Трудовое воспитание школьников. Трудовое воспитание в школе как основа формирования гармоничной личности ребенка. Задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание в современной школе стремительно перемещается в разряд архаизмов. Даже уроки труда сейчас гордо именуются «Технология». Дети должны получать разносторонние теоретические знания, а после школы их ждет иностранный язык, бассейн, спортивные секции и занятия с репетиторами. Ведь ребенок обязан поступить в престижный вуз и получить от жизни все самое лучшее. Так думают многие родители, работая с утра до ночи, чтобы обеспечить своему чаду достойное место под солнцем, при этом они совершенно забывают о важности трудового воспитания.

Создается впечатление, что и существующая система образования, и многочисленные борцы за права детей полностью солидарны с этим мнением – культом успешности. Все знают, что нужно ставить цели, но вот труд – главный инструмент их достижения, не рассматривается как важнейшая человеческая ценность и непременная составляющая гармоничной личности.

Цели и проблемы трудового воспитания в современной школе. Эксплуатация или благо?

Проблемы трудового воспитания чаще всего зарождаются в семье, и несправедливо огульно обвинять школу во всех грехах. Современный напряженный ритм жизни, стремление к материальным благам, иногда избыточным, оставляет все меньше времени для спокойного общения с детьми, совместных занятий простыми, но от этого не менее важными, повседневными делами. Утверждение «я сам», непоколебимое в своей уверенности, не получает поддержки, одобрения, а в результате ребенок теряет инициативность и с легкостью пользуется плодами чужого труда.

Но вот малыш пошел в школу. Он стал частью большого коллектива и начинает жить по другим законам. А это подразумевает наличие определенных обязанностей, самостоятельности и умения выполнять порой рутинную, но необходимую работу. Именно с этого и начинается школьное трудовое воспитание.

Все мы с вами помним и классные дежурства, и уборку школьной территории, и субботники, а некоторые даже обязательный сбор макулатуры, металлолома, трудовые сельскохозяйственные десанты. Вот, казалось бы, пришла пора исправить родительские ошибки, но не все так просто.

Правозащитники, ратуя за права ребенка, слегка перегнули палку, и любой детский труд по действующему законодательству считается эксплуатацией. Теперь на то, чтобы помыть полы в классе или прополоть грядку на пришкольном участке требуется разрешение родителей. Нет согласия – принуждать нельзя. А к чему придет это общество потребителей и любителей всего готового? Как гласит японская мудрость, если родители трудятся, а дети отдыхают, то внуки будут просить милостыню.

На этом проблемы трудового воспитания в современной школе, связанные с уважением к работе, как основной человеческой ценности, желанием не бояться трудностей и доводить начатое дело до конца, не заканчиваются. О каких полезных навыках и любви к труду может идти речь, если расписанием предусмотрено 1 или 2 урока технологии в неделю? И на них зачастую дети изучают теорию трудовой деятельности, но только практика может породить полезную привычку избегать праздности.

Трудовое воспитание в школе подрастающего поколения должно иметь приоритетное значение. Цель школы не только научить читать, писать и бегло разбираться в основных дисциплинах, но и выпустить из своих стен гармоничную личность, готовую к самостоятельной жизни, способную приносить пользу людям, а не удовлетворять свои потребности за чужой счет.

Радость и смысл простых действий: трудовое воспитание в начальной школе

Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.

Сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Если дети не уверены в своих силах и думают, что все у них получается плохо, то любая деятельность будет вызывать скуку и раздражение. Но искреннее восхищение и помощь там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей.

Желания полить цветок (чтобы не завял), накормить питомцев в живом уголке (ведь у них нет ловких рук, чтобы себя обслужить), создавать вокруг себя порядок (а не плодить хаос) не возникают сами по себе, а вырабатываются многократным повторением и осознанием пользы своего труда. Выполняя эти действия в коллективе под руководством чуткого педагога, ребенок начинает понимать, что это не его личный тяжкий удел и повинность, а возможность сделать окружающий мир лучше.

