Полное медицинское обследование новорожденного. Плановый осмотр новорожденного. Первый осмотр новорожденного

Первые дни жизни — самые трудные для новорожденного. Он пришел в новый для него мир. Он впервые стал самостоятельно дышать, питаться, вступил в контакт с множеством микробов. У него все впервые. Поэтому первую неделю жизни новорожденные вместе с мамами проводят в родильном доме, где акушеры и детские врачи тщательно наблюдают за их состоянием.

В первые минуты жизни

Сразу после того, как ребенок появился на свет, ему очищают дыхательные пути от избытка слизи и влаги для облегчения дыхания, кладут на живот матери, перерезают пупочный канатик и на образовавшуюся культю накладывают специальную скобку. Затем однократно закапывают в глаза 2 капли антисептика — 1%-ного раствора нитрата серебра для предупреждения возможного инфицирования конъюнктивы новорожденного гонококками, когда он проходил через родовые пути. Если у мамы резус отрицательный, то из пуповины (из материнского остатка) берут кровь, определяют группу и резус. Только после этого малыша переводят в специальное детское отделение.

В физиологическом отделении наряду с постами для здоровых новорожденных выделяют пост для недоношенных и детей, родившихся в асфиксии, перенесших внутриутробную гипоксию, родовую травму, и других детей из групп риска.

Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение всего периода пребывания находится под пристальным круглосуточным наблюдением медицинского персонала. В отделении новорожденных строго выполняется санитарно-противоэпидемический режим, четко выполняются правила действующих нормативных документов. В каждой послеродовой палате имеется все необходимое для ухода за новорожденными, в том числе раковина для умывания и подмывания малышей под проточной водой.

При приеме ребенка в палату медицинская сестра сверяет документы — текст браслеток, медальона и истории развития новорожденного, — отмечает точное время приема и особенности состояния ребенка: активность крика, наличие одышки, окраску кожных покровов; взвешивает малыша, записывает его массу тела и температуру в специальную графу истории развития новорожденного.

После приема ребенка в детское отделение медицинская сестра приступает к вторичной обработке новорожденного. Если позволяет состояние ребенка, она моет его, обрабатывает кожу и кожные складки, пеленает.

Ежедневные процедуры

В отделениях новорожденных работают специально профилированные врачи-педиатры. Их называют неонатологами. Неонатолог проводит обязательный ежедневный осмотр детей, а после обхода детской палаты ежедневно рассказывает мамам о самочувствии каждого малыша, в том числе о том, как ей следует за ним ухаживать после выписки из родильного дома.

Педиатрический осмотр включает в себя общий осмотр новорожденного, при котором врач обращает внимание на цвет кожных покровов и видимых слизистых оболочек, двигательную активность, состояние мышечного тонуса, выраженность безусловных рефлексов. Уже в родильном доме малышу обязательно проведут обследование слуха. Врач-неонатолог ежедневно будет проводить оценку деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной и половой систем и, если в этом будет необходимость, пригласит для более углубленного осмотра какой-то отдельной системы более узкого специалиста (окулиста, хирурга, невролога). При подозрении на заболевание центральной нервной системы в родильном доме ребенку могут провести ультразвуковое обследование головного мозга через большой родничок — нейросонографию.

Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр при ежедневном осмотре детей. Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то врач снимает ее на второй день жизни новорожденного. Пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают ежедневно сначала 95%-ным этиловым спиртом, а затем 5%-ным раствором перманганата калия, не касаясь кожи. Пуповину каждого ребенка обрабатывают индивидуальной палочкой с ватой, которую смачивают в 5%-ном растворе калия перманганата непосредственно перед употреблением. Если пуповинный остаток плохо мумифицируется (засыхает), то в первые дни его дополнительно перевязывают, а медицинская сестра во время каждого пеленания обрабатывает пуповину раствором перманганата калия (марганцовки). Возможно удаление пуповинного остатка на 2-3-и сутки — процедуру проводит неонатолог с помощью ножниц.

При отпадении пуповинного остатка пупочную ранку ежедневно последовательно обрабатывают 3%-ной перекисью водорода, 95%-ным этиловым спиртом и 5%-ным раствором калия перманганата, не трогая кожу вокруг пупочного кольца. Средства ухода за пуповиной и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми новорожденного готовят к каждому пеленанию детей.

В родильном доме взвешивания ребенка проводятся ежедневно, учитываются любые изменения его массы тела, которая в определенной степени соответствует состоянию новорожденного. Так, в обыденном представлении большая масса отождествляется с крепостью и здоровьем, а малая — со слабостью и болезнями. Это весьма приблизительное суждение: нормальной считается масса новорожденного от 2,5 до 4 кг. Все дети на 2-3-й день жизни теряют в среднем до 200-300 г. Это так называемая физиологическая потеря, ее еще называют максимальной убылью веса и связывают с изменением гидрофильности (способности накапливать воду) тканей новорожденного и недостаточной способностью к усвоению пищи. В последующие дни (к моменту выписки из родильного дома) эта потеря, как правило, восполняется. На второй неделе жизни масса тела восстанавливается полностью и начинает закономерно увеличиваться.

Анализы после рождения

В родильном доме каждому малышу обязательно проводят анализы на ряд тяжелых врожденных заболеваний, таких, как и гипотиреоз. Их ранняя диагностика особенно важна, ведь от сроков начала специального лечения напрямую зависит здоровье, умственное и психическое развитие ребенка в течение всей его жизни.

Фенилкетонурия — это врожденное, передающееся по наследству нарушение обмена веществ. Его причиной служит недостаточность определенного фермента, а именно фенилаланин-гидроксилазы. Она необходима для нормального обмена аминокислот, из которых строятся белки — "кирпичики" человеческого организма. В отсутствие этого фермента не происходит превращения аминокислоты фенилаланина в другую аминокислоту — тирозин. В результате резко возрастают уровни фенилаланина в крови и его производного — фенилкетона в моче. Накапливающийся фенилаланин воздействует на центральную нервную систему малыша. Самое тяжелое осложнение заболевания — задержка психического развития, которая в отсутствие лечения практически неизбежна.

Анализы крови на фенилкетонурию сейчас берут у всех новорожденных еще в родильных домах. Если анализ обнаруживает высокий уровень фенилаланина, необходимы дальнейшие исследования для подтверждения диагноза. Важность предварительных анализов у новорожденных связана с тем, что проявления заболевания, особенно задержку психического развития, можно предотвратить всего лишь диетой с малым количеством фенилаланина. Для этого разработаны специальные питательные смеси. Поэтому чрезвычайно важно установить диагноз в самой начальной стадии еще в родильном доме или, по крайней мере, не позднее 2-го месяца жизни, когда могут проявиться первые признаки болезни. Для этого всех новорожденных обследуют на предмет повышения концентрации фенилаланина в крови и моче уже в первые недели жизни. Проводимые анализы относятся к категории ориентировочных, поэтому при положительных результатах требуется специальное обследование с использованием точных количественных методов определения содержания фенилаланина в крови и моче (хроматография аминокислот, использование аминоанализаторов и др.), которое осуществляется централизованными биохимическими лабораториями.

В роддоме проводят также исследование крови для исключения такого заболевания, как гипотиреоз, при котором наблюдается дефицит гормонов щитовидной железы. При отсутствии лечения это заболевание приводит к тяжелой умственной отсталости.

Врожденный гипотиреоз встречается в среднем в 1 случае на 4000 новорожденных. Дородовая диагностика его пока затруднена. Да и сразу после рождения клинические проявления наблюдаются не более чем у 10% новорожденных с этим заболеванием. Практически все новорожденные с врожденным гипотиреозом выглядят обычно, ничем не отличаясь от обычных детей.

