Материал по работе с родителями. Организация работы с родителями в современном доу. Фотогалерея: традиционные формы работы с семьёй

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Проект «Работа с родителями» Автор проекта: Шишковская В.В. Воспитатель МДОУ д\с «Сказка» с. Тростянка Участники проекта: воспитатели, дети, родители, младший воспитатель. Вид проекта:социальный Продолжительность: долгосрочный Актуальность проекта:

  • Проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.
  • Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.
  • Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья.
  • В Законе РФ « Об образовании» впервые сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ создается им в помощь.
Проблема Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить, красиво одеть, но и общаться с ним. Научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны ДОУ, отсутствия интереса со стороны семьи к различным мерам взаимодействия. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилении субъектной позиции родителей в управлении этим процессом посредством инновационных форм, призванных укреплять сотрудничество ДОУ и семьи. Цель: укрепить взаимодействие субъектов воспитания детей в совместной реализации образовательного процесса в ДОУ через нетрадиционные формы работы. Задачи: 1.Уточнить круг обязанностей ДОУ и объем ответственности родителей в форме общественного договора. 2.Подготовить методический материал по теме «Новые формы работы с семьей»:- подбор диагностического материала, - методическое обеспечение организации работы с родителями. 3.Провести первичный и итоговый мониторинг эффективности различных форм работы с семьей с акцентом на инновации. 4. Создание методического банка данных ДОУ по теме «Новые формы работы с семьей». 5. Интенсификация работы с семьей на основе новых форм работы.
    • Изучение научно- методической литературы.
    • 2. Создание банка информации по теме проекта.

      3.Организация системы мероприятий по педагогическому просвещению семьи.

      4. Создание системы программного обеспечения.

      5. Создание условий для эмоционального благополучия детей во всех взаимодействиях.

Практическая значимость проекта

Сотрудничество родителей и ДОУ, изменение содержания форм взаимоотношений между родителями, детьми и работниками ДОУ.

Перспектива воспитателя:

  • Создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
  • Привлечение родителей к совместной работе.
  • Профессиональное совершенствование воспитателя.
  • Реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала.
  • Установление комфортных отношений с коллегами,
  • Взаимопомощь.

    Поддержка проекта: родительский комитет, педколлектив ДОУ.

Модель взаимодействия ДОУ и родителей

Принципы:

  • Ориентация всех субъектов образовательного процесса на взаимодействие.
  • преемственности.
  • учета индивидуальных особенностей ребенка.
  • гуманистической направленности.
  • культуросообразности.
  • Психологический аспект:

    Учет индивидуальных особенностей ребенка.

  • Успешная адаптация к ДОУ.
  • Оптимизация стиля взаимодействия между детьми, педагогами и родителями.
  • Уровень взаимодействия: ДОУ- РОДИТЕЛЬ
  • Условия реализации:
  • 1.Наличие системы работы.
  • 2. Компетентность педагогов.
  • 3. Дифференцированный подход.
  • 4. Взаимная активность участников процесса.

Реализация проекта

Меры поддержки- организационная

Ожидаемый результат: анализ внедрения инновационных методов работы с родителями.(август-сентябрь)

2.Исследование проблемы

3. Работа инициативной группы(педагоги, родители)

Ожидаемый результат: Организация взаимовыгодного сотрудничества на основе новых форм работы.

(в течение года)

Мера поддержки: научно- методическая.

Ожидаемый результат: создание методического обеспечения практической деятельности педагогов.

(в течение года)

Мера поддержки: информационная.

Ожидаемый результат-доступность информации о передовых технологиях пед. деятельности.

(март- апрель)

2.Презентация проекта (родители- педагоги)

Ожидаемый результат-создание условий для обмена опытом.(май)

3 Представление опыта работы в данном направлении на педсовете. На родительском собрании.

Ожидаемый результат: подведение итогов реализации проекта.(июнь)

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ велась по четырем направлениям. Информационно- аналитическое. Познавательное. Наглядно- информационное. Досуговое. Данный проект включает в себя два подпроекта- «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», Родительский университет для отцов. План работы семейного клуба. Перспективное планирование работы с родителями в средней группе с учетом инноваций. Нетрадиционные формы работы с родителями:собрания родителей(круглый стол, пед. гостиная), семейный клуб, оперативная информация(карточки), родительская почта, копилка родительской мудрости., дни добрых дел, телефон доверия.

ПРОЕКТ "СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ"

по патриотическому воспитанию

Вид проекта: образовательный, групповой

Продолжительность: долгосрочный(сентябрь-март)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: социальное развитие детей.

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к своим близким, друзьям, самому себе.

2.Обратить внимание на внешние признаки сходства и детей.

3.Содействовать половой идентификации, пониманию поло- ролевых функций.

4. Поощрять к рассказам о семейных событиях, традициях, праздниках, обращать внимание на необходимость участия в них самих детей.

5. Привлечь к созданию семейных альбомов. Выделить в режиме дня время для рассматривания и обсуждения фотографий.

Темы проекта:

"Какие мы? "Выставка фотографий.(сентябрь)

Рассматривание фото с каждым ребенком в отдельности и с подгруппой детей. Узнавание себя и других на фото. Рассказ воспитателей о каждом из детей ласковым и благожелательным тоном.

"Мы - разные". (октябрь)

Описание внешнего вида детей: рост, цвет глаз, волос и т. д.

Рассматривание фото людей. Что означают наши имена?

"Мой младший (старший) брат (сестра).(ноябрь)

Рассматривание фото. Внешнее сходство и различие изображенных на фото детей, их братьев и сестер. Рассказы детей о своем отношении к младшим, изготовление для них подарков. Беседы о новорожденных.

" Моя семья". (декабрь)

Рассматривание с детьми фото их близких. Составление генеалогического древа. Беседа о взаимоотношениях в семье.

"Мои друзья". (январь )

Составление детьми рассказов о своих друзьях. Пословицы о дружбе, их объяснение

"Наш детский сад" (февраль)

Встречи с работниками детского сада. Рассматривание их фото.

