Умения грудничка в 3 месяца. Развитие ребенка в три месяца: что он должен уметь

В этой статье:

В возрасте 3,5 месяцев развитие ребенка идет полным ходом. Малыш становится более активным и интересным. Он очень любит прикосновения близких, о чем спешит сообщить открытой улыбкой. Телесный контакт для него не просто удовольствие. На этом этапе это часть его сенсорного развития и возможность получить больше информации об окружающем мире.

Как происходит физическое и психологическое развитие ребенка в 14 недель и в какие игры можно поиграть с крохой, чтобы сделать этот процесс еще более активным? Об этом ниже.

Особенности физического развития ребенка на 4-м месяце жизни

Если сверить показатели веса в 2,5 и в 3,5 месяца, то можно будет увидеть, что ребенок не терял времени зря и активно набирал массу. За месяц здоровый малыш должен будет добавить около 800 граммов и вырасти не менее чем на 1,5-2,5 сантиметра.

В 3,5 месяца ребеночек уже не испытывает особых сложностей, удерживая голову в вертикальном положении. Он уверенно смотрит по сторонам, ищет взглядом интересные для него игрушки и предметы, пытается дотянуться и схватить их.

В положении на животе кроха уже умеет использовать одну руку в качестве опоры, когда ему нужно добраться до желанной игрушки, также малыш пробует опираться на предплечье, и у него это отлично получается.

Большинство деток в 3,5 месяца уже свободно меняют положение со спины на живот и обратно, реагируют на источник звуков, поворачивая голову. Забавно и весело на 4-м месяце жизни происходит купание: кроха получает откровенное удовольствие, пытается плыть, подгребая воду руками, играет с игрушками.

Многие малыши на 4-м месяце жизни уже делают отчаянные попытки сесть. Они изо всех сил тянутся вверх, если предложить им ухватиться пальцы ваших рук, удерживаются в полусидячем положении с опорой из нескольких подушек или маминых рук. Злоупотреблять «сиденьем», несмотря на стремление крохи. нежелательно, так как его спинка еще недостаточно окрепла для таких испытаний.

Чтобы ребенок имел хороший аппетит и крепко спал, желательно придерживаться определенного режима дня (см. таблицу).

Процедуры Утро Обед Вечер Поздний вечер (ночь)
Питание 6-00, 9-30 13-00, 16-30 20-00 23-30
Сон 7-30-9-30 11-00 - 13-00, 14-30 - 16-30 18-00-19-30 20-30 - 6-00
Купание 19-30 (20-30)

Естественно, что в таблице приведены примерные часы сна и кормления. Вы можете корректировать график малыша, принимая во внимание его потребность спать по 2 часа 4 раза в день и необходимость 6-разового питания.

Кстати, о кормлении. В 3,5 месяца малыш по-прежнему находится на грудном вскармливании. Кормить его, как это видно из таблицы, нужно не чаще, чем через каждые 3,5 часа. Можно пробовать понемногу добавлять в рацион малыша натуральный яблочный сок.

Крайне желательно
предлагать ребенку пробовать новое лакомство с чайной ложки. Кроме яблочного сока и пюре на этом этапе малышу больше ничего нельзя, так как его пищеварительная система еще не совершенна, и новые продукты, скорее всего, вызовут аллергическую реакцию.

В 3,5-4 месяца многие детки уже начинают испытывать боли и дискомфорт из-за опухания десен в преддверии прорезания первых зубов. Успокоить кроху можно с помощью специальных гелей, а также резинового кольца, которым он сможет почесть десны.

Как развивается малыш на 4-м месяце психологически?

Психологическое развитие малыша в 3,5 месяца происходит не менее активно, чем физическое. На этом этапе малыш осознанно ищет общества мамы, радуясь ее присутствию
особенно бурно. Ребенок с удовольствием проводит время и в обществе других близких ему взрослых, реагируя на них оживлением и радостью. Трехмесячный кроха пока еще доверяет посторонним людям - не выражает страха и беспокойства в их присутствии.

На 14-й неделе развития малыш разделяет игрушки на любимые и нелюбимые. Он следит глазами за движущимися предметами и взрослыми, перемещающимся по комнате, проявляет живой интерес к зеркальному отражению, обогащает «речь» новыми звуками, подражая взрослым.

Малыш в 3,5 месяца способен оценить музыку, с удовольствием слушает песенки и стишки, проявляя оживление ручками и ножками, пытается повторять интонации автора. Если кроху немного пощекотать, он будет заливисто хохотать. Еще одно достижение малыша - способность различать запахи и цвета. Ребенок может получать удовольствие, нюхая живой цветок, и обязательно сделает выбор в пользу более яркой игрушки.

Родителям на этом этапе важно стимулировать психологическое развитие малыша.
С ребенком нужно будет чаще говорить, называть его по имени, менять тембр и громкость голоса, наблюдая за его реакцией. Не стесняйтесь корчить гримасы малышу, стараясь изменить выражение его лица. Ребенка это позабавит, а со временем он станет повторять за вами, тренируя таким образом мимические мышцы, пытаясь выражать эмоции.

В 3,5 месяца кроху уже можно оставлять в кроватке или манеже одного в
период бодрствования. Если повесить над его головой музыкальный мобиль, он будет наблюдать за ним, пытаться воспроизводить звуки, выражая эмоции. Также с малышом можно играть на развивающем коврике, где он сможет потрогать разные на ощупь предметы, послушать звуки колокольчиков и трещоток, попробовать дотянуться до самых ярких деталей без помощи взрослых.

Развивающие игры для малыша в 3,5 месяца

Играя с малышом в соответствующие его возрасту игры, вы сможете ускорить его развитие и сделаете совместное времяпровождение более интересным и забавным. Выбирайте веселые и полезные игры – и в периоды бодрствования крохи вам никогда не будет скучно вместе.

