Примеры деловых игр по экологии. Деловая игра для педагогов мбдоу "знатоки природы". Решение педагогических ситуаций

Наталья Харченко
Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов»

Деловая игра для воспитателей .

"Повышение экологической компетентности педагогов "

Цель : закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в педагогической среде дошкольного учреждения

Организация игры :

Педагоги разделены на 2 команды. Каждая команда сидит за своим столом (желтый, зеленый) . На столах лежат соответствующие карточки. Если команда готова ответить на вопрос, она поднимает карточку. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Команды имеют право дополнять ответы соперников, вступать в спор после ответа. Окончательное решение о правильности ответа принимает жюри.

2. Относительно новое название опытов в природе. (Экспериментирование.)

3. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи)

4. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа)

5. Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

(Клюква)

7. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная)

Основная часть :

1. Что вы понимаете под термином экология ? Каково значение этого слова?

2. Что такое «экологическое воспитание » детей дошкольного возраста?

Педагогический процесс , направленный на формирование у детей экологической культуры .

3. Как, по вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Цель экологического воспитания – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим миром;

Целью экологического воспитания дошкольников является формирование осознано правильного отношения к явлениям, объектам живой, неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни;

Цель экологического воспитания – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром;

Цель экологического воспитания дошкольников – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним

4. Пожалуйста, закончите предложение : «Для того, чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

Достаточно занятий по экологии

Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно -образовательного процесса и включаться во все виды деятельности : физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике, развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.

5. Перечислите основные задачи .

Формирование системы знаний о явлениях и предметах природы;

Формирование умений и навыков для организации экологически целесообразной деятельности;

Формирование познавательного отношения к природе;

- воспитание эстетического восприятия природы ;

- воспитание культуры поведения на природе.

6. Каковы условия, необходимые для ?

Уголок природы в группе;

Участок детского сада.

7. Что должно быть в уголке природы?

Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.

8. Что должно быть на участке детского сада?

Деревья, кустарники, цветники, огород.

9. Какие методы используются для экологического воспитания детей ?

Наглядные, практические, словесные.

10. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей .

Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов, презентаций.

11. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников .

Игра ; элементарные опыты; моделирование.

12. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников .

Рассказы воспитателя и детей ; чтение художественных произведений о природе; беседы.

13. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников .

Наблюдение.

14. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию .

Занятия;

Экскурсии;

Повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы);

- экологические праздники и развлечения;

Элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте) .

Минута отдыха «Это интересно знать» .

Яблоки гораздо более эффективно бодрят людей по утрам, чем кофеин.

Зеленый чай содержит на 50% больше витамина С, чем обычный черный.

Чихнуть с открытыми глазами невозможно.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет

Кроссворд :

По горизонтали :

1. В старину это растение называли лекарством от 77 недугов. Он заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы

2. Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны

3. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички.

4. Какую лекарственную траву и слепой знает?

5. Золотой и молодой за неделю стал седой, а денёчка через два облысела голова.

6. Какая ягода заменяет лимон?

7. Верхняя сторона листа зеленая и холодная, нижняя – светлая, мягкая и тёплая. Что это за растение?

8. В простонародье это растение называют «бородавником» . Что это за растение?

По вертикали :

Подведение итогов.

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Человек начал испытывать экологические трудности еще в прошлые эпохи развития человеческого общества, особенно недостаток такого уникального природного объекта, как вода. Особенности расселения и формирования городов имеют четкую географическую привязку - наличие пресноводных объектов. Это в свою очередь сыграло с человечеством весьма злую шутку. Так, рост крупных поселений, привел к тому, что уже в средние века вода во многих районах Европы стала непригодной для питья (опустошительные средневековые эпидемии чумы во многом были связаны с загрязнением водных источников), причем человечество не могло уже воспользоваться новыми ресурсами. Рост промышленности в эпоху индустриального общества с капиталистическим способом производства привел к введению такого термина в экологическую научную терминологию, как «антропогенный фактор», который отражает нарушение экологического равновесия, сложившегося в процессе эволюции, под действием человеческой деятельности. С этого периода времени отходы промышленности начинают угрожать не только существованию флоры и фауны, по и человека как биологического вида. Экологическую ситуацию в различных районах Земли многие ученые характеризуют как кризисную. В.И. Вернадский отмечал в своем учении, что биосфера обладает мощными экологическими резервами и высокой адаптационной способностью, например самоочищение воды при прекращении антропогенного воздействия на водный объект. Но человечество, зная это, не только не сокращает прессинг на природу, по и увеличивает его, что приводит к тому, что экологические системы уже не могут справиться с этим воздействием. К такого рода воздействиям следует отнести загрязнение природной среды химическими соединениями, не свойственными природе (их называют ксенобиотиками); нарушение геохимических циклов; нерациональную, экстенсивную эксплуатацию природных ресурсов, подрывающую способность природы к воспроизводству возобновимых ресурсов и приводящую к быстрому истощению невозобновимых ресурсов.