"Каким я был, каким я стану" (март)

Рассматривание с детьми семейного альбома. Беседа по его созданию.

Беседа о школе и качествах, необходимых ученику. Моделирование учебных ситуаций.

Результат проекта:

Выставка буклетов "Моя семья", рисунки детей на тему "Мой друг", "Моя мамочка", "Мой папа".

Родительский университет для отцов. Тема: «Отец- воспитатель». .1.Приветствие участников. 2. Знакомство. Участники заполняют визитные карточки. Начиная с ведущего, представляются, называя имя и дают себе характеристику как родителю одним словом, например, Сергей- любящий, Иван- добрый. 3. Просмотр видеофильма «Мой папа» Воспитанники рассказывают о своих отцах. Комментарий к фильму, высказывания детей. 4. Анализ анкетирования отцов. 5. Разыгрывание нестандартных ситуаций, возникающих в процессе общения с детьми. Папам предлагается стать участниками нестандартных педагогических ситуаций. Ситуация 1. «Уставший папа». Вы вернулись с работы. День был тяжелым, заболел коллега, и вам пришлось выполнить двойной объем работы, из-за чего не успели пообедать. Вы устали, голодны, раздражены. Супруга не успевает приготовить ужин. А ребенок требует внимания, предлагает поиграть… Ваши действия? Ситуация 2. «Магазин игрушек». Вы гуляете с ребенком по городу и проходите мимо магазина игрушек. Ребенок просит купить ему дорогую игрушку. В ваши планы не входила покупка на такую сумму. Ребенок начинает плакать, требовать…Ваши действия? Ситуация 3. «Выходной день». Вы не можете вывести детей на прогулку или сходить в гости из-за низкой температуры. Вы предлагаете им порисовать, почитать книгу, но в ответ получаете отказ. Им хочется побегать, попрыгать, через некоторое время слышен детский плач, дети начинают драться, жаловаться друг на друга…Ваши действия? 6. Упражнение «Принятие чувств ребенка». Самостоятельная работа отцов. Выдаются бланки с заданием: переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы в психотравмирующей для детей ситуации они были уверены, что их чувства приняты. 7. Модификация упражнения «Марки». Участникам предлагается закрыть глаза. Ведущий касается головы присутствующих и прикрепляет к их волосам маленькие разноцветные заколочки. Затем предлагает открыть глаза и, перемещаясь по залу, молча определиться в группы в соответствии с цветом заколок. 8. Упражнение «Новогодняя открытка» Участникам образовавшихся групп вместе с детьми предлагается сделать поздравительные новогодние открытки из подручного материала. 9. Обратная связь. Участникам предлагается заполнить лист «Обратная связь». Уважаемые папы! Нам интересно узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

Ситуации

Дети не поделили игрушки, карандаши. Они дерутся.

Неэффективные ответы родителей

Варианты эффективных ответов

Не смей бить его!

Это же твой брат.

Ты можешь злиться на брата, но бить нельзя!

Ребенок боится собак.

Во время прогулки к вам

Подбежал пес.

Не бойся! Собака тебя не тронет.

Смотри, какой симпатичный пес. Но если ты его боишься, давай перейдем на другую сторону.

У ребенка не получается что-то.

Он расстроен.

Улыбнись, все не так плохо, как тебе это кажется.

Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход.

Ребенку надо сделать прививку.

Подумаешь- укол!

Даже малыш не боится, а ты…

Да, укол- это больно.

Если боишься, можешь взять меня за руку.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

Сентябрь

Активная форма работы.

1.Совместная подготовка к учебному году.

Наглядная информация: «Режим дня», «Интересное занятие», «Задачи на новый учебный год», «Учите и читайте вместе с нами», «Наши именинники», «Что должно быть в шкафчике»

Цель: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

Индивидуальная работа: беседы по подготовке детей к новому учебному году, обновление группового инвентаря, участка.

Ответственные: воспитатели, родители.

2. Акция «Просто так».

Предложить принести из дома книги, игрушки, воспитывать бережное отношение к вещам,

учить делать добро.

Объяснить важность акции, учить делать подарки.

3.Фоторепортаж «Воспоминания о лете». Выставка.

Помощь в оформлении, выборе информации.

Участвуют родители, дети, воспитатель.

4.Родительское собрание «Азы воспитания».

Объявление, статьи: «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей», «Начинаем учиться вместе», «Без лекарств и докторов».

Привлечь родителей к участию во всех мероприятиях, обмен мнениями о делах группы прошлого года и рекомендации родителей на этот год.

Анкетирование «Пожелание на год»(выявить запросы, интересы и пожелания при организации услуг ДОУ.

Участвуют родители, воспитатели, м\с.

1.Утренник «Осень, осень, в гости просим!».

Объявления, приглашения, выставка- ярмарка урожая.

Цель: совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить зал.

Помощь родителей при оформлении, украшении зала, в подготовке костюмов для персонажей.

2. Консультация «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр»

Теория консультации. Картотека развивающих игр для родителей, объявление- приглашение.

Цель: дать углубленные знания о математических развивающих играх, презентация плана игр по совместной деятельности с детьми.

Ответы на вопросы родителей. Вопросник для детей: «Цвет, форма, величина», для родителей: «Какими играми укрепляем знания о цвете, форме, величине?»Индивидуальные ответы- рекомендации

по приобретению игры для закрепления определенного материала.

Ответственные- воспитатель, младший воспитатель.

3. День добрых дел «Наши меньшие друзья»

Статьи: «Кормушки и как их делать», «Домики от ветра», объявления.

Цель: привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду, сплочение детского и взрослого коллектива.

Помощь родителей при выборе места для кормушек, установки их, выдача трудового инвентаря.

Участвуют родители, воспитатели, дети.

4. Круглый стол «Воспитываем добротой».

Семейные фотографии. Памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».

Цель: познакомить с наилучшими способами общения, наказания, поощрения детей, разъяснения им норм нравственности. Обсудить домашние проблемы в общении с детьми, предложить помощь на дому.