Поэтому самый надежный способ выявить это заболевание — программа массового обследования новорожденных, которая действует в нашей стране с 1994 года. Главная цель — ранняя (в первые 2 недели жизни) диагностика и терапия заболевания, так как каждый упущенный день без лечения у ребенка с врожденным гипотиреозом ведет к необратимым изменениям в клетках головного мозга, вследствие чего малыш становится инвалидом.

Во всех родильных домах нашей страны на 4-5-е сутки у доношенных и на 7-14-е — у недоношенных детей берут несколько капель крови из пяточки и наносят на специальный бумажный бланк, который отправляют в региональную медико-генетическую лабораторию. В обменной карте малыша ставится отметка о проведенном тесте.

При выписке из роддома убедитесь, что вашему малышу проведен скрининг-тест на фенилкетонурию и гипотиреоз.

Если результаты скрининг-теста на врожденный гипотиреоз и фенилкетонурию нормальные, то об этом не сообщается ни родителям, ни в детскую поликлинику. Если выявлены нарушения, то родителей с малышом вызывают для проведения повторного анализа. Если заболевание будет выявлено, очень важно сразу начать лечение препаратами гормонов щитовидной железы. Если лечение начать позднее 14-го дня жизни, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать в нервно-психическом развитии, могут быть трудности при обучении в школе. Дальше процесс лечения таких детей должен находиться под контролем врача-эндокринолога.

Прививки в роддоме

Первые прививки производятся ребенку в родильном доме. Ваш малыш только что родился, и уже в первые сутки жизни ему предстоит первая вакцинация от гепатита В — она проводится в течение 24 часов после рождения, укол делают в бедро.

Вторая прививка, которая также проводится в родильном доме, — против туберкулеза. Ее делают всем здоровым новорожденным на 5-7-й день жизни путем внутрикожного введения вакцины БЦЖ, представляющей собой культуру ослабленных туберкулезных палочек. На месте введения вакцины на коже наружной поверхности левого плеча к моменту выписки новорожденного из родильного дома никаких следов не остается. Но через 4-6 недель в месте введения вакцины появляется инфильтрат (уплотнение) диаметром 3-8 мм, затем возникает пустула (гнойничок), напоминающая пузырек, после чего образуется корочка и, наконец, небольшой втянутый рубчик, остающийся на всю жизнь. Пока не образуется рубчик, место введения вакцины необходимо оберегать от загрязнения и травм: не тереть его губкой во время купания, предохранять от трения об одежду. Нет нужды его чем-нибудь смазывать, прикрывать ватой или бинтом. При значительном воспалении, а тем более — при появлении признаков нагноения ребенка следует немедленно показать врачу.

Если после прививки против туберкулеза не остается никакого следа, нельзя быть уверенным, что иммунитет развился в должной мере. По этому поводу нужно также обязательно проконсультироваться с врачом.

Если ребенок лежит отдельно от мамы...

Примерный распорядок дня для новорожденного, находящегося в детской палате отдельно от мамы, таков:

В детской палате находится 4-10 малышей. Медицинская сестра имеет возможность наблюдать за всеми детишками, так как перегородки между палатами, как правило, стеклянные. Малыши лежат в специальных прозрачных пластиковых кроватках. В этих же кроватках их каждые 3 часа привозят к мамам на кормление.

Если малыш находится в детской палате, то во многих учитывается желание мамы относительно вскармливания. Так, если мама настаивает на грудном вскармливании, то малышу не дают ничего, кроме маминой груди. Если же мама не настаивает исключительно на грудном вскармливании, ребенка могут докармливать адаптированной , особенно в ночное время. От практики допаивания малыша раствором глюкозы в настоящее время отказались.

Мытье, обработку кожи, кожных складок медицинская сестра повторяет при каждом перепеленании. В осенне-зимнее время ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, а в жаркое время года — только в пеленки или конверт. Все пеленки, используемые для новорожденных, обрабатываются в специальных автоклавах (приборы, где создается высокая температура, позволяющая дезинфицировать белье). Их меняют по мере загрязнения и при пеленании перед каждым кормлением. У доношенных детей голову оставляют непокрытой. Со второго дня жизни доношенных детей пеленают с открытыми руками (свободное пеленание). В этом случае используют распашонки с длинными раскрытыми рукавами, чтобы был свободный доступ воздуха к кожным складкам.

Утром перед первым кормлением медицинская сестра подмывает детей под краном, затем измеряет им температуру и взвешивает, совершает утренний туалет, который включает в себя обработку глаз, носовых ходов и лица. Носовые ходы и наружные слуховые проходы чистят только при необходимости стерильной ватой, скрученной жгутиком и смоченной в стерильном вазелиновом масле. При задержке выписки из родильного дома по различным причинам новорожденному при отсутствии на это противопоказаний проводят ежедневные купания с добавлением в ванну с водой раствора перманганата калия 1:10 000 (1 мл 5%-ного раствора на 100 мл воды).


Совместное пребывание мамы и малыша

Во многих родильных домах созданы палаты совместного пребывания матери и ребенка, где ухаживать за новорожденными в первые сутки маме помогает детская сестра. В последующие дни родильница сама ухаживает за младенцем под контролем детской сестры и врача-педиатра. Если по каким-то причинам (например, по состоянию здоровья мамы) малыша из палаты совместного пребывания временно переводят в общую детскую палату, дежурная медицинская сестра будет постоянно наблюдать и ухаживать за ним там, поэтому беспокоиться о том, что малыш останется без присмотра, не надо.

При возможности следует отдавать предпочтение совместному пребыванию матери и ребенка. Такое пребывание значительно снижает частоту заболеваний родильниц в послеродовом периоде и частоту заболеваний детей. При этом мама активно участвует в уходе за своим малышом, что ограничивает контакт ребенка с персоналом акушерского отделения, создает благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери, снижает возможность инфицирования ребенка микробами, обитающими в роддоме. При таком режиме малыш при удовлетворительном состоянии может прикладываться к груди по требованию. Совместное пребывание матери и ребенка, грудное вскармливание способствуют быстрой адаптации обоих в послеродовом периоде и ранней выписке из стационара.

Примерный распорядок дня для новорожденного при совместном пребывании с мамой практически не отличается от того, который предлагается обычно в этот период. Единственное отличие — это то, что при совместном пребывании происходит непрерывный контакт мамы с младенцем, а потому более частое (по требованию) прикладывание к груди, что более благоприятно, так как способствуют наступлению ранней лактации, хорошему сокращению матки, более быстрому получению навыков по уходу за ребенком. При совместном пребывании мамы и малыша все манипуляции, необходимые для ухода за малышом, выполняет мама. В первое пеленание детская сестра обучит маму необходимым навыкам. Если что-то не получается, то всегда можно обратиться за помощью к дежурной медицинской сестре. Как правило, если маме тяжело справляться с новыми обязанностями, существует и возможность отдать малыша в детскую — если не на весь день, то хотя бы на ночь.

Выписка из роддома

При неосложненном течении послеродового периода у родильницы и раннего неонатального периода у новорожденного, при отпавшей пуповине и хорошем состоянии пупочной ранки, положительной динамике массы тела ребенка и при условии правильного и своевременного патронажа мать с ребенком могут быть выписаны домой на 4-5-е сутки после родов.

Перед выпиской из родильного дома врач-педиатр в каждой палате проводит беседу с родильницами об уходе и вскармливании ребенка в домашних условиях, а дежурная медицинская сестра обрабатывает и перепеленывает ребенка, одевая его в заранее принесенную домашнюю одежду.