Вред, наносимый природе, не является неизбежным следствием развития человечества. Весьма часто ухудшение состояния окружающей среды происходит в результате ошибок в технической и экологической политике и связано с «недостаточным уровнем технического развития, слабой изученностью возможных эффектов антропогенного воздействия, широким использованием природной среды в качестве средства снижения интенсивности воздействия вредных отходов производств и других действующих факторов (например, использование природной среды в качестве рассеивателя вредных веществ)...» (1, с. 183].

К сожалению, человек далеко не всегда понимает, какие изменения природной среды дадут полезные результаты, а какие - отрицательные (2]. Дело не только в неопределенности реакций биологических систем на воздействие. Одной группе людей некоторое воздействие па природу может казаться весьма желательным, а другой - наоборот. Яркими примерами являются многолетнее загрязнение Байкала, эпопея с поворотом северных рек. Как много имеется примеров нерационального, варварского отношения к природе со стороны государственных организаций, ставящих ведомственные интересы выше общегосударственных (рекорд в этой области принадлежит, вероятно, Минводхозу).

В условиях сильного антропогенного воздействия на биосферу оптимальная техническая и экологическая политика должна основываться па совмещении интересов человечества и природы. По выражению академика С.С. Шварца, «человек не должен брать функции биосферы на себя, он должен облегчить ее работу. Объединение усилий человека и природы может способствовать формированию стабильных биогеоценозов в измененной человеком среде...... Значение химии в решении экологических проблем необычайно велико: совершенствование аппаратуры, препятствующей загрязнению воздуха и воды; разработка новых, малоотходных процессов и схем получения веществ; создание экологически менее опасных видов топлива, средств защиты растений; опреснение воды; решение проблем, связанных с радиоактивными отходами. Особая роль принадлежит аналитической химии. Определение загрязнителей, измерение концентраций загрязняющих веществ в сложных, многокомпонентных природных смесях - важная составная часть мониторинга антропогенных изменений окружающей природной среды.

Успешное преодоление экологических затруднений возможно лишь в результате совместных усилий представителей различных отраслей знания - естественнонаучных, технических, социальных. Такой объединяющей формой различных отраслей знаний является исследовательская работа, в том числе и в природоохранной области.

В настоящее время необходимо отметить, что в школах фактически не проводится исследовательская работа с учениками в данном направлении, хотя ее важность является очевидной. Данная форма организации деятельности учащихся с одной стороны способствует сближению обучения и жизни, а с другой - формирует экологическую культуру. В ходе исследовательской работы школьники получают возможность проводить эксперименты, в том числе и с использованием методик исследований компонентов природной среды с помощью аналитической химии, изучать данные литературных источников, проводить наблюдения за изменением состояния окружающей среды. Все это в итоге приводит к выработке активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды, отказу от безразличного созерцания изменений природы под воздействием антропогенного фактора.

Все это говорит о необходимости введения экологической исследовательской деятельности в учебный процесс только после того, как учащиеся смогут ориентироваться в определенной системе знаний, то есть после изучения основ физики, химии, биологии, что будет значительно повышать самостоятельность в проведении данного вида деятельности школьниками.

При планировании исследовательской работы главный акцент необходимо делать на анализ учебного материала и материала, необходимого для проведения экологических исследований. При этом необходимо соблюдать следующие условия, обеспечивающие высокую эффективность работы учащихся:

  • а) вновь полученная информация должна дополнять базовые знания;
  • б) выбранная информация должна быль значимой для учащихся, так как только в этом случае они будут мотивированы к проведению исследований и в получении новых знаний;
  • в) выделенная информация должна обязательно содержать проблему, так как исследовательская работа должна быть ориентирована на ее решение.