Посещение детей дома с наблюдением любой совместной деятельности родителей с детьми, индивидуальные беседы,обсуждение конкретных проблем. случаев.

Участвуют дети, воспитатели, родители.

1.Презентация мяча.

Объявление дня мяча. Статьи «История мяча», «Народные игры с мячом».

Цель: дать знания детям и родителям об играх с мячом разных народов, их разнообразии, особенностях игр с мячом. Развивать ловкость, воспитывать уважение к традициям разных народов.

Изготовление мячей из лоскутков с наполнителем. Советы по отработке игровых моментов с детьми мячом.

Участвуют родители, воспитатель, няня, дети.

2. Спортивный праздник «Если хочешь быть здоров»

Приглашение. Литература об охране здоровья, статья «Наши привычки- привычки наших детей»

Цель: приобщать семьи к ЗОШ, воспитывать в совместной спортивной деятельности уважение к своему здоровью и интерес к физкультуре.

Предложения к участию в соревнованиях. Спортивная одежда.

Участвуют дети, родители, воспитатели

3. Фоторамка «Портрет любимой мамочки».(к Дню Матери)

Выставка рамок – самоделок с папами для мам. Статья «Как оформить фоторамку».

Цель: Порадовать мам группы поделками, изготовленными своими руками.Приобщение пап к работе группы, трудовому, этическому воспитанию детей.

Помощь папам в изготовлении подарка, оформление выставки.

Участвуют мужчины, дети.

1. «Делимся семейным опытом». Как организовать выходной день с ребенком. Фоторепортаж.

Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему «Секреты воспитания», «Играем дома»(картотека игр для родителей), статья «Активный отдых»

Предложения по оформлению фоторепортажей, советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребенком.

Участвуют дети, родители, воспитатель.

2. Родительское собрание «Правовое воспитание».

Статьи: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Способы открыть ребенку свою любовь», «Искусство быть родителем», «Понимаем ли мы друг друга?»

Цель: познакомить родителей с Декларацией прав ребенка, дать знания о правовом воспитании детей.

Анкетирование родителей и детей «Семья глазами ребенка» по правовому воспитанию. Индивидуальные беседы по вопросам родителей.

Участники- воспитатель, родители, дети, муз.рук

3. Конкурс новогодних кулинарных рецептов.

Объявление. Папка с советами по приготовлению и оформлению новогодних блюд. Дегустация на празднике.

Цель: приобщить малоактивных родителей к совместной групповой деятельности, дать возможность всем семьям проявить творчество, воспитывать желание порадовать всех на празднике, сплотить.

Индивидуальные советы по участию в конкурсе, работа с родительским комитетом по проведению конкурса и дегустации. Участвуют родители.

4. «Здравствуй, Новый год!». Совместный праздник.

«Как встретить Новый год», «Что дарить в этом году», «Новогодние приметы и традиции», «Новогоднее угощение», поздравления для всех, новогодняя газета.

Цель: развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим трудом развлечений, воспитывать сплоченность.

Приобщение к участию,подготовке к утреннику, украшение группы, зала, стихи,сценки.

Участвуют родители, дети, воспитатель, младший воспитатель, музрук.

1.Снежные постройки и зимние игры в час семейных встреч. Участок ДОУ.

Фотостатья «Как и что можно построить для зимних игр». Объявление-приглашение.

Цель: Развивать желание родителей и детей в совместной деятельности проводить отдых, воспитывать интерес к совместному труду и играм со снегом.

Строительство с семьями снежных построек, индивидуальное и коллективное обыгрывание их.

Участвуют родители, дети, воспитатель, младший воспитатель.

2. Марафон «Добрых дел мастера».

Объявление, поощрение- снежинки, возможный перечень добрых дел, календарь марафона.

Цель: приобщить родителей к трудовому воспитанию детей, развивать желание сделать как можно больше полезных дел для других.

Ведение календаря добрых дел, разъяснение родителям важности всеобщего участия в марафоне для детей, ответы на родительские вопросы, решение с родительским комитетом о наградах.

Участвуют дети, родители, воспитатели.

3. Устный журнал «Роль сюжетной игры в развитии дошкольников»

Статья «Чему учит сюжетно-ролевая игра?», пополнение сюжетных игр новыми пособиями.

Цель: познакомить родителей с разновидностью игр- сюжетно-ролеых, дать знания о ведении игры, ее значении, задачах. Просьба нарисовать совместный рисунок на тему «Кем я хотел бы стать?»

Участвуют воспитатель, родители, дети.

1.Тематическая выставка «Рисуем вместе с папами».

Статьи «Растим будущего мужчину», «С помощью чего можно рисовать».

Цель: приобщение пап к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома.

Воспитывать желание проявить творчество, активность.

Участвуют папы. дети.

2. Оформление фотовыставки «Наши замечательные папы.»

Поздравление к дню Защитника Отечества. Валентинка с сюрпризом для родных руками ребенка.

Цель: развивать желание порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями,

с участием мам.

Подбор стихов, рисунков, пожеланий. Участвуют мамы, дети, воспитатель.

3. Масленица. Участие в сельском празднике.

Приглашение. «Проводы зимы».»Вкусные блины».Сбор соломы для масленицы.

Цель: приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника вместе с детьми.

Сбор соломы, изготовление Масленицы, выпечка блинов.

Участвуют родители, дети, воспитатели, няня, музрук.

4. «Спорт, игра, дружба!» (совместный спортивный досуг)

Приглашение, спортивный девиз, украшение зала, пословицы о здоровье и спорте, подарки папам.

Цель: продолжать приобщать родителей к ЗОШ, развивать желание и умение про водить отдых с пользой,

весело, энергично, воспитывать желание порадовать пап своими умениями.

Спортивная одежда, подготовка участников, ведущих, подбор спортинвентаря, музыки, чаепитие.

Участвуют воспитатель, дети, родители, младший воспитатель, музрук.

1.Тематическая выставка поделок и рисунков «Рисуем вместе с мамой».

Статья «Растим будущую женщину». Новые изотехники для творчества.

Цель: приобщение мам к воспитанию детей и проведению совместной деятельности с ребенком дома.

