Ознакомление детей с правилами пдд. Методика ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения. Методическая работа в дошкольном учреждении

Елена жмыхова
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения , плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного движения - это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения , разъяснению законодательства, правовых норм , регламентирующих поведение участников дорожного движения , осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является : обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Михайловича Сеченова, А. А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, 3игмунд Фрейда, П. Маслоу и др.

Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению на дорогах , в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной, Оксаны Алексеевны Скорлуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.

Так как участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах , начиная с дошкольного возраста . Ведь дошкольники часто не видят опасности на дороге , на транспортном средстве, не понимают шалостей и своего неосторожного поведения на дороге . Ребенок дошкольного возраста должен находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в состоянии физиологически и психически обеспечить свою безопасность. Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге заключается в том , чтобы сформировать у детей необходимые навыки и выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению

Под ознакомлением безопасному поведению на дорогах понимается педагогический процесс, направленный на обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах ; формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных мест и умение обходить их; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения , культуры.

Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий, таких как : учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста ; использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно - ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности, осуществление сотрудничества с семьей дошкольников .

Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти уязвимые участники дорожного движения еще не обладают необходимыми навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде , созданной для взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это нарушение их фундаментального права на безопасность , на полноценную, здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах ребенка

В процессе воспитания детей педагогам необходимо учитывать следующие требования :

В детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения , но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;

Воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге , наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года (гололед на дороге , слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д.);

Образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила , обращают внимание детей на ту или иную сторону правил ;

Проводить досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими выпускникам детского сада,

Развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;

Использовать все доступные формы работы с детьми : (рассказы, беседы, игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

В каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД : состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков) ;

Рекомендуется использовать настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики, мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

В каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге , где : педагоги могут создавать возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, могут прочитать детям художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т . д. ;

Оформлять информационные стенды для родителей «Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах »

На территории детского сада создать уголки безопасности.

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой


Управлению ГИБДД ГУВД по Московской области – начальнику управления, полковнику милиции Сергееву С. А.; старшему инспектору, подполковнику милиции Бордачевой И. Ю. – за подбор директивных документов по правилам дорожного движения;

Уклонской С. А., методисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 21, 25, 45, 47, 73, 37, дошкольного детского дома г. Ногинска Московской области; Толстихиной Л. К., ведущему специалисту по дошкольному воспитанию; коллективам дошкольных учреждений № 3, 4, 18, 25, 22, 19, 56 г. Подольска Московской области за подбор практических материалов (конспекты занятий, сценарии утренников, рисунки детей, фотографии).

Обеспечение жизни и здоровья детей

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Все эти требования отражены в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

(М.: Мозаика Синтез, 2010–2012). Анализируя программные задачи образовательной области «Безопасность», раздел «Безопасность на дорогах», следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возраста детей, условий их жизни (город, село).

В первой младшей группе (от 2 до 3 лет) стоят задачи: «Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге. Знакомство с некоторыми видами транспорта».

Уже во второй младшей группе (от 3 до 4 лет) стоят задачи: «Знакомство с понятиями «улица», «дорога», «светофор». Формирование представлений о работе водителя. Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого)».

Средняя группа (от 4 до 5 лет): «Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжение знакомства с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточнение знаний детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомство с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус). Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте».

Старшая группа (от 5 до 6 лет): «Уточнение знаний об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Знакомство с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка»».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет): «Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формирование умения находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширение представлений детей о работе ГИБДД. Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте».

Серьезное внимание руководителям дошкольных учреждений следует уделять вопросу создания материальной базы: условий для работы с детьми в группе и на участке детского сада.

Оборудование участка детского сада

Участок детского сада многофункционален; при его оформлении нужно четко и удобно его спланировать.

Реализуя программные требования, следует выделить для прогулок детей каждой возрастной группы свое постоянное место, то есть групповой участок, на котором необходимо отвести место для обучения правилам дорожного движения. Если нет возможности выделить специальное место для стационарной атрибутики, можно заменить ее выносным игровым материалом (светофоры, жезлы, знаки и т. п.).

В некоторых дошкольных учреждениях, особенно малокомплектных, где площадь прогулочных участков невелика, используется дорога вокруг здания на территории детского сада. Она рассматривается как «проезжая часть», на ней наносится разметка – разделительная полоса, а при выходе из здания детского сада на групповой участок наносится разметка пешеходного перехода – «зебра». Дети, используя данные условия, упражняются в соблюдении правил дорожного движения: учатся ходить по тротуару, переходить на свой участок только по пешеходному переходу. По «дороге с разделительной полосой» дети могут ездить на велосипедах, самокатах, педальных машинах, соблюдая левую и правую стороны движения, сигналы светофора.