Температура воздуха выписной комнаты (22-24°С) ежедневно контролируется. Пеленание детей производится на специально установленных пеленальных столах, которые после каждого ребенка обрабатываются свежеприготовленным дезинфицирующим раствором. Для соблюдения необходимой преемственности в обслуживании новорожденного между родильным домом и детской поликлиникой врач-педиатр родильного дома отмечает в обменной карте основные сведения о матери: состояние ее здоровья, особенности течения беременности и родов, имевшие место оперативные вмешательства, оценку новорожденного по , мероприятия, проводимые в родильном зале (если ребенок в них нуждался). В обменной карте отмечаются также особенности течения раннего неонатального (послеродового) периода: время отпадения пуповины и состояние пупочной ранки, масса тела, длина, окружности головы и груди, состояние на момент рождения и при выписке, дата вакцинации и серия вакцины БЦЖ (если не делали — обоснование ее отвода), данные лабораторных и других обследований, в том числе пробы на фенилкетонурию и гипотиреоз. В случае несовместимости крови матери и новорожденного по резус-принадлежности или по АВО-системе (группа крови) в обменной карте отмечают резус-принадлежность, группу крови матери и ребенка и показатели крови малыша в динамике.

В дальнейшем за состоянием малыша будут наблюдать педиатр и другие специалисты детской поликлиники или медицинского центра.

В роддоме новоиспеченной мамочке, только еле-еле оправившейся от родов, предстоит дать согласие на проведение ее малышу целого ряда обследований. Многих пугает такой ход событий: анализы, вакцинация, еще анализы, потом какой-то скрининг новорожденных, пяточный тест.

Да, это понятно и с этим никто не спорит, что после рождения малыша нужно обследовать, чтобы убедиться, что он здоров и будет после выписки из роддома нормально развиваться. А если выявятся проблемы со здоровьем, нужно будет вовремя принять адекватные меры для лечения.

Но дело в том, что в роддоме мамочке не всегда удосужатся внятно, на человеческом, а не медицинском языке рассказать о сути проводимых обследований.

Нет, в принципе, чаще всего вкратце рассказывают. Но бывает, что и нет. Или рассказывают так, что мама ничего не может понять. Вот, например, пяточный тест. Что это такое и для чего делается? Именно о нем сегодня пойдет речь.

Вначале родильницам предлагают заполнить личные данные на бланке к этому анализу. Вопросов у мамочек возникает множество. Разобраться самостоятельно трудно. И, опять же, не всегда у медиков находится время и желание подробно ответить на все интересующие родильниц вопросы.

«Это в медико-генетическую лабораторию, а это в нашу лабораторию», — зачастую только такую информацию предоставит родителям вечно загруженный лаборант, который пришел взять анализ крови у новорожденного.

Чтобы не пугала мамочек подобная реальность, сегодня поговорим об обязательных обследованиях новорожденного. Другими словами, поговорим о скрининге новорожденных. Для чего, когда и почему это делается…

Что такое скрининг новорожденного (неонатальный скрининг)?

Неонатальный скрининг – это бесплатное массовое обследование новорожденных малышей в первые дни жизни на наличие некоторых генетических заболеваний. Это своеобразный подарок каждому новому члену общества, гарантированный государством.

Он позволяет выявить тяжелые (в плане последствий) заболевания, когда еще проявлений этих болезней у ребенка нет. Ведь когда какие-либо симптомы генетических заболеваний дают о себе знать, то родители и врачи чаще уже сталкиваются с тяжелым течением или осложнениями болезни (состоянием декомпенсации).

И такое состояние уже трудно компенсировать, то есть стабилизировать или перевести в обратное течение.

В России по рекомендации Всемирной организации здравоохранения проводят скрининг новорожденных уже пятнадцать лет. Сейчас скрининг дает возможность обследовать малышей на пять генетических патологий. Их перечень: фенилкетонурия, муковисцидоз, врожденный гипотиреоз, адреногенитальный синдром, галактоземия.

Когда проводят?

Новорожденным на 4-е сутки назначают забор крови из пяточки. Поэтому скрининг называют еще пяточным тестом.

Деткам, поспешившим появиться на свет раньше положенного срока, скрининг проводят на 7-е сутки.

Если ребенка выписали из роддома раньше, например, на 3-и сутки, то забор крови проводят в поликлинике.

Анализ необходимо брать натощак, не раньше, чем через 3 часа последнего приема пищи.

Ранняя диагностика, когда забор крови у новорожденного провели раньше третьих суток, часто дает ложноположительные или ложноотрицательные результаты. Поэтому оптимальным периодом обследования малышей считают четвертые сутки жизни крохи.

По той же причине не стоит затягивать с генетическим обследованием позже десятых суток жизни малыша.

Как проводят?

Забор периферической крови проводят из пятки малыша. Это позволяет получить нужный объем крови для обследования. Обычный забор крови из пальчика малютки здесь не подходит.

Место прокола предварительно обрабатывают антисептиком. Прокол делают не глубже 2 мм.

Каплю крови наносят на специальную фильтровальную часть тест-бланка, где очерчены пять кружочков (по одному на каждое заболевание). При этом кровь должна пропитать бумагу насквозь.

В дальнейшем медико-генетическая лаборатория будет на основе сухого пятна крови определять наличие заболевания у ребенка. Анализ делается в течение десяти дней.

Тест-бланк имеет еще другую (паспортную) часть, которую заполняют мамочки. В ней они указывают личные данные малыша, телефоны и адреса, по которым можно связаться с ними и/или с учреждением, где будет наблюдаться ребенок после выписки.

К заполнению этих данных нужно подойти крайне серьезно и внимательно. В противном случае положительный ответ обследования о наличие болезни у крохи может вовремя не найти адресата. И будет упущено время.

Что дает?

Довольно раннее обследование дает возможность выявить генетические болезни обмена веществ на доклиническом этапе. То есть, когда нет никаких проявлений патологии. Вместе с тем, если в этот период своевременно начато лечение, то шансы на благоприятный исход болезни гораздо выше.

Более того, есть возможность в некоторых случаях болезнь победить, если вовремя скорректировать диету и образ жизни ребенка. И потом, в более зрелом возрасте, человеку может не понадобиться лечение вообще.

Скрининг позволяет определить следующие генетические болезни обмена веществ.

Фенилкетонурия

Это врожденное наследственное заболевание, связанное с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина. Происходит это из-за нарушения синтеза печеночных ферментов, способствующих превращению аминокислоты фенилаланина в другую аминокислоту – тирозин.

Фенилаланин и его производные, избыточно накапливаясь в крови, действуют как яд на нервную систему.

Встречаемость данного заболевания среди населения варьирует в зависимости от региона. В среднем – 1 случай на 7000-10000 новорожденных.

Дебют болезни проявляется вначале упорной рвотой, вялостью или, наоборот, возбудимостью малыша. Характерен специфический запах мочи и пота у таких малышей – «мышиный запах».

К поздним признакам патологии можно отнести задержку психомоторного, физического и умственного развития, тремор (дрожание) конечностей, судороги, эпилептические приступы.

Припадки носят упорный характер и практически не поддаются противосудорожной терапии. При отсутствии специфического лечения болезнь медленно прогрессирует.

Лечение фенилкетонурии заключается в соблюдении специальной (безбелковой) диеты.

Если скрининг на фенилкетонурию показал положительный результат, то проводят повторное молекулярно-генетическое тестирование. Также определяют содержание фенилаланина в крови и проводят биохимический анализ мочи. При тяжелом течении болезни с судорожным синдромом проводят ЭЭГ (электроэнцефалограмму), МРТ головного мозга.

Муковисцидоз

Это наследственное заболевание, поражающее многие органы и системы органов. При муковисцидозе нарушается работа определенных желез (экзокринных желез). Их еще называют железами внешней секреции.

Экзокринные железы отвечают за выработку пота, слизи, слюны и пищеварительных соков. Принцип работы желез внешней секреции, когда через протоки их секреты выходят на поверхность тела или в полые органы (кишечник, легкие), при муковисцидозе нарушен.

У больного муковисцидозом нарушен транспорт солей и воды через клеточную мембрану. В итоге из-за недостатка воды секрет желез становится более густым и клейким. От сюда и название болезни. От латинского: mucus - слизь, viscidus - вязкий.

