Почему для современных детей не существует слово «надо! Проблемы современных детей


Консультация для родителей

«Современный ребенок – какой он?»
Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно, если на 10 лет вперёд - сажай лес, если же на 100 лет - воспитывай детей. (Народная мудрость) Нет никакого сомнения в том, что современные дети сильно отличаются от детей 20 и 50 лет назад. Основная причина этого - конечно, то, что нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все - таки не так? По мнению педагогов
, дети «очень изменились за последние годы»: «у них

низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не

слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень

подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр.

Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её

возникновения
. Родители и педагоги отмечают, что современные дети
«проявляют

повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие

чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания

взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют

что-то сделать».
У современных детей гораздо большие возможности, чем были у нас. Общий уровень благосостояния вырос, семьи стали более обеспеченными, а дети более балованными в материальном плане. Теперь уже никого не удивляет тот факт, что ребенок с родителями несколько раз в год ездит отдыхать заграницу или отправляется на учебу в престижный иностранный ВУЗ. Дети могут в живую увидеть египетские пирамиды или Эйфелеву башню.
Прогресс не стоит на месте, стремительными темпами развивается сфера электроники. Сейчас уже не просят в подарок на день рождения шахматы или шашки, всем хочется новый сотовый телефон или ноутбук. Наши дети быстрее нас осваивают новинки бытовой техники, «с пеленок» могут пользоваться компьютером и пультом от телевизора. Это доказывает, что в интеллектуальном плане они более развиты, так как обладают большим объемом памяти, чем предыдущие поколения. Педагоги дошкольных учреждений «создали» портрет современного дошкольника исходя из собственных наблюдений: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, агрессивный, плаксивый, педагогически запущенный, импульсивный, воспитываемый телевизором. В наше время современные дети очень хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетных линий, хорошо запоминают все происходящее с героями и подробно могут рассказать серии бабушкам и мамам. Дошкольники нередко делают такие неожиданные умозаключения и выводы в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но вместе с тем современные дети могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, найти одежду, заправить постель. Серьезная проблема у детей дошкольного возраста кроется в их гиперактивности и качестве речи. Они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки, не стараются перевести количество этих звуков в качество. Практически каждому 5-летнему ребенку сейчас требуется помощь логопеда в становлении правильной и грамотной речи. Страдает не только артикуляция, но и словарный запас, он у современных детей гораздо беднее их сверстников из 20 века. Такое влияние на них оказывает постоянное соседство телевизора и компьютерных игр вместо книг. В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или
воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы, клубы. Сегодня слишком опасно отпускать ребенка гулять одного, поэтому роль детской игры сошла практически на нет. У ребенка остались обучающие игры в детском саду, но свободное творчество становится все более неактуальным, поэтому и фантазия ребенка проявляется не столь ярко. Нет у детей и героев, которые могли бы своим примером учить их моральным основам. Современные герои – яркие, веселые, но по большей части пустые, ребенку просто не у кого перенимать лучшие образцы поведения. Раньш
е
для всех детей добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. Современные дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет. Это в эмоциональном плане, а в волевом – что же
?
Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть
.
Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская
субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей). Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Ребенок не приходит в мир как чистая книга. Ребенок уже заданный характер. Сколько детей – столько характеров. Не мы посылаем детей в мир. В наших силах только их испортить или сохранить. Главное, как утверждают психологи, не стремиться вернуть то, чего нельзя вернуть, а просто убеждать детей, что они многое могут, и в результате к ним должна вернуться уверенность в собственных силах, что несомненно, поможет жить.

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

МКДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №3»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Какие они, современные дети?

(из опыта работы)

Педагог-психолог

Лукина Л. И.

2016

Какие они, современные дети?

Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Я прочитала данное изречение в методическом пособии и полностью с ним согласна. За 30 лет работы в дошкольном учреждении решила проанализировать выпуски прошлых лет. Обсудили это и с коллегами. Действительно, с детьми стало труднее общаться, требования и просьбы необходимо продумывать и обсуждать.

Чувства вины отсутствует, да они и не признают что виновны, только правы во всём. Почти не реагируют на принуждения, нотации, запреты, наоборот, предъявляют свои требования.