В воспитании творческого труда важно, чтобы школьник видел весь процесс от начала до конечного результата. На уроках технологии, из-за нехватки времени, дети часто приступают к работе по готовым шаблонам и не успевают завершить поделку. Это приводит к потере интереса и смысла работы. Пока наша система образования не изменит отношение к трудовому воспитанию в начальной школе, часть задач должны принять на свои усталые плечи родители.

Цель, усилие, результат – трудовое воспитание в средней школе

Средняя школа – это мир подростков, которые живут не на другой планете и не в иллюзорной действительности, а потому цель трудового воспитания в средней школе стоит далеко не на последнем месте. Рыночные отношения подсказывают, что результат их труда должен быть весомым и ощутимым не только в моральном, но иногда и в материальном плане. Не стоит ставить денежный эквивалент во главу угла, но неплохо, если дети смогут получать вознаграждение за свою работу. Ведь тратить то, что не заработано легко, когда собственная «трудовая копейка» будет цениться на вес золота, и поможет осознать, что ничего в мире не достается просто так.

Задача педагогов на этом этапе – научить делать работу качественно. Ведь никому не нравится, когда приобретенная вещь разваливается на глазах, костюм сшит криво, а обед, который собирались съесть с аппетитом, непригоден в пищу. Имеют значение все моменты, от организации рабочего места до его уборки, бережное отношение к инструментам и материалам, соблюдение правил и техники безопасности. Но самое важное в трудовом воспитании – это привить мысль, что нужно пройти через некоторое усилие , проделать, иногда значительную, часть рутинной работы, чтобы получить действительно достойный результат.

1.2 Трудовое воспитание школьников

1.2.1 Система трудового воспитания учащихся

Важнейшими звеньями системы трудового воспитания учащихся являются:

1. Формирование сознания того, что труд - источник благосостояния человека, что каждый человек должен трудиться и любить труд. К. Д. Ушинский призывал воспитателей зажечь у детей жажду серьезного труда. В условиях социалистического общества недостаточно одного сознания необходимости труда. Нужно приучить детей трудиться не только для себя, но и для общей пользы, глубоко уважать людей труда, бережно относиться к вещам, которые созданы трудом взрослых.

2. Формирование сознания необходимости трудиться дополняется выработкой привычки к труду. Если у детей не будет этой привычки, они оставят начатое дело при первых же затруднениях. Строителям социалистического общества нужно обладать большой настойчивостью, чтобы при всех условиях доводить начатое дело до конца.

3. Всякий труд возможен лишь при наличии у детей трудовых умений и навыков. Поэтому в систему трудового воспитания входит формирование и закрепление таких умений и навыков. Большое значение в труде имеют такие качества, как сноровка, трудовая смекалка. Развитие этих качеств у учащихся крайне необходимо для каждого человека.

4. Труд в нашем обществе требует от каждого глубоких знаний и высокой культуры его организации. Надо приобретать необходимые знания и навыки соблюдения культуры труда: содержать в порядке рабочее место, инструменты, уметь правильно расположить все необходимое для работы.

5. В современном обществе инструменты, машины, оборудование являются государственной собственностью. Бережное отношение к этой собственности является необходимым качеством советского человека и должно стать важным звеном трудового воспитания подрастающего поколения.

6. Большое значение имеет также воспитание у учащихся творческого отношения к труду. Такое отношение к труду может сформироваться лишь в том случае, если человек относится к работе с любовью, понимает ее пользу и необходимость, если труд является для него основным содержанием жизни. Если дети будут бояться работы, будут стремиться как можно скорее отделаться от нее, то в этом случае не может быть и речи о формировании у них творческого отношения к своему труду. Поэтому воспитание любви к труду - одна из важнейших задач трудового воспитания детей.

7. В процессе трудового воспитания необходимо добиваться формирования навыков коллективизма у детей. Совместное трудовое усилие, работа в коллективе могут создать правильное отношение людей друг к другу.

В воспитании учащихся следует поощрять различные коллективные формы труда, развивать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи между учащимися. В результате такой постановки трудового воспитания и может быть создано правильное отношение к товарищу. Если ученик сам будет отдавать все силы обществу, он не будет терпеть рядом с собой тунеядца, он решительно выступит против лентяев и бездельников.

