Рождество в царской России: традиции, сохранившиеся по сей день

В России, благодаря указу Петра I от 1699 года, Новый год стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января, начиная с 1700 года. Однако, далеко не каждый знает, что после Революции этот праздник некоторое время не отмечали вообще. И, что примечательно, только в ХХ веке Новый год стал поистине всероссийским праздником. Что особенного произошло после Революции 1917 года, к каким изменениям в подходе к празднованию Нового года это привело и чем это обернулось для нас - вот то, о чём стоит узнать подробнее.

1917 год Россия (в эти времена - Российская Империя) встретила на целых 13 дней позже, чем большинство европейских стран, потому что мы всё ещё жили по юлианскому календарю. Можно сказать, что благодаря смене власти в результате революции, мы сейчас живём по одному календарю с Европой: решением В.И. Ленина с 1918 года в России отменили юлианский календарь, ошибка применения которого уже накопила 13 дней, и ввели в оборот григорианский. А вот отмечать Новый год в то время перестали - этот праздник приобрёл неофициальный характер. Тем более, что Рождество Христово тогда считалось куда более важным и значимым событием.

В середине 30-х годов традиция Новогоднего праздника вернулась в страну. Можно сказать, что Новый год в Россию вернул И.В. Сталин: распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР» вышло в 1937 году. Тогда же прошла первая официальная Новогодняя ёлка , которая, которая состоялась в зале Дома Союзов. На верхушке праздничной ёлки красовалась знаменитая красная звезда.

Любопытный факт, что годом ранее, а именно 31 декабря 1935 года, было сделано первое в истории России новогоднее радио поздравление , адресованное дрейфующим полярникам. Его передал председатель ЦИК СССР Михаил Калинин на волнах дальней связи. Потом оно стало ежегодным и даже всесоюзным.

Во время Великой Отечественной войны тоже традиции этого праздника не оставались в стороне. В детских садах малышам дарили «подарки»: кому конфеты, кому пряники. Другими словами, выбирали из полученной гуманитарной помощи то, что более или менее подходило на роль новогоднего подарка . Ветераны войны рассказывают, что на фронте не забывали про этот праздник и украшали ёлку тем, что было: проволокой, картоном, бинтами, ватой, гильзами и даже погонами. Парашютист, подвешенный на ниточках – самая известная ёлочная игрушка времён войны.

До 1947 года люди выходили на работу уже 1 января, а 23 декабря было принято официальное решение сделать первый день каждого нового года праздничным и выходным. Ну а дальше праздничных и выходных дней становилось всё больше. Так, 2 января приобрело статус выходного дня в 1992 году, а в 2005 году к ним прибавились 3, 4 и 5 января. Сейчас же все россияне отдыхают с 1 по 8 января.

Что касается новогодних традиций, то их так много, что все не перечесть. Многие из них заимствованные. К примеру, - западная традиция. Происхождение Деда Мороза вообще было предопределено древним славянским фольклором. Но советские новогодние традиции прижились в современной России лучше всего. Например, со времён правления Петра I и других реформаторов у нас остались фейерверки. Шампанское, мандарины, бенгальские огни и хлопушки, новогоднее обращение главы государства и бой курантов – это тоже всё осталось нам в наследство от советских времён. Ну а песню «В лесу родилась ёлочка» знает каждый взрослый и ребёнок!

Новый год был, есть и будет одним из любимейших праздников большинства времён и народов. Каждый год, загадывая заветное желание под бой курантов, люди надеются на лучшее, и пусть это «лучшее» непременно случится в жизни каждого из нас!

Итак, если вкратце об основном.
В дореволюционной России традиционный для нас Новый Год не праздновался. Зато с большим размахом отмечалось Рождество, как и в других странах Европы. Само Рождество Христов - это один из важных праздников, который отмечают все христиане мира. Он отмечается 25 декабря по юлианскому (7 января по грегорианскому) календарю, кроме Католической Церкви, Элладской, Константинопольской Православных Церквей (25 декабря по грегорианскому и новоюлианскому календарю соответственно). Установлен в честь рождения Христа.

