Урок доброты и любви. (Притча «Самое прекрасное сердце»). В коротких притчах большая мудрость Притчи о сердце человека

«Имеешь сердце»

Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится».

Змейка

Отшельник, понимавший язык животных, во время молитвы заметил, что маленькая зелёная змейка начала извиваться около него, так продолжалось несколько дней. Наконец он спросил змейку, что значит её странное поведение? Змейка отвечала: «Хорошо твоё сосредоточение, Риши, если во время молитвы так замечаешь все мои движения!» Отшельник тогда сказал: «Червь лукавый, не суди по себе. Сперва происходит сосредоточение земное, потом тонкое и затем огненное, когда сердце вмещает и небесное, и земное».

Искушение отшельника

Один демон решил поставить святого отшельника в безвыходное положение. Для этого демон похитил самые священные предметы и поднёс их отшельнику со словами: «Примешь ли от меня?» Демон надеялся, что отшельник не примет дары и тем предаст священные предметы; если же примет, тем вступит в сотрудничество с демоном.

Когда этот ужасный гость сказал своё предложение, отшельник не сделал ни то, ни другое. Он восстал возмущённый и всею силою духа приказал демону бросить предметы на землю, сказав: «Тёмный дух, не удержишь предметов этих, уйдёшь уничтоженный, ибо веление моё явлено Свыше!»

Глиняная ваза

Один Правитель после Государственного Совета взял глиняную вазу и разбил на глазах у всех. Когда его спросили о значении сделанного, он сказал: «Напоминаю о непоправимости». Когда мы разбиваем самый простой предмет, мы всё-таки понимаем непоправимость, но насколько непоправимы мысленные деяния!

Довольный

Один Правитель хотел найти довольного. После долгих поисков наконец нашли такого - он был нем, глух и слеп.

Смертельный яд

Огненное небо

Три путника увидели небо. Один увидел его крупитчатым, другой увидел капельным, третий увидел огненным. Но первый засорил глаза свои, второй продрог, но третий имел светлый и тёплый ночлег. Так народ понял три естества и мудро характеризовал их. Не убоялся путник Огненного Неба, и Огонь оберёг его среди тьмы.

Благочестивая женщина

Некий демон решил искусить благочестивую женщину. Демон оделся как садху и вошёл в хижину женщины, перебирая чётки. Он просил пристанища, но женщина не только пригласила его и накормила, но просила помолиться с нею. Демон для удачи решил исполнить все её просьбы. Они начали молиться. Затем женщина просила рассказать ей о жизни святых, и демон начал повествовать подобно самому лучшему садху. Женщина вошла в такой экстаз, что окропила всю хижину святою водой и, конечно, полила самого демона. Затем она предложила ему произвести совместно с нею пранаяму и постепенно собрала такую мощь, что демон уже не мог выйти из хижины и остался служить благочестивой женщине, и научился лучшим молитвам. Когда один Риши проходил мимо хижины и заглянул в неё, он заметил молящегося демона и присоединился к нему в славословии Брахме. Так все трое сидели у очага и пели лучшие молитвы. Простая женщина своим благочестием заставила и демона и Риши вместе славословить. Но из Высших Обителей не ужасались, но улыбались такому сотрудничеству.

Можно даже заставить и демона сотрудничать в молитве.

Огни сердца

Собрались люди, чтобы хвалиться силою: кто показывал мощь мускулов, кто хвалился укрощением диких зверей, кто усматривал силу в крепости черепа, кто в быстроте ног - так были восхваляемы части тела. Но один вспомнил о сердце, оставшемся без похвалы. Задумались люди - чем отметить силу сердца? Но один, вновь пришедший, сказал: «Вы говорили о всяких состязаниях, но забыли одно, близкое сердцу человеческому, - состязание великодушия. Пусть ваши зубы, кулаки, черепа побудут в покое, но померьтесь в великодушии. Оно ускорит путь сердца к Миру Огненному».

Нужно сознаться, что люди очень задумались, ибо не знали, как проявить великодушие. Так явление любви осталось необсуждённым, потому что даже врата к ней не вошли в состязание сил. Истинно, если найдено великодушие, то и любовь зажжёт огни сердца.