8. Исключительно велика роль трудового воспитания в профессиональной ориентации молодого поколения. В соответствии с правом на выбор профессии средняя школа призвана создавать учащимся условия для выбора профессии к моменту окончания обучения. В процессе трудового воспитания необходимо шире знакомить молодежь с различными видами труда и формировать склонности к определенным видам знаний и практической деятельности.

1.2.2 Основы и пути трудового воспитания учащихся

Уже сравнительно давно проблема трудового воспитания детей является одной из центральных в педагогике. По мере расширения масштабов образования и возрастания роли научных знаний в формировании личности вновь встал вопрос о соединении обучения с трудом. Многие передовые педагоги прошлого, придавая большое значение вовлечению детей в трудовую деятельность, призывали бережно относиться к детскому организму, не перегружать детей трудовыми заданиями, советовали использовать в трудовом воспитании такие виды труда, которые могли бы содействовать расширению кругозора детей, помогали бы им лучше, успешнее овладевать научными знаниями. Постепенно в педагогике на основе практики трудового воспитания детей были сформулированы законы и правила организации детского труда. Их содержание было значительно обогащено практикой трудового воспитания школы. Рассмотрим некоторые законы и правила организации труда детей, разработанные педагогикой.

Труд, как правило, завершается вещественным результатом; однако в одном случае создаются необходимые продукты или предметы, в другом - безделушки. Учителю важно это иметь в виду и строить свою работу так, чтобы каждое трудовое задание завершалось полезным и возможно более осязаемым результатом для общества и самого работающего.

Именно поэтому многие школы в своих мастерских производят несложные, но необходимые для школы, семьи, шефов вещи. Такой серьезный труд увлекает ребят, организует и дисциплинирует их.

Ведущее значение в системе трудового воспитания в школе имеет коллективный труд. В организации коллективного труда детей решаются многие задачи воспитания. Только в совместном, педагогически правильно организованном труде может сложиться настоящий коллектив. Дети любят работать сообща. Коллективный труд создает дополнительные мощные стимулы к повышению прилежания и изобретательности. В коллективном труде дети очень быстро усваивают ряд важных норм:

Работа начинается в определенный час, и опаздывать к началу работы нельзя;

Плохая работа не будет принята; старательность и изобретательность будут поощрены; тому, чего не умеешь сам, научит товарищ, что не осилишь один, легко сделать вместе.

Но коллективность труда не означает его обезличенности. Правильно организованный коллективный труд требует максимального внимания и определения трудового задания каждому трудящемуся (бригаде, группе) и отдельному воспитаннику. При такой дисциплине труда ученик лучше осознает свою связь с коллективом через его собственный труд. Поэтому трудовая деятельность детей должна носить преимущественно коллективный характер. В коллективном труде ребенок приобретает многие полезные навыки общественной жизни.

Всякий труд требует от человека затраты определенной энергии и усилий. Детский организм находится в стадии постоянного развития, мускульная и нервная система ребенка еще не вполне развита и склонна к быстрому утомлению. Получив непосильное трудовое задание, ребенок даже при максимальной затрате сил оказывается не в состоянии его выполнить и не испытывает удовлетворения от труда. Иногда ему удается достичь результата ценой огромной перегрузки. Ни в том, ни в другом случае у детей не появляется стремление приниматься за работу вновь. Ясно, что перегрузка детей в трудовой деятельности не только не содействует развитию трудолюбия у ребенка, а наоборот, вызывает отвращение к труду.

Однако это не значит, что как только ребенок заявит о своей усталости, нужно освобождать его от работы. Легкая усталость от труда не вредна, а полезна. Она заставляет с уважением относиться к труду других людей.

Приступая к работе, человек стремится узнать, чем закончится его труд. Знание цели предстоящей работы в большей степени необходимо при организации детского труда. Поэтому нужно поручать детям такую работу, цель которой понятна, доступна и желанна.

Учебный труд занимает большую часть времени детей, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике тружеников советского общества и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации учебного труда.

Школьные учебники знакомят детей с различными видами труда людей. Учащиеся получают представление о характере труда в различные времена года, о труде пионеров, школьников, о том, как они участвуют в общем деле строительства нового общества. Школьники получают представление о характере труда в условиях крепостнического и буржуазного общества, а также о свободном и героическом труде советского народа. Правильная постановка преподавания является важной предпосылкой формирования твердых убеждений в том, что наша Родина стала ведущей индустриальной державой, добилась огромных научно-технических достижений благодаря самоотверженному труду миллионов людей.