При возможности на участке детского сада создаются специальные автоплощадки, которые включают 4 сторонний перекресток со светофорами, разметкой пешеходных переходов и пространства для кругового движения детского транспорта.

Для развития сюжетно ролевых игр целесообразно поставить на площадке макеты автомобиля, грузовика, трамвая. Общий вид площадки улучшает установка «городской застройки» – легких каркасных домиков с окнами, разрисовать которые могут сами дети. Такие ширмы макеты городского ландшафта создают улучшенные условия для игрового действия.

Для эффективного использования территории детского сада рекомендуется совмещать автоплощадки с физкультурной площадкой. Хорошо оборудовать на участке стоянку для самокатов, детских велосипедов, педальных машин.

Занятия по изучению правил дорожного движения проводятся по следующим примерным темам: «Улица и пешеход», «Пешеход и перекресток», «Светофор и регулировщик» и др. Регулировщика милиционера, пешеходов и водителей городского транспорта с удовольствием изображают сами дети. Для развития игр целесообразно иметь в детском саду костюмы накидки, которые выполняются из картона или плотной бумаги с марлевой проклейкой для прочности. Хорошо иметь комплекты: «Постовой регулировщик», «Скорая помощь», «Пожарная», «Светофор», «Автомашина такси» и др.; фрагменты оборудования игры «Правила движения»: светофор со съемными сигнальными огнями кружками, дорожные знаки, жезл регулировщика, автодорожные и пешеходные тропы – «зебра», «остановка» .

Вся разметка, установка дорожных знаков и другой дорожной атрибутики производится непосредственно инспектором ГИБДД или при его участии; активно помогают родители и школьники – инспекторы ЮИД.

Работа воспитателя

Знакомство с правилами дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.

развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатель дает детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога» и др.), просмотр диафильмов; наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагог дает понятие «левая, правая сторона», то есть ориентирует в окружающем пространстве; привлекает детей к составлению планов, схем участка, дороги.

В ходе организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят учат рисовать, лепить, изображать в аппликации с натуры различные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, строение и соотношение частей.

В ходе организованной образовательной деятельности по трудовому воспитанию дети изготовляют атрибуты для игр (машины, жезлы, светофоры, бинокли, флажки, шапочки, пилотки, макеты домов, деревьев и др.).

В ходе организованной образовательной деятельности по конструированию у детей формируют интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (как напольного, так и настольного, вместе с детьми вначале сооружают различные конструкции в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта), учат планировать процесс возведения построек, объединенных общей темой (улицы, машины, дома); знакомят с разнообразными пластмассовыми конструкторами; учат создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

В ходе организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве; учат детей ездить на велосипеде по прямой, по кругу, змейкой, тормозить, свободно кататься на самокате.

В ходе организованной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию дети принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на бережное отношение к детским работам (рисунки, лепка, аппликация и другие поделки), которые используются не только для оформления выставок к родительским собраниям, но и как часть оформления интерьера детского сада.

Знания и умения, которыми должен овладеть ребенок

Правила светофора: красный свет – дороги нет, желтый свет – предупреждение, зеленый свет – путь открыт.

Ребенок должен знать, что даже при зеленом сигнале светофора прежде, чем начать переход, следует убедиться в его безопасности!

Пешеходный переход – «зебра» разрешает переходить дорогу только в обозначенных местах (если есть подземный или надземный переход, то следует воспользоваться им). Там, где нет указателя перехода «зебры», – необходимо убедиться в безопасном переходе (посмотреть налево, затем направо и, убедившись в отсутствии опасности, переходить).

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны; при отсутствии тротуара пешеходы могут идти по пешеходной дорожке.

Прежде чем идти с детьми на экскурсию, воспитатель должен заранее выбрать наиболее безопасный маршрут; при проведении экскурсии обязательно должен быть сопровождающий.

На экскурсиях при знакомстве с транспортом необходимо обращать внимание детей на следующие требования:

– ждать транспорт нужно на специальных площадках (остановках), а там, где их нет, – на тротуаре;

– при выходе из транспорта следует искать пешеходный переход.

При наличии пешеходного перехода необходимо дойти до него и, убедившись в безопасности, переходить дорогу на зеленый сигнал светофора .