Про телесные наказания совсем забыли и если задаёшь вопрос ребёнку-присутствуют ли они дома, то дети с улыбкой заявляют - такого не может быть.

Существует немного мер, на которые они реагируют. И это уже совсем другие меры наказания, как лишение мобильного телефона и игр на планшете и компьютере. А также приобретение новых игрушек и далеко не дешёвых.

Откликаются, в детском сад, это на уважение - уважение к ним как к разумным личностям, как партнёрам в воспитательном процессе. Очень нравится, когда им предлагается самим себя оценить. В младших и средних группах –это только они хорошие и всё делают правильно. А вот в старшем дошкольном возрасте уже признают свои ошибки, но только после утверждения, что их ругать ни кто не будет за то, что они не правы, а вы сами оцените и решите как нужно поступать. И в данный момент нельзя говорить как правильно. Это нужно сделать в другой деятельности. С помощью бесед или разыгрывая этюды по психогимнастике.

Они умеют принимать хорошие решения, им нужно только помочь.

Они ожидают от нас уважения и любви. Дети очень чувствуют, на интуитивном уровне, когда с ними любящий педагог и когда только выполняющий свои должностные обязанности.

Кроме того, им нравится, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие, откровенность и искренность воспитываются самыми простыми методами по изменению поведения - но только если взрослые хотят это делать вместе с детьми. Серьезное отношение к ребенку может оказаться для многих непривычным. Так как старые стереотипы «как я сказал так и будет» -это должно остаться в прошлом.

Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей - общаться с ними! Речевое общение не заменит ни что. Больше говорить и объяснять, отвечать на вопросы и задавать. Вот это очень не хватает в общении между детьми и родителями. Дефицит родительского внимания – самая серьезная проблема современного воспитания.

Взрослые должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их, с уважением относиться к их правам, позволять им учиться на своих ошибках, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе. Такие воспитательные моменты могут быть только при доверительных беседах. А стать ребёнку другом это не так просто.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к детскому внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей. Огромную роль здесь играют личные примеры из жизни взрослых и обсуждение их с детьми -это и есть воспитание на своём примере. С большим интересом слушают они истории которые были у меня и задают много вопросов.

Хороша идея в том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее.

Ребенок в современном обществе ежедневно сталкивается с огромным потоком информации, часть которой он с удовольствием усваивает. Но такие чрезмерные нагрузки, в том числе и в детском саду, сказываются на физическом и психическом здоровье современных детей. Просто они живут в такое время. Это необходимо учитывать взрослым и как можно внимательнее относиться к тому, какую информацию нужно давать детям, а что то будет лишним. Будьте внимательны к любым идеям Вашего ребенка . Ребенку в первую очередь нужно родительское воспитание.


Педагоги и родители не могут не заметить, что наши дети во многом сильно отличаются от детей, которые росли до того, как всех нас накрыло цифровой революцией. У них много замечательных качеств: они более смелые, открытые, ответственные, энергичные, уникальные. Но вместе с тем, современным детям непросто расти. У родителей нет опыта поколений, как воспитывать детей в условиях высоких технологий и быстрого доступа к любой информации. Они делают ошибки и теряются в потоках противоречивой информации.

С одной стороны, родители понимают, что цифровой мир диктует свои правила, и детей нельзя от него спрятать. С другой стороны, есть необходимость в том, чтобы показать мир детям не только через экраны их гаджетов. Мама четверых детей, учитель и игровой терапевт Бекки Мэнсфилд поделилась своими рассуждениями о проблемах современных детей. И дала советы родителям, как избежать многих проблем в воспитании и развитии ребенка, на которого оказывают влияние не всегда положительные тренды нашей жизни.

Почему наши дети менее терпеливы, более одиноки и честны, чем поколения назад

Исследования за исследованиями подтверждают то, что и так всем очевидно: нынешние дети менее терпеливы, более одиноки и более балованны, чем предыдущие поколения.

Это страшная истина, которая стоит перед нашими детьми. Это путь по наклонной.

Как учитель и терапевт я много лет работала с разными детьми и родителями. Я своими глазами вижу, как социальные и эмоциональные навыки детей постоянно ухудшаются, не говоря уж об их успеваемости. Нынешние дети не подготовлены к жизни. Они ожидают большего, но делают меньше.