Вязкий секрет закупоривает протоки желез. Затруднение оттока вязкой слизи ведет к застойным явлениям в железах. В итоге выводные протоки желез расширяются. Постепенно происходит атрофия железистой ткани, перерождение ее в соединительную ткань. Прогрессирует фиброз тканей желез.

Вместе с тем, из-за нарушенного транспорта электролитов через мембрану клеток, потовая жидкость содержит много солей – симптом «соленого ребенка». Это явление дало возможность медикам внедрить неинвазивный (не ранящий) метод диагностики муковисцидоза – потовый тест.

Клинические проявления этой патологии разнообразны, так как у муковисцидоза есть 5 основных клинических форм.

Это такие формы:

  • смешанная (легочно-кишечная) форма (75-80%),
  • преимущественно легочная (15-20%),
  • преимущественно кишечная (5%),
  • мекониевая непроходимость (5-10%),
  • атипичная и стертая формы муковисцидоза (1-4%).

Каждая из них проявляется по-разному.

Встречаемость муковисцидоза – один случай на 3500-4000 новорожденных.

Характерны следующие внешние признаки для ребенка с муковисцидозом: кукольные черты лица, расширенная, бочкообразная грудная клетка, вздутый живот. У грудничков нередко формируется пупочная грыжа.

Также иногда даже по характеру стула новорожденного или грудничка можно заподозрить диагноз. При муковисцидозе стул зловонный, жирный, обильный, замазкообразный.

Позже развиваются проявления, связанные с нарушением функции легких. Дети обычно отстают в физическом развитии. У них очень худые конечности, нередко концевые фаланги пальцев деформируются в виде «барабанных палочек».

Кожа сухая, бледная с сероватым оттенком. Отмечается цианоз носогубного треугольника. При легочной и смешанной форме муковисцидоза отмечается одышка, надсадный кашель с вязкой мокротой.

При обследовании таких детей выслушиваются влажные и сухие хрипы по всем полям легких, тахикардия. Характерно увеличение печени.

На сегодняшний день существуют препараты, которые способны облегчить течение этого заболевания. Но патология в любом случае неизлечима. Поэтому требует пожизненного, комплексного, дорогостоящего лечения и реабилитации для таких детей.

Галактоземия

Галактоземия – наследственная патология обмена такого углевода, как галактоза. В организм ребенка она поступает в составе молочного сахара грудного или любого другого молока – лактозы.

В результате генетического дефекта у ребенка нет фермента, который бы мог расщепить галактозу до глюкозы. А глюкоза – основное питание для каждой клетки нашего организма, особенно для клеток головного мозга.

В результате клетки не получают достаточного питания. А сама галактоза и ее соединения, накапливаясь в крови, постепенно отравляют организм. Доказано ее токсическое действие на центральную нервную систему, печень и хрусталик глаза. Отсюда клинические симптомы заболевания.

Признаками галактоземии у новорожденных являются непереносимость грудного молока и его заменителей, упорная рвота, отказ от еды, быстрое снижение веса, ранняя желтуха, гипотония мышц.

В дальнейшем наблюдается отставание ребенка в физическом, нервно-психическом и умственном развитии. Формируется катаракта глаз, отеки на теле, увеличивается печень и селезенка.

При положительном результате скрининга новорожденный малыш нуждается в дополнительном обследовании. Оно включает повторное генетическое тестирование, определение концентрации галактозы в крови, моче.

Также возможно проведение нагрузочных проб с галактозой и глюкозой. Проводят УЗИ органов брюшной полости, ЭЭГ и др.

Основная терапия данной патологии заключается в соблюдении безлактозной диеты. Чем раньше установят диагноз и начнут лечение такому малышу, тем больше шансов у малыша вырасти здоровым человеком и полноценным членом общества.

Врожденный гипотиреоз относится к группе заболеваний щитовидки, проявляющихся сразу после рождения и характеризующихся недостатком ее гормонов. Встречаемость врожденного гипотиреоза – 1 случай на 4 тысячи рожденных детей. Девочки болеют почти в два раза чаще.

Из-за недостатка гормонов щитовидной железы развивается торможение всех функций организма. Наблюдается задержка развития всего организма и, в первую очередь, нервной системы.

Если заболевание поздно выявлено и не назначена вовремя заместительная терапия, то развивается необратимое поражение головного мозга – кретинизм.

Прогноз благоприятный только в случае, если заместительная терапия тиреоидными гормонами начинается в первые недели жизни новорожденного. Результаты скрининга в этом случае – спасение для малыша.

Адреногенитальный синдром

Это врожденная патология, обусловленная дисфункцией коры надпочечников. Надпочечники располагаются в верхнем полюсе каждой почки и отвечают за выработку множества гормонов.

В основе дисфункции коры надпочечников лежит генетический дефект фермента, участвующего в образовании и метаболизме стероидных гормонов.

Адреногенитальный синдром встречается у одного новорожденного на 5,5 тысяч малышей.

В организме ребенка в избытке накапливаются половые гормоны и глюкокортикоиды (гормоны коры надпочечников, регулирующие обмен веществ в организме). В результате у малышей неправильно формируются половые органы. Например, у девочек развиваются половые органы «по мужскому типу» (гипертрофирован клитор, большие половые губы).

Развивается резкое нарушение обмена солей в организме (соль-теряющая форма болезни). Замедляется развитие и рост ребенка. Дети остаются низкорослыми.

После установления диагноза малышам назначают заместительную гормональную терапию. Поэтому своевременная диагностика (в первые две недели) и вовремя назначенное лечение позволяет избежать прогрессирования болезни.

Можно ли отказаться от скрининга, если родители здоровы?

Это очень частый вопрос родителей, которые беспокоятся о том, что у их крошки берут «целую кучу» анализов. А они при этом вполне здоровые родители.

Так вот, все вышеописанные болезни наследуются по аутосомно-рецессивному типу. То есть, когда родители здоровы, но являются носителями дефектного гена.

Само по себе носительство таких генов не приводит к развитию болезни. Да и вообще никак не проявляется. А вот если такие носители встречаются и передают ребенку каждый по дефектному гену, то ребенок родится больным.

Именно комбинация двух дефектных генов – от папы и от мамы – проявляется заболеванием. Поэтому видимое здоровье родителей не может гарантировать рождение полностью здорового малыша.

Хочется уточнить, что не нужно проявлять напрасного беспокойства и отказываться от скрининга. Нельзя лишать ребенка возможности быстро выявить практически неизлечимые и быстро прогрессирующие болезни лишь потому, что у вашего ребенка заберут на 2 мл больше крови. Это, как минимум, неразумно.

Как и когда узнавать результаты обследования?

Результаты скрининга будут готовы через десять дней. В случае отрицательного ответа (то есть, все в порядке) родителям не сообщается лично результат генетического тестирования. Положительный результат (выявлена проблема по какому-либо из заболеваний) сообщается незамедлительно родителям в учреждении, где наблюдается малыш.

Поэтому, если вам результаты скрининга не сообщили, это не значит, что про вас забыли или потеряли ваш анализ. Сложившаяся система скрининга не имеет возможности предоставить результаты лично всем и каждому.

Беспокоиться по этому поводу совсем не нужно. Наоборот, если вас не побеспокоили звонком или письмом из генетической консультации, нужно радоваться.

С 2008 года в России всем новорожденным проводят аудиологический скрининг. Это обследование позволяет определить функцию слуха у малышей. Проводят его на 4-е сутки жизни крохи.

Процедура не имеет противопоказаний. Абсолютно безболезненный и не несущий угрозу для здоровья младенца метод позволяет определить нарушения слуха на самых ранних этапах развития младенца. Тогда, когда родители и врачи еще имеют в запасе время, чтобы предпринять меры по улучшению слуха малыша.

Ведь доказано, что коррекция слуха до трехмесячного возраста малыша дает возможность нормального развития речи у ребенка. Первые полгода жизни малыша процесс речевого развития проходит самый интенсивный этап, несмотря на то, что внешне это практически не проявляется.