Другим важным моментом является выявление уровня знаний и умений учащихся, что необходимо для определения степени участия учителя в исследовательской работе школьников. Безусловно, роль учителя в данном виде работ является ведущей, так как именно он должен помогать ученикам определять объект исследования в свете рассматриваемой экологической проблемы, помогать с выбором методики исследования и проведения эксперимента, с оценкой результатов анализа и с помощью такого метода как синтез - давать заключение о качестве состояния природного объекта, выявлять уровень ошибки исследования, что делает полученные результаты наиболее значимыми.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что в курсе химии заложены большие возможности, связанные с формированием экологической культуры у школьников, экологического воспитания и познавательной деятельностью, основанной на проведении исследовательской работы, направленной на выявление уровня антропогенного воздействия на окружающую среду, на сохранение биоразно образия на нашей планете. Круг экологических проблем, решаемый с помощью курса химии, достаточно широк, начиная от определения качества воды, воздуха, почвы, уровня деградации почв в зависимости от вторичного засоления до определения качества продуктов питания и выявления уровня воздействия на человека электромагнитного излучения от ЛЭП, установления причин смертности.

Литература

  • 1. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. - М.: Высшая школа, 2006. - 415 с.
  • 2. Нифантьев Э.Е. и др. Кружковая работа со школьниками на тему «Химия и охрана окружающей среды» // Химия в школе- 1980. -№ 5. - С. 64-66.

Наталья Ветрова
Деловая экологическая игра для педагогов ДОУ

Деловая экологическая игра с педагогами (на педсовете)

Цель:

Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проведем деловую экологическую игру.

1. И так, что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой.

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

Участники поочередно называют:

Уголок природы:

Модели и схемы;

Наглядный материал;

Календарь природы;

Картотеки труда, наблюдений и экспериментов;

Лаборатория;

Учебные панно;

Методическая, энциклопедическая и художественная литература;

Мини-огороды в групповых помещениях;

Экологические коллекции и мини-музеи;

3. У вас есть карточки с заданием, попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости, приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

4. Предлагаю Вам небольшой блиц - турнир “Подумай и ответь”.

(О весне.)

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

(О животных.)

3. Кто в лесу огород вскопал? Что на нем задумал выращивать – вершки или корешки? (Кабан не сажает, не сеет, а урожай собирает. Рылом, как плугом пашет, пяточком вынюхивает, зубами дробит. Все для него годится: вершки и корешки, жуки и улитки, мясное и рыбное.)

4. Елка исполосована, как граблями железными. Осина ободрана – словно монтер на “кошках” лазил. Лунки в земле, будто кто на пятках вертелся. Кто такие метки оставил? (И задиры и лунки - все это метки медведя. “Знайте все: я тут живу”. Другой медведь его знаки увидит и поймет, что место занято.)

(О растениях.)

5. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

6. Для чего нужна трава? (Для красоты, как корм животных, душистые вещества для приготовления духов, очищает воздух.)

(О птицах.)

7. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

8. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

9. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

10. Сколько ног у паука? (Восемь.)

(О насекомых.)

11. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

12. Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

5. Вопросы и ответы:

1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)

2. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)

6. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать по одному кроссворду.

1. Бежит по снегу, а следа нет (поземка)

2. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса)

3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

4. Опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

5. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

6. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода)

7. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

(Итоговое слово – приро да)

1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце)

2. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

3. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне.

Не тону я в воде, не горю в огне (лед)

4. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц)

6. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень)

(Итоговое слово – солн це)

7. Решение педагогических ситуаций.

Первой команде

В саду для детей старших групп и их родителей было предложено задание, изготовить кормушки для птиц. Дети с азартом и радостью показывают и рассказывают, как они смастерили, кто-то с папой, кто-то с дядей, с дедушкой кормушки. Только 5-ти летний Антон сидел и тихо наблюдал за всеми. Одна из девочек обратилась к нему: «А ты, почему не принес кормушку? Тебе не жалко птиц!» А Антон ответил: «Мама все время работает ей некогда, а папы у меня нет!» Все дети рассмеялись.

Ваши действия?

Второй кома нде

В саду идет подготовка к Новому году. В музыкальном зале уже украсили елку. Весело и радостно проходит новогодний праздник, но тут к воспитателю подходит 6-ти летняя Кира и спрашивает:

«- Анна Ивановна, а почему елку срубили, ведь нельзя ломать и губить деревья. Ведь после праздника выкинете».

Ваши действия?

Подведение итогов соревнования между командами.

Сценарий внеклассного мероприятия «Деловая игра «Фирма» для учащихся 7-8 класса

Автор: Полякова Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Михайловская СОШ», с. Михайловка, Третьяковский район, Алтайский край.
Описание материала : Данный сценарий будет полезен заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, классным руководителям. Материал предназначен для учащихся 7-8 классов. В учебно-воспитательном процессе мероприятие проводится в целях экологического воспитания учащихся.

