Типы неправильного воспитания в семье. Типы неправильного семейного воспитания. Виды неблагополучных семей в современном обществе Основные типы неправильного семейного воспитания

Неправильное воспитание способствует возник­новению патохарактерологических реакций и неврозов, формированию психо­патического развития. Оно же утяжеляет конституциональные и органические психопатии и может играть роль провоцирующего и преципитирующего фактора для эндогенных психических болезней. Некоторые виды неправильного воспи­тания, какими они предстают перед психиатром, были описаны Н. И. Озерецким, Г. Е. Сухаревой, О. В. Кербиковым.

Личко А. Е. было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания подростков (с акцентуациями характера) в семье.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недо­статком опеки и контроля, а главное - истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой сте­пени, что подросток оказывается совершенно заброшенным - ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых бытовых условиях. Обычно же в наши дни в усло­виях всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удов­летворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком вни­мания, заботы, руководства. В духовной жизни подростки оказываются полнос­тью предоставленными самим себе.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним фор­мализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отноше­нии его лишь тяжкие для них обязанности, что на деле они бы рады от них осво­бодиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скры­тым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчиво­му, гипертимному и конформному типам. Такие подростки быстрее других ока­зываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют там праздный, полный поисков увеселений образ жизни.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каж­дым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему посто­янных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достига­ющего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозмож­ность принять когда-либо собственное решение путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротек­ция не позволяет с ранних лет учиться на собственном опыте пользоваться свобо­дой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответ­ственности и долга, ибо если за подростка все решают и всегда ему указывают, как поступить, то он приходит к убеждению, что он сам может ни за что не отве­чать. У гипертимных подростков доминирующая гиперпротекция еше в младшем или среднем подростковом возрасте приводит к резкому обострению реакции эмансипации. Почувствовав возмужание, такие подростки подымают бунт про­тив «притеснения» и в какой-то момент напрочь рвут все родительские запреты и устремляются туда, где, с их точки зрения, «все можно», то есть в асоциальную уличную компанию.

На подростков с психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуациями доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие - усили­вает их астенические черты: несамостоятельность, неуверенность в себе, нере­шительность, неумение постоять за себя и свое дело. Эти недостатки дают себя знать при вступлении в самостоятельную жизнь, то есть в старшем подростковом и послеподростковом возрасте.

Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении речь идет о том, что ребенок и подросток становятся «кумиром семьи». Здесь дело не столько в посто­янном контроле/сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освобо­дить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанно­стей. Это дополняется восхищением мнимыми талантами и преувеличением дей­ствительных способностей. Такие дети растут в атмосфере похвал, восторгов и обожания, ими любуются и восхищаются. Это культивирует эгоцентрическое же­лание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легко­стью, без особого труда.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематиче­скому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подрост­ка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лиди­ровать среди сверстников, пользоваться их вниманием, вызывать у них восхище­ние, а с другой стороны - полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе, руководить другими.

При истероидной акцентуации потворствующая гиперпротекция толкает к психопатическому развитию по этому же типу. Однако она также способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоид­ной и эпилептоидной акцентуации характера.

Потворствующая гиперпротекция в случае эпилептоидной акцентуации пре­вращает подростков в жестоких семейных тиранов, способных избивать родите­лей (синдром «избитых родителей», по Harbin H. Т., Madden D. J.). Родите­ли же готовы все прощать, скрывать нанесенные побои, обелять и выгораживать своих тиранов, все изображать в лучшем свете; отцы в таких семьях обычно спо­койно взирают, как сын или дочь бьет мать.

Потворствующая гипопротекция. Этот вид неправильного воспитания описан А. А. Вдовиченко (цит. по: Личко А. Е.) у делинквентных подростков. Здесь сочетается недостаток родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пре­небрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его проступки, переваливают вину на других. Выгораживают своего сына или дочь, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Такое воспитание культивирует и не­устойчивые, и истероидные черты. Попав в воспитательные учреждения, особен­но в условиях строгого дисциплинарного режима, и оказавшись без привычной потворствующей защиты, такие подростки при малейших трудностях и конфлик­тах обнаруживают склонность к истерическим реакциям (суицидальные демон­страции и т. п.).