Воспитывать желание проявить творчество, инициативу.

Советы по организации выставки, использованию разных изоматериалов, изотехник.

Участвуют мамы, дети.

2. Оформление фотовыставки «Моя мама», «Моя семья».

Оформление семейных буклетов.

Цель: развивать желание порадовать мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Подбор стихов для конкурса о маме, рисунков, пожеланий, помощь в оформлении буклетов.

Участвуют родители, воспитатель, дети, младший воспитатель.

3. Утренник- презентация «Конфетное дерево»(в рамках проекта о мамах)

Приглашение, подарки.

Цель: провести веселый праздник с участием мам,

порадовать их детскими песнями, танцами,

совместными играми, воспитывать чувство гордости к родным

Заучивание стихов, песен, сценок, изготовление сувениров для мам.

Участвуют музрук, воспитатель родители, дети, няня.

4. Участие в фестивале «Радуга»

Объявление о конкурсе рисунков.

Цель: продолжать приобщать семьи к участию в делах группы,

развивать желание подготовить детей к

конкурсу. Воспитывать активность.

Репетиции к конкурсу, подбор стихов о Родине, тематики рисунков.

Участвуют родители, дети, воспитатель, музрук.

1.День смеха.

Статья «Смешинки от детей».

Цель: продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

Подбор смешинок, случаев, фото. Участвуют родители, дети. воспитатель.

2. Музыкально- спортивный праздник «Весну встречаем- здоровьем тело наполняем!»

Статья «Как уберечь ребенка от травм»(профилактика детского травматизма).

Цель: развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтересованность и инициативу.

Привлечение к участию в соревнованиях. Консультации о профилактике заболеваемости и об использовании физкультуры и закаливания дома.

Участники воспитатели., родители, дети, м/сестра, няня, музрук.

3. День открытых дверей для родителей.

Статья «Как предупредить весенний авитаминоз?», фотоотчет «День открытых дверей», приглашение, список мероприятий.

Цель: Познакомить родителей с ходом дел в группе, занятиями, режимными моментами, дать возможность понаблюдать за своим ребенком в коллективе детей, на занятиях, воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к воспитательно- образовательному прцессу.

Ответы на вопросы, предложения родителей.

Участвуют воспитатель, родители,дети,няня.

1.Итоговое общее родительское собрание «Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год».

Организация летнего отдыха детей.

Статьи: «Диагностика», «Родительская помощь на следующий год», «Что должен знать и уметь выпускник средней группы», «Как организовать летний отдых детей», «Летний санбюллетень».

Цель: дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

Анкетирование, беседы по диагностике, консультации, список игр и литературы на следующий год.

Участники – родители, воспитатели, медик, заведующая.

2. Поход «Семейное путешествие».

Статьи: «Живой отдых», «Как организовать удачное лето?», «Бывает ли отдых полезным и интересным?»

Цель: привлечь к отдыху на природе, учить подбирать удачные места для игр с детьми, воспитывать дружеские отношения между детьми и родителями, воспитателями.

Доска гласности для выбора места отдыха группы. Сбор необходимых вещей для похода.

Участвуют родители, дети, воспитатели.

3. Озеленение и благоустройство участка и территории ДОУ совместно с родителями.

Статья «Наши зеленые друзья», «Клумбы радости», «Зеленый уголок у дома».

Цель: привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество, заинтересованность в благоустройстве участка.

Подбор цветов, растений для участка, высадка огорода, покраска участка.

Участвуют родители, воспитатель, няня, завхоз.

План работы семейного клуба

Цель: объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;

предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Сентябрь

1.«Давайте знакомиться» (круглый стол)

Цель: определить направление работы, выявить наиболее важные темы.

  • Выставка рисунков «Семья глазами детей»,
  • Беседа «Что значит общаться?»,
  • Анкета « Что хранит ваша память о детстве?»,
  • Фото «Пока мамы нет дома»,
  • Обмен кулинарными рецептами,
  • Чаепитие(рассказ о чае, дегустация семейных блюд)

2. «У свечи: семья сильна своими традициями» (гостиная)

Цель: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка.

  • Обмен мнениями «Семейные традиции, какие они?»
  • Фото «Из поколения в поколение»
  • Рассказы о семейных реликвиях.
  • Поэтическая страница «Сияют дни своей порой осенней»
  • (чтение любимых стихов)
  • Выставки репродукций картин русских художников- пейзажистов.
  • Рассказы о традиционных украшениях жилища «Картина в моем доме»

3. Праздник елки в вашем доме. (практикум)

Цель: оказать практическую помощь в проведении праздника в домашних условиях:

Как порадовать детей и всех членов семьи, создать атмосферу добра и радости в праздничные дни.

  • Практикум по изготовлению поделок, игрушек, оформлению комнаты,
  • Рассказ «Праздник елки на Руси»,
  • Из истории песни «В лесу родилась елочка»
  • Практикум проведения игр с детьми в домашних условиях «Минуты тихих игр»
  • Стихи, загадки, сюрпризы на тему «Зима», «Елка»
  • Праздничный стол(секреты трех поколений)

4. «Зимняя мозаика» (дискуссия-размышление)

Цель: убедить родителей в необходимости и значимости книги в нравственном воспитании ребенка.

  • Роль слова- обращения к ребенку в усвоении нравственных норм.
  • Из опыта общения в семье.
  • Место книги в вашем доме.
  • Говорят дети.
  • Великие люди о своем детстве.

5. Вечер воспоминаний. История семьи в истории Отечества.

Цель: побуждать родителей делиться опытом, как в семье хранят память о старшем поколении,

Строятся отношения между поколениями, воспитываются моральные ценности, формируется отношение к окружающему миру.

  • Образ войны у разных поколений.
  • Письма с фронта- семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение
  • Слова ветерана (обращение к молодым)
  • Праздничный концерт.