Техника проведения аудиологического скрининга

Суть метода заключается в воздействии на определенный отдел внутреннего уха – улитку. Именно она отвечает за восприятие и распознавание звука.

Врач использует электроакустический зонд, который имеет микроскопический сверхчувствительный микрофон. Сам зонд соединен с монитором, на котором фиксируется результат проведенной процедуры.

Зонд вставляется в наружный слуховой проход малютке. Прибор посылает звуки разной частоты, подобно щелчкам и фиксирует колебания волосковых клеток в улитке уха.

Важным моментом является то, что во время проведения обследования малыш должен находиться в полной тишине. Лучше, когда кроха будет спать. При этом даже сосание пустышки в момент процедуры недопустимо.

На этом первый этап скрининга завершен. Детям, которые прошли его успешно, второй этап скрининга не нужен. За исключением детей из группы риска.

Группа риска – это дети, у которых:

  • отягощенная наследственность по тугоухости;
  • недоношенность;
  • маловесность;
  • асфиксия (кислородное голодание) в родах;
  • гестоз или тяжелый токсикоз матери во время беременности;
  • прием ототоксичных антибиотиков матерью при беременности.

Такие малыши, вне зависимости от результатов первого этапа скрининга, должны повторно пройти скрининг до 3 месяцев у сурдолога – узкого специалиста по слуху. Ведь тугоухость зачастую развивается постепенно.

Второй этап скрининга детям из группы риска проводится в годовалом возрасте.

При получении сомнительного или неудовлетворительного результата обследования в роддоме ребенок направляется на повторное обследование в возрасте 1-1,5 месяца в условиях поликлиники.

При подтверждении проблем со слухом малыш направляется в ближайший центр реабилитации слуха. А там, уж будьте уверены, специалисты обследуют и подскажут пути решения нарушений слуха у малютки.

Ведь только своевременная диагностика и незамедлительное лечение дает шанс детям с тугоухостью расти и развиваться также как их сверстники.

О скрининге новорожденных вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Здоровья вам и вашим детям!

Самый первый осмотр новорожденного проводят сразу же после его рождения. Эта задача врача-неонатолога, который, кстати, обязан присутствовать и при самих родах. Он измеряет головку новорожденного и родничок, определяет пропорциональность всего тела. Проверяет глаза на наличие мутных хрусталиков и носовые ходы, чистые они или нет. Далее неонатолог переходит к ротовой области, ушкам, ключицам. Слушает сердечко, просматривает половые органы и ощупывает животик.

После выписки из роддома эстафету по плановому осмотру новорожденного принимает участковый педиатр, который должен вас регулярно посещать вплоть до 10 дней. Потом он приходит на 14 день и на 21 день. И уже в месяц жизни малыша мама сама приносит его в детскую поликлинику, где педиатр измеряет ребенка, взвешивает, осматривает родничок и пупочную ранку.

Самый первый «выход в свет», т. е. в поликлинику к педиатру у многих мамочек вызывает небольшое замешательство. Они не знают, что с собой взять! Ничего страшного в этом нет. Возьмите с собой на первый осмотр влажные салфетки, игрушку, запасной подгузник, платочек, пеленку и питание, если новорожденный находиться на искусственном кормлении.

Первый год жизни для ребенка самый важный – происходит становление всех функций организма, поэтому очень важно посещать детскую поликлинику ежемесячно и без пропусков, пока малыш не достигнет годовалого возраста. Каждый месяц врач его будет измерять, взвешивать, проверять анализы крови и мочи и назначать плановые прививки. Кроме того, плановый осмотр новорожденного будут проводить и другие медицинские специалисты, для посещения которых вам выдадут талоны и направления.

Так, в 1 и 3 месяцы малыша будут осматривать ортопед, невролог, хирург и офтальмолог. В зависимости от их заключений, педиатр может назначить дополнительные анализы крови, мочи и кала. Если ребенок будет здоров, то ему в 3 месяца сделают профилактические прививки от полиомиелита, столбняка и коклюша.

Хочу заметить, что самым важным врачом для новорожденного, конечно после педиатра, считается невролог, особенно, если ребенок появился при помощи кесарево сечения или после тяжелых родов. То же относиться к недоношенным и переношенным детям. В одном из этих случаев необходимо сразу же встать на учет у невролога! Дело в том, что при любом осложнении во время родов или беременности риск поражения центральной нервной системы достигает 90%. Поэтому, чтобы не было плохих последствий, ребенка регулярно должен осматривать невролог.

Задача хирурга и ортопеда следить за общим физическим развитием, выявлять различные патологии, например, грыжу, врожденные вывихи и кривизну шеи. При обнаружении дефектов ребенка отправляют на дальнейшие оследования и уже по их результатам лечат. Также, хирург тщательно осмотрит половые органы новорожденного. Если у вашего ребенка наблюдаются расстройства мочеиспускания (плачет и капризничает во время данного процесса) или покраснение половых органов, обязательно об этом скажите хирургу. Он проведет надлежащие анализы и назначит скорейшее лечение.

Офтальмолог проводит осмотр глазных мышц, слезных путей, работоспособность верхнего века и проверяет фиксацию на движущемся предмете.

В 6 месяцев плановый осмотр новорожденного проводят окулист, кардиолог и отоларинголог. Также педиатр назначает прививки от дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гепатита.

Отоларинголог проверит органы слуха, нос и горло. Даст рекомендации по уходу за полостью рта и носа.

Окулист проведет анализ на детское косоглазие, на способность следить за предметом.

Плановый осмотр кардиологом поможет выявить такие заболевания как порок сердца, артрит, ревматизм и т. д.

С наступлением 9-месячного возраста ребенок пройдет кабинет стоматолога, так как нужно следить за прорезыванием и ростом зубов. Мама получит небольшую консультацию по правильному уходу за детской ротовой областью.

В год ребенка опять осмотрит невролог. Он оценит психическое развитие, развитие речи и неврологический статус. Сделают реакцию Манту для обнаружения туберкулеза и прививки от кори, краснухи и эпидермического паротита.

После года ребенку уже не нужно будет так часто посещать поликлинику, так как на этом его плановый осмотр закончен.

Вот вы переступили порог своего дома, неся на руках драгоценный сверток с новорожденным малышом. Но выписка из роддома - только начало нового этапа вашей жизни, в котором предстоит заботиться и ухаживать за ребенком. И тут возникает масса вопросов: как купать кроху, как часто кормить, почему он плачет, нормально ли, что вздрагивает во сне, что делать, если от прибывания молока болит грудь… Без паники! Медицинская сестра уже спешит к вам на помощь, потому что существует такое понятие, как патронаж новорожденного.

Задачи и цели патронажа

Термин патронаж французского происхождения, и дословно означает «покровительство».

Патронаж новорожденных - это особая программа, целью которой является наблюдение за младенцем первого месяца жизни на дому. Визиты и осмотры проводятся участковым педиатром или медсестрой местной поликлиники, за которой будет закреплен ребенок. Программа абсолютно бесплатная и предоставляется всем новорожденным, независимо от социального статуса, прописки или отсутствия страховки.

Основные задачи патронажа следующие:

  1. Установление контакта и доверительных отношений с семьей.
  2. Помочь молодой матери справиться с практическими и психологическими проблемами по уходу за ребенком и установлением лактации.
  3. Оценка состояния здоровья малыша, степень его развития, а также выявления возможных факторов риска появления наследственных заболеваний.

Как же на практике работает патронажная система? Когда младенца выписывают из роддома, данные о нем без промедления передаются в районную поликлинику для становления на учет. Эти же сведения передаются в женскую консультацию, где мамочка наблюдалась всю беременность - оттуда тоже будут звонить и интересоваться состоянием здоровья матери.

