Отдание праздника. Отдание праздника крещения господня. Успение божией матери

Понятие отдания праздника встречается в Ветхом Завете:

«в семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте». (Лев. 23:36)

«В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…»
(Чис. 29:35–39)

В христианстве традиция отдания праздников переосмысливается как повторное воспоминание о событии праздника по истечении некоторого времени.

В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день (в настоящее время весь восьмидневный период, начиная с дня самого праздника, называется в неправославных христианских церквях октавой).

При императоре Константине I были устроены восьмидневные празднования при освящении базилик в Иерусалиме и Тире. Это дало прецедент подобного отмечания и других ежегодных литургических праздников, и первыми из них стали в IV в. Пасха, Пятидесятница и, на Востоке, - Богоявление; позже к ним присоединяется Рождество Христово.

Начиная с VII в. ко дню отдания праздников начинают приурочивать праздники святых, старейшие примеры здесь - день свв. Петра и Павла, св. Лаврентия и св. Агнессы.

Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

Праздник Дата праздника Отдание Дней
пред-празд-нства
Дней
по-празд-нства
Рождество Богородицы 8 (21) сентября 12 (25) сентября 1 4
Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября 21 сентября (4 октября) 1 7
Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря) 25 ноября (8 декабря) 1 4
Рождество Христово 25 декабря (7 января) 31 декабря (13 января) 5 6
Крещение Господне (Богоявление) 6 (19) января 14 (27) января 4 8
Сретение Господне 2 (15) февраля 2 (15) февраля... 9 (22) февраля 1 0...7
Вход Господень в Иерусалим воскресенье перед Пасхой нет нет нет
Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) 26 марта (8 апреля) 1 1
Пасха воскресенье, определяется по Пасхалии среда, 6-я седмица по Пасхе нет 39
Преполовение Пятидесятницы среда, 4-я седмица по Пасхе среда, 5-я седмица по Пасхе нет 7
Вознесение Господне четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день пятница, 7-я седмица по Пасхе 1 8
День Святой Троицы воскресенье, 7-я седмица по Пасхе суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице нет 6
Преображение Господне 6 (19) августа 13 (26) августа 1 7
Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа 23 августа (5 сентября) 1 8

Следует отметить, что периодом попразднства обладает Неделя Антипасхи (Фомино воскресенье). С понедельника по субботу второй седмицы по Пасхе вспоминается уверение апостола Фомы. В эти дни тропарь, кондак, прокимен и причастен - Антипасхи и святого апостола Фомы.

Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:

  • Рождества Иоанна Предтечи
  • Усекновения главы Иоанна Предтечи
  • Обрезания Господня
  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Заключающий день огромного христианского праздника, отмечают верующие христиане 8 декабря 2018 года. Отдание, взяло свое начало в празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда родители Святой Девы Марии ввели ее в Храм Господа, чтобы Дева начала исполнять свое святое предназначение.

Предыстория торжества Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Величайший праздник христианства Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в ряд Богородических праздников христиан по всему миру.

Первым в этой серии отмечается праздник Введения Святой Девы Марии в Храм Господний, который начинают отмечать 4 декабря. Именно в этот день начинается Рождественский, пост, это один из двух крупных постов в христианской вере, который заканчивается 7 января.

Торжество Введение в Храм Пресвятой Богородицы основано на истории, которую повествует Библия, явления непорочного зачатия и введение Девы Марии в Храм Господний для служения Богу.

В хвалебных молитвах прихожанам церквей и храмов по всему миру рассказывается история Марии, которая в возрасте 3-х лет оставила мирскую жизнь, и как ей было предначертано уверовала в Бога, и служила ему до конца своих дней. Мария была введена в наивысший ранг святых. Ее образ, как покровительницы людей почитается по всему миру.

Святая Мария, является ключевой фигурой в торжестве Отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица была дарована своим родителям, с одним условием, что они отдадут ее в возрасте 3-х лет для служения Богу, и что ей предначертано выполнить важную миссию. Стать матерью сына Господа, через непорочное зачатие. Есть также противники версии непорочного зачатия, которые яро отрицают этот факт.