Еще один очень интересный подпроект в рамках проекта «Работа с родителями» называется « Мамы разные важны, мамы всякие нужны». Его важность состоит в том, что решена проблема приобщения родителей к делам группы, дети получили новые знания о мамах, ее роли в семье, произошло обогащение словаря детей, развитие их речи, повысился уровень мотивации участников педпроцесса по развитию познавательной сферы, творчества, эрудиции детей и родителей. Важным моментом подпроекта стало сплочение детско-родительских отношений, проявление доброты.

В проекте родители вместе с детьми создали много прекрасных буклетов о своих семьях, участвовали в выставке рисунков и фотовыставке, своими руками изготовили сувениры для мам, активно выступали в утреннике- презентации «Конфетное дерево», приготовили угощение для мам и бабушек.

Проект Мамы разные важны, Мамы всякие нужны.

Автор: Шишковская Вера Васильевна воспитатель МДОУ д /с «Сказка» села Тростянка Сроки реализации: ноябрь 2011 - март 2012г. Вид проекта: долгосрочный, творческий, образовательный Проблема проекта:
  • Дети и родители недостаточно знают о празднике День матери, из бесед мы выяснили, что
  • дети мало знают о своих мамах, их увлечениях, их роли в семье.
  • Мы решили все вместе собрать материал о семьях детей средней группы(о профессиях мам, о семейных традициях, о замечательных бабушках).
  • Как-то дети поспорили, чья мама лучше, красивее, это тоже послужило причиной создания этого проекта.
Воспитывать любовь и уважение к самым дорогим людям на свете – маме и бабушке. Познакомить с днем матери. Цель проекта: Задачи проекта:
  • Формировать представление о семье, семейных и родственных отношениях.
  • Учить обобщать разные изображения людей по возрастному признаку, по профессии. Проявлять уважение и чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших. Активизировать исследовательскую деятельность детей, педагогов, родителей. Способствовать сплочению детско - родительских отношений. Способствовать развитию речи через чтение стихов, пословиц, составлению рассказов о маме. Развивать творческие способности детей.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель. Реализация проекта: Это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них. Это детская самодеятельность, это конкретное педагогическое дело, это поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Это звено в системе воспитания развивающейся личности. Этапы работы над проектом : 1. Подготовительный. 2. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов. 3. Заключительный. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП -Что за праздник отмечают 30 ноября? (анкетирование родителей детей) - Консультация « Работа над методом проекта с детьми в детском саду. Определение целей, задач, участников проекта.» - Педсовет « Перспективный план работы по проекту.» Совместная деятельность - Фотовыставка « Моя семья». - Комплексное занятие «Моя семья» - Выставка рисунков «Наша дружная семья» - Составление детских рассказов о семье, о маме. - Занятие по познавательному развитию « Золотая мама». - Беседа « Мамина мама – кто она?». - Изготовление поделок – сувениров для мамы. - Занятие по развитию речи «Мамина шкатулка». -Чтение художественной литературы Заключительный этап - Оформление буклетов для книги « Мамы всякие важны» - Презентация проекта- утренник для мам и бабушек». - Праздничное чаепитие. Предполагаемые результаты

Систематизация имеющихся знаний детей о дне матери, о маме, ее профессии, роли в семье.

Обогащение словаря детей путем введения определенных слов в практику общения.

Повышение мотивации участников педпроцесса по развитию у детей познавательной сферы, эрудиции, развитие творчества.

Сплочение детско- родительских отношений, проявление доброты, уважения к маме.

Перспективный план мероприятий проекта: Беседа «Наши мамы» . Цель: Помочь понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому, рассказать о том, что мамам необходимо помогать.(подготовить совместно с родителями рассказ о маме.) Занятие « Моя семья».Цель. Закрепление представлений о семье, воспитание желания заботиться о близких, закрепление навыков связной речи. Сюжетно- ролевая игра « Семья». Чтение и заучивание пословиц о маме. Цель. Объяснить смысл пословиц, используя иллюстрации. Чтение стихов о мамах. Цель. Воспитание любви к маме. Беседа «Мамина мама- кто это?». Цель. Знакомить с отношениями в семье, воспитывать уважение к бабушке. Чтение стихов о маме.(Н.Саконская. Разговор о маме.) Занятие по развитию речи «Мамина шкатулка». Цель. Развитие речи при описании фото, закрепление умения отвечать на вопросы, активизация словаря. Чтение худ. литературы о маме.(А. Барто. «Разлука», «Мама поет»). Сюжетно- ролевая игра «Больница» Дидактическая игра «Кто чем занимается?» Цель. Расширять представление о профессиях мам, Учить соотносить действия людей разных профессий. Сюжетно- ролевая игра « Парикмахерская». Цель.Совершенствовать взаимоотношения между мамой и ребенком. Чтение стихов Е. Благининой « Мамин день», Э. Успенского «Если был бы я девчонкой». Оформление буклетов «Моя семья» . Родители и дети рисуют свою семью, пишут рассказ о семье, помещают фото семьи. Подготовка к конкурсу чтецов. Развивать умение выразительно читать стихи. Чтение стихов Б. Емельянова «Мамины руки», Э. Мошковской « Я маму свою обидел». Продолжение работы по оформлению буклетов о семье. Выставка рисунков « Моя семья». «Моя мама» Развитие творческих способностей. Занятие по ознакомлению с окружающим «Золотая мама». Изготовление сувениров для мам и бабушек. Воспитывать желание сделать приятное близким. Рассказы детей о мамах и бабушках.Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.