Дед Мороз.

Известный нам новогодний волшебник – Дед Мороз – собирательный славянский образ в советское время в период антирелигиозной компании, который образовался только в 30-х годах XX века. Традиционно в Российской Империи подарки приносил Святой Николай Чудотворец (он же – Санта Клаус в западноевропейской трансляции; Санта - «святой», Клаус - «Николай») - известный своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Кстати, тема Святого Николая сейчас активно культивируется в Украине. Насколько мне известно, у него даже своя резиденция в западной части страны имеется (у украинского Дедушки Мороза её нет). А, например, при Александре II вводится новый вариант Дедушки Мороза - «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861 год), но быстро забывается среди населения. Ближе к началу XX года формируется образ зимнего покровителя – Морозко. Также было распространено, что подарки дарил сам Иисус. Но первый образ Деда Мороза складывается только к началу 20-х годов XX века.

Дореволюционные открытки с образом Святого Николая.

Рождественская ёлка.

Традиция ставить ёлку на Руси впервые появилась при Петре Первом, но известно, что среди жителей Немецкой Слободы в Москве, где обитали приезжие мастера, ремесленники и учёные, елку ставили ещё до петровских реформ. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
Сама же традиция наряжать ёлку появилась в Германии, откуда в последующем распространилась на всю Европу. Первое время рождественская ёлка была распространена только среди аристократии, но к концу XIX века стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества, как среди дворян, так и среди крестьян. Разница между ёлками была только в одном – украшении. Аристократы на неё весили шоколад и другие сладкие вкусности. Елочные шары же тогда ещё не существовали, вместо них на елку вешались яблоки, как символ плодородия. У простых людей всё было скромнее.

Рождественский стол.

В Рождество стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости. Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом. Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати.

Гулянья.

В Рождество господа побогаче устраивали пышные балы, дамы наряжались в роскошные платья, а кавалеры в парадные мундиры. У простых людей были хороводы, гулянья на улицах городов. Все ходили друг к другу в гости и поздравляли с благим праздником, дарили подарки. Устраивались театральные выступления на центральных площадях городов, катки, ледяные горки и катание на лошадях.

Ну по поводу святого Николая в Украине, до конфликта он вполне существовал наравне с дедом морозом и дарил подарки в ночь с 19 на 20 декабря(или с 18 на 19 декабря, точно не помню). А сейчас его сделали ещё и символом нового года и рождества. Хотя это выборочно,

Ответить

Павел, спасибо за пояснение! Извините, скажите, пожалуйста, Вы случайно не знаете, как сейчас обстоят дела с Николаем в Украине? Слышал, что теперь им заменили абсолютно всё рождественское и новогоднее с прошлым Дедом Морозом, а в детских садах и школах вместо Мороза приходит на ёлку Николай. Верно?

Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал.

В центре столицы

Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле - транспоранты „С Новым годом 1911-м“», - описывали событие в издании «Русское слово».

Ресторан в пятизвёздочном отеле «Метрополь», расположенном в Москве. 1991 г. Фото: РИА Новости

В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти.

Ресторан «Прага» сегодня. Фото: www.russianlook.com

Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.

Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось.

Театр «Школа современной пьесы», ранее в этом здании располагался ресторан «Эрмитаж». Фото: Commons.wikimedia.org

Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала.

Гостиница «Славянский базар», XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику.

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин . Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.

Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIX–XX веков. Фото: Из личного архива

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.

Здание гостиницы «Советская» и ресторана «Яръ». 1909–1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.

Манеж сегодня. Фото: Commons.wikimedia.org

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

В дореволюционные времена Новый год не так широко отмечался, как Рождество Христово. Именно оно подарило нам все сегодняшние атрибуты праздника. Кто положил начало череде новогодних праздников? Откуда пришла к нам праздничная ёлка? Какими были первые подарки - об этом и другом в нашей статье.