Во время патронажа врач прослушает и осмотрит малыша

Первичный патронаж новорожденного, как правило, происходит в первые 2 дня, максимум на 3 сутки после приезда из роддома. Если в родильном отделении посчитали, что у ребенка могут возникнуть осложнения, он первый в семье, роды были преждевременные или, наоборот, поздние, медсестра навещает семью непосредственно в день выписки.

Согласно правилам патронажа, врач или медсестра обязаны навещать младенца ежедневно в течение первых 10 дней его жизни. Однако на практике это не всегда возможно ввиду повышенной рождаемости, с одной стороны, и сокращения штата медицинских работников с другой. Поэтому индивидуальный график посещений составляется обычно на основании состояния здоровья ребенка. После выяснения основных вопросов по уходу за младенцем кроху навещают раз в неделю до достижения им 1 месяца.

На осмотр домой приходит тот врач, который и будет дальше вести младенца, однако в порядке исключения (выходной или праздничный день, отпускная пора) визит наносит дежурный доктор.

Первый визит: забота о ребенке

Первичный визит включает в себя три этапа:

  1. Осмотр жилищных условий младенца, сбор данных о членах семьи.
  2. Сбор анамнеза беременности и родов.
  3. Осмотр грудничка.

«Кто в теремочке живет?»

Медицинский персонал, попадая в дом новорожденного, доброжелателен. Педиатр поздравит семью с рождением малыша и познакомится с матерью и отцом ребенка. Выясняется, сколько персон живет на данной жилплощади и в каком родстве они состоят с младенцем; есть ли в семье домашние питомцы.

Во время первичного патронажа новорожденного проверяется, в каких условиях будет жить ребенок: есть ли у него спальное место, коляска, ванночка, пеленальный столик, находится ли кроватка в стороне от сквозняков и прямых солнечных лучей.

Учитывается температура и влажность в помещении, маме даются рекомендации по проветриванию комнаты и осуществлению влажной уборки. Просматривается белье, а также условия его хранения. Заглянет медсестра и в аптечку для новорожденного. Если чего-то не хватает, она обязательно подскажет, что необходимо докупить.


Врач поможет собрать аптечку для новорожденного

Собирается информация о ближайших родственниках (мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры), их хронических болезнях. Это делается с целью составления родословной малыша и выявления риска развития наследственных заболеваний.

Родовый и дородовый анамнез

Первичный визит также включает в себя просмотр документации по ведению беременности и родов. Врач узнает, были ли какие-либо осложнения во время вынашивания ребенка, приходилось ли матери лежать на сохранении. Если да, то с каким диагнозом. Не менее важны данные о самих родах: как протекали, была ли гипоксия или асфиксия, как оценили малыша по шкале Апгар.

Осмотр младенца

Затем врач приступает непосредственно к самому важному этапу, осматривая ребенка с головы до ног. Он обращает внимание на цвет кожных покровов, симметрию парных органов (глазки, ушки), плечей, осматривает зев, роднички, оценивает форму головки.


Врач на потронаже научит вас технике пеленания

С помощью фонендоскопа осуществляется аускультация или выслушивание сердечка и легких. Пальпируется животик, половые органы, проверяются рефлексы, присущие данному возрасту. Врач оценивает мышечный тонус, нет ли изменений в сторону его повышения или понижения. Большое внимание уделяется состоянию пупка, поскольку от его правильной обработки будет зависеть общее здоровье крохи.

Мамочка не должна стесняться спрашивать все, что ее интересует в отношении ухода за новорожденным. При необходимости медсестра покажет, как обрабатывать пупок, как проводить ежедневный туалет (чистить носик, ушки), как правильно купать, подмывать, обстригать ногти, пеленать, прикладывать к груди и т. п. При желании вам покажут простые элементы гимнастики и массажа.

В заключение первого визита маме рассказывают, при каких состояниях и симптомах нужно немедленно вызывать скорую помощь и как вести себя в подобных ситуациях. Обычно мамочке оставляют контактный телефон, чтобы при возникновении вопросов она могла связаться с доктором и проконсультироваться.

Первый визит: забота о матери

Не менее важно уделить внимание самой маме, особенно если материнство для нее - совершенно новая роль. Медсестра узнает о ее физическом и психическом самочувствии, дает рекомендации о том, как организовать дневной отдых.

Кормление грудью сопряжено с различными трудностями. Поэтому обязательно осматривают мамину грудь, нет ли уплотнений, свидетельствующих о развитии лактостаза. Врач может показать, как разрабатывать молочные железы, чтобы избежать застоев, правильно сцеживаться, если есть такая необходимость. Маму научат правильно прикладывать ребенка к груди.


Специалист расскажет, как правильно приложить ребенка к груди

Продолжая тему становления лактации, доктор расскажет об усиленном питьевом режиме, увеличивающем прибытие молока, и о соблюдении личной гигиены (нужно каждый день менять бюстгальтер, не забывать мыть руки после улицы, посещения туалета и перед кормлением малыша). Совместно вы сможете подобрать режим вскармливания: по требованию или по часам, а также сбалансировать питание матери.

Дальнейший патронаж

Когда вашему крохе исполнится месяц, вас, скорее всего, пригласят по телефону на первый поликлинический прием, чтобы пройти дальнейшее обследование. В педиатрической практике существуют специальные дни для приема детишек до года - грудничковые.

Например, если в четверг грудничковый день, в поликлинику приводят (точнее, приносят) здоровых детей, так что вероятность подхватить инфекцию минимальная. В грудничковый день работают и другие узкие специалисты, поэтому есть возможность всесторонне обследоваться. В эти же дни для малышей работают прививочные кабинеты.

Визит начинается с педиатра. Карточки самых маленьких пациентов в «их день» находятся, как правило, не в регистратуре, а прямо в кабинете участкового врача. Малыша разденут, осмотрят его кожные покровы, пупок, прощупают, нет ли пупочных грыж. Обязательны процедуры взвешивания, измерения роста, а также окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют увидеть, насколько хорошо развивается малыш. По прибавке в весе судят о том, хватает ли ему молока или требуется докорм. Педиатра кроха посещает каждый месяц, вплоть до достижения им 1-го года.

Если вашему ребенку исполнился 1 месяц, это означает, что пришло время проводить плановые осмотры. За первый год их будет 4, и малыш познакомится с разными специалистами. Ниже приводится таблица, которая представляет собой образец посещения докторов в определенные вехи жизни.

Врачи 1 месяц 3 месяца 6 месяцев 12 месяцев
Педиатр + + + +
Офтальмолог + + - +
Невролог + + + +
Ортопед + + - +
Хирург + - - +
ЛОР + - - +
Стоматолог - - - +

Медосмотр узких специалистов

Невролог

Посещение врача-невролога очень важно, так как именно он следит за психомоторным развитием младенца. Доктор оценивает угасание врожденных рефлексов, мышечный тонус грудничка, формирование здоровых двигательных функций.

Невролог контролирует своевременное появление основных навыков (удержание головки, во сколько месяцев кроха начал переворачиваться, садиться, вставать и т. д. Расспрашивает о манипуляциях малыша с игрушками. Если есть подозрения в отклонении от нормы, невролог может назначить массаж, лечебную гимнастику или направить на дальнейшее обследование.

Ортопед

Обследование детей у ортопеда особенно важно в первые месяцы жизни, чтобы исключить дисплазию тазобедренных суставов. Это заболевание успешно лечится, если оно было вовремя диагностировано. В противном случае упущенное время работает против ребенка, и возможны осложнения на всю жизнь. Поэтому в скрининговую программу по обследованию новорожденных входит УЗИ тазобедренных суставов.


Крайне важно посещать каждого врача своевременно, чтобы не пропустить развитие патологии

Ближе к году, когда кроха учится делать первые шаги, роль ортопеда заключается в определении возможных варусных и вальгусных деформаций стопы и конечностей. Врач следит за формированием правильной походки, осанки, дает рекомендации по приобретению детской обуви.