Игра «Сели-встали!»

Основные цели:

  • развитие моторики;
  • укрепление спины и конечностей;
  • налаживание контакта на эмоциональном уровне.

Все, что вам потребуется для проведения игры - это мягкое детское одеяло. Уложите малыша на одеяло, желательно на полу, и пообщайтесь с ним так, чтобы он вам улыбнулся. Дайте крохе возможность схватить вас за пальцы рук и подняться в сидячее положение. Это будет первым этапом. На втором этапе пусть малыш попробует встать – естественно, с вашей страховкой. На третьем этапе ребенку нужно будет снова сесть, а завершением игры станет положение лежа.

На протяжении игры не забывайте о счете - объявляйте его четко и громко. Малыши обычно бурно реагируют на упражнение и с удовольствием выполняют задание, со временем запоминая, что нужно делать на счет «один», «два», «три» и «четыре».

Игра «Большой-маленький»

Основные задачи игры:

  • улучшить чувство пространства;
  • потренировать вестибулярный аппарат;
  • наладить эмоциональную связь.

Начинайте играть в медленном темпе, чтобы ребенок адаптировался к происходящему, но перед тем как приступать, сделайте малышу легкий массаж ладоней и настройте его на позитивный лад.

Играть в эту игру можно в нескольких вариантах. Один из них - это совместные хождения по дому, во время которых малышу нужно будет показывать окружающие предметы, делая акцент на большие и маленькие. Как только обход будет окончен, нужно будет аккуратно поприседать с крохой на руках, рассказывая ему, как он становится то большим, то маленьким.

Второй вариант игры заключается в следующем. Вам нужно будет поднять кроху на вытянутых руках над головой, чтобы он ощутил себя большим, после чего вместе с ним присесть, поясняя, что теперь он маленький. Сопровождать действия можно забавными стишками про гномиков, великанов и лесных зверушек.

Очень важно, чтобы во время игры малыш осознал разницу между большим и маленьким, проявлял интерес к процессу.

Игра «Отжимаемся с удовольствием»

Цели игры:

  • укрепление мышц спины и плечевого пояса;
  • развитие тактильных навыков;
  • улучшение координации тела.

В этой игре вам нужно будет использовать опять же мягкое одеяло и музыкальное сопровождение. Лучше будет проводить игры на полу. Положите кроху на одеяло на животик и немного поговорите с ним ласковым голосом, чтобы он привык к новой обстановке. Когда малыш адаптируется, возьмите его коленки и слегка поднимите, сделав паузу в верхней точке. Наблюдайте за крохой и увеличивайте время игры постепенно.

Со временем ребенок привыкнет к «отжиманиям» и сам будет делать попытки поднять ножки вверх, упираясь предплечьями в пол.

Проблемы ребенка в 14-недельном возрасте

Самая частая проблема для малыша в 3,5-4 месяца - это отказ от груди. Для ребенка этот период развития считается переходным, и часто мамы именно в это время переводят его на искусственное вскармливание. На самом деле отлучать малыша от груди в столь раннем возрасте не рекомендуется, поэтому, если кроха сам отказывается от груди, следует выявить причину отказа и попытаться ее устранить.

На решение малыша могут повлиять:


Также обязательно запишитесь на прием к врачу, если в 3,5 месяца малыш:

  • не переворачивается на живот из положения на спине;
  • не способен удерживать погремушку в руках;
  • не удерживает голову в вертикальном положении;
  • слабо реагирует на свет и звуки;
  • не общителен;
  • имеет плохой аппетит;
  • недобирает в весе;
  • часто плачет;
  • плохо спит.

Все это может быть сигналом начала опасного заболевания. Поэтому своевременное обращение к врачу поможет избежать возможных негативных последствий. Помните о том, что развитие младенца в каждом случае происходит по индивидуальной схеме. Но если вы будете наблюдать за крохой, играя с ним и отмечая новые достижения, вовремя выявляя причины возможных проблем, процесс этот пройдет гладко и без серьезных сбоев.

Давайте поговорим о том, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Самым ответственным является первый год жизни малыша. Ребенок невероятно быстро развивается, буквально каждые 6 часов. Особенно показательным считается третий месяц жизни новорожденного, в этот момент у крохи заканчивается адаптационный период. Малютка с интересом начинает изучать все вокруг себя. Он входит в самую активную стадию физического и психического становления. Доктор Комаровский рассказывает, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик) в своих передачах, посмотреть которые можно на YouTube.

Основные навыки и умения мальчика в этом возрасте

Малыш уже активно познает все вокруг себя. Он акцентирует внимание на понравившемся предмете и старается его всячески рассмотреть. Часто кроха перебирает пальчики на руках и пристально следит за движением игрушек. Мальчик способен отличить голос матери, отца и родных. Он отлично различает интонацию голоса.

Карапуз уже понимает настроение отца и матери. Родители разговаривают с ним, улыбаясь, и он улыбается им в ответ. Папа с мамой ссорятся, а малыш бесконечно плачет. Кроха начинает гулить, и пытаться лепетать. Он уже различает речь взрослых от постороннего гула. Малыш улыбается близким людям и хохочет вместе с ними. По крику младенца уже понятно, что он хочет.

Ребенок поднимает и держит самостоятельно головку. Он опирается о любую поверхность маленькими ручками, но долго продержаться в таком положении не может.

Сейчас ребенку потребуется больше внимания, чем раньше. Если с ним не общаться, он начинает плакать — этим он привлекает к себе внимание взрослых. Малыш протягивает свои руки к маме, если она его не возьмет, ребенок начинает подтягиваться.