на фото: императрица Александра Федоровна

Рождество: 25 декабря или 7 января

В большинстве православных стран Рождество отмечается в ночь с 6 на 7 января, в то время как другие христианские конфессии отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря. Это связано с тем, что долгое время православная церковь использовала юлианский календарь, в то время как в Ватикане был утвержден григорианский, так как это была куда более точная система исчисления.

В 1918 году советские власти решили перейти на григорианский календарь, но дата празднования Рождества так никуда и не сдвинулась в связи с атеистическим направлением государства, а все традиции были перенесены на Новый год . Вопрос перенесения церковных праздников поднимался не раз, но, увы, общего знаменателя православная церковь не достигла. По сути, выходит, что празднование Рождества Христового выпадает и у нас на то же 25 декабря по новому стилю. Из-за этих несостыковок с календарными датами у нас появился еще один, абсолютно искусственный, праздник - Старый новый год , который отмечается в ночь с 13 на 14 января, а в действительности является 1 января по юлианскому календарю.

Первые атрибуты современного празднования Рождества (а точнее, для бывших советских стран это атрибуты Нового года ) принес в Российскую Империю Петр І, но они были далеки от того, что привычно современному человеку. Само празднование проходило довольно шумно: как правило, устраивался бал-маскарад, сопровождавшийся всевозможными играми. Первыми предшественниками ёлки стали еловые или какие-либо другие ветки, развешенные в качестве украшений по домам и кабакам.

Народные гуляния в рождественские дни

Рождественская ёлка

А новогоднюю (в те времена рождественскую) ёлку принесла в Российскую империю императрица Александра Фёдоровна, жена Николая І, в 1817 году. По происхождению она была немкой, а эти традиции в Германии уже давно укоренились. В то время, чтоб сделать её по-настоящему волшебной, на ёлке зажигались свечи.

К слову сказать, это было довольно опасно для большого дворца и однажды даже привело к пожару. Но многие из императриц относились к ритуалу зажжения и тушения свечей на ёлке более, чем серьёзно. Например, жена Николая II очень гордилось тем, что сама этим занимается. Рождественская ёлка также украшалась позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Стоит отметить, что, помимо отдельных ёлок для подарков в Большом зале Зимнего дворца, для каждого из членов императорской семьи также стояла своя собственная ёлка в покоях.

Рождественские ёлки изначально стали устраиваться среди знати, и лишь потом закрепились и в домах простых горожан. Первое Рождество с ёлкой и подарками было чрезвычайно роскошным и отмечалось лишь императорской семьей и их свитой. Для каждого императрица подготовила свою личную ёлку, рядом с которой стоял стол с подарками, и с особенной гордостью лично подавала каждому его подарки. Хоть празднование и проходило в царской семье, но подарки были довольно скромны - всевозможные игрушки и обязательные конфеты. Зато самым важным в них было то, что каждый член императорской семьи сам лично выбирал подарки. Эта традиция сохранилась до самого развала Российской Империи, подарки же при дворе с каждым годом становились всё богаче.

Празднование Рождества в Зимнем дворце

Поздравительные открытки

Еще одним важным атрибутом празднования Рождества стали поздравительные открытки. Традиция дарить к Рождеству красочные открытки родилась в Англии в конце IX века. В России первая поздравительная открытка появилась в 1897 году. По тем временам, цена таких открыток была довольно высока и поэтому к ним относились очень бережно, придавая большое значение. Многие даже обращались к каллиграфам, чтобы ничто не могло омрачить их рождественское поздравление. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. На них изображали детей, ангелов, библейских персонажей, животных и даже солдат Первой мировой войны.

Рождественская открытка

Рождественская открытка

Рождественские традиции

Празднование Рождества также сопровождалось пышным ужином и игрой в лото, на которой разыгрывались разнообразные дорогие подарки. Но до всеобщего веселья, рождественские праздники начинались со всенощной службы в малой дворцовой церкви.

