Почему у ребенка остановилось развитие скелета. Особенности костной системы у детей. Как растут мышцы

Простой способ выучить строение человеческого тела — поиграть с малышами в игру «Собери скелетик». Ориентируясь на возраст ребенка, можно усложнить/упростить правила игры, подобрать соответствующую картинку. Делимся простой идеей создания игры своими руками.

ru.wikipedia.org

Найдите в интернете подходящую картинку и распечатайте на принтере. Вырежьте отдельные элементы и наклейте на картон (для прочности). При желании можно оклеить детали скотчем с обеих сторон.

allfortheboys.com

Когда все готово, расскажите малышу, из каких «запчастей» состоит наш скелет. Все косточки условно можно сгруппировать так:
— кости головы (череп);
— кости туловища (позвоночный столб, грудная клетка);
— кости верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть);
— кости нижних конечностей (таз, бедро, голень, стопа).

Если этой информации покажется мало вашему любознательному почемучке, изучите скелет более детально, расскажите о функциях каждой группы косточек. Попросите ребенка подвигаться и понаблюдать за работой той или иной части тела.

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей.

allfortheboys.com

Варианты игры

Вариантов игры может быть много:

  • Просто складывать «человечка», как пазл.
  • Спрятать детальки в рисе или любой другой крупе и дать ребенку возможность устроить самые настоящие «раскопки». Представляете, с каким азартом юный палеонтолог будет собирать скелет древнего человека. Вы можете придумать любую историю и откопать хоть самого Дарвина.
  • Играть на скорость. Для этого распечаток нужно несколько (по количеству игроков). Очередность ходов определяется кубиком. Например, у кого больше выпало на костях, тот и ходит. Или кто выбросил дубль на обоих кубиках, тот имеет право присоединить одну деталь скелета.
  • Играть на удачу. Распечатать 2 набора и вырезать делали не по контуру, а простыми прямоугольниками. Перевернуть карточки обратной стороной и тянуть из колоды. В процессе можно меняться «запчастями». Выигрывает тот, кто быстрее соберет своего человечка. Правила можно придумать самим — это даже интереснее.

Скелет из ватных палочек

Скелет человека - это подвижная опора тела, к которому крепятся подвижные мышцы. Без костей скелета мы были бы похожи на бесформенные мешки.

В теле человека насчитывается всего 206 костей. Кости конечностей, позвоночника и таза - это опора тела. Кости черепа, грудной клетки и таза защищают от повреждений внутренние органы. Кости гладкие и твёрдые. Но это только снаружи. Внутри они имеют трубчатую структуру и заполнены костным мозгом.

Кости могут ломаться. У детей в составе костей больше пластического вещества, и переломы у них редки. У старых людей в костях больше минеральных солей, переломы у них происходят чаще, и кости срастаются гораздо медленнее, чем у детей.

Скелет вместе с прикреплёнными к нему мышцами участвует в движениях тела. Многие кости скелета соединены подвижно с помощью суставов и связок. Благодаря гибким соединениям костей можно бегать и прыгать. Хрящ покрывает поверхности сочленяющихся костей в суставах, а в некоторых местах - в ушах, носу, между грудиной и ребрами - является частью скелета.

Позвоночник состоит из 7 шейных позвонков, 12 грудных позвонков, 5 поясничных позвонков, 5 сросшихся крестцовых позвонков и 3-4 копчиковых позвонков. Всего в позвоночнике 32-33 позвонка, и они самые нежные во всем организме. Соединены между собой связками и мышцами, которые крепятся к костным отросткам позвонков и разделены межпозвоночными дисками. Позвоночник человека имеет четыре изгиба, которые снимают с позвонков часть нагрузки и позволяют нам прямо держаться и ходить на двух ногах, а не на четырёх, как это делают почти все животные. Изгибы ещё смягчают толчки, которые возникают при беге.

Череп состоит из 22 костей, соединённых между собой и защищающих мозг от повреждений. Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, соединены друг с другом при помощи окостеневших швов, образованных плотной тканью. Нижняя челюсть подвижна, что позволяет нам открывать и закрывать рот. В черепе располагаются и 3 пары слуховых косточек.

Нижнюю конечность составляют бедро, голень и стопа. Суставы, соединяющие кости нижних конечностей, позволяют нам бегать и прыгать.

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета рук. Плечевой пояс - это лопатки на задней стороне и ключица - на передней, один конец которой соединяется с грудиной - костью, составляющей центральную часть грудной клетки. Скелет руки включает плечевую кость, кости предплечья и кости руки.

Существует всего одна кость (подъязычная), которая не связана с общим скелетом.

Темя - это то место на голове, где сходятся три главные кости черепа: две теменных и одна лобная. Если стоящему прямо человеку положить на голову книжку, то книжка будет лежать на темени. У маленьких детей соединительная ткань в этом месте долгое время не окостеневает и остается мягкой. Окостенение заканчивается на втором году жизни.