Они ходят в школу, но им трудно учиться и сосредоточиваться. Они хотят успевать больше, но не могут сфокусироваться.

Одиночество, нетерпеливость, завышенные ожидания… Откуда это всё?

Причина проста: наш сегодняшний образ жизни сказывается на наших детях. Все эти новейшие технологии, современные тренды и последние изобретения. Хотя мы все желаем для своих детей самого лучшего, к сожалению, мы сами ведем их по пути наименьшей готовности к жизни.

Проблема экранного времени

Дети проводят слишком много времени перед экранами. Это отнимает у них время на игры и чтение.

В итоге у них понижается внимательность, развивается привычка к мгновенному удовлетворению и т. д.

Дети теряют способность фокусироваться и внимательно слушать, потому что привыкают, что все должно быть быстро и непременно интересно. Из виртуальной реальности ребенку очень трудно вернуться к настоящей.

Дети погружаются в смартфоны, планшеты и ноутбуки с головой, а потом раздражаются, когда их отвлекают. В обычном мире им «скучно» - они привыкли к постоянной стимуляции.

Проблема скуки

Мы вечно заняты, поэтому, чтобы ребенок не заскучал, привычно суем ему телефон, планшет или плеер. Но проблема в том, что этим мы вредим ему!

Почему? Потому что лишаем его возможности развлечь самого себя, найти решение, задействовать творческое мышление.

В свою очередь, мы тоже проводим с детьми мало осмысленного времени (совместное втыкание в экран планшета не считается). Мы не общаемся с ними.

Дети зависят от гаджетов, потому что мы не умеем развлекать их, а они не научились развлекать себя сами.

Проблема самостоятельных решений

Давая детям всё, что те пожелают, родители руководствуются самыми благими намерениями. Все мы хотим, чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя любимым и улыбался.

К сожалению, таким образом мы воспитываем людей, неспособных испытывать счастье.

Я часто слышу от родителей: «Овощи она не ест, поэтому я их ей и не предлагаю»; «Если он будет ложиться в то время, когда я говорю, то будет просыпаться слишком рано»; «Она не любит держать меня за руку на парковке».

Проблема в том, что дети - это дети. Они еще недостаточно взрослые, зрелые и умные, чтобы принимать подобные решения самостоятельно.

Овощи нужны детям для здоровья. Здоровый сон необходим им, чтобы нормально высыпаться и концентрироваться на уроках. Если не держать ребенка за руку, его может сбить машина.

Проблема спасения

Дайте детям возможность проявить себя. Не бросайтесь «спасать» их в каждой ситуации.

Ребенок потерял мобильный телефон? Научите его, что он может откладывать карманные деньги, пока не накопит на новый.

Забыл сделать домашнее задание? Путь сам попробует объясниться с учителем.

Это непросто. Никакому родителю не хочется видеть, как ребенок страдает, расстраивается или злится. Но решая за него все проблемы, мы не даем ему научиться этому самостоятельно.

Конечно, помогать детям надо. Но пусть они также учатся справляться с последствиями ошибок. Лучше на своей шкуре прочувствовать последствия мелких ошибок сейчас (не сделал уроки - получил плохую оценку), чем во взрослом возрасте (не заплатил по ипотеке - остался без дома).

Проблема отсутствия живого общения

По данным исследований, время, проведенное в соцсетях, может вызывать у детей чувство зависти и ложное представление, будто все остальные живут более интересно и успешно.

Сегодняшние дети и подростки слишком мало общаются вживую. Они не ходят гулять и друг к другу в гости. Они не играют в совместные игры.

В результате они не учатся распознавать эмоции и оказывать поддержку.

А ведь это важнейшие социальные навыки, от которых во многом зависит жизненный успех! Социальные навыки плюс интеллект - залог любой высокооплачиваемой работы.

А по некоторым данным, умение общаться даже важнее в построении карьеры, чем интеллект!

Проблема вознаграждения

Еще одна важная проблема современности: дети за все ждут вознаграждения.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы вознаграждать ребенка, но НЕ ЗА ВСЁ ПОДРЯД. Это не только делает его балованным, но и приучает ждать внешнего вознаграждения вместо внутреннего чувства удовлетворения.