Кулачки постепенно разжимаются. Отлично сформировался хватательный рефлекс. Понаблюдайте за процессом, дав дитю какую-нибудь игрушку. Он схватит ее и еще долго не отпустит. Малютка трогает все части тела на своем лице и изучает их.

Что еще должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Младенец уже должен научиться переворачиваться со спины на живот. Он слегка приподнимается, лежа на животе, опираясь на ручки. Ребеночек становится уже хорошеньким и пухленьким. К этому времени он поднабрал необходимые килограммы.

Сейчас за ребенком необходимо следить. Ему все интересно и все мелкие вещи он пытается распробовать, кладя в рот. Маме становится немного легче. Ребенок постепенно привыкает к распорядку дня. Он в определенное время встает и ложится спать.

Для родителей важно физическое развитие ребенка. Таблица покажет, что должен уметь ребенок в 3 месяца мальчик. Ее попросите у терапевта. Каждый месяц при плановом осмотре педиатр замеряет рост и вес малыша. Но в 3 месяца младенец еще совсем маленький. С точностью сказать, какими точно должны быть показатели тяжело. Дети все разные, вот и уровни нормы колеблются от 3,5 до 6,5 килограмм, смотря с каким весом родился ребенок. А показатели роста колеблются от 55 до 65 см.

Карапуз рассматривает свои руки и ноги. Кулаки у него постоянно находятся во рту. Малютка сможет спокойно подтянуться к понравившейся вещи и взять ее в руки. В этот период дети стараются разжимать кулачки и бить по игрушке ладошкой.

Ребенок с легкостью поворачивает голову в любую сторону, отреагировав на звук. Он способен следить за любым движением. Карапуз отталкивается от кроватки своими ножками.

В этот период при виде незнакомых людей, ребенок пугается и плачет. В 3 месяца кроха начинает капризничать. Часто такой плач сопровождается хныканьем. Не всегда грудничок плачет из-за надобности. В основном своим криком ребенок старается привлечь внимание мамы. В таком случае с малышом желательно разговаривать, а не пускать все на самотек. Если это сделать – истерика сразу прекратиться. В итоге вы будете спокойны и ребенок доволен.

Младенец с интересом принимает ванные процедуры. Его купают с различными интересными игрушками. В этот период детям не интересно лежать в манежке. Они желают познавать окружающий их мир, для этого нужно играть с малышом. Дабы речь развивалась полноценно, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик). Мальчику, как и девочке, следует читать сказки и стихи. Если он еще маленький, не стоит из-за этого не разговаривать с ним. Наоборот, это делать просто необходимо. Говорить нужно четко. Малыши прислушиваются к каждому слову. Каждый из них индивидуален. Одни делают все перечисленное, а другие еще нет.

Стремление к познанию только зарождается в этом возрасте. Карапуз с интересом ищет источник света. В это время начинают развиваться тактильные ощущения. Потребуется приобрести специальный развивающий коврик.

Посмотрите видео, что должен уметь ребенок в 3 месяца? Ему необходимо продолжать делать гимнастику и массаж. Чаще его следует выкладывать на живот. Младенцу мама помогает укреплять мышцы. Для этого достаточно повесить игрушки на разное расстояние, чтобы малыш сам дотягивался до них. Необходимо регулярно проветривать помещение и не кутать ребенка. В просторной одежде ему комфортнее будет играть. Если малыш еще не успел овладеть какими-то навыками к 3 месяцам, то не стоит расстраиваться, все еще впереди.

Распорядок дня для малыша в 3 месяца

К этому возрасту, младенец постепенно привыкает к новому распорядку дня. Он спит около 17 часов в сутки. Днем он отдыхает 4 раза по 2 часа. Малютка кушает через каждые 3 часа. То есть примерно получается 7 приемов пищи в сутки. Что еще должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Этот вопрос можно разобрать более подробно по часам.

  • 6 -7 утра у крохи осуществляется кормление. При необходимости мама может поменять памперс. После чего карапуз еще немного поспит.
  • 8 — 9 утра малыша нужно будет еще раз покормить. Затем с ним следует погулять и переодеть.
  • 9 — 10 утра младенцу нужно обработать пупок и смазать кремом все складки на теле. Мамочка должна проверить глазки и если все в порядке, делайте гимнастику с малышом.
  • 10 — 11 утра карапуза стоит покормить и уложить спать.
  • 12 — 14 дня грудничка необходимо выгулять на улице.
  • 14 — 15 дня — еще раз покормить.
  • 15 -16 дня — послеобеденный сон.
  • 18 — 19 вечера еще одно кормление. В это время с грудничком можно поговорить и поиграть.
  • 19 — 20 вечера у малыша вечерний сон.
  • 20 — 21 вечера с малюткой можно прогуляться на свежем воздухе. Затем прийти домой искупать карапуза и сделать легкий массаж.
  • 22 — 23 вечера еще одно кормление, затем сон.

До самого утра ребенок может проснуться и попросить еды, особенно, если он питается грудью. Груднички очень часто просыпаются среди ночи, чтобы пососать мамину грудь. Именно материнское молоко остается главным источником питания крохи на ближайшее время.

Какие действия 3-месячного мальчика говорят о его правильном развитии?

Мамочки и папочки стремительно стараются узнать, что должен уметь их карапуз к 3 месяцам. Благодаря этому, они понимают, правильно ли он развивается и что при необходимости нужно изменить.

Посмотрите на видео, что должен уметь ребенок в 3 месяца (мальчик)? Там специалисты в подробностях рассказывают о приобретенных навыках малютки к этому возрасту.