Щепотъ земли

Мать говорила сыну про великого Святого: «Даже щепоть праха из-под следа его уже велика». Случилось, что тот Святой проходил селением. Мальчик усмотрел след его и взял щепоть земли этой, зашил её и стал носить на шее. Когда же он отвечал урок в школе, он всегда держал рукою ладанку земли. При этом мальчик преисполнялся таким воодушевлением, что ответ его был всегда замечателен.

При этом присутствовал сосед-лавочник и сказал самому себе: «Глуп мальчик, собравший лишь щепоть золотой земли. Дождусь прохождения Святого, соберу всю землю из-под его ног, получу самый выгодный товар». И сел лавочник на пороге, и тщетно ждал Святого. Но Святой никогда не пришёл.

Ларец

Один мыслящий понёс людям чудесное целебное средство, но его нужно было нести в закрытом ларце. Никто из людей не решился открыть ларец, ибо по своему свойству люди полагали, что там или яд, или ехидна.

Так можно предложить самое прекрасное сокровище, но люди примут это за яд. Остаётся, чтобы люди приняли сокровище, побуждаемые ужасами несчастья. Что же делать, если Сатана так прочно обучил неверию!..

Мудрая беседа

Однажды один учитель был позван царём для мудрой беседы. Учитель посмотрел пристально на владыку и начал говорить о красоте короны его, о блеске самоцветных камней, о высоком символе, заключённом в золотом обруче, сравнивая с магнитом притяжения. К удивлению учеников, сопровождающих его, и к удовольствию владыки, беседа ограничилась рассказом о значении короны. Когда же после ученики спросили Учителя - почему царю не было сказано о Начале Вселенной? - Учитель сказал: «Явление разумения уровня сознания должно быть мерилом. Говоря о Начале Вселенной, царь, в лучшем случае, впал бы в скуку, в худшем - царь ввергнулся бы в бездну отчаяния. И то и другое было бы вредно. Но можно было заметить, что корона для царя - самое драгоценное сокровище, потому было полезно возвысить его и напомнить о значении Венца Мира. Постоянно имейте в виду лучшее, что имеет ваш собеседник. Если даже это будет самый обыкновенный предмет, то всё же надо найти его наивысшее значение. Только так вы сделаетесь привлекательными и откроете путь к дальнейшему. Негоден и даже преступен наставник, говорящий не по сознанию слушателя».



Жило было на свете Сердце. Оно тихонько жило в глубине души. И, в общем-то, никому не мешало.
Однажды в душу зашло Чувство. Это было давно. Чувство Сердцу понравилось. Сердце очень дорожило Чувством, боялось его потерять. Даже дверь на ключ закрывать начало. Они подолгу бродили по закоулкам души, разговаривали ни о чем, мечтали. По вечерам они вместе разводили костер, чтобы согреть душу.
Сердце привыкло к Чувству и ему казалось, что Чувство останется с ним навсегда. Чувство, собственно, так и обещало. Оно было такое романтическое. Но однажды Чувство пропало. Сердце искало его везде. Долго искало. Но потом в одном из уголков души нашло прорубленную топором дырку. Чувство просто сбежало, оставив огромную дырку.

Сердце во всем винило себя - оно слишком верило Чувству, чтобы обижаться. В память о Чувстве осталась одна дыра в душе. Она не заделывалась ничем. И ночами через нее залетал Холодный и Злой Ветер. Тогда душа сжималась и леденела.

Потом в душу пытались заглянуть еще другие чувства. Но Сердце их не пускало, каждый раз выгоняя веником через дырку. Мало-помалу чувства и вовсе перестали заходить.

Но однажды в душу постучалось совсем странное Чувство. Сначала Сердце не открывало. Чувство не полезло в дырку, как это делали предыдущие, а осталось сидеть у дверей. Весь вечер Сердце бродило по душе. Ночью улеглось спать, на всякий случай, положив веник рядом с кроватью. Прогонять никого не пришлось. Наутро, заглянув в замочную скважину Сердце, убедилось, что Странное Чувство по-прежнему сидит возле двери. Сердце начало нервничать, понимая, что нельзя прогнать того, кто еще не зашел.

