершеннолетнего дееспособным, проводится по решению органа опеки с согласия обоих родителей/опекунов/ усыновителей либо по решению суда при отсутствии согласия.

Согласно закону, родители/законные представители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного ребёнка.

Таким образом, если 16-летний ребёнок признан полностью дееспособным, то он имеет полное право проживать отдельно от мамы/папы или заменяющих их лиц.

Можно ли с 17 лет жить ребёнку самостоятельно? Для 17-летних молодых людей действуют те же правила, что и для 16-летних.

Желание детей переехать жить отдельно, особенно в совсем юном возрасте, воспринимается родителями, как правило, в штыки. Особенно привязаны к ребёнку мамы, привыкшие заботиться и оберегать своё чадо.

Даже повзрослевший 16-летний юноша маме кажется ещё маленьким и беспомощным . Чересчур мнительные мамы, услышав желание ребёнка жить отдельно, сразу же рисуют себе самые мрачные сценарии дальнейшего развития событий.

Ещё одна причина, по которой иногда мамы не отпускают от себя повзрослевших детей, – это страх одиночества . Зачастую такой страх преследует матерей-одиночек.

Им кажется, что с переездом ребёнка их жизнь померкнет, станет бессмысленной. Если дочь или сын переезжают к своей второй половинке, иногда у матерей появляется чувство ревности.

Если вы в свои 16-18 лет решили переехать от родителей, вам придётся их, особенно маму, заранее к этому подготовить, чтобы не натолкнуться на шквал эмоций.

Для начала нужно понять, что именно беспокоит маму . Если она считает вас ещё не совсем самостоятельным, объясните, что отлично справитесь с уборкой помещения и приготовлением пищи.

Расскажите маме о своих заработках, которые позволят вам оплачивать необходимые расходы. Обязательно дайте ей свой адрес, оставьте ключи, просите заходить к вам в любое время.

Пообещайте часто приходить к ней в гости . Если мама пользуется интернетом, установите ей на компьютер «Скайп», через который вы сможете слышать и видеть друг друга ежедневно.

Постарайтесь найти в своём переезде положительные стороны не только для себя, но и для мамы . Например, ей теперь можно меньше стоять у плиты, освободится комната, станет больше места в доме, ваши друзья теперь не будут шуметь, засиживаясь допоздна у вас, и т.д.

Убедите её, что тяжело будет только первое время, всё равно рано или поздно ей придётся отпустить вас во взрослую, самостоятельную жизнь. А теперь мама, выполнив свой родительский долг, вправе пожить для себя.

Если у вас возникло стремление переехать от родителей, значит, вы — уже созрели и вполне можете жить самостоятельно. Однако помните, что эта жизнь будет существенно отличаться от уютной, удобной жизни в отчем доме.

Появятся дополнительные расходы, на вас ляжет полная ответственность за свою жизнь.

Самостоятельная, сепаративная жизнь только что вышедшего из-под родительского крыла ребёнка имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, жить вместе хорошо: родители накормят, напоят, уберут, разбудят, дадут денег на расходы.

Тем не менее, современная молодёжь пытается сделать всё, чтобы жить отдельно. По статистике, возраст сепарации от родителей ежегодно уменьшается. Нынешние молодые люди стремятся отделиться, едва закончив школу. Так в чём же дело?

Приведём некоторые минусы совместной жизни:

Плюсы жить отдельной жизни от родителей в том, что вы избавляетесь от контроля, укоров, угрызений совести, наказаний и пр. Однако и минусы есть.

Вам придётся привыкать брать всю ответственность на себя. Кроме того, придётся полностью себя содержать и оплачивать счета. Помимо того, будьте готовы лишиться уютной обстановки, круглосуточной любви и заботы, а также карманных денег.

Итак, закон не запрещает жить отдельно от родителей в 16 лет при соблюдении вышеописанных условий . Однако нужна ли вам такая ранняя самостоятельность? Это уже решать только вам.