Заключительный этап Оформление буклетов для книги « Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Презентация проекта- праздничный утренник « Конфетное дерево». Чаепитие для мам и бабушек. Подведение итогов конкурса чтецов. Сценарий утренника- презентации В зале стоит «конфетное дерево». Входят дети. Ведущая 1 – Дорогие наши гости! Сегодня в нашем зале нас собрал самый добрый, самый семейный праздник – праздник любимых наших мам, бабушек и сестренок. Ведущая2- В этот день мы всегда поздравляем своих близких, говорим о любви к ним, желаем здоровья и успехов, и, конечно же, дарим подарки. Ведущая 1- Вот и наши дети пригласили вас в этот зал, чтобы преподнести свой подарок. Вот он. Если в чудо веришь ты, Мы о нем расскажем. Если в чудо веришь ты, Мы его покажем. Чудеса повсюду есть- Всех не перечесть. Но для вас особое чудо из чудес! 1 ребенок- На свете много есть чудес, Но обойди весь свет- Такого чуда как у нас, На целом свете нет! 2 ребенок- Его растила детвора- не месяц и не два. Ему всегда шептали мы Лишь добрые слова. 3 ребенок- И наше деревце росло, Листочки появлялись. Восьмое близилось число И все мы волновались. 4 ребенок- Ну а сегодня, посмотри, Уже на каждой ветке Для наших бабушек и мам Качаются конфетки! Дети садятся на стулья. Ведущая 1- Ну как, понравился вам, дорогие гости, подарок ваших ребят? Я вот только думаю, что конфетки-то эти не простые. Ведущая 2- Может быть там мармелад? Дети- Нет! Ведущая 1- Может там шоколад? Дети- Нет! Ведущая2- Там орехи иль халва? Дети- Нет! Ведущая1- Идет кругом голова! Ведущая 2- Нам скажите по секрету, что же спрятано в конфетах? Да, а дети –то молчат, говорить вам не хотят! Ведущая 1- Конфету с дерева снимаю. Что найду в конфетке, я пока не знаю. (первая конфета)- До чего же хороши Неваляшки- малыши. Низко наклоняются, звонко улыбаются. Всем поклон и вам поклон. Дили- дили- дили –дон! Дети младшей группы исполняют танец « Неваляшки», читают стихи о мамах, танцуют танец «Поссорились- помирились!» Ведущая 2- А сейчас мы немного послушаем. Дети расскажут нам о своих семьях и кто-то из вас узнает себя и своих близких в этих рассказах. Подведение итогов работы над проектом, подведение итогов конкурса чтецов. Ведущая 1- А я снимаю еще одну конфету с нашего дерева (зеленую), а в ней … приглашение на «Парный танец» Ведущая 2- Сегодня у нас в гостях не только мамы, но и бабушки. А бабушки- это близкие подружки и мальчиков и девочек. Потому что они и сказку могут рассказать, и поиграть, и песню спеть, и обед сварить, и носки связать, и много разных дел в доме сделать. Не зря бабушкины руки- золотые руки! Ведущая 2- На нашем дереве есть золотая конфетка, а в ней… стихи о руках бабушки. - А еще наши дети споют песню для своих бабушек « У каждого на свете» Ведущая 1- Конфету синюю срываю, Открываю и читаю. Вы знаете, что не у всех мам есть дочки. Есть и любимые сыночки. Они поздравят сейчас всех мам песней « Ты не бойся, мама!» Ведущая 2- Наши девочки тоже хотят поздравить своих мамочек. Они споют красивую песенку « Деревца не шумят». Ведущая1- Конфету красную снимаю, открываю и читаю- 2Конфета- игралочка». Соревнования и игры. 1.Перетри тарелки! 2. Собери букет! 3. Повяжи платочек на шарик. (и мальчики- девочкам) 4. Перенеси подарки.(малыши) Ведущая2- Много было здесь конфет. В каждой спрятан был секрет. Мы вам пели, танцевали. Как могли вас развлекали. И на дереве сейчас Лишь одна висит для вас музыкальная конфета В ней весенние приветы, Пожелания гостям, Мамам, бабушкам и нам. Дети берут цветы и поют песню «Песенка для мамочки». Девочки исполняют танец с цветами. Ведущая 1- Дорогие мамы и бабушки мы еще раз поздравляем вас с праздником весны 8 марта. Праздник мы уже кончаем. Что же нам еще сказать? Разрешите на прощанье Вам здоровья пожелать! Ведущая 2 – Не болейте! Не старейте! Не сердитесь никогда! И такими молодыми Оставайтесь навсегда! Комплексное занятие в рамках проекта « Моя семья» Задачи: - закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи). - воспитывать желание заботиться о близких. - закреплять знание пословиц о семье. 1. Организационный момент. (в кругу). Собрались все дети в круг. Я- твой друг, и ты- мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель. –Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я- Вера Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Дашенька, Мишенька,…) 2. Беседа о семье. Воспитатель.- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья. Как хорошо, что у вас есть семья! Вы- самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь к друг другу. Семья может быть и маленькой, например, мама и ребенок, но если они любят друг друга- это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях? (рассказы детей) Воспитатель. – Скажите самые хорошие слова про маму, какая она?(заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая, …) - А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…) - А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый, …) - А что папа умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить,…) 3. Рассказ по картинкам. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, а мама дает ему лекарства и т. д.) - Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, кто изображен, во что одет, что делает? - А как вы думаете, что они могут говорить друг другу? Оживите картинку. - Итак, что же такое семья? (ответы детей) Вывод: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. 4. Валеологическая пауза « Большая семья». (в кругу) В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я: Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла. Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи- настоящий отец! Бабушка с ними – старушка- жила, целыми днями вязать могла! Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку ловил. Н у а еще был в семействе сынишка- бойкий и шустрый такой шалунишка. Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик. Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал: Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает. В семье той большой не умели скучать- вечером пили с вареньем чай. Вкусный чаек, объеденье- варенье… Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я- Дружная очень это семья! 5. Игра на развитие творческого воображения. Воспитатель. – Вечером вся семья собирается дома- а это значит, что можно поиграть в веселую игру. Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак? 6. Беседа по пословицам. - Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц. « При солнышке тепло, при матери- добро» (дети договаривают пословицы) « Нет милее дружка, чем родная матушка». - А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие вы знаете пословицы о семье? 7. Игра « Что бы вы пожелали своей семье?» (пожелания детей) 8. Пальчиковая гимнастика.(стоя) Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный, средний и большой. Знаю я, что у меня дома дружная семья: Это- мама, это- я, это- бабушка моя. Это- папа, это- дед, и у нас разлада нет! 9. Изготовление цветка для семьи. - А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (из гофрированной бумаги и проволоки) - Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь! Приложение к проекту

Заключительная часть.