Прошел еще день. Смятению Сердца не было предела. Оно поняло, что до смерти хочет пустить Странное Чувство. И до смерти боится это сделать. Сердцу было страшно. Оно боялось, что Странное Чувство сбежит, как и первое. Тогда в душе появится вторая дыра. И будет сквозняк.

Так проходили дни. Сердце привыкло к Странному Чувству у двери. И однажды, по хорошему настроению впустило-таки Странное Чувство. Вечером они разожгли костер и впервые за столько лет отогрели душу по-настоящему.

— Ты уйдешь? — не выдержав, спросило Сердце.

— Нет, — ответило Странное Чувство, — я не уйду. Но при условии, что ты не будешь меня удерживать и не будешь запирать дверь на замок.

— Я не буду запирать дверь, — согласилось Сердце, — но ты ведь можешь убежать через старую дырку.

И Сердце рассказало Странному Чувству свою историю.

— Я не бегаю через старые дырки, — улыбнулось Странное Чувство, — я другое чувство.

Сердце ему не поверило. Но пригласило на прогулку по душе.

— А где твоя старая дыра? — полюбопытствовало Странное Чувство.

— Ну вот, - горько усмехнулось Сердце. И показало место, где располагалась дырка…

Но дыры на месте не было. Сердце слышало, как ругается злой холодный ветер с внешней стороны души.

Сердце посмотрело на Странное Чувство, улыбнулось и сказало только, что не будет запирать дверь НИКОГДА...

Поискав в сети информацию о любви (к Дню влюблённых), как всегда, остановила своё внимание на притчах. Обожаю эти совершенные строчки. Пусть они не всем нравятся, пусть кому-то приятнее и понятнее читать стихи или романы. Но ведь есть те, кто с удовольствием прочтут короткие притчи и придут к ним того, что ранее не замечали или не принимали. Итак, притча о любви

Учитель узнал, что один из его учеников настойчиво добивался чьей-то любви.
- Не требуй любви, так ты её не получишь, - сказал учитель.
- Но почему?
- Скажи, что ты делаешь, когда в твою дверь ломятся непрошеные гости, когда они стучат, кричат, требуя отворить, и рвут на себе волосы от того, что им не открывают?
- Я сильнее запираю её.
- Не ломись в двери чужих сердец, так они ещё сильнее закроются пред тобой. Стань желанным «гостем» и пред тобой откроется любое сердце. Просто люби людей и ведь любовь, хоть она и мала и незаметна, является тем ключом, который может открыть замок любого сердца, даже тот, который давно не открывался. Главное, что бы эта любовь была искренняя и не была поддельной. Возьми пример с цветка, который не гоняется за пчёлами, а даря им нектар, привлекает их к себе. Любовь - нектар, на который «слетаются» люди.

Притча о поиске идеала

Был один человек, избегавший уз брака всю жизнь. Когда он умирал в возрасте девяноста лет, кто-то спросил его:
- Ты так и не женился, но никогда не говорил почему. Сейчас, стоя на пороге смерти, удовлетвори наше любопытство. Если есть какой-то секрет, хоть сейчас раскрой его - ведь ты умираешь, покидаешь этот мир. Даже если твой секрет узнают, вреда это тебе не причинит.
Старик ответил:
- Да, я держу один секрет. Не то чтобы я был против брака, но я всегда искал идеальную женщину. Я провел все время в поисках, и так пролетела моя жизнь.
- Но неужели на всей огромной планете, населенной миллионами людей, половина из которых - женщины, ты не смог отыскать одну-единственную идеальную женщину?
Слеза скатилась по щеке умирающего старика. Он ответил:
- Нет, одну я всё-таки нашел.
Спрашивающий был в полном недоумении.
- Тогда что же произошло, почему вы не поженились?
И старик ответил:
- Та женщина искала идеального мужчину…