Таким образом, содержание учебников дает богатый материал для формирования первоначальных убеждений о роли труда, его характере в нашем обществе, о значении труда советских людей в преобразовании природы и условий жизни. Задача учителя - правильно использовать этот материал.

Большее значение имеет продуманная организация учебного труда. На этом основании можно утверждать, что законы и правила организации детского труда в одинаковой степени относятся и к учебному труду. Как и любой вид труда, учение сопровождается затратой физических сил и умственных. Если утомление вовремя не будет снято, оно приведет к расстройству здоровья и вызовет у ученика отвращение к умственной работе.

Так как умственный труд тяжел, то ребенок стремится завершить данную работу как можно быстрее. Учет этой особенности требует от учителя необходимости точнее определять характер задания и приучать ребенка к самоконтролю.

Большое значение имеет правильный режим умственного труда школьников. Учение должно быть ритмическим, без значительных перерывов, возобновляться после некоторого отдыха или других занятий.

Воспитание на уроках труда. Разнообразные задачи трудового воспитания осуществляются на уроках труда. Учебным планом предусмотрены два урока труда в неделю, и если они будут заполнены интересными и полезными делами, правильно организованы, то их роль в трудовом воспитании школьников будет велика.

Сама организация уроков - важное средство трудового воспитания учащихся. Лучшие учителя добиваются этого различными путями. Одним из них является организованное начало урока. У некоторых учителей и до сих пор бытует представление, что урок труда какой-то особенный и дети могут нарушать дисциплину. Поэтому часто в начале урока учащиеся долго не приступают к работе, переходят с места на место, громко разговаривают и смеются. Такое поведение детей и является как раз следствием неверного понимания учителем специфики уроков труда. Особенность этих уроков состоит не в характере поведения учащихся, а в характере их деятельности.

В остальном урок труда сохраняет все признаки обычного школьного урока, поэтому и начинается он у лучших учителей при абсолютном внимании и организованности детей. Учитель ставит цель предстоящей работы, дает необходимые разъяснения и инструктаж и после этого разрешает детям приступить к работе.

Сама работа в зависимости от подхода учителя к урокам труда может быть организована по-разному. Этот урок может стать школой воспитания коллективизма, если учитель будет чаще практиковать изготовление коллективных изделий. При такой организации работы дети сообща обсуждают план изготовления вещи, во время ее выполнения они вступают в отношения взаимозависимости, накапливают опыт правильных отношений с товарищами, совместного труда по общему плану.

Практика трудового воспитания последних лет убедительно показала возможность использования элементов соревнования на уроках труда.

Таким образом, от человеческого труда, от степени участия в общем труде зависит успех любого дела. Поэтому главнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания.


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС)

И нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание — это процесс организации и стимулирования трудо-вой деятельности учащихся, формирования у них трудовых умений и навыков, воспитания добросовестного отношения к своей работе, стимулирования твор-чества, инициативы и стремления к достижению более высоких результатов.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Трудовое вос-питание тесно связано с технической подготовкой учащихся. Политехни-ческое образование обеспечивает знание основ современной техники, тех-нологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовы-ми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политех-ническое образование является базой трудового воспитания.

Можно выделить следующие функции трудового воспитания:

- обучающая — овладение учащимися практическими умениями и навыками в сфере труда;

- развивающая — обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмо-ционально-волевое, социальное развитие;

- воспитательная — правильно организованный труд формирует трудо-любие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.

Задачами трудового воспитания являются :

♦ формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

♦ развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в твор-ческом труде, стремление применять знания на практике;

♦ воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответствен-ности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

♦ вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Учебный труд школьника включает в себя труд умственный и физи-ческий. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для детей приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производ-стве, к участию в обновляющейся политической жизни общества. В шко-ле осуществляется специальное трудовое обучение.