Простые жители Петербурга также переняли традицию украшения ёлок. И, что было очень важным, чтоб сделать детям сюрприз, родители всегда украшали ёлку в их отсутствие. Поздравления сочиняли, как правило, в стихотворной форме, после чего вручались подарки. Трапеза в день перед Рождеством была лишь одна - ужин. Все собирались у стола с первой звездой. Празднование сопровождалось зажиганием бенгальских огней, хлопаньем хлопушек и хороводами вокруг ёлки. Также, было принято приглашать в гости одиноких знакомых, так как считалось, что никто не должен быть на Рождество одинок, а к традициям этого праздника все относились очень серьезно.

Хоровод вокруг ёлки

Хотя на празднование Рождества Христового царская семья приглашала самую приближенную к себе знать, что всё равно составляло немалое количество людей, этот праздник считался среди них семейным. А вот простой люд отмечал его больше в стиле народных гуляний. Было распространено хождение ряженых с разнообразными народными песнями и стихами, более известное сейчас, как колядование. Участники одевались в какие-то необычные костюмы, чтоб всем было весело. Всегда среди ряженых присутствовали коза, конь, медведь и другие. Ряженые несли с тобой посох со звездой на конце. На Рождество были распространены и всевозможные гадания, - в основном, девушки гадали на будущего супруга.

Стол на Рождество украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Железо считалось символом крепости, поэтому и ассоциировалось у крестьян с прочным здоровьем.

Колядование

Празднование Рождества и по сей день имеет множество традиций. Всё зависит, в основном, от места вашего проживания. В городе этот праздник отмечается более тихо, по-семейному. А вот в некоторых селах и по сей день можно встретить множество разнообразных традиций и обрядов. Но, как бы кто его не отмечал, Рождество является одним из самых светлых и добрых празднований в году.

Почему после Петра I забывали праздновать Новый год, какие подарки были популярны среди крестьян и знати XIX века, почему раньше на «елки» ходили взрослые и как отмечали праздник в блокадном Ленинграде?

«Бумага» поговорила с историком-регионоведом из СПбГУ Александрой Терехановой и узнала, как проходили новогодние праздники в Петербурге с XVIII по XX век.

Александра Тереханова

Как в России впервые отметили Новый год и почему о празднике почти забыли на 100 лет

Традиция отмечать новогодние праздники в Российской империи началась с указа «О праздновании Нового года», который в 1699 году подписал Петр I. Одновременно с этим он установил и новое летоисчисление - от Рождества Христова, перенеся начало года с сентября на январь. До этого во время Нового года проводились лишь небольшие церемонии, не затрагивающие большинство людей.

Именно по приказу Петра с 1 января все домовладельцы должны были ставить перед воротами украшения из еловых или сосновых деревьев. И так в течение семи дней. Петр буквально прописал, что все должны праздновать Новый год.

Сразу привыкнуть к этому люди, конечно, не могли - нововведения приживались с трудом. Многие не могли начать отмечать Новый год не в сентябре, а зимой. Многие в то время еще не привыкли украшать дома еловыми ветками и вовсе считали это неправильным, так как ассоциировали их с погребальным обрядом, существовавшим на Руси. Хотя связанные с елью обряды, вообще-то, заимствовались из немецкой традиции и для языческих германцев были символом вечной жизни.

С возникновением новой столицы (Петербурга - прим. «Бумаги») праздничные мероприятия приобрели известный размах: горожане стали выходили на улицы, запускались фейерверки, устраивались стрельбы. Тогда люди и начали привыкать к празднику: у них впервые появились традиции уличных гуляний, они проводили мероприятия в городе, организовывали обильные столы.