Офтальмолог

Зрение у малышей проверяется специальными приборами, исследуется глазное дно, исключаются такие патологии, как косоглазие и астигматизм. Осматриваются носослезные каналы на предмет их проходимости.

Хирург

Осмотр хирургом помогает вовремя выявить следующие патологии:

  • паховые и пупочные грыжи;
  • гемангиомы на кожных покровах;
  • криптохизм (состояние у мальчиков, когда яички не опускаются в мошонку);
  • физиологический и патологический фимоз у мальчиков.

ЛОР

На первом месяце жизни проводится аудиоскрининг с целью выявления слуховых дефектов. Если возникли подозрения на снижение слуха, ребенка направляют в сурдологический центр для более детального обследования.

Стоматолог

С появлением первых зубов необходимо показаться стоматологу. Несмотря на то что зубки молочные, очень важно их правильное прорезывание и рост, а также формирование правильного прикуса.

Кроме прохождения врачей, в течение первого месяца сдаются анализы крови, мочи и кала, которые тоже могут многое рассказать о здоровье малыша.

В 1 год ребенок проходит полный плановый медосмотр, и он уже не считается грудничком. После года визиты к педиатру станут значительно реже, в основном они будут связаны с плановой вакцинацией или по причине болезни. Но, как и прежде, врачи будут рады оказать квалифицированную медицинскую помощь вашему малышу.

Осмотр новорожденного ребенка обычно начинается с оценки его состояния. Различают 3 степени состояния: удовлетворительное, средней тяжести и тяжелое. Кроме этого существует также крайне тяжелое или предагональное (терминальное) состояние. Тяжесть состояния новорожденного ребенка может меняться не только в течение суток, но даже и часов.

Шкала Апгар
В акушерстве и педиатрии для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар. Шкала Апгар – это метод оценки состояния путем исследования частоты дыхания, сердцебиения, мышечного тонуса и активности движений, окраски кожи. Каждый исследуемый клинический признак тестируется и оценивается по трехбалльной системе.

Хорошо выраженный признак оценивается баллом 2, недостаточно выраженный – 1, отсутствие или извращение признака – 0. Обычно подсчет баллов проводится на первой и пятой минуте жизни ребенка и значения суммируются. Оценка по Апгар бывает двухзначной, например – 5/6 баллов или 7/8 баллов. Первое число соответствует этой сумме баллов на первой минуте, второе число – сумме балов на пятой минуте. Состояние ребенка суммой баллов как 7– 10 рассматривается как хорошее, оптимальное, а состояние ребенка суммой 4–6 баллов свидетельствует о легком отклонении в состоянии здоровья, 3–4 балла расценивается как состояние средней тяжести, 0–2 балла говорит о серьезных отклонениях в состоянии новорожденного.

Внешний осмотр
Для здорового новорожденного при осмотре характерно спокойное выражение лица, своеобразная живая мимика. Начало осмотра нередко может сопровождаться громким эмоциональным криком. Длительность и сила крика характеризуют показатель зрелости ребенка.

Движения у новорожденных в основном бессознательные, избыточные, некоординированные, атетозоподобные. Обычно новорожденный лежит на спине: голова приведена к груди, руки согнуты в локтях и прижаты к боковой поверхности груди, кисти сжаты в кулачки, ножки ребенка согнуты в коленных и тазобедренных суставах. В положении ребенка на боку голова иногда запрокинута. Это так называемая эмбриональная поза (поза флексии за счет физиологического усиления тонуса мышц сгибателей).

При осмотре ребенка можно отмечать также различные врожденные дефекты: косоглазие, паралич лицевого нерва, опущение верхнего века, нистагм.

У новорожденного ребенка имеется обычный запах. Своеобразный запах, исходящий от новорожденного, может быть одним их ранних симптомов наследственных заболеваний обмена веществ.

При осмотре кожи у зрелого доношенного новорожденного обращает на себя внимание нежная, эластичная, розовая, бархатистая на ощупь и чуть суховатая кожа. При попытке собрать ее в складку она моментально расправляется. Сразу после рождения она покрыта первородной смазкой (казеозная, сыровидная смазка). Это белесоватого цвета и жирная вязкая масса. У некоторых новорожденных на крыльях и спинке носа, реже в области носогубного треугольника обнаруживаются беловато желтоватые точки (милиа), телеангиэктазии – красновато синюшные сосудистые пятна, петехиальные кровоизлияния. Могут обнаруживаться монгольские пятна, которые располагаются в области крестца, ягодицах, реже на бедрах и представляют собой пигментные пятна синюшного цвета; родимые пятна коричневого цвета могут локализоваться в любой области тела новорожденного. Milliaria crystalina – точечные пузырьки в виде капелек росы, которые встречаются у новорожденных в области носа. Они представляют собой ретенционные кисты потовых желез.

Кожа новорожденного покрыта сетью капилляров, которые легко просматриваются сквозь кожу. Окраска кожи у здорового новорожденного ребенка может быть различной. Так в первые минуты после рождения возможен цианоз вокруг рта, синюшность рук и ног, кистей и стоп. Но через несколько часов от момента рождения кожа ребенка приобретает ярко красный оттенок. В последующем кожа может приобретать и желтушный оттенок в результате появления физиологической желтухи новорожденного. Кожа здорового новорожденного теплая на ощупь, хотя в первые часы после рождения она может быть прохладной (особенно конечности) за счет физиологического понижения температуры тела.

Оценивая состояние кожи, необходимо также оценивать цвет склер глаз и видимых слизистых. Осмотр глаз у новорожденного затруднен, так как глаза у ребенка в основном закрыты. При осмотре глаз видно, что глаза у здорового новорожденного ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые, в диаметре около 3 мм, реакция на свет живая. При движении глазных яблок периодически может возникать сходящееся косоглазие. При перемене положения головы или иногда в покое возможен кратковременный размашистый горизонтальный нистагм. Глаза блестящие, слезы при крике ребенка обычно не появляются.

Наряду с оценкой кожных покровов обязательно следует обращать внимание на волосы, ногти и пушковые волосы (лануго) малыша, которые обычно располагаются на плечевом поясе.

Подкожная клетчатка довольно хорошо развита, особенно на лице, конечностях, груди и спине. Тургор мягких тканей здорового ребенка дает ощущение упругости, эластичности. Голова новорожденного покрыта волосами длиной 2 см, ресницы и брови почти незаметны, ногти плотные, доходят до кончиков пальцев. Кости черепа новорожденного – эластичные, не сращены друг с другом. В местах сращения кости остаются мягкими. Это неокостеневшие участки соединительной ткани – роднички. Большой родничок имеет форму ромба, он определяется там, где происходит соединение теменной и лобных костей, размеры его 1,5–2 см, 5–3 см. Малый родничок располагается в месте, где расположены теменная и затылочная кости, он имеет треугольную форму и чаще всего бывает закрытым. Окружность головы новорожденного на 1–2 см превышает окружность груди, а длина тела длиннее нижних конечностей, также как и руки длиннее ног, высота головы составляет 1/4 длины тела. Грудная клетка широкая и короткая (бочкообразная), ребра расположены горизонтально. Мышечная система развита слабо, но уже сформирована, основная масса мышц у новорожденного приходится на мышцы туловища, по отношению к массе всего тела масса мышц у новорожденного составляет 1/4; диаметр мышечного волокна в среднем около 7 мкм. Двигательные навыки вследствие незрелости нервной системы отсутствуют. Позвоночник не имеет физиологических изгибов и состоит из хрящевой ткани. Суставы обладают большой подвижностью.

Костная ткань у новорожденного имеет волокнисто пучковое строение (у взрослых – пластинчатое). При осмотре ребенка следует обращать особое внимание на целостность ключиц (они нередко могут повреждаться в момент выведения плечиков) и на разведение ножек в тазобедренных суставах. При неврологической патологии и врожденных заболеваниях опорно двигательного аппарата могут отмечаться симптомы «когтистой лапки», свисающей кисти, «лапки тюленя», свисающей стопы, пяточной стопы.