♦ В структуру трудового воспитания школьников входят различные виды внеучебного общественно полезного труда: производительный; результа-тивный, общественно значимый; бытовой, самообслуживающий; обществен-но-организационный. Производительный труд во внеклассной работе орга-низуется руководителем школы, органами самоуправления и общественны-ми организациями. В него входит трудовая производственная практика.
Важным видом внеучебного производительного труда является системати-ческая работа учащихся на пришкольных участках, в учхозах, на школьных кролиководческих фермах, что дает существенную прибавку продуктов для школьной столовой и возможность реализовывать излишки.

Общественно значимый, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как сбор металлолома, маку-латуры, лекарственных растений, даров леса; тимуровская работа по ока-занию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и преста-релым. Педагогический эффект подобных дел усиливается благодаря их игровому оформлению, пробужденному желанию детей совершать доб-рые дела не ради вознаграждения, а из сознания долга и морального удов-летворения.

Бытовой, самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бы-товых потребностей семьи или коллектива, каждого их члена за счет лич-ных трудовых усилий. Самообслуживающая деятельность учащихся в школе включает уборку помещений, подготовку кабинета, классной ком-наты к занятиям, дежурство по школе, столовой, раздевалке, уборку мусо-ра на прилегающей к школе территории.

Бытовой труд в семье включает в себя уборку постели, стирку мел-ких вещей личного пользования, уборку помещений от пыли, уход за жи-вотными, чистку собственных вещей и обуви, уход за цветами, покупку продуктов, починку несложных домашних приборов, создание в кварти-ре, доме уюта и удобств.

Интенсивное развитие общественного организационно-управленческого труда в жизни школьников обусловлено расширяющейся демократией в жизни нашего общества, необходимостью овладения искусством организа-ции и управления коллективными делами и взаимоотношениями. Основная форма выполнения этого труда — общественные поручения.

♦ Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек, в производительном труде. Это оплачиваемый труд по созданию матери-альных ценностей и в сфере обслуживания.

Для реализации содержания трудового воспитания нужно широко ис-пользовать такие формы работы, как:

♦ изготовление различных поделок, кормушек для птиц и др.;

♦ регулярный домашний труд школьников;

♦ проведение трудовых десантов;

♦ создание школьных кооперативов;

♦ накопление в школе трудовых традиций;

♦ беседы, лекции, читательские конференции, литературно-художествен-ные вечера, производственные экскурсии, встречи со знаменитыми людьми;

♦ все виды трудовой деятельности и др.

Трудолюбие — результат трудового воспитания, обучения и профес-сиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется:

1) прочной потребностно-мотивационной сферой;

2) глу-боким пониманием нравственного смысла и преобразующе-воспитательной роли труда в развитии личности (знания, убеждения);

3) умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу;

4) проявлением волевых усилий в преодолении трудностей и препятствий в трудовой деятельности.

Все эти компоненты определяют методическую основу трудового вос-питания.

Можно определить основные пути осуществления задач трудового воспитания:

♦ в процессе получения общеобразовательной подготовки;

♦ в процессе трудового обучения при освоении образовательной об-ласти «технология»;

♦ в процессе внеклассной и внешкольной работы, включающей в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда;

♦ в процессе разнообразной по содержанию и формам групповой деятельности и общения;

♦ в процессе трудовой деятельности и др.

В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступа-ют такие показатели, как высокая личная заинтересованность, производи-тельность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности — трудолюбие.

Трудовое воспитание лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятель-ности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в вер-ном служении Родине. Трудовое воспитание составляет фундамент твор-ческой активности и результативности в учебной деятельности, в граж-данском и нравственном становлении личности.

Раскрыть сущность и задачи профориентации школьников. Определить основные направления профориентационной работы в школе

Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в.

Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие спе-циальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А. Е. Голоншток, Е. А. Климов, П. П. Костенков, А. Д. Сазо-нов, В. Ф. Сахарон, С. Н. Чистякова и др.).

Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления.

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную си-стему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-био-логических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении.

Социальная значимость профессии повышается, если она отвечает современным потребностям общества, престижна, носит творческий ха-рактер, высоко оценивается материально.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), про-фессиональная диагностика, профессиональная консультация, професси-ональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школь-никам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психо-физиологических требованиях тех или иных профессий.

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отно-шению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профес-сии, и его индивидуально-психологическими особенностями.