Дети должны стоять, немного опираясь на ножки, а пальцы стопы должны оставаться ровными. Но взрослые обязательно должны придерживать малыша. Он должен следить за любым движением. Карапуз поворачивает голову в ту сторону, откуда раздался звук. Грудничок с удовольствием гулит в ответ взрослым. Он самостоятельно держит голову и приподнимает грудную клетку. Дети сосут бутылочку сами в своих руках. Они уже активно переворачиваются в разные стороны. С этого возраста оставлять малютку без присмотра нельзя, особенно на кровати. Так как малыш уже спокойно отталкивается ножками, то он может упасть.

Мы рассмотрели основные умения, которые должен проявлять кроха в 3 месяца. Если ваш ребенок не развивается строго по указанным данным, не беда, все придет, но чуть позже. При заметных же отклонениях по нескольким пунктам, следует обратиться к педиатру.

Первые три месяца это стартовый период в жизни каждого младенца, а именно развитие как физическое, так и психологическое. Именно в этот отрезок жизни происходит закладка многих навыков, поэтому необходимо обратить на это внимание каждому родителю.

Казалось бы, недавно Ваш кроха только появился на свет, был таким маленьким и беспомощным. Но время идет быстро и вот уже ему исполнилось три месяца. С момента рождения ребенок очень быстро растет и развивается, причем каждый месяц жизни его отличается от предыдущего. Грудничок приобретает много новых умений. Именно третий месяц жизни карапуза – это тот период, во время которого происходит его стремительное развитие во всех направлениях. Малыш интенсивно развивается как физически, так психологически. Он спит меньше, а больше бодрствует, стараясь познавать окружающий мир, проявляет свой характер, показывая взрослым, что именно ему нравится. Более подробно мы расскажем об этом в нашей статье.

Физическое развитие ребенка

Когда исполнилось 3 месяца ребенку, развитие, вес и рост должны соответствовать этому возрасту. Какими же должны быть эти показатели? Сколько должен весить ребенок в три месяца, каким должен быть его рост, окружность головы и грудной клетки?

Справка
Многие ученые считают, можно конечно оставить развитие малыша на более позднее время до детского сада и школы. Однако он уже не станет тем, кем мог бы стать, т.е. возможности, которые дала ему природа, не раскроются и что-то будет безвозвратно потеряно.

Нормы веса и роста трехмесячного ребенка Вы можете увидеть в таблице:

Конечно же, все зависит от начальной массы тела крохи при рождении. Вес малыша за третий месяц должен увеличиться на 800 грамм, рост – на 3,5 сантиметра. Именно первые три месяца дитя растет наиболее интенсивно.

Примерный рост ребенка по месяцам предоставлен в следующей таблице:

Возраст ребенка Необходимая прибавка роста(см) Примерный рост девочек(см) Примерный рост мальчиков(см)
1 месяц 3,5 48,90-52,13 49,81-53,20
2 месяц 3,5 52,25-55,82 52,84-55,88
3 месяц 3,5 55,06-59,01 58,87-62
4 месяц 2,5 60,52 -64,54 60,65 - 64,65
5 месяц 2,5 62,76 -67,04 60,87 - 66,83
6 месяц 2,5 64,50 -69,19 65,57 – 69,40
7 месяц 1,5-2 66,41 -71,11 67,48 – 70,87
8 месяц 1,5-2 68,11 -72,91 68,90 – 72,98
9 месяц 1,5-2 69,43 -73,93 71,10 – 74,47
10 месяц 1 70,60 -74,98 72 – 76,11
11 месяц 1 71,86-76 73,03-77,26
12 месяц 1 73,34-77,71 ?4,60-78,50

Чтобы точно знать массу тела своего чада, можете купить весы для грудничков или же не меньше 1 раза в месяц проводить взвешивание малыша в медицинском учреждении. Увеличение веса должно быть равномерным, без видимых резких колебаний. В том случае, если малыш внезапно начинает не добирать вес, обязательно обратитесь к педиатру. Скорее всего, причина в количественных или качественных погрешностях в питании. Врач сравнит показатель веса Вашего малыша с тем, сколько должен весить ребенок в 3 месяца и составит индивидуальное меню. Бить тревогу нужно, если у ребенка дефицит массы тела более 10% от возрастной нормы. В этом случае при необходимости малышу назначают анализы и дополнительные исследования, ведь иногда снижение веса возможно при наличии в организме серьезной патологии.

Физическое развитие малыша в 3 месяца

Если родители уделяют внимание физическому воспитанию своего ребенка – это является залогом, что он вырастит крепким, здоровым человеком, который сможет легко адаптироваться в социуме и переносить стресс, влияние внешних факторов.

Для оценки физического развития трехлетнего малыша имеют значение и такие показатели, как окружность головы и грудной клетки. В этом возрасте они увеличиваются за месяц: окружность грудной клетки - чуть более 1 см, головы - на 1 см. Именно в три месяца, окружность головы и грудной клетки должны уравняться. В крайнем случае, это должно произойти до 4 месяцев. При слишком быстрых темпах увеличения окружности головки по сравнению с грудной клеткой обязательно обратитесь к специалисту, чтобы не упустить болезнь головного мозга.

У трехмесячного ребенка еще открыт большой родничок (участок, не имеющий костной ткани), но по сравнению с предыдущими месяцами он уменьшается в размерах, не напряжен, мягкий, отсутствует его пульсация. Некоторые мамы боятся притронуться к нему при уходе за малышом. Это ошибка, ведь этот участок кожи обязательно необходимо держать в чистоте.

Итак, подведем итог первых трех месяцев жизни вашего малыша, и посмотрим, чему он успел научиться:

  • за этот период малыш должен научиться лежать на животе;
  • должен уметь поднимать и удерживать упруго головку;
  • должен удерживать голову в вертикальном положении, поворачивать в стороны, рассматривая все окружающие предметы;
  • при поддержке под мышки ребенок должен уметь упираться и отталкиваться от опоры, совершая переступательные движения, когда на мгновение его ноги касаются твердой поверхности;
  • снижается напряжение мышц-сгибателей, иными словами исчезает физиологический гипертонус;
  • за три месяца ребенок должен научиться захватывать, подтягивать и кратковременно удерживать игрушку в своих руках;
  • умеет следить за движением предметов;
  • поворачивает голову на источник звука.