Знакомя детей с транспортом, воспитатель должен учить правильно вести себя в транспорте: входить спокойно, не шуметь, не бежать на свободные места, уступать место престарелым людям, разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; не отвлекать водителя, не высовываться из окна .

В процессе ознакомления с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице и в транспорте воспитатель знакомит детей с дорожными знаками. Существует множество знаков дорожного движения (см. «Правила дорожного движения РФ»). Однако детей в детском саду знакомят с минимумом жизненно необходимых дорожных знаков, способствующих воспитанию грамотного пешехода и культурного пассажира.

При организации игр по правилам дорожного движения можно использовать и некоторые знаки сервиса.

Дети должны знать, что знаки бывают: предупреждающие (они изображены в красном треугольнике); запрещающие (изображены в круге красного цвета (ободок)); предписывающие (изображены в круге голубого цвета); особых предписаний (изображены в квадрате голубого цвета или в прямоугольнике);

информационные (изображены в квадрате голубого цвета); знаки сервиса (изображены в прямоугольнике голубого цвета).

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, мы постепенно усложняем, уточняем и дополняем. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

При обучении детей в дошкольных учебных заведениях правилам дорожного движения обязательно должны присутствовать различные методические материалы. Это детская художественная и методическая литература, конспекты занятий, картины, плакаты, диафильмы, кинофильмы, пособия для игр и занятий.

Очень хорошо, если на участках детских садов оборудуются специальные автоплощадки, которые представляют собой уменьшенную копию дорог с перекрестками нескольких типов. С помощью игровых транспортных средств (велосипеды, машины с педалями) на таких площадках дети получают практические знания о правилах движения и дорожных знаках.

Существуют правила дорожного движения для дошкольников также и для групповых походов или перевозок детей в сопровождении воспитателей. При пеших передвижениях дети строятся обычно в два ряда, идут только по тротуару или обочине. Переходить дорогу необходимо только в положенных местах, при этом воспитатель должен стоя на середине дороги держать красный флажок, пока все дети не перейдут на другую сторону. Перевозки групп детей осуществляются только специальными автобусами под управлением квалифицированных водителей. Число перевозимых детей должно соответствовать количеству посадочных мест. Как при пеших прогулках, так и при перевозках детей, группу должны сопровождать двое взрослых.

При выходе из дома.

  • Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.
  • Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
  • При посадке и высадке из транспорта
  • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  • Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
  • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
  • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Правила дорожного движения для детей

(детские стихи про правила безопасности на дороге)

Не беги через дорогу!

Перейти через дорогу

Поводов найдется много:

То с мороженым киоск,

То котенок, то барбос.

Но и ради осьминога

Не беги через дорогу.

Вася бегать так любил,

И его автобус сбил.

Он теперь живет в больнице,

Даже выходить боится.

У него несчастный вид –

Бедный Вася – инвалид.

Не видать ему футбола,

Не ходить с друзьями в школу.

Вряд ли стоила того

Опрометчивость его.

С мамой через дорогу

Способ безопасный самый:

Перейти дорогу с мамой.

Уж она не подведет,

Нас за ручку доведет.

Но гораздо будет лучше,

Если нас она научит,

Как без бед и по уму

Сделать это самому.

Подземный переход

Рассказала мама Роде

О подземном переходе,

По которому народ

Под дорогою идет.

Родион с подружкой Татой

Носят с той поры лопаты –

Чтоб под трассой на пути

Ход прорыть и перейти.

Было б проще им, однако,

Переход найти по знаку.

Светофор

Учит дедушка Егора

Говорить со светофором:

«У него язык простой –

Смотрит красным глазом – стой!

А зажжет зеленый глаз –

Значит, пропускает нас.

И, пока не смотрит красным,

На дороге безопасно».

Вертит головой Егор:

«Где же дядя-светофор?»

Мы его узнаем сразу –

Одноногий и двуглазый.

«Зебра»

Рассказал Илья Володе,

Что с сестрой по зебре ходит,

И, пока они идут,

Все авто стоят и ждут.

Но решил Володя: «Жалко

Зебру брать из зоопарка!»

Ну никак он не поймет,

Что та зебра-переход –

Не скакун четвероногий,

А полоски на дороге.

Посмотри налево, посмотри направо!

У шоссе брат учит Славу:

«Взгляд налево, взгляд направо!

Если нет машин вблизи,

То иди, не тормози!

Если же машина близко,

Стой, как во поле редиска!»

Слава сразу загрустил:

«Долго тут еще расти?»