При осмотре полости рта слизистая оболочка рта нежная, легкоранимая, богато васкулизированная. Окраска слизистых ярко розовая, они обычно суховаты за счет незначительного слюноотделения. Слизистая губ имеет поперечную исчерченность и образует подушечки, покрытые у некоторых детей беловатым налетом. При осмотре полости рта виден достаточно большой язык, на слизистой оболочке губ есть небольшие возвышения в виде подушечек; они разделены между собой глубокими бороздками и расположены перпендикулярно длине губ, цвет их обычно беловатый. Складка на деснах вдоль челюстных отростков в слизистой оболочке ротовой полости обеспечивает герметичность полости рта при сосании груди матери. В толще щек имеются плотные скопления жировой ткани – комочки Биша, придающие упругость щекам.

На слизистой оболочке твердого нёба вдоль медиальной линии можно увидеть желтоватые точки. Характерно низкое твердое нёбо.

При осмотре сердечно сосудистой системы следует оценить частоту сердечных сокращений, размеры сердца, характер сердечных тонов, наличие шумов в сердце. Сердце здорового ребенка имеет округлую форму. Размеры правого и левого желудочков у новорожденного почти одинаковы. В периоде новорожденности границы сердца смещаются вправо, верхняя его граница опускается от уровня первого межреберья – II ребро до второго межреберья. Левая граница выходит за средне ключичную, а правая за край грудины. Частота пульса у новорожденного 120–140 ударов в 1 мин. Артериальное давление в первый день жизни составляет в среднем 66/36 мм рт. ст. У здоровых детей можно наблюдать слабую пульсацию сонной артерии. Дыхательная система характеризуется описанием формы грудной клетки, данных перкуссии и аускультации. У новорожденных носовые ходы узкие, с нежной слизистой оболочкой, которая покрыта большим количеством кровеносных сосудов. Хрящи носа мягкие. Вследствие горизонтального положения ребер и слабого развития дыхательных мышц дыхание у новорожденного поверхностное, осуществляется во многом за счет диафрагмы. Дыхательный объем легких новорожденных составляет всего 11,5 мл, минутный объем дыхания 635 мл. В периоде новорожденности дыхание аритмичное, его частота составляет 40–60 вдохов в 1 мин.

При осмотре живота и органов брюшной полости обращается внимание на участие брюшной стенки в акте дыхания. В норме передняя брюшная стенка не выходит за плоскость, которая является продолжением грудной клетки. При внешнем осмотре определяются округлость живота, увеличение или его западение, имеется ли ассимметрия. Живот при пальпации у новорожденного при спокойном его поведении мягкий, печень выступает из под края реберной дуги не более 2 см по среднеключичной линии. Селезенку удается пропальпировать у края реберной дуги, а почки удается прощупать лишь у детей со слабо выраженным подкожно жировым слоем. Число мочеиспусканий до 5–6 раз в сутки считается нормой.

У здоровых доношенных мальчиков характерно опущение яичек в мошонку, головка полового члена скрыта под крайней плотью и из под нее обычно полностью не выводится. Размеры полового члена и мошонки строго индивидуальны. У здоровых доношенных девочек малые половые губы прикрыты большими губами. Небольшой отек слизистых половых губ, а также наличие слизистых или кровянистых выделений считается нормой.

Для оценки неврологического статуса осмотр новорожденного ребенка должен проводиться на ровной полужесткой поверхности в теплой, хорошо освещенной комнате. В ходе осмотра выявляется его двигательная активность, оценивают сяколичество, качество и симметричность движений ребенка. При внешнем осмотре ребенка можно выявить признаки повышенной нервно рефлекторной возбудимости. Одним из таких признаков является мелкоразмашистый тремор рук и нижней челюсти при крике и беспокойстве. Следующий признак – это спонтанный рефлекс Моро, когда при постукивании пальцем по грудине ребенок разводит руки в стороны, а затем возвращает их в исходное положение, скрещивая руки на груди. Возможны также спонтанные вздрагивания и спонтанный и индуцированный клонус стоп.

На резкие световые и слуховые раздражения новорожденный ребенок может реагировать беспокойством и криком, что сопровождается также миганием век, изменением ритма дыхания и пульса. В первые дни жизни обычно ребенок еще не фиксирует взгляд, движения глаз его не координированы, часто отмечаются нистагм, физиологическое косоглазие, слезная жидкость не вырабатывается.

Мышечный тонус у новорожденных чаще ослаблен. Резкое снижение или отсутствие мышечного тонуса может быть признаком недоношенности или незрелости.

Болевая чувствительность несколько снижена, но температурная и осязательная чувствительность у новорожденного уже развиты достаточно хорошо. Ребенок рождается с массой безусловных рефлексов, которые можно подразделить на три категории: стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные (проходящие) рефлексы, отражающие различные уровни развития двигательного анализатора и рефлексы или автоматизмы, только появляющиеся при рождении ребенка, но они не всегда могут быть выявлены. Безусловные рефлексы необходимо оценивать в положении на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.

Хоботковый рефлекс . При ударе пальцем по губам происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ хоботком.

Поисковый рефлекс или искательный рефлекс Куссмауля . Если поглаживать кожу в области угла рта новорожденного (но не следует прикасаться к губам), то происходит опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя.

Надавливание на середину нижней губы приводит к открыванию рта, опусканию нижней челюсти и сгибанию головы. При болевом раздражении происходит поворот головы в противоположную сторону. Рефлекс хорошо выражен перед кормлением и помогает ребенку найти сосок матери.

Ладонно ротовой рефлекс Бабкина . При нажатии большими пальцами на ладонь ребенка в области теноров он отвечает сгибанием головы, плеча и предплечья. Ребенок открывает ротик, закрывает глаза, стремится при этом подтянуться к своим кулачкам.

Защитный рефлекс . Этот рефлекс защищает ребенка и не дает ему задохнуться при выкладывании ребенка на живот, так как он поворачивает голову набок.

Хватательный рефлекс . Если поместить указательные пальцы при положении ребенка на спине на ладони новорожденного, не касаясь дорсальной стороны, и надавить на них, ребенок сгибает свои пальцы и захватывает пальцы исследуемого. Иногда новорожденный так сильно обхватывает пальцы, что его можно приподнять вверх (рефлекс Робинсона). Надавливанием у основания II и III пальцев на стопы младенца можно вызвать тонический рефлекс – подошвенное сгибание пальцев (симптом Веркома).

Рефлекс опоры . Необходимо взять ребенка под мышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову со стороны спины и поставить подошвы ребенка на поверхность пеленального столика, при этом он как бы стоит на полусогнутых ножках на полной стопе.

Рефлекс автоматической ходьбы . Этот рефлекс заключается в том, что если в момент выполнения рефлекса опоры ребенка наклонить вперед, то он будет перебирать ножками, выполняя шаговые движения. При этом ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, иногда при ходьбе они перекрещиваются на уровне нижней трети голени и стоп.

Рефлекс Бабинского . Этот рефлекс можно вызывать не у всех новорожденных. Определить его можно так: при штриховом раздражении поверхности стопы происходит расхождение пальцев стопы веером, большой палец при этом сгибается.

Рефлекс Кернига . У лежащего на спине ребенка сгибают одну ногу в бедренном и коленном суставах, а затем пытаются выпрямить ногу в коленном суставе. При положительном рефлексе это сделать не удается.

Рефлекс Таланта . У ребенка, лежащего на боку, нужно провести большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам. Раздражение кожи вызывает выгибание туловища дугой, открытой кзади. Иногда при этом разгибается и отводится нога.

Рефлекс Переса . В положении ребенка на животе проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника в направлении от копчика к шее, что вызывает прогибание туловища, сгибание верхних и нижних конечностей, приподнимание головы, таза, иногда мочеиспускание, дефекацию и крик. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его нужно исследовать последним.