Психомоторное развитие трехмесячного малыша

Каждой маме нужно знать, что ребенок должен уметь в 3 месяца. В этом возрасте малыш ведет себя более осмысленно, чем в предыдущие месяцы. Его движения более целенаправленны. Малыш в этом возрасте хорошо лежит на животе и может довольно долгое время удерживать головку в вертикальном положении.

В средине 3 месяца он способен корпус немного повернуть на бок и достать понравившуюся игрушку. Он может хорошо фиксировать взгляд на предмете, который находится в его поле зрения. Именно поэтому для трехмесячного крохи самыми лучшими игрушками являются разноцветные игрушки, которые крутятся над кроваткой, и погремушки.

Кроме этого, малыш в 3 месяца разглядывает с огромным интересом не только игрушки, а также свои ручки или элементы одежды. В этом возрасте дитя уже не очень крепко сжимает кулачки, потому что тонус мышц не настолько напряженный, как раньше. Часто он хватает ручкой окружающие вещи или касается их пальчиком. В этом возрасте развивается моторика рук и тактильные ощущения.

В три месяца у малыша эмоции приобретают социальный характер. Например, при виде маминого лица или игрушки, ребенок начинает улыбаться, а порой может появиться смех. Именно в этот период формируется основа эмоционального общения.

Справка
К трем месяцем необходимо научить малыша устанавливать связь между зрительной и слуховой, зрительной и кожной реакциями. Например: увидел-услышал, увидел-потрогал-услышал.

Трехмесячный ребенок хорошо опирается на ножки при поддержке его под мышки. Проверить это умение можете, повернув кроху к себе лицом и фиксируя его туловище обеими руками, стопами коснитесь плоской и твердой поверхности. Но ни в коем случае не используйте такое «умение» малыша, как физическое упражнение, ведь опорно-двигательная система еще не готова к такого рода нагрузкам.

В возрасте 3 месяцев дитя хорошо улавливает настроение взрослых, которые находятся около него. Если у родителей хорошее настроение, то и их чадо начинает улыбаться в ответ. А если мама и папа раздражены чем-то, то и поведение малыша будет беспокойным.

В конце третьего месяца в общении со взрослыми ребенок проявляет настолько ярко, что эти действия можно характеризовать как цепь положительных проявлений:

  • усиленно двигается;
  • осмысленно улыбается;
  • смотрит в глаза;
  • вокализирует.

Ранее эти проявления возникали отдельно, изолированно друг от друга. А с этого периода они объединяются в союз под названием - комплекс «оживления».

Справка
Психологи считают, что именно с трех месяцев благодаря комплексу «оживления» ребенок вступает на путь интенсивного общения с окружающим миром.

В три месяца этот комплекс «оживления» достигает наивысшего пика проявления и сохраняется первые полгода жизни малыша, затем переходит более совершенную форму, а именно мимику, речь, движение.

Какие же еще умения ребенка в 3 месяца?

Именно в этом возрасте происходит активная подготовка к речи – дитя начинает гулить, воспроизводя иногда звуки, которые похожи на слоги. Поэтому старайтесь играть с трехмесячным малышом в развивающие игры , озвучивая все действия.

Вводите дитя в мир различных звуков. Путь в течение дня он слышит телефонные и дверные звонки, звон посуды, звуки пылесоса, стиральной машины, телевизора, чайника и др. Познакомьте кроху с музыкой. Трехмесячным детям нравится ее слушать, особенно ритмичную. Подберите специальные произведения для малышей. Прекрасным вариантом также будет классическая музыка и звуки природы. Хлопайте в ладошки, танцуйте с ребенком под музыку, пойте песни. Такие игры способствуют развитию чувства ритма, слухового восприятия и мышления.

Итак, что должен уметь трехмесячный ребенок? В таком возрасте он должен обладать такими навыками:

  • провожать взглядом медленно движущийся предмет;
  • поворачивать головку в сторону звука;
  • уметь отличать различные звуки от разговорной речи;
  • когда его взять на руки, должен удерживать головку и корпус;
  • стоять на ножках при удерживании взрослым, при этом не поджимая пальчики;
  • приподнимать головку и туловище в положении на животе;
  • улыбаться и продолжительно смеяться;
  • внимательно слушать обращенную к нему речь и гулить в ответ.

Проверка «аттестата зрелости » трех месяцев

Чтобы вас не терзали смутные сомнения о неправильном развитии вашей крохи, предлагаем несколько тестов.

Тест №1

Уложите малыша на животик на расстоянии 40 см поместите крупную игрушку - погремушку. Покачивая ее, говорите с ребенком, при этом он должен видеть ваше лицо.
Ответная реакция малыша: в норме ребенок должен всматриваться в игрушку или ваше лицо, прислушиваясь к голосу, к звуку игрушки. При этом опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживая ее. Все это сопровождается осмысленной улыбкой.

Тест №2

Для проведения этого теста потребуется присутствия обоих родителей. Папочка берет малыша на руки, удерживая в вертикальном положении. В этот момент мамочка берет погремушку, слегка покачивая ее на расстоянии 40см, показывает малышу.
Ответная реакция малыша: на 1-3 минуты удерживает голову, вслушивается и сосредотачивает свой взгляд на маме или игрушке.