Внеклассное мероприятие «Деловая игра «Фирма»

Цель: создание условий для экологического воспитания учащихся.
Задачи:
- развивать мышление, творческие способности, воображение;
- формировать навыки работы в группе;
- повысить экологическую грамотность учащихся.
Предварительная работа:
* приготовить карточки с надписями: рекламно-оформительский отдел, музыкальный отдел, сценарно-режиссёрский отдел, конкурсно-сюрпризный отдел.
* приготовить бумагу, пишущие принадлежности, визитки.
Оформление зала:
1. Плакаты:
- «У природы чистое сердце».
- «Земля у нас одна - другой не будет никогда».
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня наша встреча посвящена очень важному событию – открытию фирмы с прекрасным названием «Радуга».
Необходимость открытия нашей фирмы обусловлена тем, что только согласованными действиями мы можем привлечь внимание к проблемам экологической безопасности.
Мы - земляне. Земля – всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь.
Природа Земли едина, и каждого человека касаются её беды: будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, исчезновение у берегов Камчатки сельди, самой распространенной рыбы, или печальная судьба прославленных американских мустангов.
Почему охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?
В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В наше время интенсивно развивается наука экология. Люди разных возрастов должны иметь представление о неразрывной связи между всеми организмами на Земле, о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу и как важно бережно относиться к ней.
Наша общая задача – сберечь планету. Всё чаще мы слышим от Природы мольбу о спасении.
«Остановись! Одумайся!..» -шепчут человеку леса. «Не оголяй землю… Не превращай её в пустыню…» «Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья… это лишает меня влаги… я иссыхаю, старею… скоро я ничего не могу родить… ни злака, ни цветка…»
Скромные жители Земли подают голоса мольбы. Они напоминают человеку о кровном родстве с Природой. Но современные люди разучились понимать язык трав, птиц, язык лесов, зверей, шуршание осенних листьев, пение песка…
Наша планета устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Слышите? Природа просит помощи!
(Фоном звучит музыка. На сцену выходит Земля.)
Земля:
- Прислушайтесь ко мне. Я – Земля! Я в беде! Я не в силах исправить зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на Земле человек.
Только вы, дети, можете спасти меня. (Уходит.)
Ведущий: Земля просит помощи и мы должны ей помогать. Задача нашей фирмы: посредством создания и реализации творческих проектов привлечь внимание всех к сохранению природы Земли, познанию её тайн, формирование устойчивого интереса и потребности к активной практической работе по охране окружающей среды.
Я, как руководитель фирмы «Радуга», хочу познакомить с основными положениями Устава. Фирма создана для активного участия в деловой игре по наработке проектов. Фирма «Радуга» может заниматься любой творческой деятельностью: создавать сценарии, нарабатывать опыт проведения акций в защиту природы, коллективных творческих дел и выпускать эту продукцию в свет.
Сегодня мы будем создавать проект праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!»
В нашей фирме четыре отдела: рекламно-оформительский, музыкальный, сценарно-режиссёрский, конкурсно-сюрпризный.
Рекламно-оформительский отдел будет продумывать оформление сцены и зала, рекламу праздника, приглашение на праздник.
Музыкальный отдел обеспечивает музыкальным сопровождением, светоэффектами.
Сценарно-режиссерский отдел должен будет продумать весь сценарный ход праздника.
Конкурсно-сюрпризный отдел отвечает за игры и конкурсы, которые будут проводиться на этом празднике, за сюрпризные моменты.
Можете начинать, у вас все получится.
Учащиеся создают проект проведения праздника.
Работа со зрителями. / См. приложение/
Защита отделами своих проектов.
Ведущий:
-Мы с вами дружно поработали, я вижу, вы готовы.
Каждый член нашей фирмы имеет право голоса, но, чтобы обсуждение прошло организованно, я предлагаю создать три временные группы, которые будут представлять мнение оптимистов, реалистов, пессимистов. Эта роль будет меняться. Когда свой проект защищает один из отделов, остальные выполняют вышеназванные роли. Всё начинается со сценария и режиссерских задумок.
- Слово сценарно-режиссерскому отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово рекламно-оформительскому отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово конкурсно-сюрпризному отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
- Слово музыкальному отделу.
Обсуждение проекта группами.
Ведущий подводит резюме.
Ведущий:
-Наш проект проведения праздника «Земля у нас одна - другой не будет никогда!» готов. Вы молодцы! Проект у вас получился отличный!
Давайте так и дальше будем сотрудничать в нашей фирме.
Я говорю вам большое спасибо за наработанный проект праздника. Наша фирма будет принимать участие во всех акциях в защиту природы. Чтобы у вас со мной, как с руководителем фирмы была связь, я вручаю вам свою визитку.
Ёще раз спасибо и до скорых встреч!
Список использованной литературы
1.«Читаем, учимся, играем» № 11, 2003г.
2.«Читаем, учимся, играем» № 3, 2004г.
3.«Педсовет» № 1, 2005г.
4.«Педсовет» № 5, 2006г.
5.Б.Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных (с подсказками для остальных), Рипол Классик, М., 2003, с. 7- 12.
Приложение
Ведущий задаёт вопросы, зрители отвечают.
Имя какого древнегреческого бога переводится как «супруг Земли»? (Посейдон).
В каком месте земного шара скоплены самые большие запасы пресной воды? (На полюсах).
Ежесуточно Земля прибавляет в весе 400 тонн. За счёт чего? (За счёт космической пыли).
Что, по мнению древних римлян, уравнивало земной шар? (Экватор).
Один раз в 285 лет Солнечная система делает один оборот в Галактике. Что изменяется в результате на Земле? (Полюса меняются местами).
Шар по-гречески – сфера, а как это будет звучать по-латыни? (Глобус).
Как в древнегреческих мифах называется река, обтекающая всю землю? (Океан).
Вероятность этого события, произошедшего крайне давно, сравнивается с вероятностью сборки полностью исправного «Боинга-747» в результате урагана, пролетевшего над мусорной свалкой. Но, если бы это событие не произошло, никто не смог бы оспаривать его возможность. Какое это событие? (Возникновение жизни на Земле).
Как звали мифического царя Ливии, якобы изготовившего первый глобус? (Атлас).
Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий всё живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению учёных, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства? (Ультрафиолет).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Деловая игра Подготовила Белова Галина Сергеевна, Воспитатель МБДОУ « Дядьковский детский сад» «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ»