В церквях воспевают историю поднятия маленькой девочки по высоким ступеням храма, всего их было 15 и были они по преданию неподступны, что не каждый муж мог взобраться вверх по этим ступеням. А маленькая девочка, без проблем преодолела все ступени высокого храма, где уже ждал ее отец Ионна Предтечи, священник Захарий, который повел ее в одно из святейших мест храма, где посвятил Марию в специальном обряде, который готовил все свои годы служения для избранной Девы Марии.

Святая Дева Мария, в 14 лет поклялась быть непорочной, и верной только одному Господу Богу. Так сбылось предначертанное, Мария родила сына Господа Бога Иисуса Христа, который пришёл в наш мир, для того чтобы его распяли за все грехи людские. Мария с самого детства знала, как сложиться ее дальнейшая судьба.

Ограничения для верующих в день Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Праздновать подобные праздники, на протяжении нескольких дней, является уже закономерной последовательностью, которая сложилась на протяжении многих веков.

Отданием, можно называть последний день празднования великого праздника, который также празднуется во всех православных храмах России. В этот день праздник отмечается с такими же масштабными действиями, как и в самый первый день.

Этот праздник отмечается больше для мирских людей, так как он приобщает верующих к осознанию деяний Девы Марии, и объясняет ее значимость для церкви и роль в становлении всего христианства в целом.

8 декабря, все торжества в церкви по этому поводу прекращаются, это как бы считается заключительным днем. В этот день обычно верующие не сочетаются браком, не могут принимать переломных решений в своей жизни.

Также, как и во все большие церковные праздники, запрещено делать ручную работу, например, гладить и убирать. Шитье также находится под запретом, во время празднования этого праздника.

Сегодня также в посту, разрешено кушать только продукты, которые не поверглись термической обработке. Во всех церквях прозвучат те молитвы, которые были прочтены во время первого дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника . Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого - аподосис - переводится с греческого языка как «возвращение »?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета - в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: «…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте » (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: «В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение… » (Чис. 29:35-39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднества «ушедшему» великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой.

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство, то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника - это также «суббота Господу Богу твоему». Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно - и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: «Царствие Божие внутрь вас есть » (Лк.17:21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в «красный» день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, «духе сокрушенном»?

И вообще - знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это - прежде всего…

Виктория Матвеева
Источник: Pravda.ru

Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

Праздник Дней попразднства Отдание
Рождество Богородицы
8 (21) сентября
4 12 (25) сентября
Воздвижение Креста Господня
14 (27) сентября
7 21 сентября
(4 октября)
Введение во храм Пресвятой Богородицы
21 ноября (4 декабря)
4 25 ноября
(8 декабря)
Рождество Христово
25 декабря (7 января)
6 31 декабря
(13 января)
Крещение Господне (Богоявление)
6 (19) января
8 14 (27) января
Сретение Господне
2 (15) февраля
0…7 2 (15) февраля…9 (22) февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы
25 марта (7 апреля)
1 26 марта
(8 апреля)
Пасха 39 среда, 6-я седмица по Пасхе
Преполовение Пятидесятницы
среда, 4-я седмица по Пасхе
7 среда, 5-я седмица по Пасхе
Вознесение Господне
четверг, 6-я седмица по Пасхе, 40-й день
8 пятница, 7-я седмица по Пасхе
День Святой Троицы
воскресенье, 7-я седмица по Пасхе
6 суббота, 1-я седмица по Пятидесятнице
Преображение Господне
6 (19) августа
7 13 (26) августа
Успение Пресвятой Богородицы
15 (28) августа
8 23 августа
(5 сентября)

Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:

— Рождества Иоанна Предтечи
— Усекновения главы Иоанна Предтечи
— Обрезания Господня
— Покрова Пресвятой Богородицы
— Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Отдание праздника Рождества Христова — день одновременно и радостный, и грустый.

Завершился светлый праздник Рождества, один из самых прекрасных, самых таинственных Господских праздников… Но святки продолжаются, и к нам приходит день Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого

Что такое попразднество

В Православной Церкви в праздновании больших праздников, которые совершаются не один день, существует определенный порядок. Вначале идет предпразднство («перед праздником») – определенный период богослужебного календаря, когда церковные службы содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой (все великие праздники имеют предпразднства по 1 дню, кроме Рождества Христова и Богоявления, из которых первый имеет 5, а последний 4 дня).