Тест №3

Возьмите ребенка на руки, удерживая под мышками лицом к себе, опускайте малыша ногами на твердую поверхность.
Ответная реакция малыша: должен выпрямлять согнутые ножки и упираться на всю ступню. Такое движение необходимо повторить насколько раз. Не упустите ребенка из рук! Сопровождайте свое действие ласковым разговором.

Тест №4

Уложите малыша на спину поочередно на расстоянии 40 см перемещайте в разные направления игрушки.
Ответная реакция малыша: должен поворачивать голову вслед вашим действиям, внимательно следить, может улыбаться.

Тест №5

Уложите ребенка на спинку напойте ему мелодию, звоните в колокольчик, погремушкой.
Ответная реакция малыша: на каждое слуховое воздействие малыш прислушивается, замирает, старается найти источник звука, поворачивая голову в сторону исходящего звука.

Тест №6

На расстоянии 40 см перед малышом, лежащим на спине, перемещайте игрушки среднего размера, в этот момент ребенок вас видеть не должен.
Ответная реакция малыша: сосредотачивает свой взгляд на игрушки, улыбается, подает голос, затем делает активные движения.

Тест №7

Над ребенком на тесьме натяните игрушки, в таком положении, чтобы малыш смог их ухватить. Привлеките его внимание к ним.
Ответная реакция малыша: наткнувшись на игрушки, раскидывает ручки, поднимает и наталкивается повторно. Разжимает пальчики, пытается притянуть игрушку к себе.

Тест №8

Склонившись к младенцу, произнесите четко гласные звуки или отдельные слова. На мгновенье прекратите общение.
Ответная реакция малыша: проявляется ответным гулением и попыткой повторить звуки. После того как вам ответил ребенок продолжайте диалог.

Тест №9

После сна, когда ваше чадо в хорошем настроении, начните с ним разговаривать, улыбаться.
Ответная реакция малыша: начинает всматриваться к вам, прислушивается к вашему голосу, замирает, радостно улыбается, старается ответить гуканьем, энергичными движением, что является доказательством общения ребенка с вами на своем языке.

Тест №10

Если вы будете находиться около своего чада, но займете позицию игнора, а именно не будете с ним разговаривать.
Ответная реакция малыша: всеми силами начнет привлекать внимание к себе, будет активно двигаться, агукать, улыбаться, кричать. Как только вы к нему подойдете, кроха замолкает и будет ждать общения, если диалога не случилось, он начнет требовать криком общения с вашей стороны.

Итоги

В заключении хочется отметить, что к трем месяцам малыш уже может многое, а именно:

  • рассматривает предметы;
  • поворачивает голову на звуки;
  • делает попытки дотянуться до игрушки и ухватить ее;
  • начинает издавать звуки;
  • реагирует на появление взрослых;
  • осмыслено улыбается;
  • появляется комплекс «оживления»;
  • появляется централизованные движения.

Таким образом, вашему ребенку очень интересен окружающий мир и он активно живет в нем, радуясь каждому мгновению. У него хоть и маленького человечка есть хорошее и плохое настроение, как и у нас взрослых, но он выражает это своими способами: плачем, криком.

Изначально своим криком малыш возвещал всему миру о своем появлении на свет, к трем месяцам этот навык приобретает более сложную выразительность, который имеет различные оттенки в зависимости от ситуаций: голод, грязный памперс, боль, одиночество, обида и т.д.

По характеру крик дифференцируется в возрасте трех месяцев: голодный, требовательный, недовольный, призывающий, ноющий и т.д. Тревожным знаком является отсутствие крика, такое проявление должно насторожить родителей, это может указывать на серьезные патологии, поэтому необходимо об этом сообщить вашему лечащему врачу.

Именно вы, дорогие родители, словно скульпторы, создаете будущее вашего малыша. Чем больше уделяется внимание ребенку, тем лучше происходит психологическое развитие крохи. Уход за младенцем включает не только кормление, смена подгузника и т.д., но и общение, которое развивает множество качеств у маленького чуда.

Питание 3-х месячного ребенка

К концу третьего месяца общий объем пищи становит 1 литр в сутки, и он остается таким практически до 1 года. Идеальная еда для Вашего крохи в этот период – грудное молоко. В нем содержатся все необходимые витамины и минералы, а также антитела, которые обеспечивают надежную защиту от инфекций. Нет необходимости дополнительно допаивать дитя водой, утолить жажду он может при помощи грудного молока. Делать это можно разве что в сильную жару, когда увеличивается потоотделение.

В трехмесячном возрасте малышу не нужна никакая другая пища, кроме материнского молока. Нет надобности вводить соки, пюре и другую пищу. Все потому, что органы пищеварения трехмесячного ребенка еще не достаточно зрелые, поэтому ему трудно справиться с перевариванием другой пищи.

Режим кормления ребенка в 3 месяца должен быть таким: частота кормлений – не меньше 6 раз в сутки, примерно через 3,5 часа, при необходимости она может быть увеличена. Многие современные мамы придерживаются принципа питания малыша за требованием. Но к этому нужно подходить грамотно – не давать малышу грудь очень часто, ведь если он начинает капризничать, это не говорит о том, что он хочет есть. Около груди кроха должен находиться 15-20 минут. У мам, которые пренебрегают этим правилом и удерживают дитя около груди более длительное время, возникает неприятное явление - трещины сосков .

Если у кормящей матери нет молока в нужном объеме (чаще всего это бывает при ее неправильном питании, недостаточном отдыхе или стрессовых ситуациях), необходимо позаботиться о рациональном питании крохи. Ведь именно от этого зависит его гармоничное развитие. Выходом из ситуации будет смешанное вскармливание – питание, при котором объем грудного молока должен быть не меньше половины суточного рациона, другую половину или е меньшую часть дополняют смесями, выбор которых обязательно зависит от возраста малыша. Необходимость в смешанном питании возникает также при недостаточной питательности грудного молока или вынужденном сокращении кормлений (например, болезнь женщины или выход ее на работу). При смешанном питании сначала предложите ребенку грудь, а только потом смесь. Если у женщины полностью пропадает молоко, ребенка переводят на искусственное питание молочной смесью.