Цели игры: дать практическую направленность экологическим знаниям участников; развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности; установить тесное сотрудничество между педагогами ДОУ.

«Охранять природу – значит охранять Родину» М. Пришвин «Мир, окружающий ребенка – э то прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой… Здесь, в природе, вечный источник д етского разума…» В. Сухомлинский

Экология («экое» – дом, «логос» – наука) – наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку « об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Цели экологического воспитания: формирование начал экологической культуры; научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его миром; формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение; изучение детьми объектов живой и неживой природы; познание живого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Формирование системы элементарных экологических знаний и представлений; - воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе; - развитие эстетических чувств и ценностного отношения к окружающему миру; - формирование элементарных навыков рационального природопользования. Задачи экологического воспитания:

РАЗМИНКА

Назовите известные вам методические пособия для Решения задач экологического воспитания в ДОУ. Методическое обеспечение п о развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО

Методы, используемые в ДОУ для воспитания и образования детей Наглядные Практические Словесные

II . «Волшебная корзинка»

III . Формы экологической работы. Назовите формы экологической работы с детьми, используемые в ДОУ.

IV . «Экологическая Зарядка» Бобрышова Елена Борисовна

V . «Нарисуй пословицу»

VI . «Элементы предметно – развивающей с реды» Назовите элементы предметно – развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников.

VII . «Назовите животных»

IX . «Экологическое лукошко»

X . «Музыкальная пауза»

XI . Кроссворд « Наш дом – ЗЕМЛЯ »

XII . «Голубь мира»

Давайте друзья, в любую погоду Будем беречь родную ПРИРОДУ! И от любви заботливой нашей Станет земля и богаче, и краше! Помните взрослые, помните дети! Помните – что красота на планете Будет зависеть только от нас. Не забывайте об этом сейчас. Планету живую сберечь для народа, И пусть восхваляет гимн жизни ПРИРОДА!

Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Экологическая гостиная»

Цели:

* дать практическую направленность экологическим знаниям участников;

* развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;

* совершенствовать работу в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности,

Установить тесное сотрудничество между педагогами садов.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с Вами проводим деловую игру "Экологическая гостиная".

Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука.. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».

Охранять природу - значит охранять Родину.

М. Пришвин

Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОУ.

Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Давайте вспомним цели экологического воспитания в ДОУ.