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности сво-боды выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние спе-циальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения молодого чело-века в профессиональную деятельность, приспособление к системе производ-ства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены.

Работа в школе по профориентации включает три направления:

1. Ознакомление учащихся с особенностями различных профессий
и специальностей и с требованиями по подготовке к овладению выбран-ной профессией.

2. Приобщение учащихся к посильному труду в сфере промышленно-
го и сельскохозяйственного производства, показ привлекательности про-изводительного труда, связанного с созданием материальных ценностей.

3. Организация трудового допрофессионального или начального про-фессионального обучения учащихся в системе занятий в школьных мас-терских и в УПК.

К профориентационной работе существует 2 подхода: адаптационный (изучение способностей учащихся и определение наиболее подходящей им профессии) и развивающий (развитие учащихся и подготовка их к са-мостоятельному выбору профессии).

Результат профориентационной работы в школе — профессиональное самоопределение школьников. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призва-нием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Развитие творческих сил и художественных способностей школьников.

Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся. Умение учителя красиво оформлять доску, разумно располагать на ней учебный материал, красиво писать буквы и цифры, делать хорошие зарисовки – все это оказывает влияние на формирование эстетических вкусов учащихся.

На уроках чтения и литературы учащиеся знакомятся с произведениями народного творчества, писателей и поэтов прошлого и современности. На уроках естествознания дети наблюдают родную природу, учатся видеть ее красоту и неповторимость. Главная задача уроков музыки состоит в том, чтобы ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве форм и жанров. Уроки изобразительного искусства направлены на развитие у школьников творческих способностей, художественного вкуса, воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству.

Важная роль в системе эстетического воспитания принадлежит внеклассной работе. Здесь можно выделить три взаимосвязанных звена:

- эстетическое просвещение (беседы, встречи, клубы друзей искусства и др.);

- развитие эстетических чувств (просмотр фильмов, прослушивание музыки, посещение выставок произведений изобразительного искусства и театров);

- обогащение опыта художественной деятельности (творческие кружки, театральные и хореографические студии).

Виды деятельности и формы занятий по эстетическому воспитанию могут быть самыми разнообразными. На экскурсиях дети учатся замечать красоту городского и сельского пейзажей, наблюдают за видом и окраской неба в разное время года, при различном состоянии погоды. Дети знакомятся с памятниками культуры и народного творчества, с местными мастерами-умельцами прикладного искусства, наблюдают за их работой. Учащиеся мастерят игрушки из природного материала (желуди, орехи, шишки и др.), картона, пластилина. Дети делают аппликации, занимаются вышиванием, выпиливанием, выжиганием по дереву; из папье-маше изготовляют персонажей сказок, делают елочные украшения. Школьники пробуют свои силы в сочинении сказок и стихов.

а) Значение и задачи трудового воспитания.

Труд является источником материального и духовного богатства общества. Труд оказывает влияние на развитие умственных способностей, человек крепнет физически, труд влияет на формирование нравственных качеств личности, в процессе труда человек совершенствуется.

Целью трудового воспитания в школе является формирование у школьников сознательного отношения к труду, воспитание психологической и практической готовности учащихся к труду.



Задачи трудового воспитания:

Привитие любви к труду и уважения к людям труда;

Формирование трудовых навыков и умений;

Побуждение к сознательному выбору профессии;

Ознакомление с основами современного производства;

Воспитание общей культуры труда.

Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

б) Система трудового воспитания в школе.

Трудовое воспитание учащихся в школе носит целенаправленный и систематический характер. В школе сложилась стройная система трудового воспитания учащихся.

1. Учебный труд.

К.Д. Ушинский считал, что умственный труд – едва ли не самый тяжелый для ребенка. Этот труд требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив. В процессе учебного труда воспитывается сознательное отношение к труду в целом, учащиеся получают знания основ современного производства и экономики. Они овладевают рядом умственных и практических действий, у них формируются познавательные интересы, рациональные приемы умственной деятельности, вырабатывается культура умственного труда.

Учебный труд должен быть посильным. Непосильный труд может надломить детский организм, вызвать отвращение к учению. Поэтому учитель должен знать возрастную и индивидуальную готовность каждого ребенка к учению, знать особенности детского внимания и мышления, соблюдать режим труда и отдыха. Главная задача учебного труда – научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания.