Притча о сердцах

Однажды учитель спросил своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, часто кричат друг на друга?
- Потому, что теряют спокойствие, – ответил один ученик.
- Но зачем же кричать, если другой человек находится рядом с тобой? Разве нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? – опять спросил учитель.
Ученики предлагали разные варианты, но ни один из них не устраивал учителя. И тогда учитель сказал:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. И для того, чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. И чем больше они сердятся, тем громче они кричат. А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо, потому что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются ещё сильней, что происходит? Они даже не говорят, а только перешептываются и становятся ещё ближе в своей любви. Потом даже перешептывание становится им ненужным. Они просто смотрят друг на друга и всё понимают без слов. Такое бывает, когда рядом двое любящих людей.
Когда спорите, не позволяйте вашим сердцам отдаляться друг от друга.
Не произносите слов, которые делают ваши сердца ещё дальше. Потому что может прийти день, когда расстояние станет так велико, что вы не найдете обратного пути. Создавать отношения бывает непросто. Но кто их создаст для тебя, если не ты?

Притча и величии Любви

Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как и ты! — восхищённо повторяла Влюблённость. Ты намного сильнее меня. - А ты знаешь, в чём моя сила? – Спросила Любовь, задумчиво качая головой.
- Потому что ты важнее для людей?
- Нет, моя дорогая, совсем не поэтому, — вздохнула Любовь и погладила Влюблённость по голове.
– Я умею прощать, вот что делает меня такой.
- Ты можешь простить Предательство?
- Да, могу, потому что Предательство часто идёт от незнания, а не от злого умысла.
- Ты можешь простить Измену?
- Да, и Измену тоже, потому что, изменив и вернувшись, человек получил возможность сравнить, и выбрал лучшее.
- Ты можешь простить Ложь?
- Ложь – это меньшее из зол, глупышка, потому что часто бывает от безысходности, осознания собственной вины, или из нежелания делать больно, а это положительный показатель.
- Я так не думаю, бывают ведь просто лживые люди!!!
- Конечно бывают, но они не имеют ни малейшего отношения ко мне, потому что не умеют любить.
- А что ещё ты можешь простить? - Я могу простить Злость, так как она кратковременна. Могу простить Резкость, так как она часто бывает спутницей Огорчения, а Огорчение невозможно предугадать и проконтролировать, так как каждый огорчается по-своему.
- А ещё?
- Ещё могу простить Обиду – старшую сестру Огорчения, так как они часто вытекают одно из другого. Я могу простить Разочарование, так как за ним часто следует Страдание, а Страдание очищает.
- Ах, Любовь! Ты действительно удивительна! Ты можешь простить всё-всё, а я при первом же испытании гасну, как догоревшая спичка! Я так завидую тебе!!!
- И тут ты не права, малышка. Никто не может прощать всё-всё. Даже Любовь.
- Но ведь ты только что рассказывала мне совсем другое!!!
- Нет, то о чём я говорила, я на самом деле могу прощать, и прощаю бесконечно. Но есть на свете то, что не может простить даже Любовь. Потому что это убивает чувства, разъедает душу, ведёт к Тоске и Разрушению. Это причиняет такую боль, что даже великое чудо не может излечить её. Это отравляет жизнь окружающим и заставляет уходить в себя. Это ранит сильнее Измены и Предательства и задевает хуже Лжи и Обиды. Ты поймёшь это, когда столкнёшься с ним сама. Запомни, Влюблённость, самый страшный враг чувств – РАВНОДУШИЕ, так как от него НЕТ ЛЕКАРСТВА.

Жил-был человек, который никак не мог насытиться. Бывало, всё ест да ест, уж и утроба полная, а есть всё хочется. Как придёт домой - давай тут же орать на всех: - Кормите меня, есть хочу! Он и по врачам ходил, которые внутренности да кишки лечат, но ни...

  • 42

    Путешествие в Гималаи Тибетская притча

    Один старый пилигрим пробирался в Гималайские горы. Было очень холодно и шёл дождь. Хозяин постоялого двора, гуда тот зашёл, спросил его: - Послушай, добрый человек, как ты собираешься пробираться туда в такую погоду? Старик ответил: - Вначале туда...