  • Цель Э.В. дошкольника - формирование начал экологической культуры.
  • Цель Э.В. дошкольника – научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.
  • Целью Э.В. дошкольников является «формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
  • Цель. Э.В. дошкольника – изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
  • Цель. Э.В. дошкольника – это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Таким образом, в процессе экологического образования детей воспитатель решает следующие задачи:

  • формирование системы элементарных экологических знаний и представлений;
  • воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе;
  • развитие эстетических чувств по отношению к окружающему миру (осознание красоты природы, желание ее сохранить);
  • формирование элементарных навыков рационального природопользования

РАЗМИНКА А сейчас предлагаю немножко размяться. Предлагаю вам конверты с карточками. В каждом из них предложены слова на экологическую тему. Вам нужно собрать слова из карточек одного цвета. (Наблюдение, Лаборатория, Насекомые, Растения).

Хорошо, в разминкой справились все.

Следующее задание: методическое обеспечение для решения задач экологического воспитания.

I Предлагаю назвать известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания с учетом ФГОС ДО.

(Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого-оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002), «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997))

С этим справились, а теперь давайте вспомним, какие методы используются в ДОУ для воспитания и образования детей.

Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

II А теперь следующее задание: с использованием метода моделирования определить, что находится в коробке. (карточки с моделями КИВИ и БАКЛАЖАН)

III Хорошо. Теперь давайте вспомним формы экологической работы с детьми, используемых в ДОУ.

(Экологические занятия; Экологические экскурсии Уроки доброты Уроки мышления Экологические кружки Экологические конкурсы КВНы, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес» с экологической тематикой; Экологические акции Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций Трудовой десант«Зеленый патруль»Клуб исследователей природы Лаборатория юного эколога Ведение «Панорамы добрых дел»Ведение фенологических календарей природы Коллекционирование природных объектов Экологические выставки и экспозиции Экологические музеи Дни (Недели) экологического творчества Экологические праздники и фестивали Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.) Экологические сказки Экологические тренинги Инсценировки, театрализации и т. д. на экологические темы)

IV А сейчас одну из форм нам продемонстрирует Бобрышева Елена Борисовна и представит нам Экологическую зарядку. (Зарядка, проводит Бобрышева Е. Б.)

V А сейчас будет творческий конкурс. Каждой команде будет дана пословица, вы должны её нарисовать и представить другой команде, но чтобы она её угадала. (Весна красна цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой.)

VI Угадали, молодцы. Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)

VII А теперь поговорим о животных Сначала назовите тех, кто связан с производством лекарств (барсук – жир; медведь – желчь; пчёлы – мёд, прополис; змея – яд; коза – молоко и т. д.).

А теперь тех животных, которых одомашнил человек и зачем (Кошка, собака, корова, свинья, лошадь, кролик, буйвол, як, овца, верблюд и т. д. Дают шерсть, мясо, молоко; используют для охраны; как транспортное средство)

IX Следующее задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.

Вед: Почему капель звенит,

Или в небе гром гремит?

Сколько ног у паука,

Домик, где у червяка?

Ведь на все вопросы эти

Ждут ответа наши дети.

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

* Наука о животных. (Зоология)

* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

* Какую траву любят кошки? (Валериана)

* Самая высока трава? (Бамбук)

* Лесной петух. (Глухарь)

* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

* Наука о растениях. (Ботаника)

* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

* Трава от 99 болезней. (Зверобой)

* Пингвин птица или животное? (Птица)

* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)

* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

X Музыкальная пауза.("Облака, белогривые лошадки", "Кабы не было зимы", "Кузнечик", "Улыбка" . "Вместе весело шагать" "Во поле березка стояла")

XI А теперь кроссворд.

Приложение №2 (педагоги выполняют задание)

А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля»

1.кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)

2. я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (лед)

3. ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна)

4. бежит по снегу, а следу нету. (поземка)

5. пол – лепешки над домами, не достать его руками. (месяц)

6. утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (роса)

7. на зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)

8. чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий. Озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)

9. мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (вода)

10. сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)

11.каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)

12. все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок)

13. поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)

14. когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима)

15. несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень)

16.белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)

17. колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето)

18. опустел наш шоколадный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

XII Оригами " Голубь мира"

Итог: От правильного построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу.

Таким образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники, утренники, игры экологической направленности и привлекая к работе родителей, воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и ответственного отношения к природе. А это в свою очередь способствует развитию у детей познавательного интереса, любознательности.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети!

Помните - что, красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Планету живую сберечь для народа.

И пусть восхваляет гимн жизни

ПРИРОДА!