2. Трудовое обучение.

Целенаправленное трудовое обучение осуществляется на уроках труда.

Учащиеся 1 – 4 классов овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами работы с бумагой, картоном, тканью, выращивают сельскохозяйственные растения, ремонтируют наглядные пособия, делают игрушки.

Учащиеся 5 – 9 классов получают общетрудовую подготовку, приобретают знания и практические умения обработки металла, дерева, знакомятся с электротехникой, получают представление о главных отраслях народного хозяйства.

3. Общественно полезный труд.

Общественно полезный труд – это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность, имеющая четко выраженную общественную направленность.

В процессе общественно полезного труда у школьников формируются такие нравственные качества, как ответственность, дисциплинированность, творческая активность, самостоятельность.

Формы организации общественно полезного труда могут быть различными: бригады, отряды по сбору лекарственных трав и семян. В школах сложилась система массовых форм общественно полезных дел: день птиц, день леса и сада, праздник урожая, субботники.

Наиболее доступным видом общественно полезного труда является самообслуживание. Труд по самообслуживанию делится на домашний и школьный.

Большое внимание труду детей в семье уделял А.С. Макаренко. Он указывал, что именно семья воспитывает у детей уважение к труду родителей, заботливое отношение к младшим братьям и сестрам. Родители организуют труд детей в семье по поддержанию порядка в доме, приготовлению пищи, стирке и починке одежды, ремонту бытовых приборов и предметов домашнего обихода.

Школьное самообслуживание включает уборку помещений, ремонт наглядных пособий, библиотечных книг, дежурство в классе.

Труд по самообслуживанию может быть коллективным и индивидуальным.

в) Педагогические требования к организации детского труда:

Чем раньше ребенок будет приобщен к труду, тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание;

Трудовая деятельность детей должна иметь общественную значимость;

Контроль со стороны взрослых за трудом детей должен быть тактичным, поддерживающим уверенность ребенка в своих силах;

Труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей;

Труд должен быть систематическим, разнообразным, четко спланированным;

Труд должен сменяться отдыхом;

Утомление снимается чередованием видов труда;

Педагог должен сообщить учащимся цель работы;

Важна правильная расстановка детских сил;

До начала работы педагог обязательно должен провести инструктаж;

По окончании работы необходимо подвести итоги работы (они могут быть отражены в стенной печати, по радио, в классном уголке).

г) Профессиональная ориентация школьников.

Перед школой стоит задача – совершенствовать работу по профессиональной ориентации учащихся. Основная задача профессиональной ориентации – это осознанный выбор школьниками профессии в соответствии со своими склонностями и способностями.

Система профессиональной ориентации:

1. Профессиональная информация.

В начальных классах дети знакомятся с различными профессиями, организуются встречи с родителями, проводятся экскурсии на предприятия. В профессиональной информации учителя раскрывают детям не только содержание самой профессии, но и какими качествами должен обладать человек данной профессии.

2. Профессиональная консультация.

Учителя трудового обучения, физики, химии, биологии, географии, математики раскрывают особенности определенных профессий, их значение для развития общества. Профконсультация помогает учащимся правильно оценить свои возможности при выборе профессии.

3. Профессиональный отбор.

Учебные заведения предъявляют определенные требования к поступающим в соответствии с профилем работы. Ряд предприятий, принимая человека на работу, определяют его пригодность к избранной профессии.

4. Профессиональная адаптация.

Чтобы адаптация проходила успешно, молодой человек должен знать рациональные приемы и методы труда, он должен быть обеспечен хорошими инструментами и приборами, в коллективе должен быть создан благоприятный микроклимат.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Особенности трудового воспитания в начальной школе

1.1 Цель и задачи трудового воспитания

ГЛАВА II. Методы трудового воспитания младших школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Цель работы – изучить содержание, формы и методы трудового воспитания в начальной школе.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Раскрыть цель и задачи трудового воспитания;

Изучить методы трудового воспитания младших школьников.

Перестройка школы потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив: от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных кооперативов, бизнес-структур, представляющих собой хозрасчетные предприятия, действующие по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека.