Светофор автомобильный

Показал Валера Дане

Светофор с тремя глазами,

Что глядит зачем-то вбок

Прямо на машин поток,

И они, определенно,

Едут на сигнал зеленый.

Даня к выводу пришел:

«Светофор с ума сошел!»

И пожаловался маме.

Но она сказала Дане:

«Делать вывод не спеши –

Светофор тот для машин.

Значит должен пешеход

Делать всё наоборот!

Для машин зажжется красный –

Пешеходам безопасно!

Для машин зеленый свет –

Пешеходам хода нет!

Если желтый загорится,

Жди, какой потом включится».

Больше Даню с этих пор

Не обманет светофор.

На дороге не играй

Ян, Тимур, Олег и Валя

Близ шоссе в футбол играли.

Вале пас, Олегу пас,

Ян Тимуру пас, и раз! –

Промахнулся Ян немного –

Мяч упрыгал на дорогу.

Будет там теперь лежать,

Ведь нельзя за ним бежать.

Их водители ругают:

«На дороге не играют!»

Обходи автобус сзади, а трамвай спереди

Говорит Сережа Наде:

«Обойди автобус сзади!

И при этом на трамвай

Тапочкой не наступай!

Мы ж с тобой учили вроде –

Спереди трамвай обходят!

А теперь…» Он сам не знал,

Как обходят самосвал...

Источники:

  1. Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. – М.: «Транспорт», 2009. – 125 с.
  2. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М.: «Просвещение», 2003. – 195 с.
  3. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. – М.: «Просвещение», 2005. – 124 с.
  4. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». – М.: «Просвещение», 2009. – 97 с.
  5. Юрянин П.Ю. Светофор. – М.: Издательство «Детская литература», 2001. – 96 с.

Особенности организации работы с детьми

по ознакомлению с Правилами дорожного движения

Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все сложности нашего бытия. От того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его будущее.

Ключевые слова: безопасное поведение, возрастные особенности дошкольника, пешеход, подходы к работе с детьми, правила дорожного движения, формы работы по ознакомлению с ПДД.

Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальнейших тем сегодняшнего времени. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дорогах. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизического развития, как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование и исчезновение условных рефлексов; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является важным направлением любого дошкольного учреждения. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых – создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н.П. Парамонова, Е.В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С.Г. Якобсон).

Эти наблюдения позволяют предположить, что действие по правилу начинается не с заучивания самого правила, а с его осознания. Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно-значимым, оно должно стать мотивом действия ребенка. Возникает необходимость в игровой, интересной для ребенка обстановке формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения строится на основе нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих данную деятельность, а также она должна осуществляться в системе. Следовательно, основными задачами по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице являются: развитие заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах города; формирование навыков безопасного поведения; воспитание устойчивых привычки соблюдать правила дорожного движения.

Современными подходами при организации психолого-педагогического процесса по ознакомлению детей с Правилами безопасности дорожного движения являются: интегративный, деятельностный, гендерный, индивидуальный, особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с ПДД.

Что нужно знать педагогу о возможностях дошкольника, связанных с ознакомлением с Правилами дорожного движения:

Начиная с 6 лет: обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; дети еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенно от незначительного.

Начиная с 7 лет: уверенно отличают правую сторону дороги от левой.

Начиная с 8 лет: уже могут реагировать мгновенно, т.е., тут же останавливаться, когда их окликают; у них начинают формироваться основные навыки еды на велосипеде; они могут определить, место и источник шума; способны устанавливать и понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем; не распознают возможные опасные ситуации.

Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. В работе с детьми успешно зарекомендовали себя традиционные формы: беседы; обсуждение проблемных ситуаций; наблюдения; экскурсии; целевые прогулки; заучивание стихов; разбор пословиц, поговорок, загадок; чтение художественных произведений, познавательных рассказов; просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов; дидактические игры; подготовка и организация выставок детского творчества; работа с перфокартами, схемами, моделями.

Рассмотрим наиболее эффективные формы совместной деятельности педагога с детьми по ознакомлению с ПДД.

Совместная игровая деятельность

Поскольку игра является основным видом детской деятельности, то именной ей отдается преимущество и в процессе ознакомления детей в ПДД. С детьми используются разные виды игр: сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические, дидактические, развивающие, подвижные.

Подвижные игры. Наряду с двигательной нагрузкой они дают возможность закрепить правила дорожного движения. Важно отобрать игры в соответствии с возрастными особенностями детей. При организации игр учитывать нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.