  • 43

    Путь возвращения к подлинному Даосская притча

    Пришло время осеннего разлива вод. Сотни потоков устремились в Жёлтую Реку, и она разлилась так широко, что на другом берегу невозможно было отличить лошадь от буйвола. И тогда Дух Реки Хэбо возрадовался, решив, что в нём сошлась красота всего мира. Он...

  • 44

    Путь постигший Конфуцианская притча

    Конфуций спросил у Лао Даня: - Сегодня, когда вы пребываете в праздности, осмелюсь спросить о верховном Пути. - Постом и воздержанием очисть своё сердце, до снежной белизны очисть свой дух, разбей вдребезги своё знание. Путь глубок, нетрудно выразить его...

  • 45

    Разум и сердце Армянская притча

    Однажды разум и сердце заспорили. Сердце твердило, что люди живут для него, а ум настаивал на обратном. Они не стали прибегать к помощи судьи, а решили действовать в одиночку и не вмешиваться в дела друг друга. Свой уговор они решили испробовать на одном...

  • 46

    Раненный языком Притча от Сулхана-Саба Орбелиани

    Побратались человек и медведь. Человек зазвал медведя в гости и задал пир. Медведь, уходя, простился с хозяином. Человек поцеловал медведя и приказал жене поцеловать его. Однако, когда жена почувствовала зловонный медвежий дух, она плюнула и сказала: - ...

  • 47

    Рыцарь Притча от Ирины Мосичевой

    Жил один мальчик, у которого было очень доброе сердце. - Когда я вырасту, то обязательно стану рыцарем! - говорил он и, взяв игрушечный меч в руки, громко кричал: - Я рыцарь! Я буду защищать слабых и обездоленных! Но окружающие только смеялись и...

  • 48

    Своя тропинка Притча от Шалвы Амонашвили

    Девушка заблудилась в лесу жизни, где было много светлых и тёмных ангелов. - Где моя тропинка?! - заволновалась она. Тогда её Сердце зазвучало в груди и сказало: - Вот твоя тропинка, на ней твоё счастье! Пошли, поведу тебя! - А как я пойму, что это моё ...

  • 49

    Сердечное Око Притча от Александра Выженко

    Однажды кто-то спросил Старчика: - Учитель, ответь, как большая любовь сможет уместиться во мне? Ни Бог, ни родители не дали мне тело титана. - Это легко понять, - сказал он. - У тебя есть сердечное Око. Оно очень маленькое, но способно видеть дальше...

  • 50

    Сердце Притча неизвестного происхождения

    В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружён толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально...

  • 51

    Сердце человека Даосская притча от Чжуан-цзы

    Цуй Шу спросил Лао Даня: - Если не управлять Поднебесной, то как исправить сердца людей? - Будь осторожен, не тревожь людские сердца, - ответил Лао Дань. - Сердце у человека опускается, когда его унижают, и возносится, когда его хвалят. Человек с...

  • 52

    Сила сердца Даосская притча

    Птица - Хранительница Чёрного Камня часто рассказывала историю о том, как молодой воин перед решающей битвой пришёл к своему учителю и в течение ста одного вдоха и выдоха сидел перед ним в молчании. После этого молодой воин легко одержал победу над...

  • 53

    Следуйте превращениям до самого конца Даосская притча

    Конфуций, терпя лишения на рубеже царств Чэнь и Цай, семь дней не имел горячей пищи. Опёршись левой рукой на высохшее дерево и отбивая такт сухой веткой в правой руке, он пел песню Бяоши. Он подыгрывал себе на струнах, не соблюдая нот, пел, не попадая в...

  • 54

    Слепой видит душой Современная притча

    Один человек родился незрячим, но это не помешало ему стать отличником, прекрасным гитаристом и отличным парнем для своей девушки. Однажды его младшая сестра спросила у него: - Что тебя привлекает в твоей девушке? И он ответил: - Всё. Она прекрасна.

  • 55

    Слова выявляют воспитанность говорящего Индийская притча

    Язык - показатель истинной воспитанности. - Эй ты, дурень! Слышал, как тут протопали солдаты? - спросил человек слепого фермера. Через минуту к нему обратился другой человек: - Слепец! Открой-ка рот и скажи, слышал ли ты, как здесь промаршировали...