Можно выделить несколько преимуществ искусственного вскармливания:

  • свобода маме – покормить дитя из бутылочки не сложно любому члену семьи;
  • можно легко контролировать объем пищи, которую съедает дитя, а это исключает возможности перекармливания;
  • возможность четкого режима кормлений.

Но, несмотря на все эти преимущества, даже наиболее качественные молочные смеси никогда не заменят грудное молоко. Поэтому переводите малыша на смешанное или искусственное питание только в крайней необходимости. Помните, что независимо от того, на каком кормлении находится малыш - грудном, смешанном или искусственном, оно обязательно должно быть рациональным.

Уход за трехмесячным ребенком

У трехмесячных малышей уже складывается свой режим дня. Каждой маме очень важно следить за систематичностью действий. Режим дня ребенка в 3 месяца обязательно должен включать такие моменты:

  • бодрствование (общение, игры);
  • кормление;
  • прогулка;
  • гигиенические процедуры и массаж.

Иногда случается, что они накладываются друг на друга. К примеру, часто совмещается дневной сон с прогулкой. У многих мам возникает вопрос: сколько должен бодрствовать ребенок в 3 месяца? В этом возрасте это 6-7 часов в сутки. Но каждый малыш индивидуален. Если время бодрствования немного увеличивается или уменьшается, а дитя при этом себя чувствует хорошо, не нужно волноваться. Когда малыш бодрствует, старайтесь как можно больше общаться с ним, играть, выполнять необходимые гигиенические процедуры, гимнастику и массаж.

А сколько должен спать ребенок в 3 месяца? В сутки это около 15-17 часов. Наиболее длительным является ночной сон (около 10 часов). Днем трехмесячный кроха спит 3-4 раза примерно около 2 часов.

Примерный режим дня ребенка в 3 месяца выглядит так:

Время Действие
6.00 Первое кормление
6.00-7.30 Бодрствование
7.30-9.30 Сон
9.30 Второе кормление
9.30-11.00 Бодрствование
11.00-13.00 Сон
13.00 Третье кормление
13.00-14.30 Бодрствование
14.30-16.30 Сон
16.30 Четвертое кормление
16.30-18.00 Бодрствование
18.00-19.30 Сон
19.30-20.30 Бодрствование
20.00 Пятое кормление
20.00-21.30 Бодорствование
21.30-23.30 Сон
23.30 Шестое кормление
23.30-6.00 Сон

Уход за малышом в 3 месяца ничем не отличается по сравнению с предыдущими месяцами. Утром обязательно нужно проводить туалет глаз, ушек и носика. Также крайне важны купание, массаж и гимнастика. Каждая мама может выбрать наиболее подходящее для своего малыша время для таких процедур. К примеру, одни детки больше любят купаться в дневное время, другие же – перед отходом ко сну. Главное, чтобы малыш был спокоен перед этим. Предварительно проводится массаж, который в этом возрасте включает поглаживающие и разминающие движения. Потом проводится короткая гимнастика, заключающаяся в сгибании ножек и ручек. Обязательно следите, чтобы малыш не уставал во время этих процедур.

Нужна ли пустышка трехмесячному ребенку? Или, лучше все-таки обойтись без нее? Именно пустышка удовлетворяет рефлекс сосания, который в этом возрасте развит настолько, что ему может не хватать бутылочки или груди. Именно сосание позволяет крохе успокоиться. Многие мамы переживают, что их чадо привыкнет к пустышке, поэтому вовсе не дают ее. Но в таком случае для сосания дитя будет искать другие источники – свой палец, одеяло или игрушку и отучить от этого потом его намного сложнее. Иногда, при длительном использовании пустышки у малыша возможно неправильное формирование прикуса, нарушение роста молочных зубов, из-за чего в дальнейшем могут возникать проблемы с речью. Но если ее использовать правильно, никакого вреда не будет.

Практически у каждой мамы, независимо от того, на искусственном или грудном вскармливании находится ребенок, есть детская бутылочка. Поэтому крайне важно знать, как правильно ее обрабатывать. Бутылку нужно регулярно мыть. Для этого может использоваться сода или соль. Дно и горлышко бутылочки нужно мыть очень тщательно специальной щеткой-ершиком, потому что там часто может оставаться пища. Бутылочку и соску после каждого применения обязательно нужно стерилизовать. Наиболее распространенным способом является кипячение. При этом бутылочка помещается в кипяток на 5–10 минут, а затем оборачивается чистым полотенцем. Обработанные бутылочки использовать нужно сразу же, потому что стерильность удерживается недолго.

Крайне важны для развития ребенка прогулки. Они позволяют познакомиться крохе с окружающим миром, являются частью закаливания, позволят обогатить кровь кислородом. Длительность их примерно 2-4 часа в день, в хорошую же погоду с малышом можно гулять до 6-7 часов. Одевайте ребенка, как себя, только больше на один слой одежды. Для того, чтобы узнать, не холодно ли малышу во время прогулки, попробуйте его носик: если он остается теплым – то все нормально.

Для прогулки понадобится коляска. Очень важно правильно выбрать детскую коляску ее, чтобы ребенку было безопасно и комфортно. Хорошая коляска должна иметь хорошие рессоры, позволяющие смягчить «подпрыгивание» на неровностях. В ней должно быть плоское дно для удобного лежания карапуза. Защитные накидки и капюшоны, а также достаточная глубина корзины защитят малыша от внешних воздействий (яркого света, порывов ветра и др.). Детская коляска обязательно должна обладать хорошей проходимостью. Также во время прогулки можно использовать кенгуру или слинг.