На основе анализа эффективности новых форм работы с родителями сделаны следующие выводы: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, 68% участвуют в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам диагностики в группе нет родителей- наблюдателей, на 30% увеличилось число родителей –лидеров, до 67% выросло количество родителей- исполнителей.

Организация взаимодействия с семьей- работа трудная., не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого- педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей (21, с 96)

Презентация дошкольного учреждения

Цель, познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель, привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается для затравки, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Мини-собрания.

Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.

Педагогические консилиумы.

В состав консилиума входят воспитатель, заведующая, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог-психолог, учитель логопед, старшая медсестра, члены родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:

Наличие сведений об особенностях конкретной семьи;

Определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;

Разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Деловая игра - простор для творчества.

Цель: выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?».

Тренинговые игровые упражнения и задания.

Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов.

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение

родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

В работе с родителями следует использовать такую форму, как «Родительский университет», где могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой -- моя новая профессия).

«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа - первые и главные учителя).

«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки - хранители семейных традиций).

Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

«Устный журнал» - одна из целесообразных форм работы с коллективом родителей, позволяющая ознакомить их сразу с несколькими проблемами воспитания детей в условиях детского сада и семьи, обеспечивает пополнение и углубление знаний родителей по определённым вопросам.

Каждая "страница" "Устного журнала" заканчивается выступлениями детей, что позволяет родителям увидеть имеющиеся знания детей по данным проблемам. Например, первая страница "Устного журнала" посвящается обучению детей правилам дорожного движения. Дети готовят сценки и стихи, посвящённые профилактики ДТП. Подобная форма работы с родителями вызывает у них интерес и желание сотрудничать с педагогами. «Устный журнал» состоит из 3--6 страниц или рубрик, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут. Например, рекомендуем использовать рубрики: «Это интересно знать», «Говорят дети», «Советы специалиста» и др. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за “Круглым столом” расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуж-дением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Дежурства родителей. Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для " наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенная помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс.

Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов

родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получает отклик у родителей - они задают разнообразные вопросы, о которых не же-лали говорить вслух.

Досуг родителей и детей позволяют заполнить спортивно -- массовые

мероприятия. Например: «Мама, папа и я - спортивная семья». Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, способствуют укреплению и углублению связей между ними.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары- практикумы, школу молодых родителей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Встречи с родителями, такие как «Педагогический калейдоскоп, «Юморина», «Валентинов день» позволяют не только выявить педагогические знания родителей, их кругозор, но и помогают сблизиться друг с другом, вызвать эмоциональный отклик от общения, от проведенного мероприятия, а также вызывают интерес и желание сотрудничать с педагогами.

Большое значение в воспитательном процессе имеет проведение совместных мероприятий таких, как театрализованные представления. На общих родительских собраниях можно показать выступления родителей и детей в спектаклях. Это оказывает огромную радость на родителей и детей при подготовке и показе театрализованных представлений. Совместный успех можно разделить за чашкой ароматного чая.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия».

Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.

Целью является дополнение словесной информации для родителей рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Привлекают, способствуют сближению педагогов, родителей и детей различные творческие мастерские, кружки ""Очумелые ручки”, «Копилки идей». Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно

установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

Семейный вернисаж, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка -- стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Видеофильмы, которые создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

Интересной формой сотрудничества является выпуск газеты. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома».

В создании газеты могут участвовать администрация детского сада, педагоги, специалисты.

Должны найти место в работе с родителями: домашние педсоветы, педагогические гостиные, лектории, неформальные беседы, пресс - конференции, клубы отцов, бабушек, дедушек.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителям, построены по типу теле-визионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», брей-ринг, где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Можно организовать педагогическую библиотеку для родителей (книги им выдаются на дом), выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

С родителями также можно использовать:

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию:

Объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

Просьбы о помощи;

Благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что

освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Доска объявлений.

Доска объявлений - это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Письменные отчеты о развитии ребенка - это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Оплачиваемая должность.

Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в программе в качестве члена воспитательного коллектива.

Таким образом, творческое использование традиционных форм работы (беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация и др.) и нетрадиционных ("Устный журнал", дискуссионный клуб, вечер вопросов и ответов и др.) позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.

Педагогический поиск развития экспериментальной деятельности в ДОУ по экологическому воспитанию Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание...

Инновационные формы сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников Семья и ДОУ - два важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и педагогов. В соответствии с Законом «Об...

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем дальше вглубь веков, тем всё живей и величественней развернутся они в нашей памяти. Не раз ещё сожмётся наше сердце при воспоминании о тех страшных днях, годах, которые пережила наша Родина, наш народ...

« Не забывайте птиц зимой» Покормите птиц зимой, Бросьте горстку крошек, И пускай снуют порой Стайки у окошек. Бросьте горсточку зерна. Много им не надо. И зима не так страшна Будет для крылатых. Им не дайте в лютый час Гибнуть...

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись даже самому опытному педагогу. Современная педагогика рассматривает семью как один из важных факторов, воздействующих на становление личности ребёнка.Влияние семьи осуществляется, когда психика ребёнка наиболее чувствительна и пластична. Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся амосфера семьи. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Современная педагогика рассматривает семью как один из самых влиятельных факторов, воздействующих на становление личности ребенка. Влияние семьи осуществляется в период, когда психика ребенка наиболее чувствительна и пластична. Поэтому в его воспитании важнейшее значение имеют уровень нравственной культуры родителей, их устремления, семейные традиции, вся атмосфера семьи. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.

ЗАДАЧА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ – СОЗДАНИЕ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ТРЕБОВАНИЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

Я придерживаюсь следующих принципов:

  • полное взаимопонимание и согласованность действий;
  • постоянный контакт с родителями;
  • опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие воспитания и обучения ребёнка в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

  • повышение педагогических знаний родителей о воспитании детей с ОВЗ и глубоким нарушением интеллекта;
  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс (родительские собрания в классе, совместные творческие дела).