«Что мне будет, если я буду учиться на отлично?»

«Что ты мне купишь, если я буду тихо себя вести на собрании?»

«А что мне дадут за то, что я сделаю уборку?»

Проблема в том, что хотя нам, возможно, проще вознаградить ребенка, чтобы он не жаловался, его будущий начальник или супруга не будут играть в эти игры. Никто не даст ему премию за то, что он вовремя выполнил работу. Никто не сделает ему скидку за то, что он вовремя заплатил за квартиру.

Да, это тяжелые уроки, но лучше пусть дети узнают от вас, что жизнь - НЕ ВСЕГДА интересна и приятна.

Так что же с этим делать? Не отчаивайтесь: решение есть!

Детей можно переучить. Мы же учим детей ходить в туалет, чистить зубы по утрам или терпеливо сидеть на службе в церкви. Всё это не врожденные навыки, а приобретенные.

Точно так же можно изменить и другие их привычки, если делать это постоянно и последовательно.

10 минут в день

Выделите 10 минут в день на общение с ребенком вдвоем. Никаких гаджетов, никакого телевизора!

Пусть ребенок сам выбирает, что делать. Играйте в игры, беседуйте - все это пойдет на пользу вам обоим.

Дайте им скучать

Не давайте детям гаджеты, когда им скучно. Пусть скучают!

Это вынудит их мозг начать работать и придумывать собственные развлечения. А это, в свою очередь, отучит их ждать мгновенного удовлетворения.

Скука - лучший путь к познанию себя.

Замените внешние награды на внутренние

Когда я в детстве убирала комнату, я делала это на скорость: сама себя развлекала. Делая домашнее задание, я притворялась, что я учительница: сама себя развлекала.

Научите этому детей. Пусть придумывают, как превратить скучное занятие в интересное, а их наградой пусть будет знание, что они отлично справились.

Говорите

Разговаривайте за обедом, разговаривайте в машине, бросьте все дела, когда ребенок приходит из школы, и поговорите с ним хоть пару минут (узнайте, что происходит в его жизни - учебной, социальной, эмоциональной). Исключите телевизор, телефон и планшет из семейного ужина.

Назначайте обязанности

Обязанности повышают самооценку ребенка. Они учат его работать, они учат его следить и ухаживать за вещами.

Давайте ребенку задания, чтобы он мог почувствовать свою пользу.

Устанавливайте границы

Назначьте четкое время сна.

Установите четкие правила насчет перекусов (никаких перекусов до обеда, не больше одной вредной еды в день и т. п.).

Установите обязательное время для чтения.

Установите электронные границы

У нас дома действует простое правило: никакой электроники в течение учебной недели, кроме семейного просмотра ТВ. Ноутбуком можно пользоваться только в образовательных целях.

Установите аналогичные правила. Не допускайте бесконтрольного залипания в телефон.

Поощряйте открытое общение

Дайте ребенку понять, что всегда готовы его выслушать и помочь ему. Напоминайте ему почаще: «Если тебе грустно, если ты с чем-то не справляешься, то всегда можешь сказать мне об этом».

Уберите СВОЙ телефон

Возьмите себе за правило ограничивать свое экранное время при детях. Установите время, после которого вы убираете все гаджеты.

Дети должны чувствовать связь с родителями. Однажды я слышала, как 6-летняя девочка сказала: «Маме телефон важнее меня. Она все время смотрит на него, даже когда разговаривает со мной».

Дети все замечают!

Подавайте пример

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок изменился, сначала вы сами должны измениться. Покажите ребенку, какие у вас приоритеты.

Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок, и вскоре он последует вашему примеру. Пусть он видит, как вы читаете книгу, моете посуду, готовите еду, разговариваете с человеком, не отвлекаясь на телефон. Демонстрируйте доброту, последовательность, трудолюбие.

Быть родителем - самая сложная работа в жизни. У нас есть всего 18 лет, чтобы воспитать в ребенке качества, которые останутся на всю жизнь.

Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Современный ребенок – независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Сегодня невозможно в воспитании детей применять подходы и методы, бывшие актуальными много лет назад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные дети. Какие они?

Родительское собрание

Сравнивая мир социальных взаимоотношений, мир познания, мир культуры и истории детей 20 века и современных детей, мы видим и понимаем, что дети изменились. Они не стали лучше или хуже. Они стали другими. Какие же они современные дети?