Какая же одежда нужна малышу в трехмесячном возрасте? Если до этого времени он рос в пеленках, обязательно смените их на ползунки. Если Вы будете продолжать пеленать дитя после 3 месяцев, это будет мешать развитию двигательной активности. Также понадобится несколько рубашек на кнопках или пуговицах, комбинезон или теплый конверт.

Если в комнате температура 21-22°С, не стоит надевать на ползунки шерстяные носки. Чрезмерное укутывание ребенка способствует тому, что от потеет и может легко простудится на сквозняках.

Уважаемые мамочки! Вот несколько советов, которые смогут Вам пригодиться:

  • Ребенка, которому исполнилось три месяца, должен обязательно осмотреть детский невропатолог, окулист и ортопед.
  • С целью профилактики рахита ребенку необходимо давать витамин Д (за исключением летних месяцев, когда этот витамин вырабатывается под влиянием солнечных лучей).
  • У многих мам возникает вопрос, какая температура должна быть у трехмесячного ребенка. В норме она составляет 37,0 до 37,4 градусов. Поэтому, если температура тела у малыша в 3 месяца выше 37 градусов, не стоит тревожиться, это вполне нормально.
  • Закаливайте своего кроху. Но при этом не забывайте о принципе постепенности и регулярности. После основного купания ополосните малыша водой, температура которой на 0,5-1 градус ниже.

В третий месяц жизни новорожденного развитие его происходит очень быстро. Вы отчетливо видите, как растет и развивается малыш, радуетесь его первым достижениям. Он уже осознанно контактирует с Вами, различает голос, мимику, приветствует агуканьем и веселой улыбкой, захватывает погремушки и пробует дотронуться до висящих игрушек. И это только начало. С каждым днем, с каждым месяцем он порадует Вас новыми достижениями. Ваша главная задача – обеспечить правильный уход в это время и способствовать познанию окружающего мира. Здоровья Вам и Вашему малышу!

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

В 3 месяца ребенок:

  • уверенно держит голову лежа на животе, опираясь на предплечья;
  • находит одной рукой другую, сосет руки и рассматривает их;
  • смеется в голос;
  • поворачивается (перекатывается) на бок;

Некоторые дети в 3 месяца:

  • хватают и удерживают в руке игрушку;
  • переворачиваются с живота на спину и со спины на живот.

Рост и вес ребенка в 3 месяца данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка 3 месяцев

Грудное вскармливание: обычно 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью. Число непродолжительных прикладываний у ребенка 3 месяцев заметно сокращается. Во время кормлений малыш часто отрывается от груди. Ночные перерывы в кормлении составляют обычно 2,5-3,5 часа.

Уход за ребенком 3 месяцев

Стул ребенка на грудном вскармливании становится более регулярным и однородным, в виде сметанообразной массы. Периодичность может быть различной: ежедневно примерно в одно и то же время; до 5 раз в день, стул кислый; и даже один раз в 2-5 дней. Это нормальное явление для детей 3-4-го месяца жизни, находящихся на исключительно грудном вскармливании — если стул по-прежнему мягкий, ребенок не нуждается в клизмах и слабительных.

Сон . Ночной сон ребенка 3 месяцев длится около 10 часов, обычно присутствуют 2-4 кормления между 4 и 8 часами. Днем остаются 2 длинных — по 1-2 часа и 2 коротких сна — по 30-40 минут. Малыш по-прежнему довольно долго засыпает (20-30 минут), посасывая грудь. Примерно в 3 месяца малыш начинает реагировать на перемену погоды, новолуние и полнолуние — может беспокойно спать, капризничать без причины.

Познавательное развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок в возрасте 3 месяцев всматривается в игрушку, крупный узор. Замечает игрушку в разных положениях:

  • лежа на спине,
  • лежа на животе с опорой рук на предплечья,
  • лежа на боку,
  • на руках у взрослого.

Развитие ребенка в 3 месяца позволяет ему следить внимательно за перемещением крупных объектов (человека, животного), сосредоточивать взгляд, следить взором за мелкими игрушками, отличными по форме, цвету, величине. Ребенок 3 месяцев вслушивается в звуки погремушки, поворачивает голову в сторону источника звука. Что еще умеет ребенок в 3 месяца? Тянет руки к подвешенным игрушкам, наталкивается на низко подвешенные над грудью игрушки руками, выпрямляет их, разжимает пальцы. Захватывает, притягивает, удерживает игрушки (погремушки).

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 3 месяца

В возрасте 3 месяцев ребенок отвечает улыбкой, увидя лицо матери (узнает). Улыбается, гулит, двигается (комплекс оживления):

  • при виде близкого человека,
  • только слыша его голос,
  • всматриваясь в игрушку,
  • в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

Привлекает (удерживает) внимание близкого человека:

  • улыбками,
  • движениями,
  • гулением,
  • криком,
  • хныканьем,
  • беспокойными движениями.

Улыбкой отвечает как на отрицательные, так и на положительные негромкие возгласы и различную мимику взрослого. Недовольство, отрицательные эмоции проявляет при:

  • прекращении общения с мамой,
  • внезапном исчезновении игрушки,
  • резком изменении окружающей температуры,
  • болевых ощущениях,
  • ограничении движений.

Ребенок 3 месяцев вздрагивает, услышав внезапные резкие звуки, замирает (ненадолго), рассматривая игрушку, слыша ее звучание. В 3 месяца ребенок может прислушиваться к пению взрослого, звучанию музыкального инструмента, внимательно смотреть на говорящих людей. В 3 месяца ребенок умеет гулить, бодрствуя самостоятельно, и в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки (гласные). Появляются индивидуальные интонации голоса.

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.