  • 56

    Совет молодой девушке Притча от Владимира Танцюры

  • Урок литературного чтения в 4 классе.

    Образовательная система «Школа 2100»

    Тема: Урок доброты и любви. (Притча «Самое прекрасное сердце»)

    Цель: Создать условия для обсуждения и осмысления образов притчи.

    Задачи: Совершенствовать навыки осознанного чтения учащихся.

    Формировать умение детей анализировать текст, читать «между строк», выражать свое отношение к героям.

    Воспитывать у учащихся чувства эмпатии, культуру ведения диалога.

    Оборудование: вырезанные из бумаги сердечки для каждого учащегося, магнитофон, песня «Из чего же?», разноцветные сердечки для «ковра настроений», текст притчи для каждого учащегося, карточки с чертами характера для работы в паре.

    Ход урока

      Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

    1. Ковер настроений.

    На доске мелом нарисован ковёр в форме сердца. Под весёлую музыку «Из чего же?» выходят девочки и прикрепляют на ковре бумажные сердечки того цвета, какое у них настроение на начало урока. То же самое затем выполняют мальчики.

    2. Игра «Бумажное сердечко»

    У каждого учащегося на парте бумажное сердце.

    Представьте такую ситуацию: человек, который для вас очень значим и дорог, чем-то вас обидел, словом, поступком, сильно разочаровал вас. Попробуйте мысленно сказать ему, что вы о нём сейчас думаете, что чувствуете. На каждую фразу согните бумажное сердечко.

    (Дети выполняют задание).

    А теперь представьте, прошло какое-то время, вы этого человека полностью простили, забыли обиды, ваши отношения наладились. Все прекрасно и замечательно! Мысленно скажите этому человеку какие-нибудь приятные тёплые слова. Скажите, как он вам дорог, как вы его уважаете, цените и любите. Для вас он очень важен, важно сохранить с ним дружеские, теплые отношения. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердечко. Внимательно посмотрите, как оно теперь выглядит.

    Какой вывод мы можем сделать? (Сердце стало некрасивое, мятое)

    Да, все негативные слова и поступки оставляют на сердце шрамы. Каждый шаг оставляет след. Задумайтесь над своим поведением, своими словами и поступками. А вы никого не обижали в своей жизни?

    II . Объявление темы урока. Работа с текстом до чтения.

    Сегодня мы прочитаем притчу. Это рассказ с нравоучением.

    (Читают название хором: «Самое прекрасное сердце»).

    Ваши предположения по названию, о чем будет говориться в притче.

    (Предположения детей)

      Постановка целей урока.

    Какую цель поставим перед собой на уроке? Учитель со слов детей фиксирует на доске: прочитать притчу; узнать, кому принадлежит самое прекрасное сердце; кто считает его самым прекрасным; когда это было; чему учит притча и т.д.

    IV . Работа с текстом во время чтения.

    1. Словарная работа ведется во время чтения: искренне, безупречность сердца, идеально, мешанина.

    2. Чтение детьми вслух с прерыванием, ведение диалога с автором, предположения детей по содержанию.

    (Отчего может быть сердце прекрасным?)

    (Предположения детей).

    Ответ в тексте:

    Почему, на ваш взгляд, старик утверждал, что его сердце прекраснее, чем сердце юноши? Почему сердце старика так выглядело?

    (Предположения детей).

    - Да, - ответил старик, - твоё сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами .

    Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

    Стало ли понятно, почему у старика такое сердце? Как вы считаете, как мог отреагировать молодой парень на рассказ старика? Что он чувствовал? О чем думал? Представьте себя на его месте. Что вам хотелось бы сделать?

    (Ответы детей).

    3. Самостоятельное чтение притчи до конца.

    Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно даже шокировал вас?

    (Обмен впечатлениями, ответы детей)

    V . Работа с текстом после чтения.

    1. Вопрос на осмысление.