Воспитание «в культе болезни». Такое воспитание описано Е. С. Ивановым у детей и подростков с церебральными параличами. По нашим наблюде­ниям, его приходится встречать также при хронических соматических заболева­ниях (например, при бронхиальной астме) или физических дефектах. Болезнь ребенка и подростка становится центром, на котором фиксировано внимание всей семьи. Подросток привыкает к мысли, что болезнь дает ему многие права, из-за нее все должны идти навстречу всем его желаниям, от всех неприятностей ограж­дать, от вполне посильных обязанностей освобождать, проступки прощать и по­зволять то, что не дозволено другим. Такое воспитание культивирует не только эгоцентризм, но и определенные установки, завышенные притязания.

При столкновении с трудностями в жизни наиболее универсальной становит­ся истерическая реакция с уходом в болезнь, ипохондризацией.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок и подросток постоянно ощущают, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей, что без него им было бы легче, свободнее и привольнее. Еще более ситуация усугубляет­ся, когда рядом есть кто-то другой - брат или сестра, отчим или мачеха, кто го­раздо дороже и любимее (положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подоб­ную мысль, возмущаются, если кто-либо им укажет на это. Силами разума и воли подавленное эмоциональное отвержение обычно гиперкомпенсируется подчерк­нутой заботой, утрированными знаками внимания. Однако ребенок и особенно подросток чувствует искусственную вымученность такой заботы и внимания и ощущает недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациях, усиливая черты этих типов. Однако явное эмоциональное отвержение может заострять также черты эпилептоидной акцен­туации. При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабиль­ные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компаниях - в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости.

Условия жестоких взаимоотношений . Обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми рас­правами за мелкие проступки и непослушание или тем, что на ребенке, как на существе слабом и беззащитном, срывают зло на других. Но жестокие отношения в семье могут быть скрыты от посторонних взоров. Душевное безразличие друг к другу, забота только о себе, полное пренебрежение интересами и нуждами других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчиты­вать только на себя, не ожидая ни помощи, ни участия, - все это может быть без громких скандалов, без драк и без избиений. И тем не менее такая атмосфера ду­шевной жестокости не может не отразиться на подростке.

Жестокие отношения могут также культивироваться между воспитанниками в некоторых закрытых учебных заведениях, особенно для трудных и делинквентных подростков, несмотря на материальную обеспеченность и строго регламен­тированный режим. Тирания вожаков, издевательство сильных над слабыми, рас­правы за неподчинение, раболепие одних и мучения других - все это особенно легко расцветает, если работа воспитателей отличается формализмом.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации и развитию этих же черт на основе акцентуа­ции конформной.

Условия повышенной моральной ответственности. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они нередко лелеют мысль, что их потомок воплотит в жизнь их собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что родители от него ждут многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи (Сухарева Г. Е.).

Почти все подростки обнаруживают большую устойчивость в отношении воз­вышенных родительских экспектаций или возложенных на них трудных обя­занностей. Несостоятельность и промахи не производят надламливающего дей­ствия. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой резко заостряются в условиях повышенный моральной ответственности, при­водя к психопатическому развитию или к затяжному обсессивно-фобическому неврозу.

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабки и деды могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей, со­четать несовместимые воспитательские подходы, осуществлять разные виды не­правильного воспитания. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом. Например, могут сочетаться доминирующая гипер­протекция со стороны отца и потворствующая со стороны матери, эмоциональ­ное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со сто­роны бабки. Подобные ситуации оказываются особенно пагубными для под­ростка, создавая большой риск для удара по слабым сторонам его характера.

Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправиль­ного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.

Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях ин­терната, в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростков бывает даже полезным расставаться с семьей на определенные отрезки времени и жить среди сверстников - это спо­собствует развитию самостоятельности, умению устанавливать контакты, вы­работке навыков социальной адаптации. Временное отделение от семьи быва­ет особенно полезным, когда нарушения поведения связаны с тяжелой семей­ной ситуацией.