Дидактические игры. Разнообразие дидактических игр позволяет в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.

Сюжетно ролевые игры. Содержание игр по ОПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Так, успешно можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить игровые замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.

«Минутка безопасности движения».

«Минутка» это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1 3 минуты), которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Внимание детей переключается на вопросы путем разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме.

Минутку следует проводить 1-2 раза в неделю, а так же «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации.

Совместная деятельность в развивающем игровом комплексе «Автогородок».

«Автогородок» представляет собой отдельное помещение с дорожной разметкой и всем необходимым развивающим материалом и игровым инвентарем. Специально оформлен комплект дорожных знаков, светофор с мигающим сигнальным светом, макеты разных видов транспорта. Имеется минибиблиотечка детской познавательной и художественной литературы по ОПДД, дидактические и развивающие игры, в которые дети могут поиграть не только непосредственно в «Автогородке», но и взять в группу на какое-то время для самостоятельной деятельности. Материал подобран для детей разных возрастных групп.

Формирование знаний безопасного поведения у детей целесообразно организовывать поэтапно:

1. Диагностика выявления уровня сформированности знаний о правилах безопасности движения.

2. Формирование представлений и знаний о правилах поведения на дороге.

3. Развитие осознанного отношения к выполнению правил поведения на дороге.

4. Развитие умения самостоятельно применять знания в поведении и деятельности.

5.Развитие творческих способностей в процессе применения знаний в практической деятельности.

Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения»

https://pandia.ru/text/78/389/images/image003_150.gif" align="left hspace=12" width="434" height="327">

г. Гуково 2012г.

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять здесь веселую игру.


Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

На это нас нацеливает Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашающая Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения в гг. Этой теме посвящены статьи, «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма: система планирования работы ДОУ», «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице», «Создание автогородка в ДОУ» (журнал «Справочник старшего воспитателя» №6 – 2009г.), страницы газеты «Добрая Дорога Детства».

Учитывая актуальность вопроса, я выбрала тему своей работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения».

В своей деятельности я опиралась на нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня. Одними из них являются: Федеральный закон - ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФГТ к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования , где выделена образовательная область «Безопасность», одной из задач которой является: передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Мною была поставлена такая цель : создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

· Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.

· Активизировать внимание родительской общественности к решению задач обучения детей дорожной азбуке.

· Организовать предметно – развивающую среду в группе по проблеме.

В работе я опиралась на такие принципы организации образовательного процесса:

· последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

· наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

· деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

· интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Работа проводилась в течение двух лет.

Прежде всего, была создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, и картой-схемой нашего микрорайона, по которой дети прослеживали маршрут перед экскурсией; подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры , типа «Кольцо Луллия», морфологическая дорожка, с использованием мнемотаблиц, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая игра «Школа юных пешеходов», собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук», видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.

С целью ознакомления старших дошкольников с дорожными знаками мною был разработан проект «Азбука дорожных знаков» , участниками которого стали воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети и их родители.

Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков», провела ряд занятий («Знакомство с дорожными знаками», «Путешествие по родному городу» и др.) и экскурсий к проезжей части. Вместе с детьми и родителями оформили книжку-раскраску «Дорожные знаки» и фотоальбом «Как мы изучали дорожные знаки».

В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении основных знаков большую помощь оказали игры «Дорожные знаки», «Играй да смекай!», «Подумай – отгадай», «Веселый жезл», «К своим знакам», дорожная мозаика и др.

Среди использования творческих форм работы с детьми можно отметить проведение «Автодискотек», в которых принимали участие и родители. Участники «Автодискотеки» не просто танцевали, а, двигаясь в соответствии с содержанием песни, учились выполнять правила дорожного движения.

Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения в подготовительной группе, я разработала проект «Развиваем речь детей, обучая правилам дорожного движения».


1. Была создана картотека игр по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения. Большое внимание было уделено играм, способствующим развитию речи

- словесные игры «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др.

- сюжетно-дидактические игры « Бензозаправочная станция», «Машины на нашей улице», «Нам на улице не страшно»

- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция»;

- игры на подиуме : «Перекресток», «Наша улица»;

-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», дорожная мозаика «Собери знак из пазлов» и др.

В работе использовала новые игры – алгоритмические «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», цель которых обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения. Эти игры проводила с опорой на схемы-алгоритмы.