Чтобы не было искривления позвоночника, необходимо постоянно следить за осанкой и избегать неправильных положений тела или неудобных поз, например, во время выполнения домашних заданий или сна.

Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего начинается постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Окостенение скелета не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного ребенка в скелете содержится много хрящевой ткани.

Сама костная ткань значительно отличается по химическому составу от ткани взрослого человека. В ней содержится много органических веществ, она не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятных внешних воздействий.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается к 18-21 году.

Позвоночный столб. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.

Кривизна позвоночника формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать голову, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12-14 лет. Нарушения кривизны позвоночного столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер. На протяжении первого года жизни постепенно уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого. На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка.

Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Череп. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Развитие мышечной системы

Развитие мускулатуры начинается на 3-й неделе. Начало почти всем поперечно-полосатым мышцам дают миотомы. У 4-х недельного эмбриона миотомы состоят из одноядерных округлых клеток, позднее – из веретенообразных клеток, миобластов. Они интенсивно размножаются и мигрируют в прилегающие области, в том числе в зачатки конечностей. В возрасте 5-ти недель в миобластах начинается синтез мышечных белков – миозина, актина и др., из которых образуются сократительные нити – миофиламенты.

На 5-10-й неделе образуются многоядерные миотрубки. В них усиливается формирование миофиламентов, а затем и миофибрилл. В дальнейшем (20 недель) миотрубки превращаются в мышечные волокна. Миофибриллы заполняют их внутреннее пространство, а ядра оттесняются под сарколемму. Сокращение регистрируется после формирования миофибрилл (5 неделя) и отчетливо проявляются на 10-15 неделях. Сокращение мышц в данный период способствует правильному формированию скелета. Двигательная активность плода проявляется либо в кратковременных толчках, либо в мощных разгибательных движениях, вовлекающих в работу все группы мышц.

Развитие мышечных волокон происходит не одновременно. У плода мышечные волокна в первую очередь образуются в языке, губах, диафрагме, межреберных и мышцах спины. В конечностях волокна развиваются позднее сначала в мышцах рук, затем ног. Таким образом, сначала формируются мышцы, которые более необходимы для выполнения важных функций.

Наиболее интенсивный рост мышц происходит в 1-2 года. Увеличение длины осуществляется благодаря точкам роста на концах волокон, примыкающих к сухожилиям. Рост мышц в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в мышечной клетке: если у новорожденного в мышечной клетке их содержится от 50 до 150, то у 7-ми летнего ребенка от 1000 до 3000. Количество клеток возрастает первые 4 месяца после рождения, а затем не изменяется. В 12-15 лет происходит очередное преобразование структуры мышц. Мышечные клетки очень плотно прилегают друг к другу, теряют округлую форму и на поперечном срезе выглядят уплощенными.

В процессе развития ребенка отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.

Мышечный тонус. В период новорожденности и в первые месяцы жизни детей тонус скелетных мышц повышен. Это связано с повышенной возбудимостью красного ядра среднего мозга. По мере усиления влияний, поступающих из структур головного мозга по пирамидной системе и регулирующих функциональную активность спинного мозга, тонус мышц снижается. Снижение тонуса отмечается во втором полугодии жизни ребенка, что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы. Тонус мышц играет важную роль в осуществлении координации движений.

Сила мышц . Увеличение мышечной массы и структурные преобразования мышечных волокон с возрастом приводят к увеличению мышечной силы. В дошкольном возрасте сила мышц незначительна. После 4-5 лет увеличивается сила отдельных мышечных групп. Школьники 7-11 лет обладают еще сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям.

Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. У мальчиков прирост силы начинается в 13-14 лет, у девочек раньше – с 10-12 лет, что, возможно, связано с более ранним наступлением у девочек полового созревания. В 13-14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показатели относительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками-подростками и девушками следует особенно строго дозировать интенсивность и тяжесть упражнений. С 18 лет рост силы замедляется и к 25-26 годам заканчивается. Установлено, что скорость восстановления мышечной силы у подростков и взрослых почти одинакова: у 14-летних – 97,5%, у 16-летних и у взрослых – 98,9% от исходных величин.

Развитие силы разных мышечных групп происходит неравномерно. Сила мышц, осуществляющих разгибание туловища, достигает максимума в 16 лет. Максимум силы разгибателей и сгибателей верхних и нижних конечностей отмечается в 20-30 лет.