Отрицательными психогенными факторами являются недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений - сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открываю­щим отдушину для скрытой безнадзорности, дурных влияний, жестоких взаимо­отношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей. Устранить все эти дефекты в интернате гораздо труд­нее, чем в гармоничной семье. Именно поэтому воспитание в такой семье, дополненное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личнос­ти, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. Описанные типы неправильного воспитания связаны с теми тенден­циями, которые в какой-то мере оказываются присущими ряду современных се­мей.

Литература: Личко А. Е. Дисгармоничная семья как психогенный фактор. Виды неправильного воспитания в семье // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. – С. 30-37.

А.Е. Личко – известный отечественный психиатр, выделил следующие типы неправильного воспитания в семье.

ГИПОПРОТЕКЦИЯ. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, заботы и руководства, отсутствием интереса родителей к его делам, увлечениям. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом.

ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки.

ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротек­ция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Это - стремление освободить «любимое чадо» от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания, что культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ. При этом виде воспитания ребенок или подросток посто­янно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой - брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не призна­ются в том, что тяготятся сыном или дочерью.

УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто - суровыми расправами за мелкие проступки. Или проявляется, когда в семье превалируют душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи.

Система жестоких взаимоотношений может культиви­роваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных.

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень-очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.

Потворствующая гипопротекция. Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслужен­ного наказания.

Воспитание в атмосфере культа болезни . Преувеличенные заботы о здо­ровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доми­нирующей гиперпротекции.

Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требова­ния. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.

Воспитание вне семьи.

Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наобо­рот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстни­ков - это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов.

Отрицательным психогенным фактором являются встречающиеся еще недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблаго­приятно сказывается сочетание чрезмерно строгого режи­ма, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой без­надзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

Перечисленные типы неправильного воспитания оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера.

Именно поэтому воспи­тание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.

Практикум 1.

Обсудите на занятии следующие вопросы:

1. Приведите свои примеры на каждую из разновидностей групп (см. классификацию).

2. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой?

3. Имеет ли практическое значение для врача знание о наличии внутри коллектива, в котором он работает, неформальных групп? Если не имеет значения, то почему? Если имеет значение, то в чем оно заключается?

4. В группе обычно есть лидер, который может быть официальным руководителем, а может и не быть. Чем он психологически отличается от назначенного или даже избранного группой официального руководителя?

5. Чем отличаются формальные и неформальные групповые нормы?

Дискуссия на принятие решений в подгруппах на тему: «Психологические качества, необходимые для работы в коллективах (больных, медицинского персонала)» с последующим анализом поведения участников. Другие возможные темы: «профессионально важные качества врача», «сообщать ли тяжело больному его диагноз?», «машина времени» и др.

Обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?»

Выслушать все мнения (как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие);

Сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль;

Достигнув единодушного (или поддержанного большинством) мнения (логически безупречного вывода), предложить формулировку заключения (решения, общего мнения)

Практикум 2

1. Каково значение различных типов воспитания в семье?

2. Какой стиль взаимоотношений с детьми был принят в вашей семье?

3. Побеседуйте с вашими родителями и на основании их воспоминаний восстановите вашу семейную историю (свое генеалогическое дерево).

4. Какие семейные сценарии и сюжеты в ней просматриваются?

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные отличия малых и больших групп.

2. Каковы основные параметры малой группы?

3. В чем принципиальное различие между понятиями «сплоченность» и «совместимость»?

  1. Какими могут быть способы реагирования на давление группы?

5. Дайте определение понятию семья.

6. При каком типе воспитания проявляется недостаточный контроль за поведением ребенка?

7. Назовите 2 варианта проявления воспитания по типу повышенной моральной ответственности.

8. Как называется стиль воспитания, при котором родители предъявляют различные и противоположно направленные требования к ребенку?

9. Как может проявляться скрытое эмоциональное отвержение ребенка? Приведите пример.