Современные дети легче, чем любой взрослый, осваивают компьютерную технику, при этом читают меньше книг и сложнее сходятся с людьми.

Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важным. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо, но с другой – ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми. Общение в социальных сетях, на форумах психологически гораздо проще, нежели личное общение.

Дети потеряли многие волевые качества, снизился их общекультурный кругозор. Старшее поколение прекрасно запоминало отрывки из произведений, цитаты из фильмов, у нынешних детей такой необходимости нет. Они с детства знают, что хранить лишнюю информацию в голове бессмысленно, ведь всегда можно обратиться к Интернету. Возможно, что из-за этого у современных детей наблюдается снижение памяти.

Дети выглядят отчужденными, постоянно сидят в наушниках, играют в телефонные и компьютерные игры. Многие взрослые воспринимают это как проявление эгоизма и безразличного отношения к старшим. На самом же деле ребенок XXI столетия просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос «Кто я в нынешнем мире?». Ответ этот дети искали и ищут всегда. Но современные дети находят этот ответ самостоятельно.

Современные дети не спрашивают о прошлом, не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни, идти в ногу с техническим прогрессом. Но задача взрослых – развивать интерес детей к истории. Ведь кто не знает прошлого - не сможет понять и сориентироваться в сегодняшнем и будущем.

Более опасным является другой вопрос современной жизни. Общество и родители чрезмерно настроены на успех. Еще с дошкольного возраста ребенка зацикливают на достижение результата. Дети вынуждены расти в условиях, где их постоянно сравнивают. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях – уважении к самому себе,

свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивную самооценку, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая результата, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях. В погоне за успехом люди не задаются вопросом «А счастливы ли те, кого мне ставят в пример?».

Находиться в условиях непрекращающейся гонки очень сложно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает о том, как бы сделать счастливыми своих родителей, т.е. оправдать их надежды.

В современном обществе неполная семья стала почти что нормой. Дети по-другому воспринимают брак и родственные отношения. Семьи для них менее ценны. Для ребенка семья перестала быть опорой, местом, где ему могут помочь решить его проблемы. Все большее отчуждение от родителей, недостаток внимания или, наоборот, гиперопека, вносят дисбаланс в отношения родителей и детей.

Соблюдение прав ребенка в современном мире также становится проблемой, осознаваемой в том числе и самими детьми: они борются за свои права, создаются центры правовой помощи детям и т.д.

Современный ребенок – независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. С течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком становится все очевиднее. Сегодня невозможно в воспитании детей применять подходы и методы, бывшие актуальными много лет назад.

Но родителям необходимо помнить:

дети нуждаются в том, чтобы их поняли.

Лучший способ узнать детей - общаться с ними!

Если взрослые хотят, чтобы мечты детей сбывались, они должны уделять им больше внимания, не жалеть времени на то, чтобы понять их истинные намерения. С уважением относиться к их правам, открыто показывать детям свою любовь, позволять им учиться на естественных последствиях поступков, а не на системе наказаний и вознаграждений, использовать даже допущенные детьми ошибки как благоприятную возможность внушить им уверенность в себе.

Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, взрослые могут рассчитывать на то, что они тоже станут внимательны и отзывчивы к их проблемам и проблемам других людей.

ими. И делают это так, что окружающие иногда не осознают этого!

Если дети замечают, что в попытках взрослых заставить их сделать что-то присутствует скрытый мотив, они упорно сопротивляются и при этом чувствуют,

что поступают совершенно справедливо. С их точки зрения, если взрослые не выполняют своей части работы в поддержании взаимоотношений, они имеют полное право бросить им вызов.

Поэтому, если родители постоянно сталкиваются с сопротивлением со стороны детей, первым делом взрослым нужно проверить себя, своё поведение.

Родители помогают маленькому человеку в развитии его тела и воспитании культурных навыков. А вот если пытаются переделать характер... Вот тогда начинаются трудности и проблемы. Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания. Если родителям действительно есть что сказать своим детям, нужно делать это легко, без напряжения и с радостью. Тогда они и усвоят это быстрее.

Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребенок неповторим. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.