Правда, продлилось всё это не очень долго. После смерти Петра I про традиции украшать жилища хвойными ветками и ельями стали забывать. Людям уже не так часто напоминали о традициях, гулянья становились менее пышными, и культура праздника затихла. Известны только отдельные случаи празднований: например, Елизавета любила новогодние маскарады, а Екатерина II устраивала застолье и дарила подарки. Традиция отмечать 31 декабря массово возродились лишь во второй половине XIX века.

Как «елки» и гулянья возродили праздник

После смерти Петра главным праздником для горожан оставалось Рождество. Его традиционно отмечали дома или в гостях, с елкой и украшениями, люди ходили к близким родственникам и друзьям. Праздник долго оставался более важным в духовном плане.

Возрождаться новогодние празднества стали лишь в первой половине XIX века. Тогда, во времена правления Николая I, появилось что-то вроде «публичных елок» - мероприятий, где все гости танцевали, ели и пели. Сейчас они бы вам напомнили современные детские праздники, но только их, на самом деле, устраивали для столичной аристократии.

Принято считать, что первую городскую елку поставили на Екатерингофском вокзале, который был в то время популярным местом отдыха петербургской публики - любителей развлекательных и музыкальных концертов, которые там проводили. Позже такие елки ставили уже и в зданиях дворянских и купеческих собраний, не только в Петербурге, но и в Москве.

По большей части этому способствовали рождественские сказки Гофмана и Андерсена, которые в то время были очень популярны в кругах интеллигенции.

Как проходили новогодние праздники в Петербурге второй половины XIX века

На Новом году того времени всё было очень публично. В Петербурге, например, были свои легендарные рестораны, где на новогодние праздники собирались в том числе и представители творческой интеллигенции. Это был период балов, маскарадов и театров, стало популярно шампанское. В это время широко распространилась и традиция дарить подарки - в основном игрушки, сладости и фрукты.

Александровский дворец. Елка в игральной. 1908 год

Елочный базар в Екатерининском саду. 1913 год

У разных слоев населения были, конечно, абсолютно разные возможности в плане праздника. Рабочие и крестьяне, например, зависели от хозяина, но для них зима не была сезоном работ, и они могли отмечать праздники в зависимости от обстоятельств. Известно лишь то, что дети рабочих в эту пору любили кататься с ледяных горок.

Аристократия и знать, как нам известно, в новогодний период любила ходить по вечерним приемам и другим мероприятиям. В их кругах зачастую царила обычная суета: они покупали подарки и новогодние украшения. В саму новогоднюю ночь в каждом крупном доме можно было увидеть маскарад или бал: каждому из них придумывали собственную программу.

Покупные и тем более стеклянные украшения [на елку] могли себе позволить в XIX веке только очень состоятельные жители: опять же знать, аристократия. Они в основном дарили детям различные сахарные игрушки, бусы из конфет, восковые свечи и подобное.

Среднестатистические горожане же делали игрушки сами, а на елку вешали различные фрукты, небольшие пряники или орехи.

В это время на празднике уже даже зарабатывали. В адресной книге Петербурга и в рекламных приложениях различных изданий того времени можно было увидеть объявления магазинчиков, которые предлагали новогоднюю продукцию.

В целом во второй половине XIX века горожане уже полюбили этот праздник. В это время они всё больше тратились на развлечения. Особенно популярным становился театр. Занимательно, что именно в Петербурге, в Мариинском театре, впервые поставили знаменитого «Щелкунчика» Чайковского. Это произошло в канун Рождества 1892 года.

Почему после революции петербуржцы начали праздновать Новый год дома и как появилась традиция ходить в театр 31 декабря

С приходом советской власти Новый год сначала оставался обычным праздником. Но в связи с атеистической программой Советов практически сразу запретили Рождество, а в 1929 году и сам Новый год.

Тогда среди народа стали популярны тихие домашние празднования. Люди так же, как и сейчас, устраивали праздничный стол, на котором были в основном консервы и фрукты, а иногда даже и оливье. Они ставили елку, украшали ее подручными средствами, слушали радиопрограммы и отмечали праздник в кругу семьи, дарили небольшие подарки. Главным было, чтобы праздничную атрибутику не увидели специальные патрули, которые высматривали любые признаки празднований.