Быстрота, точность движений и выносливость. Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных движений увеличивается в младшем школьном возрасте, приближаясь в 13-14 лет к уровню взрослого. К 16-17 годам темп увеличения этого показателя несколько снижается. К 20-30 годам скорость однократного движения достигает наибольшей величины. Это связано с увеличением скорости проведения сигнала в нервной системе и скорости протекания процесса передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

С возрастом увеличивается максимальная частота повторяющихся движений. Наиболее интенсивный рост этого показателя происходит в младшем школьном возрасте. В период от 7 до 9 лет средний ежегодный прирост составляет 0,3-0,6 движений в секунду. В 10-11 лет темп прироста снижается до 0,1-0,2 движения в секунду и вновь увеличивается (до 0,3-0,4 движения в секунду) в 12-13 лет. Частота движений в единицу времени у мальчиков достигает высоких показателей в 15 лет, после чего ежегодный прирост снижается. У девочек максимальных значений этот показатель достигает в 14 лет и далее не изменяется. Увеличение с возрастом максимальной частоты движений объясняется нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающей более быстрый переход мышц-антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

Точность воспроизведения движений также существенно изменяется с возрастом. Дошкольники 4-5 лет не могут совершать тонкие точные движения, воспроизводящие заданную программу. В младшем школьном возрасте возможность точного воспроизведения движений по заданной программе существенно возрастает. С 9-10 лет организация точных движений происходит по типу взрослого. В совершенствовании этого двигательного качества существенную роль играет формирование центральных механизмов организации произвольных движений, связанных с деятельностью высших отделов ЦНС.

В течение длительного периода онтогенеза формируется и выносливость (способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности без снижения их эффективности). Выносливость к динамической работе еще очень невелика в 7-11 лет. С 11-12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. Хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.

Выносливость к статическим усилиям особенно интенсивно увеличивается в период от 8 до17 лет. Ее наиболее значительные изменения отмечаются в младшем школьном возрасте. У 11-14-летних школьников самыми выносливыми являются икроножные мышцы. В целом выносливость к 17-19 годам составляет 85% уровня взрослого, а максимальных значений она достигает к 25-30 годам.

Темпы развития многих двигательных качеств особенно высоки в младшем школьном возрасте, что, учитывая интерес детей к занятиям физкультурой и спортом, дает основание целенаправленно развивать двигательную активность в этом возрасте.

Скелет является особо важной частью полноценного, здорового функционирования человеческого организма. Благодаря костям тело всегда находится в форме и нужном положении. Кости и формируют скелет, который в свою очередь также выполняет защитную функцию внутренних органов и систем от внешнего воздействия. Все это относится как ко взрослым, так и к детям еще с утробы.

Формирование скелета плода

Больше, чем на 70 %, кости состоят из очень прочной костной ткани, в которой содержится много минералов. К основным из них относят: магний, фосфор и кальций. Необходимы для полноценного формирования скелета плода и другие элементы: цинк, медь, алюминий и фтор. Эти и другие вещества плод получает через плаценту из организма мамы. Поэтому крайне важно беременным женщинам полноценно и качественно питаться. Начиная с пятой недели беременности, у плода закладываются основы хрящей - будущих костей позвоночника и плечевого пояса. Также появляются очертания тазового пояса. У плода, которому уже есть 9 недель, сформированы пальчики и челюстные кости. Многие знают, что у новорожденного ребенка костей больше, чем у взрослого человека. Это из-за того, что в дальнейшем хрящи будут срастаться, образуя одну кость. Полное завершение формирования скелета произойдет в 24 года.

Сколько костей у ребенка?

Многие родители по собственному опыту убеждаются, что у ребенка кости скорее изгибаются, чем травмируются. Не учитывая, конечно, серьезных повреждений. Очень часто новорожденные падают с кровати или дивана, при этом «тьфу-тьфу» все хорошо. Все это потому, что в их скелете преобладают хрящи, которые далее окрепнут и станут костьми. Итак, сколько костей у ребенка? Новорожденный человечек имеет в своем маленьком тельце 300 хрупких косточек. И только к 24-25 годам из них сформируется 206 крепких, прочных костяшек.

Происходит этот процесс благодаря поступлению в организм кальция и других необходимых веществ.

Травмы костей у ребенка

Сколько костей в теле маленького ребенка - ясно, теперь об их травмах. Детские травмы, к большой радости родителей, быстро восстанавливаются.

Все из-за того, что в детском организме существую клетки, отвечающие за строение костной ткани. И если случается так, что чадо получило травму, эти клетки попадают на травмированный участок. Таким образом заживание даже перелома у ребенка произойдет намного быстрее, нежели у взрослого человека. Детская травма пройдет, спустя 2-4 недели, взрослая - 6-8. Сколько костей в теле ребенка, нужно знать всем молодым мамочкам и не только. Это позволит быть более образованной в этой сфере и оказать нужную помощь ребенку в случае травмы.