10. В чем отличие доминирующей и потворствующей гиперпротекции? Есть ли у этих стилей общая черта?

Контрольные вопросы
1. Обязательной характеристикой малой группы являются:

1) контакты между ее членами;

2) взаимные симпатии;

3) взаимодействие ее членов «лицом к лицу»;

4) психологическая совместимость.

2. В качестве примера социальной категории можно назвать такую совокупность лиц как:

2) трудовой коллектив;

3) студенты вузов;

4) пассажиры купе вагона.

3. Социализация - это:

1) формирование социальных норм в группе;

2) выражение социальных потребностей группы;

3) усвоение личностью норм и ценностей определенной социальной среды;

4) социальная регуляция взаимоотношений в группе.

4. Однородность группы по социально-демографическим признакам:

1) приводит к разделению группы на несколько подгрупп;

2) способствует хорошим контактам между ее членами;

3) препятствует сплочению группы;

4) приводит к появлению неформального лидера.

5. Лучше всего задача решается в группе тогда, когда:

1) имеется одинаковое число активных и пассивных членов группы;

2) все ее члены стремятся к лидерству;

3) имеется определенное сочетание числа активных и пассивных членов группы;

4) один член группы имеет больше информации, чем другие.

6. Групповые нормы возникают на основе:

1) официальных приказов, инструкций и т. п.;

2) контактов между членами группы;

3) врожденных потребностей;

4) стремления некоторых членов группы к лидерству.

7. Под конформностью имеется в виду:

1) некритическое подчинение личности давлению группы;

2) противодействие личности давлению группы;

3) сотрудничество между личностью и группой;

4) стремление личности к доминированию в группе.


Похожая информация.



    На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием.
    Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу.
    Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка.
    Мы все свободны в выборе того, как нам воспитывать своего ребёнка, но знать и задумываться о последствиях воспитания имеет право каждый.


    Выделяют следующие типы неправильного воспитания в семье:


    1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей.
    Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие.
    В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
    2. Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.
    При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
    3.Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.
    В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.
    4.Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
    В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

    Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:

    1) Любите своего ребенка
    Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам.
    2) Защищайте своего ребенка
    Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым.
    3) Будьте вашему ребенку добрым примером
    Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония. Все это делает человеческие отношения простыми и понятными, создаст вам тыл, который даст силы в трудные минуты жизни.
    4) Играйте с вашим ребенком
    Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Может статься, что благодаря этому вы сможете вновь пережить лучшие мгновения вашего детства, извлекая из них новый урок.
    5) Работайте с вашим ребенком
    Ребенок нуждается в вашей помощи в своих делах, и ему надо иметь возможность принять участие в вашей работе. Чтобы ему было легче в дальнейшей жизни, он должен научиться делать всю ту домашнюю работу, навыками которой владеете вы. Совместная деятельность поможет ему освоить навыки и стать полезным вам в этой работе.
    6) Помогайте ребенку в приобретении опыта жизни.
    Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Даже тогда, когда этот процесс идет болезненно. Ребенок воспринимает лишь то, что сумел непосредственно пережить. Поэтому дайте ему возможность развиваться, опираясь на собственный опыт, даже если он будет связан с определенным риском. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка.
    7) Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы
    Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию. Однако при этом следует понимать, что каждый человек, совершая свои поступки и строя линии поведения, должен признавать и соблюдать определенные ограничения, считаться с договоренностями и нормами как в кругу семьи, среди друзей, так и в обществе. Создавая ребенку возможность совершенствоваться иными путями, чем те, которыми прошли вы сами, вы расширяете и собственное мироощущение, и своими руками творите будущее.
    8) Научите ребенка быть самостоятельным; привейте ему навык уступить достойно
    Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим. Признание собственного бессилия, уход, выбор иного пути право каждого, в том числе и вашего собственного ребенка. Вам есть чем гордиться как родителям, если ребенок умеет уступить спокойно и с достоинством.
    9) Ожидайте от ребенка лишь тех суждений и оценок, которые он способен высказывать
    Понятия ребенка и его деятельность определяются возрастными особенностями его развития и созревания, а также имеющимся в его распоряжении жизненным опытом. Пройдет достаточно много времени, прежде чем ребенок научится ориентироваться в этом сложном мире. Личное мнение ребенка и готовность его практической реализации могут ожидаться родителями лишь тогда, когда ребенок обретет такие способности. При этом следует считаться с его собственным взглядом на вещи и учитывать возраст ребенка. Вы непременно откроете для себя много интересного, если попытаетесь взглянуть на вещи так, как видит их ваш ребенок.
    10) Создайте ребенку возможность получить незабываемые впечатления
    Душа ребенка, как и взрослого, питается эмоциями, которые позволяют ему знакомиться с жизнью других людей и окружающим миром. Семейные годовщины и торжества ложатся в основу таких воспоминаний. Привнесите в жизнь ребенка чередование ощущений будней и выходных, дайте ему насладиться сменами времен года, принять участие в походах. Преодоление себя в спорте, сопереживания героям книг и театральных постановок помогают ребенку накапливать эмоциональный опыт.