Следующий этап – само празднество и, наконец, последний – попразднство («после праздника»).

Попразднство («после праздника») – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней (днями памяти святых и др.).Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется «отданием праздника».

Праздник Рождества Христова — самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеющий 6 дней попразднства (для сравнения, праздник Богоявления – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню).

Празднование Рождества Христова завершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю), когда отмечается отдание (окончание) праздника.

Отдание праздника

Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.

Отдание праздника отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, во время которого исполняются все молитвы и песнопения, которые поются в самый праздник. Рождество, как отмечалось выше, имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)».

Тропарь глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!

Кондак глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Как только Младенец Христос родился, на Него сразу началось гонение, которое продолжалось до самого Его крестного страдания. Господь на земле основал Церковь, которая есть продолжение Его дела и есть Тело Христово. И с самого начала своего существования Церковь Божия, все люди, которые носят в себе Христа, неизбежно бывают гонимы. Все, кто каким-то образом причастен к Богу, в этом мире гонимы - изначально от дьявола, а потом вообще от всяких носителей зла.

И вот Христос начал Свою жизнь тем, что испытал злобу. Царь Ирод ополчился на Этого Младенца. Чем ему Христос мог помешать? Родился Царь Иудейский - значит, конкурент его власти. И вот Ирод убил четырнадцать тысяч детей в Вифлееме и его окрестностях. Ради чего? Оказывается, ни ради чего: через четыре года после рождения Христа он умер, то есть власть все равно от него отошла, а царство, которым он владел, было разделено на части и попало под полный протекторат римлян. Убийство тысяч детей оказалось бессмысленным.

Избиение младенцев

Вообще все то зло, которое человек в своей жизни делает, в результате всегда оказывается бессмысленным.
Поэтому в некотором смысле идти по пути зла - это вещь бессмысленная. В Писании так и сказано: это идти «против рожна». Зло может только временно человеку помочь.
Человек, который не знает Бога, каждый раз задает этот вопрос: как же Бог терпит, что на земле творится столько безобразия? То там зло торжествует, то там. Конечно, если рассматривать так асимметрично, только жизнь внешнюю, мы ничего не поймем. Ведь для Бога нет мертвых, для Бога все живы. Живем мы здесь, на земле, или, покинув тело, наша душа устремилась в мир иной, наше «я», наша личность божественная все равно для Бога одна и та же. Бог же любит не плоть нашу, а нашу бессмертную душу, потому что Он Сам есть Дух. Конечно, не без промысла Божия так бывает, что один человек рано умирает, другой в старости; один тихо в своей постели, а другой в больнице, в тяжелой болезни. Да, смерть младенца трагична. Но Господь для того на землю пришел и Сам завершил Свою жизнь на Кресте, чтобы показать, что иного пути здесь, на земле, просто нет.

Свет Вифлеемской звезды

13 января 2018 года, в субботу перед Богоявлением и день отдания праздника Рождества Христова, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил Божественную литургию в Христорождественском храме пос. Мулловка Ульяновской области.

Сегодня Святая Церковь совершает отдание праздника Рождества Христова.

Православные праздники отмечаются не один день, но имеют так называемое предпразднство и попразднство. Эти термины означают следующее. Предпразднство ("перед праздником") – определенный период богослужебного календаря, службы которого содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой.

Праздник Рождества Христова, самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеет 5 дней, а праздник Крещения – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню. Попразднство ("после праздника") – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней. Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется "отданием праздника". Отдание праздника – последний день праздничного периода. Он отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника. Рождество Христово имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)".

Первоначально отдание праздников появилось в IV веке для некоторых праздников, например, для Пасхи, Троицы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.

По окончании богослужения в Мулловском Христорождественском храме, где ныне молитвенно отмечается отдание престольного праздника, в честь которого и освящена церковь, Преосвященный епископ Диодор поздравил отца настоятеля и прихожан с этим событием, обратившись к присутствующим с проповедью.

В завершение Владыка преподал верующим архипастырское благословение.