ГЛАВА I . Особенности трудового воспитания в начальной школе

1.1 Цель и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому цель школьного трудового воспитания направляется на воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков .

Изменение экономической, экологической и социальной ситуации в стране, внедрение различных форм собственности, принятие многих важных законов кардинально меняет смысл и направленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы.

В основе новых технологий трудового воспитания - принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которому оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей) строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части .

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей.

Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.

Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом. Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда .

В результате возникающих отношений младших школьников к самому процессу труда формируется понятие о труде как единственном источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность. Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность в себе, ответственность. Труд дает возможность проверить и получить объективное отражение существующих у учащихся возможностей, осознать значимость процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая при этом важнейшим фактором становления «я» личности ребенка .

В трудовой деятельности можно выделить целый ряд воздействий: личности на личность; личности на коллектив; коллектива на личность; коллектива на коллектив. Межличностные отношения, возникающие в трудовой деятельности учащихся начальных классов, способствуют осуществлению процесса социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у школьников появляется необходимость согласовывать свои цели с целями коллектива, свои усилия связывать с усилиями других участников совместного труда. Возникает зависимость между личными интересами и общественными, в результате этого воедино связываются общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное управление деятельностью и самоуправление поведением, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, становление коллектива и воспитание в нем личности .

Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на высшем, доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умения решитьпрактические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели производства.

Творческую активность школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия .

Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.

Последнее достигается благодаря включению школьников в разнообразные виды коллективного общественно полезного, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке является главным средством трудового воспитания.

Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию обусловливают перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть традиционные и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и др .

Система трудового воспитания должна использовать все формы и методы, которые обеспечивают сознательное, целеустремленное выполнение общественно полезного труда, дисциплину и организованность, ответственность за личный вклад коллектива в развитии общественного богатства, выработку отношений товарищества и взаимопомощи, непримиримость к тунеядству.

Формами трудового воспитания являются:

1) средства морального и материального поощрения;

2) представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3) подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания .

Харламов И.Ф. дает новые обновляющие формы трудовой деятельности. В воспитание потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими являются следующие:

а) создание ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Это могут быть постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например, для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами;

б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздник труда" или праздник "В подарок школе", когда ученики изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников;

в) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями .

Таким образом, в посильной трудовой деятельности младших школьников заложены существенные возможности нравственного, экологического, эстетического воспитания и физического развития.


ГЛАВА II . Методы трудового воспитания в начальных классах

Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его сущности и принципов.

В процессе трудового воспитания младших школьников выделяют три группы методов воспитания сознательной дисциплины:

Методы формирования сознания личности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения .

В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников, сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример .

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Весьма важным в трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональными способами его выполнения .

Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование учащихся.

Значительную роль в формировании положительного отношения учащихся к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение учащихся, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.

Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации .

К третей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.

Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ученик испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости – и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь старшеклассникам увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить молодое поколение к активной трудовой и общественной жизни.

Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.

Таким образом, исследованный материал позволил сделать вывод, что труд младших школьников должен правильно, педагогически целесообразно организован.

В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.


ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.

2. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39

3. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981 с. 68-78, с. 103-120.

4. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. - М., 2004.

5. К вопросу о формировании мотивов трудовой деятельности младших школьников // Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.- практ. конф. Ч. И - Славянск - н/К, 2000. - С. 95-96. Соавт.:Е.А. Мозговой, Т.С. Юрьева.

6. К вопросу о методах трудового воспитания младших школьников // Проблемы и перспективы реализации базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации: Сб. науч. тр. - Славянск-н/К, 2000. - С. 237 - 241. Соавт.: Е.А. Мозговой,Т.С. Юрьева.

7. О трудовом воспитании в младшем школьном возрасте//Оценка эффективности образовательных технологий: Тез. докл. 2-й Всероссийской науч.-прак. конф. Ч. II - Славянск - н/К, 2000. - С.-102-104.

8. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8 с. 3-10

9. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников //Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе: Сб. тр. VI Международной конф. - Самара, 2000. - С. 200-202

10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., М.: Гардарики, 2004, - с. 363-405.