    Психолог Консультативного отдела Ю.Ларионова

»

Положительное мышление родителей позволяет помочь ребенку преодолеть зависимость.

Мотивационный кризис - это состояние, при котором употребление вызывает дискомфорт, и создаются условия для здорового образа жизни.

Признаки деструктивной семьи:

  • закрытая, осуждающая, где учат не говорить, не чувствовать и не доверять;
  • отрицание проблем, поддержание иллюзий, страх посмотреть в глаза истине. Признание проблемы происходит спустя много лет;
  • саботаж, манипуляции в качестве способа общения. Конфликтность во взаимоотношениях;
  • отсутствие доверия;
  • критичность, постоянная критика;
  • эмоциональная холодность либо чрезмерная опека;
  • полюсность эмоций, суждений и чувств;
  • посягательство по типу «я мать, я имею право», нарушение прав ребенка;
  • недифференцированность членов ;
  • отсутствие открытого выражения чувств;
  • отсутствие навыков бескорыстных дел;
  • вынос «сора из избы».

Признаки здоровой семьи:

  • открытое общение, где разрешается говорить все;
  • поддержка, принятие помощи. В семье учат просить и получать помощь;
  • сотрудничество и уважение;
  • доверие;
  • высокое качество общения;
  • ответственность, воспитанная в семье;
  • право на ошибки;
  • уважение прав каждого из членов семьи;
  • открытое выражение любви и других чувств;
  • признание ценности служения;
  • право обсуждать семейные проблемы.

Улучшение либо ухудшение состояния одного из членов семьи отражается на том, как себя чувствуют другие. Главное, что должны понять члены семьи, которые живут рядом с зависимым, - это то, что мы не можем изменить другого человека. Изменить мы можем только себя, и именно таким образом поменять людей вокруг нас.

Между родителями и детьми существует мистическая связь. Это связано с тем, что семейная система включает в себя тех, кто живет рядом с нами, кто живет далеко и даже уже умер. Самыми слабыми в этой системе являются дети. Именно они чаще всего приносятся в жертву ради сохранения семьи. Важно учесть, что выздоровление, которое происходит с одним из членов семьи, положительно влияет на всех остальных членов семьи. Стоит освободиться от созависимости одному из членов семьи, и улучшается состояние и самого зависимого.

Более 70 % срывов случается из-за саботажа родственников.

Созависимость и зависимость являются зеркальными проблемами.

Чтобы человек выздоровел, ему необходимо:

  • радоваться;
  • общаться в семье;
  • выполнять общественные нагрузки;
  • терпеть и не требовать немедленного удовлетворения желаний;
  • проявлять заботу о других;
  • разочаровываться;
  • отстаивать собственное мнение;
  • признавать свои ошибки;
  • принимать решения и нести за них ответственность.

Иными словами, чтобы выздороветь, необходимо выработать новую модель поведения. Главной помощью семьи будет разрешить ему отвечать за последствия поведения - не беречь, не делать за него. На странице