При организации работы с семьями воспитанников нужно обязательно учитывать:

  • психофизиологические особенности учащихся
  • их положение в семье
  • особенности методов воспитания и обучения детей с проблемами в развитии
  • социальное положение, культурный уровень и бытовые условия каждой семьи.

В процессе проведения работы с родителями воспитанников необходимо правильно организовать жизнь и деятельность детей в семье, создать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств. В своей работе необходимо использовать разнообразные формы работы с родителями воспитанников.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • индивидуальные беседы и консультации;
  • классные родительские собрания;
  • анкетирование;
  • общешкольные родительские собрания;
  • внеклассные мероприятия с привлечением родителей.

Организуя психолого-педагогическое просвещение семьи, необходимо учитывать:

  • возраст родителей учащихся и их опыт в воспитании своих детей (первый ребенок или второй);
  • их образовательный и культурный уровень;
  • знание особенностей возраста, в котором находится их ребенок;
  • их собственные знания о своем ребенке;
  • их планы относительно будущего собственного ребенка.
  • для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей было успешным, оно должно базироваться на запросах самих родителей в просвещении, на исследованиях классного руководителя, связанных с просвещением родителей, на запросах педагогического коллектива, связанных с организацией учебно-воспитательного процесса в данном классе. Запросы родителей в просвещении должны изучаться на каждом родительском собрании в виде опросов.

Темы родительских собраний должны быть интересны родителям и учитывать специфику возраста учащихся класса, особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе, психолого-педагогические особенности коллектива учащихся, трудные темы развития и становления личности ребенка и его адаптации к миру взрослых.

Родительские собрания, посвященные возрастной специфике, должны затрагивать следующие темы:

  • Возрастные особенности физиологии и гигиены школьников.
  • Возрастные кризисы школьников.
  • Особенности коммуникации взрослых и детей с ОВЗ.
  • Эстетическое, нравственное, трудовое воспитание школьников в семье.

Вовлечение родителей учащихся в совместную деятельность.

Одним из важных направлений в работе классного руководителя с родителями является вовлечение их в активную совместную деятельность. Наибольший эффект эта работа имеет тогда, когда они начинается непосредственно в начальной школе.

Вовлечение родителей в досуговую деятельность необходимо для того, чтобы повысить ответственность семьи перед учебным заведением и классом, в котором учится ребенок, расширить возможности для улучшения взаимоотношений в системе «учитель-ученик - родитель», способствовать демонстрации позитивного примера семей в воспитании собственного ребенка, поставить воспитательную работу в классе на качественно новый уровень.

Вовлечение родителей в жизнь класса, в котором учится их ребенок, возможно не только во внеурочной деятельности.

Родители должны иметь представление, как организована урочная деятельность их детей, какие требования предъявляет педагог к знаниям, умениям и навыкам учащихся, как проходят уроки в классе по различным предметам.

Участие родителей в урочной деятельности возможно по следующим причинам:

  • посещение уроков в связи с потребностью родителей или по просьбе учителя;
  • посещение уроков в связи с подготовкой и проведением тематических родительских собраний;
  • проведение родителями классных часов, часов общения;
  • проведение родителями дней ребенка в классе;
  • участие родителей во внеурочной деятельности возможно по следующим направлениям:
  • организация и проведение в классе кружков по интересам;
  • экскурсии на природу, историко-краеведческие экскурсии;
    участие в совместных турнирах и состязаниях;
  • совместные праздничные концерты; благотворительные аукционы.

Консультации и тренинги для родителей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут.

Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску разрешения трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

  • консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
  • проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  • в ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  • участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  • консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  • в ходе проведения консультации необходимо обратить внимание на хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только тогда говорить о проблемах.
  • в ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  • консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
  • консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
  • результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги.

Тренинги - это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находятся в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает им принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют позиции детей и взрослых, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.

№ СОБРАНИЯ

МЕРОПРИЯТИЯ

ТЕМА

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

Собрание №1

Снова в школу.

  1. Определение образовательного маршрута и пути его реализации на новый учебный год.
  2. Корректировка сведений социального характера о семье и социальном статусе обучающегося.
  3. Инструктаж о работе родителей с собственным ребёнком по безопасному поведению в школе, на улице.

сентябрь

Собрание №2

Домашние трудовые поручения ребёнка в семье – как основа воспитания силы воли ребёнка.

  1. Определить роль домашних трудовых поручений ребёнка в семье.
  2. Определить список домашних трудовых поручений ребёнка в семье.
  3. Определить мотивы на исполнение трудовых поручений в семье.

октябрь

Собрание №3

Воспитание волевых качеств – как основа формирования самостоятельности ребёнка.

  1. Определить ведущие волевые качества (терпеливость, выдержка) и их качественную характеристику.
  2. Определить значение ведущих волевых действий.
  3. Определить взаимосвязь ведущих волевых качеств с самостоятельностью ребёнка.
  4. Определить шаги воспитания ведущих волевых качеств в семье.

декабрь

Собрание №4

Семейные способы преодоления расстройства волевых действий ребёнка.

  1. Определить основные расстройства волевых действий и их качественные характеристики.
  2. Определить способы преодоления расстройств волевых действий.
  3. Определить возможности преодоления расстройств волевых действий в семье.

февраль

Собрание №5

Ура, каникулы.

  1. Итоги реализации образовательного маршрута в истекшем учебном году.
  2. Корректировка сведений и сбор данных о летнем отдыхе обучающихся.
  3. Инструктаж о работе родителей с собственным ребёнком по безопасному поведению в летний период.

май

Индивидуальные беседы с родителями, педагогическое консультирование.

  1. Выявление трудностей в обучении и воспитании ребёнка с целью корректировки и устранения проблем в обученности и воспитанности.
  2. Повышение уровня педагогической компетенции родителей.
  3. Устранение пробелов в воспитательной деятельности родителей.
  4. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

постоянно,

по мере необходимости

Привлечение родителей к проведению традиционных праздников в школе, классных мероприятий.

  1. Создание условий для сплочения классного коллектива.
  2. Укрепление детско-родительских отношений.