Разница между костью пожилого человека и ребенка

Сколько костей в скелете ребенка, мы разобрались. Теперь многих волнующий вопрос: «В чем разница в скелете пожилого и ребенка?». Кости у детей намного тоньше, чем у взрослых людей, в том числе пожилых. Благодаря чему двигательный аппарат ребенка намного подвижнее и эластичнее. Ближе в 12-13-летнему ребенка уже практически полностью схожи со взрослыми. Однако в некоторых местах все еще встречаются хрящи. За время взрослой жизни и ближе к старости заметно сглаживается рельеф черепных костей.

Также при потере зубов уменьшается вес черепной коробки, что может провоцировать неправильность прикуса и вызывать асимметрию лица.

Наиболее ярко выраженные изменения в строении скелета с возрастом происходят в позвоночнике. После 40-50 лет эта часть скелета становится более сжатой и немного короче, чем была раньше. Это из-за того, что межпозвоночные диски и позвонки плотнее прилегают друг к другу. После 60 лет начинается разрастание костной ткани, и по телу появляются шипообразные образования.

Итак, главные отличия скелета пожилого и маленького человека:

  1. Основным и первым отличием есть, конечно же, количество. Сколько костей у маленького ребенка и пожилого человека? Ребенок - 300 костяшек, взрослый - 206.
  2. Костная ткань ребенка богата губчатым веществом, нежели кость человека пожилого возраста.
  3. Также важным отличием есть подвижность. Скелет ребенка более активный и эластичный, чего нельзя сказать о скелете пожилых людей.
  4. С возрастом меняется ткани, что приводит к ослаблению костей скелета. Заметное уменьшения кальция и фтора в организме в первую очередь дает о себе знать.

В родильном доме, педиатр обращается с малышом очень бережно, проверяя, среди прочих показателей, нет ли врожденных патологий в развитии его костей и суставов.

Особенности строения костной ткани новорожденного малыша

Суставы новорожденный имеет очень похожие по строению на суставы взрослого человека, а вот костная система очень сильно отличается. К зольным веществам можно отнести лишь около 50% составляющих костной ткани. Все остальное - это, главным образом, хрящевые элементы, которые обеспечивают возможность роста ребенка и постепенно будут уменьшаться в объеме. Процесс этот длится обычно до 18 лет и полностью завершается лишь к 25 годам.

Костная ткань у новорожденного содержится лишь в трубчатых костях, прочие же элементы скелета включают лишь небольшие точки окостенения, увеличивающиеся по мере роста малыша.

Такой состав делает костную систему ребенка очень пластичной, а значит кости и суставы новорожденного легко поддаются деформации. Скелет малыша так уязвим, что может измениться даже под длительным воздействием сил гравитации. Именно поэтому нельзя позволять ребенку находиться подолгу в одном и том же положении или носить его на руках в постоянной позе. Новорожденного нужно периодически переворачивать на другой бочок, перекладывать на другую руку и т. п.

По этой же причине педиатры не советуют слишком рано ставить малыша на ножки, даже если он сам пытается это сделать. Такие эксперименты могут привести к деформации отдельных костей и всего скелета ребенка.

Как растет скелет ребенка?

Структура костной ткани новорожденного также имеет свои отличия. Кости новорожденного представляют собой грубоволокнистую пучковую систему, в которой неупорядоченно расположено некоторое число костных пластин. Если кости взрослого человека имеют значительные полости, заполненные желтым костным мозгом, то у младенца такие полости совсем маленькие и содержат, главным образом, красный костный мозг.

Благодаря большому количеству красного костного мозга, костная система ребенка получает достаточное снабжение кровью, необходимое для ее роста. Этот процесс интенсивно происходит примерно до двухлетнего возраста. После некоторого спада, процесс роста возобновляется с новой силой уже в пубертатном периоде.

Рост костей в длину обеспечивает эпифизарный хрящ. Его периферический край остается активным до двадцатипятилетнего возраста, благодаря чему кости получают основную возможность увеличиваться по длине и ребенок становится выше.

За утолщение костей, их рост в ширину, отвечает надкостница. У ребенка она плотная, толстая и более активная функционально. Эта особенность надкостницы очень благоприятна для ребенка, поскольку даже при переломах надкостница нередко остается неповрежденной, а защищенная ею кость срастается быстрее и без опасных последствий для опорно-двигательной системы ребенка.

Основу ткани суставов новорожденного, как и его костей, составляет хрящевая ткань. Подвижность всех элементов, образующих суставы, также имеет отличия. Поскольку суставы новорожденный еще не успел разработать, амплитуда возможных движений еще очень мала, а вот вероятность вывихов при неосторожном обращении достаточно высокая. Такая незрелость суставов, как правило, сохраняется до трех и даже до пяти лет, то есть до тех пор, пока ткань костей и суставов не разовьется в достаточной степени, и ребенок не освоит науку управления своим телом в полной мере.