В то время все были официально равны, поэтому и каких-то особых различий в праздновании среди «богатых» и «бедных» не было: одни просто могли с помощью связей достать себе к столу деликатесы, а другие - не могли. Всех так или иначе объединяли ситуации, когда они стояли в очередях за мандаринами по 5-6 часов. Негласная атмосфера праздника сохранялась у очень многих.

В Ленинграде были свои особые традиции. Уличные гулянья в городе заменились культурной программой, которая постепенно становилась для многих главным символом Нового года. Особым шиком было попасть 31 декабря на балет или оперную постановку. В этот день ленинградская публика традиционно заполняла Большой и Малый залы Филармонии, Мариинский и Михайловский театры. И это притом что 31 декабря в советское время оставался рабочим днем вплоть до 1935 года.

Когда же праздник снова разрешили, всё осталось, как и было: все праздновали в кругу семьи, тихо, без громоздких уличных гуляний. Рождество, как и сейчас, отмечали лишь в религиозных семьях.

Дворцовая площадь (Урицкого), ориентировочно 1937 год. Фото: oldspb

При этом для традиции новогодних праздников в том формате, в котором мы их знаем, важен период до Великой Отечественной войны. Именно в это время появилась культура прослушивания передач 31 декабря, которая переросла в просмотр телевизора, бой курантов и участие Деда Мороза со Снегурочкой, образ которых окончательно сформировался в период с 1935-го по 1940-е.

Как проходили «елки» в блокадном Ленинграде

Елка в блокадном Ленинграде - это особая тема. Она была не просто традицией, а символом того, что город жил и работал. Город, в котором пытались не только спасти, но и порадовать детей.

Больших празднеств, конечно, не было. Массово новогодние праздники в блокадном городе проводились лишь в 1941 и 1942 годах. Их организовывали в больницах, детских домах и садиках. Главным подарком, конечно, была еда, иногда - украшения. И дарили их зачастую только детям.

В то время многие дарили своим детям печенье, яблоки и кусочки хлеба. В самом начале даже пытались устраивать ужины: например, известен рецепт, когда «горячее» готовили из иссохшего картофеля, делая из него «пюре».

Уже потом, когда практически ничего не оставалось, праздники отошли на второй план. Но люди в блокаде всё равно к ним тянулись. Есть воспоминания людей о том, как в предновогоднее время украшали стол бутафорской едой, чтобы было хотя бы какое-то ощущение праздника. Известно, что этим занимались и дети: в новогодние праздники они часто делали игрушки из бумаги в форме булочек.

При этом, что самое удивительное, в новогодние праздники нередко можно было услышать музыкальный концерт. Люди, несмотря ни на что, продолжали ходить на концерты или спектакли.

Как новогодние традиции менялись после Великой Отечественной войны

В послевоенное время жизнь потихоньку начала восстанавливаться. В этот момент СССР признало Новый год важным праздником. В 50-е годы стали организовываться Кремлевские елки, стали проводиться городские празднования, на которых можно было встретить и привычных нам Деда Мороза, и мандарины с шампанским. Думаю, новогодние праздники после войны стали символом возрождающейся нормальной жизни.

Кронштадт, 1970 год. Фото: фонд СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта»

Во многом культура празднования Нового года с тех пор не менялась до наших дней. Единственное действительное отличие - праздничным днем считалось только 1 января. В остальное время люди работали: у студентов, например, сессии начинались 2 января, а занятия могли длиться и до 31 декабря.

Лишь с распадом Советского Союза, когда уже и Рождество вновь признали праздником, каникулярные даты стали удлинять. Сначала, в 2000-х, между ними даже был промежуток в три дня, и только совсем недавно, в середине нулевых, календарная неделя стала полной - такой, какой мы ее знаем.