    Как вы думаете, почему в притче именно такие герои: старик и молодой человек, а не два парня, не два старика, не парень и девушка?

    2. Работа в парах с карточками.

    Как эта встреча повлияла на судьбу и характер юноши? Красным цветом обвести те слова, которые описывают, каким был юноша до встречи со стариком, а зелёным – слова, которые показывают, каким он стал. Вы можете использовать не все слова.

    Добрый, жестокий, трудолюбивый, грубый, вежливый, смелый, трусливый, заботливый, внимательный, невежа, хам, щедрый, правдивый, справедливый, честный, самолюбивый, искренний, любящий.

    Мог ли старик просто пройти мимо? Почему он так не поступил?

    Как вы думаете, для кого эта встреча была более важной: для юноши или для старика? (Юноша принял в дар опыт, знания, он поменял свое мироощущение, он стал другим).

    А старик? Получил ли он что-нибудь для себя?

    Старик в этой притче отдавал другим людям кусочки своего сердца. Как вы считаете, задумывался ли он о том, что в какой-то момент сердца может на всех не хватить?

    Чему учит эта притча?

    Можно ли дозировать чувства, отмерять определенное количество любви?

    (Ответы детей, отстаивание своего мнения).

    3. Игра «Подари частичку сердца».

    Сейчас мы тоже попробуем делиться кусочками сердца (Из бумаги у каждого на парте). Вы можете обменяться кусочками сердец, с кем хотите, и при этом говорить друг другу приятные слова.

    (Все свободно перемещаются по классу, обмениваясь частичками сердца и тёплыми словами).

    Важно учителю проследить, чтоб никто не остался без внимания: без подаренных кусочков сердца. Заранее приготовить кусочки бумаги и подарить с добрыми приятными словами тем детям, кто останется без «подарка».

    Какие ваши ощущения? Что чувствовали, получая кусочки сердец товарищей и приятные слова?

    (Делятся своими ощущениями).

    4. Работа в группах.

    Объясни значение данных фразеологизмов. Когда так говорят? (Посовещавшись 2 минуты, от группы выступает один человек. Объясняют значение одного выражения, другие группы могут дополнить).

    Большое сердце.

    Сердце изо льда.

    Сердце кровью обливается.

    Сердце оборвалось.

    Сердце ушло в пятки.

    Сердце не лежит к чему-либо.

    Вырвать из сердца.

    Веление сердца.

    Доброе сердце, злое сердце, чистое сердце… А у вас какое сердце?

    5. Дополни предложение: Тяжело на сердце, когда…(ответы детей)

    Легко на сердце, когда…(ответы детей)

    VI . Домашнее задание.

    1) I вариант - составить рассказ об одном дне жизни старика до встречи с юношей.

    II вариант - составить рассказ об одном дне жизни юноши после встречи со стариком.

    2) Подобрать пословицы о сердце.

    VII . Взаимооценивание и оценивание учителем.

    VIII . Рефлексия.

    Какую цель ставили в начале урока? Как её достигли?

    Был ли полезен урок? В чем польза?

    Где и как пригодятся эти знания?

    Возвращение к ковру настроений. Под музыку «Из чего же?» дети меняют цвет своего сердечка, если он поменялся, комментируют, почему настроение изменилось, в какую сторону.

    Притча «Самое прекрасное сердце»

    В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе.

    Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально – ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

    Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:

    Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим. Тогда вся толпа взглянула на сердце старика.

    Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты, и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. Толпа уставилась на старика – как он мог сказать, что его сердце красивее?

    Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:

    Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни своё сердце с моим! Моё идеально! А твое!? Твоё – мешанина шрамов и слёз!

    Да, - ответил старик, - твоё сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами.

    Смотри! Каждый шрам на моём сердце – это человек, которому я отдал свою любовь. Я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь – свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моём. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои. Поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаёшь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернуться. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?

    Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слёзы. Он подошел к старику, достал своё сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в своё сердце. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру, образовавшуюся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными. Молодой человек посмотрел на своё сердце, уже не идеальное. Но более красивое, чем оно было раньше, пока любовь старика не коснулась его. И они, обнявшись, пошли по дороге.