2. Подобрала занятия, на которых, знакомя детей с дорожной азбукой, развивала их диалогическую и монологическую речь:

Составление рассказа по картине «На перекрестке»

Занятие по картине «Зима в городе»

Занятие по картине «Кто поможет на дороге»

Для облегчения составления связного рассказа я предлагала детям модели, схемы.

3. Развивала речь детей

Во время бесед по прочитанным детским художественным произведениям,

При рассматривании картин, плакатов по ПДД, при заучивании стихов и загадок на дорожную тематику,

Во время экскурсий и целевых прогулок к проезжей части (к автобусной остановке, к пешеходному переходу, к «Дорожным знакам», к перекрестку),

При просмотре с последующим обсуждением видеофильмов: С. Волков «Про правила дорожного движения» («Торопыжка на улице»); «Уроки тетушки Совы», «Смешарики»; мультимедийных презентациий: «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте», «Правила дорожного движения», «Светофорик приглашает».

В своей работе с детьми использовала мнемотаблицы, например, «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - для ознакомления с дорожными знаками

4. Презентация детьми альбомов «Автомобиль» и «Светофор», оформленных при реализации семейных проектов «Энциклопедия одного слова».

5. Учитывая тот факт, что на развитие речи оказывает большое влияние развитие мелкой моторики рук, я широко использовала обводки и трафареты «Транспорт» (из сделанных по трафарету или обводке машинам, дети выкладывали дорогу и обыгрывали различные ситуации); рисование транспорта по точкам «Угадай, что получится?», раскраски с изображением транспорта, дороги;упражнения на развитие мелкой моторики на тему «Транспорт»; рисование автомобилей и изготовление из бросового материала машин к выставкам «Такие разные автомобили» и «Машины на нашей улице».

6. Больше внимание было уделено связи с социумом. Просмотр театрализованных представлений «Волшебная страна Светофория», «Приключения Макаронинки» с последующим обсуждением просмотренного, проведенные занятия на базе городской детской библиотеки «Мы едем, едем, едем…», «Транспорт сказочных героев» при активном участи детей, способствовали расширению и уточнению знаний дошкольников по дорожному движению, а так же развитию диалогической и монологической речи.


Дети моей группы приняли активное участие в областном Дне безопасности дорожного движения, просмотрев театрализованное представление в ДК «Антрацит» г. Гуково.

7. Свою активность мои воспитанники их родители проявили в конкурсе стихов «Нам нужна Гаи-ГИБДД».

Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:

· родительское собрание «Безопасная дорога»;

· консультация «Через сказку в жизнь», «Как сделать Азбуку Безопасности дорожного движения в домашних условиях», «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу»;

· участие родителей в реализации проекта: семейные проекты «Энциклопедия одного слова»;

· конференция для родителей «Как мы реализовывали проект»;

· ситуации, которые были предложены родителям для обсуждения на родительском собрании;

· незабываемым оказался семейный конкурс «Вкусная безопасность», на котором дети с родителями должны были не только представить какое-то блюдо, связанное с ПДД, но и подобрать стихотворение, отражающее название блюда;

· обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии:

Плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;

Листовки - обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!», которые были розданы родителям – водителям;

- буклеты-памятки , которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;

Использование видеофильмов, компьютерных презентаций.

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства при перевозке детей в автомобиле. Поэтому мною были подобраны и развешаны по детскому саду плакаты, на родительском собрании показан родителям видеофильм «Пикник»

Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты. Выпуск стенгазеты «Берите с них пример» повысил активность родителей в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, в создании безопасных условий при перевозке детей.

Проведенное обобщающее комплексное занятие «Необыкновенные приключения мячика Непоседы» показало, что

· дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения;

· давая оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях, воспитанники используют в речи развернутые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;


· знают основные дорожные знаки и термины по ПДД, используют термины на дорожную тематику в речи.

Диагностика уровня знаний детей о правилах дорожного движения, проведенная в начале учебного года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе показала, что проведенная в течение двух лет работа дала положительные результаты, наблюдается положительная динамика:

Расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;

Дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,

Обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,

Значительно расширился и обогатился словарный запас детей,

Положительные сдвиги произошли в развитии монологической и диалогической речи воспитанников.

Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Материалы моей работы были представлены на городском фестивале педагогического мастерства «Творчество, инновация» среди педагогов дошкольного образования г. Гуково (2011г.) и на городском конкурсе проектов среди МБДОУ г. Гуково «Детский сад – шаг в будущее» (2012г.)

Формы и методы работы, описанные в моем опыте, помогут другим педагогам сделать работу по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения интересной и поднять ее на более высокий качественный уровень.